Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Формирование

Красный свет зеленому огоньку

Регулированиемиграционной политики необходимо. Важный момент - понимание того, какоймигрант нужен обществу. Тот же экономист скажет - квалифицированный.Демограф ответит - здоровый и трудоспособный. Бизнесменже заинтересован в таком, чья производительность будет выше призарплате ниже средней по отрасли. Госбезопасность требует от мигрантазаконопослушания и лояльности интересам России. Наиболее продуктивна,таким образом, будет многоплановая миграционная политика, отвечающаязапросам всего общества, согласованная и расставляющая приоритеты.

Какой прок от иностранцев,работающих в России? Обыватель скажет: никакого, от них один криминал.Экономист и демограф ответят: существенный - приезжие нивелируютпрогрессирующее старение нации и низкий уровень рождаемости. Длябизнеса, бьющегося за рабочую силу, это вопрос риторический -нелегальные мигранты давно компенсируют провалы отечественного рынкатруда. Вот только власти видят проблему однобоко, сугубо в контекстегосударственной безопасности. Такой контекст, безусловно, есть:от угрозы терроризма и ксенофобии в обществе на локальном уровнедо защиты граничащих с Китаем районов (часть населения которыхспивается, а другая - пакует чемоданы) в глобальном масштабе, на случайвойны. Однако и в этом контексте наряду с холодным сердцем и чистымируками требуется элементарный здравый смысл и опора на мировой опыторганизации трудовой миграции.

Вторая группа - граждане стран СНГ,не являющиеся этническими русскими, но востребованные рыночнойэкономикой страны. Для них нужно вводить территориальныеи профессиональные квоты, хотя бы приблизительно соответствующиезапросам предприятий и отдельных направлений бизнеса.

Из общегомиграционного потока первыми следует выделить соотечественников,живущих в странах СНГ. За годы реформ их осталось немного, но именноони отвечают всем указанным критериям. РСФСР поставляла в союзныереспублики наиболее квалифицированные кадры. Это были преимущественномолодые люди с активной жизненной позицией, не боящиеся трудностейи абсолютно толерантные, в совершенстве владеющие искусством житьс непохожими людьми. Таким переселенцам Россия обязана дать «зеленыйсвет». Они не должны топтаться в очередях у российского посольства в каком-нибудьАшхабаде. Их следует обеспечить в России всем, что необходимо длянормальной (по меркам нашей страны) жизни. Им нужно предоставить жилье,подъемные и возможность получить дополнительное профессиональноеобразование. Неплохо бы оплатить переезд и максимально упроститьпроцедуру оформления бумаг, в том числе по линии эмиграционногозаконодательства своих стран, для чего использовать авторитет Россиив СНГ.

Четвертая группа -представители дальнего зарубежья, приезжающие в Россию по деламбизнеса. Как правило, это уважаемые в своих странах управленцы, людис ярко выраженным городским типом поведения, работающие в крупныхфирмах. Их, к сожалению, пока не много. И тем важнее создать для нихв России тепличные условия. А пока… Согласитесь, даже по российскиммеркам это круто: заставлять западноевропейского топ-менеджерастоять с банкой мочи в одной очереди с китайскими челноками. На слишкомсложную процедуру оформления документов на работу и пребываниев РФ жаловались нашему журналу и директор небольшого екатеринбургскогозавода Альстом-СЭМЗ немец Питер Иериш, и вице-президент могучей корпорации HP американецОуэн Кемп. При подобном проявлении страсти россиян к равноправию такие люди уважением к нашей стране не проникнутся.

Третьягруппа - выходцы из СНГ, гонимые нуждой. Их численность можноквотировать как угодно, например, с учетом степени населенности районовРоссии. Они будут стремиться к нам, пока в их собственныхполуфеодальных странах предпринимательская инициатива остается подзапретом. Важно создать для этих людей такие условия, при которыхим выгодно будет вести законный образ жизни, в том числе позволитьсвободно распоряжаться заработанными средствами и поддерживатьнациональную культуру.


Мало кто обратил внимание на Сергея Собянина, губернатора Тюменской области, стремительно возвысившегося до начальника канцелярии политического Олимпа. А зря. Он прошел снизу вверх по всей административной вертикали, отметившись на нескольких ветвях власти. Колоссальный опыт карьерного чиновника - главный капитал Сергея Семеновича, выгодно отличающий его от других компаньонов Владимира Путина. Сравните: Дмитрий Медведев очутился в политической элите вчерашним преподавателем питерского госуниверситета, до этого поработав экспертом Путина в комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга.

На прошлой неделе Владимир Путин обозначил маски своих преемников. На авансцену внимания общества и элит шагнули Дмитрий Медведев (амплуа умеренного либерала-государственника) и Сергей Иванов (интеллектуал-силовик).

Он был одним из первых губернаторов, кто вступил в «Единую Россию» (и даже вошел в ее политсовет), кто без колебаний попросил Владимира Путина о подтверждении доверия, когда были отменены всенародные губернаторские выборы. Сегодня в Тюменской областной думе у «единороссов» квалифицированное большинство (фактически монополия), а местные СМИ заадминистрированы региональной властью.

Еще несколько очевидных преимуществ и просто привлекательных качеств Собянина. Он свой для губернаторского легиона, а именно они - организаторы побед всевозможных кандидатов и партий власти. Пройдя череду выборов, обладает солидным и уникальным багажом публичной политической борьбы. За его плечами драматичные переговоры с соседями из северных автономных округов (подробности - в следующей статье), а значит, навыки кулуарной дипломатии. Он - уроженец и один из руководителей основной нефтегазовой провинции России (да без особых натяжек и мира), и как специалист в вопросах ТЭКа не уступит тому же Медведеву, возглавляющему совет директоров Газпрома. Но Тюмень - это еще и машиностроение, леспром, легкая промышленность, сельское хозяйство, пищевка. Вряд ли у кабинетного чиновника есть такой широкий кругозор, такое буквальное знание действительности. Известен Собянин и за рубежом: ему удалось убедить British Pespanoleum перенести центр формирования прибыли ТНКВР в Тюмень, привлечь в регион компании мирового класса - Schlumberger, Halliburton, Меspano Cash & Carry. Он обладает безупречной репутацией, не был причастен к коррупционным скандалам. К слову сказать, его карьера в государственных исполнительных органах началась именно с репутационного дела: будучи председателем комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, Собянин помог Кремлю «убрать» с должности генерального прокурора Юрия Скуратова. Говорят, в благодарность Сергею Семеновичу предлагали занять освободившуюся должность или возглавить министерство юстиции. А главное: Собянин руководил не только коллективами, но целыми территориями, сложными территориальнопроизводственными комплексами, и успешно. Взять хотя бы монетизацию льгот или реформу местного самоуправления - на территории Тюменской области они разворачивались бесстрастно. И по опыту воплощения в жизнь «национальных проектов» президента Собянин даст «теоретику» Медведеву приличную фору.

