Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Конвергентный биллинг для отважных провайдеров

Современные Интернет-сервисы, как известно, представлены широчайшим спектром: доступ в Интернет через разного типа каналы, электронная почта, Voice over IP, хостинг, Web-серверы с содержанием, интересным или полезным клиентам, электронная коммерция, медиа-серверы (кино, радио, телевидение, газеты, средства образования). Причем скорость развития этого спектра очень высока: приблизительно раз в три месяца появляется либо новое содержание, либо новое решение программно-аппаратного вида.

Такой широкий спектр сервисов объясняет и наличие разных данных, которые необходимо учитывать (минуты, байты, голосовой трафик, видео и т. д.). Причем для каждого типа данных может быть свой набор описания услуги и свои протоколы. Кроме того, и сам учет с технической точки зрения часто представляет собой вещь нетривиальную.

Помимо всего прочего, учет и авторизация должны почти всегда осуществляться в реальном или почти в реальном времени.

Не следует забывать и о постоянно меняющейся бизнес-модели. Условия оказания сервиса непостоянны, а управлять предоставлением сервиса здесь может как сам клиент (через Web-сервер, почту, SMS), так и провайдер (в зависимости от состояния лицевого счета клиента и уровня его кредита). Это весьма важный момент. Интернет – это область высоких технологий, требующая от персонала значительной квалификации, а изменяющаяся бизнес-модель не только дополнительно нагружает персонал, но и очень осложняет автоматизацию и управление сервисом.

Тем не менее отважные провайдеры предоставляют услуг все больше, постоянно расширяя их спектр... И сейчас очевидно, что мы имеем дело с настоящей “большой системой”. Известно, что в кибернетике признаками такой системы являются наличие в ней человеко-машинных

элементов и контура управления. Большая система может успешно

работать, если поддерживающая ее открытая система позволяет адаптировать себя к изменениям и имеет

необходимую полноту.

Для успешной работы провайдеру нужно не только тарифицировать услуги и выписывать счета.

Схема отношений ISP с внешним миром представлена ниже на рис.1.

Остановимся на основных характеристиках информационной модели системы биллинга для Интернет-провайдера.

Объекты биллинга распределены в сетевом пространстве.

Следует считаться с сетевой (виртуальной) инфраструктурой системы. Элементами системы, подлежащей управлению и учету, может быть одновременно различное число аппаратных и программных средств. Часть информации может приходить в систему с задержками, каналы связи могут быть не всегда доступны.

Мультисервисность

Необходимо иметь общий счет за разные сервисы.

Должна быть возможность предварительной обработки данных, поступающих с разными потоками. Концепция потоков разумна, поскольку разные источники информации имеют и различный формат, и протокол.

Стоит напомнить, что под конвергенцией понимается интеграция в один бизнес-процесс как раз этих различных потдоступа, маршрутизаторы, VoIP-шлюзы, протоколы работы разных Web-серверов, прикладные системы).

Возможность учета параметров качества сервиса

Это либо трафик особого типа сервиса (ToS) с маршрутизатора, либо учетная запись от сервера NAS в формате OSP (Open Settlement Protocol).

Устойчивость к росту базы данных

Достигается за счет использования надежных решений, таких, например, как СУБД Oracle, применения кластеров и “зеркалирования” данных, распределения работы на разные машины.

Поддержка реального времени и универсальных протоколов (RADIUS, LDAP, OSP)

Данные протоколы применяются в Интернете для аутентификации, авторизации и обмена информации учетного плана. Их можно использовать как для оказания услуг доступа в Интернет, так и для авторизации по любому профайлу любого сервиса. Например, для чтения конфигурации кабельного модема клиента (или в будущем для профайла стиральной машины, запущенной удаленно клиентом после настройки им парамеров стирки через Web-интерфейс).

Поддержка реального времени совершенно необходима для предоставления сервисов по предоплате (доступ в Интернет и к распределенным прикладным системам, работа по дебетовым картам).

Cбор и агрегация трафика как в пакетном режиме, так и в реальном времени

Трафик желательно привести к единому формату. Однако в настоящее время такой формат только разрабатывается (http://www.ipdr.org). Цель этой разработки – определить элементы, существенные для обмена данными в IP-сетях. Такой формат можно будет использовать как для локального биллинга, так и для межоператорских расчетов и работы клиринговых центров.

