Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Пусть бизнесом занимается бизнес

Ход рублем«Россия без нефти и газа» - самый модный сегодня лозунг. Ученые и политики все время призывают слезть с нефтяной иглы, но никто не дает рецепта - как именно. Между тем в самом нефтеносном регионе, добывающем более половины всей российской нефти, от разговоров перешли к делу: поставили задачу провести реальную диверсификацию экономики. Правда, само слово диверсификация здесь не очень любят, предпочитают говорить о развитии новых отраслей.

В выходные губернатора ХМАО Александра Филипенко можно встретить в парке Ханты-Мансийска: он гуляет там с внучкой. Никакой охраны. Воздух и улицы в городе чисты, а водители уступают дорогу пешеходам даже там, где нет светофора. Иностранцы, приезжающие на Север, теряются от масштабов развернутой стройки: в Европе столько новых домов и дворцов культуры никто не возводит. В окружное правительство благодаря электронной системе заказа пропусков попасть легко, да и чиновники охотно соглашаются на интервью. И практически каждый разговор начинается со слов «инвестиции», «качество жизни», «традиции».

Несмотря на это в округе постоянно говорят о том, что в силу объективных обстоятельств избежать снижения темпов добычи нефти в будущем, очевидно, не удастся. Кроме того, конкуренция заставит предприятия увеличивать производительность труда, а значит, сокращение персонала неизбежно. Все это дает основания полагать: количество занятых в сфере нефтедобычи будет снижаться.

Газ на территории округа, на окраине поселка Березово, нашли в 1953 году. Затем в результате активных разведочных работ обнаружили около ста месторождений нефти. В 1964 году началась их разработка, и к 1988 году был достигнут максимальный объем - 1 млн тонн в сутки. Государство постоянно вводило в разработку новые запасы и ставило задачу максимального отбора нефти. Вопросам сохранности недр в то время внимания уделяли мало. Как результат, в 1989 году начался этап падающей добычи. Завершился он только в 1997 году. В последние годы объемы добычи снова стали увеличиваться, но прирост запасов нефти все равно недостаточен. В округе очень много сложных, низкодебитных месторождений, для освоения которых необходимо вкладывать серьезные ресурсы. Власти пытаются рублем убедить бизнес в необходимости их разработки. Формы поддержки различны: субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, финансирование разработки проектно-сметной документации. Кроме того - предоставление налоговых льгот (для компаний, вкладывающих деньги в освоение новых ресурсов, на 4% снижена ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет округа, на 40% - налог на имущество; для предприятий, участвующих в реализации инвестиционных проектов, в том числе и геологоразведке, ставка налога на имущество вообще равна нулю). По словам заместителя председателя правительства по вопросам инвестиций и инноваций
Кирилла Морозова, в год бюджет в целом теряет от предоставления льгот от 15 до 20 млрд рублей, но смысл в этом есть: в 2006 году инвестиции в основной капитал предприятий Югры превысили 300 млрд рублей, в первом полугодии этого года этот показатель вырос еще на 12%.

Территория ожидания Задача амбициозная, однако база для ее решения есть. Еще в 1994 году дальновидный губернатор инициировал создание специальной структуры - Фонда поколений. Все эти годы в него целевым образом перечислялись бюджетные средства. Правда, как сейчас вспоминает первый заместитель генерального директор фонда Валентин Назаров, на бартерном этапе развития экономики в фонд чаще всего передавались неликвидные активы в виде векселей или акций обанкротившихся предприятий. Перед фондом стояла задача вывести эти активы в прибыльные. Сегодня имущество фонда оценивается в 15 млрд рублей, на принадлежащих ему предприятиях трудится 12 тыс. человек, а развитие уже идет через реинвестирование прибыли (бюджетные средства с прошлого года перечисляться перестали). При этом в активе оказалось много предприятий тех отраслей, в которых сейчас заинтересованы власти: лесопромышленного комплекса, сельского хозяйства, сферы услуг. «Мы как были реаниматорами, так ими и остались, - говорит
Валентин Назаров. - Взять, к примеру, рыбную промышленность. Югра имеет все шансы стать мировым рыбопитомником, в ее озерах водятся осетр, форель, стерлядь, муксун. Но для того, чтобы раскачать этот сектор, нужны деньги, которые частный инвестор пока вкладывать не готов (общий объем проектов для развития отрасли оценивается в 5 млрд рублей). Мы же видим за этим перспективный бизнес, но заниматься им кроме нас пока некому».

Губернатор Александр Филипенко ставит перед подчиненными задачу: к 2012 году довести долю в ВРП других отраслей экономики с 27 до 49%. Для этого подготовлен список приоритетных инвестиционных проектов на общую сумму почти 500 млрд рублей.

