Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Формирование

Лучше меньше да лучше

«Браво!» проводится уже в 26й раз. На этот раз в нем активно участвовали театры городов Свердловской области: Нижнего Тагила, Серова, Новоуральска. В основных номинациях победили спектакли «Храни меня, любимая» режиссера Кирилла Стрежнева («Музыкальный театр») и «Амиго» Николая Коляды («Драматический театр»). «Амиго» получил и приз зрительских симпатий. Член жюри фестиваля Наталья Курюмова оценивает «Браво!» как индикатор того, кто и как в городе чувствует и понимает время: «Ктото от него безнадежно отстал, кто-то изо всех сил пытается его нагнать, и сама попытка достойна уважения. А кто-то проник в самую суть современности и делает настоящие спектакли».

Премия «Браво!», автор статуэтки - скульптор Владимир Кривушин
- Андрей Порубов


Екатеринбург - Челябинск

Фестиваль «Сцена2006» моложе, ему семь лет. 14 театров и студий городов Южного Урала (Челябинска, Магнитогорска, Озерска и Златоуста) представили премьеры сезона. В жюри фестиваля впервые вошли театральные критики не Челябинска, а Москвы и Екатеринбурга. «Никаких скидок к нашим театрам у них нет, - отмечает заместитель председателя Челябинского отделения Союза театральных деятелей России Лариса Новоселова. - Критика была суровой, суровым был отбор. Но я считаю, что все справедливо». Гран-при завоевала «Пиковая дама» в постановке Челябинского театра оперы и балета, лучшей детской постановкой стали «Сны о Русалочке» Челябинского ТЮЗа. Приз за лучшую режиссуру получил Владимир Гурфинкель (спектакль «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей»). Екатеринбургский искусствовед Лариса Барыкина, вошедшая в состав жюри, считает, что в регионе наблюдается интересный театральный процесс: «Театры идут каждый своей дорогой, много индивидуальностей в режиссуре».


Рынок общественного питания Урала готов принимать новых игроков. В Екатеринбурге, например, он заполнен меньше чем наполовину. «Согласно нашим маркетинговым исследованиям, жители и гости города готовы оставлять ежегодно в кафе и ресторанах около 13 млрд рублей. Сегодняшняя цифра - 6 миллиардов», - сообщила генеральный директор компании «Малахит» Анна Кузнецова. Наиболее востребованы фастфуды - предприятия быстрого обслуживания (ПБО). Исследование «Кухня на любой вкус», проведенное городской администрацией в 2004 году, показало: около 50% жителей Екатеринбурга предпочитают обедать в столовых и точках ПБО, 36% - дома, и только около 15% выбирают рестораны. Но доля фастфудов в общем объеме рынка общепита не превышает пока 10%.

В августе один из лидеров екатеринбургского рынка общественного питания компания «Малахит» планирует открыть на месте одноименного развлекательного клуба ресторанный комплекс. В него войдут молодежное кафе быстрого обслуживания, ресторан «Сандэй» и европейский паб. Это показательный пример: «хлеб» предпочли «зрелищам».

Однако повышенная востребованность фастфудов наблюдается только в последние два-три года. Причина проста. В отличие от американского общепита, в котором ПБО - самые дешевые и непрестижные заведения, у нас до недавнего времени поход в фастфуд или пиццерию считался «выходом в свет». Средний чек в таком заведении (120 - 200 рублей) до сих пор сравним со стоимостью бизнесланча в ресторане. Парадоксально: доходы многих уральцев просто не позволяют пользоваться услугами фастфуда, хотя дешевле ПБО ничего быть не должно. «Никто не пойдет в тот же “Макдональдс”, если в столовой, пусть менее пафосной, за стоимость биг-мака можно получить комплексный обед», - резюмирует начальник по торговле и услугам администрации Челябинска Валентин Барановский. Сетевой директор ПБО компании «Малахит» Юлия Железняк уверена, что в ближайшие два-три года может появиться тенденция снижения цен на продукцию предприятий быстрого обслуживания: «Уже сейчас фастфуд стал более доступным. Предприятий становится все больше, в ближайшие годы возрастет конкуренция. Снижение цены будет необходимо для того, чтобы удержаться на рынке».

Фуд, но не фаст

Развиваться рынок ПБО начал с середины 90-х годов. В Екатеринбурге первопроходцем стала компания «Малахит». В 1996-м, ориентируясь на формат «Макдональдса», она открыла первый «Мак Пик». В Челябинске в том же году появилось первое кафе быстрого обслуживания «Робин-Бобин», до этого рынок быстрого питания был представлен исключительно уличными трейлерами. В Перми пустующую нишу заняли с конца 90х точки общепита компании «Алендвик».

