Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО ПЕЙДЖИНГА

– Пейджинговые компании переживают значительные трудности. Согласны ли Вы с этим утверждением?

Надежда Бражкина: По сравнению с ситуацией, которая была на рынке 3–4 года назад, пейджинговые компании действительно переживают некоторый кризис. Количество абонентов заметно сократилось с развитием и удешевлением услуг сотовой связи.

Однако несмотря на сжатие пейджингового рынка, нам удается увеличивать количество абонентов, обслуживаемых в сети «Мобил Телеком».

Сергей Горюнов: Трудности есть, но они прежде всего вызваны отсутствием у пейджера «ореола» социального статуса. Конкурирующая с пейджингом сотовая связь во многом притягательна потому, что служит олицетворением определенного социального положения. Можно смело утверждать, что в провинции половине абонентов сотовых компаний нужна не сама мобильная связь, а возможность продемонстрировать сотовый телефон окружающим.

Регина фон Флемминг: Причина неудовлетворительного состояния пейджингового бизнеса в столице, на наш взгляд, кроется в том, что мобильный телефон стал у нас доступен широким слоям населения еще до того, как пейджер успел закрепить свои позиции на рынке.

Ярослав Прокопович: Принято считать, что основные проблемы пейджинговых компаний вызваны тем, что операторы сотовой связи снижают цены на обслуживание. Но это не так. Пейджер и радиотелефон – это не

товары-конкуренты, они дополняют

друг друга. К примеру, 40% абонентов

«НЕДА-Пейджинг» пользуются и мобильными телефонами.

Игорь Осводков: По моему мнению, пейджинг опоздал с осуществлением мер по интеграции в современные системы связи (Интернет, сбор телеметрии, интегрированные услуги связи), но не все еще потеряно.

– Какое влияние на пейджинговую связь оказывает развитие Интернета, карманных компьютеров и мобильной связи?

Игорь Осводков: Негативное с точки зрения влияния на число абонентов и позитивное в плане дополнительных возможностей пейджинговой связи.

Регина фон Флемминг: Развитие Интернета, напротив, оказывает скорее положительное влияние: их совместное использование открывает новые возможности для пользователя (например, отправка на пейджер уведомления о приходе электронной почты).

Леонид Кисвянцев: Есть много полезного от совместного применения пейджера и Интернет-технологий:

• получение на пейджер электронной почты;

• получение на пейджер информации, которую предлагает множество Интернет-ресурсов;

• возможность отсылать электронную почту адресату по телефону.

Григорий Шернёв: И Интернет, и мобильная связь обогащают пейджинг новыми возможностями по оказанию услуг приема/передачи сообщений (WEB, E-Mail, SMS).

Надежда Бражкина: Безусловно, развитие Интернета и мобильной связи подтолкнуло пейджинговые компании к разработке новых услуг, средств коммуникации и связи. Теперь можно через Интернет отправить сообщение на пейджер или через оператора пейджинговой сети послать письмо на электронный почтовый адрес.

– Карнёв: Это уже упомянутые возможности приема и отправки сообщений – WEB, E-Mail, SMS.

Надежда Бражкина: Абонент может получать электронную почту на пейджер или, наоборот, отправлять сообщения на e-mail через оператора, может использовать пейджер для мониторинга состояния серверов. Пейджер – это карманное средство массовой информации и справочник: его владелец может оперативно получать новости политики, экономики, сведения о важнейших событиях, прогноз погоды, данные о наличии лекарств в аптеках, программу театров, кинотеатров, расписание поездов, самолетов, оперативные сводки о пробках на дорогах. Это электронный секретарь, который в нужный момент напомнит о запланированных делах и встречах, отсеет ненужные или несвоевременные телефонные звонки, сохранит в своей памяти большой объем необходимой информации.

Регина фон Флемминг: Это и информационный сервис (получение на пейджер сведений о дорожных пробках, курсах валют, погоде и о многом другом), и доступ к услугам справочной службы.

