Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Иерархия поиска

В Екатеринбурге 24 мая откроется частный НИИ - ЗАО «Институт квантового материаловедения». Для Уральского региона и России в целом это явление пока редкое: до сих пор частная наука идет преимущественно путем приватизации уже существующих государственных исследовательских институтов, причем их главную ценность предприниматели видят не столько в научных наработках, сколько в занимаемых этими НИИ зданиях в центре городов. Генеральный директор Института квантового материаловедения, доктор физико-математических наук Юрий Горностырев уверен, что его проект станет рентабельным.

Юрий Горностырев

- Мы возникли как дочерняя компания исследовательско-технологического центра «Аусферр» (Магнитогорск). Он с 1995 года проводит большой комплекс научно-исследовательских и технологических работ для металлургического и прокатного производств Магнитогорского меткомбината. Металлурги в последнее время ощущают острую необходимость в деловых связях с наукой, поскольку смена какой-либо производственной номенклатуры предполагает освоение новой технологии, ее доработку при внедрении на конкретном предприятии. «Аусферр» занимается в основном исследованиями технологических процессов. Но необходимо еще проводить и фундаментальные исследования, консолидировать различные исследовательские направления. С этой целью и был создан наш НИИ как отдельный бизнес. В Екатеринбурге мы не случайно, поскольку именно здесь находятся главные уральские специалисты в области физического материаловедения. Мы будем выполнять заказы «Аусферра», а также напрямую сотрудничать с ММК и другими меткомбинатами.

- Юрий Николаевич, неужели научные исследования в сегодняшних экономических условиях способны приносить хороший доход?

- Это небольшие средства, поскольку приобретение дорогостоящего исследовательского оборудования не требуется (экспериментальные исследования будут проводиться по договорам на площадках других НИИ). Наши главные затраты - вложения в кадры (в институте будут работать около 20 научных сотрудников) и приобретение компьютеров, поскольку основной работой станет компьютерное моделирование. Первоначальные инвестиции на эти цели составили около миллиона рублей. На втором этапе потребуется, видимо, столько же. Прогнозировать срок окупаемости сложно. Чем исследования дальше от практических, тем выше риск вложений и шире временные рамки. Тем не менее, я считаю, что на уровень рентабельности можно выйти уже до конца этого года. По мере становления будем затевать и более долгосрочные проекты.

- Каких инвестиций потребовало создание вашего института?

- Очень коротко научное направление я бы сформулировал именно как квантовое материаловедение. Свойства материалов в значительной мере определяются микроструктурой, которая формируется в процессе термической и механической обработки. Структура эта возникает как результат фазовых превращений в материале. Мы собираемся изучать фундаментальные закономерности, происходящие на микроскопическом уровне, близком к атомной электронной структуре этого явления, и ответственные за формирование свойств в первую очередь в сталях, сплавах, других металлических соединениях.

- О каких конкретно исследованиях идет речь?

- Для нас это направление не главное, поскольку мы произошли от черной металлургии, а эта отрасль трудно совместима с нанотехнологиями: там производство отличается большим тоннажем. Тем не менее мы сейчас рассматриваем возможность участия в проекте совместно с Институтом перспективных материалов из Уфы и Магнитогорским горно-металлургическим университетом по исследованиям в области производства наноструктурированных сталей.

- Будете ли заниматься модными нынче нанотехнологиями?

- В принципе это возможно. Но беда в том, что большинство НИИ привыкло работать с предприятиями на основе хоздоговоров, определяющих слишком абстрактные исследовательские направления. Результаты таких исследований современные компании не интересуют. Те заинтересованы в адресных вложениях, чтобы формулировать конкретный круг проблем и получать на них научно обоснованные ответы. Наиболее эффективно функционировать в настоящее время могут отраслевые институты, способные дать предприятию рекомендации для улучшения технологических условий производства.

- Можно ли создать из отраслевых НИИ рентабельные бизнесс-труктуры?


Привет Чернышевскому
Дискуссия о стратегии развития ИТ-компаний началась с того, что директор группы компаний АСК Евгений Шароварин констатировал: рынок в крупных уральских городах если и не созрел окончательно, то близок к этому, четко сегментирован; доли игроков практически стабилизировались, увеличивать их за счет конкурентов тяжело и затратно до нецелесообразности. Доходы компаний от продажи «железа» падают, поскольку вендоры и дистрибьюторы в конкурентной борьбе постоянно снижают цены. Продажа техники, по характеристике Шароварина, практически свелась к отстроенной логистике: «Передвижение коробки с принтером ничем не отличается от передвижения коробки со стиральным порошком». Соответственно и заработать на этом можно будет максимум доллар. Сектор системной интеграции тоже практически насыщен: все более или менее выгодные клиенты либо уже внедрили большую часть ПО и интегрировали его в корпоративную информационную систему, либо находятся в процессе. Лучше обстоят дела в относительно молодом и самом динамичном (88% прироста по России за 2004 год) секторе услуг, но и он не резиновый - рано или поздно тоже насытится и сегментируется.