Технологии устарели. Рассказывает генеральный директор компании «Малахит» Анна Кузнецова: «Даже те технологии, которые мы применяем в ресторанах “Сандэй”, а это наше любимое детище, - вчерашний день по сравнению с предприятиями Европы и Америки». Высококачественное оборудование (рестораторы предпочитают пользоваться автоматами итальянского, американского, немецкого производства) стоит дорого. Чтобы оборудовать одну точку ПБО и обучить персонал работать с новыми технологиями, придется выложить около 300 тыс. долларов, не считая затрат на аренду или покупку помещения.

Главное преимущество фастфудов - скорость обслуживания - у нас пока выражено не ярко. В обеденное время, в выходные и праздничные дни «быстрого питания» вам никто не обеспечит: придется постоять в очереди, подождать, когда освободится обслуживающий персонал. Во-первых, точек еще не хватает, а вовторых, предприниматели пока не могут оборудовать их современными технологиями и автоматами, за счет которых и достигается скорость обслуживания.

Своей дорогой

Игроки рынка и профильные чиновники признают: развитие предприятий быстрого обслуживания по западному образцу затруднено. Классический западный фастфуд подразумевает полную автоматизацию процессов производства и раздачи, жестко фиксированный набор блюд. Международная классификация подразумевает фастфуды (стационарные точки ПБО), стрит-фуды (уличные трейлеры) и фуд-корты (ПБО в торгово-развлекательных центрах). На Урале при сохранении сетевых форматов ПБО гораздо более гибкие. В угоду потребителю меняется меню. Производство, как правило, автоматизировано не полностью. Часто фастфуды приобретают черты кафе и ресторанов. Например, в Екатеринбурге все более популярны так называемые «рестораны быстрого обслуживания», хотя этого определения ПБО нет не только в международных, но и в российских стандартах.

Особенно сложно обеспечить себя оборудованием одиночным ПБО. «В ближайшие несколько лет на Среднем Урале будут расширяться уже имеющиеся сети, - прогнозирует заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев, - одиночки займут нишу ресторанов для среднего класса и будут выигрывать за счет индивидуальной концепции, а не за счет скорости обслуживания или дешевизны».

Сетевые игроки, внешне сохраняя формат фастфуда, тоже включают в меню несвойственные ему блюда. Начальник отдела общественного питания комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Светлана Пименова отмечает: в Екатеринбурге практически все ПБО ориентированы не только на любителей гамбургеров, но и на почитателей здорового образа жизни: «Естественно, у каждого бренда есть свой фирменный формат. Если “Фридэй” - значит, пицца, если “Блинофф” - то блины с начинкой. При этом практически любая сеть включает в меню супы, салаты, горячие блюда».

К этому классу заведений можно отнести сеть ресторанов «Сандэй», рестораны «Уральские пельмени», «Пиршество», «Лепота». В Челябинске, как отмечают игроки, посетители предпочитают столовые европейского типа («Три перца», «Анталия», сеть столовых «Уральские пельмени»). В таких заведениях вы можете пройти с подносом вдоль стойки с блюдами и выбрать понравившиеся, но при необходимости вам помогут официанты. Рассказывает директор по маркетингу челябинского центра гостеприимства «Европа» Светлана Кнор: «У уральцев сформировалась своя культура потребления еды. Для них обед - это обязательно первое, второе и третье. Возможно, именно поэтому классический фастфуд на челябинском рынке развивается слабо».

Сегодня уральский общепит представлен в основном местными игроками. Однако рестораторы прогнозируют увеличение доли инорегиональных и федеральных брендов. Так, в прошлом году в Уфе появился международный бренд «Макдональдс». В этом году его ожидают в Челябинске и Тюмени. По словам заместителя начальника по торговле и услугам администрации Челябинска Валентина Барановского, московские компании держат только 5 - 10% городского рынка (при этом столичное «происхождение» стараются не афишировать). После того, как на рынок выйдет «Макдональдс», доля «варягов» возрастет. «Сейчас предложения, поступившие от российских представителей этой компании, находятся в стадии согласования с местной администрацией, - рассказывает Валентин Барановский, - а после того, как дорогу проторит этот бренд, рынок Челябинской области может стать легкой добычей для крупных федеральных сетей». Кроме «Макдональдса» на рынок челябинской области в ближайшее время планирует выйти новосибирская сеть «ВилкаЛожка». Новосибирцы представлены также в Екатеринбурге (столовые «ВилкаЛожка» и трактир «Жили-были») и Перми.

Относительно невысокая платежеспособность и гастрономические предпочтения уральцев - одна из причин того, что на региональном рынке пока немного (не более 10%) московских и зарубежных игроков. Так, крупная московская компания «Ростинер Ресторанс», успешно управляющая 230 ресторанами от Праги до Иркутска, представлена в столице Урала только кафе «Ростикс» и занимает в сегменте ПБО не более 1% рынка. В Екатеринбурге руководство компании делает ставку не на фастфуд, а на рестораны среднего класса (например, «Иль Патио», «Планета Суши»).

