Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

На чем заработать в жкх

Самое крупное и успешное российско-немецкое предприятие, действующее сегодня в Удмуртии, создано на базе производственного объединения «Ижевский мотозавод». Документы об учреждении ЗАО «Ижтел» были подписаны еще в апреле 1991 года, однако производственную линию удалось запустить только в сентябре 1995 года: после путча немцы заморозили проект и вернулись к прежним договоренностям лишь в июле 1994-го. Умение оглянуться, чтобы пересмотреть решения, и вера в рост российского внутреннего рынка, принесли плоды. Сегодня «Ижтел» - современное производство мощностью до 500 тысяч телефонных портов в год, эффективная система сбыта, сервиса и инжиниринга, уверенное участие в общероссийских проектах цифровизации телефонной связи.

Ингмар Кленерт
- Александр Балтин


В 1991 году концерн Siemens AG вошел в состав совместного предприятия с долей в 38,2%, четыре года назад получил полный контроль над ЗАО «Ижтел». За годы работы в Удмуртии в производство вложено более 30 млн немецких марок: инвестиции поступили в виде оборудования, програм-много обеспечения и ноу-хау. «Ижтел» выпускает по лицензии телекоммуникационное оборудование, знаменитое на весь мир. Процессы производства в Удмуртии и Германии практически ничем не отличаются, система контроля качества абсолютно идентична.



По статистике, в России примерно 28 млн единиц смонтированной номерной емкости АТС и всего 6 млн из них - цифровые. Значит, остальные подлежат замене в рамках концепции цифровизации. По оценкам некоторых экспертов, для достижения мировых нормативов по телефонизации потребуется ввести в эксплуатацию 20 млн портов. Мощности «Ижтела» рассчитаны на производство 400 тыс. портов в год при односменной работе и 700 тыс. - при двухсменной.

Выгоды, которые получила от появления «Ижтела» Удмуртская Республика, очевидны: диверсификация экономики, дополнительные рабочие места и налоговые отчисления, имидж территории, благоприятной для иностранных инвестиций, способной вызывать интерес всемирно известного концерна со 150-летней историей. А чем приглянулся топ-менеджерам Siemens Ижевск? По словам заместителя генерального директора ЗАО «Ижтел», директора коммерческого департамента Ингмара Кленерта, концерн изначально искал партнера для организации производства в провинции, а не в Москве или Санкт-Петербурге: «В регионах легче решаются вопросы с таможней, там многое дешевле, чем в столицах, поэтому организация производства менее затратна». А конкретно столица Удмуртии привлекла удобным географическим расположением и наличием квалифицированных инженерных кадров. Как утверждает г-н Кленерт, если не считать 1991 года, руководство Siemens ни разу не задало себе вопроса, есть ли смысл развивать бизнес в новой России: во-первых, ясно, что страна не свернет с пути построения рыночной экономики; во-вторых, концерн, имеющий филиалы во многих уголках мира, научился адаптироваться к различным условиям.

Если говорить об управленческой модели, то в Ижевске она очень близка к той, которую можно увидеть на предприятиях Siemens в самой ФРГ. Например, действует принцип «четырех глаз»: все документы утверждаются и подписываются двумя руководителями - с технической и экономической сторон. (В российской версии эти два руководителя - генеральный директор и главный бухгалтер.) Ежегодно до 200 тыс. евро расходуется на обучение, повышение квалификации сотрудников, в том числе за рубежом. Речь идет в первую очередь об освоении новых программных продуктов и участии в семинарах. «В целом, на мой взгляд, отношение к работе у сотрудников Siemens в Ижевске и Мюнхене не сильно отличается, - делится ощущениями Ингмар Кленерт, - впрочем, у работников „Ижтела“ лояльность к предприятию выражена более ярко. У нас человек в полной мере ощущает себя частью коллектива, единой семьи, если хотите. Наверное, это можно объяснить тем, что „Ижтел“ - пока небольшое предприятие, здесь пути сотрудников друг к другу короче».

