Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

Тайны чайна-тауна

По данным компании, в конкурсе на получение дилерства участвуют девять компаний из Свердловской области, в том числе три из Екатеринбурга. Их названия не разглашаются. До 2006 года автомобили Fiat (вместе с Alfa Romeo) в Екатеринбурге продавала «Модена», теперь компания в конкурсе не участвует: она переориентировалась с розничной торговли на логистический бизнес. По словам руководства компании, к сворачиванию продаж привела слабая продвиженческая кампания итальянцев на российском рынке.

С 1 сентября стартовали официальные продажи автомобилей Fiat в России. До конца года дистрибьютор марки группа «Северсталь-Авто» планирует открыть 35 дилерских центров по стране и реализовать 2,4 тыс. машин (в 2007-м - 36 тысяч).

Сборка Fiat в России - не единственный свежий пример интереса иностранцев к отечественному рынку легковых авто. Новые планы и подтверждение старых прозвучали на открытии Московского международного автосалона, главного события года российского автомобильного мира (проходит с 30 августа по 10 сентября; более 40 мировых и европейских премьер автомобилей на 40 тыс. кв. метров; 30 тыс. кв. метров площадей для сопутствующих товаров).

Уже в следующем месяце на мощностях завода микролитражных автомобилей (Набережные Челны, входит в группу «Северсталь-Авто») начнется промышленная сборка Fiat Albena, а с ноября - Feat New Doblo. В 2007 году объемы производства будут доведены до 24 тыс. авто в год.

Автотор расширит выпускаемый модельный ряд General Motors (Cadillac, Chevrolet и Hummer) потенциально на 150 - 180 машин в год новым Cadillac Escalade; совместно с китайской Chery прорабатывается бизнесплан для строительства нового полнопрофильного автомобильного завода мощностью 100 - 150 тысяч автомобилей в год.

Иж-Авто к концу текущего года освоит производство модели Kia Rio 2, а в 2007м - Kia Sorento. Напомним, что с осени 2005 года на заводе началась сборка Kia Speсspana: за год полномасштабного производства собрано свыше 17 тыс. машин. Производственные планы на следующий год - 7, 10, 45 тыс. авто перечисленных марок соответственно.

Из самостоятельных проектов иностранцев следует отметить еще одного китайского производителя Great Wall: идет выбор площадки, инвестиции составят около 100 млн долларов. Расширение модельного ряда производимых на территории России автомобилей планирует Ford (сегодня выпускается только Focus). В следующем году начнется выпуск модели Mondeo, а после ее освоения будет запущен в производство Maverik. Кроме того, ранее компания заявляла о намерении построить отдельное производство по выпуску автомобилей Land Rover на заводе во Всеволожске (введение в эксплуатацию - ориентировочно ноябрь 2007го).

Компания Ирито (один из крупнейших поставщиков китайцев в Россию) начнет сборку BYD Flyer (проектная мощность - 25 тыс. авто, инвестиции - 35 млн долларов).

Учитывая темпы роста российского производства иномарок, логично предположить, что их доля в ближайшие два-три года существенно вырастет. Значительно увеличится количество дилерских центров в регионе. По прогнозам, объем рынка иномарок (российской сборки и импортируемых) в 2006 году составит 900 тыс. машин. Уже сейчас на них приходится около 52% продаж легковых авто.

Возможности создания сборочных производств рассматривают концерны PSA Peugeot Cispanoen и Mitsubishi: они считают наш рынок весьма перспективным. Но конкретных планов пока нет. Mitsubishi первой из иностранных производителей признала Россию самостоятельным рынком, а не частью европейского: теперь на него можно раньше выводить новинки и напрямую общаться с производителем.

