Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

РАДИОСВЯЗЬ

В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА

– Вячеслав Александрович, как Правительство Российской Федерации относится к проблеме регулирования использования радиочастотного спектра.

В последние годы по инициативе Минсвязи России Правительством приняты постановления, направленные на повышение гибкости и упрощение процедур управления использованием радиочастотного спектра без ущерба для обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и национальной безопасности нашей страны (Постановления от 25 февраля 2000 г. № 157 «О внесении изменений и дополнений в особые условия приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» и № 158 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств»).

Во исполнение этих Постановлений решением ГКРЧ от 2 апреля 2001 г. (протокол 7/5) были утверждены перечни радиоэлектронных средств, для которых не требуется разрешение на их приобретение или использование.

В 2000–2001 годах проведена работа по классификации заявленных в Бюро радиосвязи Международного союза электросвязи спутниковых сетей Российской Федерации по их целевому предназначению и категориям использования на планируемых к разработке, разрабатываемых и действующих космических аппаратах, был также определен состав орбитально-частотного ресурса нашего государства.

В апреле прошлого года российское Правительство одобрило разработанные документы и поручило ряду

министерств и ведомств провести необходимые мероприятия по международно-правовой защите спутниковых сетей, а также проработать экономические, правовые и организационные аспекты повышения ответственности юридических лиц за своевременную разработку и производство космических комплексов и спутниковых

систем.

При подготовке постановлений взаимодействие с аппаратом Правительства осуществляется на уровне руководства Министерства, его департаментов, управлений, таким образом шла в последние месяцы и доработка проекта Федерального Закона «О связи».

– Какие из международных задач по гармонизации использования радиочастотного спектра можно считать приоритетными?

При рассмотрении вопросов

международной гармонизации

распределения и использования радиочастотного спектра в качестве приоритетного направления необходимо отметить разработку и представление в МСЭ и Европейскую конференцию администраций почт и электросвязи (СЕПТ) вкладов (предложений) администрации связи России по конкретным пунктам повестки дня предстоящей в 2003 году Всемирной конференции радиосвязи, учитывающих задачи защиты интересов отечественных радиослужб и предполагающих активное участие российских специалистов в деятельности Исследовательских комиссий МСЭ и Рабочих групп в рамках СЕПТ, занимающихся подготовкой материалов в Отчет Подготовительного собрания к конференциям по техническим, эксплуатационным и процедурным вопросам, выносящимся на ВКР-2003.к Району 1?

Российское Правительство Постановлением от 26 мая 2000 г. № 413

«О сближении распределения и условий использования полос радиочастот в Российской Федерации с международным распределением полос радиочастот» в целях реализации обязательств, вытекающих из ратифицированных Россией Устава и Конвенции Международного союза электросвязи, в том числе Регламента радиосвязи, поручило Министерству Российской Федерации по связи и информатизации совместно с ГКРЧ осуществить комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее сближение порядка распределения и условий использования полос радиочастот в нашем государстве с теми, что установлены Регламентом радиосвязи для Района 1, включающего территорию Российской Федерации. При этом следует исходить из:

• приоритетов радиослужб, обеспечивающих безопасность жизни людей, президентскую и правительственную связь, оборону, безопасность и охрану правопорядка;

• предпочтительности использования общеевропейских стандартов при внедрении и развитии новых радиосистем.

– Не повредит ли отечественным производителям РЭС сближение национального распределения частот с международным Регламентом радиосвязи?

По нашему мнению, сближение национального распределения частот с международным будет способствовать развитию отечественной радиопромышленности, ее кооперации с зарубежными фирмами в сфере современных видов радиооборудования, выпуску продукции, соответствующей мировым стандартам и конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынке.

Различия же, как уже не раз отмечалось, не всегда служат препятствием для распространения на нашем внутреннем рынке радиоэлектронных средств зарубежных изготовителей.

– Как корректируется Таблица распределения полос частот?

