Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

Выше среднего

Пионер екатеринбургского рынка загородного жилья архитектор и дизайнер Олег Шока - из тех, кто знает, чего именно: «Постоянно видеть красивую природу - это роскошное ощущение, которого лишены большинство горожан. В частном доме у вас появляется такая возможность, поэтому я предлагаю делать окна в пол». Еще в конце 80х он поражал воображение совков: жил в красивом коттедже, что само по себе было по тем временам большой редкостью, причем все в этом доме, от ручки входной двери, было его дизайнерским решением. Сегодня Шока - среди самых востребованных архитекторов: одновременно в работе у него более десяти проектов на разной стадии. Его эпатирующее «именно вид из окна я считаю самым главным в проекте» подчеркивает суть набухающего спроса на загородное жилье - люди хотят не дом, а мечту. Но мечта должна иметь качественную конструкцию.

Олег Шока в собственном интерьере
Для части екатеринбургского бизнеса становится обыкновением жить «на два дома»: в городской квартире и за городом. Выбраться за пределы загазованного, измученного шумом и автомобильными пробками мегаполиса в тишину, на свежий воздух мечтают уже не только очень богатые. Средний бизнес, да и средний класс, все активнее прорабатывает вопрос: как бы построить дом за городом не за бешеные миллионы, но достойно и со вкусом. Стоимость земли в радиусе 30 - 40 км за год удвоилась. Спрос на хорошие экономичные проекты индивидуального жилья тоже. Пошла мода на архитекторские и дизайнерские дома, рынок наполнился журнальным глянцем. Но оказалось: профессионалов, которые готовы предложить такому клиенту то, что он ищет, на рынке по пальцам пересчитать. Гораздо больше предложений типовых домов, которые после приобретения тут же подвергаются глобальной переделке. Потому что за городом, под пение птиц, хочется не трафарета, а чегонибудь этакого.

- Большинство желает иметь жизненное пространство, в которое никто не заходит. И не мусорит. Отсюда маниакальная тяга к глухим заборам, чего вы не увидите за границей. Один мой заказчик переживает, что с дороги, с горки на противоположном берегу реки, открывается вид на его участок и очень оригинальный дом-улитку. Так он вдоль той дороги за свои деньги сажает большие сосны, чтобы из машин дом его не был виден!

- Олег Владимирович, вы говорите, что дом должен соответствовать настроению хозяина. Какое оно у ваших заказчиков?

- А какие разумные?

Для многих дом - уже не демонстрация объемов кошелька, как было в 90-х. Все меньше хотят хоромы с купеческим размахом. Состоятельные люди приходят к разумным площадям и пропорциям.

- Как вы ищете заказчиков?

- Для семьи, где один ребенок, в пределах 300 кв. метров. Это с бассейном и двумя гаражами. 500 кв. метров заказывают редко. Потому что понимают: дети со временем будут жить отдельно. Хотя есть и очень состоятельные, которых площади не смущают. Они хотели бы иметь капитальное родовое поместье. Таким приходится сажать сосны. Максимальное, что мне приходилось делать, - дома до 1500 кв. метров. Минимум - около 180 - 200 кв. метров. Хотя в Австрии, где мне доводилось работать, все скромнее, от 90 кв. метров.

- Пора грамотно сделать сайт?

- Обычно они меня находят. А мне хотелось бы самому выбирать тех, кто мне интересен. С этой целью год назад я завел сайт. И не получил через него ни одного заказа. Наверно, не к той фирме обратился. Кто умеет делать хорошие сайты, сегодня выигрывает.

- Какая у вас фирма?

- И чуть ли не специально человека садить, чтобы сортировать предложения. Посмотрев мир, я убедился, что не самые плохие, не самые заурядные дома проектирую.

- На рынке известно ваше имя и этого достаточно?

- Никакой. Имею лицензии на все виды деятельности. Работаю один, помогает дочь Полина - тоже архитектор, ей 25 лет, а уже пять домов по своим проектам строит.

Что вы лепите - Кто для вас интересный заказчик?

- Да.

Хотя большинство застройщиков еще покупают готовые коробки в коттеджных поселках и переделывают их до неузнаваемости. Случается среди таких коробок увидеть грандиозный дом на 1200 кв. метров на крошечном участке. Он давит на стоящие рядом 400 - 500метровые, отчего они смотрятся как дома для прислуги. Люди не понимают, что роскошный дом требует пространства, воздуха, подъезда к нему.

- Тот, кто мечтает увидеть интересное, не обязательно дорогое. По крайней мере, дает волю моей фантазии. Максимально ясно излагает, что хочет. И когда я предлагаю нечто большее, чем он рассчитывал, подсказываю, чего разумнее желать, а он прислушивается к доводам опыта, мы находим общий язык. Я не вгоняю заказчика в рамки того, что люблю сам. Сначала слушаю, что ему нравится. Не говорю, что нужно строить только с плоской крышей и только ультрасовременная минималистская архитектура имеет право быть. Ради бога, можно и башенки сделать интересно. Но половина клиентов обычно соглашается, что при малых участках плоские кровли - целесообразнее. Во-первых, дешевле, вовторых, дополнительная площадь, на которой можно детскую площадку сделать, бассейн поставить, мангал и прочее. Вид открывается роскошный. Все спрашивают: куда снег девать. Да никуда. Он тает по всей плоскости и уходит в ливневую канализацию.

Случается, что заказчик настаивает на своем решении только потому, что он заказчик. Терпеливо объясняю, например, что при нашем лете желательно детские иметь на южную сторону, потому что нужна инсоляция: если дети растут без солнца - это плохо. Мне возражают: стоят же дома и без солнца. Да, дурных примеров море. Но нельзя делать дом по принципу, что есть и хуже. Или вот смотрю чужие наброски и говорю: вход в спальню не должен быть через кухню. И прихожая на 6 метров нелепа в доме на 500 - 60 Отвечают: нам в ней не жить. И хотят оставить свою схему. Когда встречаю воинствующую безграмотность, говорю: стройте без меня.

