Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

За чем стоим? за искусством

Вдохнуть каждый норовит кислород Как сообщила советник центра общественных связей Минпромэнерго РФ Ирина Мальцева,30 декабря 2005 года на рассмотрение в российское правительство внесенспециальный технический регламент «О требованиях к бензинам, дизельномутопливу и другим горючесмазочным материалам». Документ, которыйв будущем должен стать федеральным законом, предусматривает внедрениеболее жестких экологических стандартов для топлив. Как говорит ИринаМальцева, регламент призван улучшить экологическую обстановкув мегаполисах. По данным Минпромэнерго, доля выбросов автотранспортав общем объеме загрязнения атмосферного воздуха крупных городовсоставляет по стране 43% и непрерывно растет. В Екатеринбурге,по информации областного Центра экологического мониторинга и контроля,эта доля уже 87,8%.

Январские морозы ударили по имиджу дизельного топлива стандарта Евро-4, которое лишь летом пришло на заправки Свердловской области. В пик холодов областные АЗС прекратили его отпуск: из-заповышения вязкости при температуре ниже минус 27 градусов оно пересталопрокачиваться через топливораздаточные колонки заправоки топливопроводы автомобилей. Оппонентам евростандартов это дало лишнийповод усомниться в целесообразности перехода на низкосернистое топливо.

В Минпромэнерго прогнозируют, что регламент, пройдя всесогласования в правительстве РФ, поступит в Госдуму уже во второмквартале 2006 года и по истечении шести месяцев после принятия вступитв силу. Чиновники надеются, что уже с 2007 года документ начнетдействовать.

Регламент устанавливает обязательные требования на всехстадиях производства и реализации нефтепродуктов по показателямэкологической безопасности, соответствующим нормам ЕС (см. таблицы).Как предполагает проект, в России будет производиться лишь топливо,соответствующее нормам Евро-2, а затем - Евро-4 (отличается от Евро-2 еще более низким содержанием вредных примесей - серы, бензола и свинца). При этом стандарты Евро-2 и Евро-4 будут действовать одновременно. «После вступления в силу регламента производить бензин ниже АИ92 (соответствует Евро-2) запрещается. Для полного перехода на Евро-4 сроки не установлены. Пока в России ездят машины с двигателями нормы Евро-2 и ниже, производство и отпуск бензина стандарта Евро-2 ограничивать не станут. Мы же прекрасно понимаем, что нельзя в автомобиль с двигателем Евро-0 заливать бензин Евро-4», - говорит Ирина Мальцева.

Понятно, что основная нагрузка при внедренииевростандартов ляжет на нефтяные компании и НПЗ. По подсчетамБулатникова, чтобы перевести всю отрасль на стандарт Евро-4потребуется порядка 30 млрд долларов. До последнего времени нефтяникинеохотно инвестировали в сектор downsspaneam - переработку нефтии продажу нефтепродуктов. Он считается в отрасли малоэффективнымобъектом вложений по сравнению с добычей и экспортом сырой нефти (см.«Нефтедоллары важней», «Э-У»№ 17 от 09.05.05). Дело в том, что в России нет массового спросана экологически чистое топливо, соответствующее евростандартам,поскольку, по подсчетам ВНИИ ПН, более 60% российского автопаркане соответствуют европейским нормам, еще 30% соответствуют нормам Евро-2, а стандартам Евро-3 и Евро-4 отвечают всего 10% автомобилей.

Галопом по евростандартам…Скачок с Евро-2 на Евро-4, минуя стандарт Евро-3,вызвал больше всего споров и даже недоумение у участников топливногорынка. Главный технолог ОАО «Всероссийский научноисследовательскийинститут по переработке нефти» (ВНИИ ПН, разработчик техрегламента) Владимир Булатников утверждает, что производить бензин Евро-3нецелесообразно: это потребует дополнительных инвестиций в модернизациюнефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые в любом случае со временемпридется перестраивать под Евро- Сегодня, по его словам, практически все российские НПЗ уже выпускают топливо стандарта Евро-2, на Евро-4 перешли Хабаровский НПЗ и СлавнефтьЯрославнефтеоргсинтез, дизельное топливо стандарта Евро-4 выпускает Лукойл, в частности на Пермнефтеоргсинтезе (ПНОС), а также ТНКВР на Рязанском НПЗ. «Введению Евро-4сопротивляются те компании и НПЗ, которые не вкладывают средствав строительство новых установок (риформинга, изомеризации,каталитического крекинга и так далее). Поэтому они не хотят переходитьна более высокие стандарты. Говорят, давайте с Евро-2 еще лет пять поживем», - возмущается Владимир Булатников.