Дело в том, что привлекать частные инвестиции губернатору Югры несколько сложнее, чем лидерам соседних областей, той же Свердловской или Челябинской. Там не надо уговаривать бизнес: перспективные направления видны как на ладони. А здесь: север далеко, транспортная инфраструктура развита недостаточно, издержки производимой там продукции высоки… Поэтому уговаривать инвесторов бесполезно, им нужно на практике показывать перспективность вложений. К примеру, лесопромышленная отрасль в 1988 году приносила бюджету 16% дохода, сегодня - 1%. В 90-е годы предприятия потеряли рынки и фактически обанкротились. Нынешние предприниматели не горят желанием вкладывать деньги на первоначальной стадии реализации проектов с окупаемостью в 10 - 12 лет. Но не использовать природный потенциал (общий запас древесины - 3,2 млрд кубометров) нельзя. Поэтому в 1997 году правительство ХМАО собрало погибающие предприятия в два крупных государственных холдинга - Югорский лесопромышленный и «Кода Лес», а в 2002-м приняло программу развития отрасли стоимостью 62 млрд рублей (из них 12 млрд рублей уже вложено). «Построено четыре новых лесопильных завода, что позволило нам стать одним из самых крупных поставщиков пиломатериала на экспорт, мы возвели единственный в России завод клееного шпонированного бруса и завод древесных плит МДФ. В результате Югорский лесопромышленный холдинг в 2006 году сработал с прибылью в 106 млн рублей. Неплохо для отрасли», - перечисляет успехи заместитель председателя правительства по вопросам агропромышленного и лесного комплекса Валерий Бобылев. И строит невероятные, на первый взгляд, планы: «Если мы поднимем эту отрасль, она будет давать доходы, сопоставимые с добычей нефти».



Без права на ошибку Исторически деловой климат в округе, отделенном от «большой земли» огромным расстоянием, строился на личных связях, дружеских отношениях. Похоже, этот стереотип пытаются стереть или по крайней мере снизить значимость субъективного фактора в вопросах привлечения инвестиций. Крупных, знаковых инвесторов здесь, конечно, еще водят за ручку, а вот для всех остальных пытаются создать схему с минимальным участием конкретного чиновника. «Все мы люди, и нам свойственно иметь разные настроения, в то время как машина выполняет заданный алгоритм. Инвестор должен получать информацию и решать все вопросы через автоматизированную систему. Для нас очень важно, чтобы все правила игры были максимально прозрачны», - объясняет Кирилл Морозов. Многие предприниматели отмечают, что зайти на рынок в Югре существенно проще, чем где-то бы ни было на Урале. «Главное, что такой подход реализован не только в Ханты-Мансийске. Приезжаешь в любой город или район, глава администрации лично собирает совещание, и если проект интересный, тебе все помогают», - отмечает генеральный директор тюменской компании «Финстоун» Виталий Быков.

Создав базу для роста в лесной и деревообрабатывающей промышленности, власти планируют постепенно продать часть пакетов акций сторонним инвесторам. Для этого нужно довести информацию о наличии таких проектов. Вот почему в Югре с завидным постоянством проводятся конференции, семинары, инвестиционные форумы. Здесь, как ни в каком другом регионе, подготовку информационных материалов - инвестиционных паспортов, презентаций, обзоров развития экономики - считают делом чрезвычайно важным. Одна из таких увесистых книг называется «…И поставиши град». Это своего рода констатация факта: Югра - не место временщиков, Югра - место постоянного проживания людей. Чувствуется, что за вопросы позиционирования округа с чиновников спрашивают жестко. «Мы целевым образом работаем над повышением рейтинга в системе международных рейтинговых агентств, потому что понимаем: это служит формальным признаком для принятия решения о целесообразности инвестирования», - говорит Кирилл Морозов.

Новичкам, однако, надо быть готовым к тому, что инвестиции и налоги не будут в этом регионе их единственным обязательством перед властью. Социальная ответственность власти и бизнеса здесь понимается предельно четко. «Диверсификация экономики - не самоцель. Нам необходимо осваивать огромные пространства для пользы нашего народа, для его воспроизводства из поколения в поколение. Меркантильному человеку сложно объяснить, зачем мы строим биатлонный комплекс, покупаем по всему миру произведения Сурикова, Айвазовского, Шишкина. А для нас это - жизненная необходимость», - объясняет Валентин Назаров.



- Они очень быстро поняли, что это нужно не правительству и губернатору. Это нужно самой компании. Да, платить достойную зарплату хорошо, но нужно еще и создавать мотивацию для людей жить в этом городе, чувствовать себя членом корпоративной семьи. Поэтому мы сознательно идем на то, что все крупные мероприятия проводятся на паритетных началах с бизнесом.

Александр Филипенко шутит, что в его практике было полтора случая, когда руководители попытались определить свое кредо как «заплатил налоги - сплю спокойно»:

Типичная реакция политиков и бизнесменов на инициативы Югры пока такова: «Ну с такими деньгами можно горы сворачивать». Вот и на пресс-конференции, посвященной открытию выставки «Арх-Югра-Экспо», Александр Филипенко терпеливо объяснял журналистам, что строительство 50-этажного торгово-развлекательного центра по проекту всемирно известного архитектора Нормана Фостера - это не понты, а экономическая необходимость:

Жесткий подход команды губернатора, понятно, устраивает не всех, есть немало противников его политики. Так, Фонд поколений выдержал за 12 лет не один десяток проверок. «Мы прекрасно понимали: сделай мы хоть одну ошибку, нас тут же снимут с должности. И попытки решить вопрос именно таким образом были. Но развитие фонда не смогли запретить. Не было юридических оснований: из бюджета ничего не пропадает, деньги только прирастают», - говорит Валентин Назаров.