В 2000 году продукция «Ижтела» сертифицирована международным центром DKS, предприятие вошло в гильдию Iconeg- это международное содружество качества. Проведен аудит на соответствие российским и международным стандартам качества. Продукция «Ижтела» получила статус «российского продукта» для станции EWSD версии 12 и для малой станции SDE. Последнее позволяет чувствовать себя более уверенно на тендерах, объявляемых органами власти, где одним из условий зачастую является факт производства продукции на территории Российской Федерации. Ингмар Кленерт: «Мы официально подтвердили, что „Ижтел“ действительно производит средства связи, а не наклеивает ярлыки на продукцию, произведенную в Германии». Впрочем, связь со штаб-квартирой концерна в Баварии остается очень тесной. Например, ижевский завод включен в единую систему предприятий-производителей Siemens AG, что позволяет ему автоматически получать новые версии оборудования и программного обеспечения.

После того, как Свердловская область открылась для иностранных граждан и компаний, первой страной Западной Европы, в которую были организованы регулярные полеты из Екатеринбурга, стала Германия. Об особенностях «немецкого направления» в политике авиакомпании « Уральские авиалинии» рассказывает ее генеральный директор Сергей Скуратов.

Сергей Скуратов
- Андрей Порубов


- В первую очередь на деловых людей, во вторую - на туристов. Ну и не секрет, что в Германии хорошо делают операции на сердце. У врачей Екатеринбурга существуют давние связи с немецкими коллегами. Поэтому мы хотели предоставить уральцам возможность слетать на лечение в Германию напрямую, без пересадок.

- Сергей Николаевич, на какого клиента вы рассчитывали, открывая в 1994 году первый регулярный рейс в Германию?

- После Дюссельдорфа у нас еще были рейсы на Ганновер, а в 1998 году, после финансового кризиса, некоторое время регулярных полетов «Уральских авиалиний» из Екатеринбурга в Германию и вовсе не существовало. Когда мы решили их восстановить, в качестве точки прибытия выбрали аэропорт Мюнхена, столицы Баварии. Это был точный маркетинговый расчет. Бавария - одна из самых богатых земель, там высокая деловая активность. Кроме прочего, это земля красивейших озер и замков, центр пивоварения, известный пивными фестивалями, такими как Oktoberfest.

- Сначала лайнеры «Уральских авиалиний» садились в Дюссельдорфе, теперь - в аэропорту Мюнхена…

Рейс
День вылета
Время вылета
Время прибытия
АвиакомпанияЕкатеринбург- Мюнхен

Таблица Как добраться до Германии с Урала. Самолет

окт.50

Суббота

Уральские авиалинии

ноя.45

Воскресенье

Екатеринбург- Дюссельдорф (летнее расписание)

1 00

09.окт

Понедельник

Уральские авиалинии

авг .20

июл.20

Екатеринбург- Франкфурт- на- Майне

Lufthansa

7.00

Среда



8.00

7.00

Пятница



8.00

7.00

Воскресенье

Уфа- Франкфурт- на- Майне

8.00

9.10

Вт, чт, вскр

Lufthansa

11.20

Пн, ср, сб

Пермь- Франкфурт- на- Майне

14.45

12.45

- Учитывая, что с начала 90-х годов власти Свердловской области пытались налаживать отношения с землей Баден-Вюртемберг, наверное, логичнее было бы организовать полеты в Штутгарт?

Lufthansa

Таблица Как добраться до Германии с Урала. Железная дорога*

- В то время возникало много разных идей. Но нужно понимать, что организация рейса стоит дорого. Первые полгода уходят на раскрутку - это сплошные убытки, затем рейс должен начать окупаться. Поэтому выбор направления - вопрос, пожалуй, ключевой. Мы очень довольны уровнем загрузки рейсов на Мюнхен. В среднем он составляет 77%. Более того, все лето у нас действовал еженедельный рейс Екатеринбург - Дюссельдорф - Екатеринбург. Выбор направления оказался успешным: в окрестностях Дюссельдорфа проживает много выходцев из бывшего Советского Союза, в том числе с Урала и из Северного Казахстана. В летнем расписании 2006 года этот рейс вновь появится. Что касается Мюнхена, то в следующем году, когда мы закупим самолеты Boеing или Airbus, частота полетов в столицу Баварии увеличится до двух в неделю.

среда

Маршрут
День выезда
Время выезда
День прибытия
Время прибытияБеспересадочный вагон Свердловск - Берлин

Суббота

17.27(московское)

Челябинск- Берлин

окт.32

6.50 (московское)

Среда

окт.23

Суббота

- Не опасаетесь тем самым осложнить отношения с властями Германии и авиакомпанией Lufthansa, которая четыре раза в неделю летает по маршруту Франкфурт-на-Майне -; Екатеринбург - Франкфурт-на-Майне?

