Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Тезки и родственники «Гипросвязи»: кто есть кто на рынке?



История института «Гипросвязь» началась в январе 1932 года, когда коллегия Наркомпочтеля приняла решение о создании в Советском Союзе треста по проектированию «Связьпроект». В стране появлялись новые индустриальные центры, росло население городов, создавались коллективные хозяйства, машинно-тракторные станции. Все это предъявляло новые требования к развитию связи. Тресту было поручено проектирование воздушных линий, станционных телеграфных устройств, телефонно-телеграфных узлов междугородных и местных телефонных станций, а также всех гражданских сооружений связи. С годами трест преобразовывался, менял названия, расширял сферу и зоны деятельности.

Слово «гипросвязь» известно с 1951 года. Такое название получил Государственный институт по изысканиям и проектированию сооружений связи, созданный в результате реорганизации Всесоюзного треста «Связьпроект». Тогда же переименовали и его отделения: Ленинградское – в «Гипросвязь-2», а Киевское – в «Гипросвязь-3». Вскоре дополнительно были открыты и другие отделения института: в 1958 году в Тбилиси, через год – в Новосибирске, в 1970 году – в Минске, а еще спустя четыре года, в 1974, – в Куйбышеве (сегодня Самара). Гипросвязи росли и множились. Однако создание отделений института на пустом месте невозможно – необходима серьезная школа, опытные специалисты, информационная база. На формирование таких структур уходят годы, а становление проектных организаций требует огромных усилий инженерно-технических работников.

– Когда открывались отделения в регионах, – рассказывает Ирина Сурэновна Багдасарьян, сотрудник компании «Гипросвязь» с 1957 года, – специалисты из Москвы выезжали в длительные командировки, чтобы с коллегами на местах проводить совместные изыскания и сообща разрабатывать проекты. А некоторые инженеры даже покинули столицу, сменив постоянное место жительства. Центром притяжения для многих стал Новосибирск – город, который культивировал в те годы неповторимую атмосферу творчества и энтузиазма, ожидания больших свершений. Было ощущение, что на глазах специалистов тех лет формировался еще один центр интеллектуальной элиты страны.

Постепенно отделения набирали силу, обретали авторитет, заявляли о себе их сотрудники. В 1966 году в «Гипросвязи» был создан специальный сектор контроля качества проектов, разрабатываемых отделениями. Этот своего рода экспертный совет курировал разработки на всех этапах, предшествующих экспертизе. Помимо этого, специалисты института выборочно рассматривали наиболее сложные проекты, предлагаемые отделениями.

Московский институт на протяжении своей истории являлся головной проектной организацией в области проводной, а с 1982 года и почтовой связи, отвечал за проведение единой технической политики, разработку нормативных документов, определяющих развитие отрасли, а также создание нормативно-справочной базы по проектированию. С ростом промышленности и строительством новых объектов связи назрела необходимость в изменении статуса региональных подразделений института. В 1973 году были преобразованы в самостоятельные институты отделения в Ленинграде, Киеве, Новосибирске, в 1978 году в Тбилиси, а позднее в Минске и Куйбышеве. После распада СССР Тбилисский, Киевский и Минский институты, как и следовало ожидать, перешли в подчинение министерств своих государств.

Девяностые годы не могли не повлиять и на судьбу московского института. Десять лет назад его правопреемником стала компания «Гипросвязь», входящая сегодня в «Связьинвест» и определяющая единую техническую политику холдинга. Недавно в российских регионах созданы три филиала проектного института: Северо-Западный, Южный и Сибирский. Каждый из них имеет свои отделения: в Астрахани, Волгограде, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Иркутске, Красноярске, на Алтае. Представительство Сибирского филиала создано в Уральском федеральном округе. В ближайших планах открытие филиала компании «Гипросвязь» на Урале.К моменту перехода экономики России на рыночные рельсы бывшие отделения института «Гипросвязь» уже не один год были самостоятельными организациями. С прародительницей, некогда головной компанией, их связывало только общее прошлое. Однако до сих пор эти проектные организации объединяет с «родительским домом» название, доставшееся в наследство. В Санкт-Петербурге работает «Гипросвязь СПб», в Новосибирске – «Гипросвязь-4», в бывшем Куйбышеве – «Гипросвязь» г. Самара. Закрытое акционерное общество «Гипросвязь-Информ» почти не имеет общих корней с проектным институтом, входящим в холдинг «Связьинвест». Почти – потому что учреждено в 2002 году. Однако в качестве отцов-основателей этой дочерней структуры выступили «Гипросвязь СПб» и «Гипросвязь-4».

