Главная страница
Форум
Промиздат
Опережения рынка
Архитектура отрасли
Формирование
Тенденции
Промстроительство
Нефть и песок
О стали
Компрессор - подбор и ошибки
Из истории стандартизации резьб
Соперник ксерокса - гектограф
Новые технологии производства стали
Экспорт проволоки из России
Прогрессивная технологическая оснастка
Цитадель сварки с полувековой историей
Упрочнение пружин
Способы обогрева
Назначение, структура, характеристики анализаторов
Промышленные пылесосы
Штампованные гайки из пружинной стали
Консервация САУ
Стандарты и качество
Технология производства
Водород
Выбор материала для крепежных деталей
Токарный резец в миниатюре
Производство проволоки
Адгезия резины к металлокорду
Электролитическое фосфатирование проволоки
Восстановление корпусных деталей двигателей
Новая бескислотная технология производства проката
Синие кристаллы
Автоклав
Нормирование шумов связи
Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
|
Главная страница / Архитектура отрасли УЧЕНЫЙ И ПИСАТЕЛЬ Г.К. Лихтенберг родился в Обер-Рамштадте (Германия) в семье бедного пастора. Удары судьбы рано обрушились на будущего ученого. Внезапно умер отец, оставив его без материальной помощи. Несчастный случай, сделавший его горбатым, обрек юношу на пожизненные страдания. Но воля и настойчивость молодого человека помогли ему закончить Геттингенский университет, ведущее учебное заведение Германии того времени, и в 1769 году стать профессором физики. Многочисленные работы по математике, метеорологии, геодезии и электричеству способствовали избранию Лихтенберга Почетным членом Петербургской Академии наук. Новаторской электротехнической работой молодого профессора в Геттингене стала установка первого в Германии громоотвода на университетской библиотеке в 1769 году. В те времена это было не простым делом, потому что церковники всех мастей препятствовали таким действиям, считая разряды молний божьей карой. Эту работу Лихтенберг провел вместе с математиком Кестнером, будущим учителем великого Гаусса. Вот два афоризма атеиста-ученого на эту тему: «Проповедь в церкви не делает громоотвод на ней бесполезным» и «Всемогущество бога во время грозы вызывает удивление только тогда, когда она еще не разразилась и когда она уже миновала». Но, конечно, в историю электричества он вошел не с этими утверждениями. Родоначальник электрической символики Великий русский математик Н.И. Лобачевский высказал интересную мысль: «Подобно тому как дар слова обогащает нас мнениями других, так язык математических знаков служит средством еще более совершенным, более точным и ясным, чтобы один другому передал понятия, истину и зависимость между частями» [2]. Действительно, физические закономерности мы запоминаем как нечто само собой разумеющееся и используем в виде формул, в состав которых входят символические обозначения понятий физических величин. Например, в законе Ома это символы электродвижущей силы, тока, сопротивления. В электрических схемах применяются символические изображения входящих в нее элементов и устройств. Так вот первый электрический символ использовал в своих работах Г.К. Лихтенберг. Известно, что Б. Франклин, выдвинувший унитарную теорию электричества, ввел понятия положительного и отрицательного зарядов. Писать словами в научных трактатах эти длинные формулировки было делом утомительным. Поэтому геттингенский профессор предложил ввести символы и обосновал их практическое применение. Вот цитата из исторического для электротехники учебника физики Эркслебена, дополненного примечаниями Лихтенберга: «Весьма трудно определить, какое последует электричество, если данное тело натирать различными телами. Я приведу только некоторые случаи, означая для краткости стеклянное электричество символом +Е, а смоляное -Е». Так в электротехнике появляются математические знаки плюс и минус и буква Е, впоследствии обозначающая электродвижущую силу. Между прочим, отвечая возможным противникам внедрения этих знаков – сторонникам дуалистическ: «Название положительное и отрицательное электричество не токмо весьма приличны, но даже могут, да и должны быть употреблены тогда, когда франклиновы представления найдутся неправильными. Названия сил служат к изъяснению и оправданию вышеупотребляемых мною знаков +Е и -Е» [3]. Ученый оказался прав. Символы, предложенные Г.К. Лихтенбергом, прижились и известны теперь даже школьникам. У истоков ксерографии Г.К. Лихтенберг не чурался и экспериментальной работы. В 1777 г. он разработал интересный электрический опыт, позволивший воочию убедиться в существовании и направлении электрического поля. Если на подставке, изображенной на рис. 1, произвести пробой стеклянной пластинки, а на пластинку предварительно насыпать порошок серы, то точки линий поля будут отмечены приставшими в этих местах к стеклу частичками порошка. Получается подобие тех фигур, которые оставляет магнитное поле на картоне посыпанном ферромагнитным порошком (рис. 2). Если же применить смесь серы и сурика, то появляются двухцветные изображения. Позднейшие научные исследования добавили к этим электрическим порошкам еще ликоподий и кармин. «Картины», создаваемые при воздействии электрического поля на электрические порошки, вошли в историю электричества под названием «фигур Лихтенберга». Эти опыты геттингенского профессора заложили основы современной ксерографии – способа получения копий различных изображений электрофотографированием. В довершение портрета выдающегося электризатора и остроумного человека приведем одну из его шуток об электричестве. Речь пойдет о воздействии контакта двух разнородных металлов на мышцы человека, которые при этом сжимаются: «Открытие Гальвани объясняет, почему люди так охотно протягивают руки к золоту и серебру; ведь протягивание – своего рода судорога, следовательно, здесь действуют не только моральные, но и физические причины». И еще одно предвидение Г.К. Лихтенберга, написанное в тетради, датированной апрелем 1776–январем 1779 года: «Путем электрических цепей можно бы передавать сигналы, измерять расстояние между пунктами, не слишком удаленными один от другого, и т. п. Может быть, возможно для этого использовать токи, хотя бы на определенное расстояние» [1]. Главная страница / Архитектура отрасли |