Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

Город каналов

Это - о «вывозе» культурных ценностей. Но и с точки зрения ввоза Екатеринбург заметно выделяется среди остальных столиц Урала и Западной Сибири. В начале октября здесь выступила рок-группа первой величины Prodigy. Концерт состоялся в рамках турне, маршрут которого прошел через Киев, Москву, СанктПетербург и Екатеринбург. И только. Двумя месяцами ранее столица Среднего Урала приняла американских звезд Bloodhaund Gang. Еще раньше - одну из наиболее высокооплачиваемых европейских певиц, «черную Эдит Пиаф» Сезарию Эвору. Только в течение октября в Екатеринбурге отметятся Монтсеррат Кабалье, Helloween, Deep Purple, в ноябре поджидают AHa. В сфере изобразительного искусства тоже взята планка: в августе екатеринбуржцы глазели на коллекцию работ Сальвадора Дали, правда, небольшую и с несколько невнятной историей (см. «По мотивам Сальвадора Дали», «Э-У» № 32 от 04.09.06).

Пожалуй, найдется немного спорщиков, которые рискнули ли бы опровергнуть тезис «Екатеринбург - креативный центр». Вот уже много лет город выбрасывает все новые и новые побеги на художественном поле: имена, акции, проекты, звучащие в контексте общероссийского и мирового арт-пространства. Екатеринбург - это и «колыбель отечественного рока» («Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи» и т.д.), и «родина новой драмы» (творчество Николая Коляды и его учеников), в 80е в ходу был термин «феномен Свердловской оперы», а последнее десятилетие город именуют «столицей российского современного танца». Бывшие свердловчане-екатеринбуржцы составляют существенную когорту среди звезд театра, оперы, анимации, телевидения.

Есть где разгуляться
Следует признать: притязания Екатеринбурга на статус равноправной культурной столицы начинают восприниматься как оправданные. Екатеринбуржцам далеко не всегда нужно выбираться за пределы города, чтобы приобщиться к отечественным и даже мировым культурным ценностям.


Вопрос: можно ли говорить о Екатеринбурге как об альтернативной культурной столице, встроенной не то что в российское - в общемировое пространство? Такой статус должен быть не менее, а может, и более полезен региональным центрам, чем положение очередной административной столицы. Если борьба за столичность общего свойства заведомо увенчается утешительным третьим местом, то пример киноМекки планеты, крохотных по сравнению с Парижем Канн или германского Байрета, из года в год принимающего всемирный оперный фестиваль, внушает оптимизм в соперничестве за чемпионский титул.

Приведем несколько показательных фактов. В прошлом году в Екатеринбурге функционировала только одна достойная концертная площадка - Дворец игровых видов спорта (ДИВС) «Уралочка». К 2006му введены в эксплуатацию фактически заново отстроенный Ледовый дворец спорта (теперь он называется культурно-развлекательный комплекс «Уралец»), ДИВС в городесателлите Верхней Пышме и вторая очередь той же «Уралочки», начал активную работу оборудованный по современным стандартам киноконцертный театр «Космос». Культурные события рассредоточились: концерты мировых рок-знаменитостей прошли в Ледовом дворце спорта, ДИВС «Уралочка» смог сконцентрироваться строго на спортивных событиях и выставочной деятельности, а «Космос» - на концертах отечественных звезд и мировых звезд «из прошлого». Готовятся к запуску новые элементы инфраструктуры развлечений. Ситуация острого дефицита сменилась цивилизованной конкуренцией, которая разрешается путем узкой специализации.

Организация гастролей серьезной звезды предполагает наличие вместительной современной площадки, оснащенной аппаратурой, соответствующей техническим требованиям райдера (списка требований артиста), достаточного количества мест в гостиницах мирового класса, ресторанов и развлекательных центров соответствующего уровня. Это как минимум. Как максимум - еще и профессионалов, способных провести кампанию продвижения гастролей с учетом местной специфики. Все это в Екатеринбурге есть: развивается и концертная инфраструктура (организаторы, площадки, оборудование), и инфраструктура гостеприимства (аэропорт, гостиницы, общепит и т.д.).


Екатеринбургская филармония благодаря качественному менеджменту по праву считается одной из ведущих в России. Свердловская киноиндустрия «восстала из мертвых» и теперь выступает активным фигурантом динамичного рынка телесериалов и производителем конкурентоспособного фестивального кино. Настолько активным, что Екатеринбург уже несколько лет принимает главный отечественный форум документального кино «Россия» (последний завершился на днях). Принято решение о строительстве в будущем году нового здания Государственного центра современного искусства: оно удовлетворит самые высокие требования устроителей художественных выставок.

- Андрей Порубов

Гости дорогие
С точки зрения инфраструктуры гостеприимства Екатеринбург тоже значительно подтянулся. Аэропорт Кольцово - лучший на Урале и в Западной Сибири. За прошедшие с начала масштабной реконструкции три года он стал узловым авиатранспортным центром (хабом), обзавелся международным терминалом. «Через Кольцово выполняют полеты более 30 ведущих авиакомпаний страны, они обеспечивают воздушное сообщение со 104 городами России, странами СНГ и дальнего зарубежья», - рассказывает пресс-секретарь аэропорта Юлия Федотова. Все это безусловно облегчает доставку звезд шоу-бизнеса из столицы и изза рубежа.