С лета прошлого года Лукойл приступил к продаже дизельного топлива Евро-4 и на территории Уральского региона.

В этом плане показателен пример Лукойла. В 2004 годукомпания завершила второй этап реконструкции Пермнефтеоргсинтеза:в эксплуатацию пущен первый в России комплекс глубокой переработкинефти (мощностью 3,5 млн тонн сырья в год). Теперь, по словамгендиректора ПНОС Владимира Жукова, предприятиеспособно увеличить производство моторных топлив более чем на миллионтонн в год и получать нефтепродукты европейского качества (в частностидизельное топливо стандарта ЕN590 или Евро-4).Однако, вложив в проект более 350 млн долларов, Лукойл столкнулсяс проблемой реализации качественной солярки. Пристроили ее в Финляндии,где Лукойл купил компании Oy Teboil Ab и Suomen PespanooliOy (289 обычных и 132 дизельные АЗС). Вице-президент компании Леонид Федун говорит, что пермское дизтопливо идет там на «ура» (см. «По бензину плакать будем», «Эксперт» № 46 от 05.12.05).

…а евробензином по бездорожьюРазработчики техрегламента считают, что спросна евротопливо будет только расти. Несмотря на стареющий автопарк,в стране увеличивается число иномарок. «По статистике, в 2005 годув России было продано 575 тысяч иномарок, либо ввезенных сюда, либособранных на местных площадках», - говорит Владимир Булатников. Спросна автомобили иностранного производства поднялся на 79%. В Урало-Западносибирскомрегионе общероссийские тенденции налицо. В крупных городах открываютсявсе новые дилерские автоцентры: так, в первом полугодии 2005 годав Тюмень пришла компания Subaru, в Челябинск - Daewoo, в Уфу - Hyundai(см. «Тест-драйв для денег», «Э-У»№ 32 от 29.08.05). Кстати, иностранные автопроизводители уженеоднократно обращались в Минпромэнерго с просьбой решить вопросс качеством российского бензина, который приводит к поломкеавтомобилей.

И, несмотря на сложности со сбытом,на Пермнефтеоргсинтезе планируют продолжить реконструкцию: построитьустановки изомеризации с гидроочисткой, а также установкикаталитического крекинга для производства бензинов стандарта Евро-4.



Кроме того, в октябре 2005 года правительство РФ ужеутвердило технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильнойтехникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных(загрязняющих) веществ». Он предусматривает введение с апреля 2006 годадля всех двигателей нормы Евро-2, с января 2008го - Евро-3 и с 2010 года - Евро- Производство старой техники, не удовлетворяющей стандартам, будет запрещено. Переход на Евро-2откладывался не один год, и уральские автостроители к нему относительноготовы: миасский автозавод «Урал» уже приступил к выпуску экологическичистых грузовиков, а Иж-Авто,сняв с конвейера ВАЗ2106, выпускает автомобили, удовлетворяющиеевронормам. Спад производства на автозаводах может произойти после2008 года, когда будет введен Евро- ;

Однако Владимир Булатников признает, что до полного обновленияроссийского автопарка (тех самых 60%, не соответствующих никакимстандартам) еще далеко: в России старая техника не облагается налогами,«Жигули» ездят по 20 - 25 лет, «на периферии люди живут тяжело, поэтомудля нас такая мера чревата социальной напряженностью». Именно этот факти смущает участников топливного рынка Урала и Западной Сибири.Президент Тюменского топливного союза (ТТС), глава ЗАО «Никифор»(второй после Сибнефти поставщик нефтепродуктов в Тюменской области) Юрий Мельниковнегодует: «Если запретить дизельное топливо ГОСТ 30582, на чем будутездить наши машины? А наше дорожное строительство? Оно что, встанет?А северный завоз? Да и если новое топливо заливать в старые машины,выхлопов не уменьшится». По мнению Мельникова, техрегламент по топливупролоббирован крупными нефтяными компаниями (в частности Лукойлом),которые уже провели основную модернизацию своих заводов. «А что будутделать НПЗ Уфимской или Самарской группы, которые выпускают староетопливо? Уфимские НПЗ, к примеру, с одной тонны нефти получают 37 - 38%дизтоплива гостовского стандарта. Куда они его будут девать?». МногиеНПЗ, считает он, смогут реконструировать производство не ранее2010 года, «поэтому необходимо отсрочить введение новых евростандартовпо топливу. Ведь в той же Европе 20 лет занимались этой проблемой,а мы хотим за один год перепрыгнуть через пропасть. Кроме того, нужнодифференцированно подходить к регионам: если в Центральной России на Евро-4 переходить можно, то на Востоке и в Сибири это преждевременно».

