Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Всем миром

«Субъекты федерации должны иметь право конкурировать за налогоплательщиков», - заявил и.о. губернатора Пермской области Олег Чиркунов на форуме «Налоги и экономический рост в России», прошедшем в пригороде Перми. В Прикамье намерены снизить местную составляющую налога на прибыль с 24 до 20% (подробнее см. «На Урале появится офшор», «Э-У» 34 от 12.09.05). Такая преференция, убежден глава региона, послужит расширению налогооблагаемой базы, простимулирует чиновников на упорядочивание бюджетного процесса. Еще одна инициатива пермяков - взимание подоходного налога по месту получения гражданином бюджетной услуги, то есть фактически в муниципалитетах (сейчас - по месту работы). «К 2007 году мы готовы подготовить эксперимент на территории Пермской области», - заявил Олег Чиркунов. И нашел поддержку у референта Экспертного управления президента РФ Станислава Воскресенского.

Олег Чиркунов

Между тем «в ближайшие два-три года принципиальных изменений не будет», признался Сергей Шаталов. На снижение НДС и ЕСН надеяться не следует.

Замминистра финансов Сергей Шаталов тоже высказался за превращение Прикамья в испытательный полигон федерального значения: «20% - идеал, к которому нам надо стремиться». Председатель бюджетного комитета Совета Федерации Евгений Бушмин, однако, парировал: «Смотрите, с какой легкостью Минфин распоряжается налогом, большая часть которого зачисляется в бюджеты регионов. Нет чтобы снизить НДС, который полностью уходит в федеральный бюджет!». «На регионы приходится лишь четверть общих бюджетных доходов, а сметное финансирование из федерального бюджета не решает задачи их развития. Необходимо пересматривать источники доходов субъектов федерации», - убежден зампред бюджетного комитета Госдумы Сергей Штогрин. С одним принципиальным условием: когда регионы освоят методику программно-целевого бюджетирования, считает аудитор Счетной Палаты РФ Владимир Пансков.

Краткая летопись коллизий в отношениях между президентом и главами регионов выглядит так: учреждение федеральных округов и института полпредов; выведение территориальных подразделений федеральных органов власти из-под контроля губернаторов; изгнание региональной элиты из Совета Федерации; прекращение местечковой правовой вольницы; расторжение «ельцинских» договоров между правительством и субъектами РФ; возвращение федеральных полномочий в лоно центра; ликвидация губернаторских партий; введение фактической назначаемости глав регионов; наконец, непрекращающееся перетягивание Москвой ресурсного «одеяла» при одновременном перекладывании социальной ответственности (помянем многолюдные гневные митинги и даже штурмы региональных администраций в период монетизации). «Когда меня спрашивают, почему вы постоянно работаете в оперативном режиме, почему нет мощных инвестиционных проектов на 5 - 10 лет вперед, я отвечаю: из-за нестабильности налогов, из-за того, что я не знаю, на какой бюджет можно рассчитывать через год, даже через полгода», - сетовал тюменский губернатор Сергей Собянин в конце 2004-го.

- Андрей Порубов

Правительству (а фактически президенту) досталось от губернаторов и на августовском заседании Госсовета в Казани. Один за другим они критиковали центр за невнимание к региональным точкам роста, игнорирование решений Госсовета, безапелляционность при верстке бюджета. «Я могу по пальцам одной руки посчитать, сколько министров приезжало в республику за последние пять лет. А есть территории, куда ни один министр ни разу не выезжал», - припечатал правительство глава Мордовии Николай Меркушин.

Рано радоваться
Терпение регионалов лопнуло на июльском заседании Госсовета в Калининграде. Не помог и мартовский указ президента о включении губернаторов в Советы при полпредах в федеральных округах с целью «обсуждения проблем, имеющих особое государственное значение». Даже петербурженка Валентина Матвиенко разошлась: «Со ссылкой на государственный интерес идет противопоставление регионов федеральным органам власти… Субъекты федерации утратили реальные рычаги управления… Совершенно неправильно в государстве с федеративным устройством отстранять региональные элиты от принятия важнейших решений… Никому не нужны декоративные, ни на что не способные губернаторы… Практика, когда истина известна только федеральным ведомствам, ни к чему хорошему не приведет».