С точки зрения бизнеса рост и развитие культурной инфраструктуры должны свидетельствовать о формировании устойчивого платежеспособного спроса на продукт. Если в организации гастролей звезд мировой оперной сцены или академической музыки основные риски берет на себя государство, финансирующее региональные оперы и филармонии, то риски инвестиций коммерческих концертных операторов и компаний, вкладывающихся в инфраструктуру, ничем, кроме правильной оценки платежеспособного спроса, не защищены. И спрос действительно растет. Еще в 2005 году все попытки организовать в Екатеринбурге концерт немецкой группы Rammstein закончились ничем. А на недавние концерты Prodigy и Bloodhaund Gang билеты стоимостью от 1 тыс. рублей и выше расходились влет. Радует и формирующаяся устойчивая привычка к развлечениям добротного уровня - отсюда современные кинотеатры, клубы и рестораны, которые прочно вошли в жизнь представителей среднего класса.

При каждой гостинице есть ресторан, кафе, бар. Ресторанов VIPкласса в городе вообще хватает: «Дольче вита», «Троекуров», «Кэф» всегда рады дорогим во всех смыслах слова гостям. Кстати, итальянский ресторан «Дольче вита» привлекает не только изысками кухни: частенько звезды после выступлений на концертных площадках города дают еще одно - в ресторане.

Расселение - тоже не проблема: это гостиниц эконом- и бизнесклассов для рядовых приезжих не хватает, а место для ночлега артиста высокого уровня найти несложно. В Екатеринбурге работает одна гостиница категории пять звезд (Атриум Палас Отель) и два четырехзвездника («Уральский двор» и Урал-отель). Их суммарный фонд - 196 номеров от «стандарта» до «президентского». «Уровень екатеринбургских отелей очень высок, - указывает директор уральского института туризма Ольга Пирогова. - Им проигрывают даже многие московские отели и гостиницы». Правда, зарубежные визитеры неприятно удивляются ценам на гостиничные услуги: в Европе они втрое дешевле.

Но расслабляться не стоит. Екатеринбургу предстоит умножать преимущества транспортно-логистического, административного, финансового, международноторгового и прочая центра. А для этого недостаточно возводить отели с ресторанами. Нужно заниматься и «прозой» - ремонтировать и строить дороги, разводить автомобильные пробки, модернизировать коммуналку, улучшать качество воды и воздуха. А тюменцы, например, в этом очевидно опережают Екатеринбург.

Выше, дальше, сильнее
Афишные тумбы других столиц Урала и Западной Сибири тем же разнообразием сенсаций похвастать не могут. И зритель из Тюмени, Челябинска, Перми, пожелавший лицезреть любимцев, едет в Екатеринбург. Вероятно, тенденция централизации региональной индустрии развлечений, когда наиболее дорогие и сложные проекты привозятся именно в Екатеринбург, как в город, опережающий соседние по развитию инфраструктуры, будет закрепляться. А значит, внутренние и внешние инвесторы в сферу масскультуры станут ориентироваться в первую очередь на Екатеринбург. В другом таком же центре окрест потребности не возникнет. Думаем, ближайший город, способный претендовать на лавры культурной столицы, - Новосибирск. Но он будет «окучивать» уже сибирского зрителя.

Мед и деготь
Устойчивый спрос екатеринбуржцев на звезд подтолкнул бурное развитие инфраструктуры. Картину портят неприятные «мелочи»


Дополнительные материалы:


Наталья Смирнова, заместитель начальника управления культуры администрации Екатеринбурга:

Наталья Смирнова

То, что за рубежом перестали думать о медведях на наших улицах, а западные звезды всех видов искусства в обязательном порядке включают столицу Среднего Урала в программу туров - плод большой работы, результат того, что почти все побывавшие у нас гастролеры довольны и рекомендуют город другим. Администрация Екатеринбурга поддерживает интересные начинания во всех сферах культуры, стремится к тому, чтобы его воспринимали как полноправную культурную столицу. И такое восприятие уже сложилось.

- На скорую руку сложенные антрепризы и концерты звезд прошлых десятилетий у нас уже успехом не пользуются. В городе созрел спрос на качественный продукт. Это и явилось прямым толчком к работе над развитием инфраструктуры.

Кирилл Турицын, арт-менеджер Pub & Dancing «The Hooch»:

Екатеринбург - город, стремительно развивающийся во всех сферах, и невозможно представить его культурную составляющую вне этой динамики. Наши соседи тоже быстро растут и уделяют большое внимание культуре, но так сложилось, что Екатеринбург стартовал раньше и имеет фору. Это позволяет нам быть лидером регионального рынка культуры. Да, это тоже рынок. И останавливаться в развитии нельзя, потому что конкуренты не дремлют, стремятся добиться известности своих брендов. Особенно много делается в Перми, Челябинске, на тюменском севере.