Иранский седан с внешностью европейца Khondro Samand («быстрый конь»; а всего «лошадей» сто, коробка механическая пятиступенчатая) в Россию поставляет компания Iran Khondro. Экономичный двигатель (1,8 л) позволяет сократить расход топлива до 8,5 л/100 км. С первого дня продаж автомобиль привлек к себе внимание низкой ценой (конкуренты Kia Specspana, Hyundai Sоnata, Ford Focus и Mitsubishi Lancer проигрывают), экономичностью эксплуатации, богатой комплектацией и современным дизайном. Новинка построена на базе Peugeot 405, хорошо зарекомендовавшего себя на российском рынке. На сегодняшний день утверждены квоты, отлажены схемы поставок, и что самое важное - машины есть в наличии.

Khondro Samand
- Андрей Порубов


Цена генерального импортера - от 10 950 долларов

По словам заместителя директора по экономике «Лада-Березовский» (единственный на Урале официальный дилер Iran Khondro) Константина Корионова, бюджетная модель заинтересовала многих: молодежь, людей со средним достатком, корпоративных клиентов (предприятия такси, госучреждения и пр.). За полгода в автоцентре продано 232 автомобиля. В планах компании реализовать 500 машин до конца 2006 года (для сравнения: по России - 5 тысяч).



Отличное качество сборки, внушительный набор опций в базовой комплектации, высокие стандарты безопасности автомобиля ставят Hyundai Grandeur в один ряд с лучшими автомобилями представительского класса. Hyundai Grandeur оснащен шестицилиндровым Vобразным двигателем объемом 3,3 литра и мощностью 233 л. с. Силовой агрегат позволяет разгоняться до 237 км/ч (до 100 км/ч за 7,8 секунды). Средний расход топлива - 10,2 л/100 км.

Hyundai Grandeur
- Андрей Порубов


Системы пассивной безопасности Grandeur включают восемь подушек безопасности: двойные фронтальные новейшей конструкции; задние, установленные в сиденьях и обеспечивающие защиту при боковых ударах; боковые шторки, защищающие пассажиров как на передних, так и на задних сиденьях от повреждений при боковых ударах. Активные подголовники передних кресел оберегают от травм шеи.

Салон сочетает роскошь и эксплуатационную выносливость. Приятным преимуществом становится хорошая шумоизоляция. Комфорт, присущий всем представителям верхнего сегмента класса Е, обеспечивают складывающиеся в пропорции 6:4 задние сиденья, регулируемые по высоте подголовники, 8канальная стереосистема с CD/MP3чейнджером и внешним усилителем, преднатяжители передних ремней безопасности, омыватели фар.

Остоложно! Дай дологу!» - так ранним субботним утром встречают меня уроженцы «всемирной мастерской». Ощущения такие, что находишься в самом центре Азии: китайцы резво бегут по узким проходам с разваливающимися на ходу тележками, загруженными многочисленными тюками, одновременно оповещая окружающих о коммерческих неудачах: «Одзинь куртка продал только».

- Николай Глухов

Вообще китайцы больше всего напоминают детей: та же открытость и смущение по малейшему поводу. Чтобы войти в доверие к обитателям рынка, уговариваю украинского торговца, чудом затесавшегося в их рядах, уступить мне лоток часа на четыре …

Это одна из немногих рус-скоязычных фраз, которую мне довелось здесь услышать. Большинство «челноков» из КНР говорят только на родном языке. На предложение пообщаться прячутся за кучами тряпья. Оно и понятно: а вдруг из миграционной службы нагрянули.

Здесь царит особый дух коммерции: за вещь вначале предлагается максимальная цена. Но торговаться можно до бесконечности. Победят того, кто быстрее устанет. Чаще это покупатель - пенсионер, студентка или насупившийся от забот трудяга. Но бывает и иначе, сам видел: кожаный плащ купили всего за 650 рублей, при первоначальной стоимости в 5 тысяч. «Как же так, себе в убыток продал», - изумляюсь я хитро улыбающемуся соседу по лотку. «А купил-то за 500», - хвастает азиат.

