Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

С ударением на «результат»

«Я радуюсь и горжусь, что родился в глубокой провинции, в деревянном доме, окруженном несчитанными десятинами, никогда не знавшими крепостного права, и что голубая кровь отцов окислилась во мне независимыми просторами, очистилась речной и родниковой водой, окрасилась заново в дыхании хвойных лесов и позволила мне во всех скитаньях остаться простым, срединным, провинциальным русским человеком, не извращенным ни сословным, ни расовым сознанием; сыном Земли и братом любого двуногого». Михаил Осоргин

Михаил Нечаев (директор Государственного общественно-политического архива Пермской области)

Золотая баба и солены уши
Предпринимательская жилка жителей Прикамья скорее всего связана с тем, что Кама, «проходящая всю землю Пермскую сквозь», служила древнейшей мировой торговой артерией. Именно здесь на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до нашей эры сложился древний очаг металлургии. Сведения о древних рудниках сохранились в архивах и сочинениях ученых XVII - XVIII веков. Согласно легенде, на этих местах добывал руду «чудной» народ - «чудь». Отсюда и пошли названия «чудские рудники», «чудские копи». Продукцию приуральских металлургов археологи находят в развитых центрах древнейших мировых цивилизаций. Была и обратная связь: в деревне Конецгор, расположенной на правом берегу Чусовой в районе современного автомобильного моста, найдена статуэтка египетского бога Аммона-Ра.

Предпринимательство - это творческая экономическая деятельность, связанная с рисками, прибылью и нацеленная в конечном итоге на удовлетворение интересов потребителей. Истоки этой особой социально-психологической установки уходят в толщу веков - время, когда территория стала играть заметную роль в международных экономических связях.

Предуралье вошло в международную Восточную торговую систему во многом благодаря купцам Волжской Болгарии, одного из крупнейших торговых государств. На реке Обва появилась торговая фактория - «касаба Афкул». Традиции торговли, ремесла, тенденция к ранней урбанизации были настолько сильны, что на них не влияли исторические катаклизмы. По арабским источникам, к XIII веку «народ Вису» сменился на «народ Чулман», и «купцы чулманские» стали посредниками в торговле с Приобьем (Сибирью). Они освоили два пути на Восток: северный - по реке Вишере и южный - по Чусовой. Древнерусское население, проникавшее в Прикамье, было также активно и пассионарно в этнокультурным и экономическом плане, продолжало развивать меховой промысел, соледобычу и другие традиционные отрасли региональной экономики.

В Прикамье складывается промысловый тип охоты на пушных зверей с установкой на международную торговлю. Меховое северное сырье высоко ценилось в странах Востока. Так, по данным Ибн Батуты (XIV век), в охотничьих регионах Предуралья шкурку соболя можно было купить за 1 серебряную дирхему, а на рынке в Калькутте цена такой шкурки составляла 400 золотых динаров - в четыре тысячи раз больше. Шкурка горностая, стоившая в Предуралье 6 - 8 дирхемов, продавалась на рынках Азии за тысячу золотых динаров. Еще одним важным и дорогим товаром, шедшим буквально на вес серебра, была соль.

На всю Европу прославилась знаменитая пермская Золотая баба. Ее образ помещали на картах средневековья, о ней ходили легенды, ее столетиями разыскивали многочисленные искатели приключений. Одни изображали Золотую бабу старухой, похожей на страшное кровожадное существо женского пола Йому, другие - молодой женщиной с детьми на руках. По большему счету образ Золотой бабы символизировал богатства открывшегося для Европы края. И в надежде на быстрое обогащение множество предприимчивых авантюристов ринулись в XV веке в Предуралье.

«Великая и обширная область Пермия…», - с восхищением писал в XVI веке немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн. Пермский край, стоящий на стыке континентов, стал местом, где мирно сосуществовали славяне, предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, башкир, татар, ханты и манси, где находили общий язык представители различных конфессий (христиане, мусульмане) и язычники. Терпимое отношение к вероисповеданию имело глубокие традиции, связанные в том числе и с совместной хозяйственной и предпринимательской деятельностью.

В плеяде энергичных и предприимчивых солепромышленников не затерялся род Строгановых. Торговую сделку Строгановых с царем Иваном Грозным, которая вошла в историю как первая жалованная грамота, данная Григорию Строганову в 1558 году, можно назвать беспрецедентной по последствиям: Строганов приобрел территорию, равную европейской стране. Государственный размах деятельности Строгановых и сейчас поражает воображение. Они основали в Прикамье ряд крупных населенных пунктов: Орел-городок, Нижний и Верхний Чусовские городки, Очерский и Сылвенский острожки, Новое Усолье и другие. Строгановы создали крупнейшее солепромысловое хозяйство в стране, организовали Сибирский поход Ермака Тимофеевича в 1581 году. Именно на Пермской земле был дан мощный толчок для прирастания России Сибирью.

Между тем главным «золотом» Прикамья была соль. Соледобыча в регионе возникла задолго до появления русского населения. На промышленную основу ее поставили посадские люди Калинниковы на реке Боровице, левом притоке Камы: здесь в начале XV века появился первый промысел. К концу XVII века Прикамье давало до 115 тыс. тонн соли-пермянки -; в несколько раз больше, чем все солепромышленные районы страны.

Вспомним еще об одной «царской сделке». В 1595 году царь Федор Иоаннович повелел посадскому человеку из Соликамска Артемию Бабинову разведать прямую сухопутную дорогу через Уральские горы для сообщения с Сибирью. Получив царское благословение, в 1597 году Бабинов приступил к устройству новой сибирской Верхотурской дороги. На прочистку трассы и устройство мостов ушло около двух лет. Был создан путь длиной 263 версты. Через каждые 20 верст строились ямы - казенные избы для отдыха с конюшнями и складами. После постройки Бабиновской дороги ездить в Сибирь другими путями было запрещено. С 1600 по 1753 год в Верхотурье просуществовала таможня, взимающая десятипроцентную пошлину (от стоимости привозимых товаров). Однако вопреки запретам к концу XVII века товары шли по семи трактам через Урал в Сибирь. А в 1763 году была открыта новая дорога в Сибирь - Великий Сибирский тракт. На этом пути стояли три уральских города: старый Кунгур и молодые Пермь и Екатеринбург. Кто-то из них должен был стать столицей Урала.

Выходцы из поморских крестьян стали не только самыми богатыми русскими промышленниками и купцами, но вошли в политическую элиту страны, заняв в ней особое место. За финансовую поддержку центральной власти в годы иностранной интервенции в начале XVII века (только деньгами пожертвовали 800 тыс. рублей) Строгановы получили в 1610 году уникальное в России звание именитых людей. За большую материальную поддержку в годы Северной войны Петр I пожаловал им баронское звание, во второй половине XVIII века они были возведены в графское достоинство. Сергей Строганов с 1761 года стал графом Римской империи, а с 1798 года - Российской. Уральская латифундия Строгановых получила от правительства государственный статус майората (запрет на дробление земель). Вплоть до начала ХХ века горнозаводское хозяйство было вполне конкурентоспособно на внутреннем и мировом рынках. Многочисленные представители рода Строгановых занимали не только самые высокие государственные посты в Российской империи, но были известными благотворителями и меценатами. Их материальный вклад в развитие русской культуры трудно переоценить.

Губернское время
16 ноября 1780 года императрица Екатерина II направила указ о том, что «город губернский для пермского наместничества назначить все вместе (имеется в виду Егошихинский поселок. - Ред.), наименовав оный город Пермь». Через год, 18 октября, состоялось торжественное его открытие. Буквально на глазах заштатный заводской поселок превращается в столицу огромной губернии, составляющей две трети уральского региона. Сюда переведено Уральское горное правление. Здесь учреждается епископская кафедра, появляются духовная семинария и училище. Город становится административным, экономическим и духовным центром Урала.

Выделение Урала в особый историко-географический регион, отличающийся от других нетрадиционной для России горнозаводской промышленностью и масштабным развитием мануфактурного производства, связано с именем Петра Первого. Промышленная Пермь ведет свое начало с Егошихинского медеплавильного завода. Официальной датой начала его строительства считается 4 мая 1723 года. К 40-м годам XVIII века Егошихинская слобода оказалась в центре внимания из-за возникшей необходимости переустройства путей сообщения. Когда в 1745 году Верхотурская дорога была оставлена в пользу маршрута, проходившего через Екатеринбург, Кунгур и далее на запад, Егошиха оказалась на большом транспортном пути. Особенно высока была роль Егошихи как перевалочного пункта, где перегружались караваны с железом и иными грузами, прибывающие по Чусовой и Каме. В 1773 году академик И.Г. Георги назвал Егошиху «оживленным горным городком». Он насчитал здесь 400 деревянных домов, а на рыночной площади - до 100 купеческих лавок.

В середине XIX века по количеству купцов Пермь занимала седьмое место на Урале после Екатеринбурга, Шадринска, Оренбурга, Тюмени, Троицка и Кунгура, по количеству купцов первой и второй гильдий - третье место после Екатеринбурга и Тюмени. Известно, что минимальная сумма объявленного капитала для купцов первой гильдии составляла 10 тыс. рублей, а для купцов второй гильдии - 1 тыс. рублей. (Для понимания масштаба приведем стандартное сравнение: корова стоила тогда не дороже 5 рублей.)

Экономическому расцвету способствовало географическое положение. Здесь пересекались гужевые Казанский, Соликамский и Сибирский тракты. Реки Волга, Кама, Чусовая и Белая соединяли огромную территорию, равную всей Западной Европе. Располагаясь на берегу Камы, в 17 км от впадения в нее реки Чусовой, Пермь стала портом, связанным с крупнейшими речными магистралями европейской части России. Кроме того, через губернский город прошла железная дорога, соединившая центр России с Уралом и Сибирью.