С лепниной не работаю. Также не делаю дома типа теремков, опереточные конструкции, не имеющие технологии. Не интересно делать подобие архитектуры какогото там века, подделки под вещи больших мастеров: заведомо будет хуже. Когда я смотрю на интерьеры якобы в стиле модерн, но не имеющие той великолепной пластики, изысканности деталей, проработанности, вижу поспешность и грубость в исполнении, считаю, что это вариант тупиковый. Как и а-ля «русская деревня». Подделки - всегда тупиковый вариант. Меня это напрягает.

Дом-корабль в Волжском (макет)

Типовые проекты часто с подвальными помещениями. Заказчик ломает голову, что ему в подвале сделать. Одни втаскивают туда бильярд, а потом оказывается, что они не учли: размер бильярдной должен быть площадь стола плюс с двух сторон еще по 1,7 кв. метров на длину кия. А у них до стены 1,2 - 1, Обрезать кии? Другие делают спортивный зал. Опять не учитывают, что это музыка, тренажеры, общение - все равно что дискотека в подвале. Создать нормальный микроклимат тяжело. Ставят кондиционер. Но за городом, в лесном воздухе, глупо заниматься спортом под землей в душном подвале.

Типовые дома плохи тем, что не учитывают плюсы и минусы участка, запросы заказчика. Ему, допустим, нужна детская 25 - 30 кв. метров, а она 1 Переделывать - не создать новое. Получается гибрид. Сравните: стоимость жилья в центре Екатеринбурга порядка 80 тыс. рублей за 1 кв. м, а эскизный проект индивидуального дома от 200 кв. метров - 75 тысяч. Уж лучше уменьшить площадь на 1 квадратный метр, но заказать проект.

- Недавно для кооператива «Академический», который имеет два участка для застройки коттеджей, разработал несколько типовых домов от 100 до 280 метров: три с плоскими кровлями, три - с обычными. Для тех, кого не устраивает типовая застройка, в этом же микрорайоне спроектировал пятьшесть домов по 400 - 500 кв. метров. Домов восемь - в коттеджном поселке Карасьеозерск, один в поселке Палникс, три-четыре - на озере Таватуй, пять - в Верхней Сысерти, где и моя дача.

- Какими проектами сейчас занимаетесь?

Один из самых необычных проектов, которые я сейчас веду, в Кашино: дом на 800 кв. метров с помещениями для прислуги, охраны, большого парка машин, тремя детскими, бассейном, гостиной, навесом для спецтехники. Очень хороший заказчик: четко высказал, что хотел бы иметь, - чтобы это напоминало швейцарское шале с мягкими кровлями. Но с большими окнами в пол. Я выполнил проект - ему все понравилось, не внес ни одного изменения. Поскольку позволяла большая площадь, порядка 1 га, я сделал и геопластику, то есть горки, водопады и так далее. Камерно геопластику можно сделать и на 8 - 10 сотках.

Одним из самых удачных считаю проект, который делаю в городе Волжском. Это дом-корабль на 500 кв. метров на берегу водохранилища. Вода в него то поступает, то уходит. Я сделал дамбу с постоянным уровнем воды. Клиенту понравилась идея: корабль, выплывающий из цветущего сада в акваторию. Сначала на маленьком участ-ке он заказал дом порядка 200 кв. метров. Показалось, что дому тесно, докупил еще земли. Строю не менее интересный дом на озере Таватуй - бассейн, эксплуатируемая кровля, на нее выход из детской и спален. Видна вся панорама вокруг - лес, острова на озере. Вожу других клиентов, чтобы убедить их в преимуществах такой кровли. Бог - он в деталях.

- Для меня архитектура начинается с площадки: смотрю, что на ней, что вокруг. Встречаюсь с семьей. Спрашиваю, как они видят дом. Хотят ли иметь зимний сад, двухсветную гостиную, пристенный камин или пространственный, окна в пол, чтобы, когда сидите на диване, не подоконники разглядывали, а сад. Когда объясняешь, что можно сделать и зачем, показываешь на примерах, 90% нормально реагируют, соглашаются с доводами. Есть единицы, которых не шелохнешь. Или люди с комплексами. Например, одному заказчику маленького роста нужен был огромный дом, в котором он требовал все огромное, и машина у него была длиннаяпредлинная. Но такие отклонения редко бывают. Была заказчица, директор большого магазина, которая призналась: ей не интересно строить дом, но муж заставляет. Ну все, говорю, мне тоже не интересно, когда человека заставляют.

- С чего начинаете, получив заказ?

- Есть и крупный, который может позволить себе строить с размахом на гектаре земли, есть и средний. У него относительно ограниченные возможности, он хочет экономичный дом до 300 метров, где «все включено».

- Ваш клиент - крупный бизнес или средний?

- Последний вариант недорогого экономичного дома я проектирую для себя на озере Шарташ: с бассейном, двумя гаражами. Участок маленький, 10 соток, растут вековые лиственницы, диаметр ствола метр. Нельзя их трогать. Поэтому я их обхожу. Выходит достаточно большая, 45 кв. метров, гостиная с зимним садом: жена - любительница цветов. На втором этаже одна спальня для дочери, другая, с гардеробной и ванной, - наша с женой. То есть в 300 кв. метров можно уложиться, если делать достаточно скромно, но непременно с бассейном.

- И что включено?

- При нашем лете это вещь незаменимая: 5 - 6 метров длиной, с регулируемым противотоком, который позволяет плавать с нагрузкой, как против течения.

- Вы не считаете бассейн излишеством?

- Я так не говорю, но действительно тянет на другое. Имеет смысл построить, продать, снова построить. Это, вопервых, прибыльно, потому что себе грамотно делаешь - ни с кем не споришь, и себестоимость всегда ниже. Я экономлю на всем и умудряюсь тратить 150 - 200 долларов на квадратный метр такого коттеджа, который другому обошелся бы в 500 - 600, а то и в 1000 долларов метр.

Огонь, вода и сосны- Говорят, архитектор должен каждые три-четыре года строить себе новый дом, потому что старый перестает отвечать уровню его профессионализма.

- Для себя во многих вещах можно экспериментировать, шагнуть вперед, в отрыв от того, что делается на рынке. Попробовал на себе - предложишь и другим.

- Так себе интересно строить с коммерческой или профессиональной точки зрения?

