Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Формирование

Реформа, которой нет

- В правительстве РФ понимают: необходимы серьезныемеры для преодоления непрозрачности рынка, снижения криминогеннойобстановки вокруг него, ликвидации недоимок в бюджет (более 150 млнрублей в месяц). Кроме того, нужна дифференциация законопослушныхучастников рынка и тех, кто нарушает законные схемы здоровойконкуренции. Среди возможных мер - изменения в таможенном кодексе,перевод лицензирования на федеральный уровень, общее ужесточениеконтроля за ломозаготовителями. Но устранение правовых противоречийможет затянуться на несколько лет.

Вячеслав Кузовой: «Объединение - единственный выход для малого и среднего бизнеса»
ООО «Уральская металлоломная компания» (УМК,«дочка» ОАО «Уральская сталь», Оренбургская область) приобрело 99,29%акций ЗАО «Оренбургский областной вторчермет». Предприятие держитпорядка 50% всего сбора черного лома по Оренбуржью. В результате УМКс учетом имеющихся мощностей сконцентрирует 100% региональнойломозаготовки (300 - 400 тыс. тонн). Тенденция очевидна: крупныехолдинги продолжают поглощать мелкие компании. Комментарий ВячеславаКузового, директора НП «Объединение независимых поставщиковметаллолома», работающего на рынке Урала и Западной Сибири: - Что происходит на рынке? Сможет ли закон«О государственном регулировании обращения с ломом и отходами цветныхи черных металлов» упорядочить отрасль?

Одни участники рынка призывают отрасль статьпрозрачной, другие - убрать льготу по НДС или дать ее всем. В конечномсчете, «воз» может остаться «и ныне там».

А пока государство, по сути, ведет скрытую борьбуне столько с нелегальными сборщиками металлолома, сколько с некрупнымиигроками рынка. Система льгот по НДС странным образом распространиласьтолько на объединения, куда входят большие метзаводы. Остальным ждатьльгот не приходится. Кроме того, у мелких и средних отраслевиковналичие лицензий власти готовы проверять «до последнего колена».В результате государство может не только отобрать бизнес, заработанныеденьги, но даже посадить в тюрьму. И это на фоне ежегодных кражв размере 540 млн долларов! Такое заочное противостояние властейи мелкого бизнеса не приведет к позитивным результатам.


Основной доклад держал председатель правительства Алексей Воробьев.Он излучал оптимизм и всеми силами старался поделиться энергиейс залом. По его данным, в прошлом году валовой региональный продуктсоставил порядка 461 млрд рублей, темп роста к уровню 2004 года- «свыше 108%». Общий объем инвестиций (с учетом иностранных) превысил127 млрд рублей (рост 48%). За год почти на 13% выросли реальныеденежные доходы населения, среднемесячная зарплата составила в декабре2005 года более 11 тыс. рублей, что на 31% выше, чем год назад. Уровеньрегистрируемой безработицы удалось сократить до 1,65%. Эти и другиепобедные цифры позволили премьеру уверенно заявить: Свердловскаяобласть «с запасом выполнит задачу удвоения ВВП к 2010 году, увеличивего в 2,3 раза».

Еженедельные- по понедельникам - заседания кабинета министров Свердловской областипроходят в закрытом от прессы и общественности режиме. По мнениюгубернатора Эдуарда Росселя, надо относиться к этомус пониманием: в присутствии телекамер министры не могут себе позволитьбыть откровенными. Однако по итогам года проходят так называемыерасширенные заседания правительства - с участием промышленников,деятелей науки, образования и культуры, представителей СМИ. Интереск работе областных властей огромен, поэтому 26 февраля, когдаподводились итоги 2005 года, конференц-зал дома правительства не мог вместить всех желающих, даже приставных стульев не хватило.

Говоря о стратегических задачах, Алексей Воробьев далпонять, что основное внимание, как и прежде, власти уделяют сырьевомусектору. К 2010 году Свердловская область должна увеличить производствостали вдвое, меди - в 1,4, алюминия - в 1,5 раза. Глава кабинетаминистров пообещал «всемерную поддержку» модернизации уральскихзаводов. Она будет заключаться в организации выездных заседанийправительства на предприятиях.

Чаще других в докладе встречались слова: «рост,увеличение, удачный, успешный, позитивные тенденции». Слово «проблема»не прозвучало ни разу. Даже тот факт, что численность работающихна малых предприятиях увеличилась за год только на 2%, позволилпремьеру сделать вывод: вклад в экономику области малогопредпринимательства «уверенно растет».