Банковская система в городе складывалась с 1821 года: тогда появился первый банк, с 1 января 1863 года заработал второй. Всего в дореволюционной Перми работали восемь банков и два Общества взаимного кредита.

К 1914 году в обширной губернии наибольшее число торговых предприятий приходилось на Пермь (1065) и Екатеринбург (1013). Сумма оборота в Перми составила 39 172 547 рублей, в Екатеринбурге - 40 838 050 рублей. В октябре 1901 года открылась Пермская торговая биржа, одна из крупнейших в России. Занималась биржа исключительно оптом. Владельцы фабрик и заводов могли продавать только собственную продукцию, перекупщики не допускались. Здесь производились котировка товаров и маклерские сделки. Особо крупные заключались на фрахт судов - до 80 млн рублей. На Пермской бирже сосредоточилась также вся значительная торговля лесом.

Поговорим о странностях Перми
Пермь никого не оставляла равнодушным, все сколько-нибудь тонко чувствующие гости города отмечали необычность и странноватость ее жителей. Павел Мельников-Печерский, к примеру, отмечал, что «Пермь независтлива: она считает себя лучше всех городов и упорно стоит за свое. Пермь настоящий русский Китай… И какое китайство в ней - удивительно! Скоро ли она выйдет из своего безжизненного оцепенения? Давай, Господи, поскорее. Что ни говорите, а ведь Пермь на матушке святой Руси не последняя спица в колеснице». А как вам нравится восклицание Евгения Вердеревского в книге «От Зауралья до Закавказья»: «…Не всегда находят в Перми глушь или скуку… В Перми, наконец, есть пароходство, есть театр, есть порядочные люди». В одном из уральских писем Бориса Пастернака находим такую фразу: «Ах, как тошно среди хороших людей, не отравленных талантливостью!».

Статус Перми как столицы, нового, европейского города, форпоста на краю Европы, своеобразных ворот в Азию, способствовал формированию специфических особенностей пермского характера.

А что такое чиновник в России? С одной стороны, он мнит себя носителем европейской цивилизованности и прогресса, реформатором не хуже Петра Великого. С другой - крайне дисциплинирован и законопослушен внешне, а в душе самый радикальный революционер, «вольтерьянец» и анархист, в общем, антиобщественный элемент. При этой амбивалентности четко соблюдает иерархическую субординацию, его действия прагматичны и функциональны.

В чем же состоит эта пермская странность? Треть всего населения уже при формировании города представляли чиновники: они преобладали среди других групп. Во второй половине ХIХ века удельный вес чиновничества снизился. Но хотя большинством в Перми к концу столетия становятся мещане (38,4%), город оставался чиновничьим.

Пермь нашего времени часто называют «политическим болотом»: на первый взгляд, там ничего не происходит. А потом выясняется, что экономические преобразования в городе находят широчайшее понимание и как-то само собой, спокойно, без лишнего шума, без Гайдаров, Немцовых, Явлинских, становятся реальностью. Может, потому что сохранился этот «чиновничий дух»?

Таких чиновников, как пермские, не сыскать было по всей матушке России. Исследователи обнаружили такой феномен, как чиновничье землевладение и создание в Пермской губернии чиновничьих предприятий в первой половине XIX века. В то же время о честности пермских губернаторов, таких как Карл Модерах, складывали легенды.

Костяк местного самоуправления (городские думы и земства) составляли в Пермской губернии купцы и зажиточные крестьяне. Успешное решение вопросов, находящихся в ведении органов городского самоуправления, было бы невозможным без активного участия гласных, таких как предприниматели Николай Мешков, Павел Рябинин, Александр Каменский, Иван Любимов. Их практический и жизненный опыт, всестороннее знание хозяйственных проблем, энергия привели к невиданным и поразительным результатам. Пермь к 1917 году представляла собой вполне современный по тем временам город. Половина улиц была замощена, все освещались электричеством, раньше, чем в других уральских городах, построены водопровод и канализация. Губернский город стал бесспорным лидером в регионе по уровню грамотности: перепись 4 апреля 1890 года насчитала 14 601 образованного пермяка (примерно 42,8% горожан).

Рано созрело и «пермское общество». В первой половине ХIХ века помимо губернаторского дома большую роль в городе играло Благородное собрание. До 60-х годов ХIХ века это был единственный клуб в Перми. На собрания, которые пермяки называли «обществом семейных вечеров», дозволялось приезжать только во фраке. Одним из проявлений общественной активности стало открытие 29 декабря 1863 года второго публичного клуба - купеческого, переименованного потом в Общественное собрание. В 1878 году в доме купца Евреинова открылся клуб чиновников, а 2 января 1885 года - военный клуб, или Офицерское собрание. В 60 - 90-х годах ХIХ века появляется множество обществ, которые вышли за рамки сословности. Это своеобразные клубы по интересам: от общества рыболовства и рыбоводства до общества попечения о лицах, освобождаемых из мест заключения.

Молотов и наковальня истории
При Советской власти Пермь сдала позиции общеуральского центра. В 1923 году произошло образование Уральской области с центром в Екатеринбурге (Свердловске). В область наряду с другими была включена и Пермская губерния, а Пермь стала вначале окружным, а с 1930 года - районным центром. Заметим, что это был единственный в России райцентр, имеющий университет.

Участие в городском самоуправлении целых купеческих семейств, таких как Любимовы, Тупицыны, Каменские, Грибушины, Сорокины, свидетельствует о формировании новой составляющей пермского предпринимательского менталитета - ответственном отношении к общественной деятельности вплоть до подчинения личных интересов общественным. Характерно также, что пермские предпринимательские круги не включались в активную политическую жизнь, хотя многие симпатизировали либералам. В центре их внимания были хозяйственные вопросы.

Не везет России на начальников - так говорят, но только не в Перми. Здесь взошла звезда вроде бы обычного советского директора моторостроительного завода Анатолия Солдатова. Феномен Анатолия Григорьевича состоял не только в том, что он, возглавляя завод в годы войны и тяжелый послевоенный период, сумел сделать его лидером промышленного авиакомплекса, создать мощную социальную инфраструктуру (образцовый больничный городок, заводские парикмахерские и магазины, библиотеки, дома культуры, детские сады), а главное, решить нерешаемое - жилищную проблему для работников. Он возродил лучшие традиции пермских промышленников, вкладывая средства завода в развитие города и области. Солдатов говорил: «Завод - это не вся жизнь, это часть жизни. Вся жизнь - это завод плюс город, где он живет. Если мы сумели вызвать патриотизм по отношению к заводу, то патриотизма к городу у многих еще нет. Его надо создать. Когда говорят Харьков, все представляют, что такое Харьков. Когда говорят Киев, все представляют, что такое Киев. А когда говорят Молотов, я уже умалчиваю о Кизеле и других городах нашей области, слышишь: о-о-о, это во всех отношениях отсталый город». За этими словами следовали конкретные поступки: асфальтирование улиц, создание парникового хозяйства, знаменитого курорта Усть-Качка, развитие местной промышленности товаров народного потребления. И когда Солдатов стал председателем Пермского совнархоза, Пермь уже по праву стали называть столицей Западного Урала.

Масштаб личности пермяков, предприимчивых людей советского времени, до сих пор поражает. Профессор Пермского университета Павел Преображенский, бывший товарищ министра просвещения во Временном правительстве и в Омском правительстве Колчака, не щадил Советскую власть. Его антисоветские афоризмы и анекдоты передавались из уст в уста. (Вспомните прообраз - профессора-однофамильца из «Собачьего сердца».) Но прославился он тем, что в 1925 году открыл крупнейшее в мире Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей, а в 1929 году - месторождение нефти в районе Верхнечусовских городков: так появилась первая уральская нефть, а Пермь получила звание «Второго Баку». В честь профессора назван минерал - водный борат - преображенскит. А производство минеральных удобрений на основе калийно-магниевых солей составляет основу экономики Пермской области.

Дополнительные материалы:

…Конечно, каждый народ любит свой край. Но любовь пермяков - особый случай. Превратности российской истории только закаляют их предпринимательский дух, воспитанный веками.

Николай Воронцов
(1833 - 1893), инженер-оружейник. Конструктор самого большого в мире парового кузнечного молота, изобретатель вращающегося крана.


Великие пермяки
Андрей Воронихин
(
1759 - 1814), архитектор. Уроженец села Усолье Пермской губернии. Автор проекта Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Предприятия ТЭК всегда входили в число ключевых и одновременно наиболее требовательных клиентов ИТ-рынка. Обладая привлекательными для всех без исключения поставщиков ИТ-бюджетами, они могут позволить себе, по определению директора Уральского представительства «Документум» Виктора Насобина, «быть капризными». Но дело не только в этом: как считают представители большинства ИТ-компаний, эти предприятия обладают уникальной спецификой, влияющей на выбор и сам процесс внедрения ИТ-решений.

Иллюстрация - Евгений Русин

Заместитель начальника управления информационных технологий ООО «Ямбурггазодобыча» Александр Рождественский к числу факторов, мотивирующих предприятия нефтегазового сектора к развитию ИТ, относит необходимость увеличения объемов разведанных запасов, интенсификации работы эксплуатирующихся скважин, оптимизации транспортировки и переработки нефтепродуктов. Директор по маркетингу и продажам компании Convera Павел Зотов отмечает небольшую текучесть кадров в ИТ-подразделениях нефтяных и газовых компаний, что значительно упрощает сопровождение, техподдержку и дальнейшее развитие систем, а также низкую коррумпированность административного персонала и ИТ-структур. Последнее связано с высоким уровнем заработной платы специалистов по информационным технологиям. «По сравнению с другими отраслями в проект вовлекается небольшое число аффилированных структур, и редки случаи, когда сам проект возникает ради участия в них аффилиатов».

