Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Биллинг неголосовых услуг

Мобильный телефон давно перестал быть исключительно только телефоном, т. е. устройством для передачи звука (голоса по преимуществу) на расстоянии. Сегодня мобильные телефоны «переходят в следующий класс» и становятся полноценными персональными цифровыми ассистентами. С другой стороны, «наладонники» и ноутбуки используют мобильные сети для передачи данных. Аналитики считают, что доля голосового трафика в суммарных доходах оператора будет неумолимо сокращаться. Операторы по-разному оценивают эти прогнозы, но все они едины в стремлении предложить клиентам все больше разнообразных сервисов. Естественно, новые сервисы должны тарифицироваться, а клиенты должны получать счета за их использование. Биллинг неголосовых услуг имеет ряд особенностей по сравнению с привычным голосовым трафиком. В данной статье дается краткий обзор неголосовых сервисов, стратегий их тарификации и соответствующих биллинговых решений.

Неголосовые услуги и их тарификация

Когда мы говорим о неголосовых услугах, полезно различать следующие их виды:

1) услуги «голого» транспорта;

2) неголосовые услуги на основе мобильной сети передачи данных;

3) информационное обеспечение (поставка контента).

Примерами «транспортных» услуг являются GPRS и WAP, или мобильный Интернет. Абонент может использовать их по своему усмотрению – качать музыку, читать и отправлять электронную почту и т. д.

Неголосовых услуг на основе технологий мобильных сетей существует великое множество. Сюда можно отнести неголосовые коммуникационные услуги, в частности, уже достаточно популярную службу SMS и «набирающую обороты» MMS. Воспользовавшись услугой «Отправка MMS», абонент получает возможность отправлять мультимедийные сообщения со своего аппарата, а в качестве транспорта используются как GPRS, так и WAP (Wireless Access Protocol).

Следующий пример – сервисы на основе определения местоположения абонента (location-based services). В определенном смысле это побочный продукт технологии, который не был заложен в нее изначально. Однако, по прогнозам экспертов, спрос на подобного рода услуги будет устойчиво расти.

Перспективные направления развития неголосовых услуг – мобильный банкинг и мобильная коммерция. Эти услуги подразумевают появление дополнительных игроков: банков, процессинговых центров, продавцов товаров и поставщиков контента.

Неголосовые по своему содержанию услуги могут использовать голосовой канал. Например, операции мобильного банкинга могут осуществляться с помощью IVR (interactive voice response). Ситуация в общем-то не новая: например, мы отправляем факсы – изображения – по телефонным каналам.

При поставке контента акцент смещается с услуги на ее содержание (не как, а что). Если «чистую» услугу мы «потребляем» в момент ее оказания, то контент – это товар, пусть и нематериальный, который мы можем использовать в будущем. Опять же, контент может иметь различный формат, и днку или мелодию абонент может получить как MMS или по сигнальным каналам в виде нескольких SMS. Прогноз погоды может прийти в виде текстового сообщения (тот же SMS) либо форматированного текста с картинками (солнце, облачно, дождь...), т. е. MMS. Как и в ситуации с мобильной коммерцией, в схеме обычно появляется еще одно действующее лицо – контент-провайдер.

Разнообразие и постоянное появление все новых и новых дополнительных услуг заставляют оператора особенно тщательно подходить к вопросу их тарификации. Во-первых, для успешного запуска новой услуги необходимо предлагать ясную и прозрачную схему тарификации. Во-вторых, стратегия начисления со временем может меняться, в зависимости от востребованности и осведомленности об

услуге. В-третьих, необходимо учитывать непростую взаимосвязь различных услуг на технологическом уровне (например, соотношение транспорта, услуги и контента) и уровне маркетинга (в частности, перекрестные скидки и бонусы за пользование различными сервисами). И наконец, все тонкости маркетинговых ходов и технологических решений должны найти отражение в биллинге.

В традиционной телефонии, мобильной связи, а также в проводном Интернете применяются различные модели тарификации услуг. В принципе все они, равно как и их комбинации, могут использоваться для тарификации неголосовых услуг оператора мобильной связи. Вот лишь некоторые из них.

Метрическая модель, основанная на плате за единицу. Особенно популярна в сотовой связи. В традиционных голосовых услугах основой расчета является единица времени (секунда, минута), при передаче данных – объем данных (килобайт, мегабайт).