*Беспересадочный вагон

- Существует ли с Lufthansa соглашение о возможности продажи билетов на рейсы друг друга, как с «Чешскими авиа-линиями»;?

- Власти Германии не ограничивают количество рейсов в свою страну для иностранных авиакомпаний: можно летать столько, сколько хочется. В свою очередь в нашу страну только Lufthansa позволено летать больше, чем компаниям других стран. У нас добрые партнерские отношения с этой уважаемой компанией.

- Открывая рейсы на Германию, вы полагали, что основными вашими клиентами станут деловые люди. Оправдалось?

- Здесь пока не получается договориться, и это не столько наша вина, сколько требование Европейского Союза к авиакомпаниям, выстраивающим отношения по принципу интерлайна: самолеты непременно должны быть западного производства. Надеюсь, когда мы решим эту проблему, Lufthansa заключит с нами интерлайн-соглашение. Хочу отметить, что у нас успешно реализуется договоренность с Deutsche Bahn о бесплатной перевозке наших пассажиров, прилетающих в Мюнхен, по железным дорогам Германии. Полетный купон с включенной перевозкой по железной дороге выписывается на едином фирменном бланке «Уральских авиалиний» одновременно с оформлением билета на авиарейс. Эта услуга пользуется большой популярностью, поскольку в Германии хорошо развита сеть железнодорожных перевозок в скоростных комфортабельных поездах.



Немецкий концерн Henkel, почти сто лет назад подаривший миру универсальный стиральный порошок, наращивает присутствие на российском рынке синтетических моющих средств. За прошлый год его доля увеличилась до 30%, в том числе за счет приобретения местных предприятий.

Иллюстрация предоставлена библиотекой им. Белинского - MICHAEL WEISSER. DEUCHE REKLAME.

Сегодня в руках у Henkel Group 84,46% акций АО «Хенкель-ПЕМОС», остальное принадлежит миноритарным акционерам. Приступив к управлению заводом, концерн объявил о планах модернизации предприятия. В совершенствование технологического процесса владелец вложил более 5 млн долларов. Инвестиции в рекламу продукции, которая стала экспортироваться в страны СНГ и Монголию, удвоены. О реализации программ с участием немецкого капитала рассказывает генеральный директор ОАО «Хенкель-ПЕМОС» Евгений Козлов.

- Евгений Михайлович, чем пермское предприятие привлекло ведущего мирового производителя бытовой химии?

АО «Хенкель-ПЕМОС» (Пермь) создано в 2001 году: контрольный пакет акций крупнейшего в России производителя синтетических моющих средств пермского завода «ПЕМОС» продал концерну прежний собственник «Альфа-банк». Ранее в группу Henkel вошли заводы моющих и чистящих средств в Энгельсе (Саратовская область) и Тосно (Ленинградская).


- Во-первых, ПЕМОС занимает выгодное географическое положение: Пермь - это мощный транспортный узел, пересечение железнодорожных, авиа- и речных путей. Во-вторых, это один из новых заводов отрасли в России, второй после Новомосковскбытхима по мощности, способен выпускать 120 тыс. тонн стирального порошка в год. Часть наших мощностей пока ждет своего часа: работает одна линия, вторая законсервирована. К тому же Henkel привлекла раскрученная торговая марка, высокий объем продаж на российском рынке (15% в нижней ценовой нише), работоспособный и профессиональный коллектив.

Евгений Козлов

- Из-за относительно низкого уровня жизни и бытовой культуры россиян. Мы не достирываем: в европейских странах потребление порошка на душу населения в 2 - 3 раза выше. Расширение доли продукции Henkel на внутреннем рынке мы связываем с дальнейшим ростом покупательской способности. Здесь явная дельта: мы живем по европейским ценам, но средняя зарплата в России - 300 евро, а в Европе 1500 - 2000 евро.

- А почему половина мощностей не востребована?