- Загородных - два. И много раз переделывал интерьеры коттеджа в городе, в котором живу 25 лет. Выменял его за квартиры: свою и матери. Сам разрабатывал интерьер, делал мебель, окна, двери, камин. Я после школы работал на заводе слесарем механосборочных работ 5го разряда. Делал мебель на заказ, параллельно учился в архитектурном институте.

- Сколько домов вы себе построили?

- В 80х, оформляя кафе и рестораны, я так гнул декоративные решетки, что у меня плоскогубцы ломались, а рука не уставала. Столы инкрустировал, формы для гипса делал, все наиболее ответственные вещи в интерьерах выполнял сам, обучал помощников. Мой дизайн ресторанов был очень своеобразен. Помню банкетный зал в Артемовском середины 80х: из потолка выходит огромная сложная конструкция и свисает вниз, а снизу к ней поднимается встречная… Туда директор треста ресторанов заходила, снимая обувь. И все стали снимать. Смешно, но факт.

- Так вы мастеровой человек, не эстетствующая богема?

Макет коттеджа в Кашино

Я всегда старался сделать любой дом с минимальными затратами и максимальным эффектом. Хорошо, когда есть возможность использовать дорогие материалы, технологии. Но мастерство дороже - это когда ты можешь решить те же задачи с меньшими затратами. Так вот в своих домах я и пытался это показать. Кухня и прихожая у меня сделаны из плитки нашего керамического завода - 100 рублей за метр. Дешевле просто нет. Пол в гостиной - светлый мрамор по цене, не поверите, керамической плитки. Мебель заказал своему бывшему кооперативу за смешные для когото деньги. Весь мой дом с участком и баней обошелся в 75 тыс. долларов.

Первый загородный дом в Верхней Сысерти я начал строить в 98м году. Был дефолт, я все деньги потерял, успел только за 1,5 тысячи приобрести 15 соток. В 2000м дом построил. Потом докупил еще 20 соток и подсчитал: дешевле, чем благоустраивать участок в 35 соток, который сам по себе мне обошелся в 3,5 тыс. долларов (стоимость сотки теперь выросла в 20 раз), построить еще один дом.

- Раза в три.

- Насколько удалось удешевить?

- Два года назад.

- А второй когда построили?

- Я же говорю, посмотрел внимательно на участок, он такой унылый, а благоустраивать так дорого. И подумал: может, мне лучше второй дом построить? Я хотел, сидя на диване, в четырехметровое окно до пола видеть сосны во весь рост. И как огонь отражается в водоеме, когда горит камин. Валунов, когда котлован роют, достаточно много. Я разместил их на краю водоема. Меня часто спрашивают, как делать водоем: на дне выравниваете песок, укладываете гидроизоляцию, потом стенки - камнем или дерном. Водоемы мои стоят 100 рублей кв. метр плюс 50 рублей работа. Я не делаю их в бетонной чаше. Благоустройство дорожки столь же простое: на асбоцементные трубы крепите оструганные доски - босиком ходить по теплому дереву, ну сами понимаете. И никакой грязи.

- Зачем вам второй?

В сумме в двух домах 310 метров, не считая четырех гаражей, подвалов, бани. Но так получается, что построить-то построил, но не имею особого времени там жить. Я был в обоих своих домах раз по десять.

Как всегда сам разрабатывал и делал мебель, интерьеры. Например, валун рассек на две неравные части, на герметик прикрепил стекло к большей нижней части, а сверху тоже на герметик посадил отсеченную верхушку. Получился журнальный столик: стекло, зажатое валуном. Покупные в доме только стулья, по дизайну подошли.

- Да некогда! Ну и мне интереснее процесс разработки проекта, строительства.

- Что ж так?

- Пользоваться менее интересно. Теперь я загорелся проектом четвертого дома - на Шарташе. Там зеленая зона, почти парковая. Меня жутко раздражает в городе непролазная грязь и когда пакеты выкидывают тебе под окна.

- А пользоваться красотой?

- Те два дома продам, наверное. Или не продам.

- Кто же будет сидеть на диване в Верхней Сысерти и смотреть в окно на сосны?

- Сначала проработал девять месяцев в Екатеринбурге в Гражданпроекте. Там главное было приходить и уходить вовремя, а работать было не главное. Однажды утром я положил свою гантель на чертежи, ушел и больше не вернулся. Мне предложили работать на севере Тюменской области, в Нефтеюганске. Но прежде мы с областным архитектором почемуто заехали в Сургут. Он сказал: ладно, здесь тоже нет архитектора, оставайся. Там я проработал три года. Оказалось - бег на месте.

Предпринимательподпольщик- Вы были в Сургуте главным архитектором сразу после института?

- Сколько лет вы на рынке?

Я должен был как главный архитектор соблюдать генплан города. А цель любого подрядчика - сделать не по генплану. Ехали в Тюмень, в Москву и согласовывали изменение генплана, минуя меня. Мне надоело, и я вернулся в Екатеринбург.

- И оргструктуры не было?

- С конца 80х. До того лет десять частным образом делал интерьеры кафе и ресторанов. Потому что в совке архитекторам не разрешалось строить индивидуальные дома. Против меня в середине 80х при Андропове, тогда велась борьба с нетрудовыми доходами, собирались возбудить хоть какое-то уголовное дело: за запрещенное тогда предпринимательство меня нужно было как-то посадить. Восьми проверявшим меня следователям достаточно было найти 500 рублей, которые я будто бы незаконно получил. Но я, к их огорчению, ни с кого денег не брал как предприниматель. Я получал деньги за эскизный проект, за рабочие чертежи, за светильники и прочие. Хотя обороты у меня были по 100 - 150 тыс. рублей в год, столько мы осваивали.

У меня одновременно работало 40 - 60 человек на трехчетырех объектах. Заключал договор, подписывался под калькуляцией. Потом - в актах приемки работ. Нес финансовую ответственность за объект. В начале 90х коммунистов убрали: пожалуйста, строй коттеджи. И я начал строить.

- Никакой. Я сам делал эскизный проект, заказчик смотрел и говорил: оплатим проект и рабочих, когда это будет все в натуре. И я набирал под эти условия студентов, преподавателей, кандидатов наук.