Фиксированная абонентская плата хорошо известна по проводной телефонии: внеся ежемесячный платеж, абонент может совершать местные звонки без ограничений.

Пороговая модель – уплатив абонентскую плату, абонент получает фиксированный «бесплатный объем». За пользование услугой сверх этого лимита абонент должен платить дополнительно (обычно уже по метрической модели). Такая модель позволяет оператору достаточно хорошо регулировать нагрузку сети.

Контент-зависимая модель (оплата содержания). В данном случае абонент платит различную цену при обращении к различным службам, что косвенно отражает востребованность и ценность каждой услуги. Примером могут служить платные справочные службы, различного рода информационные подписки.

Плата за факт. Модель получила широкое распространение благодаря службе SMS – все сообщения стоят одинаково. Однако и здесь возможны варианты – одни операторы взимают плату с отправителя за факт отправки, другие – за факт получения адресатом.

Кроме того, на тарификацию могут влиять качество сервиса (quality of service, QoS) и оптовые скидки (многие операторы предлагают купить оптом минуты эфира, SMS, входящий и исходящий трафики данных, а также предоставляют скидки при зачислении крупных сумм на лицевой счет).

Особенности тарификации GPRS-трафика S имеет несколько принципиальных отличий от тарификации обычных звонков.

Голосовая связь основана на коммутации каналов, а передача данных – на коммутации пакетов. В первом случае абонент на время разговора занимает фиксированную часть канала, поэтому логично, что стоимость звонка пропорциональна его продолжительности. При пакетной коммутации ресурсы канала расходуются только в момент передачи пакета данных. Таким образом, сеанс передачи данных логичнее тарифицировать в зависимости от объема переданных пакетов. Время тоже может учитываться при расчете суммарной стоимости сессии, но этот параметр становится второстепенным.

Другое отличие – частота тарификации. Обычно звонок тарифицируется один раз, после его завершения. В prepaid-схеме оплаты услуг ситуация несколько иная: до соединения вычисляется временной лимит абонента в зависимости от параметров звонка, а по завершении происходит окончательная тарификация. Однако телефонный разговор длится относительно недолго, а сессия передачи данных может быть непрерывной – абонент все время остается on-line. Поэтому каждая сессия должна периодически тарифицироваться.

Еще одно важное отличие тарификации голосовой связи от тарификации передачи данных – количество параметров. Звонок может быть входящим, исходящим, транзитным в роуминг или переадресованным, но он не может относиться к двум типам одновременно. Для тарификации разговоров могут использоваться много параметров, однако основным остается время. Объем данных, необходимых для биллинга передачи данных, существенно превышает объем данных для расчета стоимости голосового трафика. У сессии передачи данных есть входящий трафик, исходящий трафик различных направлений, продолжительность, суммарный трафик, и каждый из этих параметров может внести свой вклад в итоговую стоимость сессии.

Особенности тарификации MMS

MMS – это служба отправки мультимедийных сообщений. Мультимедийные сообщения могут содержать форматированный текст большого объема, картинки, музыку, видео. Несмотря на схожесть аббревиатур, механизм доставки MMS значительно отличается от ставшего привычным SMS.

В общем случае это происходит следующим образом. Отправитель формирует мультимедийное сообщение на своем аппарате и отсылает в MMS Center (MMSC). Адресат получает SMS c WAP-адресом, с которого он может загрузить сообщение на свой терминал. После загрузки сообщения получателем MMSC формирует уведомление о доставке. Таким образом, пересылка одного MMS включает несколько различных процессов, поэтому возникает вопрос – как тарифицировать данную услугу?

Существуют, по меньшей мере, четыре варианта тарификации мультимедийных сообщений (допустимы также их комбинации):

1) абонентская плата;

2) по факту;

3) по объему;

4) по содержанию.

По мнению западных маркетологов, получение MMS должно быть бесплатным. Таким образом, оператор должен следовать модели, принятой для SMS, – «за все платит отправитель», иования нового сервиса. Форма оплаты может различаться (варианты 1–3). Исключение составляет получение заказанных клиентом мультимедийных сообщений (платные сервисы, вариант 4).

Абонентская плата – простая и понятная модель расчетов, однако на этапе запуска сервиса она может препятствовать распространению услуги, поэтому ее использование целесообразно по достижении достаточно высокого уровня популярности сервиса.