Знание - сегодня не толькосила, но и деньги. Бурно развивающаяся экономика повышает требованияк компетенции участников рынка. Это заставляет бизнес искать новыеинструменты, позволяющие не только поднять эффективность работы,но и адаптироваться к меняющимся условиям. Работодатели, ужесточаятребования к персоналу, мотивируют его к росту профессиональногоуровня. В то же время у квалифицированного специалиста обостряетсячувство независимости, он придирчиво выбирает место и условия труда.Так рождается спрос на услуги в сфере бизнесобразования.

АЦ «Эксперт-Регион»провел исследование рынка бизнесобразования Большого Урала. Перваяпубликация посвящена общему обзору рынка и тенденциям, определяющим егосостояние. В следующих мы покажем ситуацию в отдельных сегментахи перспективы их развития в 2007 - 2008 году.

Среди прочих сегментов рынка образования ударениев термине «бизнесобразование» следует ставить на слово «бизнес».Критерий здесь - практика применения знаний и навыковв предпринимательстве. Этим обусловлен жесткий подход к отборупреподавателей: они обязаны иметь не только обширные теоретическиезнания, но и успешный, передовой и даже инновационный опыт созданияи ведения своего дела. Наполнение программ обязано отражать реалиибизнеса.

Участники рынка отмечают значительную разницу в уровнеразвития рынков областных центров региона. Екатеринбург с точки зрениянасыщенности, конкуренции, качества и количества образовательныхпрограмм - впереди. Сегодня для него характерны все те тенденции,которые наблюдались два-тригода назад на рынке бизнесобразования в Москве. Немаловажно и то, чтоспрос здесь почти на четверть формируется за счет приезжих из соседнихобластей. В свою очередь рынки Перми, Челябинска и Тюмени отстаютот екатеринбургского года на три. В Курганской, Оренбургской областяхи Удмуртии бизнесобразование развито довольно слабо. Различияобусловлены социально-экономическими особенностями регионов.

Кто кого учит По данным исследования АЦ «ЭкспертРегион», емкостьрынка бизнесобразования Большого Урала составляет около 1,5 млрд рублей(только участники нашего рейтинга выручили в 2005 году более 600 млнрублей). Компания «Апрайт», ведущая мониторинг рынка бизнесобразованияУрала, оценивает его емкость более чем в 1,7 млрд рублей. Тренинговаякомпания «Активные формы», основываясь на доле ВВП Большого Урала в ВВПРоссии (16,7%), называет цифру порядка 1 млрд рублей.

В рейтинге АЦ «ЭкспертРегион» приняли участие47 компаний. Пятерку лидеров по итогам 2005 года составили:«УралоСибирский Институт Бизнеса» (Екатеринбург), Учебный межотраслевойрегиональный центр повышения квалификации и профессиональнойпереподготовки специалистов «Потенциал» (Екатеринбург), Региональныймежотраслевой центр переподготовки кадров Пермского государственноготехнического университета, Институт переподготовки кадров Уральскогогосударственного технического университета, Институт дополнительногопрофессионального образования Тюменского государственного университета.

На рынке региона работает, по нашим подсчетам, около340 операторов: в том числе около 150 - в Екатеринбурге, более60 - в Челябинске, примерно по 30 - в Тюмени и Уфе, около 25 - на рынкеПерми, по 10 - 15 - в Ижевске, Оренбурге и Кургане. Порядка 50%компаний, предлагающих услуги бизнесобразования, приходится на крупныхи средних операторов.

В отраслевой структуре, по словам директора департамента корпоративных решений компании «Апрайт» (Екатеринбург) Дины Ушаковой, лидируют торговые компании - их около 60%, производственных примерно 30%, остальные - сервисные.

Большую часть клиентов центров бизнесобразованиясоставляют юридические лица (59%). За услугами бизнесобразования,по оценке директора тренинговой компании «Активные формы»(Екатеринбург) Елены Старостиной, обращается примерно каждая пятая компания, работающая на рынке.

Всегда будет востребовано и обучение в области управления персоналом, считает директор компании «АфинаПаллада» (Екатеринбург) Людмила Иващенко:«Успех предприятия - это результат работы его сотрудников. Задачаруководителя построить работу своих подчиненных таким образом, чтобыона была максимально эффективной».

Наибольшим спросом пользуются предложения в областибухучета, налогообложения и аудита, управления предприятием,организации продаж, управления персоналом. «Вполне закономерно, чтоактивнее всего учатся в тех сферах, где выше конкуренция,- комментирует Елена Старостина. - Обучают там, где необходимость новыхтехнологий встроена в бизнеспроцесс. Поскольку продажи - основнойбизнеспроцесс, спрос на программы, касающиеся сбыта, всегда высок».