- А зачем она нужна? Я никем не руковожу. Работаем с дочерью, в силу опыта достаточно быстро. Если кто-то делает эскизный проект месяц-два, то я - максимум за десять дней. Производительность - четыре проекта в месяц. Пару дней трачу на идею, как скомпоновать дом. Чаще всего идеи рождаются, когда смотришь на участок. Стараюсь идти от внутренних ощущений. Так родилась идея домакорабля, выплывающего из сада. Я подумал: справа сад, слева сад, впереди водоем. Люди будут приезжать сюда с севера на отдых, много находиться на воздухе. Значит, должно быть по максимуму открытых площадокпалуб, которые дают обзор, эксплуатируемых террас.

- А почему не создали свою фирму?

- Хозяин фирмы Вольф приезжал в Екатеринбург, когда я делал рестораны и кафе, удивился разносторонности моих возможностей, пригласил меня с семьей работать в Австрию. У него уже работали несколько техниковиностранцев, которые корректировали готовые проекты: тут прибавить зимний сад, тут дополнительное окно. Это и меня ожидало. Вольф собирался разработать универсальный дом, который можно было строить и на севере, и на юге. Я ему свою точку зрения изложил: тупиковый, говорю, вариант. Но его интересовали не мои идеи, а моя продуктивность: чтобы утром он выдавал установки, а я ему к обеду - планировки. Он оплачивал мое проживание, еще какие-то деньги платил. Проработал я так три года.

- Что вы в Австрии делали?

К тому же я не был голодным россиянином, осчастливленным Вольфом. У меня на родине был хороший дом, возможность путешествовать. Мне было что терять. К тому же я всю жизнь бился за свободу, за возможность не иметь начальства, работать самостоятельно. Мой главный принцип: интересно - значит, делаю.

Но тут в России появилась возможность заработать больше, чем платил Вольф. Гонения на предпринимателей кончились.

Создайте свой мир- Вы самый дорогой архитектор в Екатеринбурге?

Я Вольфу предложил: полдня работаю на фирме, полдня - на частных заказах. Он сказал: нет, 75% времени работаешь на меня. И я уехал.

- Заказчики мечутся по рынку в поисках своего архитектора?

- Думаю, нет. Потому что когда разработку проектов выполняют компании, выходит в несколько раз дороже, хотя непосредственный исполнитель там получает меньше одной десятой от суммы. Проверено не раз.

Я у двух разных клиентов видел один и тот же типовой проект, достаточно убогий: оба просили меня его подкорректировать. Многие приходят консультироваться - вот, нашли проект, как он вам? Я, как правило, ничего не критикую: критика - неблагодарное дело.

- Многие ищут проекты в интернете.

- Нет. У меня своя ниша. Мои клиенты - не те люди, которых устраивают типовые проекты, им хочется выразить свою индивидуальность. Работаю с заказчиками, которые могут себе 300 метров позволить, не считая каждый рубль, но хотят иметь достаточно экономичные дома.

- Ощущаете конкуренцию?

Вот приходит человек, мы с ним поговорим часа два. Через 4 - 5 часов я уже какуюто схему себе набросаю. Через неделю вычерчу фасады, планы, разрезы, через десять дней готов макет. Все быстро, безо всяких согласований. Все в радость - и мне, и тому, кому делаю: он находит воплощение своим мечтам и представлениям, я - идеям.

Вообще-то формально есть конкуренция. Молодые ребята, только институт закончили, просят 600 - 700 рублей за кв. метр проекта интерьера. Я беру меньше. Многие больше меня на интерьерах зарабатывают, но я делаю только то, что мне интересно - дома проектирую.

- Не совсем минималистские интерьеры, но ближе к скупым. Мне близки интерьеры японские.

- Как определить стиль ваших проектов?

- Я прихожу на участок и смотрю, что я бы хотел видеть из окон. Это определяет, где я сделаю гостиную и прочее. А вид из окна определит интерьер. Представьте: светит солнце, снег искрится, заснеженные хвойники стоят. Это такая роскошь, вы ее не видите из окон городских домов. Только кусок затоптанного двора. А за городом эту роскошь можно иметь с подсветкой вечером. Стремление к ней должно быть принципом проектирования. Нужно создавать свой мир. Не все еще это поняли.

- Ваше творческое кредо - архитектура изнутри. Как это?

- Тогда я должен его создать. Если невозможно снаружи, я сделаю красивый внутренний дворик и выведу туда окна.

- А если нет никакого вида?


Олег Шока


Доплнительные материалы:

По его проектам построены:

Архитектор, дизайнер. В 1968 году закончил Уральский филиал Московского архитектурного института. 1969 - 1971 - главный архитектор Сургута, 1972 - 1974 - преподаватель Свердловского архитектурного института (сейчас УГАХА).

- жилые дома в 1989 - 1991

- радиотелецентр «Тюменьтрансгаза» (Югорск); индивидуальные

Творческое кредо - архитектура изнутри; комфортная среда обитания, созданная техническими средствами.

в Австрии для компании Вольф Систем, а также десятки индивидуальных жилых домов в Уральском регионе; выполнен дизайн ресторанов «Уральские пельмени», «Тбилиси», «Рига», кафе «Театральное» в Екатеринбурге.


Проблемы с теленезависимостьюВ Ижевске из-за ограниченности частотного ресурса в телеэфире вещают 14 национальных и сетевых телеканалов. Нет ни одной местной компании с полностью собственным программированием, все - партнеры сетей. «Звезда», Rambler и MTV есть только в кабеле. Местная власть доносит до горожан официальную информацию через ГТРК «Удмуртия» и телекомпанию «Моя Удмуртия» - партнера РенТВ.

Анализ рынка СМИ крупных городов Урала на основе данных TNS Gallup Media продолжает публикация, посвященная специфике аудитории Ижевска. (Предыдущие исследования см. в «Э-У»: рынок Екатеринбурга -«Говорит и показывает», № 36 от 02.10.06; рынок Перми - «В условиях малой видимости», № 47 от 18.12.06; рынок Челябинска - «Никому не кабельность», № 7 от 19.02.07; рынок Уфы - «Город каналов», № 17 от 07.05.07).

