Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Развитие инфраструктуры связи железнодорожного транспорта

К основным стратегическим задачам хозяйства связи следует отнести полное удовлетворение потребности отрасли в телекоммуникационных ресурсах, формирование единой управляемой телекоммуникационной среды для системы управления перевозочным и другими технологическими процессами, совершенствование системы управления хозяйством. Высокий уровень технической эксплуатации средств связи должен обеспечить их бесперебойное функционирование и необходимое качество предоставляемых услуг. На основе внедрения современных информационных и телекоммуникационных средств и технологий должны быть достигнуты требуемые показатели надежности и готовности сетей технологической связи. Среди наиболее важных задач хозяйства – повышение уровня сервисного обслуживания клиентов железнодорожного транспорта и конкурентоспособности предоставляемых услуг связи на рынке телекоммуникаций и транспортных услуг, а также достижение финансовой прозрачности хозяйственной деятельности.

Организационная структура сети связи соответствует инфраструктуре системы управления ОАО «РЖД». В ее состав входят: на уровне ОАО «РЖД» – центральная станция связи (ЦСС), подчиняющаяся департаменту связи и вычислительной техники; на уровне железных дорог – дорожные дирекции связи и региональные центры, подчиняющиеся административно – железным дорогам – филиалам ОАО «РЖД», в части реализации технической политики – департаменту связи и вычислительной техники..

По уровням иерархии сеть связи ОАО «РЖД» подразделяется на магистральную и сети связи технологического сегмента. По функциональному назначению – на первичные сети, осуществляющие передачу информации, и вторичные, обеспечивающие специализированные виды услуг, предоставляемых пользователям (сети общетехнологической связи – ОбТС, оперативно-технологической связи – ОТС, сети передачи данных – СПД и др.). Общая структура технологической сети связи ОАО «РЖД» приведена на рис. 1.

По протяженности волоконно-оптических кабелей сеть ОАО «РЖД» занимает второе место среди всех сетей ЕСЭ России, уступая только холдингу «Связьинвест». Однако при этом имеется более 20 тыс. км воздушных линий, что составляет 9% общей протяженности сети; из них более 13 тыс. км не дублировано кабельными линиями. Действует более 84 тыс. км линий кабелей с медными жилами, что составляет 48% общей протяженности сети. Еще используются аналоговые радиорелейные линии на 7 тыс. км (4% протяженности сети).

Таким образом, около 65% сети приходится на малоэффективные линии, находящиеся в эксплуатации несколько десятков лет, подверженные различным внешним влияниям, оснащенные устаревшей аналоговой техникой со слабо развитыми системами контроля и управления. Значительная часть всех линий (45%) нуждается в реконструкции. Требуют полной замены все воздушные линии, аналоговые РРЛ и 30% однокабельных линий (более 40 лет эксплуатации).

Линии с волоконно-оптическим кабелем оснащены системами передачи синхронной цифровой иерархии (SDH), на отдельных оптических линиях используется технология спектрального уплотнения (WDM).

Общая протяженность цифровой части сети ОТС составляет 49 тыс. км. Что касается ОбТС, то ее цифровая часть содержит более 350 тыс. портов. Работает 12,1 тыс. номеров цифровых телеграфных станций.

Доля цифровой техники на вторичных сетях не превышает 32%.

Проведенный технический аудит и анализ полученных результатов дали информационную базу для выработки предложений по развитию хозяйства связи на период до 2030 г. На предыдущих этапах развития хозяйства связи зачастую были реализованы неудачные или неоптимальные решения. В результате мы имеем низкий уровень унификации из-за использования разнотипного оборудования. Прежде всего, это относится к первичной сети связи дорожного уровня и к вторичным сетям оперативно-технологической связи.

Наличие отдельных (выделенных), как правило, не связанных между собой вторичных сетей, в частности ОбТС, ОТС и др., не позволяет использовать ресурсы одной сети в интересах другой. Применение специализированной аппаратуры связи, разработанной специально и исключительно для железнодорожного транспорта, обусловливает монополизм поставщика оборудования. В существующих сетях невозможна полная реализация ряда систем сетевой поддержки, таких как системы синхронизации и управления сетями связи. Все это существенно усложняет процесс эксплуатации и увеличивает расходы на нее.