Все перечисленные компании вполне успешны на рынке. При этом каждая выполняет проектно-изыскательские работы с присущим ей профессионализмом. Иногда промах или победа какого-либо предприятия «Гипросвязь» невольно ассоциируются с компанией, не имевшей к этому отношения. На это особенно болезненно реагируют топ-менеджеры предприятий-«однофамильцев».

– В такой реакции ничего удивительного, – поясняет Геннадий Кармазин, первый заместитель генерального директора – технический директор ОАО «Гипросвязь». – К сожалению, негативные факты, как правило, помнятся дольше, и к тому же могут нанести урон имиджу и репутации. Вдвойне обидно, когда незаслуженно. Уверен, нашу обеспокоенность по этому поводу разделяют и сотрудники других проектных институтов в области связи, ставшие по воле судьбы «однофамильцами».

Заказчики, которые неплохо изучили рынок проектирования, в состоянии, конечно, оценить ситуацию. Но сотни потенциальных клиентов – новичков с трудом ориентируются в том, что «Гипросвязь» «Гипросвязи» рознь. Недостаток информации об этом ставит в непростое положение заказчиков в городах и регионах, где одновременно работают несколько проектных институтов или филиалов со словом «гипросвязь» в названии. Какой компании отдать предпочтение?

Как бы ни были разобщены коммерческие службы всех гипросвязей, специалистов в области проектирования по-прежнему объединяют технологии, общая законодательная и нормативная база отрасли.

– Точек соприкосновения у нас немало, – говорит Геннадий Кармазин. – Генеральные схемы развития сетей связи в масштабах страны создавались в Москве, в нашем институте хранится электронная база данных. И когда сегодня разрабатываются магистральные линии связи, требуется обосновать ряд эксплуатационных характеристик, коллеги сверяют исходные данные и увязывают свои проектные решения с московской «Гипросвязью». Здравый смысл обязывает нас контактировать и по другим вопросам. Перспективные решения в области связи на ближайшие пять лет тоже разрабатываются в этих стенах. Представители нашей компании входят в рабочую группу при Правительстве РФ, которой предстоит сформулировать критерии и требования, предъявляемые к системным проектам. Московская «Гипросвязь» – единственный институт, который занимается проектированием специальных систем связи для силовых ведомств: МВД, ФСБ, ФСО и других.

По словам Геннадия Кармазина, было бы целесообразно проводить совместные встречи, научные конференции. Ведь обмен опытом, научными идеями способствует развитию проектирования, внедрению современных подходов и новых инфокоммуникационных технологий. Сотрудничеству в области проектирования не в силах препятствовать даже государственные границы. В институте уверены, что с появлением проектов, реализация которых потребует совместного участия специалистов из Киева или Минска, навести мосты, восстановить контакты с этими компаниями будет несложно. Тем более что на протяжении многих лет сохраняется позитивный опыт совместного сотрудничества.

– Опыт нашего института, – заключает Геннадий Кармазин, – показывает, что результатом успешного партнерства нескольких «гипросвязей» являются проекты, ставшие вехами в истории телекоммуникаций и одновременно классикой проектирования. Достаточно вспомнить трансроссийскую линию связи, пересекающую территорию страны с запада на восток, и первый проект цифрового телевидения. От такого сотрудничества выигрывает заказчик, а в конечном итоге потребители услуг, способных сокращать расстояния и повышать качество жизни не только в мегаполисах, но и небольших городах и поселках. К подобному партнерству нас обязывает и слово «гипросвязь», ставшее брендом на рынке телекоммуникаций.

Главная страница / Архитектура отрасли