Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Перекресток танца и конструктивизма

То общего между известным философом Иммануилом Кантом и регионом России на границе Европы и Азии, кроме живущих здесь почитателей его трудов? Оказывается, до Урала дотянулась одна из ветвей древнего немецкого рода Кантов и воплотилась в семье бывшего главного инженера Уралмашзавода Владимира Фидлера. Генеалогическое древо, их соединившее, можно было увидеть на недавно прошедшей в екатеринбургском музее молодежи выставке «Русско-немецкие встречи в Екатеринбурге». Как и другие следы этих многообразных встреч в прошлом и настоящем: графии домов, построенных германскими военнопленными (даже к зданию нынешней мэрии Екатеринбурга были приложены немецкие руки); образцы бытовой техники известных германских фирм, завоевавших мир и Урал. По словам директора музея Владимира Быкодорова, который возглавляет уральское бюро Фонда Фридриха Науманна (Германия), тема русско-немецких связей столь обширна, что выставочным залом для полной экспозиции мог бы стать весь Екатеринбург. В музее она была представлена значимым пунктиром: показаны связи родственные, исторические, культурные, деловые.

- Андрей Порубов

Пьесы популярнейшего уральского драматурга Николая Коляды чаще всего звучат после русского на немецком языке. Николай Владимирович давно установил контакты с германскими коллегами и зрителями, его энергетика не требует посредников. Многие уральские художники напрямую работают с немецким арт-рынком, тесно общаются литераторы двух стран. Стихийное культурное взаимодействие было, есть и будет. Но существует и иной путь - через институции. Они облегчают движение друг к другу.

Россия и Германия - самые крупные по количеству населения государства Европы. Они не соседствуют, однако отношения между ними, как показывает история, всегда неравнодушны и влияют на судьбы других стран. Так повелось, что и воевали они чаще других, и любили друг друга сильнее прочих. В новую эпоху, когда Россия открылась миру, именно Германия не от случая к случаю, а планомерно, с истинно немецкой педантичностью и постоянством, представляет нам свое искусство, инициирует двусторонние культурные проекты.
Стихия в русле институции

Летом в Екатеринбурге демонстрировалась выставка «Москва - Берлин»: воспоминание о войне посредством материалов с обеих сторон. Был показан спектакль театра «Карусель» «Страсти по Германии» о жизни молодых российских немцев. Фестиваль современного немецкого кино с большим успехом прошел в мультиплексе «Салют». В Перми был проведен такой неординарный проект, как дискотека Tanzzzgermania с участием берлинского ди-джей дуэта, прозвучал джаз в нетрадиционной форме.

На Урале действуют два контактных бюро Центра имени Гете: в Перми и Екатеринбурге. Гете-институт, общественная организация, поддерживаемая правительством ФРГ и финансируемая им на 90%, создан еще в 1951 году и сегодня имеет более 150 филиалов по всему миру. Это главный поставщик культуры Германии в другие страны: через информационные центры и библиотеки, через центры обучения немецкому языку, через разнообразные культурные акции.

А еще - партнерским: Гете-институт заинтересован в ко-продукте. Цель - не только распространение национальной культуры, но и установление контактов. «Главное для нас - сокращение межнациональной дистанции», - высказывается координатор бюро имени Гете в Перми Эвелина Бирюкова. Задача сотрудников Гете-института -; найти партнеров, людей в России и Германии, заинтересованных друг в друге, познакомить их, помочь создать совместный культурный продукт. Наивысший пилотаж деятельности сотрудников центра имени Гете - это ситуация, когда контакты продолжают осуществляться уже без их участия. И еще: приоритетом обладают проекты, организованные не по принципу «привезти, показать и увезти», а оставляющие след на Урале. Как, например, спектакль театра «Провинциальные танцы» с участием германского хореографа - «На дороге», концерт произведений Курта Вайля, инициированный екатеринбургской филармонией, ноты для которого удалось раздобыть немецкой стороне.
Властное рукопожатие

Когда стихия организована, ею можно управлять. Гетеинститут проводит четко выраженную культурную политику. Направлена она на продвижение прежде всего современного искусства. Путь непростой, если учесть, что Россия в целом тяготеет к традиционному. Классическая форма вообще более понятна и доступна для восприятия. Однако, по словам руководителя екатеринбургского бюро культурного центра имени Гете Ирины Щербаковой, ставка делается исключительно на современность, на то, что создается сегодня и сейчас. Первенство поддержки - актуальным проектам.

Сотрудники бюро организовали встречи вице-губернатора Пермской области Олега Ощепкова с бургомистром Потсдама Яном Якобсоном, а также с Йоахимом Группом, руководителем маркетингового отдела объединения «Берлин GmbH», которое занимается имиджевой политикой германской столицы. Предполагается, что совместные урало-германские акции станут составной частью мегапроекта «Пермь - культурная столица Поволжья». Уральцы готовы учиться формированию благоприятного имиджа своего региона у немецких коллег.
Язык диалога

Культура начинает восприниматься как точка установления партнерских отношений и в других сферах жизни. После закрытия Дней Германии в Перми посол Германии в России поблагодарил местное бюро Гете-института за вклад в сотрудничество двух стран. Знакомства, завязываясь на уровне культурного общения, перерастают в серьезные экономические, политические связи. Не случайно к осуществлению российско-германских культурных проектов в Прикамье присоединились и властные структуры: комитет по внешнеэкономическим связям администрации Перми и департамент культуры области.

Около 30 форумов в год по разным темам, от круглых столов по проблемам образования до экономических проектов по энергосбережению, проводит уральское бюро либерального политического Фонда Фридриха Науманна. Главная его задача - организация двустороннего диалога общественности России и Германии, причем инициатива, предполагается, должна исходить от нас. Уральцы могут поставить проблему, задать вопросы, определить, каких экспертов хотели бы увидеть и услышать, а германская сторона предлагает собственные ноу-хау на интересующие темы. Диалог сознательно выбирается как основная форма общения. Культура дискуссии в свое время была привезена в Германию союзниками по антигитлеровской коалиции и стала одним из инструментов, позволившим построить цельное демократическое общество. Сегодня Германия щедро делится тем, что умеет и что имеет.
Ты - мне, я - тебе

На каком языке существуют многочисленные урало-немецкие контакты? «На языке диалога», - образно отвечает Владимир Быкодоров. Именно этот универсальный язык общения позволяет не только слушать, но и слышать друг друга, развивает толерантность.

