Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

Бумага из железа

Цены и арендные ставки на объекты коммерческой недвижимости в большей части крупнейших городов Урала росли на протяжении года одинаково. Выделяются на общем фоне Уфа и Челябинск

Динамика. Практически весь 2006 год цены на рынке коммерческой недвижимости в пяти крупнейших городах Большого Урала (Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Тюмени, Уфе) - росли умеренными темпами. Прирост стоимости квадратного метра в Екатеринбурге, Перми и Тюмени по отношению к началу текущего года в среднем составил 14 - 17%.

В сегментах торговой и офисной недвижимости помещения подорожали на 26%, склады - на 12% в среднем по городам региона. Больше всего цены выросли на торговые объекты в центре Тюмени и склады в районах, приближенных к центру Перми (по 23%), а также офисы на окраинах Екатеринбурга (29%).

Наибольшую динамику в цене предложения коммерческой недвижимости демонстрирует Челябинск. Среднее значение текущей цены предложения торговых объектов по городу - 55 тыс. рублей за квадратный метр: это на 34% больше, чем в первом квартале текущего года. Стоимость квадратного метра офисной недвижимости в среднем по Челябинску выросла на 41%. «Стабильно цены тянут вверх объекты на центральном проспекте города. В этом году стоимость квадратного метра на хорошие помещения утвердилась в размере 100 - 130 тыс. рублей. Подъем цен на окраинах - естественный процесс саморегуляции рынка после “летней спячки”», - отмечает эксперт агентства недвижимости «Компаньон» (Челябинск) Станислав Ахмедзянов.

Изменение цены покупки коммерческой недвижимости в областных центрах Урала, за исключением Челябинска, было одинаково. По районам: в центре - 13%, поблизости от центра - 16%, на окраинах - 11%.

Арендные ставки на все виды коммерческой недвижимости по отношению к началу года в Екатеринбурге, Перми и Тюмени сохранили умеренный темп 12 - 18%. Наименьшему росту подвержены офисные и складские объекты в Екатеринбурге (в среднем на 8%). Цена аренды в Уфе существенно упала как по торговой, так и офисной недвижимости - в среднем на 14,5%. «Снижение произошло преимущественно изза объектов, расположенных на тех окраинах, куда сложно добраться. В большинстве случаев там располагаются компании, работающие с юридическими лицами, например, металлотрейдеры», - комментирует ситуацию руководитель информационно-аналитического отдела Единой информационной службы по недвижимости «Азимут» (Уфа) Ильнур Харисов.

Условия ведения бизнеса. Наиболее привлекательные условия для покупки торговых помещений сложились в Челябинске и Уфе: индексы выкупа, рассчитанные как соотношение цены и годовой арендной ставки (см. таблицу «Индекс выкупа»), в среднем составили всего 3,8 и 3,9 соответственно. Арендовать офисную недвижимость выгоднее всего в Перми, складскую - в Екатеринбурге, Тюмени и Челябинске.

Среднее соотношение цены покупки/аренды объектов недвижимости в центральном районе города к объектам, расположенным на окраинах, дает представление о степени сбалансированности деловой инфраструктуры. Идеальное значение, равное единице, показывает равномерное развитие инфраструктуры (см. таблицу «Сбалансированность инфраструктуры города»). Наиболее сбалансированы районы по покупке торговой и офисной недвижимости в Уфе, по складам - в Тюмени. Высокая дифференциация цены по складам отмечена в Екатеринбурге: в центре города она вдвое выше, чем на окраине. Серьезный спрос на качественные объекты в центральных районах города приводит к значительной диспропорции на рынке аренды торговой недвижимости практически во всех крупнейших городах Урала. Максимальное отклонение цен - более чем втрое - в Тюмени и Челябинске.

Подготовила Евгения Савина, аналитический центр «Эксперт Урал»


Студийная инвентаризацияЧтобы понять, в каком состоянии пребывает кинопроцесс региона, Уральское отделение Союза кинематографистов России провело конференцию, на которую пригласило представителей всех местных студий. Это раньше (но как давно!) существовала однаединственная Свердловская киностудия: прославленная «Угрюм-рекой» и «Приваловскими миллионами», выпускавшая в пиковые времена по десять фильмов в год, включая сериалы. Ныне на конференции засветились девять кинокомпаний из Екатеринбурга и одна из Перми. Всего, по подсчетам специалистов, в столице Урала на момент «киноинвентаризации» действовало 16 - 18 студий.

Есть ли современное уральское кино? Варианты ответов: раньше было, а сейчас нет; есть; пока только возрождается. Предлагаю выбрать свой вариант. Затем прочитать материал и вновь дать ответ.

«Ур-Ал» - с Владимиром Макеранцем, председателем местного отделения Союза кинематографистов. Пермский «Новый курс» - это прежде всего режиссер Павел Печенкин, а «29 февраля» - наша новейшая знаменитость победитель Венецианского фестиваля Алексей Федорченко.

Некоторые из них связаны со Свердловской киностудией родственными отношениями. «Афильм» начинал как объединение анимационных фильмов при киностудии, потом стал ее дочерним предприятием, наконец самостоятельным ООО. Подобный путь прошел и «Урал-фильм». Большинство студий - «именные», ориентированы на личность, известную в киномире региона. Например, кинокомпания «Снега» ассоциируется с Георгием Негашевым, бывшим директором Свердловской киностудии.