В санатории «Урал» под Южноуральском (Челябинская область) 26 и 27 мая прошел четвертый уральский ИТ-форум. Курортная локация неслучайна: ярко выраженный элемент тусовки и неформальная обстановка - визитная карточка мероприятия этой сферы, единственного за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Столичный образец включает две составляющие: светскую и маркетинговую. О вещах действительно важных и неоднозначных, требующих дискуссии, как правило, не говорят. На уральском форуме, проходящем в буквальном смысле без галстуков (наиболее распространенная форма одежды - футболка и шорты), бурно обсуждались проблемы, напрямую касающиеся бизнеса. Директора компаний не боялись делиться опытом и высказываться: мероприятие не публичное - все свои. Заметно больше и ярче других обсуждалась стратегия развития региональных ИТ-компаний -; самый больной вопрос.

Две крайности
Путь диверсификации - самый легкий и массовый. Директор группы компаний АСП Руслан Сагидуллин делится опытом: «Я больше чем уверен: если в компанию вложить столько же, сколько она стоит - ее заработки не удвоятся. Поэтому если на рынке появляются сегменты, где есть вероятность заработать больше, туда и можно вкладывать экстраприбыль. Пусть это будет и не ИТ-сектор». Позицию поддержали не все. Одним из ярых противников выступил генеральный директор компании « Диджитек» Александр Сибиряков: «Получается, что все компании должны работать и в корпоративном сегменте, и в оптовых продажах, и какие-нибудь розетки чинить. Дальше больше - начать колбасой торговать. Так мы очень скоро перестанем быть собственно ИТ-компаниями». Колбасная тема получила продолжение: вспомнили пример одной некогда успешной уральской ИТ-компании, владелец которой, добившись максимальной капитализации, продал ее, купив взамен колбасный заводик в Подмосковье, который при меньших усилиях приносит значительно больше прибыли. «Колбасный заводик» - тут же стал именем нарицательным, означающим в ходе дальнейших дебатов диверсификационный путь развития компаний и освоение «неайтишных» сегментов.

Словом, линия горизонта развития опасно приблизилась. Как заметил генеральный директор ЗАО «Корус АКС» Юрий Розенбойм, бизнес, переставший расти, тут же начинает «схлопываться». В беседе вполне логично всплыли образы хищных московских компаний, которые, по мнению участников форума, спят и видят, как бы подмять под себя региональные рынки. На извечное «что делать?» нашлось три ответа: диверсифицировать бизнес, создавать узкоспециализированные нишевые компании или развиваться экстенсивно, расширяя ареал присутствия.

Следует признать, стратегия диверсификации достаточно опасна: распыляясь на множество сфер деятельности, компании теряют в конкурентоспособности. Однако и путь узкой специализации не безупречен. Во-первых, как договориться о том, какая компания и на чем будет специализироваться? А если в одной узкой нише появится несколько компаний, ситуация вернется к патовой: стабилизации рыночных долей и отсутствию возможностей развития. Во-вторых, путь просто рискован: уйти в ограниченный сегмент деятельности - значит сложить все яйца в одну корзину. Так что выбирают его немногие. Участники форума по пальцам пересчитали примеры крупных успешных региональных узкоспециализированных компаний.

Оказалось, что пример далеко не единственный. Компании сферы информационных технологий все чаще не только диверсифицируются, но и вовсе меняют сферу деятельности. Этому тоже найдено логичное объяснение. «Производство стройматериалов, к примеру, сегодня очень выгодный бизнес. Но если посмотреть на игроков этого рынка, мы увидим, что кадры, маркетинг, менеджмент у них слабее, чем в ИТ-индустрии. Поэтому любая айтишная компания, выйдя туда, без проблем займет свою нишу», - считает Руслан Сагидуллин. Видимо, эта легкость привлекает все больше собственников ИТ-компаний. «У половины сидящих здесь есть непрофильные бизнесы, и постоянно появляются новые», - это провокационное заявление Евгения Шароварина возражений не вызвало.

Юрий Розенбойм подошел к вопросу философски: мол, потому у нас и не получается, что сами себя клеймим «регионалами». Москва ведь тоже регион, но москвичи себя «регионалами» не считают. Евгений Шароварин парировал: «Мы региональные компании исторически и как раз пытаемся найти выход, чтобы перестать быть таковыми».

Диагноз: региональность
Самым привлекательным показался третий путь: расширение географии присутствия с конечной целью вырасти до уровня общероссийской компании. Тут с примерами оказалось еще хуже: удалось вспомнить лишь пару случаев. А вот московские компании приобретают всероссийский статус с завидной регулярностью.

Постскриптум от автора
По завершении форума меня долго не покидало ощущение недосказанности. Потом я понял: за два дня ни разу не прозвучало слово «инновации». О том, что вариантом развития для компании может стать создание уникального продукта или услуги (где как не в ИТ-индустрии интеллектуальный потенциал может уравновесить финансовые и кадровые проблемы, лоббистские усилия конкурентов), лишь единожды заикнулся представитель одной пермской компании. Никакой реакции эта реплика не вызвала.