Тарелочка с голубой каемочкой
Для предпринимателя сеть ПБО (или даже одно заведение подобного формата) - хороший источник доходов. При том что вложения в открытие собственного фастфуда сравнимы с инвестициями в среднего размера ресторан (от 500 тыс. долларов), рентабельность ПБО выше (35 - 40%) и окупаются затраты быстрее (за 1,5 - 3 года). «Динамика уральского рынка общепита, в том числе и рынка предприятий быстрого обслуживания, очень высока, - отмечает заместитель коммерческого директора по общепиту торговой сети “Купец” Любовь Пинигина, - можно ожидать, что в ближайшие три года количество заведений общепита вырастет процентов на 60% по сравнению с показателями 2005 года».

Регионалы, однако, в себе уверены. Так, по словам Юлии Железняк, когда компания «Малахит» открывала первый «МакПик», она практически во всем ориентировалась на «Макдональдс», а сейчас «у нас изменилось и меню, и формат заведения. Это, кстати, поможет нам в случае прихода “Макдональдса” в Екатеринбург: мы рассчитаны на более широкую аудиторию».

Дальнейшее развитие фастфуда пойдет от центра к окраинам: в масштабе и городов, и регионов. Даже в крупных городах точки быстрого питания сосредоточены только в центре. Светлана Пименова считает, что это связано в основном с психологией предпринимателей: «Люди привыкли к тому, что все развлечения должны быть сосредоточены в центре города, и в спальных районах ничего не открывают». Существующие сети ПБО будут увеличивать количество точек, выходить на региональный уровень.

Многие сегменты рынка сейчас практически отсутствуют. Например, кейтеринг - доставка обедов на дом или в офис, комплексное выездное обслуживание предприятий. Как считает Любовь Пинигина, пока большинство кафе работают в формате выездного обслуживания только для постоянных корпоративных клиентов, а спрос на доставку блюд невысок. По оценке Светланы Кнор, потенциальная емкость российского рынка подобных услуг - около 10 млрд долларов, сегодня освоено только 20% от этого объема, причем в основном в Москве: «Московский рынок услуг по доставке обедов из ПБО растет на 30% в год, у нас ни о каком существенном росте речи пока не идет».

Уральская кухня
Пока региональный рынок фастфуда почти полностью закрывают местные игроки


Дополнительные материалы:

В Челябинске среди местных игроков выделяются «Лаки Смайл», «РобинБобин», «ДокаПицца». Но даже между местными игроками активной конкуренции не наблюдается. Директор по маркетингу челябинского центра гостеприимства «Европа» Светлана Кнор (сеть пиццерий «Помидор», кофеен «Пенка») уверена, что при сегодняшних темпах развития насыщение рынка ПБО Челябинска наступит лет через семь.

В Екатеринбурге около 35% рынка занимают ПБО компании «Малахит» (бренды «МакПик», «Сандэй», уличные трейлеры «Доннер Кебаб»). Сетевые форматы представлены также брендами «Блинофф», «Фридэй», «Ла апетито», «Мастер Пицца».

Подготовила Вера Морозова

Абсолютный лидер (около 90%) на рынке предприятий быстрого обслуживания Перми - компания «Алендвик», представляющая в этом сегменте семь сетевых брендов, в том числе - «Баскин Роббинс», «Цыплята поанглийски», «Кофеэксперт», «Вив ала Пицца». «Алендвик» - компания местная, на рынке общепита работает с 2000 года и в основном - под франшизой зарубежных фирм (например, английской Fast Food Sistem). Собственные бренды пока только разрабатывает: по словам менеджмента, набирается опыта в совместной работе с зарубежными партнерами. Директор компании «Алендвик» Александр Никифоров уверен, что пермскому рынку общепита есть куда расти: «Сегодня нас по количеству предприятий обгоняет не только Москва и Екатеринбург, но даже Челябинск. Однако если учесть, каким темпами развивается этот рынок, можно уверенно сказать, что к 2010 году он будет насыщен - как местными, так и федеральными игроками».

До конца 2006 года администрация Екатеринбурга намерена удалить с улиц города 170 объектов уличной торговли, в том числе и стрит-фуды. Пока она просто прекратила рассматривать заявки на открытие новых точек уличного питания, а к 2008 году в городе не должно остаться ни одного лотка с хот-догами и выпечкой.

Значит, это комунибудь нужно
Самый дешевый сегмент ПБО - стритфуды (уличные трейлеры) - постоянно испытывают давление со стороны муниципальных властей. Чиновники напирают на антисанитарию, предприниматели - на востребованность

- Освободить центральные улицы от нестационарных объектов торговли стремятся администрации многих крупных городов. Хаотичная еда на улице портит внешний вид города, а также желудки и фигуры его жителей. Рыночная ниша, которая образуется после исчезновения трейлеров, с успехом заполнится стационарными заведениями. Летом нехватку общепита ликвидируют летние кафе, а зимой вам вряд ли захочется есть на улице. Трейлеры по мере необходимости можно устанавливать на рынках, площадях, стадионах во время каких-либо праздников или соревнований.