По итогам калининградского и казанского Госсоветов главам регионов возвращаются 129 полномочий «по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территориальных органов исполнительной власти», по согласованию кандидатур руководителей местных подразделений федеральных министерств и ведомств, в том числе МВД, МЧС, Минюста. Кроме тех, что осуществляют деятельность на территории нескольких субъектов (межрегиональные управления Генпрокуратуры, Минприроды, министерства по налогам и сборам, Федерального казначейства, таможни и т.д.), а также за исключением Минобороны, ФСБ, ФСО и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств. Передаваемые полномочия затрагивают такие сферы, как лесные и водные отношения, экология, ветеринария, лицензирование, охрана памятников истории и культуры, образование (кроме высшего), землепользование, жилстрой, занятость населения, регистрация актов гражданского состояния.

С учетом того, что губернаторы держат на своих плечах парламентского коренника президента - «Единую Россию», и дабы спустить пар, Владимир Путин обещал своим вассалам привлекать их к выработке стратегических программ, учитывать в федеральных программах интересы регионов и главное - прекратить «всякое параллельное существование различных территориальных и федеральных органов власти», вернуть соответствующие полномочия руководителям регионов, которым «даются и деньги, и возможность решить, как ту или иную сферу отрегулировать в своем регионе: оставить этот орган, реформировать его, ликвидировать или сделать что-то еще».

Рано радовался Эдуард Эргартович. Противоречивый дух административной реформы, о крахе которой поторопились было объявить нетерпеливые аналитики, оказался живуч.

«Это удивительные и радостные для меня вещи. Я очень рад, даже боюсь по этому поводу что-либо говорить, чтобы не сглазить! - воскликнул губернатор Свердловской области Эдуард Россель. - Нам надо вырубить две кривые березы, чтобы подготовить трассу на горе Белой, а мы не можем этого сделать без постановления правительства России, на что потребуется полтора-два года. Огромное количество насущных для региона вопросов годами тянутся, потому что решаются в Москве».

Во-первых, по согласованию кандидатур: в случае вторичного отклонения центр вправе назначить неугодного губернатору чиновника, в третий раз его мнения не спросят.

Ни дать, ни взять
Больше соответствует действительности устало брошенное президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым: «Кое-что опять перепадает» и разочарование новгородца Михаила Прусака: «Ну, ничего такого…».

В-третьих, за использованием бюджетных средств (и деятельностью местных администраций вообще) должны зорко следить главные федеральные инспекторы: во избежание субъективности они будут подчиняться не только президентским полпредам, но и напрямую Главному контрольному управлению президента.

Во-вторых, предполагается, что львиная доля полномочий и средств будет делегирована по принципу «отдадим, потом посмотрим, может, и обратно заберем». Полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак вообще убежден, что привилегии должны предоставляться только самодостаточным регионам, в остальных, где бюджеты на 80% процентов и больше формируются вливаниями из центра, нужно вводить прямое федеральное правление. (Фокус, однако, в том, что путем налоговых манипуляций даже Москву и ХМАО можно превратить в дотационные территории.)

Ищем человека
Что изменится с передачей полномочий? Дай Бог, чтоб мы ошибались, но боимся, что принципиально - ничего. Вряд ли последует оптимизация чиновных штатов: с каждой реформой, направленной на их сокращение, они только пухнут. (Вот и косвенное доказательство: по словам министра природных ресурсов Юрия Трутнева, Кремль готов «смазать» передачу полномочий дополнительными расходами в размере 35 - 40 млрд рублей). Соответственно, бюрократическое давление на предпринимательство вряд ли ослабнет: для этого в стране с перепуганным бизнесом и неправедными судами административных пертурбаций недостаточно.

В общем, разделяя ответственность перед населением за положение дел на своих территориях, губернаторы вряд ли вздохнут свободней. Чудно ли, что глава Республики Коми Владимир Торлопов, отвечающий в Госсовете за подготовку законопроекта о разграничении полномочий, докладывая президенту, оговорился по Фрейду: «Я прошу вас не судить строго, если наше мнение не совпадает с чьим-то еще». Неудивительно, что текст законопроекта, подготовленного фактически в недрах президентской администрации и правительства, - тайна за семью замками: никто из десятка опрошенных нами депутатов Госдумы и руководителей департаментов региональных администраций его в глаза не видел.