Суммировав мнения участников форума, можно указать на два существенных отличия местных компаний от московских. Во-первых, у региональных компаний очень мало шансов выиграть тендер, объявленный крупным предприятием или холдингом, - центр принятия решений находится в Москве. Во-вторых, общую для всей отрасли кадровую проблему в столице решать намного проще. Евгений Шароварин поясняет: тут задействованы миграционные механизмы, «хорошему специалисту нет смысла переезжать из Кургана в Челябинск или из Перми в Екатеринбург, он от этого практически ничего не выигрывает. Но если специалист в принципе готов переехать ради улучшения условий жизни, карьеры - он едет в Москву». Потом «внутренние эмигранты» нередко возвращаются на «малую родину», но уже как эмиссары московских компаний. Региональные компании, тоже испытывающие кадровый голод, поневоле стали кузницей кадров для агрессивно наступающих москвичей. Как переломить эту тенденцию? Представители компаний разводят руками: у москвичей больше объективно возможностей. Круг замкнулся.

- Но ведь лет через пять москвичи вас слопают!

То, как легко руководители многих немаленьких по местным меркам предприятий признали стратегическое превосходство московских конкурентов, не давало мне покоя. Возможно, не все было сказано? Может, у регионалов есть какой-никакой «туз в рукаве»? Уже поздним вечером за кружкой пива я, не удержавшись, вновь завел разговор об этом с одним из директоров-собственников:

Видимо, колбасный заводик для себя он уже присмотрел.

- Слопают, - спокойно улыбнулся собеседник.

В регионах - интереснее

Дополнительные материалы:

Станислав Сиражев


- Станислав Юрьевич, в чем значение ежегодного уральского ИT-форума?

Исполнительный директор Ассоциации компаний сферы информационных технологий Станислав Сиражев уверен: отсутствие официоза идет на пользу конструктивному общению бизнеса

- Чем наш форум отличается, к примеру, от московских?

- Любой рынок, и ИТ не исключение, должен быть самоорганизован. Это не хаотичное поле, где каждый сам по себе, никто никого не знает и делает, что хочет. Признак цивилизованного (я бы даже сказал - капиталистически правильного) рынка это развитые сильные компании, которым есть о чем поговорить, что обсудить и показать. Форум это продемонстрировал: на нем даже ярые конкуренты готовы нормально общаться, обсуждая общие для всех проблемы. Способствовать цивилизованному развитию рынка - в этом и состоит цель форума. Впрочем, как и Ассоциации компаний сферы информационных технологий.

- На нынешнем форуме случились открытия? Возникло нечто совершенно новое на уровне идей?

- Здесь обстановка менее пафосная. В Москве куда больше официоза, манерности, уже все поделено и сыто. Там общее настроение: какие могут быть проблемы, если дистрибьюторы, вендоры, поставки - у нас, госструктуры - тоже у нас, все деньги идут к нам и особо напрягаться не надо. В регионах рынок еще активно развивается, компании растут, им нужно бороться за заказчиков, сражаться с конкурентами, пробиваться в федеральные государственные программы, давать отпор тем же москвичам. Одним словом, шевелиться. Результат - более живая, острая атмосфера, обсуждение реальных проблем, поиск оригинальных путей, которые позволили бы региональным компаниям быть более гибкими, чтобы удержаться на рынке, где присутствуют представители московских монстров.



С окончанием сентября для большинства туристических компаний, занимающихся выездным туризмом, большой летний сезон завершился. Главным его событием в Екатеринбурге стало окончание передела рынка: 70% его заняли федеральные и международные туроператоры (Pegas Touristik, Natalie Tours, «Санрайз» из Москвы; «Нева» и «Ривьера» из Санкт-Петербурга; международный Tez Tour). Они ведут экспансию на столицу Урала второй год, и в этом сезоне по сравнению с 2004 годом увеличили присутствие более чем вдвое. В начале 2005-го с рынка ушел один из лидеров - екатеринбургская компания Jazz spanavel: по мнению участников рынка - не выдержав демпинга. Спустя три месяца его место быстро занял новый сильный местный оператор компания More spanavel с аналогичной концепцией - только массовые направления (Турция, Египет, ОАЭ и Таиланд). More spanavel выступила консолидатором (ответственным за организацию и выполнение) части рейсов «Уральских авиалиний», что дало повод участникам рынка считать компанию структурой авиаперевозчика. В More spanavel от связей открещиваются и называют « Уральские авиалинии» партнером.

- Андрей Порубов

Екатеринбург - первая ласточка в деле захвата туристических рынков крупных городов Урала. В других областных центрах чужаков можно пересчитать по пальцам. В Перми - это московская «Инна-Тур» (она же - в Кургане) и «Ривьера», в Тюмени - «Ривьера» и «Нева». Вероятно, с ростом конкуренции в Екатеринбурге федеральные компании двинутся в другие уральские города, подобно тому, как конкуренция в столицах подтолкнула их к развитию бизнеса в Екатеринбурге.

По итогам сезона от оставшихся местным игрокам 30% рынка More spanavel взяла как минимум 10%. Остальные 20% по большей части за крупными компаниями - «Мир», «Фонд мира» и «Спутник». Массового прекращения работы местных операторов вследствие их выдавливания с рынка более сильными международными и федеральными пока не наблюдается. Тем не менее в екатеринбургских турфирмах признаются, что работать стало тяжелее: клиент идет не столь неохотно.

