Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

Магнитку депортировали

Прежде всего речь идет о неполноте нормативной базы, регламентирующей поведение компаний на оптовом и розничном рынках электроэнергии. Постановления правительства (№529 и №530 от 31.08.06) регулируют работу в целом. Но до сих пор нет документов, которые должны конкретизировать положения этих постановлений. Например, разъяснить правила определения стоимости электроэнергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам, оплаты отклонения фактических объемов от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электроэнергии. Не ясно, как проводить конкурсы на право деятельности в качестве гарантирующего поставщика. Нет правил коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках. Наконец, отсутствует методика расчета нормативных потерь электроэнергии в сетях, если прибор ее учета расположен не на границе балансовой принадлежности, то есть не в точке, разделяющей сети поставщика электроэнергии и сети потребителя (сбытовые компании часто с этим сталкиваются).

РАО «ЕЭС России» в этом году проведет два раунда аукционов, на которых продаст акции 58 энергосбытовых компаний. В начале года в порядке эксперимента с молотка ушли акции АО «Ярославская энергосбытовая компания». В конце мая проданы пакеты семи компаний, в том числе ОАО «Свердловэнергосбыт», в сентябре РАО готовится продать еще 1 Полагалось, что этим энергохолдинг рушит собственную монополию на рынке, после аукционов появятся условия для возникновения настоящей конкуренции. Однако практика показала: одной передачи сбытовых компаний в руки независимых инвесторов мало. Полноценного рынка не получится, пока не будет решен ряд структурных проблем, с которыми энергосбытовым компаниям приходится сталкиваться на каждом этапе работы.

Нет баланса Оптовый рынок электрической энергии в первую очередь ориентирован на генерирующие компании, защищает их интересы, и зачастую - не в пользу сбытовых. Наиболее остро стоит вопрос с некорректной временной привязкой платежей по регулируемым двухсторонним договорам (РДД). По существующим условиям графики оплаты электроэнергии, покупаемой энергосбытом на оптовом рынке, а конечными потребителями - у сбытовой компании, не совпадают. В результате страдает финансовая независимость сбытов, контрольные показатели работы. Финалом может быть потеря статуса гарантирующего поставщика (ГП), если компания не сможет самостоятельно компенсировать этот дисбаланс платежей.

Другие проблемы развития сбытовиков в регионах делятся на четыре основные группы: взаимоотношения на оптовом и розничном рынках, с сетевыми компаниями, а также тарифное регулирование.

Стоит отметить, что отсутствие рычагов, позволяющих игрокам влиять на величину небаланса, а также невозможность ее прогнозирования ущемляет интересы ГП как полноправного участника рынка.

Согласно стратегии РАО, доля РДД на рынке постепенно будет сокращаться, а доля секторов оптового рынка - так называемого балансирующего рынка (БР) и рынка на сутки вперед (РСВ) - расти. Однако на этих рынках остро стоит проблема небалансов: изза особенностей модели расчета на оптовом рынке возникает несовпадение требований по оплате электроэнергии со стороны поставщиков-генкомпаний и обязательств - со стороны покупателей-энергосбытов. При этом небаланс на БР увеличивает стоимость покупки электроэнергии, а на РСВ - снижает стоимость ее продажи. Все это ведет к убыткам сбытовиков.

Отсутствие механизма возмещения расходов энергосбытовой компании в связи с изменением договорного объема электроэнергии потребителями приводит к образованию у нее выпадающих доходов (до 5 - 10%). Специфика энергетического рынка такова, что сбытовикам постоянно приходится покупать для потребителя сверхбалансовые объемы электроэнергии. Запросы бизнеспотребителей постоянно меняются, они не зависят от графика поставки электроэнергии по договорам, заключенным энергосбытами с генерирующими компаниями. В нынешней ситуации такая система ведет к прямым убыткам.

Работу сбытов на розничном рынке также затрудняет отсутствие ряда нормативных документов: нет утвержденных правил определения стоимости электроэнергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам, правил оплаты отклонения фактических объемов от договорных. В результате потребители отказываются оплачивать электроэнергию по нерегулируемой цене, ссылаясь на непонимание механизма трансляции, а также отсутствие утвержденных нормативных документов. Соответственно, растет дебиторская задолженность энергосбытовых компаний, а в определенных случаях (например, когда в суде не удается доказать правомерность применения нерегулируемых цен) - и выпадающие доходы.