В Германии силен интерес к России и такому важному ее региону, как Урал, считает Ирина Щербакова. В то же время сохраняется некий информационный дефицит в русском направлении. Например, артист, приехавший на выступление в Екатеринбург, еще недавно мог привезти с собой чемодан… хлеба. Попадая в Россию впервые, некоторые немцы испытывают шок, в основном бытового уровня. Но он быстро проходит и часто сменяется огромным интересом. Любопытный факт: все пятеро преподавателей немецкого языкового центра в столице Урала в прошлом году нашли способ задержаться в России после того, как работа была выполнена. «Здесь общение идет на таком высоком духовном уровне, которого я больше не встречал нигде». «Здесь нескучно, всегда чувствуешь себя в тонусе, есть за что бороться и что преодолевать». В результате культурных акций происходит обоюдно интересное знакомство, которое затем расширяется. Кто-то начинает здесь бизнес, кто-то создает семью.

Эта формула была несколько опошлена сугубо меркантильным восприятием. А ведь любые отношения, когда они интересны обеим сторонам, будь то любовь, дружба, деловое сотрудничество, предполагают взаимный «энергообмен». Что получаем мы от активных инвестиций иноземного культурного капитала в уральскую почву? Сам культурный продукт, а также опыт сотрудничества, осознание безграничья искусства, единства мира. Что получают «они»? Дополнительные рынки сбыта, которые требуются и произведениям искусства, а также эмоциональный опыт, новые знакомства, новые впечатления.

В подготовке материала участвовала Вера Колкутина, Пермь

Пока в культурном партнерстве России и Германии присутствует некоторое неравенство. Россия остается едва ли не единственной страной, которая финансово вкладывается в совместные проекты по минимуму, в основном щедро расплачиваясь главным своим богатством - идеями. Сама она в то же время ведет себя на мировом культурном рынке не очень активно, скромничает. Культурное сообщение было бы еще более насыщенным, если бы существовала российская институция, подобная центру имени Гете - некий «Пушкин-центр». 2003 год был объявлен годом культуры России в Германии, и тогда многие наши творческие коллективы побывали в «неметчине», себя показали. В «необъявленные» годы деятели культуры также могут гастролировать за рубежом, но лишь по собственной инициативе. На уровне государства пока не стоит вопрос вывоза российской культуры, хотя эта статья экспорта могла бы принести значительные имиджевые дивиденды.

Если смотреть немецкое ТВ, не зная страны, может сложиться впечатление, что немцы смертельно и навсегда поражены медиавирусом. Кажется, они все до одного мечтают попасть на телеэкран: девушки жалуются на бойфрендов, молодые пары принимают в семью на год съемочную бригаду, которая с точностью до мелочей показывает их жизнь. Даже известное серьезностью и высоким уровнем журналистики общественно-правовое телевидение Германии пошло на поводу запросов поколения медиа. Правда, собственным путем. Отрицая философию бульварной журналистики, оно придумывает более элегантные концепции программ. Особенно преуспел в этом Второй телевизионный канал Германии - ZDF, создавший популярное реалити-шоу «Звездный шепот». Все ищут истинно немецкого героя.

графии предоставлены телекомпанией ZDF

Наша страна у немецкого обывателя, который никогда в России не был, прежде всего ассоциируется с бедностью, пьянством, серостью и лютыми морозами. (Свою лепту в создание подобного образа внесли как телерепортажи, так и американские фильмы, например «Доктор Живаго».) Прибавим к этим клише еще четыре: необъятные просторы, труднодоступность, девственная природа и тайна русской души. Оптимальный набор условий для локализации потенциального телегероя готов.

Место действия - Сибирь
Чтобы стать героем, необходимо совершить подвиг. Шансы на подвиг в стране, где, несмотря на депрессивные настроения из-за страха перед возможным ухудшением жизни, царит благополучие, равны нулю. Стать героем можно там, где повседневное существование само по себе испытание и экзамен на прочность. Для закаленных россиян это джунгли Африки, вершина Эвереста или поле битвы. В восприятии немцев таким местом стала Россия.

Остров в океане тундры
Участникам второго эксперимента выпала доля отправиться за Полярный круг, в поселок Яр-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа. Из 400 желающих стать героями вновь были отобраны две семьи. Первая - семья врача Раабе с пятью детьми из Западной Германии, вторая - фермерская семья Штудте с одной дочерью из Восточной. На три месяца они были освобождены от работы и занятий в школе. На три месяца они решили расстаться с Германией. Важно отметить, что в отличие от многочисленных шоу, где борьба идет на приз, участники проекта «Звездный шепот» денежного гонорара не получают. Их лавры - три звездных часа (четыре серии по 45 минут каждая) в эфире крупнейшей телекомпании страны, новый опыт и добрые воспоминания о них местных жителей.

Пробный шар компания ZDF бросила в 2003 году. Две немецкие семьи пять месяцев провели на байкальском острове Ольхон (полная отрезанность от внешнего мира и островная «прописка» были созданы для того, чтобы свести к минимуму возможность побега). К чести испытуемых, они быстро привыкли к суровому быту и справились с сибирскими испытаниями, доказав тем самым, что не все немцу смерть, что русскому хорошо. Фильм собрал у телеэкранов более шести миллионов зрителей. Среди них была и я, пораженная будто впервые увиденной красотой своей страны. «Хочу в Сибирь!» - примерно так вместе со мной подумали, наверное, многие зрители. Телекомпания была ошеломлена успехом «Звездного шепота». Немецкие социологи провели опрос, пытаясь понять причины высокого рейтинга передачи. Выяснилось, в частности, что эмоции, которые у немцев вызывает Россия, бьют ключом - они всегда глубокие и часто экстремальные. Россию сильно любят, Россию сильно ненавидят. Само же восклицание «Хочу в Сибирь!», пусть даже мысленное, вообще революционно. Еще недавно никто из немцев в Сибирь не хотел, а теперь готовы ехать добровольно. Поэтому в 2004 году телевидение решило повторить «Звездный шепот», сделав условия жизни участников еще экстремальнее. Я стала членом съемочной бригады в качестве ассистента режиссера и переводчика.

