Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Меню для россии

Бывший директор Центра содействия предпринимательству (структура правительства Свердловской области), бывший председатель свердловской организации партии «Единство», бывший заместитель председателя Свердловской областной думы, бывший учитель физики 51летний Александр Заборов ушел в консалтинговый бизнес, открыв в Екатеринбурге собственную мастерскую. Технология обучения строится на проведении «управленческих поединков»: участники тренинга распределяют между собой роли и обыгрывают различные противоречивые ситуации, пытаясь отстоять позицию и сохранить при этом лицо. Выигрывает тот, кто наберет больше очков судейэкспертов.

Александр Заборов

Тренер разделил экспертов на три группы - «избиратели», «спонсоры» и «члены федеральной партии», которые должны выбрать кандидата от региона для участия в партийном съезде. Александр Заборов сделал это с той целью, чтоб участники управленческих поединков понимали, что в реальной политике существуют различные интересы и нужно уметь находить такие слова, чтобы понравиться всем сразу. А запросы общественных групп могут быть противоположные. В том и трудность работы политика: говорить нужно чтото одно и публично, а слова интерпретируются различными представителями общества посвоему.

Методику тренингов Заборов перенял у директора таллинской школы менеджеров Владимира Тарасова, став одним из немногочисленных лицензированных тренеров «тарасовской школы». Но дело не только в знании техники - собственный опыт политической деятельности Александра Заборова настолько богат, что позволяет ему давать самые сложные установки. Потенциально острые (тем и интересные) ситуации, касающиеся взаимоотношений представителей власти и предпринимательского сообщества, были обыграны и проанализированы в рамках мастеркласса «Бизнес и политика», который Александр Заборов провел на базе конноспортивного клуба в окрестностях города Верхняя Пышма (Свердловская область). Участниками тренинга стали топменеджеры таких компаний, как Северстальинвест, Уралмашспецсталь, « Лоция», ЗАО «Журнал „ЭкспертУрал“», а также Российской федерации скалолазания и Свердловской филармонии. Среди экспертов можно было видеть главу Уральского банка Сбербанка России Владимира Черкашина, вицемэра Екатеринбурга Владимира Крицкого, бывшего председателя комитета по законодательству Свердловской областной думы Александра Долинина, начальника отдела земельного комитета администрации Екатеринбурга, бывшего работника контрольного управления администрации президента Александра Борзенкова, председателя комитета по экономике мэрии Екатеринбурга Александра Высокинского.

Через неделю чиновник предлагает предпринимателю выставить свою кандидатуру и на выборы мэра областного центра, так как считает, что тот сможет «оттянуть» часть голосов у действующего мэра. При этом намекает, что в случае отказа предприниматель не только лишится поддержки как кандидат в депутаты, но и подвергнется налоговой проверке.

Возьмем, к примеру, ситуацию, которую Александр Заборов назвал «Между двух стульев». Она из реальной жизни. Итак, в крупном областном центре - череда выборов. Недавно выбрали губернатора, а сейчас идет выдвижение кандидатов в депутаты Госдумы и мэра областного центра. Между губернатором и мэром существуют давние разногласия, поэтому на каждые выборы губернаторская и мэрская команды выставляют своих кандидатов. Предприниматель, имеющий в городе сеть магазинов, собирается попробовать силы на выборах в Госдуму. Однако, понимая, что собственных ресурсов недостаточно, он обращается за поддержкой в администрацию губернатора. Чиновник этой администрации, курирующий идеологическую работу, обещает предпринимателю содействие. И в качестве первого шага направляет к нему команду политтехнологов и своего человека на должность начальника штаба. Воодушевленный первыми успехами, предприниматель публично объявляет о депутатских амбициях.

Двое участников тренинга обыгрывают ситуацию два раза по пять минут, меняясь ролями. Затем эксперты разбирают, насколько каждому удалось отстоять интересы, а они понятны: мэру важно избраться на очередной срок, предпринимателю - стать депутатом, свести до минимума угрозу для бизнеса, сохранив при этом хорошие отношения и с городской, и с областной властью. В первую пятиминутку «предприниматель» легко сдается под напором «мэра» и тот добивается от него отказа от участия в выборах. Когда роли поменялись, и напористым стал владелец магазинов, мэр с ходу отдает ему должность вицемэра по потребительскому рынку в обмен на отказ от участия в мэрской кампании. Здесь важно, чтобы за игрой чувствовалась правда жизни, на что и обращают внимание эксперты. В реальном разговоре мэр вряд ли тут же подарил бы предпринимателю одну из ключевых должностей в городе. Скорее, дело ограничилось бы менее «кровавой» инициативой. А где интрига? Где искусный торг? Где тонкая попытка обвести соперника вокруг пальца, заманить в ловушку? Эксперты отмечают и то, что предприниматель не может разговаривать с мэром панибратски: каждый знает свое место… К слову, в действительности предприниматель пошелтаки против мэра, проиграл выборы, испортил отношения со всеми уровнями власти и ему с трудом удалось впоследствии установить контакты с городскими чиновниками, которые теперь привязали его к себе намертво. «Находясь во власти, я отчетливо понял, в чем неудачи предпринимателей, желающих стать политиками, - рассказывает Александр Заборов. - Ты можешь хорошо высчитывать прибыль, великолепно лить металл или качать нефть, но если ты не умеешь общаться с людьми, выстраивать отношения с вышестоящими, нижестоящими и равными, в политике тебе делать нечего».