В общем, как сравнительно недавно пытливые натуры задавались вопросом «Who is mister Putin?», так и мы сегодня говорим: «Why not, mister Sobyanin?».

Но это вовсе не значит, что Собянин - холуй, склонный к авторитаризму. По нашей информации, он негативно оценивает расправу над ЮКОСом. В Тюменской области сохранился полный спектр политических партий, действуют национально-культурные и религиозные организации, Гражданский форум - чем не институты гражданского общества? Как карьерного чиновника Собянина отличают командность, взвешенность, терпеливость (в смысле как способности к компромиссам, так и искусства дожидаться звездного часа). Это на руку отечественной демократии, парламентаризму.



…«Когда меня спрашивают: „Зачем вы проводите реформы здравоохранения, образования, ЖКХ - хотите впереди паровоза бежать? Или вы узнали, что будет такое заявление (президента. - Ред.)?“, я отвечаю, что надо руководствоваться здравым смыслом и тогда в конечном итоге окажется, что ты работаешь в унисон со всеми. Президент озвучил задачи, которые востребованы людьми». Так скромно и элегантно в сентябрьском интервью «Российской газете» Сергей Собянин объяснил за Владимира Путина мотивы своего назначения главой президентской администрации. Характерная черта Сергея Семеновича: пока другие митингуют или клянчат, он усердно растит практические результаты, следуя повестке «национальных проектов» президента, а затем убедительно предъявляет их начальству и общественности. И воздастся тебе
Преобразовательство - в душе Собянина. Одолев в 2001 году «ельцинского» губернатора Леонида Рокецкого, он немедленно взялся за перестройку поселенческой модели местного самоуправления, накроенной предшественником. Многочисленные муниципалитеты были бедны и зависимы от региональной администрации, о самостоятельном экономическом развитии и речи не шло. «У нас в свое время было 700 поселений, которые отвечали за все на свете: образование, здравоохранение, коммуналку. Причем своих ресурсов никаких, с кадрами проблема. И куча долгов. До сих пор некоторые еще рассчитаться не могут. Мы их ликвидировали, проведя референдум, создали районы», - вспоминает Собянин. Благодаря преобразованиям областная бюрократия сократилась на 30%, выросли зарплаты оставшихся чиновников.

Сергей Собянин
- Олег Пашук


И одновременно - жесткая настойчивость в пределах собственной компетенции. «Нагуляв» беспрекословный авторитет, в прошлом году Собянин «сослал» главу Тюмени Степана Киричука в Совет Федерации, заменив его наемным, а значит, подконтрольным ситименеджером - своим заместителем Владимиром Якушевым (он называется основным претендентом в преемники Собянина на губернаторском посту). «У человека, который в меньшей степени занимается политикой, больше остается времени на хозяйственную работу», - объяснил Собянин.

Но тут грянула «козаковская» реформа местного самоуправления (Собянин даже принял участие в ее разработке как руководитель соответствующей рабочей группы Госсовета). Полсотни укрупненных районов референдумами же раздробили на более чем 300 муниципалитетов - тоже без денег и кадров. Выходит, Сергей Семенович сдал позиции в угоду федеральным реформаторам? Не совсем. «Образование, здравоохранение остается на уровне района. Поселение должно заниматься благоустройством, следить за порядком, участвовать в земельном распределении, застройке поселка, - полагает Сергей Семенович. - Но и здесь мы выбрали гибкую схему. Провели референдумы, чтобы люди сказали, что не возражают, если поселение часть полномочий передаст на уровень района - раз не готово сегодня справляться. Будет готово - заберет обратно». Гибкость, постепенность, компромиссность, когда приходится считаться как со схематичными конструкциями вышестоящих инстанций, так и с реальными возможностями, - тоже черты собянинского характера.

Федеральный центр подыграл тем, что отобрал у округов 95% налога на добычу полезных ископаемых (это несколько десятков миллиардов рублей; в ХМАО, например, за счет НДПИ формировалось до 40% бюджета) и ограничил переговорные сроки 1 января 2005 года. Первым струхнул Юрий Неелов, заявив, что не исключает «никаких вариантов интеграционного процесса, в том числе и интеграции области в единый субъект федерации». Но Александр Филипенко стоял насмерть: концентрация единоличным наместником властных полномочий в суперрегионе, где добывается 90% российского газа и 65% нефти, не в ваших политических интересах, урезонил он Кремль. Глава президентской администрации Дмитрий Медведев и его заместитель Владислав Сурков посоветовали Собянину «спустить пар». Но он все-таки перехватил значительные общерегиональные полномочия (развитие транспортной инфраструктуры, агропрома, соцзащиты, специализированной медицины, профессионального образования, охраны окружающей среды и т.д.) и соответствующие налоговые ресурсы из казны округов - 30% налога на прибыль и 5% НДПИ. Окружные власти сохранили независимость и контроль над местным самоуправлением.

Нос по ветру
Стремление к независимости, амбициозность - этими качествами Собянина повизантийски воспользовался Кремль в прошлом году, пробуя «на зубок» губернаторовмастодонтов Юрия Неелова (ЯмалоНенецкий АО) и Александра Филипенко (ХантыМансийский АО). Экспредседатель думы ХМАО Сергей Собянин, облачившись в тогу главы самостоятельного региона, на 180 градусов развернулся в вопросе распределения полномочий и источников их финансирования между бедной метрополией, югом Тюмен-ской области, и богатыми северными провинциями. В прошлом году он потребовал себе все спорные полномочия (числом 24) и ресурсы под них. Риторика тюменского губернатора указывала на стремление к ликвидации суверенитета автономных округов внутри тюменской «матрешки».

Игра покрупному
«Можно рассматривать взаимоотношения с федеральным центром по принципу „дайте нам что-нибудь“. Я думаю, что принцип должен быть другой. Должны быть четко разграничены полномочия и доходы таким образом, чтобы жизнь на территории была полноценной», - рассуждал Сергей Собянин, пока центр продолжал налоговые изъятия, и… «изыскивал внутренние ресурсы».

Два месяца назад Сергей Семенович заявил: «Договор подписан на пять лет. Мы строго ему следуем. И никакого желания его перекраивать у меня нет». Впрочем, теперь он сам глава президентской администрации, а Сурков - его зам. Так отчего бы снова не развернуться на 180 градусов, будь на то воля президента?

Второе - ставка на крупные проекты. Та же ТНКВР взялась за разработку нефтяных месторождений в Уватском районе и наращивает ее. Подписано соглашение с Уральской горно-металлургической компанией о создании металлургического производства. Таким образом, машиностроительно-аграрный юг Тюменской области в русле общероссийской конъюнктуры обзаводится собственными сырьевыми отраслями. С СИБУРом достигнута договоренность о выпуске новых видов продукции на Тобольском нефтехимическом комбинате. Подготовлен проект строительства ЦБК стоимостью 1 млрд долларов, «осталось» найти инвесторов. А компания «Очаково» в следующем году откроет под Тюменью пивной завод. Принцип укрупнения применяется и в сельском хозяйстве: бюджетная поддержка оказывается только большим и эффективным хозяйствам.

