Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

На пределе возможного

За

Комитет по законодательству Госдумы РФ разработал законопроект о госрегулировании цен на горючесмазочные материалы. Ожидается, что он будет рассмотрен депутатами уже в следующем году. Правильно ли передавать государству еще одну рыночную функцию?

Дмитрий Еремин


И главное, что она сводит на нет все усилия в борьбе с инфляцией. Мы планируем инфляцию на уровне 7 - 8%, а бензин у нас дорожает на 15 - 16%. В результате цены вырастают на все товары.

- Договоренности первых лиц государства с нефтяниками о сдерживании роста цен на ГСМ неэффективны, так как носят эпизодический характер. Я убежден, что ситуацию можно исправить с помощью государственного регулирования. Сегодня Россия является одной из крупнейших нефтедобывающих стран в мире и имеет определенные рычаги воздействия на этот рынок. Государство контролирует нефтяной бизнес, владея пакетами акций в российских нефтяных компаниях. Нефтедобывающая отрасль стала такой же естественной монополией, как и РАО ЕС. Ситуация, когда «бензиновые короли» договариваются и начинают поднимать цены во всех регионах, причем, как правило, это происходит во время посевной или уборочной кампании, ненормальна.

Сейчас документ практически готов. После того, как он пройдет экспертизу в комитетах, его можно будет выносить на рассмотрение парламента. Вероятность принятия его Госдумой достаточно высока: у нас появляется все больше сторонников. Но не обойдется и без противодействия: у «нефтяных королей» тоже есть лобби в Госдуме и правительстве. Позицию они аргументируют тем, что у нас страна с рыночной экономикой. Я полностью с этим согласен. Мы не собираемся закладывать заведомо убыточные тарифы, просто они должны быть экономически обоснованы.

Законопроект о госрегулировании цен на ГСМ разработан по аналогии с законом о регулировании энерготарифов. Он позволит предприятиям стабильно работать. В определенной части регулировать цены на бензин смогут и региональные законодательные собрания: страна у нас большая, для доставки топлива в одни субъекты РФ необходимы затраты на транспортировку, а в других нефть добывается на месте. Относительно пределов, в которых регион сможет варьировать тариф, идут дискуссии, пока мы закладываем его на уровне 5%.

Против

Дмитрий Еремин (депутат Госдумы от Челябинской области, один из авторов законопроекта)

Владимир Сальников


Мировой опыт свидетельствует: механизм прямого регулирования цен на нефтепродукты с точки зрения долгосрочной перспективы работает не слишком эффективно. Если есть желание приостановить рост цен, определить «справедливую цену» достаточно сложно. Высоки риски установления заниженной цены, которая обеспечивает лишь текущее функционирование отрасли, но не инвестиционную привлекательность. В результате через какое-то время возникает дефицит товара, чреватый сильным ростом цен.

- Вполне понятно желание снизить или хотя бы удержать от дальнейшего роста цены на нефтепродукты - слишком уж быстро дорожало топливо в последние годы. К тому же по мере роста автомобилизации населения товар становится все более «социально значимым». Но посмотрим на эту проблему чуть внимательнее.

Как ни раздражающе это прозвучит для многих автомобилистов, наш уровень цен на топливо не так уж высок. Расчеты, проведенные «Экспертом» («Грезим о бензиновом рае», № 35, 2006), показали, что в советские времена бензин нашим гражданам обходился не менее чем на 10 - 20% дороже. Даже в малоразвитых странах бензин дороже на 30 - 50%, а в ряде европейских государств - вообще в разы. Лишь в США цена бензина сопоставима с российской. Этот пример и любят приводить. Но дело здесь в налогах: в США их доля чуть ли не рекордно низкая среди всех стран мира.

В течение последних 20 лет нефтепереработка в России не модернизировалась, так что дефицит топлива, особенно качественных марок, у нас не за горами. Отрасли предстоит масштабная модернизация, а для этого требуются серьезные инвестиции.

