Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

История либерализации зарубежного рынка дальней связи

Либерализация отечественного рынка дальней связи началась с переходом к новому политическому строю в начале 90-х, когда у альтернативных компаний и ведомственных операторов появилась возможность предложить свои услуги потребителю. Первыми этим воспользовались новые операторы сотовой связи, которые создавались преимущественно при участии государственных электросвязей и иностранного капитала. Затем ряд компаний электросвязи на основе части своих сетей учреждали самостоятельные предприятия с возможностью их приватизации. Кроме того, со временем серьезную конкуренцию госкомпаниям составили альтернативные операторы местной связи, которые развернули строительство сетей. Тем самым они встряхнули рынок, приступив к реализации телефонных IP-карт с возможностью осуществления международных соединений. Качество IP-телефонии было весьма сомнительным, но стоимость услуг – существенно ниже.

Так что «Ростелеком», можно сказать, уже давно работает в конкурентной среде, сохраняя при этом свои позиции на рынке. Большим подспорьем для компании стала консолидация государственных активов «Связьинвеста» на базе МРК, а также оптимизация взаимодействия с партнерами по холдингу. Кроме того, в России было запрещено использование компаниями местной связи международной коммутации по сетям передачи данных, что заставило альтернативных операторов международной связи заняться строительством общероссийских сетей.Россия с учетом ее масштабов и монополизации рынка наиболее сопоставима с Соединенными Штатами Америки. С начала телефонизации в США действовала фактически одна компания местной, междугородной и международной связи – AT&T. Через сто с лишним лет монополисту пришлось проводить реорганизацию. В 1974 году компанию обязали выделить 22 подразделения, на базе которых было создано семь крупнейших американских операторов связи. В дальнейшем в результате всевозможных слияний и поглощений сформировались четыре оператора, история которых восходит к AT&T. Помимо этого, США постепенно осуществляли либерализацию рынка дальней связи, на котором к 1984 году работали уже три компании: AT&T, Sprint, MCI. Последняя, кстати, наряду с AT&T предлагала услуги международной связи, а также междугородной связи по радиорелейным каналам.

Несмотря на активное развитие рынка дальней связи, реальной конкуренции AT&T операторы практически не оказывали, так как уникальная сеть компании охватывала всю страну и обеспечивала связь с остальным миром (явная аналогия с «Ростелекомом»). В 2002 году, через шесть лет после начала либерализации, 32,9% рынка дальней связи занимала AT&T, 25,1 – IP-операторы, 21,1 – MCI, 8,5 – Sprint, 4 – Qwest, 3,7 – SBC, столько же – Verizon и 1% – BellSouth.

То есть лидеру рынка удалось сохранить свою долю, несмотря на мощное давление со стороны конкурентов. Стоит отметить при этом, что AT&T работает также на рынке конечных пользователей, предоставляет услуги широкополосного доступа и имеет собственное подразделение IP-телефонии.

Бразилию, как и Россию, большинство мировых финансовых аналитиков причисляет к наиболее активно развивающимся странам. Причем учитывается динамика не только рынка, но и законодательного процесса. Основной оператор дальней связи Бразилии – компания Embratel входила в государственный холдинг Telebras. В 1994 году правительство страны решило приватизировать холдинг, а спустя три года был образован Agencia Nacional de Telecomunicacoes (Anatel) – орган, курирующий работу телекоммуникационных компаний и регулирующий тарифы на услуги международной связи. В результате деления и приватизации холдинга Telebras рынок дальней связи в течение трех лет (с 1997 до 2000) контролировала Embratel. Но уже с 1998 года компания обязана была оплачивать услуги интерконнекта, оказываемые приватизированными операторами местной связи. А в 2000 году первым конкурентом Embratel выступил Intelig.

В качестве основного плюса либерализации по-бразильски можно отметить существенное снижение цен на подключение телефона (с 1000 долларов до 40) и, как следствие, телефонизацию всей страны. Как и в России, регулятор ограничивал права существенных операторов определять тарифы, что сдерживало возможности Embratel в формировании более гибкой тарифной политики.

После выхода на рынок оператора Intelig бывшему монополисту пришлось сложно – новичок начал демпинговать. Снижение цен в 2001 году достигло 90%, и ситуация ухудшилась, когда зоновые операторы получили лицензии на дальнюю связь.

Для того чтобы не упустить долю на рынке, на равных конкурировать с новыми операторами, в Embratel решились на диверсификацию бизнеса (компания купила несколько операторов местной и спутниковой связи). А еще до появления первого конкурента она перешла к активному рекламному давлению на рынок. Заметим, что в арсенале Embratel, как и «Ростелекома», есть дополнительное преимущество. Код выхода на сеть компании «21» – аналог российской «8». Но «21» – это код Рио-де-Жанейро, и для звонка в этот город бразильцам нужно набрать лишь «02121».