Первый этап структурной реформы хозяйства связи ОАО «РЖД» позволил решить ряд проблем и сформировать направления дальнейшего развития. В частности, проведена унификация оборудования, применяемого при строительстве и модернизации технологической связи, ведется интеграция отдельных вторичных сетей в единую сеть технологической связи. Удалось ликвидировать монополизм поставщика оборудования связи, реализуются системы сетевой поддержки (системы синхронизации и управления сетями связи), создана технологическая вертикаль управления хозяйством связи.

Мировой опыт показывает, что в настоящее время основным инструментом создания современной системы управления железнодорожным транспортом является использование цифровых систем связи.

Одна из важнейших задач – определение направлений поэтапного развития хозяйства связи с выделением приоритетов, выбором номенклатуры технических средств и путей достижения планируемых результатов.

Весь комплекс вопросов, связанных с перспективами дальнейшего развития хозяйства связи, можно разделить на техническое реформирование и реформирование организационной и управленческой структур.

Модернизация и дальнейшее развитие технологической сети связи ОАО «РЖД» пойдут по пути планомерной замены воздушных линий и линий металлического кабеля оптическими линиями связи, а также полной цифровизации технологической сети связи. Из эксплуатации будет выведено оборудование с истекшим сроком амортизации. Предстоит заменить и существующее цифровое оборудование, которое к настоящему времени морально устарело или не отвечает требованиям международных и отечественных стандартов. Необходимо ликвидировать аналоговый сегмент сети, провести модернизацию существующей цифровой сети, продолжить развитие за счет использования перспективных телекоммуникационных технологий.

Развитие магистральной цифровой сети связи (МЦСС) необходимо прежде всего на участках, обеспечивающих транспортные (в том числе международные) коридоры для перевозки пассажиров и грузов. Выполненные расчеты показали, что к концу 2007 г. для основных транспортных коридоров «Запад – Восток», «Север – Юг» в технологическом сегменте сети связи ОАО «РЖД» должна быть реализована пропускная способность сети на уровне не менее STM-1 (155 Мбит/с).

В период 2006 – 2010 гг. и до 2030 г. развивать магистральную сеть на основе оборудования систем передачи на уровне STM-1 (155 Мбит/с) нецелесообразно. Этот уровень ограничивает перспективы развития информационных технологий периодом до 2007 г., а по стоимости незначительно отличается от систем передачи СЦИ (SDH) уровня STM-4. Развитие и модернизацию МЦСС необходимо проводить по следующим ключевым направлениям.

Необходимо внедрять на всей сети МЦСС масштабируемые системы передачи СЦИ (SDH) уровня не ниже STM-4/16/64. В результате такой модернизации на ближайшую перспективу (7 – 10 лет) будет обеспечена необходимая канальная емкость не только для МЦСС, но и для сетей связи технологического сегмента. Фактически для каждого из транспортных коридоров «Запад – Восток», «Север – Юг» к концу 2010 г. должна быть реализована пропускная способность сети на уровне 63 потоков Е1, а к 2030 г. – на уровне 630 потоков E1. Для разгрузки сети SDH на основном направлении увеличения трафика «Запад – Восток» предстоит построить магистральную сеть DWDM с использованием свободных оптических волокон магистрального волоконно-оптического кабеля.

Для сопряжения МЦСС и цифровой первичной сети связи технологического сегмента (ПСС ТС) на участках, где в ПСС ТС предусматривается установка систем передачи СЦИ, должна быть обеспечена возможность использования агрегатных и компонентных сигналов STM-1/4. При модернизации МЦСС необходимо предусматривать возможность предоставления в первичную сеть связи дорожного уровня каналов, обеспечивающих передачу трафика как TDM, так и Ethernet.