Способ первый - перенос в Тюмень центров формирования прибыли крупных компаний: так, к примеру, поступила ТНКВР. О том же Собянин договаривался с Роснефтью, СИБУРом, компанией Schlumberger, которая намерена построить в Тюмени заводы по производству глубинных насосов и комплектующих для нефтегазового оборудования.

Третье - стимулирование переориентации 90% машиностроительных предприятий на нужды платежеспособной нефтегазовой отрасли. Так, вместо завода кузнечнопрессового оборудования создан завод «Сибнефтегазмаш», выпускающий фонтанную арматуру; на АО «Тюменские моторостроители» ремонтируются газотурбинные двигатели для газоперекачивающих станций. Помимо применения распространенных методов (закупки оборудования и материалов, госинтервенций, предоставления налоговых льгот и каникул, бюджетных кредитов, погашения процентов по банковским кредитам, выделения субвенций и субсидий, госгарантий и т.д.), в Тюмени возмещают 8% стоимости изделий и НДПИ тем нефтегазовым компаниям, которые закупают продукцию, в основном машиностроительную, местного производства.

Из той же оперы завлечение серьезных зарубежных компаний, в основном сферы нефтегазового сервиса. Немецкая фирма Schwank организовала с газпромовской «дочкой» Запсибгазпромом крупнейшее в России производство газовых инфракрасных излучателей. К территории присматриваются американская компания Halliburton, англо-германская KCA Deutag, англо-американская Cameron, британская John Crane. Областная власть ставит условием организацию в Тюмени производства оборудования по западным «лекалам» и подготовку местных кадров.

В итоге, с моей точки зрения, малый бизнес представлен в экономике региона на 20 - 30%, а мог бы - на 80%».
В президентском фарватере


Результат - удвоение объемов машиностроительного производства за последние пять лет, наилучшие в УрФО урожайность сельскохозяйственных культур и темпы роста животноводства и птицеводства. Опека, однако, наверняка выйдет боком по вступлении России в ВТО. Сегодня изъяны избирательного протекционизма испытывают на себе предприятия, не связанные с ТЭКом, и малый бизнес: до их проблем у руководства области зачастую руки не доходят. «Ни в прошлом, ни в этом году, несмотря на наши предложения, ни одного закона, касающегося малого бизнеса, не принято, - свидетельствует исполнительный директор Тюменского регионального отделения „ОПОРы России“ Анжелика Гембарская. - Было около десятка законов, но многие утратили силу, некоторые выхолощены. В основном действуют льготы отдельным категориям налогоплательщиков. Зачастую власть принимает решения без опоры на мнение предпринимателей.

Реформа ЖКХ - «коронка» губернатора. Еще в 2003 году электролинии и теплосети, трансформаторные станции были переданы энергетикам, ликвидировано более сотни посредников. За год до проведения монетизации льгот средства на оплату коммунальных услуг стали начисляться жителям Тюменской области индивидуально и на квартал вперед. Это повысило инвестиционную привлекательность отрасли. Несколько лет назад она приносила более 500 млн рублей ежегодных убытков, теперь выходит на прибыль. В прошлом году в нее был вложен 1 млрд внебюджетных рублей. Аварийные ситуации с теплоснабжением населения стали из ряда вон выходящим. В прошлом году тарифы на электроэнергию, вырабатываемую Тюменьэнерго, повышены всего на 5%, на тепловую - остались без изменения.

В областной администрации, напротив, утверждают, что создают новые рынки для малого бизнеса. В частности, в сфере ЖКХ. Жильцы по специальной программе обучаются, как выступать заказчиками услуг подрядных организаций. «Вся Тюмень разбита на 260 секторов, по нескольку групп домов. На их обслуживание будут проведены конкурсы, в которых примет участие и малый, и средний бизнес, и управляющие компании, которым предстоит акционироваться. Возникнет конкурентная среда, в которой улучшится качество услуг», - объясняет идеологию преобразований Сергей Собянин.

Капитальной модернизации подверглась бюджетная сфера. С 1 января введены медицинские стандарты и осуществлен переход на стопроцентное финансирование здравоохранения за счет страховых начислений. Отныне больницы финансируются не от затрат, не по количеству койко-дней. Пациент сам несет деньги эскулапам или, наоборот, не несет - в зависимости от оценки качества их услуг. Страховой полис имеет свободное хождение, благодаря чему больной выведен из крепостной зависимости от конкретной клиники, обрел право выбора. С 1 сентября по такому же принципу работают школы. Деятельность педагогов оценивается попечительскими советами родителей и учеников, располагающими премиальным фондом (до 30% фонда оплаты труда). Итог: сокращение персонала, рост эффективности использования оборудования и материалов, снижение затрат при возрастающем объеме услуг (за полгода оборачиваемость койко-места увеличилась на 20%), подъем заработной платы. В образовании, например, только за счет высвободившихся ресурсов она выросла на 20%, с учетом индексации - на 50%, а в передовых школах - вдвое. Средняя зарплата тюменских учителей - 7 тыс. рублей. А главное - качество. «Мы устранили лишние часы, которые были „изобретены“ на региональном уровне, - ОБЖ, областное законодательство и так далее. На 20% снизилась нагрузка на учащихся, она была запредельной (около 40 часов в неделю да 12 часов домашних заданий), - рассказывает Сергей Собянин. - Это позволило одномоментно перейти на одну смену и пятидневную учебную неделю. Причем если раньше в классе в среднем по области было 9 человек, сегодня - 13».

Приоритеты в жилищном строительстве (в этой сфере Тюменская область три года лидирует в УрФО, опережая остальные субъекты в 2 - 5 раз, входит в первую десятку по стране) - сокращение сроков согласования застройки. «Наше государство своей „заботой“ мягко удушает желающих что-либо сделать. Во многом все строится не благодаря усилиям и заботе государства и чиновников, а вопреки, - объясняет Сергей Собянин. - Поэтому после серьезных усилий мы свели объем согласований с года до трех месяцев. Я ставлю задачу - до полутора». Функция власти - готовить коммуникации, стройплощадки, работая на опережение платежеспособного спроса, не допуская шквального роста цен.

