Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЬЮТЕРНОГО МИРА

Развитие компьютеров и средств телекоммуникации стремительно изменяет нашу жизнь. Как вы полагаете, куда идет человечество? Что его ждет через 10–15 лет?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что было каких-нибудь десять лет назад. Я работал тогда директором вычислительного центра, и мы создавали нашу первую сеть с использованием ОС Unix. Принтеры в ту пору были в основном матричными, только-только получили распространение персональные компьютеры, появились первые модемы, а скорость в 9,6 Кбит/с считалась великолепной.

Сейчас мы можем работать дома, подключившись к защищенной корпоративной компьютерной сети; в компании Hewlett-Packard, к примеру, она содержит около 36 тысяч связанных между собой серверов – фактически каждый сотрудник имеет доступ со своего компьютера к корпоративной сети.

В полном соответствии с известным законом Мура каждые восемнадцать месяцев вдвое возрастает производительность компьютеров, при этом продолжается их миниатюризация. Информация становится доступнее. Однако стремительный рост количества информации в компьютерных сетях приводит к тому, что ориентироваться в ней становится все труднее. Слишком много информации – это иногда хуже, чем вообще никакой. Потому что кажется – все под рукой, а на самом деле ничего не найдешь.

Конечно, в будущем компьютеры станут намного мощнее. Но самое главное, на мой взгляд, – должно принципиально измениться отношение к информации. Сегодня в Интернете каждый просто выкладывает у себя на сайте то, что он знает, и делает эту информацию доступной для других пользователей. Думаю, что и здесь произойдут изменения: должны появиться интеллектуальные системы и средства, которые будут с помощью Интернета решать задачи, поставленные перед ними человеком, – задачи, связанные с его средой обитания, здоровьем и прочими вопросами, и, конечно, задачи бизнеса. Это то, что произойдет в ближайшие 10–15 лет. И еще один важный аспект: будет обеспечена высокая защищенность работающего в сети пользователя: причем защищенность не только данных, но и его личных интересов и так далее. Конечно, для этого потребуются вычислительные ресурсы.

– Вы упомянули закон Мура, но если говорить о реальных задачах, а не о количестве операций в секунду, то возможности компьютеров отнюдь не удваиваются каждые 18 месяцев. Любопытно провести аналогию с автомобилем: представить, что каждые 18 месяцев увеличивается мощность двигателя при том же расходе горючего. Но целый ряд других показателей, важных для потребителя, не меняется – и ходовые характеристики остаются теми же самыми.

Это интересная аналогия. Действительно, десять лет назад мощность двигателя была гораздо меньше, что не мешало нам неплохо передвигаться на своем автомобиле. Однако летом в Москве, в 30-градусную жару, 10 лет назад мы добрались бы до места изможденными, а сегодня выходим из своей удобной машины с кондиционером свеженькими, как огурчик, и идем работать. Правда, перемещаемся по городу мы с той же скоростью обусловлено это уже другими проблемами: машин стало гораздо больше, они способны ехать быстрее, но не имеют такой возможности. Тем не менее появилось больше комфорта, поездки в машине стали удобнее. Точно так же изобилие информации в сети снижает эффективность использования компьютера. Вечером мы подключаемся к Интернету, и каждый что-то находит. Но я утверждаю, что 90% из тех, кто осуществляет поиск в Интернете, находят не то, что искали, а что-то другое, что покажется им интересным.

Технические средства продолжают быстро развиваться: растут вычислительные мощности, модернизируются процессоры, устройства хранения данных, увеличивается плотность записи и сокращается время доступа к информации. Но еще более важным представляется мне развитие математического обеспечения – программных средств, которые позволят использовать сеть, для решения бизнес-задач. Проблема ведь состоит не в том, чтобы производить комплектующие по 0,18-микронной или

0,13-микронной технологии и т. п. Самое сложное – это новые алгоритмы, новые задачи и решения.