Особенности китайской торговли
Оглядываюсь. Если не обращать внимания на восточный колорит, - обычный вещевой рынок: средства для чистки обуви, гроздьями свисающие с прилавков, дубленки (опытный покупатель вырывает клок шерсти и тут же поджигает его от сигареты), ярко-малиновые свитера и помада всех цветов радуги. Но это только на первый взгляд.

По стопке цзю
Через пару часов, после успешной продажи пары шапок и одной дубленки, китайцы заинтересовались мной. Еще бы - старался вовсю: зазывал покупателей, расписывал достоинства товара, торговался не хуже любого предпринимателя и даже успел навешать оплеух карманнику.


Во время переговоров тихие китайцы перевоплощаются: жестикулируют, примеряют вещи на себя и коллег по ремеслу, похлопывают посетителей по рукам. Чтобы договориться с ними, лучше всего экспрессивно выражать свои мысли, и неважно на каком языке. Не стесняйтесь в выражениях. Говорите громко, отчаянно тычьте пальцем в вожделенный предмет. Кстати, если увидите, как двое жителей Китая с перекошенными физиономиями орут друг на друга, не подумайте, что ругаются, - это они так общаются. Если китаец разговаривает по телефону, о сути беседы будут знать все в радиусе километра

А мне торжественно вручили чашу с рисом. «Это что такое?» - настороженно спрашиваю у бескорыстных торговцев. «Хэфань», - дружелюбно инструктируют братьякитайцы. Хэфань - большая порция вареного риса, поверх которого накладывается цхай - овощи или мясо. Выражаю одобрение улыбкой - раздаются радостные возгласы: меня посвятили в «челноки».

Жители Поднебесной окружили меня во время обеда, когда я с предвкушением достал пакет с чебуреками: «Гадость ешь. Живота заболит, понос будет. Плюнь». «Так проголодался», - попытался отбиться я от назойливых соседей. Безуспешно: пирожки перекочевали в урну.

Закат челночной дипломатии
Ближе к концу дня удалось познакомиться с Юанем - молодым предпринимателем из Харбина. На ломаном русском он рассказал о своей «челночной» жизни.


«Пелвый день?» - спрашивает пожилой китаец. «Первый», - отвечаю. «Тода моно и цзю». Цзю - рисовая или кукурузная водка. Пришлось пригубить за дружбу народов. Китайцы пьют редко, в основном во время национальных праздников: Чун цзе (китайский Новый год), Юаньсяо (праздник фонарей), Гоцин (день образования КНР). А еще в перерывах между торговлей удалось мне поиграть в мацзян (китайский вариант домино). Ничего не понял, но умудрился выиграть три рубля.

Изменились и способы доставки товара. Если два года назад жители Поднебесной таскали тюки по вокзалам Пекина и Екатеринбурга на себе, самостоятельно оформляя таможенные документы, то сегодня одежда и обувь централизованно, самолетами доставляется в Москву, а оттуда - по всей России железнодорожными составами. Целая сеть юридических и консультационных фирм кормится тем, что «улаживает проблемы» с получателями товара. «Исключение - Дальний Восток, там проще на лошади товар довезти», - смеется Юань.

У Юаня два высших образования - он математик и инженер-энергетик. Но работать дома не захотел: пошел по стопам родственников, которые возят вещи в Россию с 1993 года. Раньше мой собеседник торговал в Москве. «Сейчас в столице спрос на ширпотреб из КНР сильно упал. Да и на Урале прибыли не те. Доходы покупателей выросли, они пошли в фирменные магазины, а нам остались только самые бедные люди», - жалуется харбинец.

… Трудовой день закончился. Бросив взгляд на лотки, я подумал: вряд ли приду сюда в качестве покупателя. Может быть, когда-нибудь на смену челночной дешевке на российский рынок начнет поступать качественная продукция из Китая. Правда, для этого китайским поставщикам предстоит перестроиться и воспринимать Россию как европейскую страну, а не обиталище непритязательных покупателей.

К Новому году Юань переберется в Харбин: «Жениться пора, на свадьбу я уже заработал». «А почему не сейчас?» - «Через месяц петардами и огнями торговать будем, это выгоднее, чем одеждой», - объясняет Юань.