Юрий Мельников

Впереди паровозаЗато чиновники придумали, как стимулироватьнефтепереработчиков на модернизацию НПЗ. Правительство намерено ввестидифференцированные ставки акцизов на моторные топлива в зависимостиот их стандарта (пониженные для Евро-4и повышенные для топлива более низкого качества). Однако это произойдеттолько после того, как начнет действовать техрегламент. По словамБулатникова, «сейчас необходимо принять законодательные нормы для того,чтобы появилась возможность сказать, за что какой акциз можно платить».«Но с Минфином снижение акцизов для более качественного топлива ужесогласовано», - говорит Ирина Мальцева из Минпромэнерго.

Гендиректор ОАО «Свердловскнефтепродукт» (дилер Сибнефти) Анатолий Коркинпессимистичен: «Наши клиенты не могут повлиять на внедрение стандартов,поэтому будут покупать то, что станут производить НПЗ Россиив соответствии с новыми требованиями». Хотя и не видит трудностей,поскольку его предприятие уже готово к реализации бензинаевростандарта: «Все нефтетерминалы СНП прошли необходимую сертификацию,одним из требований которой является отсутствие смешения нефтепродуктовв течение всего цикла приема из вагоноцистерн, хранения, наливав бензовозы, перевозки, слива на АЗС и отпуска потребителю».

Впрочем, отмечают участники рынка, внедрениеевропейских стандартов по топливу неизбежно. И не только потому, чтолоббируется крупными нефтяными компаниями или пропагандируетсяэкологами. Это одно из условий вступления России в ВТО.

Тем временем ранее 2010 года повсеместно внедрить бензины Евро-4вряд ли удастся. По словам главы Пермнефтеоргсинтеза Владимира Жукова,инвестиционная программа развития предприятия до 2014 годапредполагает, что качество автомобильных бензинов по спецификации Евро-2 будет достигнуто в 2006 году, а Евро-4- в 2012м. На эти цели направят 481 млн долларов. Как сообщила помощникгендиректора ОАО «Удмуртнефтепродукт» по связям с общественностью Анастасия Калядина, компания уже реализует на своих заправках топливо стандарта Евро-2, а к Евро-4 будет готова к 2010 году: для этого необходимо заменить контрольное оборудование на более точное.

Таблица Экологические требования к автомобильным бензинам

Дополнительные материалы:

Таблица Экологические требования к дизельному топливу

Евро-2Евро-4Содержание серы, мг/кг, макс.50050Содержание бензола, % об., макс.51Содержание свинца, мг/л, макс.105Содержание углеводородов, % об., макс.:ароматическиене нормируется35олефиновыене нормируется18Октановое число: по исследовательскому методу, мин.8095по моторному методу, мин.7685Источник: Технический регламент О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам

Что европейцу хорошо
Основные стандарты к топливам, поступающим на рынок, содержатсяв директиве Европейского парламента и Совета Европы № 98/70/ЕСс изменениями, внесенными директивой 2003/17/ЕС. Европа практическикаждые шесть лет ужесточает экологические требования к бензинами дизельному топливу. Так, с 1993 года действовал стандарт качествак автомобильным бензинам EN 22892 (так называемый Евро­2), в 2000 годувведен стандарт EN 22899 (Евро­3), а с 2005 года начал действоватьEN 22804 (Евро­4). Для дизельного топлива применимы европейские нормыEN 590, которые за последние 12 лет также трижды ужесточались. В итогемаксимально допустимое содержание бензола в бензинах, закрепленноестандартами, сократилось с 5 до 1%, серы - c 500 ppm (миллионные доли)до 50, ароматики - с 42 до 35%. Юрий Мельников: «Необходимо отсрочитьвведение новых евростандартов по топливу. В той же Европе 20 летзанимались этой проблемой, а мы хотим за один год перепрыгнуть черезпропасть»

Евро-2Евро-3*Евро-4Содержание серы, мг/кг, макс.50035050Содержание полициклических ароматических углеводородов, % масс., макс.Не нормируется1111Цетановое число, мин.455151* Минпромэнерго РФ не исключают возможности действия стандарта Евро-3 к дизельному топливу в переходний периодИсточник: Технический регламент О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам

Опрошенные участники топливного рынка разошлись в прогнозах ценна бензин и дизельное топливо после введения европейских стандартовкачества. Глава Тюменского топливного союза Юрий Мельников считает, чтостоимость топлива может превысить 40 рублей за литр, и это ударитпо потребителю. Аналитик ИГ «Экспертиза» Сергей Конюхов такжепессимистичен: «В крупных городах цены могут сравняться с европейскими,в итоге литр бензина АИ95 повышенного стандарта будет стоить большеевро». В то же время он указывает: с использованием более качественноготоплива на иномарках сократятся износ транспорта и затраты на егообслуживание.


Почем литр светлого?


Власти должны ввести налоговые льготы для нефтеперерабатывающихзаводов, которые проводят модернизацию, считает аналитик ИК «Проспект»Дмитрий Мангилев: «Дифференцированные акцизы для топлива - однаиз таких мер. Тогда мы сможем избежать взлета цен».

Разработчики топливного техрегламента заявляют, что резкого ростацен на бензин после введения европейских стандартов (в частностиЕвро­4) не произойдет. Владимир Булатников приводит в пример опытХабаровского НПЗ, где после модернизации производства цена бензина,соответствующего норме Евро­4, увеличилась по сравнению с ранееосвоенным Евро­2 всего на 50 копеек. Гендиректор ОАО«Свердловскнефтепродукт» Анатолий Коркин объясняет: «Цена на топливов большей степени зависит от мировой конъюнктуры, чем от затратна производство». Как известно, ставка налога на добычу полезныхископаемых напрямую связана с мировыми ценами на нефть, что увеличиваетзатраты нефтяников. Отсюда рост цен на бензин (см. «Чем наполнитьбензобак», «Э-У» № 19 от 23.05.05).


На начало прошлого года в Екатеринбурге работало12 торговых центров, к концу добавилось еще два. В стадии согласованияпроекта и строительства находятся около 12 объектов, в течение годашесть из них откроются. И все же проблему дефицита торговых площадейэто не решает. По словам председателя Комитета по товарному рынкуадминистрации Екатеринбурга Елены Чернышевой, торговые центры можноспокойно строить во многих районах. А генеральный директор торговогоцентра «Успенский» (Екатеринбург) Леонид Базеров утверждает, что дажеоткрытие самого крупного на сегодня в городе молла «Парк Хаус» никакне отразилось на результатах деятельности его компании: снижения числапосетителей или торгового оборота не отмечено. Похожая ситуацияи в других крупных уральских городах.

Популярность торговых центровв России заметно растет. Потребителей привлекает возможностькомфортного шопинга «под одной крышей», арендаторов - значительныйпоток покупателей. Для инвесторов важна доходность, а она в торговойнедвижимости оценивается экспертами исключительно высоко. По чистомудоходу торговых центров Россия опережает страны Европы в среднем вдвое:неудивительно, что к нам рвутся иностранцы.

Проблемы создания современного торгового центраучастники рынка торговой недвижимости обсудили на конференции «Торговыецентры и сетевые операторы в России», организованной Российским советомторговых центров и администрацией Екатеринбурга. По мнению собравшихся,основная причина провала многих проектов - отсутствие осмысленнойконцепции объекта. О том, для кого предназначен торговый центр, какиеарендаторы будут привлечены, инвестор думает только после того, какобъект уже построен. На другую распространенную ошибку указываетуправляющий директор Российского совета торговых центров (Москва) ОлегВойцеховский: «Зачастую за консультацией к нам обращаются девелоперыиз регионов. Они описывают характеристики участка, предполагаемуюплощадь здания и задают вопрос: есть ли в Москве что-либопохожее, что можно взять за образец? Но невозможно копировать торговыйцентр: проект не будет успешен и в другом районе, не говоря о другомгороде».

Быть самим собойПока объем сделок купли-продажиторговых центров в стране невысок: за последние пять лет - порядка150 млн евро (в Испании, например, - более 4,5 млрд евро). Но ростнеизбежен. Уже в первом полугодии прошлого года объем сделок составил100 млн евро. Эпоха монополизма локальных девелоперов заканчивается,на рынок выходят сетевые российские и зарубежные инвесторы. Наскольков этих условиях конкурентоспособны местные игроки?