Владимир Сальников (руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и прогнозирования)

Для нас единственный конструктивный путь возможного снижения цен на нефтепродукты - уменьшение налогов на нефтепереработку. Причем оно должно быть не фронтальным, а с выраженным структурным эффектом, стимулирующее инвестиции в улучшение качества бензина. Это создаст фундамент для поддержания низких темпов цен в долгосрочной перспективе, а также для улучшения экологической обстановки в крупных городах.


Президент провел заседание Госсовета по приоритетному нацпроекту «Здоровье», посвященное повышению зарплат медработникам первичного звена. Как известно, эти меры вызвали массовые конфликты во врачебной среде. Госсовет высветил новые проблемы.

2 октября Курган посетил президент России Владимир Путин. До него из глав нашего государства в столице Зауралья побывал лишь Никита Хрущев: дело было в 1959 году.

Первая озвученная проблема - недофинансирование услуг бесплатной медицинской помощи. В 2005 году оно составило почти 130 млрд рублей, 21,4% от запланированного объема. В каждом четвертом субъекте РФ госгарантии оплачивались лишь на 40 - 50%. В Курганской области, как отметил Путин, они выплачивались полностью.

Выступая на заседании, где присутствовали 17 глав субъектов РФ, а также министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов, Путин заявил: несмотря на существенное увеличение бюджетных расходов в этой сфере (с 656 млрд рублей в 2005м до 840 млрд в 2006 году), до кардинального улучшения ситуации далеко.

Курган

Вторая проблема - неэффективность здравоохранения. Президент предложил ввести критериями оплаты труда медиков объем и качество предоставленных услуг, чтобы «не только увеличивать расходы в этой сфере, но и эффективно тратить деньги». А Михаил Зурабов пообещал: в 2007 году будет впервые проведен межрегиональный конкурс на оказание высокотехнологичной медпомощи. Развивая тему высоких технологий, главы регионов заявили о необходимости поддержки отечественных производителей медоборудования путем выделения госзаказа и инвестиций из федерального бюджета.



Средний уровень ставок в сегменте стандартных потребительских кредитов в Екатеринбурге упал на 3 п.п. в основном за счет изменения условий Банка24.ру и составляет 27,9% годовых. Также на 11 п.п. снизился максимальный уровень. Наименьший уровень средних ставок - в Челябинске и Тюмени: 24,3% и 24,8% годовых соответственно. Падение в течение квартала - на 0,6 - 1,5 п.п. Максимальная ставка во всех городах - 47,6%. Уровень минимальных ставок опустился до 20% годовых и составляет 18,7 - 19,9%.

Кредиты физическим лицам.
В сегменте кредитных карт наибольшее снижение средних ставок произошло в Тюмени - на 4 процентных пункта (п.п.) и Челябинске - на 2,6 п.п. за счет появления кредиток Внешторгбанка 2 Ставка 20% годовых по карте этого банка минимальна во всех четырех городах. Максимальный уровень ставок прежний - 52% годовых. Уровень разброса ставок понизился совсем незначительно, до 9,5 - 11,3%.

В условиях давно определившихся максимальных и минимальных границ средний уровень ставок колеблется достаточно сильно. Так, в Екатеринбурге он вырос на 5,8 п.п. до 54,4% годовых, в Тюмени - на 4,8 п.п. (48,9% годовых), в Перми - на 2,9 п.п. (46,7% годовых).

Сегмент экспресс-кредитов остается наиболее динамичным.

Кредитование малого и среднего бизнеса.

Средние ставки в этом сегменте остались на том же уровне, что и в марте 2006 года: 20,9% годовых (максимальные ставки при максимальных комиссиях) и 17,6% (минимальные ставки при минимальных комиссиях). Положительная тенденция - понижение верхней планки процентных ставок. Например, в УБРиРе, Росбанке, СКБбанке, ВУЗбанке - на 1 - 3% годовых. Почти треть банков увеличили доступные суммы и сроки кредитования. Выросло число программ кредитования без залога.

