Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Интервью с начальником отдела развития информационных технологий администрации Красноярского края

– Начавшийся в начале 90-х гг. прошлого века процесс автоматизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления носил ярко выраженный отраслевой характер. Этот факт предопределил три основных этапа развития информационных технологий в области регионального и муниципального управления: автоматизация отдельных офисных операций, создание корпоративных информационных систем, обеспечивающих основные производственные процессы структурных подразделений администрации и, наконец, межведомственная и межбюджетная интеграция информационных систем и ресурсов.

Для Красноярского края первый этап можно считать успешно завершенным. В отношении второго этапа ситуация менее однозначна, налицо существенные диспропорции между различными муниципальными образованиями и подразделениями краевой администрации. Тем не менее, начало третьему этапу уже положено. В 2006 г. мы приступили к созданию Единой краевой информационной системы, оперирующей информационными ресурсами, поставляемыми из различных муниципальных и отраслевых источников.

Я выделил бы две особенности Красноярского края, касающиеся развития ИТ. Во-первых, географическая протяженность края при слабой развитости транспортной системы. Во-вторых, противоречие между наличием потребности в ИТ-решениях, интеллектуальным и производственным потенциалом края и степенью использования этого потенциала для развития региональной ИТ-индустрии. Судите сами. На территории края осуществляется и планируется к реализации свыше 30 многомиллиардных инвестиционных проектов в сфере транспорта, гидро- и теплоэнергетики, комплексного освоения природных богатств Нижнего Приангарья, освоения нефтяных и газовых месторождений Севера, выполнение которых невозможно без широкого использования ИТ. В крае дислоцировано НПО «Прикладная механика» – не только российский, но и мировой лидер в области разработки и производства систем космической связи. Шесть вузов края готовят высококвалифицированных специалистов в области информатики, котирующихся на мировом рынке. И при этом в крае до сих пор не сформировался платежеспособный спрос на услуги местных ИТ-фирм, а сама отрасль не вносит существенного вклада в экономику края. В результате наиболее талантливые выпускники красноярских вузов в лучшем случае используются местными филиалами столичных или зарубежных фирм, а в худшем – едут за рубеж «транзитом» через Москву и Санкт-Петербург, а мы покупаем изделия и услуги внешних производителей в ущерб собственным экономическим интересам и безопасности.

– Основная задача, поставленная перед отделом в 2006 г., – организация межотраслевого информационного взаимодействия на уровне структурных подразделений администрации края, а также выстраивание информационной вертикали муниципалитет – регион – федеральный центр. За полтора года работы мы поняли, что основная проблема лежит не в технологической, а в нормативно-распорядительной и организационной плоскости. Инструментами решения проблемы могли бы стать специализированный орган государственной власти Красноярского края, ответственный за политику в сфере информатизации, и государственное учреждение, осуществляющее эту политику. В настоящее время рассматривается возможность создания таких подразделений.

– В 2006 г. закончился срок действия краевой целевой программы «Информатизация Красноярского края на 2004 – 2006 годы». В 2007 г. созданные в рамках КЦП технологические решения проходили опытную эксплуатацию и внедрение. Параллельно шло осмысление текущей ситуации и планирование дальнейших шагов. К началу 2008 г. мы предполагаем вынести на обсуждение проекты концепции создания «электронного правительства» региона на 2008 – 2010 гг. и соответствующей краевой целевой программы. В этих документах будут присутствовать разделы, касающиеся развития как самой ИТ-индустрии, так и стимулирования применения ИТ на предприятиях региона.

– Единая краевая информационная система (ЕКИС) основана на сервис-ориентированной архитектуре. Три ее ключевых архитектурных элемента – централизованное хранилище данных (ЦХД), система сбора информации и аналитическая надстройка над ЦХД.

Главный принцип, положенный в основу архитектуры, – невмешательство во внутреннюю структуру и технологии обработки данных информационных систем – поставщиков данных.

Система сбора информации базируется на сервисах, предоставляемых внешними информационными системами в форме периодически обновляемых витрин данных согласованного состава и формата. На уровне ЦХД выполняется консолидация собранных данных путем приведения их к унифицированной справочной системе, не исключающей одновременного использования узкоспециализированных отраслевых справочников и классификаторов. Обратная связь с поставщиками и иными потребителями услуг ЕКИС осуществляется посредством сервисов аналитической надстройки, обеспечивающих навигацию по информационным ресурсам ЦХД, формирование рабочих наборов данных, их обработку и визуализацию.

– Доступ к данным ЦХД и информационным сервисам аналитической надстройки открыт на сервере департамента экономического планирования и промышленной политики в режиме опытной эксплуатации.

В составе системы сбора информации в режиме промышленной эксплуатации функционируют автоматизированная система мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований края, поставляющая в ЦХД свыше 2700 показателей из всех муниципальных образований края первого уровня, и банк пространственных данных, содержащий обзорные и тематические карты разных масштабов, а также космические снимки высокого разрешения, покрывающие всю территорию края и используемые для визуализации информации.

В режиме опытной эксплуатации отлаживается автоматизированная загрузка данных из органов статистики, департамента финансов, агентств образования, здравоохранения, социальной защиты населения, управления государственным имуществом и ряда других источников.

– Пока это лишь технологические возможности комплексного оперативного анализа текущей ситуации путем сопоставления информации, полученной из различных источников.

Для того чтобы ЕКИС стала источником легитимной информации, необходимо проделать огромную нормотворческую и организационную работу, в частности, осуществить инвентаризацию и государственную регистрацию информационных систем и ресурсов-доноров, закрепить административными регламентами состав предоставляемых в рамках ЕКИС информационных сервисов, установить меры ответственности за достоверность первичной и производной информации, создать защищенную среду обмена данными между участниками информационного взаимодействия, наладить электронный документооборот на основе электронной цифровой подписи и т. д.– Технологические решения – только необходимые условия для достижения нового качества управления, обеспечение достаточных условий лежит за пределами компетенции ИТ-специалистов и находится в руках «предметников» и высших руководителей региона. Известны примеры, когда каждый рубль, вложенный в информатизацию, оборачивается сотнями рублей прибыли или экономии, известны и примеры списания всех затрат в прямые убытки.

Достоверные методики подсчета сэкономленных средств, рабочего времени за счет применения ИТ в масштабах региона мне не известны.

Считаю, что вопрос об оценке эффективности применяемых нами решений будет уместен после более или менее продолжительной эксплуатации ЕКИС в промышленном режиме.

– Это содействие развитию существующих и созданию новых информационных систем в структурных подразделениях администрации края и его муниципальных образованиях и обеспечение легитимности сервисов ЕКИС, а также наращиванию потенциала региональной ИТ-отрасли.

Главная страница / Архитектура отрасли