Приобретением или утратой можно считать размножение студий, рассредоточение сил? На конференции прозвучал анекдот: отчитывается в Туле секретарь местной ячейки союза писателей: «Наша писательская организация так выросла! Теперь у нас сто писателей, а был всего один - Лев Толстой». Однозначным плюсом расценивается маневренность небольших компаний. «Теперь легче, не надо проходить 153 согласования», - говорит директор «Афильма» Валентина Хижнякова. Есть возможность сравнения и выбора для потенциальных инвесторов. Но раздаются и ностальгические стенания: мол, новые студии - лишь обломки большого корабля. Пресловутый худсовет нередко поминают добрым словом: не цензуру, конечно, а общение коллег, разговоры, которые ничего не решали, но создавали творческую атмосферу. Громко слышен плач по шедеврам, которых нет. «В многоцветном, разнонаправленном кинопроцессе региона сегодня очень мало картин, которые запоминаются», - оценивает ситуацию литературный и кинокритик Валентин Лукьянин.

А что же прародитель? Бывший монополист существует сегодня как группа компаний «Страна - Свердловская киностудия», куда входят кинофабрика, оказывающая технологические услуги (оборудование, павильоны, специалисты, которыми пользуются и другие студии), и кинокомпания, занимающаяся непосредственно производством фильмов; прокатная группа; Академия кинобизнеса. Собственных громких имен пока не наработано (возможно, это впереди, ведь именно здесь сконцентрировалась молодежь), зато активно привлекаются российские знаменитости.

Показать - не показатьВозможно, для когото неожиданность, но даже простой перечень фильмов «made in Ekaterinburg» за последний год может занять немало места. Ограничусь главным. Сейчас на Свердловской киностудии снимается полнометражный художественный фильм «У ангелов есть крылья». Полностью готова первая часть (12 серий) милицейского сериала «Дело было в Гавриловке» (в ролях - Борис Щербаков, Алиса Гребенщикова, группа «Чайф»), только что начались съемки второй части. Стартует работа над 12серийной историкопатриотической лентой «Путь на Мангазею» совместно с компанией «Сибирфилм». Киностудия «29 февраля»: произведен игровой сериал «Похищение воробья», о котором московский критик Зоя Кошелева высказалась в превосходной степени («Если этим можно хоть частично заменить телевизионное мыло, это будет замечательно»), и художественный фильм «Железная дорога», рассчитанный на прокат в кинотеатрах. «Афильм»: закончена детская игровая картина «Крейк» о приключениях доисторического мальчика в современных условиях, сделано несколько анимационных картин. Готовится проект сериала для детей и фильма по произведению Владислава Крапивина. Три года назад организованная студия «Снега» тоже запускает в производство художественную ленту. Разными кинокомпаниями Урала произведено большое количество фильмов в неигровом жанре, он все более популярен. Картина «Давид» режиссера Алексея Федорченко Свердловской киностудии уже получила несколько международных призов.

В новой ситуации проявилось некое внутреннее противостояние: творцы старой закалки - и молодые менеджеры. Для первых во главе угла самовыражение автора, к слову «деньги» они относятся агрессивно; вторые придают приоритетное значение умению организовать процесс, от производства до распространения. Пока обе стороны не всегда слышат друг друга.

И вообще, что это за самое массовое из искусств, которое почти никто не видит? По названным картинам я постаралась добыть «потребительскую информацию».

Но где оно - это наше кино? Кто тот зритель, для которого оно создается?

Дистрибуция - это новое слово не то чтобы пугает, но вызывает раздражение у мэтров. «Ваши фильмы выйдут на Брайтон! Мы готовы помочь продвижению картин и на телеканалы, и на международные рынки», - заявляет во всеуслышание генеральный директор Свердловской киностудии Михаил Чурбанов. Его игнорируют. А ведь грамотно организованная дистрибуция, то есть распространение фильмов, это и есть путь к зрителю. Дистрибьюторскую службу имеет только группа компаний «Страна». Другие самостоятельно продажами не занимаются. «Афильм», например, находится в многолетних отношениях с московской фирмой, которая продает картины и по России, и за рубеж: язык анимации - международный.

«Дело было в Гавриловке» приобретено федеральным каналом ТВЦ и будет демонстрироваться на телеэкране в начале осени нынешнего года. «Похищение воробья» также куплено телевидением, готовится выпуск на DVD. «Железная дорога», по планам, осенью должна появиться в кинотеатрах страны. Мультфильмы потихоньку закупаются на ТВ, вот только идут они, в отличие от штампованных компьютерных «мыльных» мультиков, не в активное детское время, а поздно. Валентина Хижнякова: «Продать детский фильм очень трудно, по закону он не должен перебиваться рекламой, а значит, невыгоден». «Давид» демонстрировался по телевидению и даже стал победителем конкурса зрительских симпатий «Настоящее документальное кино на ТВЦ». Уральское кино есть, но его пока мало, оно растворяется в общем потоке.

Главным финансовым каналом для производства фильмов был и остается федеральный бюджет. Агентство по культуре и кинематографии финансирует около пятисот картин в год (включая документальные). На тендерной основе - настало время тендерного искусства: даже столы и ложки для декораций приобретаются после проведения конкурса. Работать с государством, по мнению многих продюсеров, не проще, чем с финансовыми структурами. Важно уметь грамотно представить проект. «Выбрасываются» лоты с определенными темами, кинокомпании выбирают подходящий, готовят заявку, экспертный совет ее анализирует. Так несколько лет назад государство выделило средства на съемку «Первых на Луне» - артхаусного кино, которое по определению не могло принести доход, но уже становится брендом уральского кинематографа.

Деньги откуда? Из бюджета, вестимоКогдато известный уральский драматург Геннадий Бокарев сказал: будут деньги - будет и кино. Дмитрий Воробьев, продюсер кинокомпании «29 февраля», добавляет: будет творческая личность - будут и деньги. У «29 февраля» есть Алексей Федорченко; под него дают деньги. Кто?