Да, в Югре витает запах денег: территория, на которой проживает всего 1% населения, дает 15 - 20% доходов федеральному бюджету. Это чувствуется по средней заработной плате населения (она приближается к 27 тыс. рублей), по необычному дизайну строящихся в округе зданий, по качеству автомобильных дорог, не уступающих европейским. Но все это появилось не только от того, что денег много. Ими наконец начали грамотно и эффективно управлять.

- Поймите, у нас мало земли, пригодной для строительства, мы не можем позволить себе расти вширь. Поэтому нам нужны высотные здания. И вместе с тем у нас очень мало предприятий сферы услуг. Я каждый день сталкиваюсь с тем, что люди, которые хотят приехать в Югру, не могут найти место в гостинице. И что, в этой ситуации отказать инвесторам, которые приходят и говорят: мы построим вам хороший высокий дом на свои деньги?

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Карта ХМАО.jpg

Дополнительные материалы:

Таблица

Численность населения - 1478,2 тыс. человек
Площадь - 534,8 тыс. кв. км
В округе сосредоточено 7,5% мировой и 55% общероссийской добычи нефти, он дает 6% ВВП России, 7% выработки электроэнергии. На его долю приходится 8% объема инвестиций в основной капитал.


Таблица


Крупнейшие инвестиционные проекты Ханты-Мансйиского автономного округа - Югры
Наименование проектовСовокупный объем инвестиций,
млн рублейПериод
(годы)Стадия реализации проектаВид конечной продукции и результаты реализации проекта
(в год) НефтегазохимияНефтегазохимический комбинат «Сургутполимер»26,02009-2011Прединвестиционная150 тыс.тонн полипропилена, 320 тыс. тонн линейного полиэтилена низкой и высокой плотности, 55 тыс. тонн компнента автобензина, 150 тыс. тонн метана Завод по производству метанола6,72007-2008Прединвестиционная300 тыс. тонн метанола Завод по производству высококачественного битума 4,12009-2012Прединвестиционная150 тыс. тонн битума Электроэнергетика Расширение мощностей Сургутской ГРЭС-2 (ОГК-4): два энергоблока суммарной мощностью 800 МВт30 600,02007-2009ИнвестиционнаяУвеличение мощности до 5 600 МВт Строительство электростанции мощностью 600 МВт на Северо-Сосьвинских углях, район Люльинского месторождения 32,22011-2017Прединвестиционная3 600 - 4 380 млн кВтч электрической энергии, 380 тыс. Гкал тепловой энергии (ориентировачно) Строительство электростанции мощностью 600 МВт на Северо-Сосьвинских углях, район Тольинского месторождения 31,22011-2017Прединвестиционная3 600 - 4 380 млн кВтч электрической энергии, 380 тыс. Гкал тепловой энергии (ориентировачно) Строительство Северной приобской ПГЭС 11,02008-2010ПрединвестиционнаяЭнергетическая мощность - 339 Мвт электрической энергии Строительство Сургутской ПГЭС 11,02008-2010ПрединвестиционнаяЭнергетическая мощность - 339 Мвт электрической энергии Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленностьСтроительство целлюлозно-бумажного комбината 29,22008-2014Прединвестиционная320 тыс. тонн картона, 170 тыс. тонн бумаги для гофрирования, 17 млн кв. м. гофроящиков Строительная индустрия Строительство цементного завода 3,22008-2014Прединвестиционная600 тыс. тонн цемента Создание производства листового флоат-стекла2,22008-2010Прединвестиционная11,79 млн кв. стекла (4 мм) Промышленность высоких технологий Комплекс по производству кварцевых полупроводниковых трубок, стержней и тиглей 5,02010-2015Прединвестиционная100 тыс. тиглей, 100 тонн трубок и стержней малого диаметра, 25-30 тонн трубок и стержней большого диаметра Источник: правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

78,4

Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала нефтедобывающего сектора и сценарий добычи нефти на одного работающего в годГодСреднегодовая численность
промышленно-просизводственного персонала
нефтедобывающего сектора,
тыс. человекДобыча нефти,
тонн на 1 человека 2000

2001

2307

1344

144,5

139,4

2002

2003

1506

1767

132,0

127,3

2004

2005

2009

2142

126,0

125,8

2006

2007

2271

2407

122,8

118,9

2008

2009

2551

2704

112,7

111,6

2010

2011

2707

2669

110,5

109,4

2012

2013

2619

2554

108,3

107,2

2014

2015

2492

2424

106,1

105,1

2016

2017

2382

2404

104,0

103

2018

2019

2431

2453

101,9

100,9

2020

Источник: правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


2474


Чтобы развивать экономику северной территории, необходимо создавать условия для жизни человека и способствовать формированию традиций, так понимает задачу власти губернатор ХМАО Александр Филипенко.

