Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Интеграция : Билинговая система : автоматизированная система расчета с клиентами (АСР) и CRM : EAI

Современные тенденции развития рынка телекоммуникаций, связанные с постоянно и быстро растущим многообразием видов предоставляемых услуг связи и их объемов, ставят перед операторами связи все более сложные задачи по организации процесса предоставления услуг клиентам: создание гибкой системы учета и тарификации оказываемых услуг, выставления счетов и учета оплаты (что составляет основу биллинговых систем, или автоматизированных систем расчетов – АСР); учет потребностей клиентов в различных видах услуг (CRM); поддержка различных способов оплаты (предоплаты в различных формах, оплаты по выставленным счетам и т. п.). Последнее время становится актуальной задача тарификации контентов. Перечисленные и другие особенности современного развития рынка телекоммуникаций неизбежно приводят к необходимости интеграции биллинговых систем с другими приложениями, т. е. к решению задач EAI – Enterprise Application Integration.

Сегодня среди операторов связи есть крупные компании, которые могут позволить себе приобрести индустриальные биллинговые системы, и менее крупные, которые должны использовать более простые частные решения или арендовать услуги по биллингу у более крупных компаний. При этом во всех компаниях существует определенная инфраструктура реализации предоставляемых ими услуг клиентам. Эта инфраструктура образована имеющимися решениями по автоматизации их бизнеса и состоит из ряда приложений, таких как Финансовая система, Клиент-банк, Касса, Склад и т. п. Как отдельные прикладные системы могут рассматриваться и специфические компоненты сбора и предобработки измерительных данных – устройства-медиаторы (mediation devices). При функциональной схожести названных прикладных систем они могут весьма значительно различаться из-за особенностей их реализации конкретными производителями. Эти приложения должны работать в комплексе с биллинговой системой – одной или несколькими, в том числе арендуемыми, – как единое целое.

Интеграционные технологии

Ключевым вопросом EAI является выбор технологии интеграции и соответствующих ей продуктов для реализации интеграционных решений. Наиболее перспективными направлениями развития технологий интеграции приложений, на наш взгляд, являются те, которые базируются на управлении бизнес-процессами (business process management – BPM). При этом бизнес-процессы отделяются от интегрируемых приложений. Приложения рассматриваются как наборы бизнес-функций, логика управления которыми фактически описывает бизнес-логику автоматизируемого бизнеса в целом.

На рис. 1 приведена ориентировочная архитектура интеграционного решения для достаточно большой компании оператора связи. Здесь представлена интеграция с традиционными прикладными системами. Наличие двух биллинговых систем может рассматриваться, например, как «одна – своя, другая – арендуемая». Обе подключены к среде интеграции EAI, построенной на основе BPM. К той же среде подключены все остальные п системы могут использоваться без доработок. Но их функции и бизнес-логика взаимодействия систем между собой должны быть описаны как бизнес-процессы в репозитории бизнес-процессов EAI.

На рис. 2 представлена интеграция биллинговых систем с устройствами-медиаторами. Интегрируемые медиаторы и здесь могут использоваться в том виде, как они есть. Необходимые сопряжения между медиаторами и биллинговыми системами выполняются средствами бизнес-логики EAI. Описания соответствующих бизнес-процессов хранятся в репозитории EAI.

***

Основные преимущества интеграции приложений на основе BPM:

• интеграция существующих приложений в том виде, как они есть, включая биллинговые системы;

• сокращение количества многообразных связей между приложениями за счет замены связей «каждый с каждым» на «каждый с интеграционной средой»;

• выполнение сквозных бизнес-процессов обработки информации через все

вовлеченные прикладные системы в автоматическом режиме;

• обеспечение эволюционности в решении задач интеграции и развития автоматизированных систем предприятия;

• унификация представления измерительной информации и ее экспорт в биллинговые системы в требуемом формате за счет интеграции устройств-медиаторов;

• решение задач корреляции измерительных данных с контентом;

• простота и наглядность управления бизнес-процессами;

• ведение базы знаний по бизнес-логике обработки информации в виде набора бизнес-фреймов, хранящихся в репозитории среды EAI.

***

Технические аспекты интеграции приложений

Принципиальным свойством технологий интеграции на основе BPM является отделение проблем коммуникаций от проблем бизнес-логики (рис. 3).