Интерес инорегиональных туроператоров к столице УрФО не случаен: здешний рынок - самый большой в округе, отсюда в заграничные туры отправляются 10 - 40% туристов из областей, соседних со Свердловской. Причины две. Первая - екатеринбургские операторы ведут затяжные позиционные войны, проявляющиеся в снижении цен на турпакеты, что привлекает потребителей. Вторая - горожане Челябинска, Тюмени и Кургана предпочитают Кольцово: их собственные аэропорты технически слабее, уровень сервиса в них ниже, конкуренция чартерных компаний недостаточна. А добраться до екатеринбургского аэропорта не составляет труда. Например, челябинское Баландино в нынешнем состоянии не может принимать Ил-86: взлетно-посадочные полосы требуют модернизации. Кроме того, там затруднена процедура таможенного оформления: в международном секторе всего одна стойка регистрации. А от Челябинска до Екатеринбурга на автомобиле - два часа. В этом сезоне среди пассажиров, отправившихся на зарубежный отдых чартерами из Кольцово, доля челябинцев доходила до 40%. Если из Екатеринбурга на чартерах за лето улетело более ста тысяч туристов, то из Челябинска - не больше сорока тысяч, а из Тюмени, Перми, Уфы и того меньше, по 15 - 30 тысяч.


«Нарушение конвенции» - далеко не единственная беда минувшего сезона. Одна из тенденций - изменение сроков спроса населения на заграничный отдых. Директор Свердловского бюро путешествий и экскурсий Наталья Карамышева: «Пик спроса переместился с августа на конец июня - начало июля, потому что люди боялись повышения цен на путевки во второй половине сезона, как это было в прошлом году». Между тем в июле екатеринбургская паспортно-визовая служба (ПВС) неожиданно отказала гражданам в срочном оформлении загранпаспортов. Прежде туроператоры могли за определенную сумму оформить для клиентов загранпаспорт за четыре дня. Теперь же ПВС установила для всех единый срок - 30 дней. Официальная причина: нехватка сотрудников. Участники рынка знают о другой причине. По информации директора одной из турфирм города, в середине лета в ПВС прошли проверки, инициированные ФСБ на предмет выявления фактов коррупции. Так или иначе, ситуация с оформлением загранпаспортов больно ударила по туроператорам. «Это был полный клинч, полный ступор, - вспоминает вице-президент ассоциации туризма Свердловской области Олег Аксельрод. - Положение патовое: клиенты жаждут купить путевки, но не могут оформить паспорта в короткое время».

Турция с запахом дыма
Предпочтения туристов в минувшем сезоне коммерческий директор компании «Уральские авиалинии» Кирилл Скуратов характеризует так: «Турция осталась лидером чартеров, хотя и испытывала возрастающую конкуренцию со стороны других направлений». Прогнозы отдельных экспертов о том, что спрос на Турцию упадет в связи с существенным подорожанием путевок (на 20 - 30% в зависимости от месяца; средняя стоимость - 550 долларов за отель 3* по системе «все включено» на 10 дней), не оправдались. Если во всем мире сильное негативное влияние на туристический рынок оказывают терроризм, международные и внутренние конфликты, климатические катаклизмы и эпидемии, то на жаждущих путешествовать россиян, отмечают операторы, все это действует с обратным эффектом: уральцев не смутили ни землетрясения, произошедшие в Турции в начале мая, ни теракты. Причина банальна: стоимость туров резко падает, что и привлекает соотечественников, готовых рисковать, но экономить. Исполнительный директор компании «Фонд мира» (Екатеринбург) Елена Алесенко вспоминает: «Взрыв в отеле в Шарм-Эль-Шейхе, взрыв на Бали - и сразу же приток российских туристов в эти места. Нашим хоть окопы вырой, но дай возможность отдохнуть за 50 долларов». Впрочем, директор представительства турфирмы Natalie Tours в Екатеринбурге Олег Хигер склонен объяснять интерес россиян к проблемным направлениям не столько стремлением сэкономить, сколько привычкой к опасностям: «Информация о внутренних террористических угрозах затмевает сообщения о внешних. Многие сочли, что отдых на турецких курортах, где в этом году были взрывы, не более опасен, чем поездки в метро».

Терпение кончилось
Еще один фактор, негативно влияющий на бизнес туроператоров, - монополия «Уральских авиалиний» в сегменте чартеров из Екатеринбурга. Доля компании составила 80% перевозок за сезон. Основные претензии туроператоров к «Уральским авиалиниям» сводятся к трем пунктам: высокие цены на перелет, неудовлетворительное состояние самолетного парка, игнорирование интересов туроператоров (представители турфирм, к примеру, отмечают несговорчивость компании в вопросе согласования времени отправки чартеров). Олег Аксельрод: «Уральские авиалинии» выдерживают такую политику: билет из Екатеринбурга в определенное направление стоит немного дешевле двух составляющих - билета до Москвы плюс билета от Москвы по этому направлению. В итоге цены завышаются.