Александр Филипенко

- Никто и не собирается отказываться от этого источника дохода. Нефть в Западной Сибири была и будет: 7,5% мировой добычи - это очень много, Эмиратам и Кувейту такой объем и не снился. Я не специалист, но, опираясь на опыт, могу позволить себе утверждать: в Югре нефть будет еще как минимум 100 - 150 лет. Поэтому было бы глупо, я бы даже сказал - преступно отказываться от развития этой отрасли. Вспомните, какой мы получили печальный результат от неграмотной диверсификации военного производства, когда вместо танков заводы начали делать ложки. Мы не намерены проводить такого рода диверсификацию. Поэтому серьезно стимулируем нефтяную отрасль, мотивируя компании на обновление технологий, наращивание производственных исследований.

- Александр Васильевич, скажите честно: зачем самому богатому региону страны отказываться от нефти?

Второй важный аспект - продукты переработки нефти. Мы все время ориентировались на свойство нефти как источника топлива. Однако совершенно очевидно, что нефть - это еще и органическое сырье.

Проблема в том, что с каждым годом нефть будет добывать все труднее и труднее. Из великих запасов, данных нам природой, мы исчерпали самые легко доступные. Поэтому очень многое будет зависеть от наших дальнейших знаний, технологий, грамотной работы по обеспечению приростов запаса и повышению нефтеотдачи. Для этого надо активно работать с наукой. Сегодня у нас есть мощные и крупные месторождения, к разработкам которых мы практически еще не приступали, потому что не знаем, как их осваивать.

- На какие отрасли экономики вы сделали ставку?

К огромному сожалению, в Советском Союзе эти задачи были поставлены, но не доведены до конца. Только на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры должны были построить пять мощных нефтегазохимических комплексов. Мы должны научиться не просто гнать нефть в трубу, а выдавать конечную продукцию, начиная от конструкционных пластмасс и заканчивая грунтованной химией. То есть то, что мы сегодня закупаем за огромные деньги за границей. Поэтому мы и ставим задачу в самое короткое время обеспечить существенно опережающие темпы роста экономики, базирующейся на всем том, что дают нефтегазовый комплекс и наша богатейшая природа. Иначе за счет чего мы будем развивать инфраструктуру, улучшать условия жизни наших жителей? Да, мы добываем нефти много, но этих объемов все равно недостаточно, чтобы решить все задачи развития территории.

К примеру, в этом году на финал кубка мира по биатлону в Ханты-Мансийск приехало более 60 тыс. человек! Надо этот бизнес продолжать.

- На те, что раньше здесь просто не существовали. Такие как производство сверхчистых материалов, к примеру, оптико-волоконных систем. Далее - добыча полезных ископаемых, формирование горно-рудного комплекса. Сегодня развитие этой отрасли в Приполярном Урале сдерживается только из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, прежде всего транспортной. Но интерес к проекту есть со стороны как российских, так и иностранных предпринимателей. Следующий сектор - услуги для человека: это огромное поле для работы. Наконец, туризм. У нас уникальная природа, самобытность, национальные традиции. Я сам еще лет десять назад иронично относился к этой теме. Но динамика развития отрасли показывает, что ничего невозможного нет. В прошлом году округ посетило почти полмиллиона человек. Очень неплохие результаты демонстрирует событийный туризм.

- Прежде всего мозги. Не потому, что модно, просто других вариантов нет. А для этого надо создать условия, в которых человек не будет чувствовать себя ущербно. У нас в свое время было много настойчивых предложений по поводу расселения Севера. Мне этот подход не нравится. Не надо выселять, надо просто создать условия для жизни. Югра - не Чукотка, не Крайний Север. Я здесь живу 40 лет и, поверьте, мне никуда не хочется уезжать. Нормальный родитель никогда не останется жить в том месте, где нет школ. Если человек не уверен, что ему и его близким будет вовремя оказана медицинская помощь, он покинет такое место жительства. Людям нужно сходить в кино, театр, библиотеку, музей, в картинную галерею. Но главное - это возможность получать высшее образование здесь, на месте. Отправляя ребятишек учиться в другой регион, мы тут же теряем часть будущих высококлассных специалистов. Вот почему мы строим вузы. Сегодня в Югре, дома, учатся 52 тыс. студентов. Это уже результат. Потому что часть из них непременно пустит корни здесь. Но главное - конечно, жилье. Без этого людей не удержать. Поэтому строим и будем строить. В 2006 году введено 620 тыс. кв. метров домов, это почти на 20% превышает среднероссийский показатель.

- Цель понята. Каковы инструменты ее достижения?

- Я искренне рад, что территория на глазах становится лучше и красивее. По масштабам и темпам ее освоения мы, наверное, войдем в мировую историю. У нас уже появилось такое понятие как «самизм» в хорошем смысле этого слова. Приедете вы в Сургут - вам скажут, что это лучший город на свете. Приедете в Березово - услышите то же самое. Этот местный патриотизм говорит о том, что на земле, которая традиционно считалась временным пристанищем, появились традиции. Это - главное. Если человек чувствует, что это его город, что он часть огромной территории, которую называют Югрой, значит, у этой земли есть будущее.

- Что лично для вас значат все эти преобразования?