- Инвестиции Henkel в России я бы разделил на две составляющие - вложения в производственные и управленческие технологии. В Перми начали с создания более комфортных условий для персонала, охраны труда, приведения в порядок бытовых помещений. Большие деньги вложены в экологию, Henkel - это экологически ориентированный бизнес, с давней традицией проведения мероприятий по предотвращению загрязнений воды, воздуха, почвы. Теперь у нас применяются безотходные технологии, а большое количество старых отходов вывезено и закрыто в саркофаги. Заработная плата повышается два раза в год на уровень не ниже, чем коэффициент инфляции. Сегодня средняя зарплата по заводу составляет 14 тыс. рублей.

- С какими инвестиционными программами пришел Henkel на ПЕМОС?

- Централизацией и объединением трех российских компаний в одну, внедрением SAP (автоматизированных систем управления), новых производственных технологий. Сегодняшний бизнес, жесткая конкурентная среда, в которой мы работаем, и современные технологии производства формируют иные требования. Прежние наши линии, например, предполагали обслуживающего персонала в несколько раз больше, нежели те, которые стоят сейчас. Все заводы синтетических моющих средств последние 30 - 40 лет строились по итальянской технологии фирмы Ballesspano. Henkel эту технологию значительно усовершенствовал. Раньше под узел нейтрализации алкилбензолсульфокислоты, чтобы получать один из основных компонентов порошка (сульфанол), отводилось целое здание с отдельными сетями. Теперь этот процесс более стабильно и менее энергоемко ведет небольшая установка.

- В то же время произошло значительное сокращение персонала: из 1350 человек осталось 39 Чем оно вызвано?

В прошлом году, как я уже сказал, системы производства, логистики и сбыта всех трех российских предприятий были централизованы. Хенкель-ПЕМОС теперь нет необходимости иметь собственный отдел сбыта и маркетинга, управление идет из головного офиса в Москве. Это тоже дало существенное сокращение затрат. Сейчас централизуются бухгалтерия, финансовые потоки и снабженческие функции. Наше финансовое состояние, все движения по складу видят в режиме он-лайн и в Москве, и в штаб-квартире корпорации в Дюссельдорфе.

Концерн модернизировал производство таким образом, что все три его российских завода выпускают бренды Henkel («Лоск», «Ласку», «Хенко», «Дени», «Персил»), а заводы в Энгельсе и Тосно выпускают весь ряд (шесть наименований) порошка под брендом ПЕМОС. Это позволило резко оптимизировать расходы на логистику. Нет больше встречных перевозок: нам не нужно марки ПЕМОС возить на юг и северо-запад, а им, соответственно, Henkel - на Урал и Дальний Восток. Каждый завод обеспечивает свой сектор России и стран СНГ. Наше предприятие поставляет продукцию на Урал, Дальний Восток, в Сибирь, имеет хорошие перспективы расширения рынка.

- Они усилены введением в ассортимент продукции Henkel. Надеемся, это увеличит продажи. В нижнем ценовом сегменте появились «Хенко», «Дени», в среднем - «Лоск», «Ласка», в верхнем - «Персил». Стиральные порошки под нашим брендом («ПЕМОС автомат», «ПЕМОС ручная стирка 3 в 1», «ПЕМОС детский», «ПЕМОС био») всегда занимали в основном нижний ценовой сегмент. С приходом фирмы Henkel, благодаря новым технологиям, завод движется от нижнего ценового сегмента к среднему и верхнему. Таковы требования рынка. За 2004 год верхний ценовой сегмент рос быстрее других, существенно увеличились продажи «Персила». Средний сегмент остается достаточно стабильным, но тоже растет. По реализации нашей продукции мы ощущаем, что нижний ценовой сегмент на фоне других если и прирастает, то менее значимо. Стоит задача расширения рынка. Есть реальные возможности увеличения нашей доли на очень емких рынках стран СНГ, особенно Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Грузии, Армении, Белоруссии.

- Как влияют перемены в устройстве бизнеса на конкурентные позиции пермского предприятия?

- Синергизмом. Это понятие широко используется в химии, когда, например, качество стирального порошка достигается не просто за счет смешивания простых продуктов, арифметического сложения результатов, а когда один продукт усиливает другой. Тот же синергизм я вижу в управлении «от Henkel». Этот концерн создан 129 лет назад, и опыт ведения бизнеса накапливал не только в Германии, но и по всей Европе. Немцы обучают нас, но многим вещам учатся и у нас.

- Чем характерны, на ваш взгляд, управленческие подходы немецкого бизнеса?