Обречены на внедрение
Консолидация нефтяных компаний в вертикально-интегрированные холдинги требует введения единых стандартов управления, делопроизводства, формирования отчетности. Территориальная распределенность затрудняет использование традиционных бумажных технологий и диктует максимально возможный уровень автоматизации. К высоким темпам развития ИТ в отрасли располагает и работа на экспорт: требования зарубежных контрагентов и инвесторов - хороший стимул. Формируя систему учета и отчетности с использованием ИТ-решений, применяемых во всем мире, предприятия чувствуют себя более уверенно. К тому же инвестиции в ИТ напрямую связаны с капитализацией компании. Некоторые специалисты утверждают даже, что уровень автоматизации нефтяной компании легко отследить по котировкам ее ADR.

Не каждому по плечу
Помимо классических проблем, имеющих место при разработке и внедрении того или иного решения на любом крупном производственном предприятии, к примеру, человеческого фактора, компании нефтегазового сектора богаты на отраслевые трудности.


Между тем есть ряд причин, затрудняющих внедрение ИТ на предприятиях ТЭК.

Во-вторых, предприятия отрасли отличаются непрерывным характером производства, транспортировки и реализации продукции. Значит, большинство информационных систем должны работать в режиме реального времени.

Во-первых, отмечает директор по ИТ компании «Скайтек» Александр Долгих, это необходимость автоматизации широкого круга бизнес-процессов (производство, хранение, транспортировка, оптовая и розничная реализация нефтепродуктов, аренда, франчайзинг, реклама), что выливается в высокие требования к функционалу информационных систем. С коллегой согласен исполнительный директор ЗАО «Тюмбит-АСУ» (Тюмень) Евгений Карасев: «Нефтегазовые предприятия часто многопрофильны, занимаются многими видами деятельности - от гражданского строительства, содержания больших транспортных цехов и до строительства трубопроводов. Соответственно, необходимо иметь штат квалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в данных видах деятельности».

В-четвертых, жесткая система отчетности перед головной организацией порождает необходимость в большом количестве разнообразных форм отчетов, подающих информацию в различных разрезах. «Предприятия обязаны предоставлять консолидированную отчетность в вышестоящие структуры холдингов, часто с помощью специализированного ПО, поэтому может потребоваться либо интеграция, либо отчетность, позволяющая быстро внести данные в ПО», - рассказывает Карасев.

В-третьих, для большинства компаний характерна активная динамика бизнес-процессов, заданная влиянием политической и экономической обстановки внутри страны и в мире, адаптация под требования рынка. Это приводит к постоянным изменениям в ценовой политике, вызывает необходимость корректировки и уточнения данных уже после завершения операций хозяйственной деятельности.

Заразный монополизм
Рынок ИТ-решений для нефтегазовой отрасли более узок, чем для любой другой. Объемы финансирования привлекают самых сильных игроков, сложность и многочисленность задач отсеивает остальных. А наличие в значительной части холдингов западного акционерного капитала во многом обуславливает выбор западных же продуктов.

В-пятых, в автоматизации нуждаются сугубо специальные задачи, не имеющие аналогов в других отраслях. Так, прежде чем организовать нефте- или газодобычу, должны быть проведены исследования, результаты которых необходимо собирать, систематизировать и сопоставлять для проектирования дальнейших работ. И здесь основная задача ИТ - обеспечить процессы «моделирования недр» достаточными вычислительными ресурсами. Достоверные геомодели необходимы специалистам компаний для определения оптимального метода бурения.

Александр Гуревич объясняет его популярность следующим образом:

Особенно это заметно на уровне головных предприятий и автоматизации управленческой деятельности центральных офисов компаний. Так, в качестве ERP-системы практически повсеместно используется SAP R/3 (см. интервью с директором нефтегазового сектора компании SAP в странах СНГ Романом Журавлевым). Сегодня суммарное количество пользователей SAP в нефтегазовой отрасли России превышает 11 тысяч и в ближайшие годы, по прогнозу исполнительного директора компании «АБ Консалт» Александра Гуревича, будет неуклонно расти. Внедряется хорошо зарекомендовавшее себя в зарубежных нефтегазовых концернах специальное отраслевое решение SAP for Oil & Gas.

Однако на более низких уровнях, например в территориальных подразделениях, зачастую внедрены и продолжают внедряться российские разработки. Во многом это объясняется разницей в цене: филиалам просто не потянуть тяжеловесный западный продукт. Так, наряду с R/3 в качестве ERP распространена отечественная «Галактика».

- Разработки, предлагаемые SAP нефтяникам и газовикам, ориентированы на традиционные задачи в управлении нефтегазовым бизнесом. На мой взгляд, большую роль в продвижении решений SAP на российском рынке сыграло историческое сходство управленческой культуры в Германии и России: более 80% используемых в бизнесе двух стран технологий менеджмента строились на одних и тех же принципах. В силу этого и подходы к автоматизации процессов управления крупными холдингами аналогичны.

По словам руководителя отдела внедрения компании DIRECTUM Михаила Перевозчикова, ярким примером комплексного подхода к автоматизации является ОАО «Удмуртнефтепродукт». Здесь внедрена система «Бизнес Люкс»: бухгалтерский учет, управление материальными ресурсами и расчетами по договорам. Что она дала компании? Эффект первый - оперативность информации. До внедрения: специалисты нефтебаз раз в неделю готовили товарные балансы в формате Excel и высылали по электронной почте в управление, затем специалисты отдела ИТ-управления готовили сводный товарный баланс для руководства. Цифры, отмечает начальник отдела информационных технологий ОАО «Удмуртнефтепродукт» Леонид Нечаев, были общими и убедиться в их достоверности не представлялось возможным. После внедрения: данные об остатках на нефтебазах автоматически передаются по репликации в управление. Только экономия времени, по оценке Нечаева, составляет 40 часов в неделю (что равно затратам одного специалиста) на одну нефтебазу, а в Удмуртнефтепродукте их девять.

До и после
Тот факт, что автоматизация нефтегазового сектора по плечу далеко не каждой компании, и к ней допущены только профессионалы, сыграл для отрасли положительную роль. Представители и заказчиков, и поставщиков отмечают: уровень проникновения ИТ на предприятиях нефтянки выше, чем в других отраслях и сравним, пожалуй, только с банковской сферой.

Наличие в управлении полных данных по всем нефтебазам дает менеджменту возможность детально анализировать постановку учета и искать пути оптимизации налогообложения. Улучшились качество и скорость обслуживания покупателей, как следствие, выросла их лояльность. Появились и стратегические эффекты. Так, отмечает Леонид Нечаев, «используя систему в течение трех лет мы смогли отслеживать динамику и строить более точные прогнозы реализации с учетом сезонности спроса и ежегодного роста реализации». Словом, использование ИТ приносит нефтяникам вполне ощутимую и, главное, поддающуюся подсчетам выгоду.

Вторая группа эффектов - сокращение дебиторской задолженности на 50% и больше. До внедрения «Бизнес Люкс» бухгалтеры вручную выбирали из баз данных дебиторов и передавали списки директору нефтебазы, а потом в управление. Разрозненные справочники организаций и кусочное ПО не позволяли увидеть полную картину даже внутри отдельной нефтебазы. После внедрения создан общий справочник организаций, данные по дебиторской задолженности собраны по всей компании.

Рассказывает Михаил Перевозчиков: «До сих пор существуют компании советского типа управления. В них нет санкций за невыполнение сотрудниками функций, раздут штат, отсутствует стремление к эффективности. На таких предприятиях внедрение значительно затягивается, его стимулирует только „пряник“ внедренца. В итоге значительно возрастает стоимость». Консерватизм управления отмечает и менеджер по работе с ключевыми заказчиками Oracle СНГ Сергей Сигарев: «Невысокая во многих случаях культура руководства приводит к тому, что расходы на ИТ не считаются инвестициями собственно в бизнес и финансируются по остаточному принципу. Но с проникновением в отрасль международного опыта ведения бизнеса информационным технологиям уделяется все больше внимания». Специалисты сходятся в одном: наиболее эффективно решить эту проблему можно, передавая максимум функций, связанных с внедрением и эксплуатацией ИТ, на аутсорсинг.

Знакомые беды
Большинство представителей компаний-внедренцев сходятся во мнении: уровень развития ИТ на предприятиях нефтегазовой отрасли мог быть значительно выше, если бы не сдерживающие факторы.

- Решение об автоматизации, как правило, принимается не на местном уровне, а в управляющих компаниях, в рамках так называемых корпоративных стандартов, разрабатываемых ИТ-директорами. Но им часто недостает информации о потребностях филиалов, что приводит к ошибкам в выборе. Для каждого конкретного случая процесс выбора ИТ-решения, которое должно тиражироваться на все входящие в холдинги предприятия, свой. Кто-то уже имел опыт работы с некой системой и старается ее протолкнуть, кто-то объявляет тендер, кто-то самостоятельно пытается проанализировать рынок, а кто-то получил предложение конкретного поставщика КИС, от которого не смог отказаться, и так далее. При этом до выбора системы никто не проводит анализ существующих бизнес-процессов, это делается уже после, на этапе предпроектного обследования. А между тем выбор системы во многом определяет успех ее удачного внедрения и использования. К сожалению, не все руководители предприятия еще понимают это. Управляющим компаниям необходимо уделять особое внимание выбору КИС и делать его объективно, не отдавая этот вопрос на откуп одному специалисту, например директору по ИТ.

