Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Формирование

На асфальтовой развилке

На Урале шумят: нас ждет энергодефицит! И самое скверное, что нет проектов, денег под них, нет единого стратегического плана - то есть понимания того, как выходить из ситуации. 10 августа на совещании у полпреда президента РФ впервые открыто прозвучало: УрФО из слабоизбыточной энергозоны с 2007 года превращается в дефицитную, а к 2010 году дефицит энергии станет глобальной проблемой. Правда, специалисты и до этого осторожно поясняли журналистам про 2007 год, но просили не ссылаться. В сентябре уже сам глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс заявил, что по причине роста экономики динамика энергопотребления выше, чем предполагала Энергетическая стратегия России. По его словам, в 2008 - 2009 годах по целому ряду регионов, в частности на Урале и в Сибири, электроэнергетика перейдет от избыточного баланса к нулевому. Почему именно Урал - ясно: концентрация промышленности в регионе в четыре раза выше средней по стране.

Иллюстрация - Валерий Первушин

Поскольку собрались законодатели, все остальные их и грузили. «От законодательного регулирования энергетики будет зависеть, не окажется ли наша страна впотьмах, - с пафосом заявил председатель правительства Свердловской области Алексей Воробьев. - К 2010 году дефицит генерирующих мощностей составит уже половину того, что мы имеем (9 тыс. МВт. - Ред.) сейчас. Срочно нужна долговременная, подчеркиваю - целевая программа!». Как жить уральцам после 2010 года, присутствовавшие на тусовке ключевые менеджеры РАО ЕЭС не объяснили.

28 октября проблему энергодефицита заострили на совещании в Екатеринбурге депутаты Госдумы и Законодательного собрания Свердловской области, разложив ее на две составляющие: «Нужны программы модернизации как энергомощностей, так и сетевого хозяйства, - сказал председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. - Это вопрос безопасности и надежности энергоснабжения». Заместитель полномочного представителя президента РФ в УрФО Виктор Басаргин заметил с сожалением: «В программе реформирования электроэнергетики ничего не предусмотрено по развитию генерации и сетей. Нет таких проектов. Потеряна управляемость отраслью. Решение проблемы энергодефицита путем привлечения сторонних инвесторов невозможно: инвестирование отрасли законодательно не отрегулировано. Они не смогут нормально работать в создающемся рынке».

В регионе срочно сочиняются стратегии энергобезопасности. По словам генерального директора ОАО «МРСК Урала и Волги» Алексея Боброва, сейчас проходит серия рабочих встреч с главами регионов, их цель - разработать мероприятия по модернизации электросетей в привязке к особенностям конкретной территории. Результатом станет стратегический план развития электросетевого комплекса Уральского региона, его представят в полпредстве президента РФ в УрФО в декабре нынешнего года. Своя стратегия энергобезопасности разрабатывается и правительством Свердловской области, ее обнародуют в первом квартале 2006 года. Правда, как она будет реализовываться, непонятно, поскольку предмет планирования - генерация и сети - области не принадлежит. Местная власть может только выступать в качестве вдохновителя и координатора, привлекать средства под свои гарантии. Глобальным ответчиком за надежность энергообеспечения потребителей она не будет. Такого ответчика реформа вообще не предусматривает. Теперь каждый выделенный бизнес, рыночный игрок отвечает за себя на своем участке: генерация, сбыт, сети. Ничья голова не держит общей картины энергобытия территории, погружающейся в темноту.

Проблема энергодефицита на Урале возникла в связи с ежегодным ростом промышленного производства и частного энергопотребления на 7 - 9%. На территории региона уже сейчас испытывают трудности с развитием изза нехватки энергоресурсов и сетей мегаполисы Екатеринбург и Тюмень, крупные производства, располагающиеся в так называемых промышленных энергоузлах. В ближайшее десятилетие сетевым компаниям будет необходимо реализовать заявки на присоединения суммарной мощностью, по разным оценкам, от 4 до 9 тыс. МВт. Поскольку наиболее крупные поступают от металлургов, нефтяников и газовиков, а также из областных центров, именно они первыми столкнутся с энергодефицитом.

Назревающий на Урале энергодефицит - самая глобальная инфраструктурная проблема. У нее две составляющие: первая - экономике территории скоро не будет хватать собственных генерирующих мощностей; вторая - недостаточно развит сетевой комплекс для пропуска трафика к потребителю. И та, и другая - наследство последних 20 лет, когда строительство новых энергетических объектов (призванных как сменить старые, выработавшие ресурс, так и обеспечить развитие) почти не финансировалось. Заложенные в энерготарифы средства позволяли энергетикам вести только текущие ремонты.

- Сергей Лаушкин

Нормативный срок строительства крупной электростанции - семьвосемь лет. Сегодня ни одной такой стройки в пределах свердловской энергосистемы не начато. Следовательно, до 2010 года ничего не появится. Даже проектов нет. Хотя энергетика - отрасль, в которой положено планировать лет на 20 - 30 вперед. Запланированный пуск в 2010 году реактора БН800 на Белоярской атомной станции сдерживается отсутствием финансирования. В 2005 году на строительство поступило только 12% от требуемых средств, так что даже если атомщиков вдруг завтра засыплют деньгами (вопрос активно лоббируется), то пуск реактора стоит ожидать не ранее 2012 года.