- В городе работает достаточное количество концертных организаций, фирм, предоставляющих световое и звуковое оборудование, поэтому с организацией и проведением концертов проблем нет. Но явно не хватает небольших клубовресторанов, где человек может не только послушать музыку, но и качественно поесть и выпить. На мой взгляд, такие залы, как Дворец молодежи или «Космос», не совсем располагают к прослушиванию живой музыки: все-таки сидеть два часа на одном месте, когда не разрешают танцевать и пить пиво, не слишком интересно. В то же время небольшие клубы либо не очень приспособлены для проведения концертов звезд (например, там плохая акустика, маленький зал, отсутствует сцена), либо в них нет нормального бара.

Кирилл Турицын

А главная проблема в Екатеринбурге - цены на услуги авиакомпаний одни из самых высоких в России. Например, билет на самолет из Москвы до Екатеринбурга стоит в два раза дороже, чем из Москвы до Челябинска. Поэтому часто бывает, что транспортные расходы превышают гонорар артиста, что при отсутствии спонсорской поддержки делает концерт нерентабельным.

В городе открылось достаточное количество гостиниц европейского уровня. Транспортные компании предоставляют высокий уровень сервиса: гости зачастую даже удивляются. А что до пробок на дорогах - с этой проблемой артисты сталкиваются не только у нас.

Алиса Прудникова, директор Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства:

Алиса Прудникова


Надеюсь, строительство Центра современного искусства, которое начнется в Екатеринбурге в 2007 году, станет новым поводом подтянуть наш город до статуса третьей столицы России и шагом к победе над провинциальным самоощущением. Именно в ГЦСИ можно будет почувствовать себя в гуще мировых арт-событий. Ведь даже само здание ГЦСИ в Москве (получившее «Золотого Дедала» как самое большое достижение в российской архитектуре последних лет) стало мировым событием, открытием Венецианской архитектурной биеннале2006.

- В нашем городе обывательский взгляд на современное искусство скорее оставляет за ним роль второго плана - удивляющего, часто шокирующего и провокативного андеграунда. Однако американский и европейский опыт доказывают: сфера современной культуры - активный партнер всех отраслей экономики современного города, инструмент создания и продвижения его привлекательного имиджа как культурного центра на мировых экономическом, информационном и туристическом рынках.

На нет и Доминго нет
В Екатеринбурге не сформирован платежеспособный спрос на мировых звезд классического исполнительского искусства. Соответственно, нет и предложения, считает музыкальный эксперт Лариса Барыкина:


Подготовил Василий Чепелев

- Болееменее благополучно дела с приездом в Екатеринбург мировых знаменитостей обстоят в сфере академической музыки. В программах Свердловской филармонии регулярно присутствует практически весь цвет российской музыкальной элиты: Михаил Плетнев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Николай Петров, Андрей Гаврилов, Денис Мацуев… Западные исполнители бывают гораздо реже: гонорары велики - от десятков до сотен тысяч долларов.

Лариса Барыкина


И уж совсем плохо с балетом. Современный танец благодаря западным культурным центрам (типа Гете-Института) и грамотным екатеринбургским продюсерам представлен хоть и не первым рядом (в Екатеринбурге, в отличие от Москвы, никогда не видели театры Пины Бауш, Иожефа Наджа, Анжелена Прельжокажа), но вполне профессиональными труппами. А вот что происходит сегодня в академическом балете, каков мировой уровень исполнительства, какие имена появились в хореографии - обо всем этом у нас даже представления не имеют. Побывают ли когда-нибудь в Екатеринбурге Джон Ноймайер, Иржи Килиан, Матс Эк, Уильям Форсайт, Мэтью Борн, увидят ли горожане танцующих звезд Парижской оперы, американского New York City Ballet, британского Royal Ballet и других суперкомпаний? Вопрос пока риторический.

А вот из настоящих оперных звезд здесь почти никого не слышали. Суждение о том, что в Россию западные знаменитости едут либо в самом начале карьеры, либо на закате, когда они уже мало кому интересны, в большей степени верно и в отношении Екатеринбурга. Последний пример: приезд Монтсеррат Кабалье в сопровождении Николая Баскова (оставим заблуждаться тех, кто всерьез считает его оперным певцом). А если и приезжают (как например, тенор Хосе Кура), то появляются в таком профессиональном окружении и с таким репертуаром, какие вряд ли позволили бы себе, выступая на Западе.

Но еще важнее - нет отчетливой потребности в этом у публики. Классическая опера, как и балет, - во всем мире искусство дорогое (стоимость постановки может достигать нескольких миллионов долларов в зависимости от амбиций постановщиков и возможностей театра), а у нас еще не столь велик слой платежеспособного населения. Те, кто отличают настоящее от подделки и могут разобраться, где подлинные звезды, чаще всего не в состоянии заплатить. А состоятельный слой пока недостаточно взыскателен. Для многих посещение звездных концертов и спектаклей - не столько духовная потребность, сколько статусное мероприятие, атрибут светской жизни, престижа.

Так что в целом по классике картина отнюдь не радужная. Причины? Отсутствие серьезных агентств и их конкуренции. А те, что есть, ориентированы исключительно на коммерческий результат: даже собственная репутация их не волнует.