Как ни парадоксально, негативное влияние на качество внедрений оказывает единоначалие, наличие общих корпоративных стандартов. Александр Долгих:

Наконец, актуальной остается проблема интеграции различных программных продуктов. В некоторых случаях симбиоз западных и отечественных технологий показывает себя с лучшей стороны и позволяет экономить средства. В других, напротив, затрудняет интеграционные процессы, создает классические проблемы «лоскутной автоматизации». В результате большое разнообразие используемых программно-технических средств не позволяет достичь максимальной эффективности производства и степени организации процессов управления. Разработка и внедрение отдельных систем управления, так называемая «кусочная» автоматизация, ведет к резкому увеличению затрат на интеграцию систем. Чтобы избежать их, необходимы комплексный подход и системная интеграция.

Пожалуй, наиболее эффективный способ решения этой проблемы - анализ бизнес-процессов предприятия и выбор наиболее подходящей системы с помощью внешних независимых консультантов.

И старое послужит
Развитие ИТ в нефтегазовом секторе должно носить не революционный, а эволюционный характер, считает руководитель группы по работе с нефтегазовым сектором компании «АйТи» Александр Богданов


Дополнительные материалы:


- Александр Александрович, в чем состоит специфика внедрения ИТ-решений на предприятиях нефтегазовой отрасли?

Александр Богданов

- Какие основные задачи стоят перед предприятиями нефтегазовой отрасли в плане автоматизации?

- Отраслевая специфика, безусловно, существует. Но для успешной работы не менее важно учитывать специфику конкретной компании. Дело в том, что сами нефтегазовые предприятия разнятся по источнику акционерного капитала и стилю менеджмента. Естественно, эти факторы оказывают влияние и на ИТ-стратегию. Например, такое, казалось бы, устоявшееся понятие, как система электронного документооборота может трактоваться совершенно по-разному. Нефтяные компании с западным капиталом просто не имеют практики использования систем электронного документооборота, и основные функции этого решения «делят» между электронной почтой и, к примеру, приложениями финансового учета и корпоративного портала. Отечественные акционерные компании предпочитают использовать специальные решения по документообороту. Нельзя забывать и о том, что каждая компания имеет свое «ИТ-наследие». Значительную долю ИТ в нефтегазовом секторе до сих пор составляют решения, созданные на основе разработок советских НИИ. Со временем цена их владения возрастает, но функционально они могут закрывать потребности предприятия примерно на 80%. Поэтому развитие ИТ в нефтегазовом секторе должно носить не революционный, а эволюционный характер.

В то же время основной статьей расходов компаний нефтегазовой отрасли остается персонал. Их территориально распределенная структура и большое число сервисных предприятий затрудняют управление кадрами. Не удивительно, что автоматизацию кадрового менеджмента вертикально-интегрированные компании считают одним из приоритетных направлений.

- Предприятия отрасли серьезно зависят от рыночной конъюнктуры. Соответственно, им необходимо получить инструменты, которые позволили бы гибко реагировать на любые изменения. В настоящее время многие нефтегазовые компании пытаются укрепить свои позиции на рынке розничного сбыта нефтепродуктов. Поскольку конкуренция в этом сегменте высока, компании делают ставку на предложение конечным потребителям большего числа товаров и сервисов. Разумеется, возрастающая номенклатура товаров усложняет процесс управления сетью заправок. И внедрение системы управления сетью АЗС предоставляет большие возможности для повышения прозрачности сбытовой деятельности, а значит, ее эффективности.

По проторенному пути
Инвестиции нефтяных и газовых компаний в ИТ будут расти, считает директор нефтегазового сектора компании SAP в странах СНГ Роман Журавлев

Роман Журавлев


- Несомненно, как наиболее значимых. Кроме очевидного факта финансового благополучия предприятий отрасли, еще и по следующим соображениям. Сегодня руководители нефтяных компаний все больше осознают: при помощи единой ERP-системы для всей корпорации они смогут унифицировать бизнес-процессы и методы сбора данных в многочисленных дочерних обществах, закрепив неотступность от утвержденных регламентов и методик. Это в ближайшее время приведет к увеличению расходов на ИТ в крупных нефтяных корпорациях.

- Роман Борисович, выделяете ли вы клиентов из нефтегазового сектора?

- Интерес вызывает комплекс решений для управления жизненным циклом основных фондов (EAM). Это неудивительно: в нефтегазовой отрасли сконцентрирована большая часть основных фондов страны, и даже незначительная в процентном отношении экономия капитальных и эксплуатационных затрат, которую обеспечивает грамотное внедрение ИТ-решений, в масштабах нефтяного сектора выливается в огромные суммы.

- Какие ИТ-решения востребованы компаниями нефтегазового сектора в первую очередь?

- Насколько решения компании SAP востребованы компаниями нефтегазового сектора?

Если посмотреть на путь, который прошли международные нефтегазовые корпорации, можно предположить, что в будущем отечественной нефтянке более других понадобятся, во-первых, системы управления цепочками поставок, позволяющие осуществить планирование и учет перемещений «от скважины до бензоколонки», во-вторых, комплексы решений для корпоративного уровня, обеспечивающие стратегическое планирование и моделирование, бюджетирование и управление инвестициями, управление персоналом и сервисные функции.

Если обращаться к опыту внедрений на предприятиях Уральского региона, особенно выделяются проекты, осуществленные в ОАО «ЛУКойл-Пермь» и в ОАО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез». По последнему могу привести цифры, они говорят сами за себя. Внедрение решений SAP позволило за счет автоматического формирования потребности в закупках на 10% сократить затраты на приобретение товарно-материальных ценностей. Кредиторская и дебиторская задолженности снизились в среднем на 34% благодаря отражению обязательств в режиме реального времени. Появилась возможность получения руководством актуальной информации о потребностях цехов и подразделений предприятия в материалах и оборудовании, вследствие чего на 22% сократились складские запасы.

- Кроме стандартной ERP-системы, удовлетворяющей существенную часть потребностей мировых нефтегазовых корпораций, наша компания создала комплекс индустриальных решений «Решение SAP для нефтегазового бизнеса» (SAP for Oil & Gas), отвечающий отраслевой специфике. Девять из десяти крупнейших нефтегазовых корпораций России являются нашими клиентами. На десятом предприятии, в компании ОАО АК«Транснефть», проделана серьезная работа по подготовке к проекту создания единой системы управления, и мы надеемся, что в этом году стартует проект по внедрению ERP-системы.

Время консолидировать
Информационными системами могут быть охвачены и превращены в единый механизм большинство бизнес-процессов предприятия, уверен первый заместитель генерального директора ООО «ЛУКойл-Пермь» Азат Хабибуллин

Азат Хабибуллин


- Информационные технологии стали неотъ-емлемым элементом функционирования компании: наступило время консолидировать ИТ-ресурсы в рамках единой системы. Современный этап - внедрение комплексных систем управления предприятием. Причина - консолидация нефтегазодобывающих активов и стратегия повышения эффективности их функционирования.

- Азат Равмерович, оцените уровень развития ИТ на вашем предприятии.

- Мы работаем в условиях большой территориальной распределенности бизнеса: цеха добычи нефти и газа ООО «ЛУКойл-Пермь» разбросаны по всей области. Проект ИСУ НГДО позволит нам создать единое информационное пространство предприятия, автоматизировать задачи планирования и учета ресурсов и обеспечить поддержку деятельности двухуровневой организационной модели: центральный аппарат управления плюс цеха добычи нефти и газа. Первый сегмент проекта ИСУ НГДО уже запущен. Осуществлена поддержка процессов МТО, сбыта, реализован бухгалтерский и управленческий учет. Идет внедрение второго сегмента, в котором реализуется механизм экономического планирования и бюджетирования.

- В чем суть проекта создания интегрированной системы управления нефтегазодобывающим обществом (ИСУ НГДО), реализуемого на вашем предприятии?

- Как осуществляется управление проектом?

Фактически все бизнес-процессы предприятия могут быть охвачены информационными системами и превращены в единый механизм. Более того, информационная интеграция выходит за рамки предприятия. В блоке МТО проекта ИСУ НГДО реализована схема электронного обмена информацией (размещения заказов) с поставщиками. Планируется обеспечение доступа к информации НГДО главных департаментов ОАО «ЛУКойл».

Подготовил Юрий Немытых

- Информационные технологии рассматриваются как способ решения бизнес-задач, поэтому к внедрению активно привлекаются топ-менеджеры, ответственные за бизнес-процессы. Проект ИСУ НГДО внедряется на основе технологий проектного менеджмента. Внедрением занимается проектный офис с участием специалистов предприятия и подрядчиков. Ключевым партнером по проекту выступает компания SAP Consalting. Текущее руководство проектом ведет оперативный совет, а ключевые решения утверждаются управляющим советом в ОАО «ЛУКойл».



Благоприятная мировая конъюнктура позволила Прикамью по итогам 2004 года сформировать профицит бюджета в размере около 3 млрд рублей. Но сегодняшние преимущества - величина не постоянная, понимают руководители области. При смене «ветров» на всемирном рынке рост промышленного производства территории снизится до 4,5 - 5%, что явно недостаточно для динамичного развития.

