Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Опционы эмитента

Продолжение.

Начало в


Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган. Отчет должен содержать следующую информацию:

1. даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

2. фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);

3. количество размещенных ценных бумаг;

4. общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе:

а) объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;

б) объем иностранной валюты, внесенной в оплату размещенных ценных бумаг, выраженной в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка РФ на момент внесения;

в) объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации.

Для акций в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев пакета эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Одновременно с отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства, определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его. Этот же орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета.

Стоит отметить, что согласно Стандартам эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг утверждается единоличным исполнительным органом общества, если его уставом (учредительными документами) принятие решения по данному вопросу не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа или совета директоров общества.

Суть специфических проблем, с которыми сталкиваются российские операторы фиксированной связи при выпуске опционов, состоит в следующем.

Менеджеры многих компаний-операторов уже сегодня являются акционерами и владеют значительными пакетами акций, иногда достигающими в совокупности 1% и более.

Акции ОАО «Связьинвест» в настоящее время не могут быть предоставлены его сотрудникам. После приватизации компании такая возможность может появиться.

В соответствии с законодательством исполнение опционов эмитента требует выпуска дополнительных акций. Если компании связи передадут по опционам эмитента значимое количество акций своим сотрудникам, то во многих случаях это повлечет за собой размывание доли крупных акционеров. Во избежание таких последствий придется увеличивать уставный капитал предприятия и вносить в него существенные средства, что для холдинга, как крупнейшего акционера, может быть чрезмерно обременительно.

В ходе реализации опционной программы путем эмиссии ценных бумаг могут возникать труднопреодолимые препятствия, которые усугубляются для таких компаний, как операторы связи, входящие, например, в группу ОАО «Связьинвест». Ведь участие в холдинге государства как основного акционера требует соблюдения сложной процедуры согласований.

Тем не менее российские компании находят способы минимизировать трудоемкость эмиссии опционов, например, путем выпуска:

- «квази опционов»: покупка акций на рынке дочерними обществами МРК с предоставлением их менеджерам по договорам. Договор может предусматривать отсрочку исполнения. По истечении трех-четырех лет работы в компании менеджер получает право, уплатив цену акций на дату заключения договора, приобрести их в собственность. Важно подчеркнуть, что такое право может быть обусловлено тем, что менеджер в течение этого времени будет работать в компании;

- «фантомных опционов»: выплата менеджерам по прошествии трех-четырех лет их работы вознаграждений в размере, который зависит от того, насколько эмитент обогнал конкурентов на рынке.Опционы уже применяют лидеры нефтегазового комплекса и компании, прошедшие процедуру initial public offering на западных рынках, такие как «Газпром», «ЮКОС», «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», «ВымпелКом», «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ), «Мобильные ТелеСистемы», «Вимм-Билль-Данн».

Однако нет полной ясности, что имеют в виду некоторые компании, утверждая, что они используют опционы. Речь может идти как о собственно опционе – виде ценной бумаги, так и любом из видов долговременного вознаграждения топ-менеджеров или программе простого акционирования рабочих. Проблема в том, что единообразное применение термина «опцион», несмотря на законодательное определение, на практике пока не сложилось. А это, в свою очередь, обусловлено недостаточной разработанностью механизма их обращения и отсутствием реальной практики их оборота на рынке.

Обычно дисконтные опционы устанавливаются для программ распределения между менеджерами акций и предусматривают дополнительные ограничения. Например, акции не могут быть проданы в течение определенного срока или до достижения целевого темпа роста компании (ее прибыли). В качестве такого условия может фигурировать и число лет работы в данной структуре на определенной должности. Программы данного типа могут предусматривать выплаты менеджерам денежных сумм по результатам изменения рыночной капитализации компании без фактической передачи им акций. Однако по окончании опционного периода предполагается переход акций в их руки.

Зачастую возможность выкупа акций обставлена рядом условий. Как правило, первое условие – наличие трудовых отношений с работодателем в течение срока исполнения опциона, второе – необходимость достижения определенных показателей результативности. Нередко предусматривается разница в условиях опциона в зависимости от оснований увольнения. Дальше всех в реализации опционных программ продвинулись нефтяная компания «ЮКОС» и оператор сотовой связи «ВымпелКом». Так, «ЮКОС» ввел подобную программу одним из первых в России. Еще в 1998 году опционная программа, реализованная этой компанией, охватила более 1 тыс. руководителей предприятия, включая менеджеров среднего звена. Акции под эту пробную программу выделили акционеры, и опционы были исполнены уже через год. В дальнейшем «ЮКОС» планировал наделить опционами еще 1,5 тыс. своих сотрудников, в том числе инженеров и даже рабочих. Для этого проекта компания выделила до 85 млн акций (3,8% от выпущенных). «ЮКОС» – пожалуй, единственная российская компания, которая последовательно расширяла ряды сотрудников, участвующих в опционах.