Промышленные предприятия в основном делают заказы на презентационные ленты и пока нечасто рассматривают кино как бизнес: риски высоки. Да и большинство уральских кинопроизводителей признаются: возврата вложенных денег почти нет.

Появились новые источники - бюджеты регионов. Студия «29 февраля» получила средства на съемку сериала «Похищение воробья» от правительства Москвы через кинокомпанию Сергея Жигунова «Пеликан». Результат понравился, и следующий проект - художественный сериал с рабочим названием «Капитан» - предполагает финансирование по тем же каналам. Несколько фильмов снимается на деньги северных тюменских округов. С прошлого года появилась отдельная строка и в бюджете Свердловской области, государственное вспомоществование выделено фильмам «Путь на Мангазею» и «Золотой Полоз» студии Владимира Макеранца.

В дефиците не только таланты (их всегда мало), но и профессионалы среднего звена, те, кто непосредственно производит кино: вторые режиссеры, помощники операторов, бутафоры. Одна команда переходит от студии к студии. Решить проблему путем подготовки специалистов в столичных вузах не удается: на Урал не возвращаются. Надежнее выращивать дома. При Свердловской киностудии организована Академия кинобизнеса. Она тоже направляет лучших студентов во ВГИК, но по целевым направлениям - они обязаны вернуться.

Кто почемКакие бы механизмы купли-продажи не существовали, но делает кино человек. Одна из серьезных проблем уральского кинематографа - кадровая. За десятилетие «несъемочного периода» из отрасли ушли специалисты.

У нас пока живуче убеждение о непересекающихся параллелях: кино коммерческом (не весть какого качества, зато охотно покупаемом) и фестивальном, авторском (хорошем, получающем призы, но не продаваемом).

Вообще-то сегодня можно пригласить для участия в картине любого режиссера, любого актера. Их интересуют не только деньги, но и качество проекта. В мире понятия элитарного и массового искусства постепенно стираются, взрастает некий «средний слой» кино: качественного и увлекательного.

Дополнительные материалы:

И до тех пор, пока разделяются эти понятия, будет властвовать низкий вкус. Потребителя нужно воспитывать. Не только создавать качественный продукт, но и умело продвигать его. Иначе все достижения уральского кинематографа так и останутся «невидимым кино».

Будет конвейер, будут и шедевры
- считает председатель совета директоров кинокомпании «Страна» продюсер Павел Бабин

- Задачи продюсера - привлечь деньги и грамотно их отработать. Откуда сегодня приходят деньги в кино? - За 2006 год мы сняли 14 документальных фильмов, полностью на средства федерального агентства по культуре и кинематографии. А вот проект «Дело было в Гавриловке» - для нас первый и пока единственный, выполненный без господдержки.

Павел Бабин

- Появляются компании, которые не боятся давать деньги, и появляются кинокомпании, которым не боятся давать деньги. Но риск существует. Даже в Голливуде на один коммерчески успешный проект приходится девять не слишком успешных, и он их окупает. Бывает, что картина в большом прокате только проигрывает. Российский пример - фильм «Дура»: бюджет 1 млн долларов, на рекламу потрачено 1,5 млн долларов, а сборы составили 200 тысяч. Вообще у малобюджетных картин реклама стоит столько же или больше, чем производство. Если фильм - не «Девятая рота» (бюджет около 10 миллионов, рекламный - 6 миллионов), то пока он не закончен, не ясно, пойдет ли в прокат. На нашей студии завершается съемка художественной ленты для молодежи «У ангелов есть крылья». Еще не решен вопрос, будет ли картина предложена кинотеатрам - тогда потребуются серьезные рекламные деньги. Или сделаем несколько копий и пустим в ограниченный прокат. Гарантированный приток денег - телеканалы, которые реально платят. Потихоньку поднимается рынок DVD, превращаясь из дикого в более цивилизованный.

- Бизнес начинает инвестировать в кино, рассчитывая на прибыль? При каких условиях она возможна: широкий прокат?

- Процесс дистрибуции сложный и творческий. Тут задействованы и логика, и интуиция. Недостаточно просто знать рынок, нужно быть в курсе внутренних течений на телеканалах и чувствовать, что кому и когда предложить. Одну и ту же картину можно продать поразному и даже частями: телеправа, фрагменты, саунд-трек. Иногда бывают приятные сюрпризы. Год назад на кинорынке был показан фильм «Остров». Представьте: полный зал директоров кинотеатров, постоянные звонки сотовых (здесь это не считается моветоном, люди работают), не больше 15 минут на просмотр картины. «Остров» же досмотрели все. Но 80% кинотеатров брать его в прокат сначала не решились. А он собрал приличные деньги, особенно на второй волне проката. Это пример того, как нашего зрителя недооценили.

- Как определяется прокатная судьба фильма?

- Только от желания работать. Производить кино, и как можно больше. Делать фестивальные фильмы, но не бояться и сериалов. Да, это быстрый продукт. Но есть торт, а есть овсяное печенье на каждый день. Оборудование должно работать, сотрудники быть задействованы: колесо должно крутиться. Будет конвейер, будет профессионализм, появятся и шедевры. В вакууме они не рождаются. Снять шесть-восемь фильмов, которые принесут прибыль, и с этими средствами замахнуться на многомиллионный проект. Свердловской киностудии принадлежит идея сериала о Колчаке. Он снимается, но не у нас, мы лишь участники проекта, бюджет порядка 20 млн долларов пока не потянуть. Но это лишь вопрос времени. И, конечно, абсолютно всем хочется снимать полный метр, художественное кино, которое пойдет в большой прокат и за которое не будет стыдно.