Ситуацию в Свердловской области отражают два графика. На первом кривая потребления электроэнергии идет вверх, а кривая ее производства - вниз, пересекаются они в 2006 году. После точки пересечения - расширяющаяся зона дефицита. На втором графике вверх идет кривая максимумов потребления в часы пик, а вниз - кривая выбывания мощностей, выработавших ресурс. И здесь точка пересечения - 2006й. «Это означает, что если мы не будем увеличивать генерацию и расширять ее передачу через сети, то уже в следующем году в часы максимальных нагрузок не обеспечим предприятия необходимой им электроэнергией, - комментирует начальник отдела связи и энергетики министерства промышленности, энергетики и науки правительства Свердловской области Евгений Рякшин. - Генерирующие компании ТГК9, ОГК1, ОГК2 и ОГК5, конечно, заверяют, что не допустят выбывания действующих мощностей и намерены развивать генерацию - строить ТЭЦ в Краснотурьинске и расширять Красногорскую в Каменске-Уральском, увеличивать мощности Первоуральской. Но все это требует времени и значительных средств».

Как затянуть энергоузлы

Дефицит генерации и проблемы передачи электроэнергии наиболее ощутимы в бурно развивающихся мегаполисах (Тюмени, Екатеринбурге) и крупных промышленных энергоузлах. К последним в тюменской энергосистеме относится Сургутский энергорайон. Снизить риски здесь планируется путем строительства новых подстанций на 500 кВ: Кирпичниково в 2007 году и Кирилловской в 2010 году.

Только в Тюменьэнерго, самой молодой энергосистеме страны, недавно был введен новый энергоблок мощностью 800 МВт на Нижневартовской ГРЭС и реконструирован блок на Тюменской ТЭЦ Но и она при внутреннем росте потребления на 7% в год через пару лет превратится из избыточной в дефицитную: Тюменская область развивается так же динамично, как и Свердловская. Значительных мощностей требует газонефтедобывающий комплекс - его развитие стимулируют высокие цены на нефть. Сетевая инфраструктура энергосистемы не готова пропускать всю востребованную им мощность. Понадобится строительство как генерирующих мощностей, так и новых развязок. «Сибнефть резко увеличивает добычу, и мы уже не можем обеспечить Ноябрьскнефтегаз в тех объемах, которые сегодня нужны, - сообщил генеральный директор ОАО „МРСК Урала и Волги“ Алексей Бобров. - Необходимо принимать решения о строительстве линий с большей пропускной способностью, новых подстанций».

ПервоуральскоРевдинский узел (включает Екатеринбург) сегодня потребляет 1600 МВт, в 2010 году понадобится 2300 МВт, в 2015м - 250 Здесь расширяют производства Первоуральский новотрубный, Северский трубный, Среднеуральский медеплавильный заводы, ОАО «Максигрупп». Екатеринбург удвоит потребление электроэнергии к 2010 году. Решение проблемы правительство Свердловской области видит в строительстве подстанции Емелино на 500 кВ недалеко от Ревды в 2008 - 2009 годах, как определено в программе нового строительства Единой национальной электрической сети (ЕНЭС). Ни металлургов, ни энергетиков области установленные сроки не устраивают, поэтому сейчас министерство промышленности, энергетики и науки активно занимается вопросом переноса строительства подстанции на более ранние сроки и ввода ее в действие в 2007 году.

В Свердловской области три больших проблемных энергоузла. В Серово-Богословском рост нагрузок обусловлен развитием Серовского завода ферросплавов, металлургического завода им. А.К. Серова и Богословского алюминиевого завода. Рассматривается возможность подачи сюда избытка электрической мощности в объеме порядка 1 тыс. МВт с Пермской ГРЭС. Для этого в 2007 - 2009 годах придется построить высоковольтную линию на 500 кВ протяженностью 200 км. Проект разработан еще десять лет назад, так что потребуется корректировка.

Этими объектами, если они все действительно будут пущены, область закроет потребность в развитии сети до 2010 года, считает начальник отдела энерго- и ресурсосбережения министерства промышленности, энергетики и науки правительства Свердловской области Николай Смирнов. Если и планы ТГК9 по реконструкции своих объектов, увеличению мощностей будут реализованы на 100%, то вопрос обеспеченности энергоресурсами на некоторое время утратит остроту. Но болезненной останется проблема надежности обеспечения потребителей. Об этом предпочитают не говорить, потому что после разделения региональных АОэнерго на сбытовые, сетевые и генерирующие компании не стало главного ответчика за надежность (перед предприятием отвечает тот, кто ему продает, но за обрыв провода или аварию на ТЭЦ продавец ответственности не несет). А на глобальный вопрос, как отодвинуть энергодефицит еще дальше, - ответов пока нет.

Развитие промышленности КаменскУральского узла потребует в 2010 году 1350 МВт, а в 2015м - 2100 МВт. Для этого необходимо построить сеть в 110 - 220 кВ и расширить подстанции. Часть работ уже выполняется.

Первый заместитель председателя правления Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС) Александр Чистяков сообщил, что «на федеральном уровне сейчас заканчивается процесс формирования ЕНЭС путем отделения части сетей 220 кВ от региональных.

Кто и на какие средства будет затягивать энергоузлы? Евгений Рякшин: «Основные ресурсы предусмотрены программой развития ЕНЭС, также рассматривается вопрос привлечения средств промышленных предприятий. Совместные действия будет координировать правительство области».