Игорь Осводков: Пейджинг – это еще и средство уведомления и получения справок по заказу; это интеграция в другие системы связи, доступ к абоненту через Интернет.

– Насколько оправдан процесс укрупнения пейджинговых компаний?

Игорь Осводков: Укрупнение компаний – процесс объективный. Слиянию компаний мешают в основном субъективные причины, но есть среди них одна важная объективная – частотный диапазон и регулирующие документы Госсвязьнадзора.

Ярослав Прокопович: При объединении условия обслуживания не изменятся, а по некоторым направлениям даже улучшатся. В первую очередь будут скоординированы действия в рекламной политике и закупке пейджеров.

Сергей Горюнов: При слиянии пейджинговых компаний есть два пути: либо поглотить присоединяемую компанию и работать под одним брэндом, либо поставить «жертву» под свой контроль, но ее брэнд сохранить. В обоих случаях не миновать массы проблем.

Григорий Шернёв: Возможно, процессу объединения препятствуют проблемы наследования торговых знаков и другие организационно-финансовые аспекты, для оптимального решения которых у пейджинговых компаний не всегда есть соответствующие ресурсы.

Регина фон Флемминг: На наш взгляд, в сложившейся ситуации эти компании могут выжить, только объединяясь. Однако слияния не всегда могут быть возможны из-за различных технических или политических проблем.

Леонид Кисвянцев: В пейджинговых компаниях точка безубыточности определяется количеством обслуживаемых абонентов. Год назад компания, имеющая 1,5 тыс. абонентов, балансировала на грани распада. Сейчас этот порог повысился.

Процесс слияния компаний в той или иной мере происходит за счет поглощения крупными компаниями мелких и разорившихся компаний. Слияние компаний как объединение разных юридических лиц – процесс достаточно сложный, поэтому мы не видим в настоящий момент слияний в классическом понимании этого процесса.

– Что может дать перепрофилирование пейджинговых компаний вй, накопивших опыт общения с клиентами и имеющих для этого все условия (телефонные линии, операторские места), такое перепрофилирование является выходом из кризиса, позволяющим восстановить уровень доходов.

Григорий Шернёв: Этот путь позволяет операторам более рационально использовать высвобождающийся у них стратегический ресурс – мощную телефонию и высокопрофессиональный операторский зал.

Регина фон Флемминг: Перепрофилирование в сall-центры позволяет без особых капиталовложений охватить совершенно новый сегмент рынка телефонных услуг.

Ярослав Прокопович: Идущие в ногу с прогрессом пейджинговые компании по сути уже являются сall-центрами.

Игорь Осводков: Перепрофилирование пейджинговых компаний в сall-центры не панацея от всех бед. Ведь

используется по сути только операторский зал. Нужны и другие современные услуги, интегрирующиеся с пейджингом. Аутсорсинг целесообразен, когда он экономически оправдан, то есть позволяет снизить себестоимость услуги без изменения качества обслуживания.

Леонид Кисвянцев: Перепрофилирование компаний в call-центры дает многие возможности. Это сохранение рабочих мест операторов, выход на новые рынки, это и поддержание пейджинга за счет предложения новой услуги.

Однако для полноценного call-центра нужно иметь специализированное программное обеспечение и оборудование.

– Как вы оцениваете перспективы пейджинга в России и, в частности, в Москве?

Григорий Шернёв: Видимо, пейджинговые компании будут развиваться в направлении дальнейшего расширения спектра предоставляемых услуг. Уже сейчас некоторые из этих компаний предоставляют услуги call-центра, доступа в Интернет, междугородной и международной связи.

Регина фон Флемминг: Пейджинг «в чистом виде» уже изжил себя, поэтому, в недалеком времени на рынке (в частности, на рынке Москвы) останутся 2–3 крупные компании, которые будут предоставлять обширный спектр комплексных телекоммуникационных услуг, где пейджинг будет выступать только как их составная часть.

Ярослав Прокопович: На пейджинговом рынке России, и Москвы в частности, должны остаться 3–4 компании федерального уровня, которые в большей степени будут многофункциональными сall-центрами, чем специализированными пейджинговыми операторами.