Островитянами участники проекта почувствовали себя сразу. Особенно это коснулось старших сыновей Раабе: 16-летнего Макса и 19-летнего Алекса. Поначалу они заскучали от монотонности поселковой жизни, отсутствия кинотеатров, баров, развлекательных центров. «Здесь просто ничего нет. Ничего! - жаловался Макс. - И отсюда невозможно вырваться! У нас в Германии, если живешь в какой-нибудь маленькой деревне, можно сесть на машину и съездить развлечься в соседний город. Но здесь это исключено. Разве что вертолет, но билет на него слишком дорог». Однако не прошло и недели, как юные немцы подружились с местными ребятами, стали ходить на дискотеку в Дом культуры и танцевали от души под Сердючку и «Любэ».

Окольцованный со всех сторон непроходимыми болотами, реками и речушками поселок Яр-Сале, хотя и располагается на полуострове, по ощущению - самый настоящий остров, затерянный в необъятной тундре. Съемочная бригада на протяжении трех месяцев старалась оставаться незамеченной и принципиально не вмешивалась в будни героев, чтобы приблизить этот социокультурный эксперимент к документальному кино.

А тем временем на другом краю поселка семья Штудте боролась с отсутствием в доме воды. Эрик, глава семейства, перекрутил все болты и гайки на кранах, пока не догадался выйти на лестничную площадку, вспомнить из школьных уроков русского языка времен ГДР слово «вода» и начать робкую коммуникацию с соседями. Три раза Эрику пришлось произнести слово «вода» с ударением на первый слог, пока до соседки Ирины дошло, чего от нее хочет иностранно-странный сосед. Она объяснила, что воду отключили на несколько часов. Эрик обрадовался, но напрасно: холодную воду дали, а горячей здесь не было никогда.

Немецкие семьи ехали в Яр-Сале с большими амбициями. Желая сибирских подвигов, они были слегка разочарованы, когда вместо избушек, одиноко стоящих в диком лесу, увидели поселок с новостройками, современной школой-интернатом, дюжиной продовольственных магазинов. Но расстроились они зря. Стоило Раабе переступить порог их квартиры, как тут же пришлось не только проявить ловкость, но и испытать терпение. Нашествия тараканов Раабе не ожидали: этих «домашних животных» в Германии нет. Хозяева тут же объявили им войну, закупив необходимые средства в аптеке и вычистив углы, и скоро победили. Ненец Кирилл Сэроттэто, который стал их помощником, глядя на активность новеньких ярсалинцев, только покачивал головой и убеждал, что тараканов бояться не стоит: они же не кусаются.

Тщеславный Макс вначале игнорировал одноклассников. Но когда на уроке ОБЖ учитель-майор вложил новичку из Германии в руки автомат Калашникова, заставил разобрать его и снова собрать, лед дал трещину. Такого предмета в немецком школьном плане нет, и Макс почувствовал себя настоящим крутым парнем. Честолюбивый же Алекс решил серьезно взяться за русский язык. Он каждый день учил новые слова и через месяц мог сносно объясняться с одноклассниками. Потом он стал посещать секцию самбо. Вскоре она стала самой популярной секцией в поселке среди представительниц прекрасной половины.

Чтобы занять детей полезным делом, взрослые отдали их в русскую школу. Руководство пошло навстречу и приняло детей без экзаменов на правах вольных слушателей. Для всех без исключения трудности в общении стали одним из самых серьезных испытаний. Никто из детей по-русски не говорил, и диалоги порой звучали так. В магазине. Сольвейг: Риба? Продавец: Чего? Сольвейг: Риба. Продавец: Колбаса, что ли? Сольвейг: Ррррииииба. Продавец: Компот? Сольвейг: Нее. Продавец: Может, кетчуп? Или майонез? Сольвейг: Рибаааааа! Продавец начинает спокойно перебирать все продукты на полке, пока не доходит до консервной банки со шпротами. Сольвейг вскликивает: Шпроти! Шпроти!

Взрослые зря времени не теряли. Катрин Раабе устроилась работать помощником воспитателя. Катрин Штудте помогала в детском саду. Карл Раабе стал массажистом в поликлинике, а Эрик Штудте трудился в совхозе и то и дело впадал в депрессию из-за ужасных условий содержания совхозных животных и нарушения их прав.

А тем временем 12-летняя Яне Штудте ломала голову над тем, как здесь избавляются от мусора. Однажды она целый час простояла на холоде в ожидании мусороуборочной машины. Проехав по четырем улицам Яр-Сале, долгожданная машина притормозила возле девочки и тут же уехала прочь. «Уже переполнена, - вздохнула соседка Ирина и философски попыталась подбодрить Яне: - Вывоз мусора на Ямале - это еще и социальный ритуал. Здесь можно поболтать за жизнь. С тобой, правда, пока не получается. Что? Ничего не понимаешь?». Маленькая немка поняла лишь одно слово - ритуал, которое на ее родном языке звучало похоже, и печально потащила ведро обратно в дом. От ритуалов она в последнее время подустала: стирка занимала целый день и как минимум две комнаты их маленькой квартиры; чтобы помыться, нужно было постоянно греть воду и ждать, когда родители на тебя польют из ковша. Ее маме Катрин, напротив, все это очень нравилось: «Здесь ведение хозяйства стало семейным ритуалом. Так по-настоящему чувствуешь себя семьей!». С ней соглашалась Катрин Раабе: «Мне нравится, что мы много времени проводим вместе. Одно дело, когда сидишь с семьей перед телевизором, и совсем другое, когда все до единого трудятся в доме, выполняют работу, которую в Германии делает техника».

Немцы и ненцы
Северное время шло медленно. Возникло ощущение, что оно застыло. Столбик термометра уже давно опустился ниже нулевой отметки. Дни стали короткими. Тогда семьи решили сменить обстановку и отправиться в саму тундру, к ее коренным жителям ненцам-кочевникам.