Предпринимателю очень не хочется ссориться с действующим мэром, в намерения которого входит переизбрание на очередной срок. Тем более что именно мэр должен подписать постановление о выделении помещений для нескольких новых магазинов. На вручении премии «Золотой рубль» предприниматель встречается с мэром, и тот предлагает пообщаться на следующий день. Такова вводная.

Интересная дискуссия завязалась по поводу того, как должны строиться отношения политика и спонсора. Ясно, что настоящий политик никогда не избирается на собственные деньги. При этом он не может отблагодарить всех. По мнению экспертов, настоящий политик должен любой ценой постараться освободиться от жесткой зависимости. И предпринимателю следует это учитывать. «Если вы как предприниматель поучаствовали деньгами в политической кампании, здороваетесь с выбранным политиком за руку и считаете, что у него перед вами возникло какоето обязательство, то он, политик, так не считает, - говорит Александр Заборов. - Может быть, он думает, что всего лишь дал вам возможность поучаствовать в интересном проекте». По мнению Александра Высокинского, политик и спонсор должны формулировать позиции и говорить о своих возможностях не после того, как даны деньги, а до того. А Владимир Крицкий полагает, что не обязательно за все платить рублем: иногда гораздо эффективнее найти политика, который близок тебе (а ты ему) идеологически. Такой альянс крепче.

По Заборову, основное отличие бизнесмена от политика в том, что первый производит товары и услуги, а второй создает имидж. Причем ключевое качество хорошего политика - уникальность (незаменимость). Нет ответа на вопрос, кто в стране главный предприниматель, но очень легко ответить, кто главный политик. Основные приемы политиков Заборов формулирует следующим образом. Первый - вытопчи вокруг себя конкурентное поле. Политик не может расслабиться ни на секунду и никому не верит. Когда губернаторов избирали всенародно, многие из них держали рядом «принципиально не избираемых людей». Теперь, когда решение о продлении полномочий зависит от какогонибудь Ивана Ивановича из кремлевской администрации, настоящий политик сделает так, чтобы кроме него к Ивану Ивановичу никто не ходил. Второй принцип: в политике нет ничего понастоящему твердого, того, на что можно безбоязненно опереться, поэтому важна осторожность и терпимость. Если давишь - не передави. Третье - все методы в политике делятся на эффективные и неэффективные. Этика в стороне. Если после каждого теракта Израиль сносит дома, где живут семьи террористов, и это дает положительный эффект с точки зрения безопасности граждан, значит, это верный политический ход. Некоторые секреты политической кухни рассказали и приглашенные на тренинг эксперты. Например, по мнению Владимира Крицкого, синоним порядочности в политике - предсказуемость.

В середине октября авиакомпания «Уральские авиалинии» (Екатеринбург) заявила о проведении ребрендинга: с марта 2006 года перевозчик изменит логотип и корпоративный стиль. Причина - переоснащение парка самолетов: весной «Уральские авиалинии» приобретут иностранные машины. О ребрендинге, а также о темах, поднятых в статье «Сезон подрезанных крыльев» (см. «Э-У» 37 от 03.10.05), посвященной итогам летнего туристического сезона, мы беседуем с коммерческим директором компании Кириллом Скуратовым.

Кирилл Скуратов
- Андрей Порубов


- Нет предела совершенству. Всегда хочется чегото большего. Важно не только приобрести новую технику, но и много сделать для улучшения качества услуг, увеличить эмоциональную составляющую.

- Что не устраивает «Уральские авиалинии» в нынешнем имидже?

- Я не считаю, что имидж региональной компании - это плохо, хотя, по сути, мы уже давно компания международная. Половина наших доходов приходится на международные рейсы. Базируясь на Урале, можно сделать так, чтобы нас позитивно воспринимали и за рубежом. Вот этого мы и хотим добиться. Обязательно сохраним название авиакомпании. Мы считаем, что Урал - это глобально, гордимся местом базирования. Считаем важным влиять нашим названием на формирование имиджа области, региона на других территориях РФ и в особенности за границей.

- С помощью ребрендинга компания «Сибирь», например, хотела избавиться от имиджа регионального авиаперевозчика, работающего только на сибирском рынке. «Уральские авиалинии» имеют подобное намерение?

- При том, что сегодня мы держим значительную долю, до 70% чартерных рейсов, рынок полностью открыт: кто хочет, тот и летает. Каждый туроператор выбирает того перевозчика, которого считает более надежным, более качественным. Нет ни одной трассы, где бы мы летали одни. Это, вопервых, сложилось исторически с советских времен: в каждом крупном городе было авиапредприятие, которое выполняло основную часть полетов. Во-вторых, с тех времен на рынке выжили не все, из 400 перевозчиков осталось меньше 200, и «Уральские авиалинии» в том числе. У нас получается работать. Все, что мы делаем - отстаиваем свои экономические интересы, чтобы предприятие могло расти и развиваться.

Слабых не пускаем
- Екатеринбургским туроператорам не нравится, что вы не учитываете их интересы и, обладая монополией на рынке перевозок, строите диалог с позиции силы.