На ижевском рекламном телерынке присутствуют несколько продавцов. СТСИжевск, РенТВ/Моя Удмуртия, Домашний/Арсенал, ТВ3/Альва продают рекламу на своих каналах самостоятельно. Ресурсы «Первого канала» и «России» до 2006 года реализовывал оператор, сегодня работают филиалы и «Видео Интернешнл Тренд» («Первый», «Россия», «Спорт», ДТВ), и «Алькасара» (НТВ, ТНТ).

Работают два крупных оператора кабельного ТВ - «Гарант» и «Марк ТВ», причем первый ретранслирует только эфирные каналы, не расширяя список предложения. Появившийся в мае 2006 года Эр-Телеком с брендом «ДиванТВ» начал активную экспансию на рынок услуг платного ТВ и широкополосного доступа в интернет. Планы компании грандиозны - сеть на 150 тыс. квартир, покрывающая большую часть столицы Удмуртии (около 70% от числа жителей города).

С ноября 2006 года в Ижевске наблюдается необычное для России явление: мужчины смотрят телевизор больше женщин. Предпочтения разные: у сильного пола - «Первый», кабельные каналы, НТВ; у слабого - «Первый», ТНТ, «Россия» (ситуация в мае). В целом вкусы ижевчан и среднего российского горожанина не совпадают: в стране доли «Первого» и «России» существенно выше, а НТВ, СТС и ТНТ не имеют настолько равного размера аудитории.

Объем телесмотрения растет. Это не связано с увеличением технического проникновения, просто люди проводят перед ТВ все больше времени. С января по май средний житель города смотрел телевизор 218 минут в день в 2005 году, 231 минуту - в 2006м, 242 - в 2007м.

СТС, ТНТ, НТВ и кабельные каналы идут плотной группой. Периодически они меняются местами в таблице, но связано это не с особенными успехами в программировании сетки каналов, а прежде всего - с сезонностью телесмотрения разных целевых аудиторий.

Каналы-лидеры с начала года теряют в Ижевске зрителей. Это объясняется уменьшением среднесуточного охвата (в мае по сравнению с январем - на одну пятую): при почти 100процентной технической возможности приема зритель реже переключается на «Первый» или «Россию» в течение дня, что сразу сказывается на рейтинге этих каналов.

Под прессом объявленийПо данным разных источников (Атласа российских СМИ, проекта National Readership Survey, мониторинга интернета), на рынке печатной продукции Ижевска представлено около 60 изданий. Местные газеты «Удмуртская правда» и «Известия Удмуртской республики» выходят 3 - 4 раза в неделю заявленным тиражом 11 - 12 тысяч, бизнесиздания, такие как «Бизнес Удмуртии», - ежемесячно в количестве 5 тыс. экземпляров. Газеты объявлений декларируют тираж по 100 - 150 тысяч экземпляров и распространение в «каждый почтовый ящик».

«Спорт» в Ижевске смотрят примерно в два раза больше, чем в стране. Виды состязаний, привлекающих внимание горожан, типичны: биатлон, хоккей и футбол. При этом трансляция 11 февраля 2007 года чемпионата мира по биатлону (самая рейтинговая передача «Спорта» в этом году) имела национальный рейтинг 3,3, а в столице Удмуртии - 8.

С 2004 года самыми читаемыми среди всех печатных изданий являются бесплатная цветная газета рекламных объявлений «ЛидерПочта» и телегид «Антенна/Телесемь». Газеты объявлений имеют большую аудиторию. Так «Шанс + успех» за период с 2003 по 2006 год увеличил количество читателей с 4 до 24% жителей города, а у «ЛидерПочты» не бывает менее 20%.

Исследование National Readership Survey, проведенное нашей компанией в декабре 2005 - октябре 2006 года, показало, что лидером среди ежедневных изданий является «Комсомольская правда»: в среднем около 2,2% горожан в возрасте от 16 лет читают каждый номер. Но говорить о существенном ее преимуществе над конкурентами нельзя. Тем более что за последние четыре года аудитория ежедневных газет в городе уменьшилась вдвое.

До 2005 года список станций с наибольшей аудиторией был неизменен: «Русское радио», «Европа Плюс» и «Радио России» менялись местами, но оставались на вершине. DFM (Динамит FM) «взорвал» рынок, став первым сразу после появления. Сейчас он закрепился среди лидеров, вытеснив «Радио России»: это существенное отличие радиоаудитории города от общероссийской.

Взрывоопасный «Динамит»В рамках проекта Radio Index наша компания в 2006 году измерила аудиторию 14 станций в УКВ и FMдиапазоне радиоэфира, а также проводного радио. Количество станций по сравнению с другими регионами невелико, и не меняется последние два года. Из национальных вещателей в городе нет «Радио Шансон», Радио 7, Хит FM, Love Radio. Единственный коммерческий проект с самостоятельным программированием эфира «Радио Адам» существует с 1999 года.

На примере появления радио DFM можно утверждать: если на радиорынок выйдут новые национальные игроки, это поменяет расклад и предпочтения аудитории. Приход Эр-Телекома подстегнет построение сетей кабельного ТВ, цена таких услуг начнет падать, а количество каналов расти. Как следствие, аудитория неэфирных каналов в ближайшем будущем достигнет таких размеров, что рекламодатели уже не смогут игнорировать ее в своих медиапланах.

Мужчины и женщины слушают радио в Ижевске одинаково - около 60% в течение дня включают какуюлибо радиостанцию. Есть только четыре вещателя, которые имеют существенные различия в структуре аудитории: «Авторадио» и «Эхо Москвы» - более мужские, а «Радио России» (вместе с ГТРК) и «Моя Удмуртия» - скорее женские. «Радио Адам», заявляющее об ориентации на сильный пол, на самом деле немного больше слушают представительницы пола слабого.

Бытовая заЩИТа
Рынок наружной рекламы в Ижевске бурно развивается. Это не дает подняться официальным расценкам на размещение, за год они почти не изменились


Дополнительные материалы:

Поглощений или слияний за год не произошло. Около 60% рынка принадлежит трем компаниям: REMASCITY (сеть Gallery), «Новым рекламным технологиям» и ГАРАНТРЕГИ, и основные игроки плавно наращивают количество носителей. Остальные операторы предлагают рекламодателям от одной до 40 поверхностей.