Девочки из семьи Раабе, 12-летняя Аннекен и 14-летняя Сольвейг, записались в кружок танцев, чтобы изучить национальные ненецкие движения. Хореограф решила мотивировать их тем, что если они будут стараться, то смогут выступить на концерте в День Учителя. Но таких амбиций у Аннекен и Сольвейг не было. Да, видимо, не в крови у немецких девочек изображать оленей и шаманов. На Дне Учителя они были зрителями. Но глубокое впечатление оставили у них не столько выступления танцевального кружка, сколько песня группы «Белый орел»: «За нами Путин, за нами Сталинград» с ее убойной немецкой фразой «Wir lieben Putin, wir lieben Stalingrad». Четыре мальчика-второклассника гордо признавались в любви Путину и Сталинграду, и мне, тоже зрителю, становилось неуютно от уверенности в том, что немцы поймут это не так, как надо. Хотя как надо, не поняла и я сама. «Какая странная песня», - сказал мне после концерта ассистент оператора. Представляю, если бы наши малолетки, только научившись читать, словно зомби повторяли: «Мы любим Шредера, мы любим рейхстаг».

Азарт же хранительницы очага интенсивно чувствовали его мама и две сестры. В тундре существует четкое разделение труда по полу. На плечах женщины - вся работа по дому (чуму): поставить его, найти дрова, привезти воды, растопить печь, приготовить еду, а потом чум разобрать, уложить на нары. Первое, что надо усвоить, - ряд строгих правил поведения. Нельзя обходить чум сзади. Нельзя переступать в чуме через предметы и ноги. Нельзя подходить к священным нарам, в которых хранятся куклы, изображающие ушедших предков. Нельзя ходить в туалет на север, запад и восток. Нельзя задавать вопрос «почему», иначе разгневаешь духов.

Кисы, лягушки и малицы (спецодежда кочевников) семья Раабе получила от Кирилла, который и заразил их идеей тундры. «Тундра - это тотальная свобода человека, - говорил он, - тут ни от кого не зависишь». Катрин Раабе решила полностью отдаться этой свободе, забыть, откуда она родом, чтобы «с чистого листа» воспринимать приключения в тундре. Требовать того же от домочадцев она не смела. Поэтому, когда Макс на третий день стал жаловаться, что ему надоело питаться одним и тем же (преимущественно к столу подавалась сырая рыба), она попросила ненца Кирилла поймать уток. Макс отправился с ним на охоту и к общему удивлению подстрелил зайца. В этот момент он впервые в жизни почувствовал азарт охотника и добытчика.

На время пребывания в чуме немцам пришлось забыть о гигиене. Чтобы не усложнять себе жизнь, Кирилл им сразу предложил брать пример с коренных жителей: «Зубы тут не чистят, моются в реках, если лед не стоит». Лед стоял. Вода в умывальнике постоянно замерзала. Много времени занимал процесс размельчения льда, чтобы ранним холодным утром почистить зубы. Это единственное, что можно было поддерживать в чистом состоянии. Но, к своему удивлению, немцы скоро обнаружили, что отсутствие душа им не очень мешает.

В мужские обязанности входят уход за оленями и добыча еды. И строгих правил они не придерживаются. Понятно, что эмансипированные немки первое время чувствовали себя очень неуютно в такой патриархальной компании: «На плечах женщин лежит вся работа, а мужчины вый-дут минут на 10 из чума, погоняют оленей и делают вид, что устали, лежат себе и наблюдают, как трудятся женщины. То, что в Германии делают мужчины, здесь делаем мы». Эрик Штудте раз попытался помочь жене почистить картофель, так хозяин чума Яша (в их чуме жило 12 человек) сказал строгим голосом: «Не мужское это дело» и протянул ему роман Агаты Кристи. После ужина Эрик заметил жене: «А мне тут не так уж и плохо».

Катрин Раабе, единственный участник проекта, говорящий по-русски, захотела понять ментальность кочевников. Она осторожно спросила ненку Ольгу, не хотела ли та сбежать из тундры, начать новую жизнь в поселке. Ольга - образованная женщина. Она окончила институт в Хабаровске, но тундра притянула ее обратно. В чуме, пояснила она, совершенно особое ощущение жизни, времени и пространства. И Катрин вспомнила североамериканских индейцев, которых, по сути, убила цивилизация. Она поняла: уникальность этого малочисленного народа Севера в том, что они - вне системы, вне государства. Они - свободные кочевники свободной стихии.

Сильнейшие эмоции гости испытали, наблюдая, как жители тундры убивают оленей. Ненцы оленей любят. Олени для ненца - верные друзья, помощники, транспорт, одежда и пища. Но убивают своих питомцев они хладнокровно и, по европейским меркам, жестоко. В семье Штудте на свежую оленятину не решился никто. Раабе же чувствовали, что кровавый ритуал - еще один шанс показаться героями, переступили через себя и вкусили запретный плод.

Три месяца Раабе и Штудте провели на Ямале. Местные жители, с которыми они успели подружиться, пришли провожать их к вертолету. Немцы плакали. Отчасти потому, что понимали: сюда они больше никогда не вернутся. А ярсалинцы были тронуты тем, что Раабе и Штудте - пусть на три месяца - разделили с ними их нелегкую жизнь. Вертолет поднялся в воздух. Участники эксперимента понимали, что настоящие герои остались там, на Ямале. В тундре. Остались бороться за выживание и нести нелегкое бремя свободы.

Возвращение на большую землю
После двухнедельного пребывания в тундре жизнь в Яр-Сале показалась немецким искателям приключений слаще шоколадной конфеты, а Германия с берегов ярсалинского острова представлялась миражом. Подытоживая пережитые впечатления, взрослые признались, что именно здесь они по-настоящему прочувствовали, что человеку для счастья много не надо. Семьи стали более дружные. Дети менее капризные.

После показа первой части «Звездного шепота» остров Ольхон на Байкале стал местом паломничества немецких туристов. Около 400 человек прошли по следам участников проекта. Если тенденция повторится, то Ямал может стать центром экстремального туризма и спорта. Путешествие на оленях в тундре с кочевниками - такое азартным немцам точно придется по душе.

Три миллиона немцев напряженно следили за приключениями земляков за полярным кругом. Четырехсерийный фильм о России (режиссер Бернд Ройфельс, оператор Ларс Хаук), показанный в январе 2005 года в эфире ZDF, в очередной раз пленил телезрителей. В апреле 2005 года фильм «Звездный шепот» демонстрировали на московском фестивале «Панорама документального кино стран Европейского союза». Глоток свежего сибирского экстрима в немецкой упаковке пришелся по вкусу и российской публике.



