Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

Банк на каждой улице

Ужас… Бардак… Полный беспредел… Мздоимцы… Работают крайне отвратительно… Процветает хамство и непрофессионализм… Не работают вообще… Хуже не бывает…».

- Андрей Порубов

Солидная коллекция «криков души» - побочный результат сбора анкет для второго «рейтинга качества» работы чиновников Екатеринбурга (первый, «Зеркало для Иван Иваныча», см. в «Э-У» № 18 от 16.09.05), организованного некоммерческим партнерством «Комитет 101» и журналом «Эксперт Урал». Справедливости ради отметим: встречались и положительные отзывы. Но их все-таки меньше.

Это - не стенограмма несанкционированного митинга радикально настроенной публики и даже не фрагмент интернетфорума на предмет засилья бюрократии. Это лишь реплики из анкет, в которых оценивалась работа муниципальных и государственных служб. Причем авторы их - представители бизнеса, наиболее уравновешенного и не склонного к патетике социального слоя. Проблема взаимодействия бизнеса и чиновных структур по-прежнему стоит очень остро.

Одно из принципиальных отличий дружно отмечают и чиновники, и предприниматели. Начальник отдела по организации бытового обслуживания населения Кировского района Светлана Голубева: «Для большинства людей, приходящих с жалобами, администрация начинается с приемной, с простого специалиста в отделе, с секретаря. Поэтому важно, чтобы каждый был профессионалом на своем месте». Председатель НП «Комитет 101» Дмитрий Головин добавляет: «Я сильно сомневаюсь, что, к примеру, Верх-Исетский орган опеки получает денег на ведение деятельности в разы больше аналогичных организаций в других районах. Просто там работают совестливые и честные сотрудники, которые искренне стремятся помочь людям. И поэтому они уже второй год подряд находятся в верхних строках рейтинга».

Чем же вы отличаетесь?
Парадокс: в одном городе разные муниципальные и государственные службы работают с одними и теми же бизнесменами совершенно по-разному. Проблемы у служб в принципе одинаковые: недостаток финансирования, кадровый голод, относительно низкая заработная плата, не позволяющая нанимать действительно профессиональных специалистов. Но в одной организации - тот самый «бардак», а другая может служить «примером для подражания».

«В самом низу рейтинга - те же структуры, что и в прошлом году. Это организации, связанные с архитектурой, строительством и землей. Отношение к предпринимателям там не стало проще, а правила взаимодействия - яснее. По-прежнему процветает «индивидуальный подход», когда кое-кто из предпринимателей становится «равнее всех равных», а тендеры и конкурсы почемуто выигрывают одни и те же приближенные лица».

Еще одна зависимость, лежащая на поверхности. Нижние строчки рейтинга занимают службы, работа которых потенциально «взяткоемка». Дмитрий Головин:

Все начинается с общения
Взаимоотношения чиновника и бизнесмена не могут быть бесконфликтны. Первый контролирует работу второго, а тот считает, что в контроле не нуждается. Предприниматель работает в реальном секторе, и в его понимании чиновник «сидит у него на шее, проедая бюджетные деньги». Бизнес хочет чегото добиться, а «слуга народа» волен разрешить и не разрешить… Коммуникации представителей двух классов обречены на напряженность. Другое дело, что к самому конфликту (здесь - категории психологической, а не физической или юридической) можно относиться поразному: быть готовым к обсуждению проблем или нет.

И наоборот: на верхних позициях рейтинга расположились в основном службы, которые можно назвать «сервисными». Они не обладают значительными инструментами давления на предпринимателей и волей-неволей выступают как партнеры. «Наш комитет не имеет рычагов влияния, поэтому в течение многих лет работа выстраивается на основе простых человеческих отношений: мы стараемся помочь, дать необходимую консультацию, пойти навстречу», - рассказывает начальник отдела по организации бытового обслуживания населения Октябрьского района Наталья Бадрутдинова.

А вот у структур, которые «создают существенные препятствия общественному развитию», комментарии оказалось получить крайне сложно. Большинство начальников в постоянных разъездах, причем секретари зачастую не могут сказать, где именно и когда вернутся. Те же, кто оказался на месте, либо закрыты мощной грудью пресс-секретаря, либо отвечают на вопросы надменно и скудно. А помощник председателя земельного комитета Оксана Логинова и сам председатель Алексей Кожемяко не захотели прокомментировать претензии к работе своих сотрудников «по идеологическим соображениям».