Игорь Осводков: Я вижу два перспективных направления развития:

• переход на технологические услуги;

• интеграция в систему телекоммуникационных услуг в качестве вспомогательного вида связи.

Леонид Кисвянцев: Рынок пейджинга в Москве в ближайшей перспективе будет стабильным. Рост числа абонентов остановится.

Сергей Горюнов: Перспективы, скорее всего, существуют. Пейджинг – это связь для больших стран, к которым, безусловно, относится и Россия. Наилучшие перспективы у пейджинга на корпоративном рынке, так как он меньше всего зависит от «товарного фетишизма».

***

Заключительное слово редакция предоставила Михаилу Юшкову (MYushkov@future-tele.com) – руководителю отдела маркетинга компаитии несколько стадий: подъем, стабилизацию и спад. Пейджинговый рынок не исключение, однако его состояние в центре и в регионах России резко отличается.

В Москве спад, начавшийся после кризиса 1998 года, привел к значительному сокращению абонентской базы пейджинговых компаний. Однако сейчас этот процесс прекратился и можно смело говорить о стабилизации рынка. Любая полезная услуга рано или поздно занимает свою нишу, и те, кто уже оценил преимущества пейджинга, не собираются от них отказываться.

Официальной статистики о количестве абонентов пейджинговых систем, не ведется, а данные Госкомстата или отдельных журналистов-исследователей далеки от истины. Операторы пейджинговой связи, естественно, анализируют ситуацию прежде всего в пределах своего города. В масштабе страны пейджинговый рынок исследует только компания Future Telecom.

По нашим последним данным, прирост рынка новых пейджеров за 2001 год составил 11,4%, а количество абонентов пейджинговой связи выросло на 10,9%. 16% абонентов (из числа новых) «мигрировали» в поиске оптимальных тарифов и услуг.

Доля корпоративных клиентов (средняя по рынку) составляет 28%. С начала 2001 года этот показатель увеличился на 2% (в прошлом году было 26%).

По данным компании, за минувший год почти в 2,5 раза выросла доля

однострочных пейджеров, немного увеличилась доля четырехстрочных и существенно уменьшилась доля двухстрочных (скорее всего в результате сокращения ценового разрыва между двухстрочными и четырехстрочными моделями). Наиболее распространенные брэнды пейджеров – Bumerang (~35%) и Supervisor (~21%).

Если анализировать ситуацию в масштабах всей страны, то на российском пейджинговом рынке сегодня прослеживаются три отчетливые тенденции.

1. Темпы развития пейджинга в регионах значительно опережают общероссийские.

2. Происходит слияние пейджинговых компаний с целью сокращения себестоимости услуг и расширения географии их предоставления.

3. Расширяется спектр предлагаемых клиентам сервисов с целью увеличения привлекательности пейджинговой связи.

Объединение пейджинговых компаний в 2001 году было особенно интенсивным в Санкт-Петербурге.

Участники круглого стола справедливо отмечали большие перспективы, которые сулит интеграция пейджинга с электронной почтой и Интернетом. Одним из примеров может служить специальный сервис для пользователей

Интернет-пейджеров – FROG.RU, организованный на одноименном сайте компанией «Русские Веб Ресурсы» совместно с Future Telecom. Сегодня на сайте зарегистрирована 81 пейджинговая компания. Абоненты этих компаний имеют возможность получать на пейджеры электронную почту из своих бесплатных почтовых ящиков на Frog.ru.

Участники обсуждения высказали немало интересных мыслей о судьбах российского пейджинга. Подводя итоги обсуждения, можно сказать, что в ближайшие годы пейджинг в России будет развиваться преимущественно за счет регионов, однако и в центре пейджинговые компании, уловившие тенденции рынкать на то, что их бизнес останется успешным.

Виртуальный «круглый стол»

провел редактор-обозреватель

Юрий Курочкин

Главная страница / Архитектура отрасли