Загранпаспорта выдаются сроком на пять лет. Это означает, что каждый год 20% клиентов должны их менять. Половина спохватывается в последний момент. Плюс граждане, получающие загранпаспорт в первый раз. В итоге, по оценке туроператоров, было потеряно 10% сезонного объема рынка (общий объем екатеринбургского рынка оценивается игроками в 120 - 150 млн долларов), компании по вине ПВС недосчитались порядка 15 млн долларов. Восстановить процедуру срочного оформления загранпаспортов обещали с 1 августа, но дата была перенесена на неопределенный период. Туроператоры настроены пессимистично: по их прогнозам, ситуация не разрешится и в зимнем сезоне.

Все недовольство «Уральскими авиалиниями», что накопилось у туроператоров, в итоге вылилось в заказ альтернативных рейсов. 29 апреля на рынке чартеров Екатеринбурга появилась московская авиакомпания «ВИМ-Авиа», а 5 июня - «Кавминводыавиа». Олег Хигер: «Приход этих компаний говорит о том, что монополию невозможно поддерживать, бесконечно используя административный ресурс. „Уральские авиалинии“ в последнее время ведут бизнес именно с позиций силы. Обсуждения условий сотрудничества с турфирмами затруднены».

Кроме того, билеты дорожают из-за роста цен на топливо. С 2004 года российские авиакомпании применяют топливные надбавки к стоимости билетов. Большинство, в том числе «Уральские авиалинии», решились на этот шаг прошлой осенью. Топливные надбавки компании тогда составляли 10 - 20 долларов в одну сторону в зависимости от дальности перелета. За год топливные сборы «Уральских авиалиний» увеличились почти в десять раз: в конце летнего сезона-2005 размер надбавки достигал 90 долларов. Олег Хигер: «Топливо - проблема, которая душит туристический бизнес. В Екатеринбурге это ощущается острее, чем в Москве, где есть конкуренция между авиаперевозчиками. Заключив контракт с турфирмой, они выполняют его условия до последнего и пересматривают цены в том случае, если начнут работать в убыток. В Москве в течение этого сезона цены авиаперевозчики не пересматривали. „Уральские авиалинии“ делали это несколько раз, и не всегда корректно». Претензии к «Уральским авиалиниям» предъявляет и коммерческий директор More spanavel Александр Лобанов: «Были случаи, когда авиакомпания „Уральские авиалинии“ поднимала цены накануне вылетов. И мы вынуждены были добирать разницу стоимости топлива с туристов, чтобы самим не терпеть убытки».

В зимний сезон авиакомпании, базирующиеся не в Екатеринбурге, имеют шанс занять существенно большую часть рынка. С сентября этого года изменились правила допуска отечественных авиакомпаний в Европу. В частности, российские авиаторы лишаются возможности летать на Ту-154, шумовые характеристики которых не соответствуют европейским стандартам. А на балансе «Уральских авиалиний» достаточно много авиалайнеров Ту-154М, подпадающих под этот запрет. Однако компания не намерена отказываться от полетов в Европу. По словам заместителя генерального директора авиакомпании Владимира Чикилева, самолеты «Уральских авиалиний» будут совершать посадки в небольших региональных аэропортах, на которые не распространяется действие ограничительных норм. Возможным, по мнению перевозчика, выходом из ситуации может стать перевод чартеров на Ил-1 Этот четырехмоторный турбовинтовой самолет со 120 пассажирами на борту может преодолевать расстояния до 6 тыс. километров, что достаточно, чтобы с посадкой в Адлере или Минводах долететь с Урала до традиционных курортов Египта и Турции. Как ко всему этому отнесутся клиенты - неизвестно.

Зимний сезон - горячие проблемы
Приход новых игроков изменил расстановку сил на рынке чартерных перевозок Екатеринбурга, но не коренным образом: «ВИМ-Авиа» и «Кавминводыавиа» досталось лишь 20% чартеров. Компании не смогли составить серьезной конкуренции по ценам уральцам из-за того, что базируются не в Екатеринбурге, значит, имеют лишние расходы по эксплуатации судов и минимальные возможности для их замены. В итоге цены на билеты у местной компании и пришлых перевозчиков были практически одинаковы. Участники рынка считают, что единственным выходом из сложившейся ситуации может быть базирование еще одной авиакомпании в аэропорту Кольцово. Теоретически такое возможно, но практически маловероятно: слишком хорошо «Уральские авиалинии» адаптированы к местным экономическим и административным условиям.

По словам ведущего инженера Кольцово Николая Кошкина, аэропорт уже готов к приходу новых авиакомпаний, использующих западную технику. Весной он получил разрешение Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса на прием Boieng-76 Туроператоры склонны считать, что «Уральские авиалинии» все-таки возьмут «боинги» в лизинг. Иначе главный уральский авиаперевозчик может перестать быть таковым. По крайней мере, потеряет лидерство по пассажирским перевозкам в Европу.

Туроператоры оптимизма авиаперевозчика не разделяют. Олег Хигер: «Мы не чувствуем будущего на европейском направлении в диалоге с „Уральскими авиалиниями“. Они заявляют, что вот-вот возьмут в лизинг шесть „боингов“, но ничего не делают. Если это произойдет - слава богу, потому что работать с местной авиа-компанией все-таки проще». Еще год назад глава уральского представительства авиакомпании «Аэрофлот» Валерий Чичилимов сетовал: трудно придется всем авиакомпаниям Уральского федерального округа после введения новых норм, но выход один - покупать зарубежную технику. Это может позволить себе не каждая авиакомпания, как минимум из-за высоких таможенных пошлин: они составляют примерно 40% от стоимости самолета.