В статье использованы материалы «Российской газеты», газеты «Тюменские известия», ИА «Интерфакс»

…13 ноября в Сочи Собянин рассказывал обо всем этом президенту. На следующий день Владимир Путин пригласил Сергея Семеновича в зал заседания правительства и представил его как нового главу своей администрации. Неожиданно выяснилось, что Собянину не приготовили стул. «Возьмите стул, - указал Путин на ряд вдоль стены. - И садитесь сюда». Вернувшись со стулом, Сергей Семенович устроился рядом с президентом, оттеснив свежеиспеченного первого вицепремьера Дмитрия Медведева…

Что теперь может Собянин
К наиболее важным функциям руководителя администрации президента относятся:


Дополнительые материалы:

- координация деятельности помощников и советников президента, распределение вопросов, относящихся к их ведению;

- организация исполнения поручений президента;

- утверждение структуры и штатной численности аппарата Совета безопасности РФ, который входит в состав администрации;

- координация деятельности полпредов президента в федеральных округах (полпреды входят в состав администрации и подчинены ее руководителю);

- представление президенту докладов об исполнении его указов, распоряжений и поручений, федеральных законов;

- координация подготовки администрацией законопроектов для внесения их президентом в Госдуму, проектов указов, поручений, распоряжений, обращений президента (в том числе ежегодного послания Федеральному Собранию);

- непосредственное управление администрацией (общее руководство осуществляет президент), которая насчитывает около 2 тыс. госслужащих и отвечает в том числе за взаимодействие президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами.

- представление президенту аналитических материалов о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире, обращениях граждан, предложениях общественных объединений и органов местного самоуправления;

О губернаторах и региональной политике
…Каким мерилом оценить работу руководителей субъектов федерации? Все регионы отличаются друг от друга, у каждого свои проблемы, свои стартовые условия. Пожалуй, неофициальной оценкой служит рейтинг местной власти. Если он, что называется, ниже «табуретки», тогда президент склоняется к замене губернатора. Или когда на территории складывается критическая ситуация…

Показатель жизни
Глава администрации президента - должность, не предполагающая многословие. Но на посту губернатора Сергею Собянину приходилось часто общаться с прессой. Приводим наиболее яркие высказывания с марта 2004го по октябрь 2005 года


…В одном из выступлений президент России достаточно тонко подметил: конечно, мы иногда виним региональных лидеров в том, что они делают что-то не то, не так быстро или не так профессионально, а иногда даже вступают в конфликт с федеральными властями. Он высказал мысль, что на самом деле ведущая мотивация региональных руководителей - попытаться самовыразиться, сделать максимально много за промежуток времени, на который они избираются. Это, наверное, одна из главных отличительных черт любого руководителя - не столько формально отчитаться, сколько получить внутреннее удовлетворение от сделанного…

Сергей Собянин

…Я высказал мысль, которая была поддержана премьер-министром: количество чиновников в стране необходимо значительно уменьшить. Для этого полномочия, которые можно передать на нижестоящий уровень, нужно передавать, а излишние - ликвидировать…

…Когда меня спрашивают, почему у вас, например, нет планов капительного строительства на десять лет вперед, нет мощных инвестиционных проектов на пятишестилетнюю перспективу, почему вы постоянно работаете в таком оперативном режиме, я отвечаю: из-за нестабильности налогов. Из-за этого я не знаю, на какой бюджет можно рассчитывать через год. Более того, я даже не знаю порой, какой у нас бюджет будет через полгода…

Ответ : Сомнения есть всегда. Да, задача непростая, но реально выполнимая. Главное, чтобы не менялись правила игры.

Вопрос : У губернатора Собянина есть сомнения, что область задачу удвоения ВВП может не выполнить? (так в тексте. - Ред.)

…В рамках монополии муниципалитетов на услуги ЖКХ мы ничего не добьемся, кроме постоянного повышения тарифов…

О реформе энергетики и ЖКХ
…Если есть деньги у инвесторов, есть желание инвестировать, почему на уровне постановлений, решений, процедур нельзя открыть дорогу этому процессу? Причем немедленно, чтобы можно было уже в этом году инвестировать деньги. Не тормозить реформы, если они идут, а ускорить их до такой степени, чтобы цель, которую хотят достигнуть через несколько лет, можно было начинать реализовать уже в этом году. Потому что иначе по многим позициям уже будет поздно…

О борьбе с преступностью
…У нас сегодня позвонить в милицию и сказать о правонарушении считается плохим поступком, стукачеством. На самом деле, если человек видит преступление или правонарушение, он должен, исходя из сознания собственного долга, позвонить и сказать об этом: неправильно машину припарковали, дерево сломали, намусорили и так далее. Ничего в этом страшного нет…

О малом бизнесе
…Вся беда дискуссий, которые ведутся по поводу малого, среднего бизнеса, среднего класса, в том, что никто не знает, о чем идет речь…

…Это хорошо, что журналисты защищают людей от собственного государства, но как бы здесь палку не перегнуть. Если мы постоянно вырабатываем у человека такое требовательное отношение к государству и внушаем, что ему государство обязано, мы воспитаем этим некую инфантильность. Люди же живут не при коммунизме, не при социализме, и государство им уже ничего не обязано. Оно обязано дать тот социальный минимум, который на сегодняшний день прописан законом. Все остальное человек должен сам зарабатывать: строить жилье, строить свою жизнь. А мы ему внушаем, что да, государство такое-сякое, оно тебе все обязано. Это очень опасно…

О прессе
…Я не считаю, что журналист может быть свободным по определению, и пресса у нас не может быть свободной. Журналист может быть свободным, если он создал собственную газету за свои деньги и пишет что хочет. Но сказать, что при этом пресса стала свободной, тоже нельзя: журнал, который создал журналист, будет выполнять его редакторские указания безукоснительно. Поэтому эти вещи относительны…

Использованы интервью Сергея Собянина «Российской газете», газетам «Тюменская область сегодня», «Тюменские известия», телекомпании «Регион-Тюмень», ИА «Интерфакс». Полные версии - на официальном сайте администрации Тюменской области www.admtyumen.ru

…Показывают, например, мусорные баки или неубранный подъезд. Кто виноват? Городские власти. Никто, никогда не задаст вопрос людям: а что вы сами сделали? У вас есть возможность образовать кондоминиум, товарищества, самим заказывать эти услуги. Житель вообще ни при чем никогда, никто его не спросит и никто ему не скажет ни со страницы газеты, ни с экрана, что сегодня от него тоже порядок зависит. Возьмите любую другую сферу, там то же: если мы говорим о школе, то защищаем учителя, говорим, что он мало получает. А вот спросить, какую он услугу на эти деньги оказывает, какого качества и что с детьми происходит, - никогда… Самое важное, что должен делать журналист, - готовить человека к реалиям жизни, показывать ему, какова жизнь, и определять меру ответственности человека за свою собственную судьбу.

Самостоятелен, осторожен, трудолюбив
Сергей Собянин доверяет команде единомышленников, но окончательные решения принимает сам, рассказывает генеральный директор консалтинговой группы «Лекс» Джавид Дамиров


Мнения о Сергее Собянине
Александр Задорожный


- Нет, не удививлен. Это если и не ожидаемое назначение, то закономерное. Сергей Семенович один из лучших государственных менеджеров страны. У Собянина есть дар видеть ситуацию системно, правильно определять приоритеты и концентрироваться на них. Это позволяет ему руководить решением масштабных задач.