- От чего зависит успех уральского кино?




Авторское кино на большой экран
планируют вывести создатели кинокомпании «29 февраля» продюсер Дмитрий Воробьев и режиссер Алексей Федорченко

- Как возникла кинокомпания, и почему она «29 февраля»?

В прошлом году съемочный период длился семь месяцев подряд. А название такое, потому что 29 февраля бывает не часто, потому что зарегистрировались в феврале високосного года, да и потому что это название запоминается…

Дмитрий Воробьев
- Долгое время мы работали на Свердловской киностудии, а три года назад создали собственную кинокомпанию. Мы понимали, что студия может жить только благодаря проектам, и первый год был посвящен созданию сценарной базы: работали как сценарное агентство, собирали идеи, копили тексты. В итоге имеем программу на десять лет вперед. Потом взяли в аренду корпус ВГТРК, который был законсервирован, так как кино не снималось, здесь разместились и офисы, и павильоны, получилась полноценная киностудия. Вот уже два года делаем фильмы.

- Сначала мы планировали выдерживать авторскую линию, делать фестивальное кино, а параллельно для зарабатывания средств заниматься коммерческим. Но «Железная дорога» объединила и то, и другое: авторское кино мы хотим «прокатать» в кинотеатрах. Сейчас подбираем дистрибьюторскую фирму. Сериалы же - это совершенно особый продукт: иной темп, иная технология. Мы еще не можем снимать серию за два дня, как это делают в столицах, но научимся.

- То, что я видела (рекламный ролик) и слышала (от ваших коллег) о картине «Железная дорога» сводится к одному: непростое кино… Таков стиль киностудии?

Алексей Федорченко
- Как вы считаете, существует ли сегодня феномен уральского кино?


- В отношении перспектив уральского кино вы оптимисты?

- У разных жанров своя судьба. Уральская анимация известна всему миру, ее нельзя отделить от региона. Документальное кино тоже ярко светило, особенно когда появилось творческое объединение «Надежда» во главе с Валерием Савчуком: не было тогда мирового фестиваля, на котором бы уральцы не получали призов. А вот уральской школы игрового кино не случилось, длилась эпоха одного человека, Ярополка Лапшина, но мастер так и остался в единственном лице, за редким исключением.




- Потенциал уральского и вообще российского кинорынка огромен. Но нужно построить еще много кинотеатров, чтобы не менее одного приходилось на каждые сто тысяч жителей. Пока прокат сконцентрирован в мегаполисах, а большая часть региона не имеет залов, кино не станет выгодным делом, в него не пойдут частные инвестиции. Прокат во многом определяет успех кинопроцесса. Делать же качественные фильмы мирового уровня на Урале - абсолютная реальность, чем мы и предполагаем заниматься.

Какие современные кинофильмы уральского производства вы знаете?

Уральское кино за 10 лет
Блицопрос от профессора УрГУ Натальи Кирилловой


Какие уральские режиссеры вам известны?

Лидер - лента «Первые на Луне» Алексея Федорченко. Затем «Привет, Малыш!» (режиссер Владимир Макеранец) и «Сель» (режиссер Ярополк Лапшин, сценарист Геннадий Бокарев).

Что сейчас происходит с уральским кино?

Лидеры те же: Алексей Федорченко и Ярополк Лапшин. А также Владимир Хотиненко. Аниматоры: Оксана Черкасова, Сергей Айнутдинов, из молодых Зоя Киреева. Документалисты: Борис Галантер, Владимир Тарик, Борис Кустов, Анатолий Балуев, как перспективный - Андрей Титов.



На практике повышения качества управления как-то не видно. Ощущение такое, что там, где надо потихоньку рубаночком, потом - шкурочкой, а потом - лачком на два раза, наша власть предпочитает пару раз махнуть тупым топором, мол, и так сойдет.

Общество людей, по сути, является формой существования живой материи, которая, подчиняясь общим с другими формами жизни биологическим законам, постоянно видоизменяется и усложняется. Все более сложным и многовариантным становится и управление обществом… В теории.

Кто и как строит и ремонтирует «направления»? Раньше эта деятельность финансировалась из Дорожного фонда и местных бюджетов. Было плохо: воровали кто как умел, не особо таясь. (Я сам, отдыхая в Таиланде, познакомился с мастером ДРСУ, который хвастал, что деньги на поездку получил, отправив «налево» несколько КамАЗов с асфальтом. Дескать, такие мы, дорожники, хитрые - фиг поймаешь.) А как их поймаешь, особенно если не очень хочется? Уменьшил толщину покрытия всего-то на 4 миллиметра при ремонте участка длиной 80 километров - вот тебе и Таиланд; сократил ширину проезжей части на 5 сантиметров - вот тебе и автомобиль подороже. А еще можно сэкономить на щебне, объемах подготовительных работ, игнорировании инноваций.

Взять хотя бы вторую российскую беду - дороги. С января по март нынешнего года в России по причине их «неудовлетворительного состояния» произошло 11,2 тыс. ДТП, в которых погибло 1,5 тыс. человек. Я бы уточнил формулировку: «неудовлетворительное состояние» предполагает хоть какуюто точку отсчета, хоть какое-то состояние, а у нас вместо дорог зачастую - «направление движения с фрагментарно расположенными кусками асфальтового покрытия».

Видать, с мастерами дорожно-воровского дела не один я общался: отменили сборы в Дорожный фонд, дабы не поощрять воровство. Начали планировать затраты на ремонт заранее, внося отдельной строкой в бюджет. Стало еще хуже.