Начальник отдела общественного питания комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Светлана Пименова считает, что уличные трейлеры следует заменять стационарными кафе:

- Людям должна быть доступна демократичная еда. Во-первых, покупательская способность многих екатеринбургских потребителей еще не дотягивает до стационарного фастфуда. Во-вторых, точки стрит-фуда позволяют покупать еду, забирать ее с собой и жевать по дороге, например, в пробках. Возможно, это нехорошо с точки зрения санитарии, но это востребовано! А к владельцам точек стрит-фуда можно предъявить более жесткие требования от главархитектуры. Пусть разрабатывают проекты трейлеров с помощью профессиональных дизайнеров, тогда они будут не уродовать, а украшать улицы города.

Сетевой директор ПБО компании «Малахит» Юлия Железняк уверена, что компромисс найти можно:

Подготовила Вера Морозова

Пока большей части населения не будет доступна еда в стационарных ПБО, уличная торговля будет существовать. При росте благосостояния горожан она отомрет самостоятельно.



14 апреля корпорация «ВСМПО-Ависма» и американская компания Boeing подписали в Москве меморандум о договоренности по проекту совместного предприятия. Новое производство для переработки титановых штамповок разместится в Верхней Салде (Свердловская область), окончательную обработку изделия будут проходить на предприятиях Boeing в Портланде (США). Конечной продукцией - крупными деталями - планируется обеспечивать 120 - 140 самолетов в год.

- Максим Бедолага

ВСМПО - давний партнер Boeing: первый контракт на поставку титана подписан еще в 1994 году. С 1997 года российская компания обеспечивает четверть потребностей в титане для производства гражданских самолетов Boeing. Корпорации ведут совместную разработку сплавов для авиационной и космической промышленности. По мнению сторон, альянс повысит эффективность производственной цепочки на 25 - 30%. «Boeing сможет сократить отходы, связанные с производством титановых узлов, а ВСМПО - увеличить мощности по производству титановых деталей», - отмечает президент компании Boeing по программам самолетостроения Майк Кейв.

СП создается на паритетных началах, окончательный контракт будет подписан до 15 мая. Как сообщается, стороны внесут по 30 млн долларов для приобретения оборудования и организации производства. Официальный представитель Boeing в России и СНГ Виктор Аношкин рассказал «Э-У», что СП заработает уже в текущем году. Предполагается, что в 2008м, когда производство выйдет на полную мощность, оборот совместного предприятия превысит 1 млрд долларов.

Аналитики рынка считают, что создание СП носит для Boeing стратегический характер. По мнению эксперта ИФК «Солид» Игоря Нуждина, американцы заранее подстраховались от рисков, связанных с возможным переходом «ВСМПОАвисмы» под контроль ФГУП «Рособоронэкспорт». Как отмечает Виктор Аношкин, сам факт подписания меморандума говорит о том, что Boeing не видит никаких препятствий в реализации своих планов в России:

Генеральный директор корпорации «ВСМПО-Ависма» Владислав Тетюхин уверен, что создание СП - это новый шаг в развитии и отличная возможность повышения компетенции предприятия в новой для него области - производства изделий, максимально приближенных к конечной форме. По его словам, «совместное предприятие будет работать по новейшим технологиям как с компанией Boeing и его субподрядчиками, так и с отечественными авиационными предприятиями, которые проявят интерес к сотрудничеству».

Аналитик USB Алексей Морозов считает, что у российской титановой корпорации есть скрытые резервы для увеличения производственных мощностей и при необходимости она сможет покрыть потребности как Boeing, так и отечественных авиастроителей: «Сейчас ВСМПО имеет избыточную долю производства. На “Ависме” после модернизации выпуск титановой губки можно увеличить с 28 до 33 тыс. тонн в год». Если у Boeing все-таки возникнут проблемы в России, компания всегда может переключиться на американских производителей, уверен аналитик.

«В ходе переговоров менеджеров Boeing с “Рособоронэкспортом” и российским правительством, мы получили заверение, что сотрудничество будет продолжено». По информации «ЭУ», одобрение российские власти дали с условием, что выпускаемая продукция будет ориентирована не только на программу производства самолетов Boeing 787 Dreamliner, но и на удовлетворение потребностей отечественного авиапрома.

В ближайшее время, как сообщил Владислав Тетюхин, стороны намерены обратиться в министерство экономического развития и торговли РФ с предложением о регистрации предприятия в особой экономической зоне (ОЭЗ). Напомним, что соответствующую заявку правительство Свердловской области направляло еще на первый конкурс по отбору ОЭЗ, который проводился в ноябре. Проект носил название «Титановая долина». Концепция СП аналогична тому, что предлагалось для размещения в промышленно-производственной зоне ОЭЗ. В число первых десяти зон «Титановая долина» не попала. Новый конкурс МЭРТ будет проводить в конце 2007 года. Интерес руководства «ВСМПО-Ависмы» к получению статуса резидента ОЭЗ прозрачен: для них установлен ряд налоговых преференций (см. «Зоны на равных», «Э-У» № 41 от 31.10.05). Теперь у верхнесалдинского проекта больше шансов на победу: руководство Федерального агентства по управлению ОЭЗ неоднократно заявляло, что будут приветствоваться уже реализуемые заявки.