В Прикамье, входящее в число регионов-доноров, на протяжении всей своей истории опирается на сырьевые отрасли: каждый квадратный километр его территории оценивается по стоимости недр в 2 млн долларов. Таких областей в России немного. Львиную долю бюджета региона, естественно, формируют нефтяники (предприятия ЛУКойла) и производители калийных удобрений ( Уралкалий, « Сильвинит»). Вклад в экономический фундамент вносят компании химии и нефтехимии («Сибур-Химпром»;, « Метафракс», « Азот», « Минеральные удобрения»), а также предприятия черной и цветной металлургии (Чусовской и Лысьвенский металлургические заводы, титано-магниевый комбинат « Ависма», Соликамский магниевый завод).

Обладминистрация не раз заявляла, что готова рассматривать любые предложения. Инвестиционная емкость экономических субъектов всех форм собственности, по ее оценкам, достигает 2 - 2,5 млрд долларов, объектов инфраструктуры - 6,5 млрд долларов. Таким образом, своей главной задачей региональная власть считает формирование в Прикамье инвестиционной инфраструктуры как составляющей создания благоприятных условий ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности региона.

Кроме того, уровень загрузки производственных мощностей экспортеров, на которых держится региональная экономика, вплотную приблизился к 100%, потенциал их роста практически исчерпан. Поэтому региональная власть видит перспективы в модернизации и расширении производства ведущих отраслей. А это требует масштабных вложений.

В прошлом году и.о. губернатора Пермской области Олег Чиркунов издал указ «О государственной поддержке разработки и реализации инвестиционных проектов на территории Пермской области». Были также определены критерии и методика отбора заявок на получение такого рода поддержки. В частности, господдержка оказывается только проектам производственной сферы стоимостью (без учета амортизационных отчислений) не менее 300 млн рублей. При этом срок вложений не должен превышать трех лет с начала реализации проекта.

Агентство содействия
Система государственной поддержки инвестиций в Пермской области включает несколько основных направлений. Государственную поддержку крупных проектов оказывает Агентство содействия инвестициям. На эту структуру возложены функции экспертизы проектов, поиск инвесторов (российских и иностранных), подготовка предложений по механизмам финансирования, а также продвижение.

Первый конкурс проведен в декабре 2004 года, на него поступили заявки трех предприятий отраслей цветной металлургии, химической промышленности и деревообработки. Объем вложений по каждому составлял от 300 до 350 млн рублей. В качестве формы государственной поддержки авторы избрали возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, связанным с реализацией проекта. По итогам конкурса победителем стал Березниковский содовый завод, владелец которого, Русская содовая компания, планирует построить рядом с существующими мощностями предприятие, выпускающее так называемую «тяжелую» соду, которая идет на производство стекла. Стоимость проекта оценивается в 50 млн евро. Объем государственной поддержки определен в размере 36 млн рублей. Возмещение части затрат на уплату процентов будет производиться из расчета 2/3 от процентной ставки по кредиту, полученному на реализацию проекта, но не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату принятия решения.

Государственная поддержка осуществляется в форме либо предоставления гарантий, либо возмещения инвестору части затрат, связанных с реализацией проекта. Это могут быть уплата процентов по кредитам, полученным в российских банках, и средствам, привлеченным через лизинг, а также страхование рисков по проекту. Предусмотрены и такие формы содействия, как обучение персонала и развитие инженерной инфраструктуры. Критерии отбора заявок - экономическая, бюджетная и социальная
эффективность. Кроме того, при принятии решения о предоставлении господдержки учитываются экспертные оценки реализуемости и значимости идеи, а также необходимость ее для территории.

Сегодня основной формой поддержки инноваций является участие фонда в уставных капиталах организаций, создаваемых для реализации проектов. Решение о вхождении принимается советом директоров фонда по результатам предварительной экспертизы бизнес-планов. С начала деятельности Пермский фонд содействия венчурным инвестициям вошел в три инновационных проекта - в телекоммуникационной сфере, производстве строительных материалов и промышленных кондиционеров. Общий объем вложенных средств - 67 млн рублей.

Венчурный фонд
Господдержка инновационных (венчурных) проектов осуществляется Пермским фондом содействия венчурным инвестициям (ПФСВИ). К его приоритетным задачам относятся экспертиза проектов, а также участие в них в качестве акционера. Кроме того, фонд занимается продвижением на территории региона инновационных проектов в общероссийских программах Фонда Бортника «Старт» и «Темп».

Фонд принял решение об участии в создании серийного производства наукоемкой продукции - новых видов промышленных и транспортных кондиционеров. Пермское ЗАО «Элсокс» более 10 лет занимается разработкой и постановкой на поток систем нового типа (без использования фреона), опытные образцы продукции прошли апробацию в различных сферах промышленности. Сегодня перед разработчиками стоит задача запустить серийное производство. Решить ее без привлечения дополнительных средств невозможно. Одним из инвесторов выступает ПФСВИ, вклад которого составит, как и в первом случае, 20 млн рублей. Администрация области считает, что проект полностью соответствует политике коммерциализации научных разработок, проводимой региональной властью. Он станет одним из редких примеров, когда научная идея дойдет до стадии промышленного воплощения.

Первым профинансированным проектом фонда стало строительство городской универсальной широкополосной телекоммуникационной сети (автор - компания «ЭР-Телеком»). Фонд включился в него в ходе IV Российской венчурной ярмарки, прошедшей в Перми в 2003 году. По словам исполнительного директора ПФСВИ Андрея Мущинкина, созданная с участием фонда схема привлечения средств в этом проекте отработала на все 100%. Доля фонда невелика - 20 млн рублей. Но благодаря этому партнерству компания смогла привлечь капиталы юридических и физических лиц, причем не только из Перми. Сторонние инвесторы пришли вслед за фондом: они воспринимают эту структуру как административный ресурс, своего рода гарантию сохранности вложений. Весной этого года компания «ЭР-Телеком», разработав бизнес-план продвижения городской универсальной широкополосной телекоммуникационной сети в другие российские регионы, сумела заинтересовать такого солидного партнера, как Европейский банк реконструкции и развития. На днях банк подтвердил участие в проекте. В число акционеров также предполагает войти американская компания Columbus Nova Capital.

Десять малых инновационных предприятий получили с участием венчурного фонда поддержку в разработке бизнес-планов и поиске негосударственных инвесторов. Четыре предприятия направили заявки на участие в федеральной программе «Старт» Фонда Бортника. Одно из них получило грант на сумму 750 тыс. рублей. В 2005 году деятельность будет продолжена: предполагается направить шесть заявок на участие в программе «Старт» на общую сумму 4,5 млн рублей.

Еще один проект, которому оказывает поддержку Пермский фонд содействия венчурным инвестициям, - создание крупнотоннажного производства пеностекла, нового строительного материала. Уникальная технология разработана учеными Пермского технического университета. Участие областной власти в лице фонда позволило привлечь частных инвесторов. Доли фонда (20 млн рублей) и компаний-инвесторов в акционерном капитале - по 35%, еще 30% принадлежит разработчикам технологий.

До 2004 года подобные задачи решались в рамках областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования. С 1 января этого года действие программы завершено. Сейчас фонд при участии обладминистрации наладил взаимоотношения с Федеральным агентством ипотечного жилищного кредитования. Между администрацией Пермской области, Федеральным агентством и ПОИФ заключено соответствующее соглашение.

Пермский областной ипотечный фонд
Стимулирование жилищного строительства осуществляется через Пермский областной ипотечный фонд жилищного кредитования (ПОИФ), который на основе федеральных стандартов формирует в Прикамье систему ипотеки, привлекает к работе банки, страховые и риэлторские компании.

С 2005 года средства из бюджета Пермской области ипотечному фонду не выделяются. Содержание его обеспечивается за счет собственных доходов от основной деятельности.

При фонде аккредитованы банки, страховые компании и риэлторские организации. Отработана схема рефинансирования предоставленных банками ипотечных кредитов. За счет средств областного бюджета сформирован необходимый для реализации этой схемы «оборотный капитал».

В течение прошлого года фонд активно создавал на территориях области сеть муниципальных подразделений (их число достигло 28). Также сформирован гарантийный резерв для обеспечения поручительств под кредиты, выдаваемые банками субъектам малого бизнеса. Проведен конкурс на создание центра бухгалтерского обслуживания для предпринимателей.

Фонд - малому предпринимательству
До 2005 года в сфере поддержки малого бизнеса действовала областная целевая программа. Она, как и ипотечная, прекращена с 1 января текущего года. В целях преемственности в бюджете области на 2005 год утверждены мероприятия, с учетом которых к основным функциям Уральского фонда поддержки малого предпринимательства (УФПМП) будут отнесены стимулирование вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность, обеспечение доступа к финансовым ресурсам на всей территории области, развитие малых предприятий, выпускающих инновационную продукцию.

Баланс интересов
В 2004 году из бюджета содействия инвестициям на два направления - развитие объектов инвестиционной инфраструктуры и господдержку разработки и реализации проектов - направлено 233 млн рублей. Из этой суммы 71,6 млн рублей использовано на поддержку малого предпринимательства, 40 млн рублей - на содействие венчурным вложениям, 119 млн рублей - на ипотечное кредитование. Кроме того, на поддержку малого предпринимательства за счет средств Уральского фонда направлено 20,7 млн рублей.

Еще три года назад говорили, что малый бизнес в регионе развит плохо: это объяснялось высокой степенью индустриализации региона и рядом других объективных причин. За это время Прикамье совершило серьезный рывок в развитии системы поддержки малого предпринимательства, считают в обладминистрации. Если в 2000 году в Прикамье насчитывалось 111 тыс. субъектов малого предпринимательства, то к концу 2004-го - почти 140 тысяч. По словам бывшего вице-губернатора (ныне - руководителя СПС) Никиты Белых, «все, что мы делаем с точки зрения поддержки инвестиционных процессов, повышения инвестиционной активности, идет нормально».