Наличие речного судоходства, пожалуй, одна из самых ярких характеристик перевозок в Югре, отличающая ее от других субъектов РФ Уральского федерального округа. Общая протяженность судоходных водных путей, расположенных в ХМАО, более 5,6 тыс. км (крупнейшие речные магистрали - Обь, Иртыш; более мелкие реки - Канда, Казым, Северная Сосьва, Аган, Троняган, Вах, Назым и другие). Речные перевозки играют в ХМАО существенную роль: пассажирские суда обеспечивают связь между крупными и небольшими городами, где нет дорог; грузовые позволяют существенно экономить на транспортировке леса, нефтепродуктов и внутри округа, и за его пределы - в Омск, Тобольск, Салехард, Томск, Новосибирск.

С начала 2007 года в Югру поступило рекордное за постсоветский период количество речных пассажирских судов: семь скоростных теплоходов типа «Марс 2000» нижегородской судостроительной компании «Акс-Инвест». Они получили единое название «Югорский» и номера от одного до семи. Вместимость новых судов - 18 человек, скорость - 60 км/час, стоимость каждого - порядка 7 млн рублей. Их принципиальное отличие от всех существующих в ХМАО речных судов - наличие воздушной подушки, которая позволяет эксплуатировать теплоходы круглогодично. Речное судоходство Ханты-Мансийского автономного округа, пришедшее в упадок в депрессивные 90-е, постепенно реанимируется силами региональных властей и крупных частных перевозчиков.

В частности, уменьшение объемов перевозок может быть связано с поздними сроками открытия навигации или перераспределением пассажиропотока на автомобильный транспорт (с вводом автодорог в муниципалитетах).

Управлять волнамиПассажирские перевозки в округе полностью контролирует окружная власть. Главный перевозчик - ОАО «Северречфлот», образованное в 1998 году правительством ХМАО (сегодня владеет 100% акций предприятия). Его работа преимущественно ориентирована на организацию пассажирских перевозок в тех районах округа, где водный путь остается единственным доступным средством сообщения. По данным управления водного и железнодорожного транспорта департамента транспорта и связи ХМАО, ежегодно объем перевозок составляет 330 - 360 тыс. пассажиров. Однако эти показатели нельзя назвать стабильными: они зависят как от объективных, так и от субъективных факторов.

Грузовыми речными перевозками в ХМАО, в отличие от пассажирских, занимаются только частные компании. Крупных, работающих не только в ХМАО, но и в соседних регионах, не так много: Иртышское, Обь-Иртышское, Западно-Сибирское речные пароходства и Томская судоходная компания. Небольших местных компаний в границах округа - гораздо больше: по данным управления транспорта, порядка 50 В распоряжении каждой, как правило, от 5 до 15 судов с мелкой осадкой, в основном рассчитанных на движение по боковым рекам. «Такие компании играют ключевую роль в перевозках по округу: крупные компании работают на магистральных реках, а по боковым груз развозят именно небольшие суда частных компаний», - говорит начальник управления водного и железнодорожного транспорта Николай Ануфриев.

Дыры в бортахОсновная проблема речного судоходства в ХМАО - износ флота и плохое техническое состояние портов. Если пассажирские суда постепенно модернизируются и заменяются за счет средств окружного бюджета, то грузовые находятся в жалком состоянии: перевозчики зачастую не имеют и малой доли необходимых для модернизации средств.

На территории ХМАО расположено четыре грузовых порта: Нижневартовский, Сургутский, Нефтеюганский и Сергинский. Все построены в 70-е годы, когда в округе бурно развивался нефтегазовый комплекс и шла разведка месторождений. Сегодня порты в частной собственности: принадлежат крупнейшему в Тюменской области перевозчику - Обь-Иртышскому речному пароходству (ОИРП). Для пассажиров в крупных городах - Сургуте, Ханты-Мансийске, Нефтеюганске, Нижневартовске - оборудованы причалы. В небольших населенных пунктах на время навигации устанавливаются дебаркадеры (плавучие пристани) и понтоны.

- Помимо скоростных судов «Югорский», с 2004 года мы приобрели семь мелкосидящих теплоходов типа «Иртыш», предназначенных для перевозок в дневное время, теплоход «Метеор» с бизнес-салоном в носовой части, а также скоростной теплоход «Восход». Всего 21 судно. Модернизация и развитие пассажирского транспорта - одна из главных социально значимых задач, стоящих перед окружными властям. Около 80% населенных пунктов расположены вблизи судоходных рек. Добраться в некоторые населенные пункты можно только по воде. Именно с покупкой техники мы надеемся наладить нормальное транспортное сообщение в межсезонье и увеличить объемы пассажироперевозок.

Пассажирский флот в ХМАО начал обновляться лишь три года назад. С 2004 года в округе реализуется программа «Развитие внутреннего водного транспорта и поддержание внутренних водных путей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». За счет средств окружного бюджета существенно обновлен парк скоростных судов. Новые пароходы в основном имеют малую осадку, ориентированы на движение по боковым и малым рекам ХМАО. Рассказывает Николай Ануфриев:

Покупка новых судов для частных перевозчиков сегодня крайне обременительна, поэтому они стараются хотя бы частично заменить изношенные детали, в лучшем случае - провести капитальный ремонт. Обновить флот полностью могут себе позволить только крупные игроки. «Чтобы приобрести новое судно или хотя бы модернизировать старое, нужны огромные для небольших частных перевозчиков средства - самостоятельно порты практически не в состоянии обновить флот и технику. Например, чтобы купить двигатель на плавучий кран, мне нужно 5,5 млн рублей. А у меня максимальная прибыль за год - не более 10 миллионов. Значит, мне придется либо сократить расходы, либо повысить цены на перевозки (но это вряд ли: в условиях конкуренции заказчики просто уйдут к другой компании), либо, как всегда, отложить модернизацию», - отмечает Жеребцов. Возможность возродить флот, по мнению директора Нижневартовского речного порта, появится с увеличением объемов перевозок.