- Мы подписываем контракт два раза в год, на летний и зимний сезоны, только с пятьюшестью крупными фирмами, которые серьезно занимаются туристическим бизнесом, держат значительную часть рынка, осуществляют массовые перевозки туристов по разным направлениям. Такова наша политика: финансово слабые маленькие фирмы не могут дать необходимые нам гарантии. Им предлагается работать через основных заказчиков авиакомпании. Пускать всех операторов по прямому договору - значит подвергать большим рискам пассажиров чартерного рейса: вдруг завтра небольшая турфирма разорится и ей нечем будет оплатить вывоз туристов с места отдыха?

- По поводу чего чаще всего возникают разногласия с туроператорами?

- Еще одна претензия туроператоров: якобы вы завышаете тарифы, изза чего турбизнес теряет клиентов; цена авиабилета «Уральских авиалиний» находится в пределах двух составляющих - билета до Москвы плюс билета от Москвы до пункта назначения. Ваш комментарий.

Цена - не единственный фактор, по которому выбирается перевозчик. У «Уральских авиалиний» есть сложившийся имидж на рынке, выработанный годами уровень профессионализма в обеспечении авиаперевозок. Если цена чартера выходит на 5 - 7% выше, мы говорим: да, наша цена такова, при этом вы получаете определенный пакет услуг. Предпочитаете летать дешевле - получите проблемы. Мы гарантируем в случае технической неполадки замену самолета в течение двух часов: авиационнотехническая база авиакомпании позволяет это сделать. Предоставляем турфирмам Ил-86, который внутри для пассажира гораздо удобнее, чем Boieng 757: в нем просторнее, меньше шума. Мы даем возможность замены одного типа самолета на другой без проблем. Допустим, не набирает оператор пассажиров на Ил-86 -; мы в течение трех дней меняем самолет на Ту-154, у операторов в два раза снижаются риски.

- Как формируется цена вашего билета? Многие екатеринбуржцы предпочитают летать, например, из Челябинска, потому что это дешевле.

- Подобной методики расчета мы не применяем. Главные факторы, которые влияют на итоговую стоимость билета, - себестоимость рейса плюс рыночные составляющие. Естественно, мы ориентируемся и на цены конкурентов.

- Почему в Екатеринбурге керосин дороже московского?

- Цена авиабилета формируется из затрат на эксплуатацию авиационной техники и содержание персонала. К сожалению, с конца 2004го и весь 2005 год цена на авиакеросин беспрецедентно растет. Сегодня в тарифе эти расходы составляют более 50% (до этого года на топливо приходилось от 45 до 50%). Значительная часть расходов на техническое сопровождение самолетов и двигателей поднялась на 35 - 40% по сравнению с 2004 годом. Однако несмотря на такую структуру формирования затрат, мы поддерживаем разумные цены на авиабилеты. Екатеринбург - третий в России по дороговизне топлива после двух совсем уж северных городов. В московских аэропортах керосин дешевле.

- Какие риски возникают для авиакомпании с возрастанием цены на топливо?

- Москва, вопервых, берет несравнимо большие объемы керосина, вовторых, там конкуренция, несколько аэропортов. Один начнет продавать дорого - перевозчики перейдут в другой. Там действуют рыночные принципы ценообразования. У нас же один поставщик - ТНК и одна заправочная компания на территории Кольцово. Альтернативы нет, поскольку нет других поставщиков. Поставить керосин такого же качества в стране может еще ЛУКойл, но цены у него такие же, как у ТНК.

- А туроператоры добавляют к стоимости билета?

- Во-первых, рентабельность падает, сейчас она составляет 3 - 5%. Во-вторых, растут тарифы, в результате снижается пассажиропоток. Мы вынуждены искать варианты. Так, с 1 октября авиакомпания отменила ставку пересчета на рейсы, выполняемые в города Египта (Хургаду, Шарм-эльШейх). Такое решение связано с тем, что авиакомпании удалось наладить партнерские отношения с поставщиком горючего в Египте по взаимовыгодным ценам. В результате для турфирм - заказчиков чартерных программ, а значит, и для конечного потребителя при полной загрузке самолета Ил-86 стоимость одного места стала дешевле на 13,5%. Сумма ставки пересчета на египетском направлении составляла 80 у.е.

- Чартерные рейсы - важная статья доходов авиакомпании?

- Да, до 10%. Мы стараемся не сотрудничать с теми, кто зарабатывает на билетах, пытается снять максимальную прибыль в высокий сезон (например, на Новый год). Потому что билеты - это наш заработок. Заработок турфирм - гостиницы, комплекс услуг, транспорт, экскурсии и прочее.

Кому можно продаваться
- Вы частная авиакомпания, почему губернатор Свердловской области Эдуард Россель 6 октября потребовал от «Уральских авиалиний» купить от пяти до десяти самолетов иностранного производства?


- Сегодня в структуре доходов «Уральских авиалиний» чартерные рейсы составляют 30% среди других перевозок. Мы должны выравнивать свою экономику, зарабатывая чуть больше зимой, чтобы чуть больше тратить летом, а в целом получать 5% рентабельности по году. Поэтому от сотрудничества с мелкими турфирмами мы стараемся отказываться. Постоянным партнерам предлагаем годовые контракты, не выгодные мелким фирмам. Раз невыгодно, покупайте готовые пакеты, которые формируют крупные операторы - нормально построенный бизнес, несущий риски круглый год. В России идет укрупнение туроператоров и авиаперевозчиков, как и в Европе. Появляется крупный бизнес с крупными деньгами.