За время действия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) страховой рынок кардинально изменился. Перемены коснулись правил игры, количества компаний, качества обслуживания клиентов, а главное - отношения населения к самой идее страховаться. Посмотрим, как итоги двухлетия ОСАГО повлияли на страховой рынок Урала.

- Андрей Порубов

Тенденция отказа от схемного (минимизирующего налоги) страхования попрежнему сильна: об этом говорят изменения в структуре собранной премии - страхование жизни сократилось на 41,6%. Однако на рынке присутствуют страховщики, которые предлагают исключительно этот вид услуг (например, «Скала-Гарант») или прибегают к нему частично (как Национальная страховая группа). Пристальное внимание Федеральной службы страхового надзора к компаниям, которые собирают большие суммы по страхованию жизни, заставляет их постепенно переориентировать бизнес на другие виды деятельности или приводит к отзыву лицензии (пример первого - Национальная страховая группа, изменившая стратегию, пример второго - лидер прошлых лет в этом виде Столичное страховое общество).

Стагнация рынка и ротация лидеров
В первом полугодии2005 в Уральском регионе по добровольным видам страхования собрано 17,8 млрд рублей, а выплачено 6,6 млрд рублей. Если за шесть месяцев 2004 года рынок добровольного страхования увеличился на 14,5%, то в первом полугодии 2005го он сократился на 0, Налицо стагнация: задел, обеспеченный бурным ростом взносов в первый год действия ОСАГО, исчерпан.

Теперь о компаниях. Традиционно на Урале первое место по добровольным видам страхования занимает Согаз, однако компаниялидер демонстрирует отрицательный рост. Улучшил позиции Росгосстрах, переместившись с четвертой на вторую строку, опередив Национальную страховую группу. КапиталЪ Страхование уступил одну позицию и занимает четвертое место. Общая характеристика четырех лидеров - отсутствие роста. Замыкает пятерку Югория, переместившаяся на одну позицию вверх. Ее динамичное развитие связано с желанием превратиться из регионального лидера в компанию федерального уровня.

Личное и имущественное страхование показали незначительный прирост - 5,7 и 7,2% соответственно. Но если сравнить эти показатели с уровнем инфляции (выше 10%), то также можно говорить о сокращении этих сегментов рынка. Причиной сокращения страхования ответственности (на 21%) послужил массовый отказ от добровольной «автогражданки».

Практически половину рынка ОСАГО на Урале (45%) контролирует компания Росгосстрах. По 4% рынка держат ЮжУралАСКО, РЕСОГарантия и Югория, в руках остальных менее чем по 3%.

Итоги ОСАГО
Ситуация на рынке ОСАГО также не слишком благоприятна. В Уральском регионе собрано 3,2 млрд рублей, а выплаты составили 2,1 млрд рублей. Прирост взносов - 6,1%, что, если сравнивать с уровнем инфляции, говорит о снижении рынка. А вот выплаты растут опережающими темпами - 40,3%, причем 93% из них приходится на компенсацию ущерба имуществу, и только 7% - жизни и здоровью. Среди причин стагнации в ОСАГО укажем на главную: рынок достиг насыщения, рост возможен только за счет приобретения населением новых более мощных автомобилей.

Интересная ситуация складывается в сельской местности. По прогнозу начальника отдела автострахования филиала Росгосстраха в Тюменской области Сергея Окунева, число заключенных договоров по ОСАГО будет снижаться: «Жители сельской местности снимают с учета автотранспорт, чтобы не платить транспортный налог и не покупать страховку. А автовладельцу проще договориться с гаишником - за деньги или, например, привезти ему сено».

Уровень выплат за два года действия закона вырос с 3,6 до 64,8%. У 13 компаний рейтинга он превышает 77%. Напомним, что 77% - это предел для страховщиков. По оценкам Федеральной службы страхового надзора, он может быть достигнут уже к концу 2005 года. К началу 2006 года уровень выплат рискует дойти до 80%, а к осени 2006 года - преодолеть 100процентный порог. В первую очередь кризис роста убыточности коснется компаний, представленных преимущественно на рынках крупных городов и севера Тюменской области.

Для работы в сегменте ОСАГО страховщики должны были вложить значительные средства. По словам первого вицепрезидента Росгосстраха Дмитрия Маркарова, «объем инвестиций в развитие инфраструктуры составил порядка 300 млн долларов. Одни компании, прекрасно осознавая убыточность этого вида, начали вкладывать определенную законом часть собранной премии в создание современной инфраструктуры, то есть работать на перспективу, другие - проедать. У первых развивались сети продаж, урегулирования убытков, и в целом их структура приобрела современный вид, сопоставимый с тем, который имеют страховщики на Западе. Вторые подошли к двухлетней годовщине ОСАГО с большими проблемами. В итоге на сегодняшний день уже четыре компании, занимающиеся ОСАГО, потеряли лицензии, у некоторых лицензии на ОСАГО приостановлены».

Постфактум
Введение ОСАГО кардинально изменило страховой ландшафт Урала. Для завоевания рынка и удержания на нем позиций компании вынуждены были развернуть филиальные сети. Даже в небольших городках сейчас работает по нескольку страховых компаний, в результате обострилась борьба за клиента. Но страхование действительно стало территориально доступно.

Положительная «автогражданка»
За прошедшие два года об ОСАГО было сказано много и хорошего, и плохого. Сейчас можно с уверенностью утверждать: большинство автовладельцев относятся к «автогражданке» положительно. По данным соцопроса, проведенного Центром стратегических исследований Росгосстраха, за время действия закона об ОСАГО каждый четвертый из тех, кто заключил договор, побывал в ДТП и обратился за помощью к страховщику. При этом более 60% остались довольны тем, как их обслужили в страховой компании.

Среди компаний, у которых отозвали лицензию, - Авест, «Доверие», ЗападноСибирская транспортная страховая компания (ЗСТК), ЕвроАзиатская страховая компания (ЕАСК). Последние две работали в Уральском регионе. От действий ЗСТК пострадало более 39 125 страхователей, ЕАСК - 5830 клиентов. Резонный вопрос, к кому перейдут обязательства банкротов, в законодательстве до конца не урегулирован. Одна из причин финансового краха компаний - ориентация на локальные рынки, где очень сложно сформировать сбалансированный страховой портфель. Поэтому в ближайшей перспективе можно прогнозировать дальнейшее сокращение участников рынка, особенно за счет местных страховых компаний.