Роман Витковский, заместитель председателя правления банка «Северная казна» (Екатеринбург): «Процентные ставки в сегменте потребительских кредитов “на неотложные нужды” у большинства банков на территории Свердловской и Челябинской областей сопоставимы. Поэтому особого снижения ожидать не стоит: до конца года оно вероятно на 1 - 1,5% годовых по кредитам сроком от трех до пяти лет. Но основные изменения коснутся неценовых условий: сроков кредитования, условий обеспечения займа. В сегменте кредитных карт снижение ставок более вероятно, поскольку доходность банков по этому продукту выше, чем по кредитам “на неотложные нужды”. Но произойдет это, скорее, не в этом году, а начиная со следующего. Если на финансовом рынке не будет серьезных потрясений, то по обоим сегментам можно ожидать медленного снижения в долгосрочной перспективе. Нижняя планка по потребительским кредитам скорее всего может составить 13 - 14% годовых (исключая автомобильные кредиты, которые по определению дешевле), по кредитным картам - чуть меньше 20%».

Удмуртия переживает бюджетные и налоговые реформации. Еще в недавнем прошлом бюджет республики, ежегодно добывающей порядка 10 млн тонн нефти, на 60% формировался за счет отчислений нефтяной отрасли. Для самообеспечения хватало. Однако после изъятия в федеральный бюджет 95% налога на добычу полезных ископаемых регион перекочевал в разряд реципиентов.

Валерий Богатырев

«Вторая нога» удмуртской экономики - машиностроение и металлообработка - застыла на месте. В первом полугодии-2006 машиностроительная отрасль показала 3-процентный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вот только в 2005м она упала на 5%.

В то же время испарился ресурс, позволяющий рассчитывать на поддержание объемов нефтедобычи: налог на возобновление минеральносырьевой базы отменен. Так что ежегодный прирост разведанных запасов составляет лишь сотни тысяч тонн.

Понятно, что наиболее конкурентоспособны инновационные, высокотехнологичные продукты. Но на поддержку их производства у властей Удмуртии денег тоже в обрез: 10 млн рублей выделено в прошлом году, 5 - в первом полугодии этого.

В прошлом году правительство Удмуртии приняло РЦП «Развитие машиностроительного комплекса на 2006 - 2010 годы». На ее реализацию из республиканского бюджета планируется выделить порядка 400 млн рублей. Не ахти какая сумма, учитывая техническую запущенность отечественного машиностроения: и это тоже - следствие федеральной политики.

Не навреди
- Валерий Валентинович, как вы оцениваете готовность экономики республики к присоединению России к ВТО?


По итогам прошлого года лишь четверть продукции удмуртского машиностроения была признана конкурентоспособной. Тем временем горизонт вступления России в ВТО все ближе. Как чувствует себя экономика региона в преддверии глобальных изменений, нам рассказал заместитель председателя правительства Удмуртской Республики, министр экономики Валерий Богатырев.

Но отрицательные эффекты могут дойти до нас по производственным и технологическим кооперационным цепочкам: региональная экономика - часть целостного организма экономики страны. Об этом говорит «Прогноз экономического развития промышленного комплекса Удмуртской Республики в условиях членства России в ВТО». Это исследование проведено в прошлом году республиканским филиалом Института экономики УрО РАН. К «чувствительным» отраслям в нем отнесено, например, автомобилестроение. Производителям российских автомобилей, в том числе в Ижевске, чтобы быть конкурентоспособными, придется перестраиваться, менять стратегию. Теоретически это понятно, но реально ли на практике? Железнодорожному транспорту, по прогнозу, хуже не будет. Для Удмуртии это хорошо: не пострадает кооперация Ижевского радиозавода с Российскими железными дорогами. Но при этом могут пострадать производственные связи завода с другими партнерами - поставщиками комплектующих деталей и узлов.

- Аналитики, которые по поручению федерального правительства исследовали проблему вступления России в ВТО, сгруппировали регионы страны по степени влияния на них этого процесса. В группу с повышенным влиянием включены наиболее развитые территории-доноры: Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Самарская, Пермская области, Татарстан. Удмуртская Республика отнесена к группе с небольшим влиянием.