- На другой же день, 7 октября, вы заявили о намерении купить летом 2006 года два самолета. Почему только два?

- Он не потребовал, а, скажем так, подтвердил стратегию развития нашего бизнеса до 2015 года. Мы градообразующая компания, на «Уральских авиалиниях» держатся два поселка - Кольцово и Исток. 80% людей, живущих здесь, работают у нас. К тому же мы - воздушные ворота в область. Поэтому совершенно логично, что государственные чиновники интересуются судьбой компании.

- Что это будут за самолеты?

- Потому что число десять стоит в бизнесплане компании до 2010 года. Замена самолетов будет производиться планомерно, в течение нескольких лет.

- Самолеты иностранного производства вы собираетесь покупать в связи с изменением с сентября этого года правил допуска российских самолетов в Европу?

- Airbus 320 или Boieng 757.

- На какие средства собираетесь покупать машины?

- Проблем с допуском у «Уральских авиалиний» нет. Ограничения, которые вступят в силу в 2006 году, касаются частоты выполнения полетов, полетов в ночное время. Они касаются Ту-154Б, Ту-154М. Эти наши самолеты будут летать еще долго, поскольку по количеству часов международных регулярных рейсов в год мы в предъявляемые требования укладываемся. Относительно программы Евросоюза по выводу шумных самолетов: например, в 2008 году вступит в силу ограничение по Ту-154М, к тому времени мы их заменим.

- По данным Транспортной клиринговой палаты, за семь месяцев этого года «Уральские авиалинии» перевезли почти на 100 тыс. человек меньше, чем за тот же период прошлого года. С чем это связано?

- У нас есть кредит в Сбербанке, в других банках, хорошая кредитная история: все, что берем, мы отдаем.

- За счет чего?

- Только с ростом цен на топливо. Но падение пассажиропотока - явление временное. Пассажиры постепенно адаптируются к новым ценам и уже к концу года ситуация улучшится. В будущем пассажиропоток будет только расти.

- В последнее время упорно ходят слухи о продаже вашей компании. Это связано со снижением рентабельности «Уральских авиалиний»?

- В целом экономика России растет, люди зарабатывают все больше денег. Снижение объемов - тенденция этого года. У нас еще не самая плохая ситуация, в среднем по России она хуже, 18% падения. Многие перевозчики потеряли по 20 - 25% пассажиров.

Продаваться можно тому, кто может дать тебе что-то принципиально новое. Внутри России я таких предприятий не вижу. У нас стоит современное оборудование, мы переходим на импортную технику. Если к нам придет British Airlines или Air France и даст целый набор новых технологий, с ними будет интересно разговаривать. Для нас это будет новый уровень.

- Мы нормальная рентабельная компания. Слухи о возможной продаже имеют для нас скорее положительное значение, поскольку подобные версии относительно любой компании говорят о ее привлекательности как бренда.

- Тот, кто нам сможет дать что-то новое: вступление в международный альянс, технологии, технику, мировой бренд.

- То есть, если вы будете продаваться, то покупателем будет иностранная компания?



Этой женщиной была я, и вышла я с фестиваля документального кино «Россия». Стресс от России, увиденной на экране, был столь силен, что его требовалось устранять коренными русскими методами.

Поздно вечером приличного вида женщина вошла в магазин. Там она положила в корзинку бутылку водки, упаковку селедки, а потом подумала и прихватила еще банку маринованных огурчиков - классический выпивошно-закусочный набор.


Непосредственные заботы

Вообще фестиваль удался. В Екатеринбурге «Россия», главный документальный кинофорум страны, проводится в шестнадцатый раз. Когдато ему требовалось доказывать свой статус, потом подтверждать его, а сейчас фестиваль достиг столь зрелого состояния и прочного авторитета, что может позволить себе заняться самосовершенствованием. Например, в этом году конкурсные фильмы демонстрировались дважды и в двух залах Дома кино (один давно перестал вмещать всех желающих) - очень удобно. Показы предварялись стильной заставкой. Открытие превратилось в яркое самодостаточное действие, почти шоу. Уровень организации фестиваля в целом перестал быть провинциальным (ну разве за исключением работы с прессой). Закономерно, что «Россия» принята в Европейскую координацию фестивалей.

Андрей Титов

Про тех, кто курит, пьет и матерится
Прошлый фестиваль завершился скандалом: его президент Клим Лаврентьев снял с себя полномочия и ушел, «хлопнув дверью», в знак несогласия с жюри, которое лучшим фильмом признало богатую ненормативной лексикой «Мирную жизнь». Патриарх российского кино продолжал помогать очередному фестивалю в период его организации, но смотреть фильмы не приехал - и был прав, иначе ему пришлось бы пережить еще один натиск суровой реальности. Особые выражения, прославившие русский язык не менее Толстого и Достоевского, ненавязчиво присутствовали в доброй половине картин. «Про тех, кто курит, пьет и матерится» рассказывает о семье телережиссера. Характерные словечки встречаются в описании быта сельчан, представителей малых народностей, и, само собой, деятелей культуры. Говорят, такова правда жизни. Хотя лично я в жизни не слышу столько мата, сколько прозвучало с экрана фестиваля, а ведь профессия вроде бы не рафинированная.

Документальное кино сегодня называют разведчиком игрового. В эти дни жанр авансом услышал в свой адрес немало лестных слов: доккино пребывает на подъеме, оно указывает вектор движения и жизни, и кино, а фестиваль, таким образом, есть вектор вектора. Ведь из 270 картин были отобраны 38 самых ярких, самых мастеровитых и, как я предполагала, самых актуальных.