Перспективы российского рынка тесно связаны со всем этим. Да, в последние десять лет Россия была очень далека от 0,18–0,13-микронных технологий. Мы отстали. (Я говорю «мы», потому что работаю здесь давно и не отделяю себя от России.) Но что из этого следует? У нас и в самом деле не производят современных процессоров, но все они здесь есть. Мощностей, ставших доступными благодаря рынку, – достаточно. Главная задача не в развитии аппаратной технологии – должен произойти качественный скачок в программном обеспечении. Требуется другое мышление, понимание алгоритмов. Фактически нужно идти не по общей дороге, а по новой, неизвестной тропе. И я считаю, что к нынешнему этапу Россия лучше подготовлена, чем другие страны. Создать какую-то сложную схему с помощью компьютера было намного проще, чем размышлять над листом бумаги, как решать тот или иной интеграл или задачу. В России еще остались аналитические умы, и если заглянуть в будущее, то здесь у нас перспективы лучше, чем у наших друзей в Индии или, скажем, Китае. Там решали текущую задачу – занимались подготовкой программистов, и вполне успешно. В России же развивалась наука, и поэтому в нынешней новой ситуации я делаю ставку на Россию. Да, наша компания поставляет сюда технические средства – компьютеры и принтеры, обеспечивает их техническую поддержку. Для успешной работы на этом рынке нужно способствовать его развитию. Я считаю, что мы должны на месте делать продукцию, которая здесь востребована. Зачем ее ввозить?

Самое главное при этом – разработка программного обеспечения и в первую очередь программ, предназначенных для российского рынка, потому что здесь свое законодательство, свои требования к локализации. В Москве вполне приемлем продукт на английском языке, но если планируется установить его где-то на севере или в других отдаленных от столицы регионах, то этот продукт должен быть на русском языке. Интерфейс, обеспечивающий связь человека с компьюодня сделать очень удобным, используя для этого часть увеличивающейся компьютерной мощности. Считаю, что это одна из важных задач на локальном рынке, ее решением я и собираюсь заниматься.

– Вы сказали, что намерены развивать производство в России. Какие шаги уже сделаны в этом направлении?

Давайте уточним. Рынок в России огромный, растущий. И это обусловлено не просто высокими ценами на нефть и газ, а тем, что здесь развивается собственное производство. Рост производства продолжается, о чем свидетельствует и востребованность IT-решений. Надо иметь в виду, что у этого рынка огромный потенциал.

Новая должность обязывает меня определить те стратегические направления, на которых надо сосредоточиться. Если принять во внимание то, как много IT-сервисов нужно России, то становится ясно, что у компании, работающей на этом рынке, есть два пути: поставлять сюда свою продукцию, импортировать ее, как мы это сейчас делаем, либо производить здесь, на месте. Я считаю, что особенности России требуют того, чтобы продукция создавалась именно на ее территории.

В первую очередь нам нужен специальный софт и хороший сервис, но компания намерена организовывать и производство аппаратной платформы. Все это надо начинать уже сейчас, чтобы хотя бы через пять лет получить нужный результат. Такова особенность России: быстро ничего не делается, а то, что делается быстро, ничего не стоит. Именно поэтому мы приступаем к работе в намеченном направлении. Однако пока еще нельзя сказать, что завтра где-то в России появится завод, где мы развернем свое производство. Я рассматриваю ситуацию в стратегическом аспекте и считаю, что, развивая российский рынок, тем самым повышаем спрос на нашу продукцию. Hewlett-Packard работает на российском рынке более 30 лет и является самым крупным после Intel поставщиком компьютерных технологий в Россию. Hewlett-Packard, Intel, Microsoft – лидеры на этом рынке, и мы должны о нем заботиться.

– Вернемся к вопросу о будущем. Если главная задача – сделать компьютер более интеллектуальным, то не превратятся ли со временем

люди в обслуживающий персонал при такой суперинтеллектуальной конструкции?

Сейчас скорее можно говорить о том, что мы имеем компьютер, который нам приходится обслуживать. В будущем появится совершенно другой интерфейс, так что иногда мы даже будем забывать, что рядом с нами находится компьютер. Но при этом компьютер будет делать только то, что мы ему позволим: у нас должна быть уверенность в том, что он «говорит» и пересылает куда-то только то, что мы считаем допустимым. Это очень существенный момент. И я повторяю: здесь нужны новые идеи, нужен новый алгоритм, нужно задействовать ту социальную среду, в которой компьютер используется.

Уверен, что через 10–15 лет нам будет почти все равно, какая операционная система стоит на нашем компьютере. Темпы развития интерфейса впечатляют: уже сегодня на новых UNIX-овских системах есть графический экран, а с помощью нашего программного обе видеть в деталях сеть компьютеров на территории, удаленной от нас на 9–10 часовых поясов, и управлять этой сетью. Можем узнать, правильно ли компьютер работает, не нужно ли загрузить новый софт – и все это сделать из Москвы простым движением мышки на графическом экране. Такое возможно уже сейчас, и интерфейс продолжает развиваться.