Компонент Data Line обеспечивает унифицированный доступ к интеграционной среде на основе обмена XML-сообщениями. Data Line может рассматриваться как информационная шина, к которой подключаются внешние приложения. Как правило, внешние приложения имеют собственные методы доступа и не могут быть подключены к информационной шине Data Line непосредственно. Для этого создаются адаптеры, выполняющие функции сопряжения протоколов и форматов данных обмена между приложениями и интеграционной средой. Такое абстрагирование от особенностей коммуникаций с внешними приложениями дает возможность рассматривать все проходящие по Data Line сообщения как XML-документы и применять к ним стандартизованные методы разбора и анализа, что, в свою очередь, позволяет строить бизнес-логику обработки проходящих сообщений независимо от их источника и назначения. Этим занимается компонент Business Bus.

Компонент Business Bus предназначен для управления бизнес-процессами. Каждому типу входящего сообщения может быть поставлен в соответствие бизнес-процесс, описание которого ведется средствами администрирования интеграционной среды. При активизации бизнес-процесса начинает исполняться пос бизнес-фрейма обработки платежного документа представлен на рис. 4. Элементами диаграммы являются отдельные функциональные задачи (tasks) – бизнес-функции, указатели передачи управления в зависимости от статуса, устанавливаемого бизнес-функцией, и инициатор с терминаторами (черные кружки).

В данном примере входящий документ сначала проверяется на корректность, затем на ограничение по сумме платежа. Если все в порядке, выполняется сам платеж. Такого вида бизнес-логика может применяться, к примеру, при обработке выписок из банка о поступающих от клиентов платежах за пользование предоставленными им услугами. Результатом исполнения бизнес-процесса является изменение состояния счета клиента в биллинговой системе. Данную цепочку можно дополнить, например, функцией отображения платежа в бухгалтерской системе. На этом простом примере легко прослеживается интеграция банковской, бухгалтерской и биллинговой систем.

Нетрудно заметить, что при необходимости все входящие в интеграционную среду документы могут автоматически направляться на обработку в любую прикладную систему, подключенную к интеграционной среде.

Таким образом, значительная часть бизнеса может поддерживаться в автоматическом режиме при надлежащем проектировании бизнес-процессов и управления ими. Исчезают проблемы дублирования и потери документов, задержек в отображении одной и той же информации в различных прикладных системах, излишних трудозатрат персонала на совершение рутинных операций. При этом существующие прикладные системы могут продолжать использоваться в том виде, как они есть, без доработок или при необходимости с минимумом таковых. Возможно плавное внедрение новых систем параллельно со старыми без останова производственного цикла с постепенным переносом бизнес-функций от старой системы к новой.

Определенный интерес, особенно в связи с ростом потребностей в тарификации контентов, представляет использование технологий EAI на основе BPM для интеграции устройств-медиаторов с биллинговыми системами. По существу, биллинговая система – это прежде всего высокоскоростной тарификатор реализованных услуг. Количество их видов определяется соответствующими справочниками биллинговой системы, а правила тарификации задаются соответствующими тарифными планами. Информация об объеме оказанных услуг обычно поступает в биллинговую систему как унифицированная запись о тарифицируемом событии (EDR – event detail record). Откуда берется это событие, биллинговую систему не очень интересует, главное – к какой услуге оно относится и по какому плану должно тарифицироваться.

Для подготовки тарифицируемых событий используются специальные устройства – аппаратные или программные, называемые медиаторами (mediation device). Их количество соответствует количеству источников измерения услуг. Полученное число нужно умножить на количество производителей устройств-медиаторов. Следовательно, возникает задача уменьшения этого «многообразия», например за счет введения медиаторами и биллинговыми системами. Цель данной среды – приведение измерительных данных к форматам, принимаемым биллинговой системой, и маршрутизация данных при наличии нескольких биллинговых систем.

С другой стороны, интеграционная среда в ряде случаев позволяет решить проблему выделения контентов из измерительных данных. Например, IP-медиатор предоставляет информацию об объеме IP-трафика и не содержит прямых указаний на контент. Для корреляции трафика с контентом необходима дополнительная информация, которая может быть получена из биллинга или другой прикладной системы. Вследствие узкой специализации медиаторов они не рассчитаны на сложные контентные завязки для обеспечения нужной корреляции. Интеграционная среда, предназначенная для подключения к разным приложениям, может извлечь недостающую информацию из них и выполнить функции корреляции.

Главная страница / Архитектура отрасли