Чему и как научатОпрос 47 компаний, принявших участие в рейтинге,показал: прирост рынка бизнесобразования Большого Урала в денежномвыражении составил за 2005 год 20% (123 млн рублей), количествообученных выросло на 28% (21 тыс. человек - это как население целогогородка) и достигло 75 тыс. человек.

Центры бизнесобучения сканируют рынок, подстраиваютсяпод изменяющиеся запросы и предлагают все новые и новые продукты. Частобывает, что потребность очевидна, а спрос еще не сформирован. Такаяситуация, по мнению директора «УралоСибирского Института Бизнеса»(Екатеринбург) Ларисы Гусевой, сложилась, например,в маркетинге: «Думаю, этот рынок скоро проснется. На рынке труданепрерывно идут заявки на директоров по маркетингу, а их нет. Вместес тем программа MBAмаркетинг продается не очень активно, учиться на нееидут не многие. То есть потребность в высококлассных специалистах есть,а учить - почти никто не учит».

В условиях конкуренции участники рынка повышают качество образования, улучшают сервис, вводят различные инновации.

Уровень конкуренции на рынке дополнительногообразования возрастает, в среднем ежегодно появляется 5 - 10 новыхкомпаний, в основном небольших. Директор учебного центра «Потенциал»(Екатеринбург) Владимир Синчук: «Увеличение числаигроков заставляет крупных операторов рынка корректировать ценовуюполитику, поскольку новые небольшие компании привлекают неискушенныхпотребителей низкой стоимостью обучения.

Рост объемов сопровождается расширениемпреподавательского состава: за минувший год в целом по рынкуон увеличился на 16% (до 1493 человек). Сдерживает рост рынка дефициткадров: бизнес развивается быстрее, чем специалисты адаптируютсистемные знания и опыт для передачи другим. Лариса Гусева: «Дефицитбизнеспреподавателей в Екатеринбурге колоссальный. Проблемане в количестве, но в качестве: чтобы сделать преподавателя хорошим,с ним надо работать, его надо формировать и “форматировать” в планеработы с аудиторией, содержания программы, собственного развития».

А у клиентов появляется выбор - где пройти обучение,по какой программе. На наш взгляд, рынок находится в фазе бурного ростаи еще не достиг стабилизации. Динамика его развития в 2006 году будетповторять 2005й».

Участники рынка ожидают изменений в отраслевойструктуре рынка в сторону увеличения спроса со стороны производственныхи сервисных компаний. «Потенциальными клиентами центров бизнесобучениястанут развивающиеся отрасли промышленности - приборостроение,машиностроение, добыча природных ресурсов, производствостройматериалов, мясопереработка и производство молочной продукции.Качественные изменения в этих отраслях обуславливают появлениепотребности в обучении. В сегменте сервисных компаний ожидается ростспроса со стороны авторынка и связанных с ним сервисов, логистики,перевозок, инжиниринга, рекламы, полиграфии, СМИ, активно развивающихсягостиничного, ресторанного и игорного бизнеса», - считает Дина Ушакова.

Эксперты отмечают также тенденцию перераспределениявнутри рынка. Силу набирают крупные, хорошо зарекомендовавшие себяклиентоориентированные компании, предлагающие эксклюзивные программы.Дина Ушакова: «Интересны не формат привычного семинара или тренинга,а событие, например, тематическая конференция». По мнениюисполнительного директора «Высшей Экономической Школы» (Екатеринбург) Юлии Голомшток, «в этом году скорее всего резко выявится специализация обучающих компаний».

Все большим спросом будут пользоваться программыв области маркетинга, управления в промышленности, налоговогоконсультирования, будут развиваться коучинг и тренинги личностногороста.

В 2005 году появилась тенденция к увеличению спросана образовательные услуги со стороны физических лиц: люди стремятсябыть более независимыми на рынке труда. Это приведет к тому, чтоза свой счет будут учиться больше. Но юридические лица пока остаютсяосновными клиентами центров бизнесобучения.

Резюмируем. Основные ожидания в плане развития рынкабизнесобразования касаются изменения цен и структуры. Стоимостьвырастет, особенно уникальные программы с зарубежными преподавателями,«звездами» российского масштаба, а также любые программы дляруководителей. Специализация обучающих компаний будет усиливаться.Увеличится спрос со стороны производственных и сервисных компаний.Больше людей будут учиться за свой счет. Темп роста рынка не снизится,соотношение спроса и предложения сохранится. Конкуренция продолжитнарастать. Эти тенденции характерны преимущественно для «продвинутого»Екатеринбурга. Аналогичная перспектива с лагом в два-три года ждет рынки Перми, Тюмени и Челябинска.