Рембрандту здесь не место
Экспозиция шедевров изобразительного искусства - слишком дорогое удовольствие для Екатеринбурга, считает генеральный директор галереи современного искусства Сергей Одоевский:

Сергей Одоевский


И все же для того, чтобы привезти в город крупную выставку художника с мировым именем - Рембрандта или, предположим, Пикассо, этого недостаточно. Музейщики и галеристы, работающие на мировом уровне, не просто не знают здешней ситуации с залами, но и не видят смысла работать с Екатеринбургом: наш город для них просто не существует на мировой арт-карте. Если говорить о России, для них вполне достаточно сотрудничества с Москвой.

- В Екатеринбурге есть выставочные пространства, соответствующие мировым стандартам. Эти стандарты предполагают возможность поддерживать в помещении климатические характеристики, необходимые для сохранности произведений искусства, а также наличие охранной сигнализации. Такими характеристиками обладают оба здания Музея изобразительных искусств (на улицах Вайнера и Воеводина), наша галерея и прошедшие реконструкцию помещения Краеведческого музея (бывший ДК им. Дзержинского). Со специалистами в области искусства также нет проблем: кадры, которые готовит Уральский госуниверситет, достаточно квалифицированы для работы с экспозициями самого высокого уровня.

Также актуален вопрос о наличии у наших музеев клиентской базы - потенциальных посетителей выставки. Без такой базы организовывать экспозицию бессмысленно - она пройдет незамеченной.

Одна из основных причин такой ситуации: мы находимся вне правового поля Европейского Союза. В Москве все на виду, все культурные институции, отвечающие за сохранность экспонатов, известны. А что такое Урал - непонятно, и к кому обращаться в случае порчи или потери экспонатов - неясно.

Еще одна сложность - транспортировка произведений искусства: мы далеко, у нас плохие дороги и сложный климат, при котором поддерживать необходимые условия очень непросто. К примеру, в прошлом году наша галерея проводила выставку бывшего соотечественника Сергея Сологуба, ныне живущего в Кельне. Затраты на транспортировку его работ одной машиной от Кельна через Москву в Екатеринбург составили 4,5 тыс. евро. Транспортировка работ из разных частей света, частично самолетом, будет стоить в разы больше. Страховка обойдется в десятки тысяч евро.

Наш Музей изобразительных искусств занят своей трудоемкой работой: собиранием коллекции и реставрацией. есть определенные приоритетные направления. Например, очень мощная коллекция искусства начала XX века. Она много лет путешествует по миру, ее вывозят то в Европу, то в Китай. Коллекция уже сформирована, технически апробирована. Изучен и интерес к ней: русское искусство рубежа XIX и XX веков - всегда беспроигрышный вариант, собирающий зрительскую аудиторию за рубежом. А для организации выставок здесь, тем более мирового уровня, нужно большое количество дополнительных штатных единиц, которых у музея нет.

Подготовила Ольга Паутова

Еще одна серьезная статья расходов - печатная продукция. Двухтомный альбом Виталия Воловича, который мы сейчас готовим, обойдется нам примерно в 2 млн рублей. Думаю, готовя выставку работ мировой арт-звезды, нет смысла делать каталог дешевле.


Как заявил Владимир Кравченко, «ставки за предоставление аэронавигационного обслуживания в аэропортах вылетаприлета практически для всех типов воздушных судов увеличены на 300%. Таких всплесков роста цен на какуюлибо отдельную услугу российская авиация не испытывала никогда». В UTair посчитали: авиакомпании придется дополнительно выплачивать Росаэронавигации почти 600 млн рублей в год, доля расходов за обслуживание в абсолютной величине будет сопоставима с расходами на поддержание летной годности, включая капитальный ремонт воздушных судов и авиадвигателей. Сегодня аэронавигационное обслуживание, например, самолета Boeing747 пока обходится в 87 долларов за 100 км.

Первый заместитель генерального директора - коммерческий директор авиакомпании UTair Владимир Кравченко написал на имя президента Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (РАЭВТ) Евгения Чебирева открытое письмо. Он выразил «категорическое несогласие» с предлагаемым Федеральной аэронавигационной службой (Росаэронавигацией) повышением с 1 ноября этого года сборов за обслуживание: «Авиакомпания UTair предельно возмущена отношением Федеральной аэронавигационной службы к авиатранспортному процессу в России. Создается впечатление, что ФАС поставила перед собой задачу убедить российских граждан и коммерческую общественность, что авиация - слишком дорогое удовольствие». Таким образом, конфликт экономических интересов между российскими авиакомпаниями и Росаэронавигацией получил огласку.

Установление справедливых ставок и сборов и считают в Росаэронавигации одной из первоочередных задач. В мировой авиации существует правило: при выполнении международных полетов отечественные авиаперевозчики должны платить столько же, сколько и иностранные. В России сборы для «своих» сегодня втрое меньше. Есть и чисто финансовая причина: более половины радиотехнических систем в стране выработали ресурс, на модернизацию оборудования в ближайшие годы Росаэронавигации потребуется 50 млрд рублей. По мнению Александра Нерадько, увеличение сбора практически не отразится на стоимости пассажирских авиаперевозок, поскольку не должно превысить 3% от цены билета.