Но слова, конечно, не главное. О чем содержание представленных картин и кто их герои? Вот чисто арифметический расклад по темам. Россия маргинальная (из словаря: margo - край, предел): будни бомжей, наркоманов, инвалидов, последствия Чернобыля, Беслана - пять фильмов. Деятели искусства (что, в общем, тоже край, но противоположный) - девять. Жизнь обычного, маленького человека - восемь. Жизнь стариков - десять. История - четыре (из них три - Вторая мировая война, один - революция). О животных - одна картина, о герое, погибшем, - одна картина. Несмотря на обилие участниковдебютантов, ни один фильм не посвящен молодым. И как будто в стране нет детей. «Россия» и Россия предстают в образе сморщенной старушки, прошедшей нелегкий путь, много страдавшей, но оставшейся душевной и кроткой. Которой, как в фильме «Счастье» из многообещающего цикла «Кому живется весело, вольготно на Руси», для полного счастья не хватает - «ну рубликов бы десять к пенсии добавили». Самое мрачное ощущение создают именно картины, посвященные обыденности, в которой герои месят неизбывную российскую грязь, строят воздушные замки и только мечтают о деле. Энергетический мейнстрим фестиваля - энергия затухания. Как сказал член жюри оператор из СанктПетербурга Сергей Юриздицкий: «У меня многие друзья живут за границей и тоскуют по России. Если бы они посмотрели 70% фильмов фестиваля, ностальгия стала бы менее острой».

Марина Добровольская

Раскол на фактории Сым
Не замеченная фестивалем картина красноярца Владимира Васильева рассказывает о заброшенном енисейском местечке Сым. На территории больше Бельгии проживает лишь 150 человек. В их девственном, почти не тронутом цивилизацией обитании проступают многие черты современной жизни, а расколовшие жителей перевыборы местного главы карикатурно напоминают политические бои иного масштаба.

Понятно, что отношения между искусством и действительностью не прямые. Художники создают произведения, руководствуясь внутренним позывом. Но даже на самых независимых незримо, да воздействует «социальный заказ»; помимо собственной воли, в определении темы, в выборе формы сказывается воля общественная. Конкурсная программа формируется объективно, из того материала, который есть. Фестиваль, помимо представления отдельных картин, создает и общую картину, и в этом его ценность. Вряд ли случайно в многообразии жизни авторы доккино сегодня выбирают негатив.

Когда фестиваль завершился, когда жюри смогло пообщаться со зрителями и журналистами (а на протяжении шести дней оно было скрыто от публики во имя сохранения объективности), вдруг четко проявился «раскол» (мирный, творческий) в восприятии происходящего на экране зрителями и критиками. Как верно заметил киновед Андрей Шемякин (именно он возглавлял отборочную комиссию), зрители напрямую реагируют на показанную реальность. Для профессионалов же важна - эстетика, кинематографическое мастерство. В документальном кино они оценивают прежде всего художественность. Они как будто и не заметили общего мрачного фона.

Вилен Амирханян


Члены жюри искали «главную» картину, ту, которая бы показала даже не завтрашний, а послезавтрашний день кино. Признались: не нашли. 2005 год не родил откровения. Сюжеты часто выглядели вторичными, герои - случайными. Многие фильмы страдали длиннотами, погибали в деталях, а некоторые просто напоминали расширенные репортажи и интервью (сказалось-таки «дурное» влияние телевидения на кинематограф). Не хватало сильного образа, мощного обобщения. Яркий, самодостаточный закадровый текст, которого так ждал ценитель слова Одельша Агишев, не прозвучал.

Жюри в этом году было самое что ни на есть высокопрофессиональное. До сих пор в него в качестве «свежей головы» вводили человека, для кино постороннего, но теперь состав был «расово» чист. Во главе - Одельша Агишев, кинодраматург, чьи картины «Нежность», «Влюбленные», «Юность гения» получили немало международных призов. В составе: кинооператор Сергей Юриздицкий, снявший пять фильмов вместе с Александром Сокуровым; режиссер Павел Медведев, призер «России» прошлого года, и недавно проснувшийся знаменитым Алексей Федорченко, единственный за всю историю кино уралец, получивший приз Венецианского фестиваля.

Мироносицы
Фестиваль «Россия» - конкурс. Интрига сохранялась до конца. Неожиданным результатом стало то, что при разности восприятия любителей и профессионалов оценки их во многом сошлись, мнения примирились. Жюри декларировало независимость от эмоций, однако подсознательно совершило вполне эмоциональный выбор, за что ему спасибо. Абсолютно все награжденные картины - как раз те немногие, которые, даже рассказывая о грустном, дают надежду, указывают перспективу. Видимо, сегодня оптимистический взгляд становится непременной составляющей мастерства.

Общая оценка, конечно, не распространяется на все картины. Но если справедлива формулировка одного из организаторов - фестиваль подобен диагностическому стенду, то нынешний определил общий пониженный тонус современного документального кино, как с содержательной, так и с формальной стороны.