Разработку концепции будущего торгового центра следуетначать с выделения целевой аудитории. «Основную долю прибыли объектадают постоянные потребители. Знание их “профиля” и запросов позволитинвестору проекта сформировать эффективный пул арендаторов», - поясняетзаместитель генерального директора Агентства рыночных исследованийи консалтинга «Маркет» (Москва) Татьяна Матюшина. «Каждый девелопер,забывая о покупательной способности населения в зоне обслуживанияторгового центра, хочет создать объект класса люкс. Но марок высшегокласса, существующих в городе, может попросту не хватить. Мотивироватьпокупателя на повышение уровня потребления и вкраплять арендаторов, чьепозиционирование на ступень выше, чем в торговом центре в целом, нужно,но их доля не должна превышать 20 - 25%», - советует менеджерпо развитию бизнеса Jones Lang LaSalle (Москва) Марианна Романовская.

Алгоритм удачиИтак, концепция торгового центра должна бытьиндивидуальна. Но основные моменты, на которые необходимо обратитьвнимание, едины для всех. «Среди многих девелоперов бытует мнение, чтоторговый центр - это место, куда люди приходят покупать. Есливы построите объект по такому принципу, вы окажетесь среди тех 22%,которые теряют средства», - уверен Джефф Кершо, директор департаментарозничной торговли компании Noble Gibbons в ассоциации с CB RichardEllis (Москва). Большая часть посетителей лишь присматривается илипросто прогуливается, чтобы «на других посмотреть, себя показать».Не стоит, однако, относиться к этой группе как к балласту: онаформирует отложенный спрос.

Особое значение девелоперы придают маркетинговойстратегии и брендингу. Совместная реклама приводит к тому, что торговыйцентр быстро становится узнаваемым и воспринимается потребителем какцелостный образ. «Все в ваших руках. Если вы хотите, чтобы ваш торговыйцентр ассоциировался с местом, где можно отдохнуть и развлечься,он не должен выглядеть как обычное офисное здание. Архитектура в планеторговых центров в России местами просто отвратительна», - замечаетархитектор Клайв Вуджер, управляющий директор SCG London (Москва).

Решающий фактор - местоположение объекта. Если этоне центр, то благоприятной считается правая сторона при движенииот него. Учитывать надо и неудобный поворот с дороги, и уклонместности. Правда, выбирать, как правило, не приходится, поэтому важнызаметность с трассы (указатели, вывески) и хороший доступ. «Сталабы IKEA столь успешной, если бы не бесплатные автобусы, курсирующиепо городу? Одними машинообеспеченными покупателями делобы не обошлось», - приводит пример Марианна Романовская. Важны такжеобщая площадь и этажность: размер объекта нужно соизмерять с числомпотенциальных операторов и потребителей.

«Заведи себе лицо»

В перспективе требования, предъявляемые к концепцииуспешного торгового центра, будут только расти. Среди факторов влиянияМарианна Романовская отмечает рост объема предложения, в том числе и в городах-немиллионниках,улучшение качества на всех стадиях проекта, приход на рынокпотенциальных арендаторов и борьба за них, появление новых форматов,таких как ритейлпарк, дисконтные деревни. Явные ошибки концептуальногохарактера, экономия на издержках при построении и реализации концепцииобойдутся дорого ? необходимостью репозиционирования или потерейвложений.



В декабре прошлого года президент Владимир Путин,находясь в Новосибирске, выслушал накопившиеся претензии банковскогосообщества. По сложившейся практике на свет появился «список поручений»министерствам и ведомствам. Назначено заседание Госсовета, на которомбудет рассматриваться развитие регионов с точки зрения финансовойсистемы. К этому заседанию банковское сообщество в лице Ассоциациироссийских банков (АРБ) намерено подготовить программу «Национальнаябанковская система России 2010 - 2020». «Нам очень важнопроанализировать опыт регионов, чтобы не оторваться от практикии не сделать кабинетную программу. Для этого и нужен коллективныйразум», - так президент АРБ Гарегин Тосунян обозначил цель межрегиональной конференции, собравшей в Екатеринбурге руководителей ведущих банков Урала и Западной Сибири.

Все 15 лет существованиябанковской системы российские банки слышат в свой адрес упреки в том,что они малы, слабы и по этой причине плохо кредитуют промышленность.В ответ все это время банкиры твердят: нужно стимулировать наш рост,а для этого решать массу вопросов на законодательном уровне.