«Почему-то многие забывают, что безопасность должна иметь не только фундамент системной организации воздушного движения, но и серьезную экономическую основу, - объяснил позицию Росаэронавигации ее руководитель Александр Нерадько в интервью “Российской газете”. - Мы не получаем ни копейки бюджетных средств. Все финансирование центров управления полетами, включая модернизацию, идет за счет средств аэронавигационных сборов, которые рассчитываются по формулам, скорректированным с формулами Международной организации гражданской авиации. В настоящее время ставки явно несправедливы».

«В критике деятельности Росаэронавигации представители многих авиакомпаний обращают внимание на несовершенную методологию расчетов аэронавигационных сборов. Но есть еще и чисто организационная проблема, - отмечает начальник службы организации перевозок на внутренних воздушных линиях компании “Уральские авиалинии” Наталья Баева. - В марте 2006 года Росаэронавигация была выделена из состава Минтранса, которое контролирует деятельность авиакомпаний, и стала напрямую подчиняться правительству РФ. Тем самым эта служба вышла за рамки авиационного бизнеса. Считаю, что наделение Росаэронавигации функциями неконтролируемо самостоятельно устанавливать сборы - нонсенс».

Авиаперевозчики выступают за большую прозрачность деятельности Росаэронавигации: «Федеральная аэронавигационная служба продолжает порочную практику удовлетворения своих потребностей за счет авиакомпаний, а в конечном итоге - за счет пассажиров, - сообщил “ЭУ” сотрудник РАЭВТ, попросивший не называть его имени. - Конечно, она действует сугубо в рамках своей компетенции, но не согласовывает свои действия с авиакомпаниями. Это вопрос не столько денежный, сколько процедурный: за какие услуги взимаются эти сборы и почему они установлены на таком высоком уровне?».



В сентябре должна завершиться сделка покупки дочерним предприятием Газпрома - ZGG GmbH - 19,9% акций ОАО «Новатэк». Эпоха независимых производителей газа в России закончится: в акционерном капитале всех крупных газодобывающих компаний будет присутствовать доля российского монополиста. О том, как «Новатэк» уживается с Газпромом, о планах компании и перспективах отрасли в целом, рассказывает первый заместитель председателя правления «Новатэка» Михаил Попов.

Михаил Попов

- Мы рассчитываем, что Газпром усилит наши позиции и выступит в качестве стратегического партнера, заинтересованного в развитии компании. По условиям соглашения, достигнутого акционерами, два представителя Газпрома войдут в совет директоров «Новатэка». Это позволит им лучше понимать ситуацию. А нам поможет решать вопросы, связанные с получением технических условий на подключение новых месторождений и допусков к Единой системе газоснабжения (ЕСГ в собственности Газпрома. - Ред.) на прокачку газа до потребителей.

Наш адрес - Ямал
- Михаил Викторович, какие перспективы вы связываете с вхождением Газпрома в состав акционеров?

- На 2006 год бизнесплан добычи углеводородов утвержден советом директоров компании и опубликован. По природному газу запланирован рост до 10 - 12%, газовому конденсату - до 15 - 17%. Мы уже объявляли о намерениях увеличить к 2010 году объем добычи газа до 45 млрд кубометров, конденсата - до 5 млн тонн. Ресурсная база компании позволяет выпускать больший объем газа, поэтому мы прорабатываем долгосрочную программу развития производства, и после ее принятия сможем точно определить уровень добычи.

- Каковы планы «Новатэка» по объемам добычи газа? Недавно заявлено, что ваша компания может увеличить ее на треть, до 60 - 65 млрд кубометров ежегодно, к 2012 - 2015 годам. Пересмотр связан с появлением в числе акционеров Газпрома?

- Сегодня у нашей компании две основные добывающие площадки в Ямало-Ненецком округе: район Тарко-Сале, где находится ряд месторождений, и Юрхаровское месторождение. В 2006 году мы хотим завершить обустройство действующего Ханчейского месторождения (ЯНАО), довести его до проектной мощности 5 млрд кубометров газа в год. Основной прирост добычи к 2010 году планируем получить за счет развития Юрхаровского месторождения. А кроме того, ведем геологоразведочные работы с целью обеспечения прироста запасов компании и последующей добычи углеводородов на новых площадках.

- За счет чего вы намерены увеличить добычу? Есть ли планы выхода на новые месторождения?

- Мы внимательно изучаем информацию о любых открытых торгах по реализации углеводородных активов, проводимых Минприроды РФ.

- Есть ли планы участия в лицензионных аукционах?

- Нет, в перспективных планах компании приоритет попрежнему отдается работе в ЯНАО.

- Собираетесь ли идти на восток России?

- Когда мы строили первую очередь, то синхронизировали ввод в строй производственных мощностей с теми объемами сырья, которые добываем. Результат закономерен: с начала работы Пуровского ЗПК мощности первой очереди были загружены на 100%, мы перерабатывали практически весь добываемый на наших месторождениях газовый конденсат. Также планируем вести работу и по второй, чтобы по максимуму и как можно быстрее загрузить ее мощности. Ориентировочный срок ввода - 2009 год.

