Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Первая скрипка в руках специалистов «ГИПРОСВЯЗИ»

Сочинский проект, разрабатываемый ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ», включает строительство волоконно-оптических линий передач вдоль автодорог на участках Анапа – Джубга – Сочи с ответвлением Джубга – Краснодар и строительство объектов электрической и почтовой связи в поселке Красная Поляна и двух Олимпийских деревнях: в Имеретинской низменности и Краснополянском поселковом округе. Уровень проекта определяется не только спортивными амбициями России, ставшей одним из трех претендентов на проведение зимней Олимпиады 2014 года. Хотя именно поэтому ажиотаж вокруг Сочи достиг за последние месяцы такого накала, что у райского уголка на юге России, кажется, уже никаких шансов, кроме как превратиться со временем в курорт международного класса. И это при том, что, по словам вице-премьера российского правительства, председателя Оргкомитета по поддержке выдвижения кандидатуры Сочи на проведение XXII зимних Олимпийских игр Александра Жукова, «проектов такого уровня работ и затрат мы не осуществляли. «Сочи – 2014» – первый в этом ряду. Но, выполнив эту задачу, мы укажем путь для развития других российских городов и регионов».

Улыбнется нашей стране спортивное счастье или обойдет стороной, узнаем уже в июле. Однако решение Международного олимпийского комитета в любом случае не сможет повлиять на статус Федеральной целевой программы «Развитие Сочи как горноклиматического курорта», рассчитанной на период до 2014 года. И задача-максимум – создать на базе уникального природного комплекса в окрестностях Сочи курорт мирового уровня – трансформировалась, судя по настроению специалистов, занятых ее реализацией, в задачу-минимум.

– Было бы близоруко строить планы в отношении Сочи, ориентируясь только на олимпийские перспективы, – рассуждает генеральный директор ОАО «Гипросвязь» Александр СЫСОЕВ. – Туристический, курортный потенциал этого региона огромен. Но из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры миллионы российских граждан предпочитают проводить отпуск на территории Турции или других стран. А ведь Черноморское побережье Краснодарского края – тоже жемчужина, по красоте и природно-климатическим условиям не уступает, а в чем-то и превосходит зарубежные аналоги. Сегодня, когда решен главный вопрос инвестиций, а российские специалисты готовы осуществлять самые сложные проекты, созданы предпосылки для того, чтобы повысить привлекательность Сочи и других городов на юге страны. В ходе строительства суперсовременных телекоммуникационных сетей будет создана инженерно-техническая база для развития инфраструктуры Краснодарского края. Со временем населенные пункты Черноморского побережья России смогут предложить комфортные условия для жизни и отдыха, а если улыбнется фортуна, то и обеспечить проведение мероприятий международного уровня, каковыми являются Олимпийские игры.

Проектирование ВОЛП протяженностью почти 700 км увязывается с расположением базовых станций подвижной радиосвязи стандарта «ТЕТРА» и сети цифровых телевизионных передающих станций. Отделения почтовой и электрической связи будут представлять собой центры со всем необходимым для работы представителей средств массовой информации. Набор услуг – от широкополосного доступа в Интернет, обмена данными во время движения, например в автомобиле, до дистанционной продажи билетов на спортивные и зрелищные мероприятия. Архитектурные и объемно-планировочные решения по всем этим объектам уже представлены в «Дирекцию развития г. Сочи».

«В основу работ на стадии технико-экономического обоснования положены перспективы развития региона, – говорит Вячеслав ЗЕЛЕНЦОВ, заместитель генерального директора – директор по развитию ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ». – Федеральной целевой программой предусматривается создание инфраструктуры, обеспечивающей предоставление самых современных услуг в сфере телекоммуникаций и почтовой связи. Волоконно-оптическая магистраль будет оснащена системами, позволяющими предложить потребителям услуги сетей нового поколения NGN, что уже определено техническим заданием. Наша совместная с ФГУП «Дирекция развития г. Сочи» задача обеспечить максимально возможную на современном уровне развития технологий пропускную способность ВОЛП и набор услуг, спрос на которые появятся, в том числе, в обозримом будущем. Что касается почтовой службы, то рассматриваются варианты решений, которые также позволят предоставить потребителям комплекс всевозможных видов услуг (системы электронных платежей, подключение к Интернету и т. д.)».