Для «ВСМПОАвисмы» очевидны два плюса от создания СП. Во-первых, вся маржа от производства и продажи готовой продукции более высокого передела будет оставаться на предприятии. Во-вторых, титановая корпорация решит проблему сырья: при изготовлении деталей образуется титановый скрап (стружка), и его можно второй раз использовать в производстве. Сейчас «ВСМПОАвисма» покупает скрап на рынке, за последние несколько лет мировые цены на него выросли с 1 до 15 долларов за килограмм.


По итогам года страховщики региона собрали более 37,9 млрд рублей, а выплатили 18,7 млрд рублей. Рынок по сравнению с 2004м вырос незначительно (3,3%), добровольное страхование увеличилось всего на 2,3%. Доля страховой премии, собранной на Урале и в Западной Сибири, составила 7,7% от общефедеральной. В целом по стране рынок вырос на 4%: это всего на 0,7% больше, чем по региону. Учитывая годовой уровень инфляции в 11%, можно говорить о сокращении. Но трактовать этот факт следует как позитивный: идет оздоровление рынка - очищение его от схемного страхования.

Физиономию страхового рынка России в целом и Урало-Западносибирского региона в частности определяли в 2005 году три тенденции: активная борьба Страхнадзора со схемным (минимизирующим налоги) страхованием, сокращение числа страховых компаний и растущая убыточность по ОСАГО.

Часть компаний, выполняя требования страхового законодательства, ушла с рынка страхования жизни по своей инициативе. Причем на результатах деятельности это особо не отразилось.

Итоги-2005: главноеБорьба со страховыми схемами как инструментом минимизации налогов стала знаменем 2005 года. Одной из первых компаний, у которой Страхнадзор отозвал лицензию на страховую деятельность, стало Столичное страховое общество, прославившееся многомиллиардными сборами по страхованию жизни. Помогает Страхнадзору еще одно ведомство - налоговики: так, именно они обратили внимание на объемы страхования жизни сотрудников предприятий в «деле ЮКОСа».

Борьба со схемами привела к тому, что страхование жизни как способ минимизации налогов становится все менее популярным и у корпоративных клиентов, и у страховых компаний. Сегмент в целом сократился в 2005 году на 51,8%. Особенно значительно падение сказалось в Пермской области - 62,1%. Однако страховщики, в структуре портфеля которых страхование жизни еще составляет значительную долю, на рынке остаются. Так, в Удмуртии и Курганской области рынок увеличился на 96,7 и 44,4% соответственно. Столь высокий рост в этих областях объясняется просто. Рынок страхования жизни там очень узок: в Удмуртии - чуть более 2%, в Зауралье - менее 0,5% от совокупной премии по жизни, собранной в УралоЗападносибирском регионе. Поэтому даже незначительное увеличение сборов по жизни (на 2,7 млн рублей, как в Курганской области) кажется большим шагом вперед.

«В 2005 году наша компания сработала очень хорошо, - отмечает экономист страховой компании “Наш город” Оксана Емельяненко, - объем поступлений по сравнению с 2004 годом достиг 95%, а количество заключенных договоров увеличилось в 1,6 раза». Есть и другое мнение. «Отказ от страхования жизни и мероприятий по снижению операционных издержек может привести в первом полугодии-2006 к снижению поступлений. К концу года потери должны восполнить вводимые во II квартале новые страховые продукты по автотранспортному страхованию, связанные с дополнительным сервисом», - говорит исполнительный директор страховой компании «Гамма» Юрий Квачев.

Рост имущественного страхования в регионе опередил инфляцию - 13,8%. Лучшие результаты у Свердловской и Курганской областей: 30,6 и 28,2% соответственно. Но если в Зауралье за высокой динамикой стоят довольно низкие абсолютные показатели рынка (страхование переживает там первые этапы развития), то на Среднем Урале итог действительно впечатляет: за год объем рынка в денежном выражении увеличился практически на миллиард рублей.

Лидеры по видам, регионам и компаниямЛичное страхование увеличилось всего на 6,1%. Наибольший прирост взносов (свыше 45%) показали Челябинская, Курганская области и Башкирия. В Тюменской области сегмент, наоборот, сократился на 15,1%. Это значительно повлияло на общий результат по региону, так как вклад области в сборы по личному страхованию составляет 34%. Главной причиной снижения можно назвать сокращение программ добровольного медицинского страхования в нефтегазовой отрасли.