Лучшим полнометражным фильмом признан «СССРРоссиятранзит» Андрея Титова. Приз остался в Екатеринбурге, продемонстрировав, что местная школа документального кино жива и бодра. Картина о трех уральцах - предпринимателе, фермере и чудике - ненавязчиво, как бы без воли автора, вырастает до образа современности. В который раз убеждаешься: ничто у нас не меняется. Но от этого почемуто не грустно: энергетика ленты отнюдь не депрессивна, ощущается закадровая улыбка. Фильм композиционно строен и производит очень цельное впечатление.

Гран-при получила картина Романа Ширмана «Опасно свободный человек» производства Украины. Единственная из представленных, которую от начала до конца можно было смотреть с улыбкой при всей серьезности темы. Фильм о Сергее Параджанове построен на иронии, на розыгрыше, он снят в мультяшной манере, когда сцены реальной жизни перемежаются рисунками и коллажами самого героя, в результате рассказ о трагической, в общем-то, личности и судьбе получился колористическим и отнюдь не печальным.

Призов у жюри всегда не хватает на всех, тут-то на помощь и приходят зрители. Фонд поддержки неигрового кино наградил картину «Счастье». Журнал «Кинопроцесс» и представительство президента отметили ленту, посвященную уральскому драматургу и режиссеру Николаю Коляде. Государственный архив кинодокументов поддержал фильм, построенный исключительно на хронике времен революции - «Трагедия, которую мы не видели».

Лучшей короткометражкой стала работа москвички Ольги Смаковой «Чернобыль2». Символично, что эта и предыдущая ленты сделаны дебютантами, которые прежде могли рассчитывать разве что на специальный приз «За лучший дебют» (на сей раз его обладательницей стала московская студентка Марина Добровольская, отмеченная за добрую ленту «Мироносицы» о старушках, восстанавливающих разрушенную церковь). Приз за операторское мастерство жюри отдало оператору армянской картины «Под открытым небом» Саргизу Харазяну. Этот же фильм собрал наибольшее количество зрительских симпатий: он рассказал о жизни людей, у которых нет дома, зато есть любовь. Спецприз жюри, о чем оно намекнуло заранее, посвятили драматургии. Им был отмечен мэтр документальной драматургии Лев Рошаль, написавший сценарий фильма «Все дети рождаются зрячими». Специального упоминания жюри удостоилась тоже дебютная картина о Петре Мамонове «Темный Му» Марины Любаковой.

Мой некомплиментарный анализ фестивальной программы вызван особым пристрастием к жанру, возможности которого огромны. Есть зарубежные примеры, когда документальные циклы целенаправленно формировали общественное мнение и даже решали государственные проблемы, например, расовые. Мы до этого, видимо, не доросли. Самый близкий к действительности вид искусства у нас вынужден уходить в себя (искусство для искусства, мастерство ради мастерства) и этим себя сохранять, спасаться от вытеснения агрессивным ТВ, и таким образом все-таки выживать.

Зацепившись за последнее название, закончу, как и начала, в миноре. Трагедия: мы эти фильмы не увидим. Они вряд ли появятся на телевидении - не тот формат. Даже победа на фестивале не дает путевку на массовый экран. Кинотеатры же или залы доккино - пока редкость.


Благодаря«Аркаиму» Челябинск заявил о себе как об экспортере нового типа - городпродает миру не только металл, но и книги. «Аркаим» показал: нашастрана может наконец стать мировым поставщиком идей, а не сырьяи полуфабрикатов.

Когда на Московской международной книжной ярмарке-2003 было заявлено, что успешное и развивающееся издательство из Челябинска « Урал ЛТД»сворачивает деятельность, коллеги пришли выразить его директору ВасилиюКурбацких соболезнования. Думали, не выдержал бизнесмен из провинцииконкуренции со столичными монстрами. Однако вскоре узнали: вместо «УралЛТД» появилось новое имя - издательство « Аркаим», и планы у него еще более грандиозные, и амбиции уже не российского, а международного размаха.

Без тщеславия Проект,создавший имя челябинскому издательству, - 40-томная «БиблиотекаФлорентия Павленкова»: переизданная дореволюционная серия, напоминающаясоветскую «ЖЗЛ» (кстати, название «Жизнь замечательных людей» Горькийпозаимствовал как раз у Павленкова). Серия хорошо продавалась и стала,по версии журнала «Витрина читающей России», событием 1998 года. «УралЛТД» делал упор на книги для «высоколобых»: Рильке в переводах, ОмарХайям - стихи плюс культурологическое эссе. Серия «Биографическиеландшафты», книги об Андрее Тарковском, Джоне Ленноне. «Фишка» былав том, что авторов издатели находили в Челябинске: ими становилисьэнтузиасты, неоткрытые таланты или фанатичные поклонники, собравшие всевозможное о своих кумирах.



Василий Курбацких

-Василий Августинович, как я понял, вы опираетесь на местные ресурсы,но активно используете и зарубежные достижения. Не обидно заимствовать?

На определенном этапеВасилий Курбацких понял: делая только такие книги, выше достигнутогоуровня бизнес не поднять. Стал думать о других направлениях, смотреть,что пользуется наибольшим спросом в мире. В итоге концепцияиздательства поменялась кардинально. Сегодняшняя деятельность«Аркаима» - это, во-первых,покупка лучших книжных моделей мировых издательств и выпуских на русском языке, с содержанием и рисунками, соответствующими нашемументалитету, во-вторых, создание собственных кулинарных книг и книг-игрушек.

- Вы уже много лет подряд принимаете участие в крупнейшей в мире книжной ярмарке во Франкфурте. Какая в этом польза?

