Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Со второй попытки

Итак, должен ли крупный бизнес обществу что-то еще помимо налогов? Похоже, российских предпринимателей раздражает такая постановка вопроса. На трибуне Владимир Белоглазов, заместитель генерального директора УГМКхолдинга:

На заседание круглого стола под названием «Корпоративная социальная ответственность - вызовы современности» я шла с неохотой: банально. А когда ведущий, председатель общественного совета АНО «Институт корпоративного развития» Олег Генисаретский заявил, что участники собрались не для того, чтобы принимать резолюции и вырабатывать рекомендации, а чтобы попытаться в диалоге еще раз понять, что же такое социальная ответственность, приуныла совсем. Но уже через десять минут стало ясно: тема есть.

Государство чаще всего понимает социальную ответственность как финансирование бизнесом направлений, на которые в бюджете не хватает средств. Предприниматели хотели бы видеть результат таких инвестиций: лояльное отношение общества к компании - это часть ее капитализации. «Мы не можем вкладывать деньги в социальную проблему и не задумываться, какой получим экономический эффект», - убежден вицепрезидент ОАО «СУАЛхолдинг» Анатолий Сысоев. Он всегда был сторонником активной социальной политики, не бросал санатории и больницы Краснотурьинска, где стоит Богословский алюминиевый завод, даже когда у предприятия были финансовые трудности. И забота окупалась сторицей: «Когда у нас были сложные времена, люди защищали завод».

- Металлургия в нашей стране зарождалась по принципу завод-город. Все, что касается жизнеобеспечения людей и называется сегодня социальной политикой, исторически было на ответственности металлургов. Нас же все время пытаются учить какие-то западные эксперты. Ну что может рассказать менеджер «Филипп Моррис», которому как раз есть в чем оправдываться перед обществом, о том, как надо заботиться о людях! Другое дело, как к этому относятся наше общество и наша власть.

- Люди на заводе говорят, что им не хватает денег на питание. Поднимаем зарплату, но все равно из 14 тыс. человек в столовую ходит максимум 2,5 тысячи. Тогда я ввожу смарт-карты с двумя кошельками - на одном заработная плата, на другом целевые 40 рублей на обед. Если не обедаешь, деньги пропадают. Число посетителей столовой сразу выросло до 10,5 тыс. человек, а количество заболеваний желудочно-кишечного тракта снизилось. Предприниматели должны понимать психологию человека и понуждать его заботиться о себе.

Однако вложения в человека, в его здоровье, образование, условия труда, по мнению Анатолия Сысоева, не должны быть бессистемными:

- Я директор КаменскУральского металлургического завода, мне 36 лет и я представляю второе поколение менеджеров. На мой взгляд, основная проблема сегодня - крайне низкая заработная плата. Задача номер один - повысить ее, причем резко и быстро. Тогда у человека появятся деньги, чтобы самому купить билет в театр, оплатить образование детей. Но будет больно.

Похоже, у молодого поколения в бизнесе - иная точка зрения. Зал притих, когда начал говорить Алексей Школьников, сын известного на Урале металлурга Рудольфа Школьникова:

Однако, выйдя за пределы завода, новоиспеченные предприниматели сталкиваются с массой проблем. Школьников: «Вы не можете открыть счет в банке, не заплатив по безналу за справку в налоговую. Но как вы заплатите, если у вас еще нет счета? Поэтому мы подключаем своих юристов, выступаем поручителями перед банками. Парадокс: мы боремся с государственной и муниципальной властью, чтобы малый бизнес выживал».

Больно - потому что Школьников ставит амбициозную задачу за два года довести среднюю зарплату на предприятии до тысячи долларов. И все это ценой сокращения почти 5,5 тыс. человек. В этой ситуации топ-менеджер понимает социальную ответственность как обеспечение занятости людей. В целях повышения эффективности производства он намерен вывести за пределы завода непрофильные и сопутствующие направления бизнеса и передать их в частную собственность работникам предприятия: «Нам необходимо не просто создать частные предприятия, которые бы занимались аутсорсингом, но и поддержать их на первом этапе через предоставление заказов».

- Власти эта тема не очень интересна, и диалога не происходит, - делает вывод Владимир Белоглазов.

Получается, что именно местная власть - главный тормоз на пути проведения реструктуризации, повышения эффективности промышленности, чего добиваются Школьников и его коллеги. Тормоз этот приводят в действие кадры, выбранные по политическим лозунгам, а не по уровню профессионализма, не способные сделать грамотные экономические расчеты. Градоначальники образования завод-город привыкли десятилетиями работать с одним налогоплательщиком и не имеют ни опыта, ни желания выстраивать отношения с многочисленной группой предпринимателей. Но отношение власти к бизнесу - тоже часть понятия «корпоративная социальная ответственность».

Екатеринбург

Так что пока осмысливать проблемы корпоративной социальной ответственности бизнесу приходится в одиночестве. Подтверждение тому: отсутствие на круглом столе хоть кого-либо из представителей чиновничества.


«Очаково» возводится темпами, которых не знали даже при социалистической экономике: срок от начала проектирования до первого розлива пива - два года. Михаил Мезенцев объясняет этот факт благоприятным инвестиционным климатом в регионе: «Предоставлены льготы по налогам на прибыль и имущество, что особенно важно для инвестиционных проектов. Но самой важной частью поддержки является своевременная выдача разрешений и согласований».