Когда мы обработали данные рейтинга, возникло желание обсудить их результаты с героями исследования. Связаться с руководителями организаций, работе которых дана положительная оценка, оказалось легко: в течение дня они почти всегда на рабочем месте, секретари беспрепятственно соединяют - и начальники охотно рассказывают о работе организации. Никто не пытается изобразить сверхзанятость. Наверняка тут не будут «футболить» и предпринимателя, обратись он с проблемой.

Оно нам - надо!
Большинство чиновников, особенно те, чьи организации оцениваются в рейтинге низко, его результатам не доверяют. Ссылаются на необъективность (мол, раз опрос проводится анонимно, значит, результаты можно сфальсифицировать). А председатель комитета по транспорту и организации дорожного движения Александр Демин и вовсе язвительно заметил: «В последнее время появляется много общественных организаций, которые нигде не зарегистрированы. Они, как правило, придерживаются определенных политических позиций. Логично, что вопросы их исследований крайне узки и некорректно поставлены. Разве можно в такой ситуации говорить об объективной оценке нашей работы?».

Допустим, различия в отношениях обусловлены спецификой деятельности учреждения. Но как тогда объяснить разницу в оценках аналогичных служб, просто расположенных в разных районах? Мы попытались ответить на этот вопрос и побывали в двух аналогичных службах. Оказалось, все дело в совокупности мелочей, причем каждая в отдельности и внимания-то не заслуживает (см. «Чуточку сервиса»).

Предприниматели (те, что участвовали в опросе) идею рейтингования чиновников полностью поддерживают. А директор агентства недвижимости «Роттердам» Илья Шкоп подчеркивает: «Разумеется, сами рейтинги на качество работы чиновников не влияют. Однако если ничего не делать, то будет только хуже: если на вас никто не жалуется, зачем стараться… Рейтинги нужны, но потребуется несколько лет, чтобы приучить власти адекватно реагировать на них, например, руководствоваться рейтингами при принятии кадровых решений, при вынесении оценок работе своих служб».

Тем не менее тех, кто одобряет идею проведения рейтинга, пусть и с некоторыми оговорками, среди чиновников изрядно прибавилось. Светлана Голубева, хоть и «не доверяет подобным исследованиям, несмотря на высокую оценку нашей работы», однако признает: «Подобные опросы интересны. Они помогают нам проанализировать свою деятельность, сравнить ее с работой других аналогичных организаций». Наталья Бадрутдинова считает, что такие исследования не могут реально повлиять на работу чиновников, поскольку не носят массового характера, но к опросам относится положительно: «Они формируют дух конкуренции».

Ни в редакции «Э-У», ни в «Комитете 101» необходимость проведения подобных рейтингов сомнению не подвергается. Чем больше буксуют механизмы парламентской демократии «наверху», тем важнее становятся гражданские демократические институты «внизу». Истинно гражданское здание, построенное на взаимодействии мощных общественных институтов, возводится не один десяток лет.

Символично, что самую точную, на наш взгляд, оценку важности рейтинга дал не представитель предпринимательства, а чиновник - председатель комитета по защите прав потребителей Андрей Артемьев: «Если бы у нас были цивилизованные выборы, организованные отношения “депутат - избиратели”, сами депутаты были бы более профессиональны, то мнение людей о работе госструктур можно было бы узнать, проведя депутатские слушания. Но пока мы можем ограничиться только опросами».

Дополнительные материалы:

И возникнет в России, только если подавляющее большинство граждан будут по мере сил выдавливать из себя рабов, как минимум, демонстрируя гражданскую позицию. Журналу «Эксперт Урал» и «Комитету 101» просим засчитать по капельке.

Входим в холл. В ПВСа - цветы в вазе, таблички на каждом кабинете, большие чистые столы, несколько стульев, пара банкеток. В коридоре ПВСб - обшарпанные стены, столы пыльные. Влажность высокая, как в подвале, и очень трудно дышать. Стоящие в очереди поголовно потеют.

Чуточку сервиса
В редакции меня попросили сравнить две паспортно-визовые службы: Кировского района (назовем ее ПВСа) и Октябрьского (назовем ПВСб). Первая ПВС оценена в рейтинге гораздо выше второй.

Еще одна деталь. Так получилось, что первое посещение обеих служб пришлось на четверг - неприемный день во всей системе. ПВСб оказалась закрыта. А в ПВСа многие специалисты работали на своих местах. Обратившись к одному из инспекторов с вопросом, я получила квалифицированный ответ о сроках и правилах оформления загранпаспорта. В мертвый для клиентов день со мной поговорили почеловечески. Только за это я поставила бы высший балл.

