Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ПОБЕДНОЕ ШЕСТВИЕ IP

Выставка подтвердила, что интерес к IP-телефонии не только не спадает, а скорее усиливается: ее внедрение стало основной темой, обсуждаемой в телекоммуникационных кругах. Похоже на то, что именно IP-телефония послужит своеобразным спусковым крючком для перевода всего мирового телекоммуникационного хозяйства на рельсы IP. Это касается и России: выставка ясно продемонстрировала, что российский рынок IP-телефонии развивается и как рынок услуг, и как рынок оборудования, и как рынок продуктов. Простой пример: в павильоне, где был наш стенд, регулярно была слышна реклама «биржи VoIP» (Voice over IP), организованной компанией «Тарио». Хорошее начинание. Это, по сути, специфический многоплатформенный клиринг-хауз, то есть место встречи оптовых торговцев голосовым трафиком. Компания «Тарио» дает возможность операторам IP-телефонии самостоятельно находить друг друга, используя механизмы этой самой биржи, которая представляет собой web-интерфейс к базе данных с элементами интеллекта. Система позволяет динамически отслеживать параметры предоставляемых оператором услуг и их соответствие заявленным в предложении этого оператора, так что в сети появляется эффективный механизм контроля качества IP-телефонии, рейтингования качества работы операторов связи. По опыту, проблема качества IP-телефонии не техническая, а скорее организационная и экономическая. У меня сложилось впечатление, что на выставке не было ни одного стенда (кроме разве что стендов компаний, предлагавших аксессуары типа антенн и чехлов для сотовых телефонов), где не было бы представлено каких-нибудь решений Voice over IP и не было бы написано, что компания использует технологии IP-телефонии. В этой области работают все! А про крупных производителей – Сisco, Nortel, Alcatel, Siemens и другие и говорить нечего.

Обратил на себя внимание тайваньский видеотелефон на стенде той же компании «Тарио», работающий через IP-каналы по протоколу H.323. Он стоит всего около 400 долларов и действительно работает – в моем присутствии был проведен сеанс видеосвязи межу офисом «Тарио» и стендом на выставке. Мы наблюдали видеоизображение неплохого качества, хотя и далеко не телевизионного. Не могу назвать параметры канала связи, но результат был вполне приемлемым.

На нашем стенде мы с компанией «Зенон» организовали переговорный пункт, где было 3 IP-телефона Cisco Systems. Два из них имели прямой московский городской номер, третий – прямой питерский. Так мы знакомили публику с возможностями IP-телефонии, и надо сказать, что у этого пункта всегда стояла очередь желающих позвонить, которым было совершенно неважно – IР это телефон или не IP, главное, чтобы хорошо работал.

И участники, и посетители выставки проявляли большой интерес к системам биллинга, в том числе IP-телефонии, и к так называемым софт-свитчам. На нашем стенде были представлены биллинговые системы компаний Mind CII и IPSoft. Судя по количеству и характеру возникавших вопросов было понятно, что тема биллинга IP-телефонии P-сервисов весьма актуальна для многих. Что касается софт-свитчей (Softswitch – многопротокольный программируемый коммутатор), то еще не так давно, на прошлой выставке, само это слово не звучало, и количество россиян, которые имели представление, что за ним стоит,

было невелико. А сейчас уже масса специалистов точно знает, какой функциональностью и какими техническими параметрами должно обладать нужное им решение.

Если говорить о проявившихся на выставке тенденциях в IP-телефонии, то я бы отделил «большую» IP-телефонию (условно говоря, «операторскую» – звонки за рубеж и в другие города) от «малой» (корпоративной IP-телефонии, которая чаще всего ассоциируется со словами «IP-телефон», IP-PBX и CallManager). В большой IP-телефонии наблюдается «созревание» рынка – и технологической, и коммерческой, о чем свидетельствует упомянутый выше интерес к системам биллинга IP-телефонии и серьезным решениям типа софт-свитч. Увеличивается количество соответствующих предложений со стороны компаний-участниц выставки, возрастают и требования клиентов: на рынке ощущается нехватка предложений полнофункциональных недорогих софт-свитчей. Решения вроде бы есть, но региональному провайдеру «среднего калибра» купить нечего, потому что на дорогие решения класса NetCentrex (единственное, на мой взгляд, полнофункциональное устройство операторского класса) у него просто не хватит финансов. Он готов бы потратить 10–20, максимум 30 тысяч долларов, однако пока полнофункциональных софт-свитчей в этом ценовом диапазоне рынок не предлагает. Но они должны появиться, потому что спрос на них есть.