Проинформирую читателей журнала о ходе работ по корректировке действующей «Таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации в диапазоне частот от 3 кГц до 400 ГГц». В соответствии с решением ГКРЧ для их проведения образована объединенная рабочая группа, в которую вошли представители членов Комиссии от Минсвязи и Минобороны России, ФАПСИ, «Росавиакосмоса», «Росгидромета», РАН, Главного радиочастотного центра, ГП «Морсвязьспутник» и других заинтересованных ведомств и организаций.

При подготовке предложений по корректировке Таблицы будут учитываться обобщенные решения ГКРЧ по конкретным полосам частот и условиям их использования определенными типами систем и радиоэлектронных средств (GSM, VSAT, систем беспроводного доступа, передачи цифровых потоков, фиксированной службы и т.д.), а также утвержденные Комиссией Планы распределения полос частот в конкретных участках спектра (например, 150 МГц, 300–308 МГц и 336–344 МГц, 390–470 МГц, 1600–4200 МГц), решения всемирных конференций радиосвязи 1997 и 2000 годов. Кроме того, будут предусматриваться и возможности развития новых систем и средств, базирующихся на передовых радиотехнологиях.

С учетом вышеуказанного в настоящее время сотрудниректировки Таблицы в диапазоне 48,5 МГц–400 ГГц, а сотрудниками ФГУП «Главный радиочастотный центр» – в диапазоне 3 кГц–48,5 МГц. Эти предложения должны быть рассмотрены и согласованы рабочей группой с целью дальнейшего представления на ГКРЧ.

Что касается периодичности корректировки и издания Таблицы, то по проекту Федерального закона «О связи» «пересмотр национальной таблицы распределения полос радиочастот проводится не реже одного раза в четыре года».

– От чего зависит размер платы за использование операторами радиочастотного спектра?

Статьей 22 (п.4) законопроекта «О связи» предусматривается, что для пользователей радиочастотного спектра устанавливается разовая и (или) ежегодная плата за использование радиочастотного спектра.

Порядок установления размера платы за использование радиочастотного спектра, порядок ее взимания, распределения и использования определяются Правительством Российской Федерации. При этом учитывается, что размер платы должен устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов, количества радиочастот, применяемых технологий, а часть средств, взимаемых за использование радиочастотного спектра, должна направляться на совершенствование системы радиоконтроля, конверсию полос радиочастот категории «ПР» и финансирование мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот.

– Обеспечивается ли «прозрачность» процедур выделения полос радиочастот и присвоения радиочастот?

Названные процедуры, а также обязанности, права, ответственность радиочастотных органов и заявителей достаточно полно и четко изложены в «Положении о порядке выделения радиочастот в Российской Федерации для радиоэлектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств», утвержденном решением ГКРЧ от 30 июля 2001 г. и в «Положении о порядке назначения (присвоения) радиочастот в Российской Федерации для радиоэлектронных средств всех назначений», утвержденном решением ГКРЧ от 29 июня 1998 г.

Информацию об этих и других документах ГКРЧ, а также иную нормативно-правовую информацию о порядке выдачи разрешений на использование частот и т. д. можно получить на сайте http//www.minsvyaz.ru.

– Как реализуется принцип «обратной связи» в работе возглавляемого Вами Управления?

В функции нашего Управления входит решение как долгосрочных, так и оперативных вопросов. Достаточно сказать, что за прошлый год Управлением по результатам рассмотрения обращений различных организаций по вопросам использования полос радиочастот было подготовлено свыше 1300 положительных решений ГКРЧ. Всего за 2001 год было принято и рассмотрено свыше 3800 писем и документов.

Операторы связи, разработчики и изготовители радиоэлектронных средств могли высказать свои мнения и предложения на пяти представительных конгрессах, конференциях и семинарах, прошедших в 2001 году в России. На всех этих мероприятиях вопросы рационального использования радиочастотного спектра и примсли не главной, то одной из основных тем.

Главная страница / Архитектура отрасли