В коридорах обеих служб можно найти всю необходимую информацию. Разница в ее подаче. В ПВСа несколько стендов. Один - над столом, второй - в коридоре, третий - у входа в кабинет, где принимаются документы на загранпаспорт. В ПВСб - два стенда и одна дверь, хаотично обклеенная бумажками. Один стенд прибит высоко и неудобно: прочитать все, что там написано, не удалось. Кроме официальной информации, в коридоре, на столах и на стендах ПВСа размещены рекламные, но чрезвычайно полезные объявления: где поблизости можно перевести документы со всех языков на русский и обратно, сделать ксерокопию, сграфироваться и т.д. Во второй ПВС ничего подобного нет.


Первые договоры на технологическое присоединение вновь возводимых объектов к тепловым сетям заключены с потребителями филиала ТГК9 «Свердловтеплосбыт».

Андрей Макаров, генеральный директор ТГК-9: «В Екатеринбурге планируем расширение Ново-Свердловской ТЭЦ»

Новая схема взаимоотношений энергетиков с застройщиками начала действовать после вступления в апреле в силу тарифа на подключение к тепловым сетям вновь создаваемых или реконструируемых объектов недвижимости на территории уральской столицы. Генеральный директор ТГК9 Андрей Макаров отметил, что компания получила возможность модернизировать систему теплоснабжения Екатеринбурга. За три года ТГК9 намерена привлечь в проекты 2,6 млрд рублей. В 2007 году было запланировано направить на развитие тепловых сетей Екатеринбурга 363,4 млн рублей. Принятие тарифа на технологическое присоединение позволит увеличить сумму до 518,8 млн рублей.

Таким образом, компания приступила к реализации инвестиционной программы развития системы централизованного теплоснабжения Екатеринбурга до 2009 года.

Как отметил директор филиала ТГК9 «Свердловтеплосбыт» Сергей Ефимов, с конкретизацией бизнеспроцесса технологического присоединения ТГК9 сможет в полной мере удовлетворять запросы потребителей на подключение, развитие бизнеса, а также программ жилищного строительства в регионе.

Плата за подключение к тепловым сетям не будет взиматься с объектов, в которых планируется размещение муниципальных учреждений, а также тех, финансирование строитель­ства или реконструкции которых ведется за счет муниципальных средств.




В прошлом году АФК «Система» активно скупала региональных операторов. Сейчас она контролирует 31 компанию в 25 городах. На Урале в течение 2006 года «Система» купила ЗАО «Евротел» и ЗАО «Инфотек» (Екатеринбург), ЗАО «Марк ТВ» (Ижевск), ООО «Телесат» и ООО «Сети ТВ» (Нижний Тагил), ЗАО «КаналВТ» (Пермь). Стоимость активов оценивается в 12 - 15 млн долларов. Суммарное количество абонентов - 285 тысяч. «Мы сразу предполагали, что все регионалы будут оказывать услуги под одним брендом, - сообщил Евгений Рябовол. - Гораздо эффективнее продвигать одну марку, чем несколько разрозненных». Рекламную кампанию планируется запустить в мае-июне, но руководство «СтримТВ» предпочло перевести сети на новый бренд уже сейчас. «Нам нужно торопиться, на рынке идет процесс формирования крупных игроков», - заявил гендиректор «СтримТВ» Григорий Новицкий.

Об этом «Э-У» сообщил пресс-секретарь ЗАО «СтримТВ» (Москва, входит в АФК «Система») Евгений Рябовол. Визуально бренд оформлен так: надпись «СтримТВ» и четыре разноцветных квадрата, символизирующих экраны телевизоров. А вот традиционного для телекоммуникационных компаний «Системы» символа - яйца - в логотипе нет.

По данным ИК «Финам», в 2006 году основной рост абонентской базы по кабельному телевидению пришелся на Москву и Санкт-Петербург. «В 2007 - 2008 годах эта тенденция переместится в регионы, так что введение единого бренда - своевременная мера для подготовки к интенсивному продвижению услуг кабельного телевидения», - считает Элина Караева.

Стоимость замены региональных брендов на федеральный пока не подсчитана. Ясно, что львиную долю расходов составят затраты на рекламу. Директор Центра исследования и анализа инвестиционных проектов в сфере высоких технологий ИК «Финам» Элина Караева оценивает стоимость ребрендинга в 10 - 12 млн долларов.