- Вы удивлены новой должностью Сергея Собянина?

- Точно не нефтяники. У них нет возможностей влиять на принятие кадрового решения такого уровня. Это исключительная прерогатива президента. К тому же у глав северных округов отношения с нефтяниками ближе, чем у Собянина. Нефтегазовая специфика Тюменской области в этом случае ни при чем. Более того, мне кажется, данное решение возникло спонтанно, после личной встречи губернатора с президентом 13 ноября. Видимо, она подтвердила мнение главы государства о Сергее Семеновиче. Думаю, предложение Путина для Собянина было неожиданностью.

- Какие структуры могли стоять за назначением Собянина?

- Безусловно, ведь это точка роста для всей страны. Но основная его задача - тиражировать по стране, в губернаторской среде успешный практический опыт Тюменской области в реализации национальных проектов в сфере ЖКХ, здравоохранения, образования, сельского хозяйства.

- Будет ли он, по вашему мнению, поддерживать интеграционные бизнеспроекты на территории УралоЗападносибирского региона? Например «Урал промышленный - Урал Полярный»?

- Его отличает демократический, командный стиль управления. Он понимает, что у авторитаризма есть существенные недостатки. Однако при распределении ответственности окончательное решение принимает самостоятельно. Но выверенно. Очень трудолюбив. Как юрист, кандидат юридических наук - несомненный законник. К деятельности администрации Тюменской области со стороны правоохранительных структур практически нет замечаний. Ни одного коррупционного скандала: таким образом подобраны сподвижники, среди которых есть и представители бизнеса.

- Вы хорошо знаете Сергея Семеновича. Каковы его личностные качества?

- Всякий управленец подбирает людей, которых знает лучше, доверяет больше. Вероятно, будут отдельные случаи, но не волнового масштаба: у Собянина - огромный круг общения, не ограничивающийся Тюменью.

- Случится ли теперь волна перемещения тюменцев в Москву?

- Скорее всего, тюменец. Во-первых, чужак, назначенец встретит сопротивление. Во-вторых, ему потребуется немало времени для адаптации, усвоения специфики региона, притирки с существующей командой или сколачивания собственной.

- Кто станет его преемником - местный или «из питерских»?

- Для договора о разграничении полномочий между ними, заключенного в прошлом году, имеет значение не фамилия губернатора, а должность подписанта. Влиять на ситуацию из региона почти невозможно. Но она может измениться, если вопрос будет поставлен и пролоббирован «наверху» - в администрации президента, в правительстве. Когдато это объективно произойдет, но не сегодня. И в масштабе всей страны, а не одной Тюменской области.

- Возможно ли с приходом нового губернатора форсирование объединения Тюменской области с ХантыМансийским и ЯмалоНенецким автономными округами?


Ольга Крыштановская


Не сигнал
Назначение Сергея Собянина - просто успешная карьера конкретного человека, считает руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская

- Собянин - не технический исполнитель, он умный и образованный человек. И неслучайный: на столь ответственную должность кого попало не поставят. Выбор сделал сам Путин, потому что ему понравился стиль работы Собянина. У губернатора большие связи в нефтегазовом комплексе, очень хорошие отношения с администрацией президента.

- Возможно ли, что Собянин как компромиссная фигура между группировками в администрации президента будет несамостоятелен в новой должности?

- Означает ли назначение Собянина благосклонность федерального центра к регионалам?

Собянин не может быть марионеткой. Конечно, он человек компромиссный и лояльный. Но это не значит, что несамостоятельный. Собянин как управленец сильнее Дмитрия Медведева, о менеджерских качествах которого даже сотрудники администрации были не самого высокого мнения. Основная задача нового главы - поддержание в хорошем смысле старого бюрократического порядка. Его роль скорее административная, не политическая.

Интервью взял Евгений Сеньшин

- Ничего оно не означает. Федеральный центр попрежнему будет доминировать над региональными элитами. Случай с Собяниным - просто успешная карьера конкретного человека.

Собянин - типичный чиновник, считает Сергей Филатов, президент Фонда социально-экономических и интеллектуаль-ных программ, в 1993 - 1996 годах - руководитель администрации президента РФ

Свой среди чужих

Сергей Филатов

А то уже дошло до анекдотов про назначение «питерских» на ключевые посты в государстве.

- Назначение Собянина указывает на то, что федеральная власть начинает опираться на региональные элиты. Президент дает понять, что эпоха кадров из Санкт-Петербурга кончается.

Записал Евгений Сеньшин

Что касается личных качеств Сергея Семеновича, я не могу назвать его приверженцем демократических принципов, сторонником либерализма. Это типичный чиновник. Раньше он сильно воевал за самостоятельность округов от Тюменской области. Сегодня стал сторонником объединения области в единый субъект. Я хорошо знаю Собянина, но мне непонятна деформация его взглядов. Может, это подыгрыш президенту?..

- Что стало решающим в выборе кандидатуры Сергея Собянина на должность главы администрации президента?

В обиду себя не даст
Собянин - не марионетка, убежден Леонид Рокецкий, председатель комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, в 1993 - 2001 годах - губернатор Тюменской области


- В Тюменской области сконцентрированы практически все проблемы, характерные для России. Это и межнациональные отношения (в регионе большая мусульманская диаспора), и беды коренных народов Севера, и вопросы сельского хозяйства. Тюменская область - сложносоставной субъект, поэтому есть проблемы административного управления регионом. То, что Сергей Собянин успешно справлялся с ним, и стало решающим в выборе президента.

Леонид Рокецкий

- Я так не думаю. В Тюменской области все давно монополизировано, контроль над нефтегазовой отраслью со стороны центра установлен. Везде практически один Газпром. Поэтому назначение «своего» не принципиально.

- Возможно, Собянин освободил губернаторское кресло для ставленника федерального центра?

- Спокойный, рассудительный, всегда добивается поставленных целей.

- Каковы личностные качества Собянина? Вы проиграли ему губернаторские выборы…

- Не думаю. Собянин себя в обиду не даст.

- Может ли случиться, что он станет марионеткой в руках какой-либо группировки в администрации президента?

Земляки о Сергее Собянине
Геннадий Райков , председатель комиссии Госдумы РФ по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, в 1991 - 1993 годах - глава Тюмени:


Интервью взял Евгений Сеньшин

Вадим Бондарь , заместитель директора Института национальной конкурентоспособности, в 2000 - 2003 годах депутат Госдумы РФ от Тюменской области:

- За годы губернаторства Сергею Собянину удалось увеличить бюджет области с 14 до 45 млрд рублей. Надо быть очень талантливым человеком, чтобы добиться подобных результатов. В таком сложносоставном субъекте, как Тюменская область, ему удавалось договариваться с элитами автономных округов. Он прошел большую политическую и административную школу, поэтому я не могу сказать, кто он больше - чиновник или политик. У него огромный жизненный опыт, и это главное.