С последними - особая история. Ученые уже придумали новое асфальтовое покрытие, к которому не примерзает лед. Они же изобрели пластиковое полотно из ПЭТбутылок, которые у нас в России просто выбрасывают. (К слову, в «не столь богатой» Германии собирают до 90% этого вторсырья и пускают в переработку. Секрет простой - залоговая цена на пластиковую бутылку там до 50 евроцентов, то есть около 17 рублей.) Эти же самые ученые придумали технологию уплотнения грунтов под дорогами: при повышении плотности такого грунта всего на 5% срок службы дорожного полотна увеличивается на 10 (!) лет. Вы только представьте - десять лет без «освоения средств»: какое счастье для бюджета и какое горе для дорожников! Но все это нашему Минтрансу не интересно: ему больше нравится откусывать от бюджета куски побольше, кивая на удорожание строительства и зарывать в землю миллионы бюджетных денег, потихоньку подворовывая и называя это «экономией».

На заседании правительства, состоявшемся в июне, премьер Фрадков даже пообещал, цитирую, «дать пендаля» Минтрансу для ускорения работы по улучшению дорожной сети. Боюсь, «пендаля» будет мало. Нужна вдумчивая ежедневная совместная работа многих ведомств. Генпрокуратуре - отслеживать тендеры, которые, по выражению того же Фрадкова, «на мази» выигрываются фирмами, связанными с чиновниками Минтранса и региональными властями; Счетной палате - контролировать движение и расход денег из бюджета, Минстрою - готовить инфраструктуру; отраслевым научным институтам - активнее внедрять инновации; Минтрансу - осуществлять координацию усилий всех сторон. Но это - то самое «рубаночком и шкурочкой» - слишком, видать, хлопотно.

Если в 2000 году было построено 7 тыс. км автомобильных дорог (пусть и своровали изрядно), то в 2004 году - 1,7 тыс. км, а в 2007 году планируется построить аж 500 (!) километров и 3,5 тыс. отремонтировать. В том числе на трассе Чита - Хабаровск наконец-то сделают щебеночное покрытие! Помнится, правда, Путин на этой трассе ленточку еще в феврале 2004 года перерезал, а дорожники стояли рядом и улыбались… Полностью закончить трассу планируют к 2010 году. Между тем для нормального развития экономики (это 7% в год) нужно строить по оценке министра транспорта Левитина 17 тыс. км ежегодно. Нам до этого уровня как пешком до Китая. Дорожники - как плохая жена, которой сколько денег ни дай - все мало, а в холодильнике все равно пусто.

Но ничего этого не сделано. А само по себе увеличение штрафов в лучшем случае приведет к тому, что люди станут меньше ездить. Тщательнее надо, тщательнее. Не выписывать дорожникам «пендалей», но отучить воровать и заставить работать - вполне посильная для властей задача. Только надо решать именно ее.

А вот пару раз топором наотмашь - всегда пожалуйста. Весной фракция «Единой России» совместно с ГИБДД разработала и внесла на рассмотрение Госдумы предложение о резком, в 5 - 7 раз, увеличении штрафов за нарушение правил дорожного движения. То, что пьяницам за рулем достанется, - правильно, спору нет. Но почему останавливаться только на этом? На рассмотрение Госдумы, например, не внесено ни одного предложения о создании частногосударственных партнерств в сфере строительства платных дорог. Ни слова не сказано о запрете и привлечении к ответственности за создание искусственных препятствий дорожному движению. Это когда на прямом, без ухабов и поворотов, отрезке трассы ставится знак ограничения скорости «40», или такой же знак ставится вместе со знаком «дорожные работы», хотя никаких работ не ведется - способов масса. А как бы было славно: сграфировал автомобилист на сотовый телефон неправомерно установленный знак и приложил и квитанцию о штрафе к заявлению о вымогательстве - глядишь, начальник районного ГИБДД в прокуратуре уже объясняется…


Цветмет без пределаЦены на никель, ставшие в 2006 году рекордсменами в динамике среди металлов, не остановились и в первые три месяца текущего года. По наблюдениям аналитика ИК «БрокерКредитСервис» (БКС) Дениса Мухина, доходность в первом квартале 2007 года достигла 32% (итог 2006 года - 50%), чему во многом способствовала «экономическая и политическая нестабильность на Филиппинах, в Каледонии и Индонезии - основных поставщиках сырья для производства никеля».

В 2006 году рынок металлов оказался одним из наиболее горячих среди товарных рынков. Лидировали цветные металлы. На конец декабря 2006 года цены на Лондонской бирже металлов составили: на алюминий - 2,8 тыс. долларов за тонну (выше по сравнению с январем 2006 года на 13%), медь - 6,4 тысячи (на 30%), никель - 34,3 тысячи (в 2,3 раза), цинк - 4,2 тыс. долларов за тонну (на 82,5%). Как указывают аналитики ИК «АнтантаКапитал», основные причины - подъем строительной, автомобильной индустрии и электронной промышленности Китая, а также приток средств со стороны инвестиционных фондов: изза падения американской валюты они переориентировались на бумаги сырьевого сегмента, в том числе фьючерсы по металлам.

На этом фоне акции Уфалейникеля, второго по величине российского производителя кобальта и третьего - никеля (после ГМК «Норильский никель» и Южуралникеля), выглядят рискованно. «На оценку компании негативно влияют два фактора. Во-первых, в случае принятия решения о присоединении ПО “Режникель” к Уфалейникелю, ОАО “Кокс”, основной акционер (83,64%) и один из ключевых поставщиков сырья, станет единственным собственником, что может отпугнуть потенциальных инвесторов. Второй - значительная задолженность Уфалейникеля перед Росрезервом (5 млн долларов). Чтобы погасить ее, завод должен в течение более четырех месяцев работать исключительно на Росрезерв», - считают аналитики «ЦентрИнвест Групп».