Что касается «малой», или десктопной IP-телефонии (IP-PBX), то она уже перестала быть экзотикой. Если на прошлой выставке IP-телефоны были представлены на стендах 3–4 компаний, то сейчас практически на каждом втором, по крайней мере телефоны Cisco. Это заметно и по бизнесу. Если год назад коммерческого интереса к таким решениям почти не было, то сейчас они активно покупаются. Все чаще заказчики, произведя необходимые расчеты и взвесив все «за» и «против», приходят к решению, что внедрение системы IP-телефонии на базе того же Cisco CallManager для них выгоднее, чем покупка офисной АТС, особенно если заказчик – территориально распределенная компания, имеющая филиалы и отделения по городу, по стране, по миру.

На многих стендах выставки можно было увидеть аббревиатуру CRM и слова Сall Сenter. Наверное, каждая десятая компания-участница предлагала соответствующие решения. Это означает, что рынок CRM-решений и call-центров сейчас в России стремительно развивается. На стенде нашей компании демонстрировались сразу три call-центра, построенные на разной основе: с использованием традиционной телефонии на базе станции Definity; на платформе компьютерной телефонии Dialogic, и, наконец, современный полномасштабный IP-контакт-центр (IPCC) от компании Cisco Systems.

Здесь следует отметить одно важное обстоятельство: пользователь, который знакомится с работающим в демонстрационном, обычно не в состоянии оценить качество его работы. Ведь основной смысл этой технологии состоит в том, чтобы при ограниченных ресурсах (операторов, в частности) справляться с большой нагрузкой. А если нет нагрузки – как можно дать оценку? Скажем, как работают механизмы управления очередями?

Поэтому мы смастерили (опять-таки на базе карточек Dialogic) генератор нагрузки, средство тестирования call-центров: можно задать уровень звонков, их частоту, среднюю продолжительность, другие параметры и посмотреть в реальном времени, как будет реагировать на такую нагрузку call-центр. Оказывается, что и функционально, и по нагрузочным характеристикам все представленные категории call-центров примерно одинаковы, разница лишь в дополнительных возможностях масштабирования, развития, территориальной распределенности. И в этом отношении совершенно очевидно, что будущее за IP-решениями.

Их преимущество перед традиционными телефонами в том, что они принципиально универсальные и территориально распределенные. Насколько это существенно, показывает следующий пример: один из наших зарубежных партнеров, провайдер IP-телефонии в весьма далекой от России стране, недавно обратился к нам с просьбой помочь организовать для его фирмы в Москве службу поддержки, к которой будут переадресовываться по IP-каналу телефонные звонки его клиентов (он построил свой бизнес на идее предоставления услуг IP-телефонии русскоязычному сообществу страны его проживания). Он подсчитал, что для него это более выгодно, чем оплачивать работу двум русскоязычным специалистам сервисной службы. Стоит сказать, еще год назад этот человек даже не знал, что такое IP-телефония. Приведенный пример наглядно показывает, насколько быстро проникают идеи IP-телефонии в сознание потребителей и какие возможности перед ними открываются.

В IP-системах гораздо проще решаются вопросы интеграции телефонного оборудования с базами данных и различными корпоративными приложениями. И хотя традиционные решения более привычны и распространены, но тот же IP-контакт-центр как представитель IP-решения сегодня вполне востребован. Его популярность будет возрастать – именно потому, что он территориально ни к чему не привязан, открывает простор для творчества и очень хорошо интегрируется с имеющимися в российских компаниях разнообразными информационными ресурсами и приложениями.

Если говорить о впечатлении от выставки в целом, то я невольно сравнивал ее с другой, на которой побывал десятью днями раньше – NetWorld+Interop в Лас-Вегасе. Она всегда считалась выставкой номер один в мире по сетевым технологиям. Так вот, оказалось, что Net- World+Interop раза в четыре, а то и в пять меньше, чем «Связь-Экспокомм». Значит, у нас тут дела обстоят вполне нормально, все развивается успешно, отрасль на подъеме – в отличие от происходящего на Западе. Там действительно кризис, и посетителей выставки NetWorld+Interop едва ли не меньше, чем людей на стендах компаний-участников.

У нас же и компаний-участниц много, и посетителей очень «качественных»: зевак почти нет, люди приходят по делу, задают очень толковые вопросы, причем не из праздного любопытства, а, что называется, «по производственной необходимости». Это позволяет надеяться, что темпы развития российской телекоммуникационной отрасли сохранятся и в будущем.

Главная страница / Архитектура отрасли