Малая энергетика - тенденция, но не панацея

Законодательной базы для инвестирования отрасли до сих пор нет, одни споры. Хотя тянуть дальше уже некуда. Как и повышать тарифы. Сетевые и генерирующие компании считают, что промышленные предприятия и города, которым нужны дополнительные мощности и сети, должны в них инвестировать. «Но на каких основаниях промышленники будут вкладываться в чужую собственность, - недоумевает Николай Смирнов. - Ведь та же ТГК9 - это бизнесструктура, она заинтересована в том, чтобы ее продукцию покупали, соответственно сама должна вкладывать деньги. Энергетики предлагают промышленникам: давайте строить на паритетных условиях. Раньше никогда такого не было. Но все понимают, что без совместного вложения средств на данном этапе не обойтись: слишком долго не инвестировали строительство генерирующих объектов, слишком много их надо. Так будут строиться сети, подстанции в промышленных энергоузлах».

В ЕНЭС будут достаточно объемные инвестиции. По УРФО в ближайшие шесть лет планируется из средств ФСК вложить порядка 35 млрд рублей в магистральные сети на реконструкцию крупнейших подстанций и строительство новых ЛЭП». Что касается распределительных сетевых компаний, то у них два источника средств: инвестиционная составляющая в тарифе и плата за присоединение новых объектов к централизованному электроснабжению (начнет взиматься с 1 января 2006 года, когда вступит в силу постановление правительства РФ). В отсутствие прозрачной схемы возврата денег предприятия в развитии сетей участвовать не хотят.

Одним из приоритетов стратегии энергобезопасности Свердловской области будет развитие малой энергетики - это мощности до 50 МВт, небольшие ТЭЦ, газопоршневые, газотурбинные, паротурбинные установки, требующие относительно небольших затрат. Средняя стоимость этих установок - от 5 млн рублей, окупаемость - два-три года. Все делается на лизинговых условиях. «Мы на пороге бума малой энергетики, - считает Смирнов. - Эта генерация дает независимость от повышения цен на энергоресурсы. Привлекает сравнительно низкая себестоимость (от 40 до 50 копеек за киловатт против 1 рубля 34 - 37 копеек в энергосистеме), а также одновременная выработка тепловой и электрической энергии».

В поисках независимости предприятия начали создавать свои относительно небольшие генерирующие объекты. Например, месяц назад пущен газопоршневой агрегат на 500 кВт на Среднеуральской птицефабрике, два агрегата по 200 кВт - в Богдановиче на системе водоочистки.

В УГТУУПИ разработали проект по малым гидроэлектростанциям. Свердловским правительством определено, где будут построены эти 14 объектов. Мощность - минимум - 400 кВт, но есть и по 2 МВт. Это генерация для удаленных населенных пунктов, чтобы не тянуть линии электропередач. Несколько пилотных минигидростанций сделают на средства областного бюджета, остальные - на привлеченные. В 2006 году запланировано выделить 20 млн рублей на два объекта.

Чувствуя возрастающий спрос, оживилось производство таких установок внутри области. Газотурбинные на 1,5 МВт делает Уральский завод гражданской авиации, газопоршневые на 100, 160, 200 кВт - Верхнепышминский компрессорный, установки до 300 кВт - Уральский дизельмоторный (выделился из Турбомоторного). На Баранчинском электромеханическом заводе переделывают дизельный двигатель КамАЗа для энергетиков. Так себя будут обеспечивать в основном неэнергоемкие производства. Прочие предприятия станут строить ТЭЦ от 100 МВт и больше.

Усреднили - разорились
Проблему дефицита генерации и неразвитости сетевого хозяй-ства на Урале усугубляет сложившаяся в последние месяцы ситуация, связанная с реформированием рынка электроэнергии. Вице-президент группы «СУАЛХолдинг» Анатолий Сысоев отмечает, что в Свердловской области из 9 тыс. МВт собственной генерации на территориальную ТГК9 приходится только

- Малая генерация - перспективное направление, - уверен генеральный директор энергосбытовой компании «Энергоджинн» Юрий Зисман. - Нормативный срок строительства станции - два-три года. Вот в чем фишка. Их можно быстро высаживать прямо в центрах нагрузок, вокруг не нужно в таком объеме строить сети. Малая генерация будет развиваться, поскольку появился независимый сбыт, который готов найти потребителей и продать им электроэнергию. Это некий параллельный процесс формирования конкурентной среды на рынке. Он медленный, игроки здесь с незначительным объемом: другого и не могло быть. Но процесс идет. Я считаю, для ситуации, в которой находится наша энергетика, блокстанции - панацея, основной путь. Однако, чересчур завязавшись на газотурбинных и газопоршневых блокстанциях, мы рискуем оказаться заложниками роста тарифов на газ. В такой ситуации в свое время оказались европейцы. Рэм Вяхирев хорошо сказал: газ - сырье стратегическое. Следует помнить классику бизнеса - нельзя класть все яйца в одну корзину. Малая энергетика - не единственная перспектива, хотя она сегодня чрезвычайно привлекательна для частных инвестиций. Блок-станции не заменят развитие крупных станций там, где формируется энергоемкое производство. К тому же, если говорить строго, то настоящая панацея - развитие атомной энергетики.