По регионам в структуре собранных страховых взносов лидирует Тюменская область - ее доля 32%. Второе место за Свердловской областью - 21%, причем из периода в период ее доля увеличивается. Учитывая значительный прирост рынка (17,6%), можно прогнозировать: через несколько лет Средний Урал из вечно второго превратится в лидера. Тенденцию к росту рынка продемонстрировали еще четыре региона: Курганская область - 17%, Оренбургская - 9,6%, Башкирия - 9,4% и Удмуртия - 3,2%. В трех регионах рынок сжался изза сокращения страхования жизни: в Пермской области - на 7,5%, в Челябинской - на 1,6%, в Тюменской - на 1,4%.

Страхование ответственности, доля которого в общей структуре собранной премии составляет 2,3%, по итогам года выросло на 5,9%. В передовиках Башкирия - 134,9%. А на более емком рынке Тюменской области прирост составил всего 7,7%.

Среди компаний, улучшивших позиции, выделим страховую группу УралСиб: она переместилась с девятого места на шестое. Три шага вперед объясняются включением в консолидированную отчетность итогов работы страховой компании СКПОУралСиб. Однако и собственно прирост взносов по страховой группе УралСиб составил 85,7%.

Пятерка компанийлидеров по добровольным видам страхования за последний период наблюдений (квартал) не изменилась. По итогам года наибольший прирост взносов продемонстрировали СОГАЗ (78,9%) и Югория (73,7%). Росгосстрах развивался умеренными темпами (чуть менее 8%).

Рынок в деталях
По данным, предоставленным страховыми компаниями, в сегменте личного страхования годовые итоги неоднозначны. В Уральском регионе и Западной Сибири наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, сокращается добровольное медицинское страхование - минус 17% (главный вклад в процесс внесла Тюменская область с округами). С другой - значительно увеличилось страхование от несчастных случаев и болезней (24,6%), а также страхование выезжающих за рубеж (5,6%).

Хорошие результаты показали также два среднеуральских страховщика «Гамма» и «Северная казна»: с увеличением взносов на 10,5% и 51,5% соответственно они вошли в первую двадцатку.

Значительно увеличилось страхование средств водного транспорта (86,6%) и авиарисков (77%), но сборы по этим видам минимальны. Практически на прежнем уровне осталось страхование грузов (плюс 3,9%), а вот сегмент имущества юридических лиц, по компаниям, заполнившим анкеты, сократился на 12,6%. Сельскохозяйственное страхование благодаря бюджетной поддержке выросло на 34,9%. Значительно поднялись взносы по страхованию финансовых рисков (214%), лидирует ипотечное страхование - 374,5%.

В имущественных видах значительный прирост продемонстрировало автострахование: подъем за год на 47% (в целом по стране - 48%). Сегмент имущества физических лиц также показал хороший результат - 16,6%. По результатам исследований Центра стратегического анализа компании Росгосстрах, позитивным итогом года можно считать изменение отношения населения к страхованию. Положительно относящихся к идее страхования теперь вдвое больше, чем тех, кто считает его ненужным: 64% против 31%.

На 6,3% сократилось страхование опасных производственных объектов (ОПО). Но это временное затишье. Переход на обязательное страхование ОПО станет новостью сезона2006: законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме. Под действие закона попадут в частности автозаправочные и газонаполнительные станции и базы, а также предприятия и производственные объекты, безопасность которых регулируется законодательством о промышленной безопасности. Страховщики уже активно налаживают контакты с потенциальными страхователями. Объем этого рынка, по оценкам, сопоставим с ОСАГО и составляет примерно 1 млрд долларов, причем убыточность будет минимальна: автогражданке такая не снилась.

В страховании ответственности хорошую динамику показала добровольная автогражданка (303,4%), однако в абсолютном выражении этот вид развивается по остаточному принципу: собранные страховые премии компаний незначительны. В страховании ответственности за качество выполняемых работ и услуг ситуация аналогична: рост в 180,4% фоном имеет небольшие сборы премии.

Наивысший уровень выплат в автогражданке составил: в Пермской области - 72,6%, Челябинской - 64,7%, Тюменской - 64,5%, Свердловской - 61,2%, Башкирии - 58%, Курганской области - 49,7%, Удмуртии - 46%, Оренбургской области - 44,3%.

По ОСАГО на Урале и в Западной Сибири собрано за 2005 год около 7,3 млрд рублей страховой премии, выплачено более 4,4 млрд рублей. В целом уровень выплат вырос с 51,8% в 2004 году до 60,6% в 2005м. Причем если на протяжении первого полугодия этого года уровень выплат составлял 64,8%, то уже в третьем квартале он снизился до 61,8%, а по итогам года - до 60,6%. Сезонная динамика традиционна: в первом полугодии-2004 тоже наблюдался существенный рост, а затем произошла стабилизация.