Инструментарий привлечения инвестиций, как правило, утверждается на уровне федерального законодательства, указывает на сложность Никита Белых. Региональная власть в течение прошлого года не раз предлагала инициировать корректировку существующих налоговых инструментов, которые должны стимулировать инвестиционный процесс. Сейчас они обсуждаются на уровне федерации. В том числе - законопроекты об инвестиционных льготах по налогу на прибыль, которые практически уже восстановлены. От того, в какой форме федеральное законодательство намерено в дальнейшем стимулировать инвестиционные процессы, зависит и политика региона. Исходя из них он будет создавать свои формы содействия.

В бюджете содействия инвестициям, утвержденном на 2005 год, на развитие инвестиционной инфраструктуры и государственной поддержки, разработку и реализацию инвестиционных проектов (без учета текущего содержания) запланировано около 400 млн рублей. Из них доля средств, предназначенных на поддержку инвестиционных проектов, составит 274,7 млн рублей, на мероприятия для малого бизнеса - 40 млн рублей, на содействие венчурным инвестициям - 80 млн рублей. На экспертизу и продвижение крупных инвестиционных проектов предназначается 3,2 млн рублей. Через УФПМП на поддержку малого предпринимательства будет выделено 60,9 млн рублей.

Согласно бюджетному законодательству, при выделении средств из областного бюджета сторонней организации Пермская область должна получить долю в имуществе этой организации. Однако в соответствии с законом о некоммерческих организациях (а в Пермской области все фонды созданы именно в такой организационно-правовой форме) ее учредитель после внесения имущества утрачивает право на него. Доля учредителя в этом имуществе не выделяется. Администрация видит решение этой проблемы в акционировании фондов (и всей инвестиционной инфраструктуры) с передачей стопроцентной доли активов в областную собственность.

Господдержка: бег с барьерами
Наиболее существенной проблемой, возникающей при организации государственной поддержки инвестиций, региональная власть называет несоответствие формы выделения средств требованиям бюджетного законодательства. Этот вопрос неоднократно обсуждался как при утверждении областного бюджета, так и при рассмотрении отчетов о его исполнении.

Еще одно предложение - расширение господдержки путем поиска инвестиционных площадок, подготовки по ним соответствующей документации, их дальнейшего продвижения. Выбор такой формы позволит подключить к привлечению инвесторов администрации муниципалитетов. Это европейская система, которая понятна инвесторам. В настоящее время в Пермской области идет поиск площадок для организации нового бизнеса. Этот процесс не связан напрямую с законопроектом «Об особых экономических зонах в РФ». Обладминистрация полагает, что это будет некий прообраз промплощадок, которые формируются именно по принципу greenfield («чистого поля»). Эти территории не могут быть обременены никакими условиями. Руководство области и органы местного самоуправления, на землях которых находятся площадки, должны иметь единое представление о целях и направлениях использования выделяемых площадей.

В части совершенствования механизмов и форм оказания государственной поддержки предлагается перейти от содействия венчурным инновационным проектам к непосредственной поддержке рисковых инвестиций. Сегодня власть предоставляет помощь только в реализации наукоемких венчурных проектов, тем самым ограничивая возможности развития экономики инвестициями в высокотехнологичные идеи. Предлагается же поддерживать не только наукоемкие, но и все рисковые проекты в принципе.

Наличие или отсутствие федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ», по мнению руководства области, не является необходимым и достаточным условием для подобной работы. Оно рассматривает этот документ как некую положительную опцию, которая может быть реализована при удачном стечении обстоятельств.

Совместно с бизнесом формируется также перечень отраслей и направлений, которые, с точки зрения размещения производительных сил, природных и трудовых ресурсов, экологической составляющей, были бы на таких площадках оптимальны.

Мнения специалистов
Иван Костин, генеральный директор ОАО «Мотовилихинские заводы»:


Дополнительные материалы:

- До сих пор мы не пользовались никакими привилегиями, которые дает инвестиционная инфраструктура

региона. Все налоги, в том числе в местную казну, платим сполна. Хотя я знаю о возможности получить инвестиционную льготу по налогам на прибыль и имущество в рамках областного бюджета.

Иван Костин

К концу 2005 года все должно встать на свои места, и в начале 2006 года мы проверим, какими льготами сможем воспользоваться. Холдинг разработал программы стратегического развития, которые влияют и на металлургический, и на оборонный комплексы, и на производство нефтяного оборудования. Льгота для крупных промышленных предприятий, которые инвестируют в развитие производства 300 млн рублей, конечно, станет серьезной поддержкой. Думаю, с учетом ремонтов и глубокой модернизации производственных мощностей наши вложения превысят эту сумму. Если мы сможем воспользоваться предлагаемыми инвестиционными инструментами, это будет очень полезно для завода.

Этот вопрос не стоял для нас остро, поскольку мы сами не были готовы к серьезным инвестициям. На этот год ОАО «Мотовилихинские заводы» разработало масштабную программу обновления основных фондов и реконструкции производств. Но весной появились новые акционеры. Самый важный - ООО «ОборонИмпекс», дочернее предприятие «Рособоронэкспорта» (25% акций холдинга). Поэтому в наши инвестиционные планы, скорее всего, будут внесены коррективы.

О закупке импортного оборудования, о проблемах с таможней на региональном уровне говорить не приходится. Эти вопросы зависят от политики государства в целом, поэтому все дороги ведут в Москву. Но региону и здесь повезло: много представителей Прикамья работает в столице. На мой взгляд, они достаточно серьезно занимаются проблемами Пермского края.

Владимир Ганьжин

- Инвестиционная привлекательность Пермской области в сравнении с другими регионами достаточно высока. Основную роль в этом играет устойчивый политический климат. Кроме того, имидж региону создает продуманная система поддержки местных предприятий. Очень важен тот факт, что областная администрация поставила инвестиционную привлекательность Прикамья во главу угла. И сегодня депутаты областного Законодательного собрания готовятся привести в порядок отдельные законы, связанные с этой тематикой.

Владимир Ганьжин, генеральный директор ОАО «Лысьвенский металлургический завод»:

На заводе подготовлена инвестиционная программа, презентацию которой мы будем проводить в ближайшее время. Это очень крупный проект: строительство литейно-прокатного модуля, который даст второе дыхание 220-летнему предприятию. Стоимость проекта высока: порядка 400 млн долларов, первая очередь обойдется примерно в 180 млн долларов. Льготу в рамках этого проекта мы пока не получали. Она начнет действовать, когда пойдут реальные инвестиции. Мы рассчитываем на снижение по налогу на прибыль до 50%.

Создан Фонд содействия инвестициям, существуют региональные льготы по налогам на прибыль и имущество для предприятий, ведущих активную инвестиционную политику. Эти льготы, может, и не очень высоки, но такие есть далеко не во всех регионах. Лысьвенский металлургический завод, ежегодно вкладывая в развитие производства от 50 до 100 млн рублей, чувствует определенную поддержку.

Не менее важна политическая составляющая. Любой инвестор, который приходит на нашу территорию, особенно иностранный, обязательно интересуется, каков у нас политический климат, есть ли взаимодействие с обладминистрацией? Когда мы ведем переговоры с нашими потенциальными партнерами из США, такие вопросы нам задают постоянно. И мы можем на них правильно ответить. Внимание региональной власти реально: она включила наш проект в число приоритетных для Прикамья.

Михаил Мусихин

- Рейтинги инвестиционной привлекательности, по которым Прикамье уступает немногим российским регионам, включая Москву и Санкт-Петербург, скорее всего, объективны. Но привлечение средств - сложная, многоплановая задача, инвесторы не приходят «по свистку» после присвоения очередного рейтингового статуса.

Михаил Мусихин, генеральный директор ООО «Пермская финансово-производственная группа»:

Думаю, нам предстоит критически осмыслить правила взаимодействия региона и инвестора. Многое зависит от того, будут ли они стабильны, понятны, цивилизованны. Бизнес совместно с администрацией области намерен реализовать идею проведения в Перми ежегодного межрегионального экономического форума с приглашением российских аналитиков, ученых, предпринимателей. Его задача - обсуждение реального потенциала экономики Прикамья. Подобные форумы проводятся в ряде регионов и приносят отдачу.

Инвестиционную привлекательность страны в целом и региона в частности можно создать только в результате большой, кропотливой, совместной работы власти и бизнеса. Мы сегодня рассуждаем о финансовой стабилизации, о золотовалютных резервах, по которым страна вышла на второе-третье место в мире. Но инвестиционного бума нет, отток капитала не уменьшается.

Другая сторона проблемы: инвестиции приходят в реальные компании, под конкретные проекты. Насколько готов сам бизнес к их приему? Способны ли наши предприятия продвигать конкурентоспособную продукцию на российский и международный рынки? Насколько высока культура управления и «прозрачность» компаний? Думаю, здесь немало вопросов.

Пермская финансово-производственная группа - межрегиональный холдинг. Мы ведем инвестиционные проекты в ряде регионов и вправе сравнивать климат. Если быть объективным, у Прикамья еще много резервов. На мой взгляд, одной из задач региональной власти должно стать создание инфраструктурных условий для развития бизнеса. Можно сколько угодно говорить об инвестиционной привлекательности, но когда в Пермь нельзя нормально прилететь, разместиться в гостинице, провести масштабную конференцию (для этого просто нет подходящего места), то результата не будет.