- С приходом Henkel достигнута абсолютная стабильность в уплате всех налогов. Это обеспечило стабильность в отношениях. Прочие нюансы на этом фоне не столь значимы.

- Как строятся взаимоотношения Хенкель-ПЕМОС с местными властями?




Юрий Тыртышов


Монетизация льгот, вернее,последовавшее за ней недовольство большинства бывших льготников отменойбесплатного проезда в транспорте, заставили правительство странывнимательнее присмотреться к другим социально значимым рынкам. Однаиз таких сфер - жилищно-коммунальное хозяйство. 26 январязаместитель руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХРоссии Юрий Тыртышов заявил, что в течение 2005 года цены на услуги ЖКХвырастут на 25 - 27%. По его же оценке, сегодня в частной собственностинаходится 25% всех предприятий ЖКХ. По прогнозам Росстроя, до конца2005 года эта доля возрастет до 35%. Между тем, по мнению чиновника,в частной собственности должно находиться 75% предприятий ЖКХ,а оставшиеся необходимо оставить в госсобственности для сохранениядобросовестной конкуренции на рынке. Помимо этого Юрий Тыртышов заявил,что к 2010 году износ основных фондов в жилищно-коммунальномхозяйстве сократится с нынешних 60 - 65% до 20%. По его словам, дляэтого потребуется порядка двух триллионов рублей инвестиций, и этомогут быть только частные средства.

-Владимир Юрьевич, СВЭКО работает в области как управляющая компаниякрупного энергетического холдинга. Рядом с вами на территорияхдействуют компании, учрежденные муниципалитетами, - непрозрачные,зависимые и затратные муниципальные унитарные предприятия. Чтовы предпринимаете, чтобы выстроить с ними нормальные отношения?

На вопросы,смогут ли подконтрольные власти предприятия конкурировать с частными,кто идеальный инвестор для коммуналки и как можно работать в ЖКХ,не поднимая тарифы, отвечает Владимир Нечитайлов, генеральный директорЗАО «Свердловская энергетическая компания» (СВЭКО), одной из крупнейшихна территории области частных компаний-операторов, дочерней компании «Комплексные энергосистемы» (КЭС, учредитель - «Ренова»).

Какправило, после того, как мы показываем эти цифры главе территории,с его согласия нам разрешают организовать эксплуатирующую организациювместо нанятого прежде МУПа. В нашем холдинге это подразделения ЗАО«Комэнерго», сильного коммунального предприятия, работающего в ЖКХ ещес советских времен. После этого появляется возможность для приобретенияспецоборудования, спецтехники, подготовки людей, подбора менеджеров.После утверждения бюджета начинаем работать.

-Когда мы заходим на территорию нового для нас муниципальногообразования, мы сразу проводим аудит, экономические расчеты, оцениваемпотери в сетях. Как правило, сети не инвентаризированы, поэтомумы можем их брать только в аренду и не более чем на 11 месяцев. Длятекущего обслуживания сетей нанимаем МУП, которое этим занималосьдо нашего прихода на территорию, и контролируем его деятельность черезусловия договора подряда. Как показывает наш опыт, МУП не справляетсяс поставленными задачами. Предъявляет затраты, но работа при этомне выполняется. Контрольный замер выполненных работ выявил: припискисоставляют от 35 до 95%, а стоимость материалов завышена от 20%до рекордных 6500%, то есть в 65 (!) раз. Это происходит в любыхмуниципальных образованиях: сильных, слабых, на территорияхс профицитным бюджетом, с дефицитным - везде! МУПы с точки зренияэкономики низкоэффективны и ни за что не отвечают.

-По сравнению со «Свердловскими коммунальными системами», «дочкой»Российских коммунальных систем, у вас противоположная тактика. СКСзаходили в муниципальное образование, предварительно заключив договорына самом «верху». Вы же сначала покупаете компании, а уж затемвыстраиваете отношения с администрациями. Как власти относятся к тому,что в городе откуда ни возьмись появляется предприятие, которому, какМУПу, не скомандуешь работать себе в убыток?