Состояние грузового речного транспорта значительно хуже. Во-первых, потому что, несмотря на значительные обороты и большую по сравнению с пассажирскими перевозками прибыль, власти округа не оказывают поддержки частным грузовым перевозчикам. «Грузовую составляющую мы тоже изучали при формировании программы развития флота. Но на тот момент объем грузовых перевозок был невелик: кризис перестроечных лет ударил по всем отраслям экономики, в том числе и речному судоходству. По выводам разработчиков программы, судов грузового флота на тот момент в округе было предостаточно. Другое дело, что они были не новые. Тем не менее грузовую составляющую флота строить не требовалось, в отличие от пассажирской», - объясняет Ануфриев. Сегодня ситуация изменилась: недостаток качественных судов грузового флота в ХМАО налицо. По данным министерства транспорта РФ, износ составляет порядка 75%. Большинство работает с 60 - 70-х годов прошлого века. «Нового судостроения нет. Мы используем практически полностью изношенный флот. Его остаточная стоимость составляет 20 - 30% от первоначальной», - рассказал «Э-У» директор Нижневартовского речного порта Геннадий Жеребцов.

Дайте ходу пароходуПосле периода длительного простоя и невостребованности речной флот ХМАО набирает обороты: общие объемы перевозок растут, а пассажирские становятся более комфортабельными и мобильными за счет модернизации и замены судов. Залог развития пассажирского транспорта - отсутствие в ХМАО дорог хорошего качества в отдаленных населенных пунктах: «Руководство округа заинтересовано в том, чтобы у людей была возможность передвигаться. Поэтому власти вкладывают деньги в развитие пассажирского речного транспорта, проводят его модернизацию, вводят льготы, дотации», - считает Геннадий Жеребцов.

В отношении технического состояния речных портов, расположенных в ХМАО, проблема та же - изношенность фондов. «За последние пять-шесть лет мы не приобрели ни одного нового крана», - говорит генеральный директор Сургутского речного порта Владимир Бауль. Однако если грузовой флот требует немедленной модернизации, то порты еще долгое время смогут обеспечивать переработку, хранение и дальнейшую транспортировку грузов. Для этого еще в 60 - 70-е годы, когда формировался югорский речной флот, были созданы все условия: крытые и открытые склады-площадки (характерные для ханты-мансийских речных перевозок грузы - стройматериалы, нефтепродукты, металл - не требуют особенных условий хранения). Развитие системы интермодальных перевозок сегодня обеспечивают проведенные к портам подъездные железнодорожные пути и автомагистрали.

С ним согласен начальник управления эксплуатации флота ОИРП Александр Волков: «Рост перевозок в ХМАО обеспечивает строительство дорог. На следующий год мы ожидаем, что объемы перевозок увеличатся на 15 - 20%».

Развитие грузовых перевозок во многом зависит от общего подъема экономики ХМАО: строительства дорог, городов, развития сельского хозяйства. «В середине 70-х годов, когда шла активная разведка нефти и газа, речные порты были монополистами на рынке перевозок в ХМАО. Не было ни железных дорог, ни автомобильных. Весь груз шел реками. Появившаяся железная дорога часть грузов забрала себе. Да и у народного хозяйства отпала потребность в больших объемах поставок. В 90-е многие предприятия сокращали производства, из-за этого снизились объемы транспортировок. Флот подолгу простаивал. Сейчас мы наблюдаем обновление и подъем экономики: начали строить дороги между месторождениями, между городами. А для дорог нужен щебень, гравий, дорожные плиты. Именно подъем промышленности и увеличение потребностей в материалах подтолкнули развитие речного судоходства»,- говорит Геннадий Жеребцов.

По прогнозам перевозчиков и руководства округа, стабилизация рынка и увеличение объемов работ - с одной стороны, износ транспорта - с другой спровоцируют изменения структуры перевозок, главным образом грузовых. На рынке останутся только крупные компании, консолидирующие сервисы хранения и транспортировки груза, работающие на большом обороте и способные обновлять флот. Количество мелких частных перевозчиков сократится: одни уйдут из бизнеса, не в силах поддерживать суда в рабочем состоянии, другие будут объединяться для повышения конкурентоспособности.

С реализацией проекта Урал промышленный - Урал Полярный связывает развитие грузовых перевозок Николай Ануфриев: «Мы надеемся, что речной транспорт тоже сыграет свою роль. Проект предполагает развитие производств, которым потребуется массовый завоз груза. А кроме как водным транспортом во многие районы груз доставить нечем. Авиационный - дорогой, автомобильный - не везде можно применить».