Газ, но не только

- В прошлом году «Новатэк» приступил к собственной переработке газового конденсата: заработала первая очередь Пуровского завода. Когда планируете запустить вторую и каких инвестиций она потребует?

- Российские или зарубежные нефтегазовые компании привлекать к строительству второй очереди не собираетесь?

Основной объем инвестиций вложен в первую очередь ЗПК. Вторая потребует меньших затрат, в основном - на создание новых технологических мощностей. Сейчас мы финансируем развитие железнодорожных путей и расширение парка для хранения продукции, производимой на заводе.

- Куда компания экспортирует стабильный конденсат?

- Мы вели переговоры с компаниями, добывающими на Ямале, однако конкретных договоренностей не достигли: точек соприкосновения для создания единого перерабатывающего комплекса не нашли. Поэтому развиваем мощности Пуровского ЗПК сами.

- Когдато обсуждалась идея строительства для его транспортировки трубопровода…

- Основные рынки сбыта - северозапад Европы и США. Как видите, географическая диверсификация поставок достигнута. «Новатэк» ежемесячно выявляет конъюнктуру спроса на сырье в различных регионах мира, за счет этого определяются конкретные направления экспорта конденсата. На этот год планируем экспортировать порядка 1,5 млн тонн стабильного конденсата.

Рука об руку с Газпромом

- А готовы ли вы участвовать в развитии ЕСГ? Какой объем средств сможете вложить в строительство трубопроводов?


- О создании конденсатопровода говорили еще в 70 - 80х годах. Проект прорабатывался, затем от него почемуто отказались. Сегодня, с ростом объемов добычи газоконденсата, многие компании возвращаются к этой идее. «Новатэк» как один из производителей конденсата готов поддержать любое экономически выгодное начинание по строительству конденсатопровода из ЯНАО. Но наша компания не стремится доминировать в проектах подобного рода.

- В свое время Газпром критиковали за дискриминацию при допуске независимых производителей газа в ЕСГ. Как дела обстоят сегодня?

- Сейчас Госдума РФ готовит закон «О магистральном трубопроводном транспорте», который закрепляет государственную собственность на действующие и будущие магистральные трубопроводы при одновременном участии частного капитала в их эксплуатации и строительстве. Это правильно: в этой сфере должно присутствовать именно частногосударственное партнерство. Мы понимаем, что собственная труба для одной нашей компании - слишком большая роскошь, и планируем занять нишу в трубопроводных проектах.

- В газовом сообществе обсуждается инициатива создания в стране стратегического резерва газа. Компаниям рекомендуется направлять туда 10% от добычи.

- В июне 2005 года мы заключили соглашение о сотрудничестве. В числе прочих оно касается вопросов, связанных с газотранспортной системой и работой на рынке. Сейчас мы взаимодействуем на уровне технических специалистов и совместными усилиями решаем проблемы «расшивания трубы», чтобы увеличить транспортные мощности ЕСГ.

Как показала практика последних лет, 10% - это сезонное колебание спроса на газ. Бизнес-идея такова: летом, при минимальных объемах потребления, излишки добытого газа закачивать в хранилища, зимой, при повышенном спросе, выкачивать и потреблять.

- Она уже в значительной степени воплощена в жизнь. Вместе с развитием газотранспортной системы Газпрома в стране создано достаточно много функционирующих подземных хранилищ газа. Они должны сглаживать нагрузки на газодобывающие мощности и обеспечивать дополнительными объемами газа потребителей в зимние пиковые периоды потребления. Прошедшая зима с ее экстремально низкими температурами показала необходимость дополнительного резерва.

- «Новатэк» еще раньше поддержал позицию Газпрома по формированию единого экспортного канала. Мы согласны с тем, что эффективнее управлять экспортной политикой «из одного центра». В рамках одной компании легче прогнозировать маркетинговую политику, вести переговоры, заключать долгосрочные контракты. Газпром выбрал правильную стратегию, направленную на расширение географии рынков сбыта. Основная задача Газпрома, да и в целом России, - сохранить имеющиеся ниши на внешних газовых рынках и занять новые. Собственно, именно на это нацелены такие проекты, как Северо-Европейский газопровод, двукратное увеличение мощности газопровода «Голубой поток», которое в дальнейшем позволит российскому природному газу увеличить сегмент присутствия на Балканах и в странах Южной Европы.

- В июле этого года Госдума приняла закон «Об экспорте газа», которым за Газпромом закрепляется право экспорта не только природного, но и сжиженного и попутного газа. Оцените законопроект как представитель независимой компании.

- «Новатэк» поставляет газ в 20 регионов страны. Часть уходит по регулируемой цене. Устраивает ли она производителей? И на каких условиях с вами работают крупные промышленные компании?

Между тем вопрос, распространяется ли действие нового закона на экспортируемые сжиженные углеводородные газы (СУГ), не получил однозначного ответа. В законе четко прописано: через единый канал экспортируется весь добываемый на всех видах углеводородных месторождений газ. Но СУГ - продукт промышленного производства, и действие закона на него распространяться не должно.

