Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

КАК ПОДЕЛЯТ РОССИЮ?

Общеизвестно, что сегодня наиболее выгодный для сотовых операторов регион Москва и Московская область. Здесь сосредоточена основная часть российских пользователей мобильной связи (70%), и бурный рост количества абонентов привел к резкому увеличению показателя уровня проникновения. По прогнозам компании UFG, к концу года в Москве и области он составит около 25%, а в самой столице примерно 45%, что уже близко к среднеевропейским показателям. Следствием этого станет заметное снижение в 2002 г. темпов роста абонентской базы: прогнозируется полуторный рост против ожидаемого двукратного увеличения в текущем году.

На ключевых позициях

Предвидя сокращение темпов роста на столичном рынке, ключевые московские операторы обратили свое внимание на регионы, где потенциал расширения абонентской базы довольно высок. "В Москве можно достичь охвата сотовой связью около 45–50% населения города, – считает президент компании "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Михаил Смирнов. – Это точка насыщения, до достижения которой число абонентов у всех операторов будет расти достаточно активно. После этого будет наблюдаться вялотекущий процесс увеличения абонентской базы, и на этой стадии мы больше рассчитываем на доходы от дополнительных услуг, рынок которых сейчас на подъеме. Региональный рынок будет развиваться очень бурно в течение 3–4, максимум 5 лет, затем и он тоже насытится".

Наиболее заметно в освоении региональных рынков продвинулась МТС. В текущем году темпы роста абонентской базы компании в регионах превысили показатель для столичного рынка. К середине августа 356 тыс. абонентов из 2164 тыс. приходились на регионы. В этом году МТС, приобретя "Телеком XXI", обладающий лицензией GSM 900/1800 на территории Санкт-Петербурга и ряда районов Северо-Западного региона, получила доступ к перспективному рынку Северной столицы. До конца нынешнего года планируется ввести в эксплуатацию 120 станций и коммутатор на 100 тыс. абонентов, что позволит осуществить покрытие всего города, трассы до Москвы и привлечь 30 тыс. пользователей, а к 2005 году обслуживать 30–40% всех абонентов Северо-Запада. В середине августа МТС приобрела также и 81% акций компании "Телеком 900", владеющей контрольными пакетами крупнейших российских операторов Урала, Сибири и Дальнего Востока – ЗАО "Сибирские сотовые системы-900", ЗАО "Уралтел" и ЗАО "Дальневосточные сотовые системы-900".

В преддверии экспансии

"Вымпелком" (марка "БиЛайн") пока уступает МТС в освоении российских территорий: у компании более 100 тыс. региональных абонентов, большая часть из них – подписчики "БиЛайн Самара". Дочерняя компания "Вымпелкома" – "Вымпелком-Р (Регионы)" владеет лицензиями на развитие сетей в Центральном регионе, Сибири, Поволжье и на юге России, до конца года она рассчитывает получить лицензию, позволяющую выйти на Северо-Запад. 4 сентября "Вымпелком" ввел в эксплуатацию сеть в Твери, и в течение осени намечено запустить еще семь сетей GSM в Центральном регионе. В ближайших планах – запусоде, Саратове и Ростове-на-Дону. До конца года компания рассчитывает привлечь около 50 тыс. региональных абонентов.

В преддверии региональной экспансии "Вымпелком" заручился мощным союзником. В конце мая было объявлено о приобретении блокирующего пакета компании (25% + 1 акция) новым акционером – финансовой группой "Альфа-групп". В общей сложности такой пакет обойдется "Альфе" в 246,9 млн. долл. Кроме того, компания инвестирует еще 117 млн. долл. в "Вымпелком-Р". Ожидается, что большая часть средств будет пущена на развитие региональной сети.

Амбиции претендентов

Третий претендент на звание общероссийского оператора связи – лидер питерского рынка компания "Северо-Западный GSM", входящая в холдинг "Телекоминвест". Сейчас компания совместно с рядом региональных операторов занята развитием всероссийской сети GSM под торговой маркой "МегаФон". До недавнего времени в лицензионной карте "Телекоминвеста" зияла существенная брешь – компания не имела доступа к наиболее выгодному московскому рынку. Однако в середине августа ситуация изменилась – компании Sonera, "ЦТ-Мобайл" (акционеры московского оператора GSM “Соник Дуо”), "Телекоминвест" и Telia (акционер "Телекоминвеста") объявили о создании на базе "Северо-Западного GSM" общероссийского сотового оператора – холдинга, куда войдут столичный "Соник Дуо", а также ряд региональных операторов GSM – "Мобиком-Кавказ", "Мобиком-Новосибирск", "Мобиком-Хабаровск", "Мобиком-Киров", "МСС-Поволжье" и "Волжский GSM". Кроме того, в планах нового холдинга покупка контрольного пакета акций "Уральского GSM". В случае их реализации новой компании будет не хватать лишь лицензии на Центральное Черноземье.