Геннадий Меликьян




Круг обсуждаемых вопросов в очередной раз замкнулсяна том, как сделать банковскую систему сильной и почему не принимаютсянеобходимые для этого законодательные изменения. По большому счету,банки не могут угнаться за потребностями промышленности по двумпричинам - изза недостатка капитала и отсутствия долгосрочных ресурсов.Поэтому сегодня в структуре инвестиций банковские кредиты составляютвсего 8%, тогда как в развитых странах - до 50%.

Открывая конференцию, Гарегин Тосунян предложил определиться с терминологией: - Мне не нравится, когда говорят «банковский сектор».Это не сектор и не отрасль. Банки - это база экономики, ее фундамент.Если мы хотим добиться качественного изменения уровня жизни и положениястраны на международной арене, то должны в первую очередь решитьпроблемы базовой части. Президент страны поддержал нашу позицию. Теперьнаша задача - добиться понимания на всех ветвях государственной власти.

Объединение капиталов? Хороший способ. Но банки,которые уже прошли эту процедуру, говорят, что она сложна техническии организационно.

Как повысить капитализацию? Прежде всего стимулироватьсобственников банков реинвестировать прибыль. Но для этого нужно какминимум предоставить им налоговые льготы: эти деньги вернутсяв экономику на кредитование той же промышленности, аргументировалвицепрезидент Уральского банка реконструкции и развития Вадим Хлебников. «Минфин категорически против», - ответил на это разумное предложение г-н Тосунян. Мотивация, по его словам, странная: «Это невозможно, потому что невозможно никогда».



Заместитель председателя Банка России Геннадий Меликьян,присутствующий на конференции, соглашается: упростить процедуру можно.Но, очевидно, даже усилий Банка России иногда не хватает, чтобыпродавить решения. Тот же Меликьян, к примеру, был категорически противрезкого повышения норматива достаточности капитала. Но Госдума в началегода все равно повысила норматив с 2 до 8%. И если он не выполняется,Центробанк обязан отозвать лицензию.

- Никто не понимает, ради чего это делается, - возмущается ГарегинТосунян. - Ктото по инерции вбросил эту идею, и она по инерции пошлавживаться. Между тем все это приведет к сокращению объемовкредитования, так как банки будут вынуждены создавать дополнительныерезервы. По инерции или сознательно, но в Думе прошло еще однонеприятное для банков решение - о повышении планки минимальногокапитала до 5 млн евро с 2007 года. Тосунян недоумевает: «70%региональных банков имеют капитал меньше 5 млн евро, 80% из нихустойчиво работают 10 - 15 лет, обслуживая массу клиентов. Зачемвводить это требование в отношении действующих организаций?».Банковское сообщество его поддерживает.

Гарегин Тосунян

Почему принимаются ненужные, а иногда вредные законы,попытался объяснить аудитории заместитель председателя комитетапо кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной думыАнатолий Аксаков:

«У нас в Курганской области всего четыресамостоятельных банка и ни у одного нет капитала в 5 млн евро,- говорит председатель правления банка “Кетовский” Евгений Кафеев.- Ну, уйдем мы с рынка, и люди лишатся банковского обслуживания.Я не думаю, что крупные московские банки придут в нашу глубинку». БанкРоссии между тем не видит причин для беспокойства. Меликьян:«Я сторонник того, чтобы рынок отрегулировал этот процесс,но катастрофы нет. Укрупнение будет, хотим мы того или нет».

Преодолеть чиновничьи барьеры, разумеется, непросто.Но отечественным банкам срочно необходима понятная, стимулирующаяразвитие законодательная база. Западные финансисты, идущие на нашрынок, имеют не только опыт и деньги - они работают в благоприятнойправовой среде. И перед банковским сообществом России стоит важнаязадача - убедить чиновников отбросить сиюминутные интересы и занятьсясозданием законов, которые помогают, а не вредят формированию достойнойбанковской системы.

- Мы постоянно ощущаем сопротивление и непонимание.Например, надо решать проблему долгосрочных ресурсов. Как кредитоватьобновление основных фондов, если средний срок частного вкладав российском банке - один год? Нужно искать механизмы, чтобы банкимогли выпускать ценные бумаги под имеющиеся кредитные портфели.Я подготовил соответствующий законопроект, который прошел и Думу,и Совет Федераций. А президент не подписал. Но вы же понимаете, чтозаконы читает не президент, а его юридические советники. Кто-то увидел в нем несоответствие Гражданскому кодексу - вот и все.