Нас как производителей газа существующий уровень цен не устраивает. Повышение внутренних цен - экономическая необходимость, а не прихоть газодобывающих компаний: растет себестоимость добычи, возникает потребность строить дорогостоящие перерабатывающие мощности, значительные средства инвестируются в расширение ЕСГ, увеличивается стоимость транспортировки. За счет повышения цен появится возможность реинвестировать вырученные средства в воспроизводство запасов, рост газодобычи, создание новых трубопроводных мощностей.

- Примерно 10% добываемого газа мы поставляем в Тюменскую и Курганскую области по ценам, устанавливаемым ФСТ. Остальной объем газа идет потребителям (например, Магнитогорскому металлургическому комбинату, генерирующим компаниям) по договорным ценам, но и на них существенное влияние оказывает уровень цен, устанавливаемых государством. Условия: товар - деньги. Остальное - коммерческая тайна.


Лучше раз увидетьУфимский телерынок - микромодель будущего телевидения. Преувеличения в таком утверждении немного: благодаря кабельному ТВ среднестатистический телезритель в столице Башкирии может сегодня смотреть столько каналов, сколько у прочих соотечественников появится только с введением цифрового телевещания.

Мы продолжаем исследования рынка СМИ крупных городов Урала на основе данных TNS Gallup Media (см. «Говорит и показывает», «Э-У» № 36 от 02.10.06, «В условиях малой видимости», «Э-У» № 47 от 18.12.06, «Никому не кабельность», «Э-У» № 7 от 19.02.07). На очереди публикация, посвященная специфике аудитории Уфы.

Два крупнейших игрока на этом рынке установили очень низкую ежемесячную плату для подписчиков: «Кристалл» - 70 каналов за 110 рублей, Ufanet - 62 за 9 Это одно из самых выгодных предложений в городах России (например, в Перми за 40 каналов оператору «ДиванТВ» надо платить 179 рублей в месяц). Такая политика и относительная простота прокладки кабеля в спальных районах привели к тому, что сейчас около 85% уфимских домохозяйств подключены к «ТВ по проводам».

В некоторых городах, где TNS Gallup Media проводит измерения телеаудитории, есть почти стопроцентное покрытие кабельным ТВ. Но в Уфе маркетинговая политика операторов ориентирована на расширение не только клиентской базы, но и количества каналов.

Локальное вещание в городе представлено слабо, партнеры национальных сетевых каналов реализуют в основном лишь рекламные возможности. Собственные передачи есть на ГТРК, «Всей Уфе», «Башкирском спутниковом телевидении» (БСТ), СТС и ТНТ. Долго не было местного телеканала, вещающего самостоятельно, но с января этого года им стал БСТ, расставшийся с РБК.

Остальных жителей можно охватить только при помощи эфира, и здесь «дециметровые» каналы проигрывают в проникновении «метровым», как и в других регионах. К тому же ограниченный эфирный ресурс не вмещает всех: «Домашний», MTV, МузТВ, «Звезда», 7ТВ и «Вести» есть только в кабеле.

«Первый канал» не всегда занимал доминирующее положение, но в 2007 году он лидирует: в топ-15 прежде всего входят его передачи. Рост почитателей НТВ, который наблюдается во всей стране, есть и в Уфе, но это не помогло ему обогнать «Россию». РенТВ с февраля этого года начал вещание еще и в эфире (вместо «Спорта»), что сразу увеличило его аудиторию.

Особенность города - использование трех языков: русского, башкирского и татарского. Местные новости только на русском жители узнают от ГТРК и «Всей Уфы», на русском и башкирском - от БСТ, а в кабеле есть телеканал «Татарстан Новый век» (ТНВ) с новостями на татарском.

Остальные каналы в городе народ смотрит так же, как и во всей стране. Главный пострадавший с начала года - «Спорт». Пропав с метровой эфирной частоты, он потерял почти всю аудиторию: в прошлом году она составляла 2 - 3%, сейчас - 0,1%.

Низкие показатели ТНТ могут иметь много объяснений, но один факт любопытен. В феврале «Дом2» в России смотрели в основном незамужние женщины до 35, а в Уфе - женщины старше 40, занятые на производстве. Видимо, целевая аудитория этого проекта в Уфе может выбирать другие программы.

Работать на лекарстваПо данным Атласа российских СМИ, на территории Башкортостана существует 107 изданий. Большая часть из них зарегистрирована в Уфе. Крупнейшая товарная категория, рекламируемая в местной прессе в 2006 году, - лекарственные препараты и пищевые добавки. По количеству размещенных материалов она опережает услуги связи и финансовые услуги почти в 1,5 раза. В число крупнейших рекламодателей в уфимских изданиях вошли «Материа Медика» и «Эвалара» (производство лекарственных препаратов), МТС и Билайн.