Но есть и положительные примеры взаимоотношений с органами ГИБДД. Опытом делится директор Магнитогорского филиала САК «Энергогарант» Сергей Мальцев: «Нами разработана целевая программа, одобренная администрацией Магнитогорска, по взаимодействию с ГИБДД с целью повышения безопасности дорожного движения. В прошлом году установлено 16 дорожных знаков со светоотражающим покрытием, в этом - модернизированы три перекрестка, в частности светофорные линзы заменены на блоки со светоизлучающими диодами. В 2006м намечена замена светофоров еще на трех перекрестках. Указанные мероприятия осуществляются на тех дорогах, где выявлена наибольшая аварийность на основании данных ГИБДД и анализа выплат страховых возмещений, произведенных нашим филиалом».

Но общественное мнение зависит не только от страховых компаний. На полноту и скорость получения выплат влияют также результаты работы ГИБДД и оценщиков. И здесь не все однозначно. Начальник отдела выплат Управления регионального развития страховой группы «Спасские ворота» Юрий Щербаков делится впечатлениями: «Взаимоотношения с ГИБДД и оценочными компаниями не всегда удовлетворяют нашим требованиям. Должностные лица ГИБДД не предоставляют информацию по запросам страховщика, имеются претензии к оформлению административного материала. Отчеты независимых экспертных организаций не соответствуют требованиям закона об оценочной деятельности в части объективности и оформления. Отсутствует единый реестр экспертовтехников. Происходит монополизация оценочного рынка, что не способствует повышению качества составляемых отчетов».

Директор филиала «Ренессанс Страхование» в Уфе Сергей Лапаев предлагает провести следующие изменения: «Исключить базовую ставку страхового тарифа и коэффициент, зависящий от мощности двигателя автомобиля, а вместо них ввести тариф мощности. Привязку территориального коэффициента производить не к собственнику, а к лицам, допущенным к управлению, и брать среднее арифметическое. Отменить положение, по которому причинение вреда при движении транспортного средства по внутренней территории организации не относится к страховым случаям. Ситуацию, когда вред причинен при управлении транспортным средством в состоянии опьянения или виновное в этом лицо скрылось с места ДТП, не считать страховым случаем. Коэффициент бонусмалус увеличивать пропорционально произведенным выплатам, а уменьшать - более прогрессивно. Наконец, справку из ГИБДД признать первичным актом осмотра».

Законодательные пробелы
Закон об ОСАГО готовился в спешке, поэтому абсолютно естественно, что два года его работы выявили пробелы и недостатки. Опрошенные в ходе исследования руководители страховых компаний Урала указали практически на одни и те же спорные моменты.

Коллег дополняет Всеволод Кириенко, начальник отдела экспертизы и выплат Екатеринбургского филиала РОСНО: «Для упрощения работы компаний и в интересах водителей нужно предусмотреть возможность обращения клиента по договору добровольного страхования автомобиля в свою страховую компанию с тем, чтобы она в дальнейшем взыскивала причиненный ущерб с виновной стороны».

Сергей Мальцев предлагает «исчислять сроки осуществления страховой выплаты в рабочих днях, а не в календарных. Предусмотреть возможность отсрочки выплаты до получения страховщиком ответов на его письменные запросы в компетентные органы, если показания участников ДТП противоречивы или есть неточности (двусмысленные трактовки) в документах. Расписать случаи, в которых страховщик имеет право требовать компенсации ущерба с виновной стороны: например, при отсутствии водительского удостоверения и/или свидетельства о регистрации и/или доверенности на управление транспортным средством и/или талона прохождения государственного технического осмотра. Четко прописать и полно раскрыть все определения и понятия, которые встречаются в законе и правилах ОСАГО. Предусмотреть санкции, которые возникают при нарушении потерпевшим или страховщиком своих обязанностей. Для удобства страхователей„дачников“ минимальный период использования транспортного средства установить не шесть месяцев, а три (например, только на лето). Ввести полисы выходного дня».

Минфин говорит об изменении страховых тарифов. Территориальный коэффициент для населенных пунктов с числом жителей менее 10 тыс. человек увеличится с 0,4 до 0,5: это коснется 15% автовладельцев страны. Дополнительно за заключение договора страхования им придется заплатить 200 рублей. Для населенных пунктов с числом жителей 10 - 50 тыс. человек территориальный коэффициент уменьшится с 0,6 до 0,5.

К предложениям страховщиков присоединяются и парламентарии. Так, законопроект, выдвинутый главой Всероссийского союза страховщиков Александром Ковалем и его коллегой депутатом Андреем Шевелевым, предполагает увеличение страховых сумм (в действующей редакции закона существует ограничение на общий размер выплат по страхованию имущества и жизни на всех пострадавших 160 и 240 тыс. рублей соответственно). Также депутаты предлагают обязанности сбора документов и запросов переложить с пострадавшей стороны на страховую компанию, с которой заключен договор.

Интересным опытом поделилась Людмила Логинова, директор управления по работе с персоналом компании «Северная казна», побывавшая у коллег во Франции: «Чтобы снизить аварийность, здесь значительно ограничили скорость на трассах, повсеместно установили электронные радары, ужесточили штрафы, ввели лишение прав и уголовную ответственность за нарушения. Французские страховщики уже 20 лет практикуют направление страхователей, побывавших в ДТП и получивших выплаты, на стажировку в центры предупреждения аварий. Водители, прошедшие подготовку, не только приобретают навыки безаварийной езды, но и экономят на страховке: к тарифу не применяется повышающий коэффициент. Статистика показывает, что 90% стажеров больше не попадают в аварию». По словам директора «Северной казны» Александра Меренкова, затраты на подобного рода обучение оправданы. Компания не исключает перспективы создания подобного центра в Екатеринбурге.

Новации
Заметим, однако, что одних изменений в законодательстве недостаточно. Они могут улучшить положение страхователей и упростить работу страховщиков, но на растущую убыточность повлиять не в состоянии. Необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных не на ликвидацию последствий ДТП, а на их предупреждение. Должна сработать превентивная функция страхования.