Сегодня, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны операторов местной и зоновой связи, которые несколько лет назад также начали оказывать услуги междугородной и международной связи, Embratel остается крупнейшим оператором дальней связи Бразилии.

Польские операторы, как и российские, до 90-х годов работали в условиях плановой экономики. Несмотря на то, что приватизация госхолдинга Telekomunikacja Polska S.A. (TPSA) началась еще в 1998 году, международная связь оставалась под контролем государства вплоть до 2003 года, когда разрешили присутствие иностранного капитала в сегменте международной связи.

Монопольного положения на рынке междугородной связи TPSA лишилась чуть раньше – в мае 2000 года три альтернативных оператора получили соответствующие лицензии. Первыми конкурентами TPSA стали компании Netia 1, Energis Polska Sp. z o.o. и Nezalezny Operator Miedzystrefowy (NOM). Однако вплоть до конца 2002 года конкуренция была незначительной, и TPSA пожинал плоды монополизма. Исключение составляло соперничество со стороны VoIP-операторов.

Кардинальные изменения на польском рынке ожидались в 2004 году, когда сразу 55 (!) операторов получили коды для международной связи на базе цифровых сетей страны. Однако большинство из них так и не приступило к оказанию услуг дальней связи. Так что либерализация не сильно сказалась на положении TPSA – в 2004 году компания занимала 79% рынка.

Значительные инвестиции в развитие дополнительных услуг и сетей сегодня тоже на руку TPSA, сохраняющей лидерство на рынке междугородной, международной и местной связи. Впрочем, процесс либерализации, вхождение Польши в ЕС позволяет предположить, что существенные изменения на рынке дальней связи в этой стране еще впереди.

Консервативная Великобритания решилась на либерализацию связи лишь в 1979 году, когда правительство объявило о планах вывода из-под контроля телекоммуникационной отрасли. После двухгодичных раздумий в 1981 была создана компания British Telecom (BT), отделившаяся от почтовой службы страны. А уже в 1982 году компания Mercury Communications (MC) приступила к строительству собственных сетей связи в Англии. Вплоть до 1991 года BT и MC делили рынок между собой. Точнее, BT занимала прочные позиции на рынке дальней и местной связи для частных пользователей, а MC лишь немного потеснила бывшего монополиста в корпоративном сегменте. При этом оба оператора предоставляли сети альтернативным компаниям, обязанным предлагать свои услуги только на базе сетей BT или Mercury.

Когда в 1991 году правительство положило конец дуополии BT и MC, независимые операторы поспешили переключить абонентов на собственные сети. Но и это не вызвало серьезных потрясений для BT, которая сохраняет до 90% рынка местной связи и существенную долю на рынке международного голосового трафика. В 2002–2004 годах оператор занимал 58% рынка дальней связи, оставшаяся часть была распределена между конкурентами – NLT (подразделением компании Cable and Wireless, купившей Mercury), на долю которого приходилось 8%, и множеством небольших операторов.

British Telecom, владеющая мощнейшими сетями и активами, является одним из крупнейших мировых телекоммуникационных операторов. И, несмотря на частичное регулирование тарифов со стороны государства, по мнению аналитиков, не упустит лидерства на рынке Великобритании.

Все рассмотренные примеры наводят на мысль, что основная часть клиентов остается за оператором, в чьих руках было лидерство до начала либерализации. «Ростелеком» – перспективная компания, сумевшая вобрать в себя большинство плюсов, характерных для упомянутых в статье зарубежных операторов. Она располагает одной из самых развитых сетей в мире наравне с AT&T, а эффективная реализация каналов передачи данных и связи еще долго будет приносить оператору существенную прибыль.

У «Ростелекома», как и у BT, практически нет конкурентов в сфере дальней связи, несмотря на то, что доступ к рынку открыт. Как и польская TPSA, «Ростелеком» создавалась в условиях плановой экономики, но в постсоветское время развивалась ускоренными темпами и смогла сохранить неплохую динамику. Наконец «Ростелеком», как и бразильская Embratel, представляет страну, у которой хорошие перспективы экономического развития. Кроме того, оператор располагает кодами связи, известными практически каждому россиянину.

Законодательная защищенность «Ростелекома» не дает возможность разбалансировать рынок дальней связи и позволяет компаниям, строящим и развивающим сети, искоренять так называемое «цифровое неравенство» в российских регионах. Дополнительный плюс «Ростелекома» – единые корни с МРК и, как следствие, прочные позиции на рынке междугородной связи.

Таким образом, оператор может с уверенностью смотреть в будущее. Ведь либерализация рынка вкупе с его активным ростом даст новый импульс развитию компании и формированию цивилизованного конкурентного рынка в целом.

Главная страница / Архитектура отрасли