1,2 тыс. МВт, остальное теперь принадлежит оптовым генерирующим компаниям. ТГК9, естественно, не может обеспечивать электроэнергией все местные предприятия, более 80% они вынуждены будут покупать на оптовом рынке. Поставляющие туда электроэнергию уральские станции включены в оптовые генерирующие компании, например ОГК5, куда входят также станции Центральной России, а у них электроэнергия дороже. Вследствие неизбежного усреднения цены в рамках ОГК тарифы на энергию уральских электростанций вырастут на 20 - 30% в сравнении с теми, по которым они поставляли электроэнергию, будучи в подчинении АОСвердловэнерго. При этом, подчеркивает Анатолий Сысоев, реально стоимость генерации и транспортировки электроэнергии станций, входящих в ОГК, не изменится. В результате только за счет усреднения цен энергоемкие предприятия (с долей электроэнергии в себестоимости - не менее 30%) рискуют оказаться неконкурентоспособными. Инвестиции в них могут себя не оправдать.

Мегаполисы в сетях
В крупных уральских городах, где деловая активность выше, энергодефицит ощущается острее: возрастают потребности в строительстве жилья, деловых и развлекательных центров, социальных объектов. Так, бурно застраивается центральная часть Екатеринбурга: бизнес желает располагаться именно здесь.

Что делать? По мнению Анатолия Сысоева, должна появиться структура, которая будет мониторить реформу на региональном уровне и выходить с предложениями на федеральный с целью выправления подобных ситуаций. Например, на сегодняшний день отсутствует единый механизм формирования тарифов на оптовом рынке, что существенно затрудняет проведение договорной кампании. У множащихся игроков здоровые аппетиты, и все доказывают справедливость своей цены, стремясь как можно больше заработать. Вот и оказалось, что электроэнергия дорожает на ровном месте только за счет увеличения количества участников рынка. «Мы будем разбираться с этим», - пообещал губернатор Свердловской области Эдуард Россель.

Из чего формируются электрические нагрузки Екатеринбурга? Сегодня среднестатистическая квартира начинена холодильником и телевизором, стиральной машиной, кухонной техникой и прочим. Средний жилой дом проектируется на 500 - 700 кВт, а потом дополнительно добирает мощность около 100 кВт за счет торговых или офисных помещений на первых этажах («хрущевка», для сравнения, проектировалась на потребление 50 - 60 кВт). Торговые центры, такие как «Дирижабль» и «Екатерининский», забирают по 2 МВт. На строящийся аквапарк заявлено 4 МВт, на торговый комплекс IKEA - 10,5 МВт. Застройка микрорайона Юг Центра потребует 19 МВт, ВИЗа-Правобережного -; 71 МВт: это столько же, сколько потребляет Первоуральский новотрубный завод. Причем технические параметры многих современных объектов требуют высокой надежности электроснабжения. Надежность сети не безгранична, ее снижение в результате перегрузки недопустимо: серьезная энергетическая авария может повлечь за собой тяжелые последствия для всего города. Поэтому энергетики порой вынуждены отказывать застройщикам в подключении.

За пять лет потребление электроэнергии в столице Урала удвоилось и растет примерно на 7% в год (в Москве, например, только на 5%). Такая динамика - сигнал энергетикам: извольте соответствовать. Но Екатеринбургская сетевая компания вынуждена объяснять потребителям, что подключение не всегда возможно, старые изношенные сети малого сечения не способны пропустить заявленную мощность. Если принять за 100% суммарную потребность в электрической мощности в 2002 году (922 МВт), то в 2005м она выросла на 20%, а к 2015 году, исходя из планов городского строительства и развития промышленности, составит 172,5%. Действующие подстанции и электрические сети не обеспечат пропуск указанных мощностей. При подобных объемах капитального строительства в Екатеринбурге уже через пять лет дефицит составит 382 МВт - треть нынешнего потребления.

Есть вариант участия в программе ЕЭСК бизнесструктур на долговременной и взаимовыгодной основе: их инвестиции помогли бы снять проблему нехватки средств для развития сетей. Но надо решить, на каких условиях это возможно. И последний вариант: большие надежды энергетики возлагают на плату за присоединение к электрическим сетям - с нового года должна появиться методика ее определения. Сегодня по установленным администрацией Екатеринбурга расценкам подключение стоит от 3 до 12 тыс. рублей за киловатт в зависимости от места расположения объекта подключения. Деньги идут в фонд развития сетей.

Заместитель директора ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» (ЕЭСК) Владимир Белоусов рассказал, что для поддержания темпов городского развития в строительство современных сетей необходимо ежегодно инвестировать около миллиарда рублей. Это равно сметной стоимости двух новых подстанций на 110 кВ по 450 - 500 млн рублей каждая в зависимости от схемы подстанции. В ЕЭСК разработали план развития электросетей и центров питания в соответствии с планом развития Екатеринбурга до 2025 года. Но собственных денег не хватит. По утверждению Владимира Белоусова, ЕЭСК имеет только 38% средств, необходимых для реализации программы. Поднимать тарифы недопустимо, поэтому компания планирует выпустить облигационный заем на 500 млн рублей. Рассматривается и другой инструмент: дополнительная эмиссия акций.

- Типичный пример. Строительная компания решила построить дом. Нам говорят: свободных энергомощностей в этом районе нет. Поэтому вы должны протянуть кабель, построить новую подстанцию для всего микрорайона. Конечно, такая постановка вопроса нас возмущает: это не наша проблема. Но делать нечего. Электрические сети постарались на застройщика нагрузить как можно больше, чтобы хоть как-то реанимировать ситуацию в микрорайоне. Мы договорились, что новую подстанцию построим и от нее свой дом запитаем, но переподключение всего старого района - дело ЕЭСК. Энергетики заставляют строителей закладывать мощности на перспективу, предвидя, что завтра будет строиться что-то еще.