Первый заместитель председателя правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Вячеслав Новицкий курирует энергетические проекты. По его словам, спешка со строительством объектов объясняется ростом энергопотребления: в ряде районов (Нижневартовском, Нефтеюганском) - до 17% в год. В 2006 году средний темп роста по округу составил 9,8%, в этом, ожидает Новицкий, выйдет за 10% (сравните: общероссийская динамика - 4%). «По уровню добычи нефти мы еще не достигли показателя 1990 года (306 млн тонн), а по выработке электроэнергии

Вячеслав Новицкий: «Без централизованного электроснабжения промышленность, малый бизнес, лесной комплекс не окупаются. Туда, где его нет, инвестиции не идут»

Чтобы энергетика соответствовала потребностям растущей экономики, начинать усиленно вкладывать деньги в ее развитие надо было еще в 2000-м. Наверстывая упущенное, в Югре запускают разом большое количество проектов.

(61 млрд кВт/час) прошли его еще в 2005-м. В 2006-м достигли уже 70 млрд кВт/час, - говорит чиновник. - Структура потребителей электроэнергии не изменилась: нефтедобыча по-прежнему составляет 90%. Но технологии добычи нефти становятся все более энергозатратны: брать ее приходится со все большей глубины».

- Такие соглашения, подписанные кроме нас еще в ряде энергодефицитных регионов, - важнейший инструмент для решения проблем отрасли. Они удачно соединяют всех, кто отвечает за надежное энергоснабжение городов и поселков: власть, энергетиков, бизнес. Но документы готовили спешно, к тому же в таких масштабных мероприятиях высока погрешность. Появились новые финансовые источники (например, плата за техническое подключение), которые позволяют «догрузить» документ новыми объектами. Так что мы отслеживаем ситуацию и вносим изменения. Мощностей значительно добавили. Вместо 2200 МВт будем строить 3600 МВт (например, Няганьская ГРЭС планировалась на 1200 МВт, сейчас ее мощность решено увеличить до 2400 МВт: будет шесть блоков по 400 МВт).

- Вячеслав Федорович, почему региону потребовалась существенная корректировка соглашения с РАО «ЕЭС России», заключенного всего год назад (31 июля 2006 года) губернаторами ХМАО, ЯНАО и Тюменской области?

Свет есть. И будет- И все-таки: станет 2008-й годом энергодефицита?

Поскольку соглашение объединяет многих участников, необходима постоянная координация действий на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Сейчас корректировка выполнена и документ находится на согласовании у подписывающих сторон. 126 млрд рублей будут осваиваться на территории Югры по соглашению с РАО.

- ХМАО помимо проектов развития сетей и генерации в рамках соглашения с РАО реализует и окружную программу создания централизованного электроснабжения городов и районов. В чем ее суть?

- Некоторые представляют дефицит так: утром встал, а света нет. Но это означает не дефицит, а аварию. Такого не будет. При том что мы дефицитны, перетоки электроэнергии между регионами были, есть и будут. Так что все это пока не смертельно. Хотя поводов для беспокойства более чем достаточно. Потому что от дефицитности очень зависит надежность. Мы порой не можем вывести на ремонт пару трансформаторов, не вводя ограничений. Это уже реальность. А раз нет планового ремонта сетей, подстанций - подвергаем себя опасности.

- Как вы оцениваете ситуацию с привлечением инвестиций для строитель­ства энергетических объектов? Кто стучится в дверь окружной администрации?

- Югорская энергосистема семь лет занимает первое место в стране по выработке электроэнергии и 25% ее отдает через Урал в национальную электрическую сеть. Но мы всегда стеснялись сказать, что у нас из-за отсутствия электросетей целый ряд муниципальных образований не имеет централизованного энергоснабжения. 167 муниципальных дизельных электростанций общей мощностью 400 МВт не могут выдавать качественную электроэнергию по частоте, напряжению. А это проблемы в каждом доме: с бытовой техникой, например. Так как эти станции удалены от транспортной инфраструктуры, топливо туда завозить дорого, себестоимость выработки электроэнергии большая, от 9 до 17 рублей за кВт/ч. Население и бюджетная сфера этой дороговизны почти не ощущает, потому что им компенсируется разница в цене. Но промышленность, малый бизнес, лесной комплекс не окупаются. Не идут в эти округа инвестиции, не развивается глубокая переработка. Основное занятие населения: муксуна поймал, продал - выпил. Переход на централизованное электроснабжение необходим. Еще в 1997 году округ принял программу сетевого строительства на 2000 - 2015 годы, она финансируется из бюджетных средств. На нее приходится 3,5 млрд рублей. По дополнительному соглашению мы добавили еще 1,8 млрд рублей. Мы ее постоянно модернизируем, расширяем, синхронизируем с общей программой развития электроэнергетики.

- А нефтегазовые компании?

- Прежде всего финансовые институты: банки, страховые компании, пенсионные и паевые фонды. В том числе международные.