В 2006 году «Очаково» станет одним из крупнейших налогоплательщиков области, заявил директор тюменского завода Михаил Мезенцев. По его словам, в областной и местный бюджеты ежегодно будут поступать сотни миллионов рублей акцизных сборов, стандартных налогов и сборов во внебюджетные фонды. Кроме того, завод даст Тюмени почти 600 рабочих мест, уже сейчас около 400 человек заняты на его строительстве.

Строительство «Очаково» - своеобразная экспериментальная площадка в Тюмени: если планы будут выполнены, а экономические показатели достигнуты, это станет неплохим козырем властей при дальнейшем привлечении инвестиций в не самый индустриально развитый регион.

Мощность тюменского «Очаково» составит 120 млн литров пива и 40 млн литров кваса, слабоалкогольных и безалкогольных напитков в год. Таковы планируемые продажи в Свердловской, Челябинской, Курганской, Омской и Тюменской областях, в ХМАО и ЯНАО. В ближайшее время будет рассмотрен вопрос о включении в этот список Северного Казахстана. Стоимость проекта - более 40 млн евро. Финансирование ведется на российские деньги: около 40% - средства компании, 60% - кредиты Сбербанка РФ.



Сергей Шойгу, посидев в кабине нового капотного седельного тягача «Урал-6464», ознакомившись с представленными на экспозиции самосвалом «Урал-6563» и седельным тягачом «Урал-63674», выразил «крайнюю заинтересованность» в приобретении техники автозавода для МЧС. Для АЗ «Урал» это означает возвращение на рынок поставок грузовых автомобилей для спасателей. До 2002 года «Урал» был основным поставщиком МЧС и обеспечивал до 65% поставок для Мин- обороны. В прошлом году, по словам генерального директора автозавода Виктора Кормана, предприятию удалось частично восстановить утраченную долю рынка, а в 2005-м госзаказ Минобороны на «Уралы» увеличился еще в восемь раз. Теперь могут быть укреплены позиции автозавода и как поставщика МЧС.

Министр МЧС России Сергей Шойгу сообщил, что при формировании бюджета и плановых показателей министерства на 2006 год ОАО Автомобильный завод «Урал» (АЗ «Урал», Миасс, Челябинская область; входит в холдинг «РусПромАвто») будет рассматриваться как один из основных поставщиков грузовой спецавтотехники. Заявление министр сделал на августовской выставке «Мотор Шоу-2005» в Москве, посетив стенд завода.

Челябинская область

АЗ «Урал», по словам генерального директора холдинга «РусПромАвто» Максима Авдеева,рассматривается как основная база для производства грузовых автомобилей и получает поддержку на всех уровнях. Сегодня АЗ «Урал» выпускает 650 машин в месяц, к 2010 году заводу поставлена задача удвоить объемы производства.


Одним из условий сделки со стороны «Русского угля» было завершение конфликта вокруг Златоустовского метзавода между Марком Лейвиковым и группой «Синара», подконтрольной Дмитрию Пумпянскому, совладельцу Трубной металлургической компании. В 2001 году близкие к «Синаре» структуры приобрели около 50% акций Златоустовского меткомбината (предшественника ЗМЗ), другой пакет акций принадлежал Марку Лейвикову через компанию «Геолинк - Новые технологии» (ныне ликвидирована). Но владельцы не смогли совместно руководить комбинатом, и в 2003 году после серии судебных разбирательств и громких скандалов «Синара» заявила, что продала пакет. В 2004 году на ЗМК ввели процедуру конкурсного производства, активы комбината передали в ЗМЗ. А чуть позже о финансовых претензиях к ЗМК в 100 млн рублей заявили структуры, подконтрольные Дмитрию Пумпянскому (Синарский трубный завод и «Трансхимсервис»). Их внесли в реестр кредиторов комбината, и конфликт снова обострился.

Сделка по продаже 25% акций ОАО «Златоустовский металлургический завод» (производитель стали и сплавов), подконтрольного бизнесмену Марку Лейвикову, состоялась в третьей декаде августа. Сумма сделки не разглашается. Как заявил глава «Русского угля» Вадим Варшавский, «приобретение пакета акций логично вписывается в формирование металлургического дивизиона компании». «Русскому углю», созданному в 2002 году, уже принадлежат Новосибирский метзавод, «Амурметалл», Волгоградский трубный завод и ОАО «Нытва». Стоит отметить, что это уже вторая попытка «Русского угля» зайти в Челябинскую область: в 2002 году компания хотела приобрести угольные активы и вела переговоры с властями региона, но администрация выбрала другого инвестора.

Челябинская область

Как говорится в заявлении ЗМЗ, теперь имущественная ситуация урегулирована: «Дмитрий Пумпянский и Марк Лейвиков пришли к взаимной договоренности о прекращении судебных тяжб вокруг предприятия, урегулированы вопросы относительно спорной кредиторской задолженности ЗМК». В пресс-службе «Синары» подтвердили: «Все судебные разбирательства прекращены». Не исключено, что Марк Лейвиков намерен оставить металлургический бизнес: в прошлом году он уже продал два никелевых завода - ЗАО «Режникель» (Свердловская область) и ОАО «Уфалейникель» (Челябинская область).



Главная страница / Тенденции