Вот что о нынешней тактике выстраивания отношений бизнеса и города на почве энергетики рассказывает главный инженер ЗАО «Атомстройкомплекс» Павел Кузнецов:

По оценкам Павла Кузнецова, в среднем трехкомнатная квартира площадью 100 кв. м нуждается в 20 кВт. Умножим их на 12 тыс. рублей (стоимость 1 кВт), получаем 240 тыс. рублей, или 8 тыс. долларов, которые покупатель платит в фонд развития электросетей в Екатеринбурге: плата через строителей падает на клиента. Отсюда и дороговизна квартир. Грубо говоря, трехкомнатная квартира стоит 2 - 3 млн рублей (от 20 до 30 тысяч рублей за кв. метр), и примерно 10% идет в фонд развития электросетей города.

Когда застраиваешь целый микрорайон, самое сложное - кабельные линии. Часто даже стоимость районной подстанции несравнима со стоимостью тех коммуникаций, которые нужно до нее дотянуть. Самое основное, не хватает подстанций на входе в город, которые преобразуют энергию 110 кВ на 10 кВ. Они стоят 350 млн рублей, мы одну такую построили для городских электросетей. Строительная часть обошлась нам в 30 млн рублей, остальное - электрооборудование: трансформаторы, выключатели, системы управления и безопасности сетей. Ситуация двоякая: мы можем ничего не вкладывать, но тогда у нас не будет электроэнергии. Вложения в такие дорогие подстанции один застройщик осуществить не в состоянии. Это нужно делать общими усилиями.

Пока существует вариант договориться с тем или иным человеком (в мэрии или в ЕЭСК), правила игры не будут равны для всех. В этом деле, на взгляд Кузнецова, еще много политики.

Застройщики считают, говорит Кузнецов, что город вместе с энергетиками должен разработать систему зонирования с разной платой за мощность. Но для всех заказчиков она должна быть одинакова в каждой зоне. Это вопервых. Во-вторых, во время аукционов по продаже земельных участков, которые официально начались с 1 октября, город обязан собирать деньги на развитие энергетики и другой инфраструктуры. В стоимость земельного участка необходимо закладывать стоимость коммуникаций. Нужно больше прозрачности и конкретики в этих вопросах.

Энергетика обречена на инвестиции
Из собственных средств сетевые компании могут инвестировать в новое строительство объектов в УрФО не более половины от требуемых 75 млрд рублей. Необходимо привлекать сторонних инвесторов, а для этого надо разработать механизм, гарантирующий возврат вложенных средств за срок не более пяти лет.

Сетевое хозяйство и мегаполисов, и всей отрасли пока не готово к рынку, к развитию бизнеса и переброске необходимых ему значительных объемов электроэнергии.

Юрий Зисман уверен, что деньги на развитие энергетики в стране есть: «Крупные структуры ищут, куда эффективнее вложить средства. К тому же долгие кредиты на 10 - 15 лет под реальные обязательства можно получить отовсюду. Надо лишь обеспечить климат для возврата инвестиций, политическую стабильность и, я вас уверяю, пойдут инвесторы и под такой срок. Я убежден в наличии многочисленных потенциальных инвесторов внутри страны. Что сегодня является эффективным вложением средств? Все, что можно было поделить, уже поделено: нефтянка, газ, золото, ископаемые. На очереди - энергетика. Мы должны открыть дорогу инвестициям в отрасль.

Решение всех проблем энергодефицита требует значительных инвестиций, но их приток в отрасль совершенно не обеспечен законодательной базой. Закон об инвестиционной политике - первое, что, по мысли Анатолия Сысоева, должно появиться в ближайшее время, если мы хотим создать рынок. Так, БАЗ должен иметь долговременные договоры с газовиками по объемам и ценам на энергоресурсы: если ты закладываешь это в инвестиционный проект, то знаешь, когда он окупится. Тогда пойдет инвестор.



Былая роскошь
Предприятия уральского химпрома испытывают общий для отрасли недуг - это высокая степень износа оборудования и отсталость технологий. Большинство заводов работают по технологиям и на мощностях 60х годов прошлого века, а сроки эксплуатации значительной части оборудования составляют 20 - 25 лет (для сравнения: на предприятиях химической промышленности США - около шести лет). Степень износа основных производственных фондов по химическому комплексу в целом - 57,8%, оборудования - 67,2%, причем по отдельным направлениям более 80% и даже до 100%. Это негативно отражается на объемах производства, снижает качество и конкурентоспособность продукции. В итоге предприятия вынуждены значительные средства выделять на капремонт и модернизацию.

В середине октября стало известно, что ОАО «Уральская химическая компания» («Уралхимпласт», Нижний Тагил) договорилось с газовой компанией « Итера» о создании совместного производства по выпуску метанола. Площадку выделит « Уралхимпласт», сырье для проекта (собственный природный газ) будет поставлять «Итера». Это удешевит конечную продукцию и станет ее серьезным конкурентным преимуществом. Отметим, что «Уралхимпласт» - одно из самых продвинутых предприятий отрасли, оно активно использует как собственные разработки, так и приобретенные у иностранных компаний технологии. На общем фоне эта компания - скорее исключение, поскольку остальные вынуждены по большей части заниматься обновлением фондов, а не внедрением новых идей.