Хождение за надбавкойПосле того, как энергия куплена, ее необходимо доставить потребителю. На этом этапе у сбытов возникают проблемы со смежниками - сетевыми компаниями. Особенно у гарантирующих поставщиков или тех, кто претендует на этот статус. Ведь одним из обязательных условий участия в конкурсе на статус ГП является наличие лицензии на продажу электроэнергии гражданам, а получение ее в свою очередь невозможно без сертификации сетей, по которым электроэнергия будет доходить до конечного потребителя. Сертификаты выдают организации, уполномоченные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. При этом процедурные хлопоты ложатся на собственника сетей - сетевые компании. Но у них отсутствуют какая бы то ни было мотивация и ответственность за проведение подобной сертификации.

Таким образом, покупка сверхбалансовых объемов электроэнергии в неценовых зонах приводит к значительным выпадающим доходам энергосбытовых компаний, что оказывает негативное влияние на ее финансовые показатели и ставит под вопрос сохранение статуса гарантирующего поставщика.

В результате сбытовики и сетевики не могут точно определить объемы полезного отпуска и потерь в сетях и постоянно спорят об объемах платы за передачу электроэнергии.

Отсутствие правил коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках не позволяет урегулировать разногласия между сбытовой и сетевой организациями по договору. Это создает дополнительные трудности в расчетах с потребителями электроэнергии с присоединенной мощностью 750 кВА и выше.

Когда электроэнергия доходит до потребителя, возникают новые проблемы. Как известно, прибыль ЭСК, а значит, и возможности для развития, ее устойчивость на рынке, напрямую зависят от величины сбытовой надбавки. Но действующая методика формирования обеспечивает, как правило, только общехозяйственные затраты компании и не учитывает необходимость хеджирования финансовых рисков, которым подвержены гарантирующие поставщики изза несовершенства нормативноправовой базы.

Неуправляемые управленцыОтдельный разговор - работа управляющих компаний. Жилищный кодекс, а также правила предоставления коммунальных услуг предусматривают: с 01.01.08 взаимоотношения с населением будут осуществляться преимущественно через управляющие компании (за исключением случаев непосредственного управления домом жильцами). Между тем критерии создания и оценки деятельности управляющих компаний, а также органы, контролирующие их работу, до сих пор не определены. В результате возможна ситуация, когда эти структуры собирают деньги с населения, но с поставщиками электроэнергии не рассчитываются. Наложить взыскание практически невозможно: их имущество составляет несколько стульев и компьютер. Все это создает значительные финансовые риски для сбытов.

Мало того, заработанные деньги энергосбытам надо еще получить, причем желательно в строго оговоренные сроки. Но структура нормативной базы изза противоречия в документах исключает подобное в принципе. Так, правилами оптового рынка предусмотрена преимущественно авансовая форма оплаты за приобретаемую электроэнергию. Однако в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства № 307 от 23.05.06, население должно платить до 10 числа месяца, следующего за расчетным. Аналогичная ситуация по срокам оплаты складывается и с бюджетными организациями. Налицо нестыковка. Результат - кассовые разрывы у сбытовых компаний.

Хотя в других случаях власти напрямую вмешиваются в отношения участников рынка. Примеры использования административного ресурса можно найти в большинстве регионов страны. Преференции, выдаваемые органами власти отдельным сбытовым компаниям, не слишком укладываются в структуру рыночных отношений. Например, на обслуживание к «нужной» компании потребители могут перейти по звонку «сверху». При этом все конкурентные механизмы - стоимость энергии или условия обслуживания - перестают играть какуюлибо роль. И до тех пор, пока подобное будет случаться, ни о каком эффективном построении рынка и конкурентных отношений не может быть и речи.

Сложности подобного рода возникли у ОАО «РКС» на территории Уральского региона с управляющими компаниями ООО «Каменская коммунальная компания», ООО «УралДом Сервис». Требуется вмешательство местных властей. Но они, понятно, предпочитают не встревать в конфликт.