Александр Юффа , президент концерна «НИККА» (Тюмень):

- Он трезво мыслит, у него всегда все рассчитано. Выступает с докладом и одновременно что-то печатает в компьютере. Человеккомпьютер.

- Профессионализм и эффективность.

- Что для Собянина приоритетно в отношениях с сотрудниками?

- Точно такая же, как и у президента Российской Федерации Владимира Путина.

- Какова специфика его взаимоотношений с бизнесом, с общественными организациями?

- Это абсолютно технократичный руководитель, для которого главное - достижение поставленных перед ним целей. Жесткий, требовательный менеджер. Однозначно государственник, а не либерал.

Александр Безделов , директор Института региональной стратегии (Тюмень):

Екатеринбург. Шесть часов вечера. Центральные улицы города превращаются в сплошную пробку. В череду легковых автомобилей втискиваются сотни маршрутных такси. Из общего количества транспорта в Екатеринбурге (380 тыс. единиц) «ГАЗелей», совершающих городские пассажирские перевозки, около 900 (ежегодно их число увеличивается на 50 - 100). В реестре екатеринбургского комитета по транспорту значится 28 частных компаний и предпринимателей, занимающихся этим видом бизнеса. Крупных игроков (от десятков до двухтрех сотен машин) единицы: « ЮВи-Эй-Транс», « Автолайнер», « Авто-гамма», « Форт-транс», «Екатеринбургское такси». Одни содержат собственный парк, другие работают по договору с частными водителямивладельцами. Небольших перевозчиков (от двух до 20 машин) гораздо больше.

- Андрей Порубов

Сегодня, по мнению властей и некоторых участников рынка, частный маршрутный транспорт уже не помогает, а мешает муниципальному. «В городе большая плотность перевозок на „ГАЗелях“, - говорит исполнительный директор компании „Екатеринбургское такси“ Виктор Муранов. - Их слишком много: транспортные средства начинают мешать друг другу».

Частных перевозчиков несколько лет назад пустили на рынок для помощи муниципальным предприятиям. Коммерсанты, в основном возившие народ на «ГАЗелях», смогли разгрузить пассажиропоток. Председатель комитета по транспорту Екатеринбурга Александр Демин: «В 1996 году, с того момента, как стали появляться первые частники, мы сформировали группу специалистов, в составе которой были и представители муниципального объединения автобусных предприятий (МОАП), и частных структур. Эта группа объезжала российские города и смотрела на ситуацию с перевозками. В результате было принято решение: основой городских пассажирских автобусных перевозок будут машины МОАП. А там, где муниципальный транспорт не сможет справляться, станет работать частный перевозчик».

В октябре этого года «пожелание» администрации о переходе частников на транспорт большей вместимости стало предметным. Вышло постановление мэра Екатеринбурга о создании межведомственной комиссии, которая будет заниматься проведением конкурсов на право работы частных перевозчиков на городских пассажирских автобусных маршрутах. В нее вошли представители различных организаций - от ГИБДД до антимонопольного комитета. «В постановлении, прописывающем порядок проведения конкурсов, есть ссылка на то, что при выборе перевозчика приоритет будет отдаваться компаниям, имеющим в своем парке новый подвижной состав и автобусы большой вместимости», - говорит Александр Демин.

По прогнозам участников рынка городских автобусных перевозок, через три-четыре года Екатеринбургу грозит транспортный коллапс. Решение проблемы власти видят в увеличении количества улиц с односторонним движением и замене «ГАЗелей» и «ПАЗов» на автобусы большей вместимости. По данным городского комитета по транспорту, на 562 транспортных средства МОАП приходится более 1300 машин частных перевозчиков. В основном это малые транспортные средства: около 900 «ГАЗелей» и 300 «ПАЗов». Больших частных автобусов чуть за сотню. В 2004 году администрация города обратилась к частным перевозчикам с пожеланием активнее приобретать именно такие машины. Бизнесмены отнеслись к призыву со скепсисом: качество и эксплуатационные характеристики отечественных автобусов их не устраивают, а приобретение иностранных слишком затратно из-за высоких таможенных пошлин. Частнику на автобусе, в отличие от владельца «ГАЗели», самостоятельно устанавливать тарифы нельзя, а льготников перевозить приходится.

Маленькие, но по три…
Некоторые перевозчики последовали совету администрации и заменили транспортные средства. Но пока затея с переходом на большие автобусы себя не оправдывает. Так, «ЮВи-Эй-Транс» приобрел три автобуса «НефАЗ» (25 посадочных мест, максимальная вместимость - 114 пассажиров). До этого компания эксплуатировала только «ГАЗели» и «ПАЗы». Два из трех «НефАЗов» взяли в лизинг. «Каждый автобус обошелся нам в 2,2 млн рублей, - рассказывает директор „ЮВи-Эй-Транс“ Юрий Минин. - По норме окупаемости ежедневно такая машина должна „привозить“ по 3,5 тыс. рублей. Но не всегда получается. Расходная часть эксплуатации „НефАЗов“ - трата на солярку, зарплата водителям, кондукторам, техническое обслуживание. С последним - проблема: большую машину, в отличие от „ГАЗели“, в любой автосервис не загонишь. Накладные расходы очень велики. Ежемесячный платеж по лизинговой схеме за каждый автобус - 60 тыс. рублей. К тому же нам не повезло с самими машинами. Откровенно говоря, просто замучились: то одно сломается, то другое. Следствие - простои. А простой в два дня - это минус 7 тыс. рублей и затраты на ремонт. Изначально мы планировали, что машины окупятся в течение трех лет. Теперь этот срок вырос до пяти».

Таким образом, власти хотят избавить город от маршрутных такси марки ГАЗ. Заявки желающих работать уже собираются. Представители комиссии уверяют, что конкурс скоро состоится.

Теоретически переход частников на большие автобусы выгоден. Директор компании «Уралдатэксервис» Олег Тонких: «Окупаемость „ГАЗели“ полтора года, а иностранного автобуса - в среднем два, в долгосрочной перспективе автобусы эксплуатировать все равно выгоднее. Разница в окупаемости существует во многом из-за таможенных пошлин на ввоз техники иностранного производства: они достигают 70% от стоимости машины. Но в итоге затраты на эксплуатацию автобусов получаются меньше, чем „ГАЗелей“.

Большие автобусы закупает и МОАП: парк в 2005 году пополнился полсотней новых «ЛиАЗов» (вместимость 120 человек). Рассказывает генеральный директор МОАП Николай Герасимов: «Просто так автобусы нам или комуто другому сегодня уже никто не дает. Общая стоимость машин - более 100 млн рублей. Из этой суммы 50 млн рублей мы действительно получили по городской программе приобретения транспорта. Остальное - кредиты, которые оформляли сами. Сами же и будем расплачиваться».