Объем инвестиционной программы «Сильвинита» - свыше 3 млрд рублей: из них 1,5 миллиарда будет вложено в кап-строительство, миллиард - в модернизацию, около 600 млн рублей - в новое оборудование. Цель - нарастить выпуск хлоркалия до 5 млн тонн. В июне этого года на предприятии запустили пятую технологическую нитку отделения грануляции: это одно из самых современных и высокотехнологичных производств гранулированного хлористого калия в России и странах СНГ. Подобное оборудование есть лишь на калийном предприятии в Канаде. Монтаж велся совместно с немецкой фирмой Famako, которая поставляет в Россию оборудование для калийной промышленности. Технический проект выполнен проектным институтом Ercosplan из Германии, рабочий проект - ОАО «Галургия» (Пермь). В результате всех мероприятий по модернизации производства износ оборудования на «Сильвините» составляет всего 30% - это один из лучших показателей в отрасли.

Глобальные инвестиционные программы разработаны ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит», единственными в России производителями хлористого калия. На протяжении последних лет вложения «Уралкалия» превышали миллиард рублей в год (на 2005 год заложена цифра 5 млрд рублей). В частности, в 2004 - 2005 годах на предприятии провели реконструкцию и монтаж установок облагораживания калийных удобрений, завершили перевод сушильных отделений с мазута на газ. В настоящее время в компании начаты внедрение техники нового поколения (американских комбайнов «Мариэтта 900» и отечественных «Урал-20»), переход на оборудование с питающим напряжением 1140 вольт, что сократит издержки и повысит производительность. В планах «Уралкалия» - увеличить к 2012 году выпуск хлористого калия вдвое, до 8,5 млн тонн в год.

Лидеры инноваций
Однако в Уральском регионе все-таки есть предприятия химической промышленности, которые занимаются инновационной деятельностью: тот же «Уралхимпласт» или ОАО «Метафракс» (Губаха, Пермская область). Как сообщил помощник гендиректора губахинской компании Николай Воробьев, на «Метафраксе» разработаны концепция и программа технического развития предприятия до 2010 года. В рамках этих документов планируется значительно углубить переработку метанола, создать производства принципиально новых, высокорентабельных и востребованных продуктов. На эти цели компания намерена затратить более 300 млн долларов. Кроме того, определена стратегическая линия развития - увеличение внутренней переработки метанола до 40% от вырабатываемого количества. «Чтобы выжить в конкурентной борьбе, другого пути, как увеличение переработки метанола на месте в другие более дорогостоящие продукты, у нас нет. Для этого необходимо создание мощных производств по выпуску карбамидоформальдегидного концентрата и синтетических смол», - рассказывает Николай Воробьев.

Высокие тарифы естественных монополий подтолкнули производителей к развитию собственных энергетических мощностей и транспортного парка. «Уралкалий», к примеру, намерен на 85% обеспечить себя электрической энергией и на 100% - тепловой. В планах «Сильвинита» увеличить собственный вагонный парк на 470 минераловозов. Но больше всех страдают предприятия, выпускающие азотные удобрения: основным сырьем для них служит природный газ, и при износе оборудования в 60 - 70% рентабельность продукции сводится к нулю. В итоге они вынуждены реконструировать производство, чтобы уменьшить энергозависимость. Как сообщила представитель пресс-службы ОАО «Минеральные удобрения» Анастасия Цецегова, компания ежегодно проводит замену оборудования: в 2004м в цехе производства карбамида сменили турбину GT101 к компрессору углекислого газа GB101 и модернизировали факел на производстве аммиака; в 2005 году в ходе капитального ремонта проведена реконструкция паровой турбины 101JT на аммиачном производстве и модернизация колонн DA501, 502, 506 на карбамидном. Мероприятия позволили сократить норму расхода природного газа и увеличить выпуск продукции, говорит Анастасия Цецегова. По ее словам, этим предприятие и ограничивается: «Минеральным удобрениям» не до внедрения новых бизнесидей.

1 млрд рублей. По словам Воробьева, со сбытом концентрата у предприятия проблем нет: 90% поступает потребителям России, еще 10% - Украины и Белоруссии. В основном это предприятия, занимающиеся деревообработкой, выпускающие фанеру, ДСП и ДВП.

В июне 2003 года на «Метафраксе» пущена в строй первая установка по производству карбамидоформальдегидного концентрата КФК1: оборудование поставила шведская фирма Perstorp Formox. Затем последовало строительство второй и третьей, они введены в строй в декабре 2004го и в июне 2005го соответственно. Суммарный годовой выпуск товарной продукции трех установок КФК составляет

Появление нового игрока на рынке синтетических смол уже заставило потесниться «Уралхимпласт». Как рассказал заместитель генерального директора по маркетингу и стратегическому развитию бизнеса этой компании Андрей Гурьянов, в настоящее время предприятие ведет работу в направлении как освоения новых рынков, так и создания новых бизнесвозможностей. В 2004 году запущено производство ортокрезола мощностью

Другой проект «Метафракса» в сфере продукции более высокого передела - производство синтетических смол. Для этого в 2004 году зарегистрировано российско-финское предприятие ЗАО «Метадинеа» (совместно с финской компанией «Динеа Кемикалс Ою»). На двух промышленных площадках (в Губахе и ОреховоЗуеве Московской области) будет производиться около 400 тыс. тонн смол разных марок и назначения в год. Весь проект оценивается в сумму более 30 млн евро. СП соединяет высокие западные технологии и российский кадровый потенциал. Плюс к этому - качественное сырье.