Посетители же были ограничены только морозамида пропускной способностью дверей, перед которыми время от временивозникали заторы. Два павильона выставочного комплекса «Пермскаяярмарка» свободно дышали лишь в сонные утренние часы, в пиковые моментызрители-покупатели наступали шеренгами. Пермский арт-салон,прошедший в восьмой раз, подтвердил: вопервых, он уникален - по крайнеймере в пределах региона; вовторых, выставке необходима смена концепции.Втретьих: подспудная, томящаяся нереализованностью любовь самых разныхслоев россиян к искусству ищет выхода, в том числе на рынок.

Композиция Алексея Залазаева Пермяк соленые уши победила на городском конкурсе скульптуры
За пару недель до 20 января, дня открытия «Арт-Перми»,самый известный современный художник Прикамья Юрий Лапшин отключилтелефон. Желающих принять участие в выставке было еще очень много,а места не осталось: 6 тысяч экспозиционных квадратных метровраспределились уже в первой половине прошлого года.



Парадоксы арт-рынкаВ рейтинговом ряду легальных видов бизнеса торговляпроизведениями искусства стоит на третьем месте после оружияи драгоценностей. Оборот мирового арт-рынкасоставляет около 150 млрд долларов в год и имеет устойчивую тенденциюроста. Объем же рынка современного искусства в России чрезвычайно мал,по оценкам некоторых экспертов, всего 0,34% от мировой доли. В столицахв этой сфере еще что-токрутитсявертится. Так, на «Артманеже» в 2002 году совершалось продажна 200 тыс. долларов в день. Но в регионах ситуация малоподвижная.В Перми, например, три-четыречастные галереи и несколько муниципальных залов, отведенных подвыставки. По мнению директора Гидгалереи Михаила Суркова, в городене сформирована привычка приобретать картины. Мало не количествосвободных денег вообще, а та условная их часть, которую жители готовыпотратить на искусство.

Все так. И тем не менее ажиотаж, возникающий вокруг выставкиярмарки«АртПермь», - явление реальное. В прошлом году ее посетило 30 тысяччеловек за десять дней - небывалые цифры для культурных мероприятий(исключая кино). В нынешнем году цифры несколько ниже, прежде всегоизза погодных условий. Автоматически
арт-рынок не возник, но салон заполнил пустующую нишу и начал формировать рыночное пространство в сложной сфере визуальных искусств. Равносторонний треугольникТри силы сегодня наравне участвуют в «АртПерми»:власть, бизнес, общество. Наиболее динамичной, чувствующей потребностибудущего, проявил себя бизнес, инициировав мощный культурный проект.Власть, поддержав, придала ему значимость и стабильность; обществоактивно откликнулось, поскольку оказались задействованы его интересы.

Сергей Казук



Началось все как будто случайно. Задача стоялаисключительно бизнесовая: оживить выставочное пространство в мертвыйпосленовогодний сезон. Руководство центра «Пермская ярмарка» поручилоее решение человеку, который когда-тоработал в театре и был знаком со сферой не только коммерции,но и искусства. Сергею Казуку вспомнилась давно виденная картинка:южный город, художественная экспозиция, желающих поучаствоватьв которой было столько, что работы висели едва ли не друг на друге.Почему бы не создать подобное?

Восьмой год стал для проекта переломным. Официальногоотбора художников и экспонатов попрежнему нет, но отказывать ужеприходится: места на всех не хватает. В результате январский салон сталносить профессиональный характер. Председатель департамента культурыи искусства администрации Пермской области Ольга Ильиных: «Теперьмы позиционируем арт-салонкак некий “творческий отчет” художников. Здесь они могут заявитьавторскую концепцию». Зато в марте пройдет еще одна выставкаярмарка,на которой будет представлено уже декоративно-прикладное искусство.

Идея была поддержана руководством. Плату с участников решили братьсимволическую: проект изначально позиционировался какблаготворительный. На первых порах художников приходилось раскачивать,уговаривать, набиралось всего до 20 имен, зато каждому доставалосьпо сто с лишним метров площади. Господствовала концепция: никакойхудожественной концепции. Каждый, кто занимается творческим трудом,от создания скульптур до вышивания полотенец, имеет право и должениметь возможность предложить результаты своего труда вниманию людей.«Спектр посетителей-покупателей,по нашей задумке, должен быть широк. Один придет за большой картиной,другой за крохотным сувениром, сделает приобретение на 20 рублей илина 20 тыс. рублей, - разные потребности должны быть удовлетворены»,- говорит директор «АртПерми» Сергей Казук. Интерес «Пермской ярмарки», организации коммерческой,- прежде всего имиджевый. «Артсалон, постоянно находясь в сферевнимания СМИ, делает рекламу всему выставочному центру. В последниегоды растет и коммерческая составляющая за счет продажи входных билетови привлечения соинвесторов. Самое же главное вот в чем, - подчеркиваетСергей Казук. - Затевая это дело, мы и не подозревали, что у насстолько людей, занимающихся и интересующихся искусством. Таких“очередей за искусством”, как в Перми, я не видел нигде, ни в Эрмитаже,ни в парижском музее д’орсе».