Про бабушек и хлебушек
Юрий Минин: „Чтобы получить дотацию на перевозку льготников, нужно вначале обосновать целесообразность ее получения. Для этого требуются расчеты по объемам перевозок, значит, надо установить на автобусы специальную аппаратуру: датчики кода для автоматизированной системы управления движением автобусов, как в МОАП. Стоит она от 13 тыс. рублей, плюс ежемесячная плата за обслуживание от 3 до 5 тыс. рублей“.

Главный фактор, удерживающий частников от приобретения вместительных автобусов, - неопределенность в вопросе с льготным проездом. Несмотря на вступление в силу федерального закона о монетизации, в Екатеринбурге фактически сохранены прежние транспортные льготы. Маршрутные такси, по постановлению главы города, льготников могут не перевозить. А владельцы автобусов большой вместимости от обслуживания граждан этих категорий отказаться не вправе: им из городского бюджета выплачивается компенсация.

Кроме того, компенсации систематически задерживаются. По словам Николая Герасимова, в 2005 году выплат по льготным пассажирам пока не поступало. Не удивительно, что бизнесмены, вопреки желанию мэрии, с автобусами, а значит, и с льготниками, связываться не хотят. „В свое время Минтранс России задавал вопрос представителям крупного предпинимательства, почему те не идут на рынок пассажирских перевозок, - рассказывает Александр Демин. - Они ответили: нам непонятна экономика этого бизнеса из-за остающейся системы проезда льготных пассажиров. Если бы каждый пассажир платил за проезд, была бы понятна доходная часть“. Юрий Минин: „Если монетизацию льгот введут на практике, МОАП и коммерческие перевозчики будут в равных условиях. Доходная часть муниципалов тут же сократится: дотаций не будет. А коммерческие перевозчики выиграют: добавится пассажиров с муниципального транспорта“. Николай Герасимов, наоборот, считает, что отмена льгот создаст муниципальному предприятию лучшие условия, доходная часть увеличится. Получается, и МОАП, и частники единодушны: сохранение льгот сдерживает развитие рынка пассажирских перевозок.

Деньги за льготников идут сначала в МОАП, затем часть суммы муниципалы перечисляют частникам в зависимости от вида и количества транспортных средств. Механизмом выплаты компенсаций недовольны все. По словам перевозчиков, этих денег не хватает для покрытия расходов. В месяц за автобус перечисляют 4 тыс. рублей. Исходя из тарифа в 7 рублей, при условии, что автобус работает каждый день, мэрия оплачивает частнику перевозку 19 льготников в день. Но их гораздо больше. По оценкам частных перевозчиков, на некоторых маршрутах количество льготников достигает 40% от общего числа пассажиров. „Если на маршруте большой пассажиропоток, то это не значит, что он автоматически будет приносить кучу денег: среди пассажиров очень много льготников“, - говорит Николай Герасимов. „Куда у нас бабушки ездят? - риторически вопрошает Олег Тонких. - У них льготный проезд, поэтому они с одного конца города едут на другой за водичкой или за хлебушком, который там на 50 копеек дешевле. Вот целый день автобусы бабушек и катают“.

„Частные“ проблемы
МОАП и частные перевозчики - конкуренты. Это признают обе стороны. Николай Герасимов: „Хорошо, что частники есть. Конечно, приятно быть монополистом и радоваться, когда на автобусной остановке тебя с волнением ждут десятки пассажиров. Но именно наличие частных перевозчиков заставляет нас работать так, как нужно клиенту. Большой конфронтации между МОАП и частниками нет. Рынок достаточно сбалансирован и управляем. В то же время маршрутных такси в городе слишком много, столько их быть не должно“.

„Я знаю очень мало частных перевозчиков, которые работают с прибылью на больших автобусах, - говорит Юрий Минин. - Все зависит от маршрута: есть маршрут с большим пассажиропотоком, есть с маленьким“. Поле деятельности муниципальные и частные перевозчики делят так: МОАП обслуживает 40 - 45 автобусных маршрутов (количество меняется в зависимости от сезона), и на некоторых муниципалы работают вместе с частниками. Но по договоренности с комитетом по транспорту МОАП делит с коммерсантами лишь маршруты со средней доходностью в 250 - 300 руб./час. Высокодоходные оставляет за собой, чтобы компенсировать обслуживание низкодоходных и убыточных. Николай Герасимов: „У нас есть маршруты, где выручка и 100, и 400 рублей в час. Так как мы - муниципальное предприятие и выполняем социальный заказ, то должны сами закрывать маршруты с низкой рентабельностью. Мы обязаны ездить во все самые удаленные районы города, даже если работаем в минус. Но выживать мы тоже обязаны. Поэтому маршруты с высокой доходностью с частниками также не делим“. Полностью в частные руки отдано только четыре городских маршрута.

В целом коммерческая успешность перевозок в большей степени зависит не от вида транспортного средства, а от того, кому оно принадлежит. Муниципальный автобус находится в лучших условиях по сравнению с частным. И тем, и другим тарифы устанавливает региональная энергетическая комиссия. В машинах большой вместимости и „ПАЗах“ они составляют 7 рублей. Затраты у частников - те же, что и у муниципалов: обслуживание транспортных средств, налоги, зарплата механиков, водителей, медиков (водители проходят осмотр перед каждым выходом на работу). Но у МОАП есть объективные преимущества. Например, шесть собственных баз технического обслуживания. Предпринимателям под эти цели приходится арендовать чужие площади - муниципального объединения или других предприятий. Чем больше машин в парке, тем острее стоит вопрос с базой. Любой перевозчик хочет развиваться и увеличивать количество машин. А купил новый транспорт - вкладывайся в базу. Чтобы эти деньги не улетали на ветер, коммерсанты хотели бы арендовать объекты на срок до 20 лет и более. А такие условия им в городе, как правило, не может предложить никто, включая МОАП.

Эта позиция спорная: маршрутные такси востребованы. Пустыми они не ездят, чаще - переполненными. Юркие „ГАЗели“, оказавшиеся более конкурентоспособными, снимают с рынка сливки - наиболее платежеспособных клиентов. Помимо свободы от перевозки льготников, еще одно их преимущество - свобода в установлении тарифов. Стоимость проезда в „ГАЗелях“ (10, 12 или 15 рублей) определяют сами бизнесмены в зависимости от дальности маршрута и плотности пассажиропотока. Виктор Муранов: „В определении тарифов нас не ограничивают. Но если задирать цены, никто не будет ездить. От 10 до 15 рублей - оптимальный ценовой диапазон на сегодня“.