Анализ мирового рынка оружия, очень важного для Удмуртии, настораживает: там царят «правила джунглей». Философия двойных стандартов в «странах демократии» освоена вполне, и в первую очередь в США. Прямой подкуп чиновников, шантаж, черные схемы торговли и многие другие негативные факторы характерны для этого рынка. Удмуртия - единственный производитель стратегических ракет «Тополь-М», в кооперации по их производству участвует ряд других заводов нашей республики и регионов страны. И если вступление в ВТО отрицательно скажется на производстве комплектующих для ракет, государству, очевидно, придется нести дополнительные расходы.

Можно поставить и другие вопросы. Например: как скажутся проблемы мясомолочной отрасли на изменении масштабов производства промышленных холодильников, рефрижераторов. Или: многие регионы, в том числе Удмуртия, производят сыры, и весьма хорошего качества. Но количество сортов не так велико, как, например, в Швейцарии или Франции. Если рынок откроют согласно требованиям ВТО, то региональным сыроделам нелегко будет обеспечить конкурентоспособность. В Европе сыры производят веками, а секреты мастерства приобретаются не так быстро, и роль торговых марок, зарубежных брендов будет сказываться не в пользу наших производителей.

В целом в условиях, когда износ основных фондов предприятий крайне высок, инвестиционная активность недостаточна, фондовый рынок не развит, технологическая политика страны не обозначена, вопросы защиты интеллектуальной собственности не решены, основополагающим в политике государства при вступлении в ВТО должен быть принцип «не навреди».

Нельзя полностью исключить опасность двойных стандартов и на мирных рынках. Удмуртия является центром производства спортивно-охотничьего стрелкового оружия. Проведенные расчеты показывают, что вступление в ВТО не скажется серьезно на его производстве. Прогнозируется, что импорт увеличится незначительно, а на экспортных поставках оружия вступление в ВТО скажется благоприятно: будут снижены барьеры в странах-импортерах. Кроме того, оружейники могут получить выгоды, связанные с приобретением технологического оборудования, которое в России не производят. Но вот что тревожит. Российские биатлонисты стали широко использовать винтовки германского производства. Почему? Из-за проблем в технологии и культуре производства (это негативное влияние реформ) наши стволы порой проигрывают по кучности стрельбы, хотя конструкция в целом превосходит зарубежные аналоги. Но это не единственная причина. Проявляется и субъективный фактор: спортсмены материально заинтересованы в использовании чужого оружия.

- А как региональное руководство способствует повышению конкурентоспособности республиканской экономики на глобальных рынках?

Замечу также, что информирование регионов о процессе вступления в ВТО недостаточно. Необходима более активная политика обеспечения населения и бизнеса полноценными сведениями об экономической и правовой сторонах участия в ВТО. Например, мало кому известно, как проводить работу по реализации претензий производителей друг к другу в вопросах субсидирования производства продукции. Специалисты в этой области отсутствуют, так как процедура касается не только финансистов, но и коммерческой разведки. Выявление случаев субсидирования зарубежными производителями, то есть нашими конкурентами, требует специальной подготовки.

Чтобы эта задача решалась эффективно, мы создали в 2004 году межведомственную рабочую группу для взаимодействия нашего правительства с органами государственной власти РФ. Группа координирует деятельность министерств, государственных комитетов и ведомств Удмуртии по подготовке хозяйствующих субъектов республики к вступлению страны в ВТО. На заседаниях регулярно обсуждаются конкретные проблемы: внедрение сертифицированной системы управления качеством, влияние вступления в ВТО на развитие агропромышленного комплекса, необходимость объединения предприятий в узкие отраслевые промышленные ассоциации, анализ законодательства республики и приведение его в соответствие с федеральным законодательством и так далее.

- Перед правительством Удмуртии стоит двуединая задача. Во-первых, разработать меры минимизации возможных негативных последствий для хозяйствующих субъектов. Во-вторых, выработать механизм использования преимуществ от членства России в ВТО.

Инвестициям - зеленый свет
- В Удмуртии подготовлен проект целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2007 - 2009 годы». На решение каких задач она направлена?


Республиканским министерством экономики разработан специальный раздел «Всемирная торговая организация» на официальном сайте правительства Удмуртии (www.udmurt.ru). Здесь можно ознакомиться с последними новостями переговорного процесса России по вопросам ВТО и с мероприятиями, которые у нас проводятся.