Сейчас почти каждая нефтяная компания, чтобы обезопасить себя от «креста Чубайса», по своим программам на собственные деньги строит локальные объекты генерации, газотурбинные электростанции, парогазовые установки небольшой мощности (от 20 до 150 МВт) и ведет сетевое строительство, обеспечивая себя на дальних месторождениях электроэнергией. Например, «Сургутнефтегаз» в прошлом году ввел семь газотурбинных станций. Ровно столько, сколько планировал по соглашению. В нем пять приложений. Их, чтобы не было дублирующих проектов, лишней траты денег, подписали самые крупные нефтяные компании: Роснефть, Лукойл, «Сургутнефтегаз», Славнефть и Газпром нефть. Бюджет в генерацию вкладывать деньги не будет. Мы намерены предложить строить эти объекты частному инвестору. Потому что это сверхокупаемые проекты с хорошей рентабельностью. Переговоры такие сейчас ведутся. Могу лишь сказать, что генерацией интересуются банковские структуры, лизинговые компании, в основном российские.

- Намерения нефтяников заявлены на уровне переговоров, говорить об этом рано. А реализуется пока один проект: ТНК-ВР участвует в строительстве блока на Нижневартовской ГРЭС. В принципе пакеты акций генерирующих компаний теперь продаются на открытом рынке.

- Очень трудно. Когда представители компании пришли в правительство округа, их предложения - строительство независимых источников энергии в районах Приобского месторождения, Сургутском, городах Нягань и Ханты-Мансийск, поселке Игрим - показались нам интересными. У них были партнеры, готовые этим заниматься. Сегодня их переговоры по Приобской парогазовой электростанции мощностью от 300 до 400 МВт, заказчиком по которой должна выступать Газпром нефть, идут тяжело: сменилось руководство компании, ее позиция - так бывает. Затормозилось у «Интертехэлектро» до сентября принятие решений и с Роснефтью. В Ханты-Мансийске в четвертом квартале будет определена площадка, сделаны конкретные предложения по строительству станции мощностью до 300 МВт.

Как разборчивая невеста- Правительство ХМАО недавно заявило, что дополнительно к соглашению разработало и собственную программу поддержки приоритетных инвестпроектов на территории округа, направленную на создание частных генерирующих мощностей узловых станций до 300 МВт каждая. Как реализуется один из первых таких проектов - компании «Интертехэлектро - Новая генерация»?

Власть этим за бизнес заниматься не будет. Толкать интересы частной компании мы не собираемся. Тут надо четко разделить: бизнесом пусть занимаются бизнесмены. А победить муниципальную бюрократию в части отвода земли, каких-то согласований, транспортных схем - да, здесь мы помочь можем. Это и есть взаимодействие.

Сегодня привлечь в энергетику финансы несложно. Сложно заполучить два договора на 15 лет - о том, что будущую электроэнергию купят и по гарантированным поставкам топлива. При наличии этих двух документов проблем с финансированием ни за рубежом, ни в стране нет.

- Какую?

Распоряжением губернатора создана рабочая группа с функциями координационного совета. Ее возглавляю я. В группу вошли крупнейшие региональные сетевые и генерирующие компании. Наша цель - не дать какой-то одной компании монополизировать строительство энергообъектов в регионе, даже если у нее есть на то деньги. По одной простой причине: завтра появятся другие компании, которые пообещают территории лучшие условия. Каждый инвестор при наличии конкурентного поля стремится делать свои предложения более инвестиционно привлекательными. А мы будем из них выбирать. Югра к этому уже почти подходит. Создав совет, мы на открытых заседаниях обсуждаем все эти условия, а не подаем их в заклеенном конверте. Но вы не подняли еще одну важную тему.

Югре удалось сохранить коммунальную энергетику. Мы создали ОАО «Югорская территориальная энергетическая компания» (ЮТЭК) со 100-процентной собственностью субъекта федерации. Но это не госпредприятие. Передаем ей все энергоактивы, которые строим (уже на 2,05 млрд рублей). Она совместно с муниципалитетами создала дочерние предприятия: 51% акций у компании, 49% - у муниципалитетов. Тем самым мы сохранили единую коммунальную энергосистему региона и ответственность за нее муниципалитетов. Мы можем созданные за бюджетные деньги объекты передавать в активы своей компании, а не продавать на рынок, не дробить. Заканчиваем создание Единой автоматической системы контроля и управления качеством электроэнергии, что позволит вводить билинговые услуги в ЖКХ. И самое главное, мы сейчас подошли к тому, что формируем бизнес-проекты модернизации и реконструкции коммунальной энергетики каждой деревни, каждого района. Это будет стоить 5,5 млрд рублей. Постараемся такие программы подписать с каждым муниципалитетом: они будут самостоятельно их реализовывать в течение трех лет. Мы не затратим на это ни копейки бюджетных средств. Потому что ЮТЭК в состоянии, имея свои активы, деньги привлечь и вложить в конкретные проекты.

- Одно из наших главных опасений было в том, что коммунальную энергетику растащат, прихватизируют. Этого нельзя допустить: во всех коммунальных образованиях от ее состояния зависит надежность энергообеспечения. Какие бы ни принимались законы по реформе электроэнергетики, никто не отменял статьи в Конституции: за жизнеобеспечение городов и поселков отвечает орган местного самоуправления и государственной власти. Но оставить ответственность и забрать ресурсы неправильно.



Главная страница / Тенденции