В 2000 году Совет директоров зарезервировал под программу 3,15% уставного капитала. «ЮКОС» разработал и реализовал три программы: классический опцион (право на покупку в будущем акций по заранее согласованной цене), условные акции (получение акций зависит от достижения определенных показателей) и дарение акций. В первых двух программах в 2001 году участвовали 69 менеджеров, в 2002 – 101, а в 2003-м – 124. Третья программа охватила почти 5 тыс. человек, в том числе рядовых сотрудников региональных подразделений. К 2004 году количество участников программы классического опциона выросло до 124 человек. Помимо этого, «ЮКОС» подарил акции специалистам в регионах. Например, в дочернем ОАО «Самарнефтегаз» держателем акций стал каждый десятый нефтяник.

В компании «ВымпелКом» программа начала действовать позже, при этом распространялась только на менеджеров высшего звена. «ВымпелКом» первоначально поощрял сотрудников акциями, а затем счел более эффективным поощрение бонусами, размер которых зависит от коммерческих результатов деятельности компании и индивидуальных показателей. Использовал оператор и опционы, но в отличие от программы «ЮКОСа» при реализации опциона акции оставались в собственности компании, обладатель опциона получал лишь доход от роста котировок акций. Первый транш опционов с выплатами в течение трех лет был распределен Советом директоров среди нескольких руководителей высшего звена. С каждым менеджером заключался индивидуальный контракт, в котором оговаривались условия пользования опционами. Исполнить опционы можно было только в случае, если топ-менеджер выполнил в срок предусмотренные контрактом задачи. Для обеспечения опционной программы «ВымпелКом» выкупил на Нью-Йоркской бирже некоторое количество своих акций.

Не секрет, что предложение руководства выкупить акции компании по цене, близкой к рыночной, не всегда выгодно для персонала, а при безвозмездной передаче акций или продаже по цене ниже рыночной издержки несет само предприятие. Неслучайно компания Sun Interbrew выбрала «промежуточный вариант» опционного плана: участвующие в программе менеджеры получали право реализации опциона в течение нескольких лет по фиксированной цене (ниже рыночной на момент осуществления опциона), установленной в день предоставления опциона. Участники опционной программы отмечали, что такая система не содержит рисков для менеджера, а получаемая им выгода зависит от результатов работы компании – насколько рыночная цена акций на момент реализации опциона изменится по сравнению с их ценой на дату предоставления опциона.

Свои особенности имела опционная программа IT-холдинга IBS. На момент начала ее осуществления акции холдинга еще не котировались на организованных торговых площадках. Однако в конце 2000 года и в августе 2001-го среди более чем 30% сотрудников компании были распределены два транша опционов. Опционы первого транша получили 180 сотрудников, примерно 150 из них – «ветераны» IBS. Обладателями опционов второго транша стали почти 100 человек, в том числе ряд менеджеров среднего звена. С каждым из «награжденных» был подписан контракт, определяющий условия получения прибыли в случае выхода компании на фондовый рынок. С 2000 года в группе компаний IBS выдают опционы ключевым сотрудникам.

В конце 2002 года была завершена опционная программа ОАО «Татнефть» по размещению среди руководства компании 9,3 млн акций по цене намного ниже рыночной. Итоги первого выпуска опционов на акции «Татнефти» были далеко неудовлетворительными для инвесторов. Во II квартале 2002 года компания продала своим менеджерам 9,4 млрд акций по номинальной стоимости 0,1 руб., убытки от этой операции составили 155 млн руб. При этом акции для опционной программы «Татнефть» скупала на рынке, что привело к росту их курсовой стоимости. По обоснованному мнению акционеров, такая схема девальвирует саму идею опционов: менеджеры должны способствовать повышению курса акций компании, а не получать их за бесценок.

ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) в 2004 году начало внедрять опционную программу для менеджеров высшего и среднего звена. Одним из условий исполнения опциона стал рост цены акций компании до 11 долл. Это условие не было соблюдено, однако компания все же поощрила менеджеров перед слиянием с холдингом «Силовые машины». Менеджеры получили возможность выкупить 1,5 млн обыкновенных акций (4,2%) по цене 0,5 долл. за штуку, причем рыночная цена составляла около 9,17 долл. Опционная программа осуществлялась за счет акций, находившихся на балансе ОМЗ.

Компания «ЛУКОЙЛ» с 1 июля 2002 года дополнила зарплату менеджеров «фантомными акциями»: приобрела на фондовом рынке акции и виртуально закрепила их за менеджерами. При этом в текущем режиме руководителям начисляются лишь дивиденды, а по истечении оговоренного срока (около трех лет) акции перейдут в их собственность. Размер такого «мотивационного» пакета определяется не количеством акций, а суммой – 20% общего заработка сотрудника.

В апреле 2003 года Совет директоров «ЛУКОЙЛа» одобрил следующую программу акционирования топ-менеджеров. В течение 2003 года компания выкупила на рынке

10,9 млн собственных акций (1,3% уставного капитала) и с 2004-го заключает с руководителями «ЛУКОЙЛа» и его дочерних обществ договоры купли-продажи акций с отсрочкой платежа. Если участники программы будут выполнять контрактные обязательства, а компания – достигать плановых показателей, через три года менеджеры смогут выкупить акции по средневзвешенной цене за I квартал 2003-го в РТС. В «ЛУКОЙЛе» опционной программой охвачены 100–150 сотрудников.Окончание следует

Главная страница / Архитектура отрасли