Но опыт последних лет показывает: промышленные потребители все больше задумываются об экономии затрат на покупку электроэнергии, предпочитают создавать собственные генерирующие источники или энергосбытовые структуры.

Покупка пакета - еще не гарантияНа Урале на все эти проблемы накладывается региональная специфика. На первый взгляд, Урал удобен для работы энергосбытовых компаний: здесь расположено большое количество крупных потребителей - промышленных предприятий различных сфер экономики со стабильно растущим энергопотреблением. На их долю приходится до 60% объемов продаж. Сбыты, их обслуживающие, достаточно эффективны и обладают преимуществами перед коллегами, имеющими значительный объем социально значимых потребителей - население и бюджетную сферу.

После устранения законодателями лакун в нормативных актах энергосбытовой бизнес в Уральском регионе получит хорошие перспективы. Сбытовые компании неминуемо будут укрупняться, причем укрупнение пойдет в рамках как одной территории, так и нескольких регионов. Решающими факторами в конкурентной борьбе за рынок станут грамотно выстроенная маркетинговая стратегия и налаживание взаимоотношений с потребителями, снижение издержек за счет синергии и эффекта масштаба.

Развитие рыночных отношений в электроэнергетике, в частности в сбытовом бизнесе, должно создать эффективно работающие компании и способствовать достижению важнейшей цели реформы - обеспечению надежного и качественного энергоснабжения потребителя. Он останется только в выигрыше: в условиях роста рыночной конкуренции энергосбытовые компании будут вынуждены применять современные подходы к организации бизнеспроцессов, расширять спектр предоставляемых услуг и повышать качество обслуживания. Учитывая опыт западных компаний, занимающихся куплейпродажей электроэнергии, можно утверждать, что энергосбытовые услуги востребованы и могут иметь соответствующую рыночным условиям доходность - до 20%.

ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС) крупнейшая частная компания, работающая в коммунальной сфере. Основные акционеры - ЗАО «КЭСХолдинг» (75% акций), РАО ЕЭС (25% акций). Уставный капитал - 1 млрд рублей. Выручка за 2006 год - около 24 млрд рублей. Ведет деятельность на территории 12 регионов России, в том числе в Свердловской области и Пермском крае. Основные виды деятельности - теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение.

Дополнительные материалы:

Рынок на сутки вперед (РСВ) - спотрынок, сектор оптового рынка. Определяет цену на расчеты за электроэнергию между субъектами рынка, поставляемую сверх объемов по регулируемым договорам. В этом секторе продаются и покупаются излишние и недостающие объемы электроэнергии.

Балансирующий рынок (БР) - сектор оптового рынка. Предназначен для компенсации отклонений фактических поставок электроэнергии от объемов, определенных на рынке «на сутки вперед». Представляет собой внутричасовые аукционы ценовых заявок на продажу электроэнергии, поданных в отношении генерирующих мощностей, а также ценовых заявок заинтересованных потребителей с регулируемой нагрузкой на изменение их нагрузки в режиме реального времени.

Вопреки постановлению правительства РФ от 31.08.06 № 529 и № 530 до сих пор не приняты: - правила определения стоимости электроэнергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам, оплаты отклонения фактических объемов от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электроэнергии;

Регулируемые двухсторонние договоры (РДД) - договоры на поставку электроэнергии по цене, определяемой федеральной службой по тарифам.

- правила коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках электроэнергии;

- правила проведения конкурсов на право осуществления деятельности в качестве ГП;

- методика расчета нормативных потерь, если прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности.


К числу прямых эффектов следует отнести влияние на объемы производства и экспорта товаров, прибыль экспортеров или потери предприятий, конкурирующих с импортом, реальный уровень заработной платы, размер налоговых поступлений и т.п. Группа косвенных эффектов связана с влиянием либерализации внешнеторгового режима на деятельность российских предприятий и включает эффекты проконкурентные, трансфера знаний и технологий, опыта маркетинга и менеджмента, а также институциональные и структурные.