- Пермская область - уникальный регион для ведения бизнеса. Во-первых, несмотря на присутствие в структуре

Сергей Воздвиженский, председатель исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал»:

Сергей Воздвиженский

Я приведу конкретные цифры: если «Оренбургнефть», дочерняя компания ТНК, при добыче в Оренбуржье более 12 млн тонн нефти показала в 2003 году прибыль в 146 млн рублей, то «ЛУКойл-Пермь», добыв в Прикамье 10 млн тонн нефти, отчиталась об 11 121 млн рублей прибыли (см. рейтинг 400 крупнейших компаний России, «Эксперт» № 37 от 04.10.04). Разница - почти на порядок. Соответствующие налоговые поступления, без сомнения, работают на всю экономику региона.

его экономики таких мощных компаний национального и даже международного значения, как ЛУКойл, «Уралкалий», ВСМПО-Ависма, Уралсвязьинформ, Пермский ЦБК, властям неизменно удается убеждать бизнес с уважением относиться к интересам жителей региона и одновременно демонстрировать доброжелательность к предпринимательству.

В-третьих, на территории региона действуют несколько влиятельных предпринимательских ассоциаций - Пермская ТПП, некоммерческое партнерство экспортеров «Прикамье», некоммерческое партнерство содействия деятельности промышленных предприятий, НИИ и КБ «Сотрудничество», Пермская гильдия добросовестных предприятий. Из сорока депутатов областного Законодательного собрания 25 - собственники или менеджеры компаний, в том числе системообразующих в региональной экономике. Все это - площадки для ведения с властью ответственного и партнерского диалога. Не случайно законодательство Пермской области больше отвечает интересам инвесторов, чем правовая система иных регионов.

Во-вторых, руководство Пермской области всегда отличало и умелое сотрудничество с федеральными органами власти. Администрации Прикамья удается пробивать объемные дотации на строительство дорог и газопроводов. Стоит ли лишний раз распространяться о том, что это крайне необходимая инфраструктура для стабильного развития бизнеса.

Конкретнее это выглядит так: планируется результат, создается своеобразный бизнес-план, включаются мотивационные инструменты, которые стимулируют чиновников на достижение этого результата, итог сравнивается с поставленной задачей, происходит корректировка, принимаются кадровые решения.

Аркадий Кац

Проанализировав такой опыт, в администрации Пермской области быстро убедились, что через систему низовых показателей невозможно уловить общую картину, всю схему. Поэтому, не отрицая движения снизу, поставили ударение на слово «результат» и зашли сверху. Попытались разделить задачи на несколько функциональных блоков, а управленческий цикл - на три этапа, выделив в бюджетной сфере функции заказчика и подрядчика. Рецептами реформирования бюджетной системы делится первый вице-губернатор Пермской области Аркадий Кац.

В последнее время стал распространенным термин «бюджетирование, ориентированное на результат». Как правило, принято делать акцент на «бюджетировании». Наиболее распространены понятия, которые описывают конечную услугу: книговыдача, обработка скота, койко-день и так далее. Вводят нормативы, калькулируют услугу, «привязывают» бюджетные деньги к ее цене и объему. Причем, мягко говоря, не вполне понимая, какая именно услуга, в связке с какими другими и в каком объеме востребована. Это первое. Второе: ведомства у нас работают с собой и для себя - сами себе ставят задачу, разрабатывают способ достижения результата, реализуют систему мероприятий и сами же их оценивают.

- Всего их девять. Среди них обеспечение безопасности жизни, развитие привлекательности территории, интеграция с Коми-Пермяцким АО. Но основных - три. Первый - блок экономического роста. Здесь индикаторами выступают такие показатели, как фонд оплаты труда, прибыль и объем инвестиций в основной капитал. Второй блок - развитие человеческого ресурса. Индикаторы: количество населения, продолжительность жизни, активной трудоспособной деятельности, уровень достатка, образования, травматичности, социальных болезней (наркомании, алкоголизма и других), качество здоровья. Третий блок - развитие территорий. По нашему мнению, власть обязана обеспечить населению минимальный стандарт качества жизни вне зависимости от места его проживания. Но при этом мы не можем строить дороги, тянуть газопровод и водопровод в деревушки, где живут 10 - 15 человек. Такой поселок подобную инфраструктуру и содержать не сможет. Поэтому надо стараться так размещать производительные силы, предприятия-налогоплательщики, чтобы они вовлекали в свою орбиту близлежащие территории. А если это невозможно, - заинтересовывать людей переселяться, создавая им на новом месте условия для работы и жизни.

Каждому - свое
- Аркадий Борисович, начнем с описания блоков.


- Губернатор по большому счету выступает заказчиком бюджетного процесса. Мы исходим из того, что задачи развития региона, повышения его инвестиционной привлекательности, капитализации его экономики одно ведомство не решит - они межведомственные. Поэтому общая экономическая политика проводится руководителями областной администрации, это капитаны региона. Каждый вице-губернатор отвечает за отдельный блок, содержание которого прописано и утверждено в цифрах.

- Как эти блоки нанизываются на управленческую вертикаль? Каковы функции и полномочия того или иного уровня власти?

Наконец, на третьем этапе задачи раскладываются по показателям низового уровня, с которых мы начали разговор (к примеру, количество выездов «скорой помощи»). В общем, реализуя любой проект «внизу», строя ту или иную школу, больницу, дорогу, мы должны четко понимать, для чего мы это делаем, кому это надо и кто заказчик объекта. Сегодня главная проблема в бюджетной сфере, даже по многим объектам федеральных целевых программ, - нет реального заказчика. Чем больше попросил, тем больше получил: чисто затратная схема.

На втором уровне показатели раскладываются на отраслевые департаменты и комитеты: образования, здравоохранения, социальной защиты, экологии, промышленности, транспорта, связи и так далее. Главное на этом уровне - выработать политику достижения результата, запланированного первым уровнем, и направить доверенные средства на необходимые мероприятия. Если мы говорим, что на сегодня нашей задачей является увеличение и качественное улучшение человеческого ресурса, то надо сначала понять, что в действительности влияет на него. Может, процесс миграции? Тогда какой квалификации рабочих мы должны привлекать и какими средствами? У нас низкая продолжительность жизни (а это действительно так, это наша беда), но в здравоохранении ли дело? Когда мы обнаруживаем, что у нас половина смертей вызвана травматизмом, отравлениями, то делаем вывод - надо вкладываться в общественную безопасность, в безопасность дорожного движения. В регионах вообще есть стремление экстенсивно увеличивать финансирование здравоохранения, затраты на медикаменты. Смотришь, а лечение не дает ожидаемого результата. И выясняется, что основным подрядчиком социального ресурса должно выступать не здравоохранение, а физкультура, спорт. То же с образованием: оно зачастую не ориентировано на реальные экономические потребности. Но при вдумчивом планировании финансирование образовательной услуги, процесса подготовки действительно необходимого персонала, отвечающего современным квалификационным требованиям, дает мощный экономический эффект.

Конкурируют все
- Выходит, чиновник заинтересован в том, чтобы получить максимальный результат за наименьшие средства. То есть конкуренция чиновников ведет к конкуренции исполнителей бюджетного заказа, рынку услуг, финансируемых из бюджета?


Мы же на каждом уровне хотим создать конфликт, конкуренцию. Верхний уровень, уровень руководителей блоков, вице-губернаторов, должен быть заинтересован в том, чтобы доказать губернатору, что его блок - самый важный. Что, например, развитие человеческого ресурса - это ключевая, прорывная вещь, а отсутствие квалифицированного, трудоспособного, здорового населения с большой мобильностью, высокой адаптивностью является главной проблемой региональной экономики, значит, именно на ее решение необходимо больше всего средств. Другой возражает: да вы что, ребята, о чем можно говорить, пока у нас нет дорог, высока стоимость коммунальных услуг в силу малоэффективных котельных, не хватает современных средств связи. Третий настаивает: надо строить завод по лесопереработке - будет завод, остальное подтянем. То есть они заинтересованы «выторговать» максимальный объем ресурсов. И в этой конкуренции подходов, проектов и результатов чиновник уже очень сильно подумает, какую услугу заказать, чтобы на своем участке добиться максимальных показателей конкурентоспособности. Мы аккуратно делаем очень радикальный шаг: собственник бюджетных учреждений должен понимать, что именно заказывать - сколько учеников, выпускников каких специальностей, сколько выставок. И соответственно выстраивать договорные отношения.

Наша задача даже не в том, чтобы до предела секвестировать бюджетные потоки. Сколько денег было, пусть столько и останется. Главное - чиновник выступает не просто как проводник средств, а, если хотите, как предприниматель: защищает бизнес-план, доходную часть бюджета. Капитально повышается его персональная ответственность за качество запланированной им услуги. Причем не только перед вышестоящим начальником, который «спускает» ему деньги, но и перед клиентом-населением.

- Совершенно верно. Главная государственная, правительственная функция - постановка ожидаемого результата, определение задач, разработка системы мероприятий. Сегодня же государство выполняет много несвойственных ему функций: управляет учреждениями, бизнесами, имуществом. Оно и заказывает услугу, и монопольно ее исполняет. Отсюда нечеткие стандарты, туманные правила выбора исполнителя, неэффективное расходование средств, казнокрадство. А население ходит и выпрашивает эту услугу как милостыню. Вот почему мы выделяем блок управления бюджетными учреждениями: заказывайте услуги на рынке, проводите конкурс. Победителю, оказывающему услугу наиболее эффективно, то есть с наилучшим качеством за меньшие или сопоставимые деньги, - приз: максимальное присутствие на рынке.