Величина дохода водителячастника обычно зависит от количества перевезенных пассажиров. Водитель отдает работодателю фиксированную сумму (в конце рабочего дня или недели). Средняя дневная выручка на одной „ГАЗели“ составляет 2 тыс. рублей в день. Из этой суммы хозяину идет 800 - 1000 рублей, остальное - вознаграждение водителя. По словам предпринимателей, в итоге средняя месячная зарплата достигает 15 тыс. рублей.

У частников острее стоит кадровый вопрос. По мнению предпринимателей, только 20% водителей можно назвать опытными и высококлассными. „Бывает у нас новый работник выйдет два-три раза на маршрут и увольняется: не выдерживает физически, - продолжает Виктор Муранов. - В городе очень тяжело ездить из-за напряженного движения“. Как один из вариантов решения кадровой проблемы Муранов называет привлечение иностранной рабочей силы: „Москва решает проблему с кадрами с помощью приезжих из Украины, крупные уральские города - с помощью таджиков и узбеков“. Частные перевозчики рассказывают, что в некоторых компаниях гастарбайтеры „содержатся в кабальных условиях и работают за копейки“. При этом все как один утверждают: у них такого нет.

пассажирских перевозок. По словам Николая Герасимова, реальная себестоимость проезда пассажира в автобусе перешагнула отметку в 10 рублей. Тариф, напомним, - Частники при тех же деньгах делают бизнес и получают прибыль. Более того, на автобусном маршруте 48, где работают „ПАЗы“ компании „Автолайнер“, стоимость проезда ниже установленного тарифа - 6 рублей. И маршрут не закрывается.

Ищите ведро
Несмотря на все проблемы, частные перевозчики на голову выше муниципальных по эффективности. Муниципалы твердят об убыточности городских

Предприниматели стараются на всем экономить, а у МОАП осталась громоздкая и затратная инфраструктура. Юрий Минин: „Где у нас работает два человека, в МОАП - десять“.

Причина - в принципах работы частных перевозчиков. Сокращая издержки, они часто даже не пользуются услугами, который предлагают владельцы баз технического обслуживания. Николай Герасимов: „Заказчик говорит - мне нужно, чтобы у вас стояли мои машины, водитель проходил медицинский осмотр (у меня два автобуса, и своего медика содержать смысла нет), мыть машины буду тоже у вас… Мы можем оказывать эти услуги, но, бывает, цена клиента не устраивает. Заказчик спрашивает: почему мойка машины такая дорогая - 100 рублей? Его можно понять: как только он начнет платить за мойку 100 рублей, его бизнес сразу станет менее доходным. Поэтому он ищет ведро и моет автобус сам“.

победу. Если в столице УрФО с населением 1,3 млн человек соотношение машин МОАП и „ГАЗелей“ примерно 1 к 1,6, то в Нижнем Тагиле (около 400 тыс. человек) - 1 к 18, Причем на фоне других муниципальных автобусных предприятий городов-миллионников Большого Урала екатеринбургское МОАП выглядит лучше других. К примеру, в Перми муниципального автобусного транспорта нет вообще: в 2004 году по причине убыточности предприятие передано в частные руки. Пермский сценарий вероятен и в других уральских городах.

Благодаря большей эффективности частные перевозчики теснят муниципальных. В Екатеринбурге этот процесс пока не слишком заметен, но в небольших городах частники уже одержали полную

Стоит ли властям пытаться сокращать количество частников или вынуждать их пересаживаться с маршруток на автобусы? Ответ однозначен и отрицателен. Последствия очевидны: сократится число маршруток, людям станет не на чем ездить. Аргумент в духе „сокращение числа маршруток за счет их смены на большие автобусы поможет справиться с пробками“ смехотворен. 900 „ГАЗелей“ - это четверть процента от общего городского автомобильного парка. Хоть сократи эту четверть процента вдвое, хоть увеличь: на пробках результат не отразится.

Оставьте рынок в покое
Маршрутки сегодня - основной в количественном отношении вид городского пассажирского транспорта. Они появились на рынке в ответ на неспособность муниципальных предприятий справиться с потоком пассажиров. Муниципальные перевозчики, начав подниматься на ноги и заручившись поддержкой мэрии, говорят, что „ГАЗелей“ слишком много. Инициативы екатеринбургской администрации не уникальны. Летом 2003го в Тюмени количество маршруток перевалило за 90 Муниципальный транспорт рисковал остаться без пассажиров. Власти приняли новое решение о проведении конкурсов, открыто заявив, что в числе прочих преследуют цель „сократить количество частников, поставив им более жесткие условия“. Конфликт между перевозчиками и мэрией удалось уладить благодаря вмешательству тюменского управления МАП: оно постановило, что конкурсы, цель которых ограничить число игроков на рынке, незаконны (см. „Мэрия Тюмени теснит частные маршрутки“, „Э-У“ 24 от 30.06.03).

Может быть, вместо того чтобы выдумывать новые условия конкурсов, одномуединственному чиновнику мэрии стоит проехать на маршрутке, не получить положенный по закону билет и дать тот самый сигнал? Это точно будет полезнее, чем пытаться регулировать количество транспорта. Рынок и конкуренция сами все расставят по местам. В качестве примера: в городе Старый Оскол (Белгородская область) муниципальный транспорт практически отсутствует с конца 90х годов. Почти нет и крупных автобусов. Зато „ГАЗелей“ в расчете на душу населения на порядок больше, чем в Екатеринбурге. Ждать на остановке дольше минуты не приходится. Стоимость проезда - 5 рублей. Низкую рентабельность перевозчики компенсируют за счет массовости (учитывая стоимость проезда и отсутствие необходимости ждать транспорт, ходить здесь пешком даже на расстояние в одну остановку не принято). И проблема с льготниками решена: в каждой машине одно из тринадцати (пятнадцати) мест - льготное, обычным пассажирам его занимать нельзя. Всегото и нужно было позволить заниматься перевозками всем желающим и создать абсолютно конкурентный рынок.

Тем более что есть более цивилизованные способы переориентировать участников рынка на большие автобусы. Например, вывести бизнес „маршрутных такси“ из тени. Взять хотя бы билеты. Они должны выдаваться пассажиру при оплате проезда в любом пассажирском транспорте, но в „ГАЗелях“ обычно висят где-нибудь над сиденьем водителя нетронутые. Это конкурентное преимущество маршруток, но преимущество незаконное. Случись так, что в них в обязательном порядке станут выдавать билеты (и соответственно платить налоги), и предприниматели пристальнее присмотрятся к большим автобусам. „То, что билеты в маршрутных такси не выдаются, ненормально, - комментирует ситуацию директор некоммерческого партнерства „Городские пассажирские перевозки“ Григорий Кулинич. - Чтобы эту проблему сдвинуть с мертвой точки, достаточно, чтобы к нам поступил один сигнал. Мы тут же свяжемся с руководителем компании, водители которой не выдают билеты, и будем разбираться. Пусть народ оповещает нас о том, где не выдаются билеты. Водитель не должен зарабатывать на этом левые деньги“.



Главная страница / Формирование