На вопрос о гарантиях того, что этот амбициозный проект, к осуществлению которого приступили сотрудники института, будет реализован на достойном уровне, генеральный директор ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ» А. СЫСОЕВ отвечает так:

– На отраслевом рынке проектирования произошли кардинальные изменения к лучшему. Каждый проект, как известно, в обязательном порядке проходит экспертизу, и только затем можно приступать к строительству. А ведь еще в прошлом году широко использовалась схема, при которой строительство велось параллельно с созданием проекта. Бывало, что сдавали объект и до окончания работ над проектом. Иногда проектной организации приходилось копировать решения, на которых настаивали строители. Контроль качества работ оставлял желать лучшего, особенно когда услуги в области проектирования предлагали организации, не имеющие соответствующего опыта. Ошибки, допущенные на стадии проектирования, приходилось исправлять в процессе строительных работ. В настоящее время усилия регулирующих органов направлены на то, чтобы повысить уровень проектных решений. При подведении итогов тендера на право создания сложных комплексных проектов предпочтение отдается организациям, имеющим хорошую репутацию на рынке, располагающим архивом выполненных работ и обеспечивающим проведение всех необходимых обследований и изысканий. Результаты конкурса по проекту «Сочи» показали, что у ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ» не нашлось достойных соперников, которые могли бы представить предложения, отвечающие перечисленным требованиям и превосходящие возможности отраслевого проектного института.

Современное проектирование в сфере телекоммуникаций – коллективный труд. В работе над проектом ВОЛП в Сочи на стадии его технико-экономического обоснования участвуют специалисты разного профиля: геодезисты, инженеры-геологи, гидрологи, экономисты, программисты, археологи. Краснодарский край имеет богатую археологическую историю. Не исключено, что на территории, где планируется прокладывать волоконно-оптическую линию, обнаружатся неизвестные еще памятники истории и культуры.

– Археологическое обследование трассы, по которой будет проходить ВОЛП в Краснодарском крае, – одна из составляющей нашей работы, – рассказывает Евгений ЛОШМАНОВ, начальник отделения инженерных изысканий и проектирования линейных сооружений связи ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ». – Соблюдение данного условия – требование Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Прежде чем начнется строительство, специалисты обследуют трассу на наличие памятников истории и культуры, являющихся частью всемирного культурного наследия. В случае их обнаружения потребуется проведение раскопок либо внесение изменений в расположение ВОЛП. В числе других особенностей территории, которые необходимо учитывать при разработке проекта, можно выделить сейсмоактивность региона (7 – 8 баллов по шкале Рихтера), извилистость трассы, многочисленные серпантины и горные реки, плотную застройку вдоль федеральных автодорог, где будет прокладываться ВОЛП. Для данного участка Черноморского побережья характерны также опасные экзогенные процессы. Инженерно-геологическую ситуацию в регионе осложняют многочисленные оползни. На случай их проявления проектом должны быть предусмотрены решения, которые предотвратят повреждение кабеля.

За разработку системно-технических предложений по организации волоконно-оптической линий передач на этапе технико-экономического обоснования отвечают сотрудники отдела перспективного проектирования ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ» во главе с Ниной КАЛЕДИНОЙ. От их рекомендаций и оценок будет зависеть выбор мощности ВОЛП, систем передачи, вида применяемого оборудования, емкости и типа кабеля. Специалисты этого отдела представляют также расчеты и обоснования, подтверждающие жизнеспособность и техническую осуществимость проекта, рассматривают возможные варианты резервирования ВОЛП с учетом инфраструктуры ЮТК и «Ростелекома».

– На первоначальном этапе проектирования важно учесть совокупность обстоятельств, имеющих отношение к объекту, и предложить ключевые технические решения, которые обеспечат высокую пропускную способность сети и ее масштабируемость, – говорит Нина Каледина. – Одна из сложнейших задач – выбрать из представленного на рынке оборудования оптимальный вариант, что сегодня не просто. Системы передачи данных, технологии прокладки кабеля совершенствуются так быстро, что даже нормативные документы не всегда обновляются вовремя. Также стремительно ворвались на рынок, например, услуги NGN.

Подписание договора о проектировании объектов на юге Краснодарского края между ФГУП «Дирекция развития г. Сочи» и институтом ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ» имеет огромное значение не только для отрасли и курортного региона России, который живет в ожидании эпохальных перемен. Важно, что проектировщикам не смогут диктовать или навязывать свои условия ни строительная организация, ни разного рода посредники. Реализация проекта начнется только после того, как будет получено положительное заключение государственной экспертизы.

Сотрудники института говорят об этом событии, как о возвращении классического подхода к проектированию, предполагающему своевременное выполнение в полном объеме необходимых обоснований, исследований, изысканий, и как о большом шаге на пути восстановления былого уважения к российской школе проектирования в сфере связи. А упорядочение рынка проектных работ в целом будет способствовать не только успешной реализации программы развития Сочи как горноклиматического курорта и возможной столицы Олимпиады, но и дальнейшему укреплению авторитета российской школы проектирования, репутация которой формировалась несколькими поколениями специалистов на протяжении семи с половиной десятилетий.

Главная страница / Архитектура отрасли