Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ОБ ERP, CRM И НЕ ТОЛЬКО



– Сегодня все знакомы с ERP, буквально бум вокруг CRM, что Вы можете сказать о целесообразности, результатах и выгодах от внедрения КИСов?

С одной стороны, жизнь заставляет нас быть динамичнее и эффективнее практически во всех сферах деятельности. При этом сложность и многообразие бизнес-отношений растут геометрически. С другой – сегодняшний High-Tech представляет практически безграничные

информационные возможности и ресурсы. В такой ситуации стремление автоматизировать все, что можно, оправданно и понятно, и конечно, яркие примеры эффективности внедрения разных составляющих корпоративной информационной системы объясняют их растущую популярность.

С выгодой от внедрения автоматизированных систем управления и ее оценкой ситуация действительно непростая. Следует четко понимать, что именно можно и нужно автоматизировать. Даже на Западе значительная доля внедрений КИС терпит фиаско. Очень часто руководство предприятия хочет получить этакого «электронного управляющего», но это совершенная утопия! Бизнес – прерогатива человека. Любые системы – всего лишь инструмент, и они ни в коем случае не заменяют руководителя. В большинстве случаев корпорация получает выгоду уже на стадии подготовки к внедрению КИС – только

за счет структурирования бизнес-процессов, стандартизации алгоритмов корпоративного управления и делопроизводства.

Что касается бума, на мой взгляд, никакого бума нет – есть динамично развивающийся сектор информационного рынка. Появились новые продукты – появился и спрос на них. И как всякое новое дело, этот рынок развивается по экспоненте. Но основой для определения целесообразности внедрения КИС, как и любого нововведения в бизнесе, был и остается единственный критерий – получение прибыли, повышение ликвидности. В конце концов, современный бизнесмен развивает свое дело, чтобы его продать, по крайней мере, потенциально.

– Как часто внедрение КИС требует реструктуризации предприятия?

Внедрению электронных систем управления далеко не всегда сопутствует реструктуризация. На среднем производственном предприятии с численностью персонала в несколько сотен человек, как правило, автоматизируется бухгалтерская деятельность, что уже сделано на большинстве предприятий. Затем появляется локальная сеть и внедряется элементарная внутрикорпоративная почтовая служба. Одновременно создаются службы складского и материального учета (IC), системы планирования материальных и производственных ресурсов (MRP и MRP II) и т. д. Так что появление системы класса ERP на предприятии (при нормальном развитии событий) не воспринимается как революция, если на нижних уровнях инфосистемы применяются масштабируемые системы, в которые изначально заложена возможность интеграции с другими службами.

Необходимо отметить, что создание таких интегрируемых систем достаточно дорогое и сложное дело. И создавать их должны профессионалы – системные интеграторы. За ними и выбор типа системы, и ее конкретная начинка и ад сосредоточится не на деталях, а на потребительских свойствах системы – ее функциональности и возможности дальнейшего развития. Важно помнить, что КИС не является средством для получения дополнительных доходов за счет экономии на каких-то рутинных операциях. КИС необходима для получения новых возможностей в бизнесе, которые можно реализовать только с помощью людей. И подготовку кадров для нового стиля управления следует начинать загодя, она должна происходить естественным путем.

– Каковы типичные проблемы сотрудников предприятия, где внедряется КИС? Как их преодолеть?

Все зависит от кадровой политики. Если хороший работник не может адаптироваться к новой технике, ему нужно помочь. В крайнем случае поставить его на такое рабочее место, где использование этой техники минимально.

Другие не могут свыкнуться с новой философией управления.

Третьи завидуют карьерному росту «новых управленцев», для которых работать в новых условиях так же естественно, как дышать.

Четвертые не способны рационально организовать свой труд – система за них этого делать не будет. Они страшно переживают из-за повышения прозрачности деятельности, усматривая здесь посягательство на свою профессиональную «кухню». Ну и так далее.

Беда в том, что люди привыкли к устаревшим процедурам, которые в свое время давали неплохие результаты, например к бумажному документообороту. Он защищал сотрудников от многих неприятностей, гарантируя необходимый уровень безопасности при соблюдении определенных правил.

Новые системы построены на других принципах. Они ориентированы в первую очередь на конечный результат всего технологического процесса в целом. И на этапе внедрения необходимо помочь сотрудникам найти себя в новой системе. Прежде всего их нужно убедить в необходимости нововведений, а затем предоставить возможности для освоения перспективных технологий. Очень важно, чтобы весь персонал деятельно участвовал в реструктуризации.

Проблемы каждого сотрудника, связанные с переходом на новые технологии управления, не должны быть только его личными проблемами. Одним из элементов внедрения КИС на предприятии является подготовка персонала, который будет участвовать во внедрении системы, и персонала, который эту систему будет использовать. Кстати, у нашей компании имеется Центр сетевых технологий, на базе которого проходят обучение ИТ-персонал, руководители среднего звена.

– Почему ваша компания, имеющая разнообразную и обширную клиентуру, издает еще и собственный журнал «Diamond World»?

Наш журнал выполняет в основном просветительскую функцию. На основе опыта специалистов мы освещаем те направления информационных технологий, которые представляют интерес для всей читающей ИТ-аудитории. Регулярный просмотр отраслевой периодики – необходимый элемент культуры современного специалиста. Подчиняясь своей логике развития, журнал все время стремится выйти из корпоративных рамок. Наверное, это вполне естественно, и, может быть, в будущем он займериступая к изданию журнала, мы преследовали вполне определенную цель. Эффективность работы корпорации, подобной нашей, определяется не тем, сколько «железок» мы поставили своим заказчикам, а тем, какие услуги мы им оказали. Но чтобы это стало возможным, заказчик должен быть готов к тому, чтобы ими воспользоваться, понимать, какая польза от этих услуг. Вот почему нужно постоянно пропагандировать те передовые направления ИТ-сектора, которые уже созрели для практического воплощения. Этим и занимается наш журнал.

– И последний вопрос не по теме. Зачем преуспевающей женщине-бизнесмену членство в Академии, занятие наукой?

Все очень просто. Современный High-Tech вырос из науки и наукой питается. Невозможно на профессиональном уровне заниматься информационными технологиями и не заниматься наукой. Родная мне область телекоммуникаций и информационных технологий приобретает все большее значение для прогресса общества. Не только бизнеса, не только технологии, а именно общества, будущее которого определяется его информационной структурой. МАС – это общественный институт, элемент гражданского общества, если хотите. Основная задача Академии состоит в разработке общих вопросов, связанных с построением такого общества. И решать эти вопросы приходится всем, кто работает в данной области, в том числе и мне.

Беседу провел Алексей Торопов

Главная страница / Архитектура отрасли