Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ

ИТ-обстановка: плюсы

и минусы

Реализация программы будет проходить на фоне непростой ситуации, отражающей положение России, где разрыв в уровне информатизации экономики и общества по сравнению с промышленно развитыми странами так и не сократился . Отчасти такое положение вызвано макроэкономическими факторами (затяжной кризис российской экономики, низкий уровень благосостояния большинства российского населения и т. п.). Вместе с тем отставание в сфере информационных технологий (ИТ) в России определяется целым рядом иных факторов, создающих дополнительные препятствия для широкого внедрения ИТ в государственном и негосударственном секторах экономики. К таким факторам, которые во многом носят искусственный характер, могут быть причислены:

• несовершенство нормативно-правовой базы, которая разрабатывалась без учета возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями; имеющаяся нормативно-правовая база изначально ориентирована на ограничение доступа граждан к информации;

• недостаточная степень развития современных информационных технологий в области государственного управления создает барьеры на пути широкого распространения ИТ в экономике и обществе;

• неполная готовность органов власти всех уровней к применению технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;

• затратный характер использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию программ в области информатизации, отсутствие эффективного возврата инвестиций;

• отсутствие целостной информационной инфраструктуры развития ИТ и информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе и электронной торговли (уже получен определенный отклик в печати, утверждается, что "Электронного рынка в России нет!");

• недостаток внимания, уделяемого уровню подготовки кадров в области создания и использования информационных технологий;

• излишнее регулирование экономической деятельности, выражающееся, в частности, в требованиях обязательной, зачастую избыточной сертификации и лицензирования видов экономической деятельности (такая правовая "зажатость" ставит определенные барьеры на пути вхождения российских предприятий во внутренний и внешний ИТ-рынки);

• монополизация телекоммуникационной отрасли, приводящая к перекосам в области тарифной политики.

Необходимо, однако, отметить, что, несмотря на объективные и субъективные сложности, процессы информатизации в России активно идут на всех уровнях. Многие мероприятия, направленные на создание и внедрение информационных технологий, не только планируются, но и уже реализуются в рамках других федеральных, региональных или ведомственных программ. В числе таких федеральных целевых программ можно назвать следующие:

• "Развитие электронной торговли в России на 2002–2006 годы";

• "Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002–2006 годы";

• "Создание и развитие информационно-телекоммуникационной системы нной власти на 2001–2007 годы".

Миссия "Электронной России"

Программа "Электронная Россия на 2002–2010 годы" призвана выполнить по отношению к другим программам ряд координирующих действий, направленных на:

• формирование адекватной правовой среды для ИТ-индустрии;

• развитие инфраструктуры публичных сетей доступа к информации;

• обеспечение эффективного взаимодействия государства и общества на основе широкого внедрения ИТ;

• развитие интегрированной информационной инфраструктуры.

ИТ входят в число важнейших составляющих социально-экономического развития страны. В данной программе намечены общие концептуальные направления развития ИТ (основные принципы, общие стандарты и типовые решения по реализации конкретных проектов). Их реализация будет осуществляться в различных федеральных, региональных и ведомственных программах. Все это позволяет говорить о том, что программа "Электронная Россия" должна выступить в роли своего рода "резервуара", органично вмещающего в себя более конкретные мероприятия.

Основные направления

Для реализации программы предусмотрено проведение мероприятий, ориентированных на следующие взаимосвязанные направления:

• совершенствование государственного регулирования в области ИТ;

• обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества;

• создание предпосылок для эффективного взаимодействия между государством и гражданами на основе широкого использования ИТ;

• модернизация государственного и муниципального управления посредством внедрения ИТ ("электронное правительство");

• взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и интеграция информационных технологий в реальный сектор экономики;

• внедрение информационных технологий в сферу науки и образования;

• содействие развитию независимых СМИ на базе ИТ;

• развитие инфраструктуры публичных сетей доступа к информации;

• обеспечение поддержки электронной торговли.

В программе предусматривается параллельно-последовательный способ реализации мероприятий, и процесс ее выполнения разделен на три этапа.

Ожидаемые результаты

Реализация запланированного комплекса мероприятий, несомненно, должна оказать влияние во все сферы экономики и общественной жизни. Эффективное выполнение мероприятий должно выразиться в:

• увеличении числа организаций и развитии конкуренции во всех сегментах сектора ИТ;

• росте объемов рынка информационных услуг (в 2–3 раза к 2005 году и в 5–6 раз к 2010 году);

• увеличении общей доли ИТ-сектора в экономике России (около 2% к 2010 году);

• росте экспорта ИТ (2 млрд. долл. к 2005 году в зависимости от конъюнктуры мирового рынка);

• увеличении парка персональных компьютеров в стране (примерно в 6 раз);

• увеличении доли электронного документооборота (приблизительно до 65% внутри ведомств и до 40% между ними);

• росте числа пользователей сети Интернеовня 100%-ной компьютеризации высших учебных заведений к 2005 году и средних учебных заведений к 2020-му.

В целом реализация программы дает возможность существенно повысить конкурентоспособность экономики страны, эффективность и демократичность государственного управления на всех уровнях, обеспечить рост благосостояния населения. Только опережающие темпы развития в этой области позволят России сократить отставание от ведущих стран и избежать информационной и экономической изоляции от мировой экономики и мирового сообщества. Можно надеяться, что к 2010 году распространение ИТ в России достигнет уровня развитых стран Восточной Европы и приблизится к средним показателям стран Европейского Союза.

Главная страница / Архитектура отрасли