Превалирующий формат наружной рекламы - щиты 3 х 6 (80% всех конструкций): в мае 2006 года их стояло 884, через год - 1245, а в апреле 2007 года насчитывалось уже 1556 конструкций.

В топ-10 рекламодателей за первые четыре месяца этого года входят все мобильные операторы большой тройки, а также TELE 2: для него Ижевск - один из ключевых рынков. Видимо, место под рекламу услуг связи выкуплено на год вперед: расклад количества поверхностей по месяцам практически одинаков. Корпорация АСПЭК занимается продажей автомобилей и бензозаправками. Магазины бытовой техники и мебели заполняют остальные позиции топ-10.

В 2006 году одной из основных товарных категорий в наружной рекламе был «Табак и курительные принадлежности»: это показывают предыдущие обзоры состояния рынков Уральского региона. Однако согласно новому закону о рекламе, с 1 января 2007 года такая реклама на улице запрещена. В итоге абсолютное лидерство приобрела категория «Бытовые услуги и сервис» (автосервисы, парикмахерские, химчистки и т.д.), активно рекламируются магазины бытовой техники и мебели. На шестом месте - реклама СМИ, основу которой составляет неэфирный промоушн телеканалов. С сентября 2006 года не менее 40 щитов содержит информацию о телепрограммах.



Как и многое в последнее время, идея пришла с Запада. «Культурная столица Европы» на целый год объявляет тот или иной город культурным центром, привлекая внимание к вековым традициям конкретного региона. Старушка Европа с достоинством напоминает миру, где зародилась современная цивилизация и кто хранитель вечных ценностей. У нас перенятое зачастую осмысливается на свой лад. Проект «Культурная столица Поволжья», прошедший уже в нескольких российских городах, тому подтверждение.


- Анатолий Долматов


Поздней осенью в Перми подводили предварительные итоги, оставив на декабрьское послесловие фестиваль «Джаз-лихорадка» и мировую премьеру мюзикла «Доктор Живаго» в Пермской драме. Трехдневный марафон культурных событий включал огромное количество акций, а в органном зале филармонии состоялся творческий вечер с награждением авторов лучших проектов. Концерт транслировали в прямом эфире по одному из местных каналов и в режиме online в интернете. Праздник завершился символической акцией «Ночь посланий»: всем желающим на специальных открытках предлагалось написать послание в будущее, потом их красиво запаковали и под музыку и фейерверк отправили «в космос». Единственным «озвучившим» желание стал глава Перми Игорь Шубин, на пресс-конференции он заявил: «Хочу, чтобы наш город действительно стал столичным».

1 января 2006го на целый год этим званием наградили столицу Пермского края. В Перми к идее отнеслись со всей серьезностью: в течение года предстояло реализовать более сотни масштабных проектов, в том числе международного значения. Жанры - практически все: спектакли, выставки, форумы, концерты, смотры, фестивали, массовые празднества, конкурсы. Многие фестивали проведены впервые: университетский «Пермь - Европа», этнофутуристический «Камва», кинофестиваль N.I.C.E., международный органный… Наконецто доплыл до Перми международный фестиваль анимационного кино «КРОК2006», традиционно проводимый на борту теплохода. Чтото получило новый импульс: всероссийский «ROCKLINE», фестиваль воздухоплавателей «Небесная ярмарка Урала», праздник кузнечного мастерства «Огни Гефеста». Возникли инновационные творческие направления: малая архитектура, передвижные выставки, мультимедийные инсталляции. В документальном кино, театральных постановках, концертных программах столица Прикамья вспоминала знаменитые имена, причастные к краю, такие как святитель Стефан Великопермский, импресарио Сергей Дягилев, Борис Пастернак, запечатлевший в «Докторе Живаго» Пермь в облике города Юрятина, писатель Михаил Осоргин, высланный из России на «пароходе философов», композитор Генрих Терпиловский…

Так считает и министр культуры и молодежной политики правительства Пермского края Олег Ощепков.

Что ж, при ближайшем рассмотрении проект «Культурная столица Поволжья» действительно поражает столичным размахом и при этом удивительной человечностью, свойственной только российской периферии. Конкурсная составляющая и финансовый интерес не разобщили людей. Объединение личностей, консолидация сил, диалог разнонаправленных интересов - вероятно, в этом главный пафос случившегося.

- Олег Евгеньевич, как возникла идея проекта «Культурная столица» и кто автор его пермской версии?

В движеньи жизнь
Олег Ощепков: «Мы должны с помощью инструментов культурной политики информировать сообщество о том, что мы открыты к диалогу, мы - не глушь, не провинция, мы - активный столичный город»

- Насколько движение инициировано снизу, а насколько - сверху?

- Решение о том, что в 2006м Пермь будет культурной столицей, было принято два года назад. Это продукт коллективного творчества, работа Территориального совета, в который входят 25 человек - представители власти, бизнеса, проектные менеджеры. Многое привнесла куратор Анна Гор: с ее помощью подобные акции проведены в Ульяновске и Дмитровграде.

- Каков бюджет проекта, есть конкретная цифра?

- Движение происходит на встречных полосах. Инициатива принадлежит нам, власти, нашей задачей было консолидировать бюджет и объединить людей, которые стали бы «локомотивом» проекта. Благодаря конкурсу социально-культурных проектов мы хотели увидеть новые силы, новых людей, дать им деньги, теорию, площадки и получить новые группы, которые станут самостоятельными в проектном творчестве.

- Кто искал средства для реализации проекта?

- Шесть миллионов рублей, выделенных на 25 масштабных проектов, победивших в конкурсе: три - из краевого бюджета, два дал городской, один - привлеченные средства.

- Даже Нижний Новгород, который тоже числится в «культурных столицах»?

- Мы сами и проектанты. В условиях конкурса было оговорено, что 25% финансирования - привлеченные средства, и все справлялись. А вообще можно говорить о десятках миллионов рублей привлеченных средств, ими профинансировано около сотни проектов. На мой взгляд, это беспрецедентная кампания, ни одна другая «культурная столица» таким объемом средств похвастать не могла.

- Почему именно в Перми власть заинтересовалась этим проектом и что она хотела бы получить в итоге?