- Давайте разберемся. С одной стороны, понятностремление быть оригинальным. С другой - важно ощущать реальность. Мнекажется, если бы мы, россияне, отодвинули в сторону тщеславиеи самомнение, а делали хотя бы то, что в мире опробовано и признаноэффективным, то многих проблем могли бы избежать и еще большегодобиться. Зачем пытаться приделывать телеге пятое колесо? Чтобы потомгордиться, что оно - мое? А если нигде такие колеса не используют? Мневажно понимать, в какой точке развития пребывает мир, книжный в данномслучае, и стремиться соответствовать его лучшим образцам.

Проверить,востребованы ли наши идеи, можно только одним способом - контрактами.Во Франкфурте составлено достаточное количество протоколов о намеренияхи заключено несколько контрактов. Есть уверенность, что их будет много.Представители издательств Польши, Австралии, Великобритании, Германии,Южной Африки, США, Грузии, Чехии, Канады ткнули пальцем в книги,которые хотят купить, мы согласовали цены. Но мы не только начинаемпродавать наши книги там. В скором времени открывается подразделениеиздательства «Аркаим» в Германии. Дочернее предприятие будет заниматьсяпродажей наших книг в Европе и покупкой прав для нас, а также работатьс авторами, художниками, то есть заниматься всем тем, чем мы занимаемсяздесь, в России.

-Когда в 1994 году я приехал туда еще как экскурсант, то впервые увиделтакое количество книг в одном месте. Колоссальное было впечатление.Ярмарка отражала огромные перспективы книжного бизнеса. А в 2004-м нашстенд уже находился в самом престижном павильоне, где разместилисьнемецкие издательства. Мы стали первыми россиянами, которым этоудалось. Ценность ярмарки во Франкфурте в том, что там сразу видно, гдеты находишься. Мы, к примеру, убедились, что в России в категориикулинарных и нестандартных детских книг у нас уже нет конкурентов.Отсюда вывод: делай вещи, соответствующие по качеству мировому рынку.

Аналогичная ситуация с детскими книжками. Кое-что было подсмотрено за границей, причем честно куплено. Потом стали выдумывать свое. Появились книжки-игрушки,развивающие книжки. Например, «картинки на пружинке»: в собранном видекнижка похожа на портфельчик. Задача для ребенка - правильно сложитьлисты по цвету или по порядку цифр, результат - цельная картинка илифигурка. Книжки с окнами и дверцами, или с «вытягивающимся» из страницрисунком, или с вырубкой, когда в вырезе картонной страницыобнаруживается, например, мех зверушки, о которой идет речь…Осваиваются новые материалы: книги делают уже не только из бумаги,но и полимеров, чтобы ребенок мог взять их с собой в ванну (книжки длякупания). Третья часть продукции издательства - оригинальная,придуманная здесь. Не случайно главные критерии для сотрудников редакционно-издательского отдела «Аркаима» - креатив и быстрая обучаемость.

Без комплексов Кулинарные книги относятся к числу наиболее востребованных во всем мире. Ноу-хаучелябинцев - создание при издательстве кулинарной студии.Профессиональный повар изготавливает блюда по рецептам,их графируют, пробуют, а потом рецепты размещают в кулинарныхкнигах. Издания могут быть нетрадиционной формы. Например, серия «Самсебе повар» представляет собой красивые книжечки на вироспирали,хозяйки ставят их на стол как пирамиду: и удобно смотреть, и рукамистраницы не пачкаешь. Главный хит - серия «Миллион меню»: тожена вироспирали, на одной стороне разворота - , на другой - рецепт.

-Сайт «Миллион меню» существует уже несколько лет, это один из самыхпопулярных ресурсов по кулинарии в русском интернете. А вскореон станет мультиязычным. Цель сайта - собрать миллион рецептов, еслитакое их количество вообще существует в мире. Сейчас собрано более12 тысяч рецептов, из них 8,5 тысячи иллюстрированы и находятсяв открытом доступе. Все блюда по этим рецептам изготовлены, опробованыи сграфированы в студии нашего издательства. Но сайт все времяв развитии. Сегодня это место, где можно общаться на кулинарные темы.Теперь мы хотим создать портал, который бы поддерживался на восьмиосновных мировых языках. На территории страны, где говорят на одномиз этих языков, обозначается компания, которой мы продаем право бытьвладельцем всего контента на национальном языке. У этой компании в своюочередь есть обязательство поддерживать контент и пополнять коллекциюрецептов - нам же нужен миллион! Так мы создаем самый большой брэндпо кулинарной тематике.

- Ваш проект интернет-портала «Миллион меню» скоро станет международным. Что это за история?

-Самый большой в мире! Я уже получил предложения от трех немецкихкомпаний, которые готовы отвечать за немецкую часть сайта «Миллионменю». Мы выберем не просто ту компанию, которая больше заплатит,но которая стратегически заинтересована в нашем сотрудничестве.

- Самый большой русский брэнд?

- А какаяразница? Сегодня Челябинск, по оценке московских специалистов, - городномер один по производству кулинарных книг. Мы единственное в странеиздательство, которое выпускает книги европейского качества на местномматериале: блюда в наших рецептах из российских продуктов. Если сегоднявыступать на конкурсе кулинарной литературы, то я поеду бороться толькоза первое место в Европе. И я бы не назвал это феноменом. Для менякулинарная тема была осознанным выбором в конкурентной борьбес ведущими издателями России. Трудно спорить с московскими издателямипо авторской книге. Чтобы делать конкурентоспособную продукциюи увеличивать бизнес в объемах, требовалось заняться чем-то иным.