Тезис о том, что в России слишком много банков и надо срочно сокращать их количество, устарел, заявил вицепрезидент Ассоциации российских банков (АРБ) Владимир Киевский на конференции, организованной в Тюмени Ассоциацией кредитных организаций Тюменской области. Еще недавно центральной темой подобных мероприятий чаще всего была недостаточная капитализация российской банковской системы. Считалось, что в ней слишком много мелких банков, не способных удовлетворить спрос экономики на финансовые ресурсы. Нельзя сказать, что эта проблема потеряла актуальность. «Но наряду с ней надо думать и над тем, как обеспечить доступность банковских услуг для населения», - заявил Владимир Киевский. Это чрезвычайно важный поворот в дискуссии вокруг путей развития банковской системы страны.

Владимир Мехряков
- Андрей Порубов



Действительно, уровень обеспеченности банковскими услугами в России на фоне других стран мизерный. Сравните: на 100 тыс. человек в нашей стране приходится четыре банковских отделения (филиала), в то время как в США - 33, в Италии - 57, в Германии - 5 Пока банки зарабатывали прибыль преимущественно на обслуживании крупных и средних предприятий, эта диспропорция особенно никого не тревожила. Но как только в рост пошло кредитование малого бизнеса и физических лиц, банкиры поняли: без большого количества учреждений обеспечить приемлемую доходность тяжело. Осознало проблему и государство: как при отсутствии банковских сетей довести финансовые ресурсы национальных проектов до конкретных получателей?

Владимир Киевский
- Андрей Порубов


- До 2005 года власть в основном занималась выстраиванием экономического порядка, создавала систему институтов, регуляторов и правил. Это и защита прав собственности, и управление рисками, корпоративное управление, обеспечение равноправной конкуренции, государственное управление и административная реформа. Экономика пришла к фазе развития, когда эти правила нужно совершенствовать и использовать для достижения определенных целей.

Именно поэтому вицепрезидент ХантыМансийского банка Владимир Мехряков считает, что обеспечение доступности банковского сервиса - не просто частная цель отдельных банков:

На протяжении последних лет монетарные власти в основном занимались повышением устойчивости кредитных организаций, их прозрачностью и очищением банковского сообщества от недобросовестных участников. Естественный процесс, при котором «невидимая рука рынка» должна решить все проблемы, оказался несостоятелен. В результате национальный банковский сектор имеет один из самых высоких в мире уровней концентрации: в регионах, где производится 70% ВВП, количество банков уменьшается, а развитие идет за счет создания филиалов столичных структур.

Андрей Король
- Андрей Порубов



- Мы все понимаем, что надо продвигать такую услугу, как образовательный кредит. Но без государственной поддержки он превратится в простую разновидность потребительского. Нужно обязательно принимать закон об образовательном кредите.

Чтобы дойти до общеевропейского уровня обеспеченности банковским сервисом, самим банкам прежде всего нужны ресурсы. Одним из источников капитализации является прибыль. «А раз так, то вполне логично освободить от налогообложения ту ее часть, которая идет на увеличение капитала. Хотя бы на какой-то период, - считает Владимир Киевский. - Мое личное мнение: все что можно было изъять из банковского оборота, уже изъяли. Мы - единственная страна, которая пытается строить банковскую систему без денег. Поэтому нужно еще раз поднять вопрос о возможности использования средств стабилизационного фонда для повышения капитализации отечественных банков». Однако доступность банковских услуг - это не только большое количество банковских офисов. Это наличие качественных продуктов. Пример привел первый заместитель председателя правления Сургутнефтегазбанка Андрей Король:

И, наконец, важно научить потребителя правильно пользоваться банковскими услугами (о проблеме см. также «Наука жить по средствам»). Об этом на конференции говорил президент МЕГА Банка Юрий Зобнин:

Юрий Зобнин
- Андрей Порубов



Дискуссия в Тюмени показала: банковское сообщество в регионе начинает пересмотр вектора собственного развития. И сейчас многое будет зависеть от того, насколько этот вектор совпадет с видением государства.

- Мы все время твердим о доступности услуг, но не представляем себе, кто эти услуги будет потреблять. Пока наши граждане зачастую живут по принципу: не хочу знать, хочу обладать. Финансовая неграмотность клиентов - одна из причин роста просроченной задолженности в банках. И частичная ответственность за это лежит на самих банках. Они подменяют просветительскую работу рекламой услуг и преследуют только одну цель - продать как можно быстрее и больше потребительских кредитов. Между тем наличие квалифицированного потребителя - необходимое условие для решения задачи экономического роста, одной из составляющей которого является адекватное потребление валового продукта. Поэтому ликвидация финансовой безграмотности населения - важнейшая государственная задача. К сожалению, системности и заинтересованности власти в ее решении сегодня не видно.



Главная страница / Опережения рынка