-Там интерес власти к этому гораздо ниж, чем у нас. И цифры бюджета меньше, и количество проектов.
Все сундуки фламандских богачей

- Очевидно, для этих целей вы еженедельно проводите встречи-презентации в кафе «Валида»?

- Нам показалось, что это хорошая платформа для консолидации наших усилий: власти, бизнеса и гражданского общества. Мы выделяем деньги под социально значимые проекты в самых разных областях: это театры, малые архитектурные формы, социальные практики, молодежное движение, мода, кино… Дается финансовый старт, мы показываем вектор усилий, а проектное сообщество, сознавая, что есть системный интерес, точно так же, на системной основе, начинает отвечать нам взаимностью. Так в рамках длинного годового проекта мы смогли привлечь бизнеспартнеров. Мы не говорили: дайте деньги на благотворительные проекты. Мы говорили иначе: есть десятки проектов, в том числе международного статуса, у каждого из них очень серьезная аудитория потребления, эти аудитории могут быть интересны вашим торговым маркам. И предложили обширную программу паблисити для тех, кто стал нашими партнерами, а среди наших стратегических партнеров компании Лукойл и Utel.

Я хочу, чтобы и после завершения проекта привычка к этим встречам осталась.

- Это регулярные, с начала апреля, встречи власти, бизнеса, массмедиа (20 изданий и телеканалов) и проектных менеджеров. Менеджеры представляют ближайшие проекты, таким образом, начиная их PRсопровождение. За чашкой хорошего кофе происходит неформальное общение, все получают максимум удовольствия. Мы же имеем еще одну коммуникационную площадку для выстраивания диалога.

- Мы задались целью трансформировать нашу окружающую среду. Например, для Европы это норма, когда в поездах или электричках транслируется классика или «правильная» современная музыка. Мы решили сделать это впервые: несколько трамваев одеть в цвета культурной столицы, одни назвать «Городклассика», другие - «Городджаз». На открытии в них звучала живая музыка, а потом уже трансляции.

Ехали медведи
- Как горожане могли заметить возросшую интенсивность культурной жизни в Перми?

У нас в гербе тоже есть мишка, и мы захотели сделать нашего медведя элементом городской среды.

Точно так же разглядели потрясающую идею Берлина: его символ, медведь, представлен в различных вариантах - от сантиметрового до полутораметрового, там возникла целая сувенирная индустрия.

- Поверьте, эти мишки совершенно не походили на медведей «Единой России»…

- Вам не говорили, что это «Единая Россия» проводит рекламную акцию?

В рамках «Культурной столицы» возник и памятник «Пермяк - соленое ухо». Он очень живой, отличается от традиционных: есть уши, но нет головы - необходимо ваше участие. Такой «интерактивный» памятник… Провели конкурс на памятник водопроводчику, тоже очень весело.
Вниз по лестнице, ведущей вверх


Я хотел бы, чтобы у этого проекта была дальнейшая жизнь, вторая часть его - международная. Есть города, где в гербах тоже медведи, можно наладить «творческий обмен».

- Да, мы серьезно думаем над 2007 годом. В этом году - уже все получилось. Возникли инициативы, у истоков которых - наш замечательный коллектив «КВНПарма». Идея такова: Пермский край - территория рекордов. Поэтому мы водим самые большие хороводы, сажаем самое большое количество деревьев, у нас больше всего людей участвует в субботнике, у нас же - самый массовый поцелуй на площади. Каждый из этих проектов - попытка консолидировать общество, подвинуть на очень теплые, эмоциональные поступки, нужные городу. Наша цель - расширить круг людей, интегрированных в эти процессы.

- Как считаете, творческий дух останется?

Дополнительные материалы:

- Общее число культурных акций - 150

Факты
- Всего в течение года реализуется 53 базовых проекта, включая традиционные, новые и грантовые, еще около десятка появилось в ходе проведения программы

- В Перми побывало около 300 зарубежных гостей, для работы с иностранными партнерами открыто представительство программы в Берлине

- В качестве участников и зрителей в программе приняло участие более 100 тысяч жителей и гостей Перми

Пять уроков проекта «Культурная столица»
- Отрабатываются новые технологии в сфере культуры: взаимодействие власти, бизнеса и гражданского общества


- Консолидированный бюджет превысил 60 млн рублей

- Бизнес охотно идет на сотрудничество, реагируя на альянс власти, культуры и активных массмедиа

- Культуртрегеры меняют выжидательнопросительное положение на активную позицию, авторы идей становятся проектными менеджерами

- В соревновании проектов равные шансы возникают как у признанных, академических жанров, так и у новейших, актуальных видов творчества

- Общество из роли пассивного потребителя культуры смещается в сферу интерактивности, сотворчества

Способность жить в огромном предложении возможностей - это и есть качество столичной жизни, считает куратор проекта «Культурная столица» Анна Гор:

Все только начинается
Анна Гор

Подготовила Лариса Барыкина

- Главное ощущение от проекта: все только начинается. Механизм запущен, и многое зависит от того, как он разовьется. «Культурная столица» - это метафора, образ, к которому нужно стремиться, его не нужно понимать с полной и окончательной серьезностью. В дни осеннего культурного марафона меня порадовала фраза, услышанная не один раз: так много всего происходит, что невозможно выбрать. Ведь что такое столица? Это множественный выбор, возможности, которые каждый использует так, как считает нужным. Научиться жить в огромном предложении возможностей - это и есть качество столичного жителя и столичной культуры. Так вы сами формируете свои критерии, оценки, вкусы. Человек в такой ситуации развивается как личность, а не это ли основная цель культуры?

Георгий Исаакян

По газонам не ходить

- Когда культурными столицами назначали территории, не известные с точки зрения культурной инфраструктуры, целью было - придать им импульс к развитию, и тому есть примеры. Когда культурной столицей стала Пермь, это было скорее признание некоего факта жизни, желание зафиксировать особое положение Перми на культурной карте страны. По количеству инициатив снизу, по интенсивному отбору проектов абсолютно ясно, что программа пытается «срастить» культурную территорию. После 15 лет «выжигания» культуры во всей стране сохранились только островки, тела не осталось. Если ситуацию сравнить с газоном, то на нем огромные проплешины и прогалины, вытоптанные, выжженные… Все это надо восстанавливать.