Реализуется на «Уралхимпласте» и два проекта организации выпуска продукции для нефтедобывающей промышленности. «К этому направлению нас подталкивают сразу несколько факторов: динамика развития нефтедобывающей отрасли, освоение нефтяниками новых технологий с использованием современных химических продуктов, наше выгодное географическое расположение между нефтедобывающими регионами и наличие разветвленной производственной базы», - объясняет Андрей Гурьянов.

7 тыс. тонн. Технология стала совместной разработкой специалистов ОАО «Уралхимпласт» и немецкой компании Rutgers. Ортокрезол применяется в производстве средств защиты растений, синтетических смол для электроники. «Это на 100% экспортноориентированный проект - вся выпускаемая продукция экспортируется: в европейские страны, в том числе Великобританию и Голландию, а также в Новую Зеландию. В свое время подразделение было остановлено на реконструкцию, в ходе которой проведен ряд мероприятий, позволяющих существенно снизить производственные издержки. В августе 2005го цех пущен вновь. Актуальность такого решения продиктована в первую очередь ростом мировых цен на ортокрезол», - говорит Гурьянов. Сегодня компания работает над усовершенствованием техпроцессов этого производства для повышения его экономической эффективности и получения дополнительных преимуществ перед международными конкурентами.

Кто не рискует
В химических компаниях Урала отмечают проблемы, сдерживающие развитие новых технологий. Представитель «Сильвинита» Юрий Одесских говорит, что главное препятствие - недостаток средств: «Есть большая сложность в получении кредитов. Банки неохотно кредитуют химические предприятия». В итоге «Сильвинит» все мероприятия по реконструкции и установке нового оборудования проводит за счет прибыли и амортизационных отчислений. По словам Андрея Гурьянова, «Уралхимпласт» также большинство проектов финансирует из собственных средств. Аналогичная ситуация на «Метафраксе».

По его словам, помимо крупных проектов, направленных на создание новых продуктов, компания постоянно совершенствует уже выпускаемые: «Наши потребители - предприятия машиностроения, деревопереработки, строительной индустрии, металлургии, химической промышленности - осваивают новые технологии, что формирует спрос на современные материалы. За последние два года разработан и внедрен в производство широкий ассортимент новых синтетических смол для литейного производства, теплоизоляционных материалов, древесных плит. Сегодня к новым материалам предъявляет требования и рынок пластпереработки».

пласте» многие технологические инновации были освоены в условиях существующей производственной базы. По его мнению, на их внедрение в большей степени влияет культура компании, понимание важности изменений, способность воспринимать новые идеи и готовность к определенному риску. Здесь считают проблемными другие факторы. «Отрасли не хватает действительно инновационных идей - „настоящих буйных мало“. Редко встречаются хорошо проработанные бизнеспланы, которые можно было бы брать и внедрять. А усугубляет ситуацию устаревшая технологическая структура в перерабатывающих отраслях промышленности, которая не формирует устойчивый спрос на новые продукты», - говорит Гурьянов.

Другая проблема - низкий уровень технологической базы: он не соответствует внедрению инноваций. Именно поэтому предприятиям, построенным еще в советские годы, необходимо сначала провести замену изношенного оборудования. Хотя, как говорит Андрей Гурьянов, на «Уралхим

Министерство транспорта РФ готовится внести на рассмотрение в Госдуму законопроект «О дорожных фондах». За создание в России системы целевых бюджетных дорожных фондов сегодня открыто высказываются практически все компетентные лица - от региональных чиновников и парламентариев обеих палат Федерального Собрания до представителей правительства РФ. Но в отношении содержательной части документа единства нет. Камень преткновения: что станет основой формирования дорожных фондов субъектов федерации - федеральный или региональные бюджеты?

- Андрей Порубов

Органы власти субъекта РФ, принимая региональный закон о транспортном налоге, могут самостоятельно устанавливать его ставки (в пределах, предусмотренных гл. 28 Налогового кодекса РФ), порядок и сроки уплаты. Направлять или не направлять на ремонт и строительство дорог часть налога на прибыль - они тоже решают сами. Получается, каждый регион устанавливает свои правила игры. В Уральском федеральном округе, например, налог на прибыль используют на содержание дорог только Ханты-Мансийский автономный округ и Тюменская область. В результате дороги в Западной Сибири лучше, чем в соседних областях Урала.

Стратегическая игра проиграна
Федеральный дорожный фонд ликвидировали в 2001 году, региональные - двумя годами позже. Причина - отмена налога на пользователей автомобильными дорогами: он составлял основу формирования дорожных фондов. Однако был признан нерыночным. В результате если в 2000м на ремонт и содержание дорог в среднем тратилось 2,3% валового регионального продукта, то сегодня - только 0,8%.

Положение осложняется тем, что основная часть дорог на Урале построена в 50 - 60е годы. Тогда и личных автомобилей было меньше, и грузовики ездили не столь мощные (нагрузка на ось современных магистральных тяжеловозов превышает 20 тонн).

По информации начальника свердловского областного учреждения «Управление автомобильных дорог» Владимира Плишкина, на ремонт и содержание дорог Среднего Урала в 2005 году выделено около 1 млрд рублей, а требуется в 10 - 12 раз больше: «Исходя из нынешнего уровня финансирования, мы можем ремонтировать каждую дорогу один раз в 50 лет, а по нормативам необходимо не реже одного раза в десять лет».