Мейнстрим, традиционалисты и маргиналыЯ была свидетелем того, как некоторые стенды пустели на глазах. Самые удачливые художники реализовывали на арт-салонедо 30 картин, освободив себя от забот о хлебе насущном на полгодавперед. Лидерами продаж были и остаются пейзажи: российский покупатель- традиционалист в пристрастиях. Да и большинство художников продолжаютпривычную линию добротного реалистического искусства.



Но тем и хорош арт-салонв своем новом идейном «обличии», что представляет временной срезвизуальных искусств края в российском и даже мировом контексте.На выставке представлены работы из США, Чехии, Франции, Китая. Естьи совместный российско-голландсконемецкийпроект «Все течет, все изменяется». Он не предназначен для торговойреализации, некоторые его части скоро исчезнут сами по себе илидеформируются, как, например, картины из песка. Концептуальноеискусство представлено в основном иностранными и столичными проектами(Москва и СанктПетербург на «АртПерми» заявлены широко), оно пока слабоприжилось на местной почве. Но современные тенденции ощутимыи в художественной провинции. Принты соседствуют с живописнымиоригиналами (разница в цене - в 20 раз). графия все чащевоспринимается как не только техническое, но и художественноетворчество, появились качественные картины местного производства.Представители актуального искусства уже никому не кажутся маргиналамии даже объединились в ассоциацию «Артемида», которой собственнымволевым усилием придали международный статус. Перформанс в рыбном отделеВременное пространство выставки было заполнено деловымивстречами, круглыми столами и обсуждениями, шоу, презентациямии прочая. Например, представители «Артемиды» в оранжевых футболках(цвет не только политической, но и художественной альтернативы)и прозрачных полиэтиленовых халатах организовали акцию «Диалог цветом»,когда желающие из толпы выходили на сцену и общались друг с другоми окружающими молча, исключительно посредством кисти и красок. Былонепривычно, но общий язык найти удалось.

Кризис среднего возрастаКак любое явление, пермский арт-салонпережил святой момент рождения, период развития и роста. Кризиссреднего возраста обычно застает на взлете, оценивает - сделано много,задает вопрос - что дальше?

Артсалон полноценно и всесторонне, порой в неожиданных формах помогал прокладывать путь народа к искусству. В этом проявилась его социальная функция. Но назреваетпотребность и в обратном движении: искусства - к народу. Именно здесь,на выставкеярмарке, среди художников и властьпредержащих заявлялисьи обсуждались проекты под актуальным лозунгом «искусство должноприсутствовать не только в музеях, но и в общественном пространстве».Например, «картина в витрине», когда художественные произведениявыставляются в бутиках, торговых центрах. «Блуждающие» художественныеакции с использованием нетрадиционных материалов. Безудержнаятворческая фантазия готова все что угодно превратить в объект искусстваи где угодно найти для него место. «Выставку можно сделать и в рыбномотделе, - совершенно серьезным тоном предлагает Юрий Лапшин. - Собрать“черный квадрат” из икры, полюбоваться, а в качестве кульминацииперформанса дружно ее съесть»… Артярмарка дает импульс самымнеожиданным идеям и постепенно выходит за границы выставочного центра.

Директор «Пермской ярмарки» Сергей Климов ставит передбудущим глобальную задачу: проект, оставшись по сути благотворительным,поддерживающим развитие местной художественной среды, должен выйтина достойный финансовый уровень. Есть планы в 2007 году провести здесьзональную выставку, на которой будет представлен весь уральский регион.«При организации арт-салонадействуют те же законы, что и при проведении других выставок:сельскохозяйственной, мебельной или медицинской техники. Еслимы привезем художников, мы должны организовать и зрителей,и заинтересованных специалистов из тех же городов. Нужны знаковыефигуры, “говорящие головы”. Предстоит большая работа, поиск новыхменеджерских решений, нетрадиционных ходов». Возможно, в очередномсезоне «АртПермь» заявит об очередной новой концепции.



Главная страница / Опережения рынка