«Культурная столица» сращивает российское пространство, убежден художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета Георгий Исаакян:


Подготовила Лариса Барыкина

Новое время заставляет жить и работать поновому, в новой структуре общества искать новые типы связей, новые способы воздействия разных частей социума друг на друга. Если человек не идет к искусству, оно само должно выходить на улицы, оказываться в витринах магазинов, настигать вас в самых неожиданных местах, чтобы напомнить, что оно есть. Не знаю, можно ли растянуть это на долгие годы, но «Культурная столица» - красивая акция.


Сергей Тетерин


Удивлять или удивляться
Эксперименты подскажут, способна ли Пермь производить культурные инновации или она только их потребитель, полагает медиахудожник Сергей Тетерин:

Подготовила Лариса Барыкина

- Возникла поразительная ситуация, которая поставила все с ног на голову. Например, в финансовом отношении. Я свободный, независимый художник, который всегда жил скромно и испытывал недостаток средств. А в последние полгода… Нет, речь не идет о безумных деньгах, просто все это время я имел работу, делал одну или две выставки в неделю: представляете, какой это объем? Мне больно думать, что все это может закончиться. Конечно, Пермь поставила большой культурный эксперимент, деньги здесь есть, это богатый ресурсами край: нефть, газ… Пермь живет в чем-то богаче Петербурга. Но у нас привыкли тратить на традиционное, консервативное, а сейчас вдруг повернулись к инновациям в культуре, к современному искусству. Когда весной все только начиналось, я смотрел критично, многое было непонятно: где чья ответственность, как будет происходить взаимодействие с властями, грантодателями? После западных фондов все это казалось неуклюжим, неправильным. Но сейчас, когда так «прозвучали» 25 - 30 проектов, город взбудоражен. Если будет продолжение, возникнет среда, которая научится не только удивляться, но и оценивать: что хорошо, что плохо. А пока Пермь находится в состоянии удивления: мы поражены, мы такого никогда не видели! До сих пор культурной «сцены» в Перми не было. Возможно, у нас какой-то свой путь. Как художник я должен быть адекватен обществу, в котором нахожусь, нет смысла тупо проецировать на Пермь образцы Вены или Берлина. Важнее понять, в чем душа этого города. Может, мы потребители культуры, а не производители? Программа «Культурная столица» подняла из маргинальных глубин много интересных имен, надеюсь, это не пропадет даром.


Юлия Баталина


Полдела сделано
«Культурная столица» расшевелила пермяков, но не продвинула Пермь во всероссийском информационном пространстве, подчеркивает Юлия Баталина, заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон», член территориального совета программы «Культурная столица Поволжья»:



Программа «Пермь - культурная столица Поволжья» имела две цели. Во-первых, разнообразить культурную жизнь самой Перми, обогатить ее новыми формами, вовлечь в культурный процесс возможно большее число жителей. Во-вторых, «продвинуть» Пермь в информационном пространстве России, повысить узнаваемость, создать благоприятный имидж города, про который москвичи думают: «Это где-то в Сибири, и там сплошные концлагеря». С первой задачей в целом справились, со второй - нет.Благодаря программе новый размах получили уже привычные мероприятия, фестивали и конкурсы. Если балетный конкурс «Арабеск», несмотря на лейбл «Культурной столицы», в целом не отличался от предыдущих, то фестиваль документального кино «Флаэртиана» прошел как никогда блестяще. Программа была понастоящему представительной, а жюри - не «бутафорское», приехали действительно мэтры документалистики. Произошли и совершенно новые события, имеющие шанс стать «цикловыми»: фестиваль этнофутуризма «Камва», студенческий фестиваль «Пермь - Европа». Особенно важно, что программа поддержала те виды искусства, за которые в России никто никогда не платит: всевозможные виды городского пабликарта. Все лето в сквере Уральских добровольцев проходили перформансы, которые повергали в шок случайных прохожих. Отношение к ним было неоднозначное, но то, что городская среда стала разнообразнее - факт. Программа позволила «легализоваться» и развернуться в полную силу «непризнанным гениям» андеграунда, вроде Натальи Шостиной (фестиваль «Камва»). Отрабатывались новые формы взаимодействия со СМИ, наружной рекламы. Но на российском уровне пока это не сработало. Подготовила Лариса Барыкина


Вторым по темпам стал рынок программного обеспечения, выросший в 2,2 раза. Главный двигатель - спрос на системы комплексного управления предприятием (ERP) и управления отношений с клиентами (CRM). Причина - требования к открытости бизнеспроцессов крупнейших компаний, активизирующих деятельность на финансовых рынках (см. «Хочу отличаться»).

В 2006 году объем Урало-Западносибирского рынка ИТ (рассматривались сегменты производства оборудования, программного обеспечения и услуг) увеличился на 36% против 30% в 2005м и приблизился к отметке в 1,4 млрд долларов. Темп роста - выше среднероссийского (30,4%).
Динамика привлекла в регион московских игроков: федеральные участники рейтинга увеличили совокупную выручку на Урале на 41%. В первую очередь инорегионалов интересовали сегменты системной интеграции и консалтинга: резкое увеличение их присутствия сделали их самыми динамичными в сфере ИТуслуг - рост в 2,6 и 3 раза соответственно (см. «Только для взрослых»).

Дальнейшее развитие многие компании связывают с увеличением доли услуг в общем объеме выручки. Крупные заказчики стремятся получать их в комплексе, включая поддержку ИТрешений на условиях аутсорсинга. Это в числе прочих факторов простимулирует консолидацию рынка. Объемы ИТпроектов (опять же за счет комплексности) будут увеличиваться, количество игроков - сокращаться.

А вот сегмент производства и дистрибуции ИТоборудования тормозит: прирост 13,5% против 20 - 25% в 2005 году. Причина - насыщение спроса на традиционную компьютерную технику. Это вынуждает компании увеличить долю нового оборудования в общем объеме производства (см. «Не входить! Идет конкуренция»).

Структура заказчиков вряд ли претерпит заметные изменения, за исключением одного: опережающими темпами будет расти спрос на ИТ со стороны муниципальных и государственных органов и соответственно их доля в портфеле заказов ИТкомпаний.



Главная страница / Опережения рынка