Однако в июне на международных биржах никель начал дешеветь: цена упала с 50 до 36 тыс. долларов за тонну. Правда, по словам аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Парфенова, на котировках акций российских производителей это практически не отразилось. Так, бумаги комбината Южуралникель (Орск, входит в группу «Мечел») остались привлекательны. Причина: предприятие показало феноменальный рост финансовых показателей в 2006 году. Не замедлилось оно и в первом квартале текущего года: выручка по отношению к трем месяцам 2006го поднялась на 208% до 161 млн долларов, себестоимость увеличилась на 16,8%, при этом валовая прибыль - более чем в 10 раз до 113 млн долларов. «Это существенно повышает инвестиционную привлекательность ценных бумаг комбината как на краткосрочную, так и на среднесрочную перспективу. Рыночная цена акций (на конец мая 2007 года) составляет 860 долларов, что на 28% ниже нашей оценки ее справедливой стоимости. Если рассчитать стоимость методом рыночных мультипликаторов, она превысит 1,5 тыс. долларов по консервативному сценарию и 2 тысячи - по оптимистичному», - говорит аналитик ИК «Антанта Капитал» Евгений Рябков.

Но привлекательности производители цинка не потеряли. Наиболее интересен для инвестиций, по мнению аналитиков, российский лидер - Челябинский цинковый завод (ЧЦЗ). «У инвесторов есть неплохая возможность относительно недорого войти в бизнес ЧЦЗ: после IPO акции компании упали в цене почти на 25%», - отмечает аналитик ИК «АнтантаКапитал» Евгений Рябков. А аналитик из Банка Москвы Дмитрий Скворцов добавляет: «В октябре прошлого года цены на цинк снизились с 4,6 до 3,7 тыс. долларов за тонну, именно по этой причине акции ЧЦЗ в настоящий момент торгуются по цене ниже размещения. По нашим прогнозам, в 2007 году средняя цена цинка на Лондонской бирже металлов сохранится на том же уровне. На фоне роста производства на ЧЦЗ это позволит компании улучшить финансовые показатели».

Цинк, ближайший конкурент никеля, с начала 2007го также дешевел. «Высокие цены на цинк позволяют мелким разработчикам открывать законсервированные ранее проекты. Реализация их становится экономически целесообразна при ценах на металл выше 2 тыс. долларов за тонну. Массовый запуск этих проектов в средне и долгосрочном плане может привести к обвалу цен: высокие темпы потребления цинка долго не удержатся. Наш ценовой ориентир по цинку на 2007 год - на уровне 3,6 тыс. долларов за тонну, что на 3% ниже средней цены, сложившейся по металлу с начала года», - пояснил аналитик БКС Денис Мухин.

Также привлекательны акции ОАО «Электроцинк» (входит в Уральскую горно-металлургическую компанию, УГМК). «На его оценку положительно влияют обеспеченность сырьем, получаемым от компаний холдинга; увеличение объемов производства цинка и свинца; диверсификация производства; планомерное повышение прозрачности “дочек” УГМК, что можно рассматривать как подготовку к IPO», - считают в «ЦентрИнвест Групп».


Согласны с ней не все. По оценкам ИК «Брокеркредитсервис», медь в 2007 году покажет положительную динамику: стимул задает подъем спроса в Китае по итогам первых двух месяцев 2007 года. Увеличение потребления прогнозируется до 2010 года, прежде всего - в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Сейчас на Китай приходится 20% мирового потребления меди, а на весь АТР - 50%. В БКС ожидают как минимум сохранения текущих цен. Ценовой ориентир на этот год - 6,7 тыс. долларов за тонну. Аналитики отмечают высокий потенциал котировок эмитентов второго эшелона, например Уралэлектромеди (входит в УГМК), справедливая цена ее акции - 197 долларов.

Прогнозы на рынке меди неоднозначны. Аналитик ИК «Финам» Наталья Кочешкова предупреждает: «В условиях перехода Китая на продукцию с низким содержанием меди, инвестфонды могут начать активно продавать контракты на нее. В итоге средние цены на этот металл способны опуститься до 6 тыс. долларов за тонну».

Трубодень В 2006 году хорошей рентабельности добились трубные компании. Им помогли новые проекты нефтяников и газовиков - Северо-Европейский газотрубопровод и Восточно-Тихоокеанский нефтетрубопровод: они должны обеспечить предприятия заказами на трубы большого диаметра (ТБД) минимум на 2 - 3 года. Для предприятий, выпускающих ТБД, проекты очень доходны: рентабельность многих достигла 25%. Это в первую очередь Выксунский металлургический (ВМЗ), Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) и Трубная металлургическая компания (ТМК).

Аналитики предупреждают: акции компаний цветной металлургии в 2007 году не продемонстрируют значительного роста. «Несмотря на инвестиционную привлекательность бумаг, риски велики. В прошлом году на рынке цветных металлов активно работали спекулянты, обеспечившие около 30 - 35% в росте цен. Возможный вывод спекулятивных средств способен вызвать эффект домино и обрушить сложившуюся ситуацию. Следствием может стать падение рыночных котировок акций большинства компаний отрасли», - указал Евгений Рябков.