Оценка MMS по факту вне зависимости от его размера – удобная модель, знакомая абонентам по SMS. Она позволяет им эффективно планировать свои расходы на MMS-услуги. Для оператора эта схема удобна прежде всего тем, что не требует серьезных изменений в его биллинговой системе. Однако процент недоставленных MMS-сообщений может быть достаточно высок, поэтому необходим механизм возврата средств за невостребованные сообщения. При кажущейся простоте и эффективности схема тарификации по факту содержит в себе ряд очевидных недостатков. В отличие от SMS, размер мультимедийных сообщений может сильно различаться. И абонент не всегда готов платить одинаковую цену за передачу одной страницы текста размером несколько килобайт и за музыкальный файл размером несколько мегабайт. Кроме того, подобный метод оценки MMS-сообщений не подразумевает сложных схем скидок.

Оценка MMS по объему аналогична оценке соответствующей GPRS-сессии с определенными порогами округления.

И наконец, мультимедийные сообщения можно оценивать по содержанию и источнику. Такая схема требует дополнительных настроек биллинговой системы.

Биллинг неголосовых услуг

Как уже говорилось, учет и тарификация неголосовых услуг предъявляют дополнительные требования к системам биллинга и абонентского сервиса оператора. Это связано с большим объемом данных для тарификации, усложнением схем взаимодействия различных сервисов, появлением «третьей стороны» в процессе предоставления услуги.

Приведем пример. Реализация модели «за все платит отправитель» в случае MMS требует интеграции различных подсистем инфраструктуры оператора. Пересылка мультимедийного сообщения с одного мобильного устройства на другое порождает не только тарификационную запись в MMSC, но и запись о GPRS-сессии для доступа к MMSC, а также о SMS-уведомлении. Очевидно, что отправитель должен платить одну цену – цену отправки MMS. Но если получатель загрузил MMS и сразу после этого обратился к платному сервису, то биллинговая система должна уметь делать правильные расчеты на основании двух SDR (Service Detail Record). Таким образом, некоторые элементы сети либо должны производить записи нулевой стоимости, либо не производить их вообще. В любом случае, надо быть уверенным в том, что порождаемые SDR содержат достаточно информации для идентификации пользователя и деталей, касающихся предоставленной услуги.

Проблема биллинга разнообразных услуг может решаться по-разному.

В качестве промежуточного решения можно использовать существующую систему биллинга, котсов. Для этого подсистемы, реализующие услуги, должны формировать CDR и «объяснять» новые услуги в терминах существующих (например, формировать логический эквивалент голосового вызова). При этом необходимо иметь возможность сопоставлять «транспортные записи», порождаемые MSC или GGSN, и записи, порождаемые сервисными подсистемами и прикладными шлюзами (application gateway). Это не очень гибкое и эффективное решение, однако оно может использоваться как переходное.

Второй путь – адаптация существующей автоматизированной системы расчетов (АСР) или инсталляция новой системы. Обычно гибкость в работе с разнообразными сервисами достигается за счет выделения дополнительного функционального mediation-компонента (иногда его называют «предбиллинг»). Этот компонент занимается сбором, сопоставлением, проверкой, агрегированием данных для тарификации от различных источников и переводом их в обобщенный формат тарифицируемого события, понятный АСР.

Если оператор работает со сторонними поставщиками контента на условиях разделения прибыли (revenue sharing), система должна обеспечивать взаимный контроль объемов и стоимости предоставленных услуг. Наряду с чисто техническими проблемами большую роль здесь играют правовые аспекты (авторское право, качество сервиса, ответственность сторон и т. д.), а также вопросы безопасности и разрешения потенциальных конфликтов.

***

Операторы едины в намерении развивать неголосовые услуги. Различия могут касаться маркетинговых аспектов их запуска и популяризации, а также технических возможностей операторов. Широкий спектр услуг открывает большие возможности индивидуализации предложений и новые области приложений, обеспечивая операторам дополнительные доходы. Однако введение неголосовых услуг требует иных подходов к тарификации и предъявляет новые требования к системам биллинга. При запуске новых услуг технологические аспекты биллинга, а также организационные и правовые вопросы должны рассматриваться наравне с маркетинговыми. В противном случае может возникнуть парадоксальная ситуация, когда стоимость решения для учета и оценки услуг окажется выше стоимости самих услуг – за счет усложнения инфраструктуры, генерации и обработки дополнительных данных. Кроме того, несложные схемы тарификации не только проще реализуются в биллинговой системе, но зачастую и более привлекательны для абонентов.



Главная страница / Архитектура отрасли