В дискуссиях по проблемам присоединения России к соглашениям ВТО выделяют положительные и отрицательные, краткосрочные и долгосрочные эффекты как для экономики в целом, так и для отдельных ее отраслей и секторов. Есть также немало количественных оценок последствий вступления России в ВТО, например, данные, приведенные журналом «Эксперт» № 41 от 6 ноября 2006 года в статье Александра Кокшарова и Максима Рубченко «Задержись на пороге». Авторы оценивают максимальную теоретически возможную выгоду отечественных предприятий, ориентированных на внешние рынки, в 23 млрд долларов ежегодно. Вероятные потери для российских предприятий, работающих на внутренний рынок, вследствие усиления конкуренции могут составить около 90 млрд долларов. Разницу в 67 миллиардов авторы считают достаточным основанием для того, чтобы потребовать от партнеров по торговым переговорам уступок примерно на эту сумму. При этом, как в упомянутом исследовании, так и в других, как правило, делается оговорка об отсутствии адекватной статистической базы для исследований.

В исследовании «Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ» (М.: «Весь мир», 2006) приводится статистика по годовому росту ВВП в развивающихся странах, разделенных на четыре группы по уровню открытости. Сравнивая, например, фактические темпы 6,4% роста ВВП за период с 1980 по 1992 год по группе очень открытых стран с приведенными темпами предполагаемого прироста ВВП от либерализации торгового режима в 1 - 2%, получаем разницу в 4 - 5%. Можно предположить, что они являются следствием тех самых косвенных эффектов от либерализации.

В ходе многочисленных дискуссий косвенные эффекты от вступления России в ВТО явно недооцениваются. Их значимость можно проиллюстрировать на первый взгляд парадоксальными примерами. Оценка потерь благосостояния отдельных стран от введения протекционистских мер, проведенная специалистом в области международной торговой политики Ягдишем Бхагвати, дает очень низкую величину ущерба - от 1 до 2% ВВП в год. Другими словами, если страна вводит торговые ограничения, то потери ВВП составят 1 - 2%. Предположим обратное: страна отменяет эти ограничения. Прирост ВВП в этом случае также должен составить 1 - 2% в год, то есть положительный эффект от либерализации также незначителен и порождает правомерный вопрос: стоит ли вообще этим заниматься. Есть ли необходимость вступать в ВТО, либерализуя торговый режим, если выгоды столь малы, а по отдельным расчетам и вовсе сомнительны?

К числу институциональных эффектов можно отнести приведение законодательной базы страны в соответствие международным нормам, что делает экономическую политику более прозрачной и предсказуемой. Поскольку правила игры будут заданы извне (соглашениями ВТО), это должно привести к значительной экономии общественных ресурсов за счет снижения издержек на отраслевое лоббирование, проталкивание в правительстве и Государственной думе отраслевых интересов.

Эффекты проконкурентный и трансфера технологий возникают вследствие увеличения притока прямых зарубежных инвестиций - проводников зарубежных технологий и деловой практики. Существен также вклад иностранных инвесторов в развитие «человеческого капитала» принимающей страны. Международные компании, как правило, проводят широкие программы повышения квалификации персонала всех уровней, передавая продуктовую и производственную технологию, опыт менеджмента и маркетинга. Проконкурентные эффекты возникают также в связи с тем, что в условиях несовершенной конкуренции, когда на внутренних рынках отдельные отечественные фирмы обладают значительной рыночной властью, их цены слишком высоки, а производительность слишком низка, либерализация торгового режима устраняет неэффективность.

В процессе присоединения России к ВТО, как показывает опыт других стран, не следует ожидать значительных прямых положительных или отрицательных эффектов и измерять необходимость вступления их наличием или отсутствием. Так, против Китая, включенного в ВТО в 2001 году, продолжаются антидемпинговые процессы по экспорту его стали в США, экспорт текстиля в страны ЕС ограничен квотами. Однако китайское правительство использовало процесс вступления в ВТО прежде всего для того, чтобы закрепить рыночные реформы, сделать их необратимыми. И нынешние социально-экономические успехи этой страны обусловлены не столько расширением доступа на зарубежные рынки, сколько получением именно косвенных эффектов от либерализации.

Структурный эффект проявляется в том, что сам процесс присоединения к ВТО стимулирует государство к разработке и осуществлению сколько-нибудь вразумительной промышленной и структурной политики. А значит, стимулированию перетока ресурсов из отраслей старого технологического ядра в новые и прогрессивные, определяющие конкурентоспособность страны на мировых рынках, а в структурном плане - в отрасли, формирующие «человеческий капитал», образование и здравоохранение.