За год в Свердловской области состоялось 40 премьер. Попали в фестивальную афишу 11 постановок. Среди них три музыкальных, семь драматических и один спектакль междужанровый. Лишь две постановки можно отнести к классике: «Щелкунчик» Чайковского и «Женитьбу» Гоголя. «Чайка» так далеко улетела от Чехова, что в литературных прародителях ее значится Акунин, а он все-таки еще не классик, потому что современник.

Интересное явление - театральный фестиваль. Все спектакли уже были показаны, что где, в разное время, и впечатление производили вполне хаотическое. А собранные вместе, они вдруг рождают новое качество: создают ясную картинку жизни как театральной, так и той реальной, которую отражают. Свердловский областной фестиваль-конкурс «Браво!» - как стоп-кадр длиною в год. Причем выбирается любопытный ракурс: на 2004-й (обзор проводится года завершившегося) смотришь как на настоящее, но из будущего, ведь на календаре давно 2005-й. Скрытое становится явным, обозначается вектор движения. Нынешний фестиваль четко продемонстрировал, куда идет театр. Он идет к современности, к молодежи, к насущному. Еще пару лет назад он ощущал себя на перепутье, то топтался на месте, то метался между крайностями. Но сегодня определился и потому немного успокоился. Театр не уводит от жизни, он приводит в жизнь.

Региональные театральные конкурсы иногда называют «Золотой маской» местного уровня. Это не совсем так: разница не в масштабах, а в принципах. Здесь важна не только цена (призы и лауреатство), но и оценка. Областные конкурсы почти лишены интриги, которая бурно расцветает там, где есть борьба за победу и где велик элемент случайности. Тут все более предсказуемо, потому что более объективно, и обычно обходится без сюрпризов. И теперь обошлось. Каждый спектакль «получил по заслугам». Фестиваль «Браво!» стал своеобразным фиксатором места конкретного театра на данном этапе развития театрального процесса. Места не в спортивном понимании с чемпионской иерархией: первое, второе, третье и все остальные, а в творческом, с выявлением особенностей, достижений и пробелов - иерархии поиска.

Два фестивальных спектакля созданы студентами театрального института. Очевидно, экспертная комиссия посчитала их более значимыми, чем почти 30 профессиональных постановок, не вошедших в итоговую афишу. Нашему времени, говорят социологи, характерно ювенильное мышление - не в смысле незрелое, а в смысле ориентированное на молодость. Театр это учуял и уже отразил. А фестиваль даже выявил закономерность: наибольший успех и у зрителей, и у критиков имеют как раз те постановки и театры, которые активно действуют в русле этой тенденции.

Когда же в детском театре появился проект под девизом «детям вход воспрещен» и с предупреждающим об опасности дорожным треугольником в качестве символа - «Театр за бетонной стеной» - были опасения, что перебрали-таки с экспериментами. Нет, удалось пройти по лезвию вкуса и меры. В фестивальную программу вошли две постановки именно этого театра в театре. И им сказали «Браво!». «Изображая жертву» отмечен как лучшая работа постановщика, это главреж ТЮЗа Вячеслав Кокорин, выделена и роль милиционера в исполнении Валерия Смирнова, а также актерский подвиг Алексея Журавлева, который играл со сломанной ногой (подробнее о постановке см. «Сейсмическая активность», «Э-У» 41 от 01.11.04). За роль в «Дембельском поезде» студент театрального института Вячеслав Ямбор получил спецприз «Дебют».

Театр умного зрителя
Может быть, когда-то взрослые и относились к ТЮЗам пренебрежительно, как к культурным «детским садам». Не помню. Последние годы именно их сцены нередко становились площадкой, где опробовались новые, в том числе для опытных зрителей, идеи и формы. Екатеринбургский ТЮЗ можно переименовывать в ТУЗ: театр умного зрителя. Причем любого возраста. И к самым маленьким здесь относятся уважительно: смешат, развлекают, но не подсовывают примитивные спектакли-игрушки. Маленький зритель, он как раз самый умный и есть. И о взрослых думают: в репертуаре «Облом-off», «Эвита», «Укрощение строптивой», на которых нескучно представителям любых постшкольных возрастных категорий.

Всеми последними постановками и проектами (мастерская молодых режиссеров, семинары по современной драматургии, фестиваль «Реальный театр») екатеринбургский ТЮЗ демонстрирует не случайный, время от времени, а целенаправленный поиск новых форм и новых смыслов. Он позиционируется как театр, молодой по мироощущению, поскольку делает ставку на ту самую ювенильную психологию нашего времени, которая напрямую не зависит от возраста, а подразумевает активность, переменчивость, высокую адаптивность и быструю, острую реакцию на происходящее в обществе.