При взгляде на рейтинг становится понятно: не будь кабельного ТВ, телевизионные предпочтения жителей Уфы были бы очень похожи на среднероссийские (по крайней мере первые шесть позиций в начале списка повторяются). Но «кабельные каналы» здесь смотрят так много (или их так много), что среди всех измеряемых городов в Уфе имеют самую большую долю аудитории (под этим названием объединены все кабельные каналы, которые не оцениваются отдельно: Jetix, Discovery, Animal Planet и прочие). Для рекламодателей в Уфе важно, что на 75% аудиторию этого контента составляют люди до 45 лет - привлекательная целевая группа.

В таких случаях для ответа на вопрос, где эффективнее дать рекламу на широкую аудиторию, надо использовать показатель RPC (число читателей на копию). Он считается как отношение AIR (в тысячах человек) к тиражу. Даже если учесть, что часть отпечатанных экземпляров «Курьера», например 20%, распространяется за пределами Уфы, то RPC у него будет раза в четыре меньше, чем у «Евразииинформ» (1,3 против 4,9). При этом у ПочтыPress, стоящей третьей в списке, RPC за последние полгода составил 9,7 (около 195 тыс. читателей и 20 тыс. заявленный тираж).

По результатам исследования National Readership Survey, проведенного TNS Gallup Media в мае - октябре 2006 года, лидерами по объему аудитории остались еженедельные издания. Две первых строчки с примерно одинаковым AIR (средней аудитории номера) занимают бесплатные рекламноинформационные газеты: «Курьер» и «Евразияинформ». Обе доставляются по почтовым ящикам, но имеют разный заявленный тираж: у «Курьера» - 250 тыс. экземпляров, у «Евразииинформ» - 50 тысяч.

Государственный холдинг ВГТРК занимает первое место по количеству слушателей: среднесуточный охват «Радио Башкортостана» - 10,3% жителей Уфы от 16 лет и старше. Но это немного: число людей, переключающихся на нее за день, в 1,5 раза меньше, чем у лидирующих станций в Екатеринбурге или Челябинске - 15,1% и 15,7% соответственно. В принципе радиослушание в городе похоже на общероссийское: за день какуюнибудь кнопку на приемнике нажимают около 60% населения. Но аудитория в Уфе сильно сегментирована и мало пересекается.

Мало охотников за ушамиВ радиоэфире и проводном радио Уфы в рамках проекта Radio Index за период май - октябрь 2006 года мы измерили аудиторию 14 станций. Это мало для крупного города России: в городах-миллионниках сегодня в среднем присутствует более 20 радиовещателей. Пять станций Уфы локальны и программируют эфир самостоятельно.

Итак, Уфа - город телевизионного будущего. Маркетинговая политика кабельных операторов направлена на предоставление максимального предложения, чем пользуются молодые и обеспеченные. Как следствие, неэфирное ТВ имеет самую большую аудиторию среди всех городов страны. Количество радиостанций - одно из самых маленьких среди крупных городов. Среди лидеров в прессе - бесплатные рекламные еженедельники, но издания, распространяющиеся за деньги, имеют гораздо больше читателей на копию.

Небольшое количество конкурентов приводит к тому, что существующее не во всех уральских городах радио «Ретро FM» занимает третью строчку, а лучшая из локальных станций «Манхэттен» совсем немного проигрывает «Европе Плюс». Остальные местные вещатели замыкают таблицу с аудиторией от 0,5% до 2,3% населения города.

70% всех носителей в Уфе - билборды, 15% - световые короба. В 2006 году соотношение почти не менялось, да и весь рынок оставался устойчив. От месяца к месяцу поверхности как устанавливались, так и демонтировались и прирост в декабре 2006 года относительно января составил всего 2%.

Устойчивый билбордРынок наружной рекламы Уфы стабилен и изменения на нем связаны в основном со слияниями и поглощениями. По данным компании «ЭспарАналитик», в 2006 году на рынке работало более 65 операторов. Ресурсы их совершенно различны: от одной до 330 поверхностей. Так, в течение всего года у «Чайной фабрики» был один щит, при этом у лидера, компании «Орион», в январе стояло 18 конструкций, а в мае, после получения ею почти всех щитов компании «ЭГОДизайн», - уже 33 Сегодня «Орион» остается крупнейшим игроком, затем идут «Ночной проспект» и «Солнечный круг» (около 180 поверхностей).

В 2006 году больше всего наружной рекламы отдавали под некоммерческую информацию социального характера. Максимум пришелся на январь и февраль. Крупнейшим рекламодателем, как и в остальных городах Уральского региона, стала пивоваренная компании «Балтика», которая таким образом восполняет законодательные потери в телеэфире. МТС и Билайн почти полностью повторяют друг друга в тактике размещения в течение года, но используют разное количество поверхностей. Реклама табачных компаний и торговых домов практически стабильна по годам и может измениться только при появлении новых игроков.

Структура наружной рекламы в Уфе типична для России - магазины, сотовая связь, табак, пиво. Анализ динамики активности рекламодателей по товарным категориям показывает, что пики покупательской активности в магазинах города приходятся на май, сентябрь и декабрь: зимой меньше пьют пиво, летом - курят; машины чаще всего покупают осенью, а в сентябре начинается новый телесезон.



Главная страница / Опережения рынка