«Любопытно, что сама ТМК, разместившая в прошлом году акции на Лондонской фондовой бирже (ее бумаги по итогам года показали рост в 20%. - Ред.), оценивается рынком приблизительно так же, как ее зарубежные аналоги. А вот коэффициенты ее “дочек”, ТАГМЕТа, Синарского и Северского трубных заводов, составляют всего 30 - 35% от аналогичных показателей материнской компании», - отметил аналитик ИК «Тройка-диалог» Сергей Донской. Портфельные инвесторы опасаются, что доли миноритариев в этих предприятиях могут быть принудительно выкуплены ТМК по цене ниже рыночной. «Но вряд ли компания готова запятнать свою репутацию подобными действиями. Ей проще использовать полученные от дочерних компаний дивиденды для финансирования инвестиционной программы и выплаты собственных дивидендов», - полагает аналитик.

Привлекательность ТМК подтвердила опубликованная в конце мая 2007 года годовая отчетность: по итогам 2006 года чистая прибыль по МСФО увеличилась на 81% до 460,6 млн долларов (в 2005 году - 254,2 млн долларов). ТМК объяснила рост спросом со стороны нефтегазовой индустрии, а также консолидацией румынских активов. «Мы склонны полагать, что акции ТМК могут служить хорошим объектом для долгосрочных инвестиций с минимальными рисками. Но доходность этих инвестиций может оказаться невысокой», - считает аналитик ИК «Велес Капитал» Станислав Фоменко.

Черные выходят вперед Для предприятий черной металлургии 2006 год оказался менее удачным. В ИК «Солид» подтверждают: при сравнении доходности бумаг сталелитейных компаний с индексом РТС результат лучше среднерыночного показали только акции ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) - плюс 66% с начала года. Заметим, что эти бумаги - одни из самых низколиквидных в секторе крупных предприятий черной металлургии (free float - доля акций компании в свободном обращении - около 1%).

Привлекательны для инвесторов, по мнению экспертов, и бумаги двух предприятий, входящих в группу ЧТПЗ - Челябинского трубопрокатного и Первоуральского новотрубного заводов. «Акции ЧТПЗ могут “выстрелить” уже в этом году. По некоторым данным, компания выйдет на IPO, в ходе которого ее акции могут быть оценены как минимум на 20% выше текущих рыночных котировок. Основная предпосылка - активный рост производственных и финансовых показателей ЧТПЗ. Косвенно повлиять на высокую оценку ее бумаг может и удачное размещение ТМК», - отмечает Евгений Рябков.

Во-вторых, во втором квартале 2007 года компании опубликовали годовую отчетность2006 с рекордным показателем увеличения выручки за предыдущий год. Хороших финансовых показателей добились предприятия, входящие в Еvraz. Чистая прибыль ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» по РСБУ за I квартал 2007 года увеличилась на 66,3% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и составила 4,54 млрд рублей. Чистая прибыль ММК по МФСО в первом квартале 2007 года выросла по сравнению с тем же периодом прошлого года на 41% до 350 млн долларов. «Это объясняется прежде всего благоприятной конъюнктурой рынка металлопроката, которая сохранялась в течение I квартала текущего года. Кроме того, в январе - марте Магнитка почти на 9% увеличила выплавку стали и на 11,7% - реализацию металлопроката, - утверждает аналитик Евгений Рябков. - В то же время просматриваются некоторые негативные тенденции. В частности серьезный рост себестоимости, вызванный подъемом цен на основное сырье - руду и уголь, по нашим прогнозам, может превысить по итогам года темпы прироста выручки на 5 - 10%. Это приведет к тому, что показатели EBIspanA и чистой прибыли останутся на уровне 2006 года. Кроме того, на 63% расширились коммерческие расходы компании, связанные, на наш взгляд, с подготовкой к проведению IPO и увеличением транспортных расходов, что также может наложить негативный отпечаток на годовые итоги».

В 2007 году отрасль может наверстать упущенное. Уже первый квартал оказался выигрышным во всех отношениях. Во-первых, вслед за ростом стоимости металлопроката на мировом рынке российские сталевары повысили отпускные цены на внутреннем и, судя по заявлениям представителей сектора, не последний раз в этом году. Несколько участников рынка уже заявили о намерении пересмотреть цены в сторону дальнейшего повышения. «Более того, производственные показатели предприятий черной металлургии за первые два месяца текущего года позволяют ожидать от них исключительных показателей по итогам всего года, учитывая благоприятную конъюнктуру на рынке металлопроката», - считает Денис Мухин.

Вызывает интерес инвесторов и группа компаний «Мечел», капитализация которой на 13 июня 2007 года увеличилась на 4,6% и достигла 4,95 млрд долларов: в ходе торгов на НьюЙоркской фондовой бирже американские депозитарные расписки группы подорожали до 35,69 доллара за штуку. Это произошло после того, как совет директоров «Мечела» рекомендовал годовому собранию акционеров увеличить дивидендные выплаты (см. «Сколько получат собственники», с. 36).

Несмотря на ожидаемое снижение некоторых финансовых показателей ММК, аналитики «АнтантаКапитал» считают предприятие одним из наиболее привлекательных в российской металлургии. «По нашим расчетам, в 2012 - 2014 годах выпуск товарной металлопродукции компании увеличится до 13 - 14 млн тонн, в том числе за счет доли продукции с высокой добавленной стоимостью, например сталей с покрытиями - оцинковки и полимерки. Также ожидается, что в 2009 - 2010 годах ММК начнет производство собственной руды на Приоскольском месторождении, что позволит решить одну из наиболее болезненных для компании проблем - сырьевую. Наша справедливая цена по акциям ММК - 1,2 доллара, что на 15% превышает текущие котировки. Мы продолжаем инвесторам рекомендовать покупать бумаги ММК», - подчеркнули в инвесткомпании.

