Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Ценный ресурс

Ни для кого не секрет, что на многих отечественных предприятиях информационная инфраструктура оставляет желать лучшего. В ряде случаев автоматизацией предприятия занимались собственные подразделения АСУ. На мелких предприятиях этот процесс сводился зачастую к приобретению какой-то недорогой автоматизированной системы производства

одной из отечественных компьютерных фирм, предлагающих услуги по технической поддержке и

модернизации системы. А иногда привлекались фирмы, оказывающие недорогие услуги по разработке в кратчайшие сроки систем

на заказ.

В большинстве подобных случаев предприятию, как правило, не удается получить ощутимого экономического эффекта от таких проектов автоматизации, а иногда они и не реализуются в полной мере. Причин тому много. Это и общий спад в экономике, и различные риски, которым не было уделено достаточно внимания при решении задач комплексной автоматизации. В итоге руководство предприятия нередко сталкивается с тем, что информационные системы, на которые были потрачены средства, не приносят ожидаемого результата от их внедрения. При этом на многих предприятиях автоматизируют лишь малую часть бизнес-процессов (например, бухгалтерский учет и отчетность, учет и контроль исполнения договоров, оформление государственной таможенной декларации, складской учет, подготовку чертежей и большое число разнообразных систем различного вида отчетности).

Очень часто приходится сталкиваться с тем, что на предприятии одновременно существует несколько автоматизированных систем, созданных без учета их интеграции и не располагающих возможностью передачи накопленных данных в другие системы. Такую ситуацию принято называть "лоскутной" автоматизацией по аналогии с одеялом, сшитым из лоскутков, в котором швы непрочны и многие лоскуты вообще отсутствуют. Впрочем, еще неизвестно, кому больше повезло – тем предприятиям, которых коснулась так называемая "лоскутная" автоматизация, либо тем, кто только планирует войти в век информатизации, рассчитывая повысить эффективность своей деятельности, завоевать новые рынки сбыта и т.д.

Основная беда "лоскутной" автоматизации в том, что этот процесс затронул, образно говоря, только надводную часть айсберга – информацию, сопровождающую деятельность предприятия, причем малую часть информации, необходимой для принятия руководством обоснованных управленческих решений в столь быстро меняющемся мире современного бизнеса. И здесь следует отметить, что процесс построения информационной системы, охватывающей все предприятие, должен быть хорошо спланирован, при этом всяческое содействие должно оказывать руководство.

Зачастую руководство предприятия осознает тот факт, что расходы на поддержание в рабочем состоянии имеющейся информационной системы, а иногда и просто бухгалтерской программы или различных конвертеров данных не окупаются теми видами деятельности предприятия, которым посчастливилось испытать чудесные свойства единиц и нулей. Эффективность таких систем низка, как и превый взгляд может показаться, что если улучшить какую-то часть информационной системы (скажем, заменить старые файловые базы данных на новые клиент-серверные СУБД, применить современные средства управления данными), то все проблемы, препятствующие повышению эффективности предприятия, будут решены. Но в процессе миграции данных приходится решать много задач, связанных не только с согласованием нормативно-справочной информации, единиц измерения, но и с очисткой противоречивых данных.

Все эти шаги более-менее структурируют существующие информационные базы и идут только со стороны информационных технологий, а не со стороны бизнеса как такового. И тут важно заметить, что от такой "смены лошадей" ваша колесница станет, если можно сказать, еще "прожорливее", но выигрыш при этом будет минимальным. Вы улучшите принципы управления данными, научите их поддерживать целостность, быстрее "бегать", обеспечите одновременную работу большего количества пользователей, уменьшите риск потери данных, но не перестанете спрашивать себя: "Что эти действия дали для улучшения бизнеса предприятия?" И можно честно признаться, что путем простой миграции данных проблему повышения экономической эффективности деятельности предприятия решить не удастся.

На самом деле, прежде чем приступать к модернизации имеющейся информационной системы либо приобретать новую, следует разработать стратегию комплексной автоматизации вашего предприятия. Это позволит избежать неоправданных затрат и предопределит результат, на который вы сможете рассчитывать, если будете следовать точно выбранной стратегии. Вопрос этот, конечно, невозможно решить самостоятельно, но следует осторожно выбирать консультанта. И самое главное – не попасть "на крючок" к продавцам программного обеспечения от какого-то одного производителя.

Дело в том, что, затратив большие средства на модернизацию программного обеспечения и перевод ваших данных в новые структуры, вы вряд ли решитесь на второй такой шаг, если выяснится, что первый был для вас неверным. А вот подсказать нужное направление движения по пути модернизации, рассчитать экономическую эффективность и четко обосновать все ваши затраты может только опытный системный интегратор, но таких на отечественном рынке единицы.