Дополнительные материалы:

Таким образом, введение ОСАГО побудило многих страховщиков развивать розничные продажи, создавать агентские сети, совершенствовать сервис и страховую инфраструктуру. Но ноша ОСАГО оказывается некоторым не по силам. Поэтому страховой рынок будет сужаться: как за счет банкротств компаний, добровольного ухода с рынка, так и путем консолидации бизнесов.

Аркадий Любавин, генеральный директор страховой компании ЮжУралАСКО (Челябинск):

Страховщики об итогах двухлетия ОСАГО
Александр Носов


Однако закон об ОСАГО несовершенен. Например, в части коэффициентов - территориального и зависящего от мощности автомобиля. Немало нареканий со стороны клиентов на ту часть закона, которая касается взаимодействия с ГИБДД: долго приходится ждать прибытия сотрудников инспекции на место ДТП, много времени уходит на оформление документов.

- Народ осознал, что закон об ОСАГО защищает его имущество и жизнь. Особенно оценили «автогражданку» те, кто уже получал выплаты. Введение ОСАГО придало импульс развитию страховой культуры, привело к нам большой поток клиентов, с которыми можно работать по другим видам страхования. Люди поняли, что нуждаются в страховой защите, поверили, что страховка - это реальная помощь в трудный момент жизни.

Татьяна Четкова, начальник отдела урегулирования убытков СибирскоУральской страховой компании (Екатеринбург):

Среди причин роста страховых выплат можно назвать высокий уровень аварийности изза низкой дисциплины водителей и пешеходов, роста автопарка, неудовлетворительное состояние дорог.

Появились, однако, и проблемы. К ним можно отнести отсутствие единой автоматической системы (федеральной базы) учета договоров ОСАГО, кроме того - взаимоотношения с ГИБДД и оценочными компаниями. Так, большинство районных ГИБДД Екатеринбурга выделило для работы со страховыми компаниями и потерпевшими только около двух часов в неделю. Справки ГИБДД выдает через неделю, а иногда и через месяц после получения запроса от страховой компании. Такой порядок не позволяет страховой компании своевременно получать необходимые документы и приводит к затягиванию урегулирования страховых случаев. Хромает качество экспертных заключений оценщиков: практически каждое требует тщательной проверки на предмет завышения нормативов трудоемкости работ, стоимости запчастей и материалов. Обострилась проблема мошенничества. Страховые компании обмениваются информацией, кроме того, в Екатеринбурге создан комитет, куда они могут направлять сведения о случаях мошенничества со стороны клиентов и агентов. Подобная база позволяет получать данные о часто практикующих мошенниках.

- ОСАГО - один из ключевых факторов, определяющих потенциал развития страхования за два последних года. Благодаря ОСАГО страховые компании перешли от ценовой конкуренции к маркетинговой.

- Чувство эйфории от резко увеличившегося числа клиентов в 2003 году (по сравнению с 2002м) и возросшей суммы сборов исчезло. Сейчас поток клиентов по ОСАГО растет незначительно, а убыточность высока. Выход очевиден: с клиентами ОСАГО необходимо работать по добровольным, менее убыточным видам. Для этого наша компания регулярно проводит круглые столы, одна из целей которых - рассказать реальным и потенциальным клиентам о других, не менее полезных видах страхования.

Николай Игошин, директор управления розничных продаж страховой компании «Северная казна» (Екатеринбург):

Есть закономерность в том, что Екатеринбург, гордо несущий сквозь века свое немецкое имя, в определенные исторические моменты реагирует на те же художественные идеи и технологии, что и далекая Германия. К примеру, исторические моменты до и после опускания-подъема «железного занавеса»: конец 20-х и начало 90-х годов. Почему-то из всей страны в исполненное вселенского преобразовательного энтузиазма постреволюционное десятилетие именно Екатеринбург стал полигоном для авангардных архитектурных экспериментов в духе конструктивизма. Они же возникли в немецкой школе искусств и ремесел Баухауз. Лишенные излишества здания бывшей Свердловской киностудии, почтамта-паровоза, серпа-гостиницы «Исеть» до сих пор составляют архитектурную особенность уральской столицы. В последнее десятилетие ХХ века то же произошло с танцтеатром.

из спектакля Пины Бауш 'Танцуй со мной'

В период взросления подросток вряд ли признается в том, что всеми силами старается походить на кого-то, мучительно завидуя силе, умениям, зрелости. Повзрослев, он с благодарностью вспоминает учителей. Российский танцтеатр сегодня окреп и самоопределился настолько, что может открыто и без стеснения говорить о культурных влияниях, какие испытал в период становления. Среди них одно из самых мощных - немецкий танцтеатр.

Союз танца и театра
В танцтеатре танец и театр объединяются в необходимости выразить нечто новое, не выраженное раньше. Это танец, в котором разрушаются традиционные (например балетные) позы, правила и ритмы. Блестящие эксперименты русских и немецких хореографов в начале прошлого века неуклонно вели к появлению танцтеатра. Екатеринбург стал эпицентром развития жанра в начале 90-х: здесь возник театр «Провинциальные танцы». Даже когда московские коллективы работали при полупустых залах, он выступал с аншлагами. Режиссер и продюсер Лев Шульман дал карт-бланш нескольким начинающим танцовщикам, художникам и перформерам. И они кинулись создавать новые формы, еще смутно представляя, чего хотят, но уже твердо зная, чего не желают (расхожих театральных и танцевальных штампов), благодарно впитывая и адаптируя ту информацию, которую можно было получить из-за границы.

Но современное понимание того, что есть танцтеатр, связывают прежде всего с творчеством хореографа Пины Бауш и блестящей труппы Вуппертальского театра танца. Ее «Кафе Мюллер», «Контактхофф» и другие спектакли - своего рода матрица, которой поверяются прочие явления в данной области. Пина Бауш развила идеи Курта Йосса, вписав их в современность и придав происходящему на сцене ироничный оттенок, свойственный эпохе постмодерна. Великолепие нарядов, необходимость соблюдать светскость и демонстрировать хорошие манеры еще более оттеняют ужас одиночества современного человека или его зависимость от социальных институтов. Спектакль «Гвоздики» - картина современного мира на перекрестке рая-концлагеря. Респектабельные, неизменно счастливые, улыбчивые люди… оказываются в роли дрессируемых животных.