- Можно, знаете, так провести конкурс, что его победитель будет известен заранее, и окажется, аффилированным с чиновником - организатором конкурса. Таких примеров хоть отбавляй в здравоохранении, пенсионном обеспечении. А организовывать тотальный контроль за подчиненными - значит плодить бюрократический аппарат. Как вы собираетесь разрешать это противоречие?

Если идти до конца, то предстоит провести ревизию блока бюджетных учреждений с точки зрения эффективности использования бюджетной собственности. У нас ее - на 1,4 млн кв. метров. Мы считаем доходы, гордимся темпами роста - и так везде, повально. Но по факту в коммерческом обороте лишь 5 - 10% площадей, и положительные показатели создаются только этим маленьким сегментом. С чего начинается новое бюджетное учреждение? С построения здания. Причем для учреждения оно фактически бесплатно. А если его полную стоимость включить в себестоимость услуг, многие задумаются: «А потяну ли я такое здание?».

Во-вторых, -; личная мотивация. Сегодня именно на госслужбе возможен бурный карьерный рост, государственный сектор капитально модернизируется, есть где себя проявить. С «кнутом» все нормально: существуют регламенты, система мер административного взыскания. А вот с «пряником» будут проблемы, пока мы не решим вопрос адекватного денежного содержания. Жалованье чиновника, распоряжающегося бюджетными средствами, должно быть конкурентоспособным по сравнению с уровнем зарплат в коммерческом секторе.

- Во-первых, риски всегда останутся: воруют не только в России. Выход в предельной публичности процедур и создании на каждом участке экономической заинтересованности руководителя. Например, такой вариант: мы даем ему глобальный бюджет, и если он за меньшие деньги достигает того, чего мы от него ждем, вся разница остается в его, как чиновника, распоряжении.

В-третьих, за нас все проконтролирует рынок. Потребитель проголосует рублем. Но надо дать ему этот рубль. Раньше ребенок записывался в десяток секций и кружков, и статистика считала его по всему кругу, хотя реально он посещал один-два. Средства размазывались тонким слоем, падало качество оборудования, самой услуги. Теперь мы выдаем ребенку сертификат (проще говоря - талончик), квазиденьги, и получаем объективную информацию: какие услуги наиболее востребованы, приоритетны. К такому же порядку надо стремиться и в среднем образовании. При этом сдавать здания муниципальным школам за деньги, уравнивая их в условиях с частными школами. Тогда возникнет настоящая конкуренция, муниципальные школы начнут отказываться от излишних площадей, выявится реальная себестоимость их услуг. Да, в школах, расположенных в центре городов, образовательная услуга вырастет в цене - но не для граждан, а для бюджета. И мы готовы к этому. Одна загвоздка: сегодня бюджетное законодательство объективно «заточено» против развития конкуренции в государственном, муниципальном секторе. Сдача помещений в аренду обернется для школ необходимостью уплачивать 18-процентный НДС, который зачисляется в федеральный бюджет. Нам предстоит договариваться с «федерацией» о возмещении этих средств в бюджет региона. Наконец, есть политические механизмы голосования…

Мы разбили все категории служащих на четыре уровня, как это прописано в законодательстве: высшие должности, главные, ведущие и младшие. Так вот, если зарплата сотрудников, занимающих младшие должности, процентов на десять выше по сравнению с рыночными, то по главным должностям отставание раза в три. Считается, что чиновнику стыдно получать приличную зарплату. Это лицемерие: своим ханжеством мы толкаем его к коррупции, по крайней мере, к равнодушному, незаинтересованному отношению к делу. Сейчас происходит незначительное повышение жалований, но в этом надо быть решительнее, увеличивая наряду с базовой частью зарплат и премиальную. Однако, идя на повышение содержания бюрократического аппарата, налогоплательщик вправе требовать повышения качества бюджетных услуг. Поэтому этот вопрос мы ставим в зависимость от разработки и утверждения системы соответствующих показателей.

- В этом смысле, да, нововведения с назначаемостью губернаторов не вписываются в нашу концепцию. Сегодня вопрос прозрачности и ответственности - это вопрос исключительно доброй воли, вернее, сознательности губернатора, вопрос понимания им своей миссии. Но я уверен: если передать населению экономический механизм голосования, этот самый рубль, - начнет расти и его политическая культура.

- Население отодвинуто от процессов избрания глав регионов. Какие уж тут политические механизмы.

Ну и обучать, конечно, «накачивать» сознание. У нас в администрации раз в неделю по четвергам собираются все отраслевые департаменты и комитеты. Их руководители по очереди рассказывают, как они понимают свои задачи: кто заказчик, подрядчик, какие деньги, механизмы предоставления услуг, результат. Заодно мы создаем новую точку роста - образование: если есть спрос, надо создавать новые кафедры, рабочие места, зарабатывать деньги.

Если говорить о системе в целом, то проблема, по моему мнению, даже не в этом. Уровень менеджмента такой, что просто беда. Кто у нас руководитель учреждения, распорядитель бюджетных ассигнований? В больнице - главный врач, в театре - художественный руководитель. Не директор. Поэтому одна из основных задач - по крупицам искать управленческие кадры, обладающие психологией и навыками не столько отраслевого специалиста, сколько собственника.

- Возможна оптимизация территориальной структуры населения, укрупнение. Но это тяжелый разговор: сначала нужно подготовить к приему мигрантов производственную и социальную инфраструктуру. Да и люди наши тяжелы на подъем: привыкли к субсидиям, к иждивенчеству, не задумываются об альтернативе. Поэтому я предпочитаю другой пример. В свое время я был сильно удивлен опытом Финляндии. Там столкнулись с такой же проблемой, увидели, что на содержание школ в маленьких поселках, о каких вы говорите, тратятся немыслимые деньги, и перешли на дистанционное обучение. Лучшие учителя из центральных школ за сотни километров проводят индивидуальные занятия с детьми через телекоммуникационные системы. Почему бы не перенять этот опыт?

- Но как насадить конкуренцию в небольших населенных пунктах, где, к примеру, всего одна школа? Открывать вторую, пусть ненужную? А в сфере охраны правопорядка - это же исключительно государственная функция?

Риск - благородное дело
- В вашей схеме есть одно базовое «но»: возникает колоссальная ответственность на первоначальной стадии определения стандарта. Некорректно поставил задачу - промахнулся с результатом. Но ведь в процессе познания ошибки неизбежны.


Что касается охраны правопорядка, я считаю, нужно оставить инфраструктуру для поддержания общественной безопасности: систему «тревожных кнопок», постов и так далее. А вот кто ее будет эксплуатировать, вопрос открытый. Давайте проводить конкурс. Ну а криминальная милиция, следственные органы, понятно, должны оставаться в структуре государственных институтов. Тут я слабо представляю рыночную конкуренцию, а контроль должен осуществляться как внутри системы, так и самим населением.

Сейчас очень важно определить четкую систему показателей, понятную как заказчику, то есть губернатору, так и исполнителю - руководителю каждого блока, вице-губернатору. Ведь от корректности значений зависит конечный результат, а значит, оценка их профессиональной деятельности. Честно скажу, у нас пока нет понимания того, как «раскидать» бюджет по этим блокам и показателям. Это чертовски сложная задача. Сейчас мы параллельно ведем два процесса - определения показателей и бюджетного финансирования.

- Мы готовы к тому, что будем ошибаться. Да, может, первую систему показателей угадаем процентов на тридцать. Но это лучше, чем продолжать использование затратного метода.

- Кто принимает участие в их разработке? Только чиновники областной администрации? Или привлекаются специалисты?

Эту работу мы начали больше года назад. Не скажу, что Пермская область - единственный регион, который идет по этому пути. Но, по моему мнению, мы продвинулись значительно дальше остальных в привязке бюджетного процесса к задачам и параметрам социально-экономического развития. К концу июня постараемся защитить показатели высшего уровня.

Я искренне уверен, что нашими союзниками вскоре станут главы муниципальных образований, а их у нас в связи с «реформой Козака» образуется 28 С точки зрения межбюджетных отношений, распределения полномочий, бюджетное законодательство сделало большой шаг вперед. Главы муниципалитетов получили возможность долгосрочного планирования. Это очень важно.

- Работает достаточное число консультантов, долгое время функционировал экономический совет при губернаторе. И хотя кадровый состав областной администрации серьезно обновляется за счет выходцев из бизнес-структур, не обязательно чиновник должен писать программы. Лучше, если он будет понимать, чего хочет, выступать заказчиком, определять идеологию, цели, задачи. А напишут их компетентные специалисты, в том числе из негосударственного сектора. Роль государства - принимать законы, правила игры и нести ответственность за их соблюдение.

Дополнительные материалы:

Но вместе с тем у нас абсолютный ноль при финансировании отраслей. Все отрасли по-прежнему «пляшут» от затрат: кто больше расходов показал, тот больше и потратил. Каждому предстоит научиться мыслить и действовать в проектной логике. В блоке экономического роста мы должны реализовывать крупные, прорывные, приоритетные проекты, создать множественность точек роста. Если нам удастся воплотить в жизнь всю задуманную систему, это будет проектом федерального масштаба.

(1838 - 1899), предприниматель. Создатель первого в России содового завода. Финансировал строительство первого театра Перми.

ВЕЛИКИЕ ПЕРМЯКИ

Иван Любимов

(1854 - 1897), горный инженер, изобретатель. Его «электроплавильники» послужили прототипом автоматических сварочных аппаратов.

Николай Славянов



Главная страница / Тенденции