"Общенациональный оператор предоставит абонентам принципиально новый уровень сервиса по наиболее доступным ценам, что позволит нам занять не менее трети российского рынка мобильной связи", – полагает вице-президент Sonera Марти Хуттунен. Пока размер абонентской базы новой компании достаточно скромен: он в 5 раз уступает показателям МТС и более чем в 2,5 – показателям "Вымпелкома".

Региональная война или Network Sharing?

В начинающейся региональной войне стартовое преимущество, скорее всего, у МТС. "Мобильные ТелеСистемы" лидируют по общему количеству абонентов и динамично развивают региональную базу, размер которой приближается к

общему количеству подписчиков "МегаФона". МТС обладает и адекватными для финансирования региональной экспансии ресурсами. Во-первых, компания генерирует наибольшую среди российских сотовых операторов прибыль. Во-вторых, разместив в середине прошлого года ADR, МТС привлекла

300 млн. долл. инвестиций, большую часть которых планирует потратить на региональную экспансию. С другой стороны, выходя в регионы, МТС не сможет воспользоваться привычными для нее преимуществами столичного рынка – льготными тарифами за пользование городской телефонной сетью, протекцией региональных властей и др.

После ряда убыточных лет стал прибыльным и "Выметно меньше МТС. Однако продажа пакета акций "Альфа-групп" существенно пополнила финансовые резервы "Вымпелкома" – можно ожидать, что в ближайшее время компания не будет испытывать недостатка в финансировании региональных проектов. Помимо финансового участия от "Альфа-групп" можно ожидать и защиты интересов "Вымпелкома" как на федеральном, так и на региональном уровне – благо ее лоббистский потенциал весьма высок. Активно участвует в региональной экспансии "Вымпелкома" и его основной иностранный акционер Telenor, уже

приобретший пакет акций ставропольской "Ставтелесот" и ведущий переговоры о покупке акций одного из крупнейших российских операторов "Кубань GSM".

Несмотря на наибольшее лицензионное покрытие и, как считается, активную поддержку в правительстве, перспективы развития сети

"МегаФон" все-таки представляются наименее ясными. Во-первых, пока неизвестны источники финансирования программы, на которую требуется 600 млн. долл. Очевидно, что 400-тысячная абонентская база не может приносить достаточного количества средств. В то время как МТС и "Вымпелком" являются публичными компаниями, акции которых вышли на западные рынки, новый холдинг – структура не очень прозрачная, что ограничивает возможности крупных заимствований за пределами России. Серьезным источником финансирования могут быть только вливания со стороны западных акционеров, но это чревато уменьшением доли российских акционеров, к чему последние определенно не готовы. Во-вторых, новая компания слабо представлена на стратегически важном московском рынке. “Соник Дуо” приступила к опытно-коммерческой эксплуатации московской сети GSM буквально на днях.

Региональная экспансия сотовых операторов может быть ограничена не только сложностями с финансированием, получением лицензий и покупкой местных компаний, но и проблемами совсем иного плана. Во многих регионах рынок просто не готов к массированному предложению услуг сотовой связи – ведь, как ожидается, на одной и той же территории почти одновременно появятся два, а то и три новых оператора. Платежеспособность российского населения пока не столь высока, чтобы обеспечить соответствующий спрос. Как следствие, выходя на новый рынок, компании будут вынуждены устанавливать низкие тарифы, что увеличит сроки окупаемости вводимых в эксплуатацию сетей. Предвидя такой поворот событий, сотовые операторы уже сейчас говорят о возможности network sharing (совместной эксплуатации одной сети несколькими операторами). Не исключают ее и "Вымпелком", и "МегаФон", однако МТС к такой перспективе пока относится скептически.

Во многом темпы роста уровня проникновения будут зависеть не только от активности самих сотовых компаний, введения повременной оплаты за фиксированную связь и динамики роста тарифов на нее, но и от общеэкономической ситуации. Российский рынок сотовой связи развивается в соответствии с общемировой тенденцией – на рынке формируются крупные холдинги, которые в ближайшее время поделят всю страну.

Главная страница / Архитектура отрасли