Следующий момент: все основные материалы мы закупаем у нашего специализированного предприятия ООО «Энергокомплект».У него прямые договоры с поставщиками и заводами, и, учитывая нашиобъемы и гарантии оплаты, очень многие материалы отдаются нампроизводителями на консигнацию. Это значит, что товары лежат на нашихскладах, отгрузка производится по мере необходимости: сколько надонашим предприятиям, столько и берем, а оплата происходит по итогаммесяца. За счет этого мы не отвлекаем оборотные средства на поддержаниеаварийного запаса: хоть и не наше лежит на складах, но мы можем еговзять, когда нужно. Таким образом, в любое время на любое предприятиемы можем доставить любые необходимые материалы и оборудование.

-Во время аудита муниципального имущества водоканала в Перми былиобнаружены участки сетей, сделанные из дерева. Какие самые неприятныесюрпризы находила на территориях ваша компания?

-Мы проводим серьезную подготовительную и разъяснительную работу. Главыотносятся к нам в большинстве своем лояльно: мы же не ставим себезадачу скупить муниципальную собственность или работать на наиболееприбыльном направлении. В отличие от других игроков на этом рынкемы стремимся предоставить комплекс энергетических услуг на территориимуниципального образования. Только в этих условиях появляется реальнаявозможность снижения издержек за счет синергетического эффекта.

С инвентаризациеймуниципального имущества ситуация удивительная. Приходя работатьна территорию муниципального образования, мы говорим: давайте будемделать технический аудит и инвентаризировать имущество. Нас спрашивают:кто это будет делать и на какие деньги? На одной из территорий вообщезаявили: это вам договор нужен, вы и регистрируйте. Формально вродеверно, но мы не можем регистрировать это имущество на себя,мы же делаем работу для муниципалитета, он, в общем-то,и должен ее оплачивать. Конечно, и наша компания может оплатить,но только из чистой прибыли. А работы по инвентаризации в тарифне закладываются.

-Я в принципе перестал удивляться безалаберности, но Североуральск меняпотряс. По бумагам у них электрических сетей и подстанций на 11 млнрублей, а наши специалисты просто проехали на машине и «нашли»имущества еще на 40 млн рублей…

-На этот вопрос начну отвечать издалека. Мы говорим главам муниципальныхобразований: у вас есть МУП «Водоканал», а у него - свояпроизводственная база, бухгалтер, машина, счет в банке, механическиемастерские, кран, аварийная машина, диспетчерская служба. Рядом, в МУП«Теплосети», - есть все то же самое. И в газовой компании, котораяпринадлежит нам, все это тоже есть. Так какая разница, чьимэкскаватором раскапывать землю, чтобы починить трубу? Тем более, какправило, все трубы лежат рядом. За счет комплексного подходасокращаются затраты на административно-управленческий аппарат, на поддержание запасов на складах, применение спецтехники.

- На чем вы собираетесь зарабатывать в таком провальном бизнесе, как ЖКХ?

Ещетакой пример. Котельная в небольшом поселке. В котельной - кочегар,топливо, химически очищенная вода, утечки, незаконные врезы. Все этоформирует высокий тариф при малом объеме продаж. Если бы разныепоставщики энергоресурсов, обеспечивающие деятельность этой котельной,находились у разных собственников, договориться с точки зренияэкономического эффекта и технологии управления было бы невозможно:газовикам надо побольше газа продать, тем, кто воду поставляет, - воды.При комплексном подходе эти противоречия снимаются. Администрацияделает проект газификации, оплачивает его, мы проводим весь монтаж,и газификация окупается за сезон. Доходы по газу практическине увеличились, но за счет того, что мы снизили потери в тепловомбизнесе, это оказалось выгодно для холдинга в целом. Как толькопоявляется у компании «одна голова», интересы начинают считаться«итого». Идея именно мультиэнергодеятельности связана, во-первых, со снижением издержек, во-вторых, с созданием единой базы данных, в-третьих - с комплексным подходом по поставкам энергоресурсов и, соответственно, получением синергетического эффекта.