- Знаете, Василий Августинович, во все это хочется верить, но до конца не получается. Все-такиЧелябинск - город рабочий, не склонный к гедонизму. И вдруг выступаетна мировую сцену с кулинарными проектами. Наверное, легче такие проектыосуществлять хотя бы из Москвы.

Без самолюбования КнигоиздательВасилий Курбацких сейчас строит здание, которое станетдостопримечательностью Челябинска. Изначально стояла сугубопроизводственная задача: разместить издательский центр и торговый дом.«Но мне захотелось сделать что-тонеобычное не только для себя, но и для города. Чтобы здание сталосвоеобразным символом Челябинска». В стиле гармонично сочетаются high-tech и природные мотивы. Название - «Аркаим-плаза» - тоже своего рода новация, уже в освоении местной мифологии.

Меня вдохновляет пример маленького баварского города Равенсбург. В нем всего-то40 тысяч жителей. Тем не менее именно здесь находится «Отто МайерРавенсбюргер» - самое авторитетное детское издательство в Германиии самый крупный в Европе производитель игр. Оборот компании - около280 млн евро. О чем это говорит? В любом городе может быть выбранаспециализация, которая позволяет быть конкурентоспособным. Расположениене имеет решающего значения. Принципиально важно, чтобы в городе былинтеллектуальный, технический и творческий потенциал, существовала«критическая культурная масса». В Челябинске она, ответственно говорю,есть. А если вспомнить, что мы живем в информационную эпоху,то провинциальные комплексы - абсолютный атавизм.

- Прежнее название с конца 90-х стало объективно мешать: все-такикнигу с эмблемой «Урал» трудно продавать в других регионах России,от этого никуда не денешься. Мы были к тому времени по объемам выпускакниг первыми среди уральских издательств. Коллеги в Москве почему-тоассоциировали нас с Екатеринбургом. Меня это не радовало. Отсюдарешение переименовать издательство, хотя ребрэндинг - это тяжелои дорого.

-На таком фоне название издательства выглядит симптоматичным. Кстати,процесс изменения брэнда драматичен для любой компании. Как вы на эторешились?

-В Европе фирмы часто называются по имени владельца. И самое простоебыло назвать издательство «Василий Курбацких». В этом, кстати, естьпреимущества. Во-первых, имя собственное рождает доверие у потребителя. Во-вторых,учитывая, что я в этом году выпущу около трех с половиной миллионовкниг, меня вскоре уже знала бы вся Россия. А вдруг я надумал бы статьдепутатом… Честно скажу, нелегко отказаться от мысли, что в течениегода ты можешь стать известным всей России. Сейчас я понял, чтопоступил правильно. Назови я издательство «Василий Курбацких», то какбы не занялся самолюбованием. А у названия «Аркаим» совершенно инаяэнергетика и направленность: не на себя, а вовне. Аркаим - место, гдезарождались новые идеи, откуда распространялся новый образ жизни. Дляработников издательства имя «Аркаим» - стимул к новому мышлению.

- Кроме «Аркаима» были варианты?

-Разумеется, и для меня это очень важно. Про Аркаим я вспомнил, когдапопал в знаменитый Стоунхендж в Англии. Я долго ехал и представлял себенечто грандиозное. И вот я на месте, первая мысль: такая известность,а что смотреть? К этим камням даже подойти нельзя! Я купил открытки,значки, посчитал, сколько денег заплатил за входной билет и автобус.И подумал - ничего себе отпиарились: смотреть особо нечего, но какподано! Я понимал, что если назову издательство «Аркаим», то миллионылюдей узнают об этом месте. Мне нравится, что я участвую в егопродвижении. Понимаю, что ни одно государственное учреждение, тем болееученые, к сожалению, не в состоянии это сделать.

- Вы сделали мощную рекламу самому месту, отдаете себе в этом отчет?

-Поскольку я живу на Урале, то хочу, чтобы здешняя жизнь была как можнобогаче, лучше, краше, интереснее. Мне это выгодно - и в прямом,и в переносном смысле. Будет богаче и обеспеченнее, мне станеткомфортнее жить. Аркаим же - важная часть проекта продвижения регионав целом. В каждом месте нужно искать черты, которые отличают егоот других, делают интересным, привлекательным, заставляют приехать.

- Если обойтись без громких фраз, какой смысл для бизнесмена продвигать Аркаим?

-Я, разумеется, отдаю приоритетное место металлургическойи машиностроительной отраслям. Благодаря им Челябинская область сегодняявляется регионом-донороми мощно выделяется в России. Но это же не все богатство, которое у насесть. Что делает издательство? Производит идеи, облекаемые затемв форму книги. Идеи исходят от людей, значит, мы создаем среду дляих реализации. Если хотите, возможность зарабатывать деньги людямс нетрадиционными для Челябинска профессиями. А это помимо прочегоозначает, что утечка мозгов из региона может стать меньше. Значит,больше талантливых и умных людей будут стараться сделать лучше и богачеместо, где они живут.

- Но у Челябинской области уже сложившийся имидж индустриального региона.



Главная страница / Тенденции