- Как власти Удмуртии стимулируют инвестиционную активность? И каковы результаты?

- По данным статистики, объем инвестиций в экономику Удмуртии в 2005 году составил 25,3 млрд рублей, это 141,5% к уровню 2004 года в сопоставимых ценах. Таким образом, объем инвестиций по отношению к ВРП достиг 19,6%. Мы не хотим останавливаться на достигнутом и постоянно работаем над улучшением инвестиционного климата. Для этих целей и разработан проект республиканской целевой программы. В процессе ее реализации планируется создать и поддерживать благоприятный инвестиционный имидж Удмуртии, повысить эффективность управления инвестиционными процессами, развить инвестиционную инфраструктуру и так далее. Общая сумма финансирования программы на 2007 - 2009 годы составит почти 17 млн рублей.

С 2004 года в Удмуртии проводятся конкурсы инвестиционных проектов на право получения льгот по налогам на прибыль и имущество. Победителями трех конкурсов признаны 25 инвестиционных проектов, это позволило 22 организациям получить налоговые льготы на сумму около 460 млн рублей и привлечь в проекты почти 6,5 млрд рублей средств. Особо выделю совместный проект ОАО «Иж-Авто» с международным автопроизводителем Kia Motors по производству автомобилей марки Кia, бюджетная эффективность от его реализации составит более 1 млрд рублей.

- Мы отдаем себе отчет в том, что для стабильного экономического роста разовое привлечение средств недостаточно. Необходим стратегический подход к управлению инвестиционными процессами. Экономика должна ежегодно привлекать средств в объеме 20 - 22% от валового регионального продукта, и к этому показателю мы приблизились вплотную. Для достижения цели в этом году принят новый закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике». В рамках закона закреплен максимально широкий спектр поддержки, особое место занимают льготы по налогу на прибыль и на имущество.

В нынешнем году проведены два конкурса инвестиционных проектов предприятий машиностроения и металлообработки на право возмещения за счет регионального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам. Победителями стали десять предприятий, они получили право на субсидии в размере около 5 млн рублей и благодаря этому привлекли более 165 млн рублей кредитных ресурсов.

Другая ощутимая мера поддержки - субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам предприятий, реализующих инвестиционные проекты.

- Действительно, 27 декабря 2005 года на Московской межбанковской валютной бирже проведено размещение государственных облигаций Удмуртской Республики сроком обращения три года с постоянным купонным доходом. По итогам размещения купонная ставка на весь период обращения установлена в размере 8,2% годовых. Полученные средства в виде льготных бюджетных кредитов направлены на инвестиционные и инновационные цели предприятиям промышленности (117,925 млн рублей), в АПК (216,7 млн рублей), сферы бытовых услуг и общественного питания (22 млн рублей), малому предпринимательству (123,375 млн рублей). Кроме того, на строительство жилья и ипотеку (180 млн рублей), перевод котельных на газ и энергосбережение (240 млн рублей), а также на оптимизацию бюджетных расходов (100 млн рублей).

Проверка доверием
- В прошлом году правительство Удмуртии разместило первый государственный облигационный заем объемом 1 млрд рублей. Какой экономический эффект получен?

- Чем вы объясняете доверие инвесторов?

Льготные кредиты получили организации, представившие наиболее эффективные бизнеспланы. Поэтому у нас нет сомнений в том, что к моменту реализации этих проектов мы значительно увеличим налогооблагаемую базу, повысим экономический потенциал предприятий и создадим новые рабочие места. Однако о точном экономическом эффекте говорить пока рано.

В 2005 году оно подтвердило достаточно высокий кредитный рейтинг Удмуртии (Аа2). Он определяется относительно развитым налоговым потенциалом, независимостью от федеральных дотаций на бюджетное выравнивание, низким объемом прямого долга и сдержанной долговой политикой, а также социальной и политической стабильностью. Сейчас агентство проводит плановый мониторинг рейтинга. У нас есть все основания полагать, что рейтинг республики останется высоким.

- Сошлюсь на мнение авторитетного рейтингового агентства Moody’s Interfax.



Главная страница / Опережения рынка