Перспективы 2006: приказано сократитьК 1 июля 2006 года страховые компании должны выполнить требования второго этапа увеличения размера уставного капитала. Для компаний, занимающихся рисковыми видами страхования (имущества, ответственности и личным), минимальный размер установлен в 20 млн рублей, страхованием жизни - 40 млн рублей, перестрахованием - 80 млн рублей. Ужесточение требований обусловлено стремлением Страхнадзора максимально сократить количество страховщиков в стране. На 1 января 2006 года их числилось 1075, а остаться, по планам регулятора, должно 300 - 500.

Страховые премии по ОСАГО росли гораздо умереннее выплат - 7,8%. А в Курганской области, например, сборы вообще не поднялись. Наилучшие результаты прироста взносов продемонстрировала Свердловская область - 10,5%. В Челябинской - 9,6%, Удмуртии - 8,9%, Тюменской - 8,4%, Пермской - 8%, Башкирии - 5,1%, Оренбургской области - 3,2%.

Требования Минфина к активам, принимаемым в покрытие страховых резервов, вводятся с 30 июня 2006 года. Сейчас, по оценкам участников рынка, резервы обеспечены на 60 - 75%, значит, есть компании, которые при наступлении крупных убытков не смогут выполнить обязательства перед клиентами.

Именно с этим связано введение двух приказов Минфина. Первый касается активов, принимаемых в покрытие собственных средств страховщиков, и направлен на борьбу с «дутыми» капиталами. Страховщикам запрещено размещать средства в векселя физлиц и собственных акционеров, ценные бумаги эмитентовбанкротов, дебиторскую задолженность субъектов страхового рынка, займы страхователям по договорам страхования жизни. Цель все та же: заставить уйти с рынка компании, занимающиеся схемным страхованием, и «карманных» страховщиков. Компании, не способные выполнить требования приказа, будут вынуждены переквалифицироваться в страховых брокеров, сменить собственников или выставить себя на продажу. Последний срок - 30 июня 2007 года.

Связка «банк - страховая компания» работает на обоюдовыгодных условиях. «Решение о размещении всегда принимается только на взаимовыгодной основе, при условии дальнейшего развития страхования. Это приносит свои плоды: при размещении средств в связанные депозиты эффективность (объем страховой премии на банк) увеличивается в 6 - 8 раз», - говорит начальник управления маркетинга, рекламы и связей с общественностью страховой компании СОГАЗ Алексей Смертин.

Сотрудничество с банками и интерес для управляющих Приказы Минфина коснутся и банков, работающих со страховыми компаниями. Сейчас большинство страховщиков сотрудничает с банками в целях увеличения клиентской базы по страхованию залогового имущества. В ближайшей перспективе страховщики смогут размещать до 20% собственных средств в депозиты банков без международного рейтинга и до 60% - в банки с рейтингом.

Но депозит еще не дает 100процентной гарантии притока клиентов из банков. Заместитель генерального директора компании «Русский мир» Евгений Гуревич: «Все зависит от взаимоотношения исполнителей на уровне банк - страховая компания. Отмечу, что в целом ставки по банковским депозитам для допуска к страхованию залогов достаточно невысоки».

Между тем директор по страхованию страховой компании БАСК Ольга Бутковская отмечает: «Банкиры, как правило, предпочитают работать либо с аффилированными компаниями, либо со страховщиками, размещающими значительные объемы временно свободных денежных средств в банковские финансовые инструменты (векселя, депозиты и т.д.). Такая практика достаточно опасна - высока кумуляция банковских и страховых рисков в одних и тех же финансовых структурах. Чем скорее банкиры поймут это, тем лучше».

Итак, тенденции, определяющие развитие страхового рынка в 2006 году, можно расценивать как благоприятные. Выполнение требований Минфина приведет рынок в соответствие международным требованиям, а уменьшение числа страховщиков при одновременном повышении требований к их капитализации обеспечит ему большую финансовую устойчивость.

Изменения в сфере страхования заденут интересы и других участников финансового рынка, в частности управляющие компании. В принципе, страховщики могут управлять резервами самостоятельно. Но для этого им придется создать штат аналитиков и трейдеров фондового рынка - по сути, ту же управляющую компанию. Причем затраты на содержание такого штата будут выше, чем комиссия управляющим. По словам Евгения Гуревича, сотрудничество страховщиков и управляющих крайне интересно и перспективно: первым оно позволяет «увеличить доходность и диверсифицировать портфель инвестиций». Вторым - открывает доступ почти к 300 млрд рублей страховых денег.

Страховщики о планах на 2006 год и о новых требованиях, предъявляемых к страховым компаниям

Дополнительные материалы:

Сергей Лапаев

- Рынок сейчас сложно удивить новыми продуктами, поэтому основная наша задача в работе с клиентом - обеспечение комплексного подхода, максимального спектра услуг, а зачастую и «миссионерства»: когда потенциальный клиент не в состоянии сам определить риски, присутствующие в его деятельности.