Через 10–15 лет больше не нужно будет тратить массу времени на настройку програмного обеспечения, потому что будет действовать система, перед которой достаточно поставить задачу. Скажем, сегодня я улетаю в Минск и мне нужен билет. Интеллектуальная система обследует Интернет и предложит варианты: «Есть самолет из Шереметьева-1 и из Домодедова, выбирайте». Я скажу, что мне удобнее ехать из Шереметьева, а система ответит: «Если Вы планируете лететь сегодня вечером, то имейте в виду, что на Ленинградском шоссе сейчас большая пробка, так что лучше выбрать Домодедово». Я должен прилететь ночью в Минск, и система мне говорит: «Чтобы ночью далеко не ехать, предлагаем поселить Вас в гостинице рядом с аэропортом, там есть еще свободные места. Вы согласны?» И так далее. Вместо того чтобы тратить время на поиски информации для принятия оптимального решения, я воспользуюсь подсказкой, предоставленной системой, и выберу удобный вариант. Так будет, а пока я вынужден сам просматривать сайты в Интернете. Но я вижу, что здесь произойдет качественный скачок: информация будет рассматриваться в совершенно другом аспекте. Не изобилие информации, а бизнес будет главной задачей. Под бизнесом я понимаю деятельность, жизнь, обеспечение моих желаний, удовлетворение потребностей.

– Быстрое развитие технологической базы и программного обеспечения приводит к тому, что пользователю становится все труднее соответствовать современному уровню. Все чаще приходится обновлять оборудование, проводить апгрейд программ. Замена одного устройства влечет за собой замену других.

Нет, нет, это неверная картина. Смена аппаратуры в будущем будет происходить безболезненно. Хотел бы напомнить, что первые открытые системы сделала для компьютерного мира компания Hewlett-Packard. А что такое открытая система? Это означает, что я могу использовать, например, компьютеры Sun, IBM или HP и по своему желанию заменять. Я больше не завишу от одного производителя. Унесите компьютер Sun, поставьте Hewlett-Packard – и система продолжит работать. Это именно то, что сейчас очень важно для заказчика: аппаратура должна взаимодействовать с любым принтером, с любыми системами. Пользователю нужна уверенность в том, что завтра он может дополнить систему, а не менять ее целиком. Для этого нужны открытые стандарты. Такова политика Hewlett-Packard, и в этом наша сила.

– Количество информационных атак в Сети быстро увеличивается: если шесть лет назад вирусом было поражено одно из 1,5 тысяч сообщений, то три года назад – каждое 700-е, а сегодня – каждое 350-е. Можно ли сделать вывод, что через пять лет Интернет умрет, потому что из пяти писем четыре будут пораженыная экстраполяция хотя бы потому, что будут развиваться и средства защиты информации. К примеру, когда создавалась программа Microsoft Outlook, требований к защите не было никаких. Сегодня эта программа стала гораздо защищеннее, но если защита будет отставать и не сможет препятствовать вредоносным программам, то в какой-то момент вы скажете: зачем мне нужна головная боль, из-за того что я трижды в течение месяца потерял информацию, хранившуюся на жестком диске? Вы откажетесь от использования скомпрометировавшей себя программы, возьмете новый продукт и будете предъявлять к нему другие требования. Вот где возможности для развития рынка.

Кроме того, если моя система будет построена таким образом, что я буду сам выбирать нужную информацию, то злоумышленнику станет намного сложнее проникнуть в систему. Мне уже нельзя будет просто отправить сообщение, поместив в него вирус. «Входная дверь» не должна быть открыта для всех.

Когда мы говорим с клиентом, который хочет приобрести систему B2B или B2C, то первым делом спрашиваем, в каком состоянии находится компьютерная система его компании? Хорошо ли она защищена? Второй вопрос: «Каков ваш Интранет, надежно ли он работает, сможет ли функционировать 24 часа в сутки?» Во многих случаях нам приходится приводить информационную систему клиента в порядок. Повторюсь: ключевые моменты здесь – защита, поддержка и обслуживание. Этим компания Hewlett-Packard отличается от других. У многих есть продукты, которые обеспечивают решение той или иной бизнес-задачи, когда же речь идет о способности гарантировать защиту, поддержку и услуги, круг компаний сужается. И здесь – это тоже один из аспектов моей философии, который я хотел бы подчеркнуть, – здесь нам нужны местные партнеры.

Наша компания лидирует по поставкам вычислительной техники и компьютерной периферии в Россию и СНГ. В этом регионе сейчас лучшие в мире показатели роста, его отличает динамика в компьютерном бизнесе, и мы готовы внести свой вклад в развитие этого рынка. Мы строим планы нашей работы здесь в расчете на долгую перспективу.

С Хилмаром Лоренцем

беседовали Александр Повшенко

и Юрий Курочкин

Главная страница / Архитектура отрасли