Азы китайской грамоты

Дополнительныематериалы:

Александр Лапин


- После покупки первой партии оборудования для производства салфеток в Европе я обратился к азиатскому рынку: в Китае аналогичное оборудование стоит на порядок дешевле. Я бы хотел рассказать о нескольких особенностях ведения дел.

Директор ООО «Созвездие салфеток» (Екатеринбург) Александр Лапин поделился советами с предпринимателями, которые планируют работать с китайскими компаниями

Вторая. Работа через посредников в Китае чревата нюансами: есть и честные бизнесмены, и кидалы. Если от вас просят предоплаты не менее 100%, прекращайте всякие переговоры: вы попали в руки к аферистам. Обычно предоплата составляет только 30 - 50%, а оставшаяся часть - при отгрузке оборудования. Стоимость товара в крупных торговых городах КНР составляет 150 - 200% от цены производителя. Плюс посредник берет 10 - 20% от суммы сделки.

Первая. Приобретение товара у производителя по себестоимости предполагает поездку в Китай, знание языка и тонкостей оформления договоров. Организацию доставки тоже нужно брать на себя. Это непросто: предприятия, как правило, вынесены за пределы городов. С таможней нужно договориться заранее - предъявить все документы и получить подтверждение, что вы беспрепятственно сможете провезти товар.

Подготовил Артем Коваленко

Третья. Самый простой путь - работать через Москву. Риск значительно ниже: договоры с российскими фирмами, доставка. Столичные фирмы самостоятельно решают вопросы с таможней. Однако стоимость товара возрастет от цены производителя в три раза.

Есть такая китайская поговорка: «Если позволишь китайцу взяться за уголок купюры, то рано или поздно она окажется у него в руке». Генеральный директор Уральского турбинного завода (УТЗ, Екатеринбург, входит в группу компаний «Ренова») Виталий Недельский цитирует ее недаром: российские бизнесмены, по его наблюдениям, должны обдуманно подходить к созданию СП. Кроме того, по мнению Недельского, крупный бизнес с Китаем невозможен без лоббирования интересов компании во властных структурах:- Поэтому, выбирая партнеров в Китае, надо быть уверенным, что они способны представлять ваши интересы. УТЗ имеет в КНР свое представительство. Основной партнер - фирма «Ингловай». С помощью этой компании УТЗ поставлял паровые турбины в Китай с 90х годов.

Восточные тонкости
Предпринимательский успех в Китае зависит от отношений с местными властями

Китай - особенная страна, со своим менталитетом: при построении бизнеса огромное значение имеет отношение государства к той к стране, которую представляет компанияпартнер, подтверждает член правления финансово-промышленного холдинга AVS Group (Екатеринбург) Ольга Наумова. Если между странами существуют договоренности на высшем уровне, то и бизнесмены активно идут на контакты. Поэтому так важны программы сотрудничества на федеральном и региональном уровнях. Одно из подразделений AVS Group - управление транспорта и логистики - оказывает предпринимателям, сотрудничающим с Китаем, логистические услуги всего спектра: начиная от консультации по вопросам перевозки и заканчивая получением документов на уже перевезенный и оформленный таможенными органами товар. Опыт работы говорит: сотрудничество российских компаний с Китаем очень перспективно. Конкурентное преимущество китайских производителей: использование дешевой рабочей силы, современных технологий и, как следствие, низкая себестоимость произведенной продукции при сохранении высокого качества.

В ближайшее время УТЗ примет участие в тендере на поставку в КНР 14 паровых турбин мощностью 300 МВт. Сделать это мы планируем в кооперации с аналогичным китайским предприятием - Харбинским турбинным заводом. Вот вам пример совместного производства. Китайцы очень многому могут нас научить. Это эффективное управление предприятием, культура производства, стандартизованные процессы работы, плановость, предприимчивость.



Главная страница / Опережения рынка