Пока все производители биллинговых систем используют свои форматы.

Трафик от разных потоков требует разных алгоритмов учета. Если сеансовый учет осуществить довольно просто, то для учета потоковых видов трафика (IP) необходимы специальные средства.

Интеграция элементов управления услугами с учетным механизмом (ядром АСР – автоматизированной расчетной системы)

Само предоставление Интернет-сервиса может быть внешним по отношению к системе биллинга.

Например, сервер почты (или Web-сервер) расположен на другой машине или есть специальный аппаратный или программный комплекс доступа в Интернет, но информация, необходимая для предоставления самой услуги, должна поступить именно из ядра системы.

Должен быть механизм управления, иногда в режиме клиент-сервер, чаще – асинхронном.

Новый перспективный вариант – интеграция с сетевой системой авторизации, использующей LDAP-базы данных. Этот вариант известен как DEN (Directory Enabled Network), с 1998 г. его поддерживают многие сетевые вендоры. В результате сейчас появилась реальная возможность построить распределенную систему авторизации, которая может использовать различные программные и аппаратные платформы (Sun, NT, Cisco, Linux, Oracle). Интернет-сервисы (почта, Web-сервер и т. д.) производят авторизацию через PAM (Plugable Auжет быть расположен где-либо в сети, при этом нет необходимости заводить собственно пользователя в рамках машины с Интернет-сервисом. Cisco Network Registrar может напрямую обращаться к LDAP-серверу и получать от него данные для управления, например, модемами или сетями.

Второй вариант – специальный модуль авторизации через LDAP-протокол, который встраивается при компиляции собственно в Интернет-сервис (qmail, proFTP).

На рис. 2 приведена схема управления Интернет-сервисами. Достоинство такой схемы заключается в распределении нагрузки между независимыми в пространстве и времени серверами, возможности организовать гетерогенную среду, то есть использовать разные программно-аппаратные платформы.

Третий возможный вариант управления Интернет-сервисами – обращение к системе биллинга через протокол RADIUS за авторизацией. Модуль авторизации тоже встраивается в Интернет-сервис, это позволяет обойтись без дополнительных серверов, но нагрузка на авторизацию ляжет на ту же систему, которая ведет собственно биллинг.

Гибкая система тарификации, основанная на следующих правилах

Желательно, чтобы система тарификации была простой, поскольку следует учитывать тот факт, что зачастую ее использует не самый квалифицированный персонал. Система должна быть понятна и наглядна.

Услуги – разовые, периодические платы, биллинг за любую единицу времени и объема, платы за события. Ограничения – время суток, дни недели, телефонные номера, точки входа в систему.

Требование конвергентного биллинга – различные единицы измерения и настраиваемые параметры округления.

Интерактивная система поддержки пользователя (self-service) через доступные средства (Web, SMS)

Сейчас это самый распространенный способ поддержки пользователя. Он почти не требует затрат от провайдера (разница цен по сравнению со стоимостью Call Center или другой интеллектуальной платформы). Поэтому и в России, и на Западе Web-интерфейс пользователя развивают, интегрируя разные возможности (электронную почту, сообщения с пейджера или мобильного телефона, выход на серверы партнеров и учебные разделы сервера, подключают различные системы оплаты).

Как правило, хороший интерфейс клиента ISP позволяет осуществить:

– просмотр информации об оказанных услугах;

– заказ и блокирование сервисов, изменение парамеров сервисов;

– заказ счета или активацию разных способов оплаты услуг (платежных и кредитных карт);

– связь с администратором провайдера;

– получение информации о договорах и других документов, подробно описывающих услуги и правила их предоставления;

– предоставление учебной информации, ответ на часто задаваемые вопросы;

– получение детальной информации о сеансах связи, которая снимает со службы поддержки массу работы;

– просмотр регистрационных данных клиента.

Все новые услуги должны быть подробно описаны и заранее выставлены на сервер.

Межоператорские расчеты

Этот раздел уы очень тесно связаны с каждой транзакцией (например, VoIP), для большинства ISP такие расчеты происходят раз месяц. Когда речь идет о взаиморасчетах за каналы, то оперируют уже не отдельными транзакциями, а суммарной цифрой трафика (она часто связана с процентом загрузки канала или неким законом его изменения).