Если справедливо утверждение, что настоящим является то произведение искусства, в котором, как ни раскладывай его на составляющие, остается загадка, «Дембельский поезд» - из этой категории. Когда разложим, получим: несовершенная по формальным признакам пьеса; слабо развивающиеся характеры; статичность действия. Если не будем раскладывать, получим колоссальный по силе эмоционального воздействия результат. Сколь угодно много гладких профессиональных спектаклей не вызывают отклика, здесь же - мощнейший резонанс. Театральный критик из Челябинска Владимир Спешков назвал пьесу Александра Архипова лирическим высказыванием автора о поколении тех, кого угораздило родиться в переломный момент истории и оказаться меж эпох. Прием «неактивированной матрицы жизни», на котором строится пьеса, не нов, он эксплуатировался неоднократно. Изображаемая на сцене жизнь, как оказывается, существует в несостоявшейся реальности, герои - мертвы; так они могли бы думать, мечтать, ссориться, страдать, если бы дожили до дембеля. Прием сам по себе очень сильный, но используется не спекулятивно, без выжимания слезы, на уровне обыденного. И тем не менее - а может быть, тем более - возникает потрясение. Оружию не обязательно быть новым, чтобы попасть в цель; главное - точная наводка. Поразительно точная наводка у этого спектакля.

Коляда: театр, миф, человек
Иной раз мне кажется, что Коляда как явление - вне всяких конкурсов. Он уже над ними. Но Николай Коляда, вечный борец с незадубевшей кожей, очень чувствителен к мнению современников. И две «отметины», которые оставил ему нынешний фестиваль, его явно порадовали. Это была справедливая оценка заслуг. Лучшая мужская роль - Владимир Кабалин в спектакле «Птица Феникс»: актер продемонстрировал редкую в наше время трагическую силу, благо пьеса и режиссерская стилистика позволяли. Спектакли Коляды - всегда на грани чувств, это мощный эмоциональный театр. Здесь не боятся использовать откровенно сильные средства, потому что цель - достучаться. Современный театр должен поразить, Коляда убежден - в самое сердце. Как сказал один из критиков, у Николая плохих спектаклей не бывает, его «средний уровень» отнюдь не средний. Новая постановка не стала самой-самой -; потому, что такая уже была. «Ромео и Джульетта» пять лет назад открыли новую эру, после этого спектакля весь российский театр стал жить иначе.

Куклы для взрослых
Свой поиск ведет и театр кукол. Главный режиссер Александр Борок, приехавший в Екатеринбург из Челябинска около трех лет назад, сразу заявил о намерении вернуть в кукольный театр взрослого зрителя. Ну кто сказал, что куклы - только для детей? Отнюдь. В прошлом сезоне он создал «The Hamlet», в нынешнем - «Чайку». Спектакли, как вы понимаете, о разном, объединяет их жанр - трагифарс. Но если в «The Hamlet» произошло то самое загадочное совпадение составляющих, которое и рождает искусство, и зритель, беззаботно отсмеявшийся два отделения, вдруг испытывает состояние, называемое катарсис, то в «Чайке», по моему мнению, этого не случилось. Весело, остроумно - но мимо главного. «Чайка» единственная породила на фестивале яростные споры, за что и была отмечена специальным призом как вызвавшая большой интерес. (Приз профессионального жюри за лучшую женскую роль, Аркадиной, получила также актриса Алла Антипова.) А вот с чем согласились все: театр кукол, уводя предельно далеко от классического источника, умеет вернуть зрителя-читателя классике. Наверняка немало тех, кто, посмотрев «Чайку» Борока, захотел или еще захочет почитать «Чайку» не Акунина, а Чехова.

Частный театр - не частный случай
Коляда-театр стал единственным из частных, который засветился на нынешнем фестивале «Браво!». Но поскольку мы смотрим на процесс немного из будущего, уже можно сказать, что интересные проекты задуманы в «Театроне» и осуществлены в «Волхонке». Последняя возмутилась господством комедий и провела необычную акцию. Зрители интеллектуальных спектаклей становятся участниками розыгрыша ценных призов, таким понятным способом привлекается внимание к серьезной драматургии. Но прежде чем возмутиться, «Волхонка» сама создала яркую комедию положений - «Гарнир по-французски»; в постановке Александра Фукалова. Смотришь на жалкие попытки ТВ рассмешить в течение 24 часов - и грустно делается. А здесь можно посмеяться без напряга. Лично я напрягалась лишь для того, чтобы делать это не слишком громко. Спектакль, очень полезный для здоровья. «Волхонка» мудро чередует постановки, не отягощенные высшими смыслами, и вполне «отягощенные», как новая работа театра по пьесе Теннеси Уильямса «Предупреждение малым кораблям».

Сам драматург и режиссер получил спецприз «за создание театра». Что вообще-то равно подвигу. Вроде и коллеги, и власти признали феномен Коляды, но - никакого «режима вспомоществования». Он продолжает существовать в «режиме преодоления». Возможно, именно такой образ жизни и высекает мощную искру творчества. Но хотя бы попробовать иное, попытать, какие еще грани Коляды откроются через приятие власть предержащих современников.

Живые и мертвые
«Сейчас идет формирование новой цивилизации, нового способа существования человека, иного расклада ценностей», - считает член фестивального жюри ректор Гуманитарного университета Лев Закс. По его мнению, есть театры живые, чувствующие изменения в обществе, в эстетических пристрастиях, и реагирующие на них, и есть спектакли мертвые, статичные, когда после просмотра повисает недоумение: зачем это показали? Отсутствие смысла в театральном деле страшнее любой театральной реформы.