Далее.У нас для функций сбыта установлено новое программное обеспечение,которое позволяет оказывать услуги по принципу «одного окна»: можнооплачивать даже услуги, которые оказывают другие компании.Соответственно появляется единая база данных. Мы можем начислятьльготы, адресные субсидии, принимать оплату за фактическое потреблениелюбых коммунальных услуг. Это программное обеспечение - огромный плюсс точки зрения работы с неплательщиками: если платить отдельно, можно,например, за электроэнергию заплатить, а за тепло или воду - нет,ну не будешь же ты среди зимы у человека тепло отключать. Когда всев одной платежке, и она не оплачена, появляется выбор. Таким образом,мы можем, не ущемляя основных прав потребителя, понудить к оплате либок оформлению субсидий, даже готовы оформить все сами, потребителюостается только принести нужные документы. А еще к такой базе данныхпроявляют интерес банки, которые дают потребительские кредиты, работаютс ипотечными программами: взять кредитную историю в России негде, а тутвидно, насколько аккуратен человек в платежах. Это все позволяет,не увеличивая численность персонала, зарабатывать дополнительно.

- Насколько устраивает вас положение арендатора имущества?

Приподготовке проекта мультиэнергетического бизнеса мы разработали типовыеметодики деятельности, перечни мероприятий. Мероприятия стандартны,их просто «накладываешь» на отдельно взятую территорию и считаешьэкономику.

-С 2005 года область переходит на федеральный стандарт оплаты услугнаселением 90% от экономически обоснованного тарифа. Это поможет ЖКХобласти?

-Все надо рассматривать прежде всего исходя из экономических посылов.Принципиально: электросети надо выкупать, и мне в этом надо убеждатьакционеров. Потому что в сети низкого и среднего напряжения постояннонужны инвестиции, это связано с появлением новых потребителей.Вкладывать в чужое? Акционеров на большие инвестиции уговорить сложно.Генерация, тепло могут пойти по пути долгосрочной аренды: стоимостьэтих объектов выше и альтернативы уже имеющимся практически нет, секторне так быстро развивается. Решение по всем отраслям бизнеса надопринимать именно с точки зрения целесообразности.

- Вас устраивает тарифная политика, которая ведется на территориях?

- Мы не можем влиять на тарифнуюполитику территорий. Многие вещи муниципалитеты не согласовывают,но последнее слово всегда остается за региональной энергокомиссией. Чемменьше перекрестного субсидирования, тем прозрачнее тарифы и темэффективнее работает предприятие ЖКХ.

- Понятно, что ЖКХ безинвестиций не выживет. Но кто должен инвестировать: государство,бизнес, население через тарифы? Кто для вас как для предприятия ЖКХидеальный инвестор?

-Мы тяжело защищаем «наши» тарифы. Тариф рождается в спорах.Административные решения типа тарифы не должны расти быстрее, чеминфляция, - лобовой подход. Так действовать нельзя: у всех разныеусловия - технические, стартовые. Например, мы купили котельнуюПолевского криолитового завода. Испокон веку она поставляла теплогороду по 180 рублей за гигакалорию. Реально, по себестоимости безтранспортировки, это стоит 26 Понятно, что разницу завод вкладывалв цену готовой продукции и ее не было видно, хотя поставки тепла длягорода были убыточны. Нам затраты относить некуда. Говорим: меньше260 не получается! Нам возражают: да у вас рост тарифа на 30%,а разрешено только на 10! Но ведь в убыток никто работать не будет.В том же Полевском взяли сети ЖКХ в аренду, провели аудит, выявили 35%потерь. Предложили администрации - мы же столько тепла теряем, давайтеподнимем тарифы на транспортировку, инвестируем в модернизацию и вашиже трубы отремонтируем. Отчитаемся за каждый пункт, а еслине отчитаемся, РЭК на будущий год тарифы уменьшит, бизнес-торегулируемый. А глава говорит: ничего себе, у конечного потребителяцена вырастет почти на 60%! Так разъясняйте, отвечаем, и мы готовыделать это вместе с вами: качественная услуга стоит дорого,некачественная дешевле.

- Какиеотношения у холдинга со Свердловэнерго? С одной стороны, оно поставщикресурсов, с другой - учредитель вашего прямого конкурентаСвердловэнергосбыта?

- Европейский банкреконструкции и развития. Самые выгодные условия у него связаны именнос инвестициями в ЖКХ. Условия предоставления кредитов, конечно, оченьжесткие, но дело того стоит. Мы вели переговоры о предоставлении намкредита на десять лет под 5% годовых. Если компания прозрачна, у нееесть реальные обороты, она учреждена крупной финансовой структурой,то международные банки могут вести разговор о предоставлении кредитови на еще более льготных условиях. Так что наша принадлежность к КЭСдает нам определенные преференции.



Главная страница / Тенденции