Дорожный сегмент транспортной сети будет развиваться на основе цифровых волоконно-оптических линий передачи. Анализ телекоммуникационной сети ОАО «РЖД» показал, что в 2003 – 2004 гг. технологический трафик возрастал в 2 – 2,5 раза в год. По предварительным оценкам, такая тенденция сохранится до 2010 г. Причем до 2008 г. трафик будет расти преимущественно за счет развития информационных технологий (увеличение числа рабочих мест), а после 2008 г. – за счет внедрения перспективных мультимедийных услуг связи (систем мониторинга фактического состояния технических средств и объектов инфраструктуры, подвижного состава, видеоконференций, видеонаблюдения и др.). Рост телефонного трафика незначителен и к 2010 г. не будет превышать 10% общего объема передаваемой информации. К 2030 г., по прогнозным оценкам, этот показатель по сравнению с 2010 г. увеличится в 10 раз.

С учетом этого строительство первичной сети следует ориентировать на передачу трафика информационных и мультимедийных систем. Сейчас существует два основных варианта развития и модернизации первичной сети связи:

создание мультипротокольной сети на базе аппаратуры SDH со встроенными маршрутизаторами (NGSDH);

создание мультисервисной сети на базе маршрутизаторов с оптическими интерфейсами Ethernet.

Мультипротокольную сеть необходимо строить на основе двухуровневой архитектуры с использованием кольцевых структур и резервирования через МЦСС по компонентным потокам STM-1, а также с учетом принципа «самодостаточности» т.е. совместно с системами синхронизации, управления, обеспечения информационной безопасности и с учетом совместимости с существующими сетями связи магистрального и технологического сегментов.

Мультисервисную сеть предстоит создавать на базе высокопроизводительных маршрутизаторов с оптическими или электрическими интерфейсами Ethernet (Fast Ethernet, Gigabit Ethernet, 10 Gigabit Ethernet и др.).

Требуемая надежность сети достигается посредством использования двухуровневой архитектуры (МЦСС/ПСС ТС) и организации кольцевых структур. Применяемые маршрутизаторы должны обеспечивать различные уровни качества обслуживания уровня 2 и 3 МВОС, поддерживать технологию многопротокольной коммутации по меткам MPLS, а также гарантировать требуемый уровень информационной безопасности за счет применения виртуальных частных сетей VPN. Для подключения абонентских терминалов и серверного оборудования может использоваться сеть передачи данных (СПД РЖД).

Следует отметить, что без реформирования организационной и управленческой структуры все эти мероприятия не дадут существенного эффекта. Проведенный технико-экономический анализ позволил определить стратегическое направление реформирования хозяйства связи – создание в рамках ОАО «РЖД» самостоятельной организационно-управленческой структуры в области связи. Такое решение вытекает из необходимости повышения эффективности управления железнодорожным транспортом, требований эффективного использования основных производственных фондов.

На первом этапе реформирования хозяйства связи отделены от хозяйств СЦБ и информатизации (до последнего времени низовым подразделением на участках железных дорог были дистанции сигнализации и связи). Созданы самостоятельные дорожные дирекции связи и региональные центры связи.

Суть второго этапа заключается в создании единой вертикали управления хозяйством связи. Предлагаемая структура управления хозяйством связи в результате второго этапа реформирования представлена на рис. 2.

Такая структура, охватывая все уровни управления, позволит проводить единую техническую политику, сформировать принципиально новую систему технической эксплуатации сетей связи, реализующую целевые мероприятия по минимизации эксплуатационных затрат и устойчивому функционированию сети. Это позволит профессионально вести операторскую деятельность по предоставлению услуг технологической связи предприятиям и организациям в рамках ОАО «РЖД» (в том числе дочерним и зависимым обществам).

Создание филиала означает передачу непрофильного для железнодорожного транспорта телекоммуникационного хозяйства в ведение специализированной организации, что соответствует замыслу проводимых в ОАО «РЖД» структурных реформ. Структурные преобразования хозяйства должны создать условия для сертификации ОАО «РЖД» на соответствие стандарту системы качества ИСО 9002 – «Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании» информационных и телекоммуникационных систем.

Главная страница / Архитектура отрасли