Так в чем же заключается стратегия современной автоматизации?



Поскольку вопрос довольно сложный, требующий знаний как в области информатизации, так и в сфере управления предприятием, то ответ на него ищут обычно сообща – руководство предприятия и системный интегратор. И подходов к его решению достаточно много. Однако, на наш взгляд, разумным, даже можно сказать эволюционным подходом является только один. В чем же его суть?

Основная идея состоит в развитии и поэтапном вовлечении информационных потоков в единую систему управления предприятием. В первую очередь руководство должно ощутить экономический эффект от внедрения информационных технологий на предприятии. Как добиться этого? Очевидное решение средство, которое позволило бы оперативно получать сведения о деятельности предприятия и его положении на рынке. Для этого нужно определить ряд ключевых показателей по всем видам деятельности. Затем для каждого из показателей выбрать некоторое множество разрезов, при рассмотрении в которых его значения будут представлять практический интерес для управления.

Все эти действия должны выполняться в тесном сотрудничестве

специалистов по управленческому консалтингу и руководства предприятия. Основные решения следует зафиксировать в виде информационных моделей и формализованных описаний данных. А дальше предстоит кропотливая работа по сбору первичной информации для формирования значений выбранных показателей и разрезов. И здесь большим подспорьем может служить существующая информационная система. Если такой системы еще нет, то это не будет препятствием, поскольку ввод первичных данных может быть легко автоматизирован даже с применением офисного программного обеспечения.

Таким образом, как только появляется возможность увидеть реальную картину деятельности предприятия, сразу же возникает потребность в прогнозировании развития процессов, а затем и в планировании деятельности по достижению определенных финансовых результатов. И тут важно не упустить время и приступить к внедрению нового программного обеспечения, выполняющего различного рода прогнозирование и позволяющего четко планировать деятельность предприятия и распределять его ресурсы. Однако и время играет положительную роль в подобной ситуации. Дело в том, что точность показателей будет повышаться с увеличением объема первичной информации. Чем больше значений показателей, тем точнее прогнозы...

Так мы подошли к следующему витку эволюционной спирали развития информационной инфраструктуры предприятия. Число показателей увеличивается, их значений становится все больше, сложность вычислений возрастает, и возникает обоснованная необходимость в модернизации системы, которую уже можно с уверенностью назвать системой поддержки принятия решений. Очевидно, что оценить необходимость модернизации системы, обеспечивающей принятие управленческих решений, можно по ее производительности при выполнении аналитических запросов. Модернизация же заключается в том, что все показатели, которые раньше можно было вычислять на лету, лучше сохранять в специализированном хранилище данных, позволяющем накапливать огромное число значений каждого из показателей в исследуемых разрезах. Следовательно, на предприятии должно быть создано централизованное хранилище аналитических показателей, предопределяющее дальнейшие перспективы развития системы.

С другой стороны, для повышения достоверности значений показателей следует улучшить качество источников первичной информации, о чем уже шла речь ранее. Отметим лишь основные направления в процессе модернизации источников первичной информации. Итак, на предприятии должны появиться надежные источники оперативной информации, в качестве которых могут выступать соврем СУБД. Очевидным выглядит решение по развитию информационной инфраструктуры именно тех видов деятельности, которые являются наиболее важными источниками информации для формирования аналитических показателей. Причем затраты на развитие информационной инфраструктуры обосновываются потребностью руководства предприятия в достоверных и оперативных данных, при наличии которых можно будет принимать грамотные решения.

Следующий виток развития –

создание на предприятии функционально-ориентированных витрин данных. Это обусловлено ростом хранилища данных до некоторой критической величины, когда многочисленные аналитические запросы выполняются слишком медленно. А увеличение числа запросов объясняется все возрастающими потребностями руководства в большем количестве показателей. И не только. Возрастает также сложность моделей прогнозов. И здесь технология витрин данных приходится как нельзя кстати. Каждая из витрин содержит только показатели по одному виду деятельности предприятия. Анализ и прогнозирование становятся более специализированными. Таким образом, можно наблюдать образование устойчивых ветвей управления отдельными бизнес-процессами.

В заключение можно сказать, что предприятие, охваченное цифровыми технологиями сверху донизу, начинает эффективнее функционировать благодаря не только этим новым технологиям, но и тому коллективу управленцев, которые понимают стоящие перед ним задачи и четко следуют выбранной стратегии.

Главная страница / Архитектура отрасли