Даже само понятие «танцтеатр» пришло из Германии: его ввел в обиход хореограф Курт Йосс. Спектакль «Зеленый стол», созданный им в 1932 году, можно считать первым примером нового жанра. Постановка была чрезвычайно политизирована и обличала войну как катастрофу человечности. Здесь встретились жанры социально-политической сатиры и трагедии, элементы эстрадного шоу и хлесткая пародия. Приемы психологической выразительности (театр переживания) сочетались с внешней изобразительностью, доходившей до гротеска (театра представления). Во время второй мировой войны развитие немецкого танцтеатра было прервано, он возродился лишь через 20 лет. Тогда одним из ключевых стал вопрос идентификации современного немца. Так, Йохана Крезника, по словам исследователя, «интересовал эффект воздействия социальных условий и бремени истории Германии на индивидуальность… В метафоричных, гротескных, сильных и часто неприятно жестких работах он пытался ответить на вопрос, как и почему нация поэтов, композиторов и мыслителей могла начать две войны и учинить Холокост».

Параллели и пересечения
Многие известные российские коллективы активно сотрудничают с немецкими хореографами; многие российские постановщики смогли осуществить ту или иную работу при поддержке немецких институций. Так, в 1993 и 1995 годах в екатеринбургских «Провинциальных танцах» ставит спектакли «ZOAR» и «Cambre» Кристин Брунель, а в 2001-м - Иоахим Шлемер («На дороге»). В рамках проекта «Москва - Берлин» хореограф Александр Пепеляев представляет танцспектакль «Вид русской могилы из Германии»; а дизайнер сцены и режиссер Ольга Паутова - спектакль «Путь к Севану». Команда «Киплинг» в 2002 году делает совместную постановку с хореографом Катей Вахтер «Ночной прыжок с парашютом», а группа «Повстанцы» участвует в создании спектакля «Na zemle» одной из самых ярких представителей немецкого танцтеатра Саши Вальц. Хореограф Челябинского театра танца Ольга Пона - частый гость в Германии; в этом году по заказу властей Дюссельдорфа она поставила спектакль «Немного ностальгии».

Российский танцтеатр возник в период коренного перелома и в определенной степени стал формой художественного самоисследования «таинственной русской души» в посттоталитарную эпоху. Найденные в германском танцтеатре образы и формы телесности оказались ему созвучны. Что, впрочем, не мешает лидерам жанра сохранять собственную индивидуальность и отечественный менталитет.

У Ольги Паутовой своя концепция танцтеатра. Ее спектакль «В сторону Севана» представляет собой безостановочное церемониальное шествие фигур в причудливых белых костюмах с таинственными предметами и лентами в руках. Белые тени - идущие, плывущие, парящие в черном квадрате сцены, распадающиеся на отдельные флексы и соединяющиеся в зловещие бесшумные механизмы - словно привиделись зрителю. Немецкий рецензент писал в 1926 году об экспериментальных постановках Оскара Шлеммера, преподавателя уже упомянутой школы Баухауз и автора «математических балетов»: «Костюмы, сцена и человеческие тела становятся аппаратами, машинерией, куклами с часовым механизмом. Этот новый балет абсолютно ничего общего не имеет ни с художественной экспрессией, ни с марионеточным или кукольным театром… Те, кто предпочитает свист подземки, безжизненный механический шум генераторов и моторов искренней выразительности человеческих чувств, будут без сомнения энтузиастами этого нового балета». Так могло быть сказано о спектакле Ольги Паутовой. Шлеммер был убежден, что зрительный образ должен быть главным, что хореография, формы и цвет определяются «числом, объемом и пространством». Паутова, аналогично оперируя отвлеченными сущностям, по сути, вступает в конфликт с идеей танцтеатра - стремлением к пределам выразительности.

Татьяна Баганова, хореограф и творческий лидер театра «Провинциальные танцы», - сегодня наиболее признанный на мировом уровне представитель российского танцтеатра. Ее работы критики чаще всего сравнивают с произведениями основательницы жанра. «Роскошная композиция, которой могла бы позавидовать Пина Бауш: женщины-куклы в агрессивных брусничного цвета платьях спят в колыбельке-коконе; выпархивают из кокона как гусеницы, ставшие бабочками, и на лету ловят мужчин, перемещающихся по сцене осторожно, на корточках, покуривая и озираясь, как охотники на болоте… Помещенное по центру сцены свадебное платье - пленительная ловушка…», - так пишет о спектакле «Полеты во время чаепития» критик Ольга Гердт. Сама Татьяна честно и прагматично говорит о причинах приверженности танцтеатру: «Когда мы начинали, у нас не было школы, мы не владели формой; но у нас были идеи и намерения, и такая модель сценической реализации, как в танцтеатре, когда используются различные методы воздействия на зрителя, а не только чистый танец, нам очень подходила. Пина, конечно, гений: она нарушает все театральные правила вообще».

Популярность и «продвинутость» конструктивизма как стиля в наших двух странах объясняется, по мнению Ольги Паутовой, существенной ментальной чертой, присущей и русским, и немцам: «Конструктивизм утопичен по идеологии, его авторы и последователи верили в счастливое мировое переустройство, они были искренни, когда проектировали квартиры без кухонь - люди не должны тратить время на такое прозаическое занятие, как приготовление пищи, гораздо рациональнее питаться в столовых, где этим занимаются профессионалы: разделение труда - прогрессивно! И вот это сочетание какой-то идеалистской одержимости с одной стороны и не всегда обоснованного прагматизма с другой кажется мне присущим и немцам, и русским, только они очень по-разному проявляются».

Опыт первой работы в Германии Ольга описывает так: «Постановка была совершенно неопределима по жанру для меня самой, не поддавалась никакому словесному описанию, поэтому проект я подавала в виде такого „мультика“ - длинной полосы бумаги, где последовательно изображены „кадры“ будущего спектакля. Эта внежанровость очень меня пугала: как отнесется критика к тому, что не определяется вербально, не вписано ни в какой контекст? И, представьте, как я была удивлена, когда после премьеры критики написали о преемственности идей Оскара Шлеммера. Абсурд ситуации заключался в том, что такого имени я раньше не слышала. Когда же выяснилось, что он имел непосредственное отношение к школе Баухауз, идеология и эстетика которой мне близки, все встало на место».



Главная страница / Тенденции