Театр в области больше, чем театр
Новосибирский критик Ирина Яськевич заметила: «А вот у нас театров, кроме как в областном центре, больше нет». В Свердловской области - есть, в Челябинской - есть, есть и в Тюменской. Назначение таких явлений, как Серовский драматический или Тобольский имени Ершова - быть не только театром, а интеллектуальным центром. Восхищения достойно то, что, существуя в разреженном культурном пространстве, они не просто выживают, а ведут поиск современных выразительных средств, новых подходов к зрителю. Серов привез на фестиваль спектакль «Женитьба» и увез приз за лучшую женскую роль второго плана (Марианна Незлученко). Анализируя работу молодого режиссера Юлии Батуриной, искусствовед Владимир Спешков вспомнил кем-то выделенные ступени восхождения талантливого постановщика: сначала он ставит сложно и плохо, потом - сложно и хорошо, потом - просто и хорошо. Юлия Батурина продемонстрировала движение вверх и овладение второй ступенью.

У большого театра - большие, точнее, массовые, проблемы. Чтобы решить их, приглашается специалист по масс-культуре. Режиссер Дмитрий Астрахан знает законы удержания зрительского внимания. У екатеринбургского театра драмы был вполне удачный опыт создания под его руководством спектакля массового спроса, но не вызывающего неприятие и у тех, кто желает считать себя не частью «массы», а индивидуумом - «Репортаж из Тараскона». В последней же постановке отчетливо слышится послание режиссера к зрителю: ты - пипл, ну и хавай. Мы тебе спляшем, мы тебя посмешим, мы тебе, задрав ноги, упадем, и тебе еще чего нужно-то?!

Единственный спектакль, о котором почти не говорили и никак не отметили, «The Playboy» самого крупного областного драматического театра с академическим званием. А ведь наличествуют все признаки ремесла. Актеры профессионально выполняют поставленные задачи. Значит, дело в задачах.

Танцуют - все!
С драмы, традиционно, больше спрос. Музыкальные же постановки покорили всех, хоть и по-разному. Фестиваль «Браво!» стал триумфом Екатеринбургского театра музыкальной комедии, который забрал пять призов из шести возможных (приз за лучшую женскую роль - Маши в «Щелкунчике» - достался театру оперы и балета, точнее, молодой его солистке Маргарите Рудиной). Для эксцентрик-балета Сергея Смирнова («прописан» также в музкомедии) продолжился сезон наград: после «Золотой маски» лучшим хореографом назвал его и областной фестиваль. Спектакль «Тряпичный угол» подобен концертному номеру, но с единым сюжетом. Образы можно прочитывать по-разному: или это тряпичные куклы, или тряпичные люди непонятно в каком возрасте, между стариками и детьми, когда грань тонка. В отличие от большинства интеллектуальных, даже заумных постановок в жанре современного танца, эта покоряет человеческими интонациями. Уже осуществленное будущее подтверждает славу Екатеринбурга как столицы contemporary dance. Хотя в 2005 году и не появятся новые спектакли у Сергея Смирнова и Татьяны Багановой (театр «Провинциальные танцы»), зато две премьерные постановки представила танцевальная команда «Киплинг», создана интересная работа в Школе современного танца Льва Шульмана.

Хорошо, что уже 2005 год. И уже чувствуется другая линия в театре. Спектакль «Старший сын» - заявка нового подхода. В иной стилистике выполнена постановка, посвященная 60-летию Победы, - «Рио-Рита»: на нюансах и намеках, где информация существует, как в компьютере, в свернутом виде. Спектакль же просто набирает «код доступа», и разворачиваются подробные, неоднозначные, эмоциональные «файлы», рассказывающие о войне, о людях, о жизни вообще. Главный режиссер Екатеринбургского академического театра драмы Владимир Рубанов чувствует то, что сегодня определяет современность - интонацию, и умеет ее передать. В театр пришло много молодых актеров. Они должны не просто играть молодых, они должны играть в «живых» спектаклях на современном театральном языке. «Живой» же театр, как подтвердил нынешний фестиваль, это эмоциональный театр.

Фестиваль в целом зафиксировал: уральский театр не варится в собственном соку, а отражает настроение общества. Он стал более актуальным и эмоциональным. Не забывая развлекать, он в основном заставляет думать и чувствовать.

Лучшим же спектаклем года названа «Ночь открытых дверей» (режиссер Кирилл Стрежнев, сценограф Сергей Александров, исполнитель главной роли Владимир Смолин - все они стали лауреатами «Браво!»). По оценке музыковеда Ларисы Барыкиной, в то время как большинство театров оперетты страны застряли в 60-х годах (как будто не было ни перемен в общественном укладе, ни современного кино, ни новой драмы), а новорожденный в России жанр мюзикла представляет собой сплав колоссальных денег, громкой музыки и пустоты, екатеринбургская музыкальная комедия - живая и обновляющаяся. В «Ночи открытых дверей» профессия сошлась с глубиной, традиция - с современными требованиями.



Главная страница / Тенденции