Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Проблемы конвергенции фиксированной и мобильной связи в отечественных операторских сетях



В 2003 г., когда «Гарс Телеком» наряду с «Матрикс Телеком» и «Кантриком» выходил на рынок с технологией FMC во взаимодействии с «МегаФоном», примеров подобных решений на рынке не было. И мы могли рассчитывать только на собственные силы. Которых, правда, хватило и для того, чтобы создать юридическую конструкцию (которая до сих пор является стандартом), настроить биллинг, короткую нумерацию, реализовать единый счет за фиксированные и мобильные услуги и т. д. Однако с тех пор качественных сдвигов на рынке не произошло. Более того, последующие проекты в области конвергенции фиксированной и мобильной связи не всегда использовали опыт первопроходцев. В итоге вместо удобства клиенты получали сложные префиксы для набора коротких номеров, два контракта и счета за разные услуги, две службы поддержки, перенаправляющие клиента друг на друга и т. п.

О явлении можно говорить тогда, когда оно начинает оказывать влияние на экономические процессы, происходящие в обществе или хотя бы в отрасли. Доля абонентов, пользующихся услугами FMC в России, составляет десятые (если не сотые) доли процента от общего числа абонентов. Скорее всего, и долю дохода от соответствующих услуг можно оценить так же.

Профессионалам рынка легко заметить тренд последнего года, который заключается в увеличении количества проектов в области конвергенции. Сотовые операторы в FMC видят для себя дополнительные возможности по повышению лояльности текущих клиентов и получению дополнительного дохода. Фиксированные компании также пришли к пониманию необходимости предоставления комплексной услуги. Термины «Triple Play» и «Quadro Play» все чаще звучат в нашей жизни. В России уже более трех лет существуют на рынке продукты конвергенции фиксированной и мобильной связи от разных поставщиков услуг. К сожалению, говорить о финансовом успехе данного рода проектов пока не приходится. Видение «МегаФона» заключается в максимально тесном сотрудничестве с фиксированными операторами и в создании собственных сетей. Для этого в течение 2006 – 2007 годов мы получили различные лицензии (местной и зоновой связи, дальней связи, кабельного телевидения).

Мое мнение, что в России конвергенция сетей находится в стадии «отрыва от взлетной полосы». В этом году данный процесс стал особенно заметен, так как достиг конечного абонента. Объясняется это вполне естественным процессом, характерным для всех операторов – поиском новых рыночных ниш и источников доходов

Сегодня с уверенностью можно сказать, что взаимное объединение мобильной и фиксированной связи в рамках российского рынка стало достаточно узнаваемой и востребованной услугой. Ее продвижению способствует несколько факторов: необходимость поиска новых возможностей повышения ARPU, возрастающие потребности абонентов, конкуренция.

Конвергенция услуг связи направлена прежде всего на удобство конечного пользователя, поэтому критерием продвижения можно считать возможность использования сервисов с различных абонентских терминалов и из любой сети связи (мобильной, фиксированной, Интернет) конечным пользователем. Сегодня наибольшую конвергенцию сервисов и приложений предоставляют терминальные клиенты, которые работают на принципах пакетной передачи данных и используют сети операторов только как транспорт. Такие терминальные клиенты «а-ля» «Скайп VoIP» в настоящее время активно развиваются и используются продвинутыми пользователями в России, это направление одно из наиболее приоритетных для компании НР. Говорить о конвергенции сетей и приложений можно будет к 2015 г., когда большинство операторов, как фиксированных, так и мобильных, перейдут к пакетной передаче голоса VoIP.

Эти процессы в России находятся в самом начале, поскольку количество отказов от фиксированной связи обычных пользователей весьма невелико, и не стал массовым продуктом единый номер, позволяющий абоненту пользоваться одним и тем же номером телефона независимо от того, находится он в движении (пользуется мобильной сетью) или дома, рядом с фиксированным телефоном.

Пока эти процессы не привели к существенным результатам и выражаются в основном в проведении конференций, где происходит интенсивный обмен мнениями между поставщиками и операторами о преимуществах FMC. Реальные проекты FMC в России не многочисленны. Они ориентированы в первую очередь на корпоративный рынок и представляют собой услугу переадресации вызова между фиксированной и мобильной сетями. Однако назвать ее «FMC» можно лишь с большой натяжкой. FMC – это прежде всего конвергенция сетей, когда единый комплекс услуг доступен как на фиксированном, так и на мобильном терминале и который предоставляется через единую, конвергированную сеть. Кроме того, оператор должен предложить соответствующий пакет услуг, с единой тарификацией и счетом, из которого пользователь может выбрать то, что ему нужно, по принципу меню. И платить только за то, что ему нужно. Это уже можно назвать необходимым (но не достаточным!) условием полноценной FMC, которая, вероятно, будет реализована при помощи технологии IMS.

Главная страница / Архитектура отрасли