Губернатор Свердловской области Эдуард Россель представил депутатам законодательного собрания бюджетное послание на 2007 год. Прогноз развития экономической ситуации в области благоприятный: ВРП вырастет на 16 - 16,6%, индекс промышленного производства - на 5,5 - 6,2%, реальные денежные доходы населения - на 9 - 10%. Все это позволит увеличить доходную часть консолидированного бюджета с 75 млрд рублей в 2006 году до 80 - 82 млрд рублей в 2007м.

Эдуард Россель: «Для региона 3,5% ставки налога на прибыль - это 4,1 млрд рублей»
- Андрей Порубов

Заметим, что губернатор Пермского края Олег Чиркунов, представивший бюджетное послание региональному парламенту днем раньше, на помощь центра в улучшении качества дорог не рассчитывает: для этого здесь создан приоритетный региональный проект «Муниципальные дороги». (О других проектах в Прикамье см. «Э-У» № 24 от 26.06.06.)

Главным тормозом экономики Россель считает недостаток энергомощностей и плохие дороги. Для решения последней проблемы губернатор предлагает добиваться от федеральной власти увеличения на 3,5 пункта ставки налога на прибыль, перечисляемого в бюджеты субъектов федерации. «Глава Минэкономразвития Герман Греф выделил задачу увеличения инвестиций в дорожное хозяйство в несколько раз как одну из первостепенных. Это позволяет надеяться, что предложения Свердловской области будут внимательно рассмотрены», - заявил Россель.

Екатеринбург - Пермь

Отсутствие приоритетной региональной идеи в докладе свердловского губернатора попытались восполнить местные депутаты. Виктор Шептий предложил выбрать культуру и спорт: выделить из бюджета специальные гранты по 10 млн рублей на детскоюношеские спортивные школы и клубы в сельской местности. Эдуард Россель согласился. Работа над основным финансовым документом передана исполнительной власти.

Напомним, что по итогам аукциона, прошедшего в Пакистане 31 марта текущего года, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» c партнерами по консорциуму - Al-Tuwairqi (Саудовская Аравия) и Arif Habib Securities (Пакистан) - был признан победителем. Консорциум предложил 362 млн долларов за 75% акций пакистанского завода. Инвесторы уже выплатили властям 25% суммы и объявили, что за два года инвестируют в предприятие 250 млн долларов. Магнитка и ее партнеры планировали провести реконструкцию и увеличить производство до 1,5 млн тонн стали в год по сравнению с 1,1 млн тонн в настоящее время. Стратегия новых владельцев предусматривала увеличение мощностей завода до 5 млн тонн и более.

Несмотря на неудачу в Пакистане, ММК продолжит экспансию в Азию

По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Парфенова, «Pakistan Steel продан по вполне рыночной цене. Вероятнее всего, сделка аннулирована по политическим мотивам. В западном инвестсообществе муссируется слух о возможном альянсе Магнитки и индийской Mittal Steel. Как известно, у Индии и Пакистана очень напряженные отношения».

Но владельцем Pakistan Steel Магнитка пробыла недолго. 30 мая Верховный суд Пакистана начал рассмотрение иска главы оппозиционной партии «Ватан» («Родина») Зафаруллы Хана: он требовал отменить сделку по продаже комбината. Истец утверждал, что цена, за которую консорциум купил пакистанский завод, существенно ниже справедливой. Специальная расширенная коллегия Верховного суда из девяти членов посчитала доводы истца обоснованными. Сделка аннулирована. Решение суда обжалованию не подлежит. Теперь пакистанским властям придется вернуть предоплату, внесенную консорциумом.

Магнитогорск

Как сообщила пресс-секретарь ММК Елена Азовцева, несмотря на неудачу с Pakistan Steel, комбинату попрежнему интересны Азия и Ближний Восток: «Сейчас мы рассматриваем разные возможности для инвестиций в этот регион». Комментировать слухи об альянсе ММК и Mittal Steel она отказалась.



Главная страница / Опережения рынка