Неудовлетворительное состояние сети автомобильных дорог напрямую влияет на экономику государства. В развитых странах средняя скорость движения автотранспорта составляет 70 - 80 км/ч, транспортные издержки - 5 - 7% от общих. В России - около 40 - 50 км/ч и 18 - 20% соответственно. «В одной из первых стратегических компьютерных игр „Цивилизация“ разрушение экономических и социальных основ государства начинается с момента, когда возникает дефицит в бюджете на содержание и ремонт автомобильных дорог. Обостряется транспортная проблема, возникают пробки на дорогах, увеличивается протяженность пробега автомобилей полиции, пожарных, скорой помощи и т.д. Следовательно, государственные структуры не могут обеспечить выполнение своих функций. Та же ситуация в сфере обслуживания и производства. Если своевременно не ликвидировать дефицит в бюджете дорожного хозяйства, то процесс разрушения цивилизации становится неуправляемым. Это игра, но в ее основу заложены реальные экономические законы», - проводит аналогию генеральный директор ЗАО «Научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры» (НТПИ ТИ, Тюмень) Александр Политов.

С каждым годом увеличивается интенсивность движения. В Свердловской области зарегистрировано 1,2 млн транспортных средств и ежегодно их становится на 8 - 10% больше. Нагрузка на дорожное полотно значительно возрастает, что приводит к его быстрому разрушению.

Раньше дорожные фонды были внебюджетными: в ситуации затрудненного контроля процветала коррупция, появлялись лазейки для нецелевого использования средств. Теперь контроль за деятельностью пойдет по общим правилам: управление фонда будет защищать бюджет и отчитываться перед парламентариями, может использовать полномочия и счетная палата. Второе нововведение: законопроект жестко закрепляет размеры расходов на содержание сети автодорог и обязывает субъекты федерации направлять их строго в дорожный фонд. Третье: наряду с федеральным и региональным будут формироваться дорожные фонды муниципального уровня.

Обязательно к исполнению
НТПИ ТИ по заказу уральского полпредства стал одним из разработчиков нового законопроекта «О дорожных фондах», предложенного Минтрансом России. «Документ, в отличие от предыдущего, предусматривает создание дорожного фонда в рамках бюджета, - поясняет Александр Политов. - Право на существование фондов предусмотрено ст. 17 Бюджетного кодекса РФ. Фонд должен формироваться за счет целевых дорожных налогов и расходоваться строго в соответствии со статьями - на содержание и ремонт автомобильных дорог».

Основой формирования дорожных фондов, по мысли Александра Политова, должен стать транспортный налог: «Есть предложение сделать его единым для всех субъектов федерации. Но одного транспортного налога явно недостаточно. В развитых странах целевых налогов, которые направляются на содержание дорожного хозяйства, гораздо больше».

Профицитом по дорогам
Самым актуальным и до сих пор не решенным вопросом остается принцип финансирования дорожных фондов на трех уровнях власти. «Определять источники нужно исходя из того, что уровень пополнения дорожного фонда должен быть не менее 2% от ВВП. В принципе региональные дорожные фонды можно формировать, не дожидаясь принятия соответствующего федерального закона. Но проблема в том, что на их финансирование необходимо направить и часть тех налогов, которые поступают в федеральный бюджет», - говорит Владимир Плишкин.

Есть вопрос и по акцизам на топливо. Они сегодня берутся с тонны, а не с рубля, но продажи топлива растут не так значительно, как его цена. С учетом инфляции доля собираемых акцизов с каждым годом уменьшается, соответственно, будут снижаться и средства дорожных фондов. Кроме того, по статистике Мин

Дополнительными источниками формирования дорожных фондов эксперты предлагают сделать недоимки по налогу на пользователей дорог, часть налога на прибыль, акцизные топливные сборы, а для муниципальных дорожных фондов - часть налога на землю. Дискуссия по поводу источников сводится в конечном счете к дилемме: будет тянуть деятельность регионального дорожного фонда сам субъект федерации или этот тяжкий груз возьмет на себя федеральный центр. По мнению председателя экономического комитета по программам развития Уральского региона Межрегиональной ассоциации «Большой Урал» Сергея Воздвиженского, в региональный дорожный фонд могла бы поступать часть НДС, причем федеральная его составляющая. Впрочем, считают регионалы, в поиске дополнительных финансовых источников не было бы нужды, если бы можно было использовать гигантский профицит федерального бюджета (в том числе и на 2006 год).

Немаловажный аспект проблемы - разноуровневость экономического развития российских регионов. Поэтому НТПИ ТИ в своих предложениях предусмотрел механизм субсидирования региональных дорожных фондов из федерального фонда. «Речь идет о так называемой минимальной бюджетной обеспеченности, - поясняет Александр Политов. - Например, одна из самых низких в УрФО плотностей автодорог на тысячу жителей - в ХМАО, а самая высокая, как ни парадоксально, в Курганской области. Понятно, что в ХМАО дорожный фонд будет гораздо больше, чем в Зауралье, при этом плотность дорог в автономном округе, повторяю, гораздо меньше. Следовательно, средства дорожного фонда ХМАО могут быть направлены не только на поддержание дорог в нормативном состоянии в силу требования о минимальной бюджетной обеспеченности, но и на развитие дорожной сети - на реконструкцию существующих и строительство новых автодорог. А Курганской области придется просить субсидии у федерации. Но регион может получить субсидии из центра только в том случае, если он полностью реализовал свои возможности по сбору налогов».

транса, только 22 субъекта федерации, где есть большой объем реализации и нефтеперерабатывающие мощности, смогут иметь акцизы на топливо в качестве реального источника дохода. Остальным его просто неоткуда получить.



Главная страница / Формирование