Уровень цен устремится к мировому. Этому способствуетувеличение издержек, связанное со стремлением компаний к созданию болеекачественных обучающих продуктов, и возрастающий спросна бизнесобразование. «Наконецто мы будем выходить на реальную цену,- говорит генеральный директор Центра “Бизнес- Образование” Ольга Жигальцова.- Поначалу продвижение услуг бизнесобразования происходило по ценеподчас ниже себестоимости, сейчас многие начинают понимать: дешевоехорошим бывает редко. Новый класс преподавателей - бизнесконсультанты- очень дорогие специалисты, под них нужно выстраивать адекватнуюценовую политику. За рубежом есть четыре ценовых сегмента: люксовый,высокий, средний и низкий. До сих пор Россия на рынке бизнесобразованияработала в низком и среднем сегментах, у нас очень мало высокого,а люксовый - вообще экзотика. Со становлением рынка будет появлятьсявысокий ценовой сегмент, отмирать низкий и средний».


Что изменилось в школах за последние годы? Компьютеров стало больше, а учеников и учителей меньше. На получение среднего образования уходит не десять, а одиннадцать лет. Для оценки знаний иногда используется тестирование. Все это скорее развитие под влиянием обстоятельств, чем смена вектора. Высшая школа также движется в уже заданном направлении. И пресловутое расширение платной зоны давно не новость.

Когда заходит речь об образовании, по ассоциации всплывает слово «реформа» как часто употребляемое с ним в связке. Об образовательной реформе говорят на разных уровнях, у нее объявляются критики и апологеты. Странность заключается в том, что на самом деле реформы нет. Реформа как система принципиальных изменений в образовании, инициируемых законодательно, отсутствует. С обществом приключился казус: часто повторяемое слово стало восприниматься как реальность.

С тех пор образование экспериментирует, от чегото отказывается, чтото принимает, в общем, существует в естественном для живого организма состоянии развития и усовершенствования - модернизации.

Полномасштабная образовательная реформа произошла в России лишь однажды, когда Петр Первый провозгласил государственную систему обучения: до этого оно было в основном частным делом. Важная веха приходится на период отмены крепостного права, когда были введены новые требования к гимназиям и реальным училищам. Как ни парадоксально, большевики мало что изменили в системе образования. Реформой современности можно считать только закон «Об образовании» 1992 года, который провозгласил действительно новые принципы функционирования образовательной системы, дал школам и вузам больше свободы.

Нет согласия в отечестве. Потому что не ясна глобальная цель образования: какой результат от него нужен стране? Если флагом считать возрастание интеллектуализации общества - один путь. Есть ставить во главу угла адаптацию к нуждам экономики - несколько иной. В Государственной думе рассмотрение законопроектов по средней и высшей школе неоднократно планировалось, но откладывалось. Скорее всего, именно по причине неопределенности цели, а значит, и направления движения. По поговорке: если не знаешь, что делать, ничего не делай. Образовательный «тянитолкай» топчется на месте.

И всетаки слово «реформа» нависло над ним не случайно. В обществе зреет беспокойство. Родители высказывают претензии к качеству школьного обучения и опасаются, что скоро детей учить будет некому: кто же пойдет на маленькую учительскую зарплату… Работодатели недовольны тем, что выпускников приходится доучивать и переучивать, что образование оторвано от практики. Недостатки существующей системы у многих на языке. Вот только рецепты оздоровления предлагаются диаметрально противоположные. От полноценного включения в рынок - до сохранения доступности, что слабо совместимо. От финансовой автономности образовательных учреждений - до жесткого контроля государства. Даже по поводу свершившегося не складывается единое мнение. Россия два года как вступила в Болонский процесс, а споры, полезно это или вредно, не утихают.

Пока не сформулирована национальная образовательная задача, реформирование бессмысленно. Но отдельно взятое образовательное учреждение почти всегда имеет отдельно взятую задачу - и не имеет времени на ожидание. Дети растут сейчас, специалисты нужны сегодня. На ощупь, методом проб и ошибок школы, училища, колледжи, вузы приспосабливаются к реальности и тем осуществляют собственную модернизацию.

В таких условиях объявлен национальный проект по образованию. Это не реформа. Национальный проект предполагает некоторые системные изменения, например, в порядке финансирования школ; прописывает создание центров мирового уровня - двух бизнесшкол, двух национальных университетов. Но концептуальных установок не содержит. Возможно, его потаенная цель - определиться с ориентирами. Найти лидеров и там разместить ресурсы. Способ достижения: создание конкурентной среды, благоприятной для инноваций, путем учреждения многочисленных грантов и конкурсов. Пусть растет разное, и тогда естественным образом проявится, какие организационные формы и педагогические методы более эффективны и соответствуют времени.



Главная страница / Формирование