Сергей Лапаев, директор филиала ООО «Группа Ренессанс Страхование» (Уфа):

Последствия введения новых требований Минфина к составу и структуре активов, принимаемых в покрытие собственных средств, вполне очевидны: продолжится отмирание «карликовых» компаний. Учитывая, насколько активно пошел процесс слияний и поглощений во второй половине 2005 года, можно предположить: 2006й станет годом, когда на Урале полностью исчезнут региональные компании.

Евгений Гуревич, заместитель генерального директора страховой компании «Русский мир» (СанктПетербург): - В 2006 году особое внимание будет сосредоточено на страховании ответственности. С прошлого года уменьшается число видов деятельности, подлежащих лицензированию или сертификации. Альтернативой может стать обязательное страхование ответственности, например, врачей, туроператоров, нотариусов.

Евгений Гуревич

Новые требования к страховым компаниям приведут, вопервых, к оздоровлению финансов страховщиков, вовторых, к уходу с рынка небольших компаний. Правила размещения резервов, на первый взгляд, не претерпели значительных изменений, но когда страховщики приведут свои активы им в соответствие, качество активов, принимаемых в покрытие резервов, значительно возрастет.

Станислав Шелохаев, начальник отдела рекламы и связей с общественностью ОАО «КапиталЪ Страхование» (Москва):

Станислав Шелохаев

Разрешение размещать часть резервов через доверительных управляющих будет стимулировать конкуренцию между ними и в конечном счете способствовать росту доходности инвестиций страховщиков. Возможность пользоваться услугами профессиональных посредников позволит страховщикам постепенно снизить затраты на содержание собственных инвестиционных подразделений. Появится больше стимулов к реализации тезиса «каждый должен заниматься своим делом»: страховщики - страхованием, управляющие компании - управлением инвестиционными ресурсами.

- Повышение требований к надежности инвестиционных инструментов скажется на общем снижении доходности инвестиционных портфелей страховщиков. Невозможность учитывать при размещении собственных средств вложения в векселя малоизвестных эмитентов и доли в уставном капитале ООО затруднит жизнь многим страховым компаниям, ориентированным на «серый» бизнес. Это приведет к сокращению их количества независимо от региональной принадлежности.

Новости страхового рынка Крупная сделкаРосгосстрах заключил договор страхования с Челябинским электрометаллургическим комбинатом на сумму более 235 млн рублей.

Подготовили Дмитрий Носков, Александр Носов

Законодательная инициативаМинфин России подготовил предложение об отмене обязательного личного страхования пассажиров на междугороднем транспорте.

Челябинский электрометаллургический комбинат - крупнейший производитель ферросплавов в России и давний партнер Росгосстраха в Челябинской области. Заключенный договор обеспечивает защиту специального технологического оборудования, предназначенного для выплавки ферро-сплавов, от всех рисков серьезных повреждений (пожар, повреждение водой, стихийное бедствие и др.). Общая сумма страховой ответственности по договорам с ЧЭМК превышает 3,6 млрд рублей.

За сохранение действующего закона выступает Минтранс. Там считают, что страхование пассажиров служит гарантией компенсации им расходов по лечению и погребению в случае аварии. При этом чиновники транспортного ведомства забывают, что эти расходы ложатся на плечи самих граждан.

По мнению представителей Минфина, указ президента от 1992 года, предусматривающий такое страхование, нарушает Гражданский кодекс РФ: заставить человека застраховать свою жизнь и здоровье нельзя. Указ также противоречит ст. 3 закона «Об организации страхового дела в РФ», закрепляющей условия обязательных видов страхования. Кроме этого, сумма страхового возмещения крайне низка - максимум 12 тыс. рублей.

Страховое реалити-шоуСтраховая компания «Северная казна» (Екатеринбург) запускает телевизионный проект «Золотой резерв». Цель проекта - поиск перспективных молодых людей для работы в компании на руководящих должностях продающих подразделений, в том числе региональных. Компания рассчитывает решить проблемы кадрового резерва: найти работников на возникающие вакансии (особенно при создании отделений в других городах УрФО) не просто.

Представители Минфина уверены, что интересы пассажиров в состоянии обеспечить страхование ответственности перевозчиков. Страхователем должны выступать транспортные организации, в том числе работающие на городских и пригородных маршрутах. Размер страховой суммы необходимо обеспечить на уровне 200 - 250 тыс. рублей на случай смерти, 100 -150 тыс. рублей на случай причинения вреда здоровью.

Подготовил Александр Носов

Желающих принять участие в конкурсе набралось около 50 Из них отобрали 20, они и примут участие в командных играх. Эксперты оценят личный вклад каждого, творческое начало, умение находить компромисс и работать на общий результат. Все игры проекта рассчитаны на то, чтобы конкурсанты могли проявить себя как менеджеры, способные к переговорам, грамотному анализу ситуации и принятию правильных решений.



Главная страница / Формирование