Так или иначе, провайдер должен считать собственные затраты.

Поддержка post-paid, Pre-paid, Роуминг

В сети клиент может иметь различную биллинговую модель, зависящую и от точки входа клиента в систему.

Это правильный дифференцированный подход. Клиент, получая возможность авторизации через сеть (роуминг), должен иметь возможность входа и тарификации в зависимости от того, по каналам какого провайдера он вошел в сеть.

Биллинг для контент-провайдера (предоставление информации через Интернет)

Что же должен считать IS-провайдер? Обычно, считают плату за время пользования ресурсом.

В этом случае, клиент сам заказывает ресурс, причем от формата или типа данных может зависеть оплата. Заказ можно организовать интерактивно через Web-интерфейс либо с использованием электронной почты (тогда необходимо обеспечить авторизацию заказа). Формат данных, предоставляемых контент-провайдером в биллинговую систему, может быть заранее согласован и даже унифицирован.

Другой подход заключается в подсчете килобайтов, пришедших от определенной точки, как трафик особого вида. Этот вариант подходит для мультикастовых рассылок клиенту.

Можно, наконец, предоставлять сервис пользователю на основе технологии User-Selectable-Service. Пользователь сам будет управлять качеством своего обслуживания, областью доступа к ресурсам.

Это делается с помощью специальных устройств Service Selection Gateways, которые могут осущест-

влять и авторизацию клиента, и

посылать учетную информацию, используя при этом универсальные протоколы ( RADIUS, OSP).

Связь с внешними системами (бухгалтерия, отдел маркетинга и т. д.)

Наличие открытого формата позволяет развивать систему, учитывающую существующие реалии, меняющееся законодательство и потребности конкретного провайдера.

Идеально, если система предоставит API, однако в частном случае должны быть описаны форматы импорта данных о клиентах, платежах, статистике, экспорта данных о начислениях, итоговые данные для внешнего анализа.

Современный ISP предоставит своим клиентам интерфейс с процессинговым центром, чтобы они могли использовать оплату по кредитным картам.

Информационная система по техническим параметрам узла

ISP, который хочет удержаться на современном динамичном рынке, должен уметь считать, управлять услугами. Однако для IP-сервисов характерно, что любая услуга, предоставляемая конечному пользователю, влечет за собой целый шлейф технических параметров. Это значит, что нельзя заниматься учетом в отрыве от управления реализацией функциональных возможностей через конкретное оборудование.

Поэтому неотъемлемойся управление доступом и информационная система, содержащая сети, серверы доступа, интерфейсы маршрутизаторов, домены, шлюзы и т. д.

* * *

Итак, мы рассмотрели многоаспектную модель биллинга для Интернет-провайдера, но существуют ли реализации подобного комплексного биллинга? Такую модель биллинга сейчас принято называть Next Generation Billing.

Систем, отвечающих буквально всем перечисленным требованиям, пожалуй, нет.

Западные системы PORTAL (PORTAL Software), Mind (Mind CTI), XACCT (XACCT Technologies Ltd), iBasis (Belle Systems), Rodopi (Rodopi Billing Software), Geneva (Geneva Technology) реализуют многие возможности. Собственно, создание счетов – дело внешней системы. Из отечественных систем подход организации биллинга для разных потоков данных плюс управление сервисами характерен для Absolut (“Сервокомп”).

Иногда для реализации конвергентного биллинга прибегают к интеграции нескольких систем. Это, конечно, усложняет задачу. Если речь идет о фронтальном биллинге, направленном в одну сторону, к центру, то нужно только согласовать форматы и временные интервалы. Центральная система выписывает счета, а фронтальная – управляет техническими средствами и формирует начисления, причем на этот уровень можно вынести тарификацию любой сложности. Если центральная система должна управлять фронтальным биллингом, то следует предусмотреть более изощренный API, поскольку здесь нужны команды на создание, открытие, блокировку, удаление и смену. Это означает, что нужно потратить некоторое время на постановку задачи бизнес-процесса интеграции, хорошо ее документировать и в дальнейшем отслеживать все изменения в сопрягаемых системах. Подобный подход типичен для крупных провайдеров, уже имеющих свои системы автоматизации расчетов, например, традиционной или сотовой телефонии.

Главная страница / Архитектура отрасли