Дополнительные материалы:

Аналитики солидарны: металлургия - один из самых перспективных рынков. «Мы ожидаем, что в текущем году акции компаний сектора черной металлургии будут выглядеть лучше российского рынка в целом. Интерес инвесторов к этим бумагам стремительно растет, и по нашим оценкам тенденция будет сохраняться. Во многом это объясняется поднимающимися ценами на сталь. Подогревает внимание игроков к сектору и продолжение консолидации в отрасли. Подъем с начала года котировок акций компаний черной металлургии мы расцениваем лишь как начало глобальной переоценки существенно отставшего от рынка в прошлом году сектора», - считает аналитик Банка Москвы Дмитрий Скворцов. А трейдер ИК «Ленмонтажстрой» Арсен Нуртдинов добавляет: «Преимущество металлургической отрасли - независимость от политических рисков. Основным катализатором ее подъема служит постоянно увеличивающийся спрос на продукцию сталелитейных компаний, и в ближайшее время он вряд ли снизится. Также серьезную поддержку металлургическому сектору оказывает положительная динамика мировых цен на металлы».

В мае - июне советы директоров российских меткомпаний приняли рекомендации по выплате дивидендов. Лидером стал Магнитогорский металлургический комбинат: за 2006 год его акционеры получат более 90% чистой прибыли предприятия (34,1 млрд рублей). Высокий уровень выплат Магнитка поддерживала последние три года: в 2004 - 2006 годах акционерам выплачено 2,5 млрд долларов. Однако в дальнейшем на столь большие дивиденды рассчитывать, вероятно, не стоит: «Они требовались основным акционерам для расчета по кредитам, привлеченным для выкупа акций ММК в конце 2004 года. На это было потрачено 1,7 млрд долларов. Полагаю, в будущие периоды выплаты будут скромнее», - предупреждает аналитик ИК «Финам» Денис Горев.

Сколько получат собственники
Суммы дивидендов по итогам 2006 года в черной металлургии выросли, в цветной - остались на прежнем уровне. Среди трубников поощрить акционеров решила только ТМК. По прогнозу аналитиков, в 2007 году выплаты в отрасли будут скромнее: скажется снижение цен на рынке металлов

На этом фоне предприятия цветной металлургии выглядят скромнее. ВСМПОАвисма направит на дивиденды только 10% от чистой прибыли по РСБУ, выплатив акционерам 50,83 рубля на акцию, в общей сложности 586 млн рублей. В корпорации это объясняют большими инвестиционными планами, на реализацию которых пойдет основная доля прибыли.

Расходы на дивиденды также выросли у компаний Evraz и «Мечел». Совет директоров Evraz рекомендовал акционерам утвердить окончательную сумму дивидендов по итогам 2006 года в размере 3,3 доллара за акцию. Всего на выплату он потратит почти 614 млн долларов, что составляет 44% чистой прибыли компании. Это на 75% больше, чем по итогам 2005 года: сказалась благоприятная ситуация на рынке стали. «Мечел» - на втором месте: акционеры получат 19,7 рубля на одну обыкновенную или около 2,27 доллара на одну ADR. На выплаты компания потратит 50% чистой прибыли.

Разницу в подходах меткомпаний к дивидендным выплатам аналитики объясняют тем, что предприятия черной металлургии в ближайшее время не намерены активно участвовать в слияниях и поглощениях, следовательно, могут безболезненно поделить прибыль между собственниками. Цветмет получает на волне благоприятной конъюнктуры сверхприбыли и может эффективно направить их на приобретение новых активов и модернизацию производства.

В пресс-службе УГМК также отметили, что компания предпочитает направлять средства на развитие производства. Однако в этом году совет директоров ОАО «УГМК» все-таки решил открыть дивидендную историю и рекомендовал направить на выплаты 2 млрд рублей. Повезло и акционерам «Электроцинка» (входит в УГМК): на фоне возросших финансовых показателей предприятия на выплату дивидендов пойдет более 112 млн рублей, что почти в четыре раза больше, чем по итогам 2005 года. Челябинский цинковый завод (ЧЦЗ, входит в Группу ЧТПЗ), чистая прибыль которого по итогам 2006 года выросла до 109 млн долларов - почти в 20 раз по сравнению с предыдущим годом, от выплаты дивидендов отказался. Акционеры решили вложить средства в развитие производства и покупку сырьевых активов. В компании не исключают, что дивиденды появятся не ранее 2010 года после завершения реализации инвестпрограммы, рассчитанной до 2009 года.

В 2007 году ожидать роста дивидендных выплат в металлургическом секторе аналитики не советуют. «Пик цен на черные и цветные металлы пройден: никель, например, уже рухнул (с 41,9 тыс. долларов за тонну 18 июня до 37,6 тысячи 22 июня. - Ред.). Неблагоприятная конъюнктура на рынке металла не располагает к высоким дивидендам, и меткомпании вернутся в рамки продекларированной дивидендной политики - не более 20 - 25% чистой прибыли в среднем по отрасли», - считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Вячеслав Жабин.

Среди российских трубников, для которых высокие дивиденды не типичны, порадует акционеров только ТМК: на годовом собрании утверждены дивиденды в размере 4,3 рубля на акцию, что больше прошлогодних в 6,9 раза. Таким образом, на дивиденды компания направит более 30% чистой прибыли. «Мы не исключаем, что эти средства будут использованы основным акционером компании Дмитрием Пумпянским для покупки новых активов, в том числе и для возможной сделки с “Интерпайпом” (Украина)», - отмечает Денис Горев.



Главная страница / Опережения рынка