Мы беремся утверждать: без коренной смены региональных элит, без прихода во власть свежего поколения с пылким, идеалистичным предпринимательским честолюбием, без подвижников (в том числе и в чиновной среде), которым можно доверить и налоговые полномочия, затеянные маневры бессмысленны. Как найти таких людей? Эту функцию, по крайней мере, в нашем регионе, могла бы взять на себя Межрегиональная ассоциация «Большой Урал». Судя по энтузиазму председателя Исполнительного комитета ассоциации Сергея Воздвиженского, она к этому стремится: «При усилении вертикали власти негосударственные ассоциации, подобные нашей, стали еще нужнее: они будут давать альтернативную оценку событиям, а не просто говорить „одобрям“. Советская власть рухнула именно потому, что все ей говорили „одобрям“. Для эффективной работы органов власти необходима независимая экспертиза, которая имела бы возможность доносить до них свое мнение, продвигать свои идеи. Например, на наш взгляд, нужно срочно снижать НДС: этот налог тормозит развитие экономики».

«При каждой государственной структуре сразу же создаются ООО, ОАО, ЗАО, которые якобы делают экспертизы, дают заключения на представленные для согласования документы. Конечно, за все это человеку надо платить, и немало», - справедливо чеканил в Казани губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Читатель, уверены ли вы, что этих ООО, ОАО, ЗАО станет меньше? Повторяем: в отсутствии привычки к общественному контролю для их урезонивания никаких главных федеральных инспекторов не хватит.



Напомним, в начале прошлого года группа руководителей отстранила от дел лидера и одного из основателей промышленной группы Андрея Ахтямова. Тот, заручившись поддержкой «тяжелой артиллерии» - Уральской горно-металлургической компании и миноритариев в лице оперативно организованного Фонда обманутых акционеров, - начал борьбу за возврат активов.

Менеджерам предъявлено обвинение в рамках уголовного дела по фактам хищения акций и имущества промышленной группы УИЭ. Подозреваемые задержаны на два месяца, им грозит до десяти лет лишения свободы.

Светлана Сальникова пресс-секретарь компаний ОАО «Авангард» и ОАО «СамараРесурс», возникших в результате реорганизации УИЭ, сообщила «Э-У», что задержание произведено по заявлению Ахтямова, составленному на основании сфальсифицированных документов. «Как можно говорить о незаконности обвинений, если дело взято под контроль Генеральной прокуратурой РФ», - заочно возразил ей член совета Фонда обманутых акционеров УИЭ Александр Предеин, продемонстрировав нам соответствующее письмо прокуратуры.

Уголовное дело против менеджеров УИЭ прокуратура Свердловской области возбудила по заявлению Андрея Ахтямова в апреле 2005 года: он обвинил бывших партнеров в краже его акций (пакет Ахтямова составлял, по данным ПГ УИЭ, 4,8%). В июне по коллективному обращению Фонда обманутых акционеров УИЭ заведено еще одно дело - по факту мошенничества в особо крупных размерах: миноритарии пожаловались, что менеджеры УИЭ продали акции промгруппы без их согласия.

Екатеринбург

Такой поворот событий наводит на размышления. Если прокуратура всерьез озаботилась судьбой миноритариев, то логично арестовать еще несколько сотен руководителей предприятий области, не советовавшихся с малыми акционерами на протяжении последних пятнадцати лет. Если же верна версия, озвученная Сальниковой, возвращается эпоха, когда силовое решение экономических конфликтов было нормой.

Объективные экономические потребности Урала и Западной Сибири объединили в проекте «Урал промышленный - Урал Полярный» усилия администрации президента, федеральных и региональных органов власти, промышленников. Это дает заместителю полпреда президента в УрФО Виктору Басаргину основания предсказывать скорый переход к его практической реализации.

Виктор Басаргин

- Эту согласованность обеспечиваем мы. Сводим интересы территорий и ресурсы федеральных ведомств - Минприроды и Агентства по недропользованию, Минтранса и Агентства по железным дорогам, «Российских железных дорог». В этом проекте они совпадают. Так, наши предложения строительства железнодорожных путей по маршрутам Полуночное - Обская, Обская - Бованенково, Салехард - Надым, Коротчаево - Игарка вошли в Транспортную стратегию РФ, стратегии СвЖД и ЮУЖД. Разработанный в УрФО законопроект, предусматривающий создание многоуровневой системы дорожных фондов и закрепление источников финансирования дорожного строительства, поддержан Федеральным дорожным агентством и уже запрошен федеральным правительством. Поэтому оценка, которую нашим усилиям поставил окружной Совет, позитивна, - выше чем «удовлетворительно».

В унисон с Москвой
- Виктор Федорович, в согласовании проекта участвует большое количество министерств и ведомств, не говоря уже о региональных администрациях. Насколько слаженно их взаимодействие?

- Идея построения дороги с Урала к Полярному кругу возникала еще в ломоносовские времена. А интересы совпали потому, что задача обеспечения металлургической отрасли Среднего и Южного Урала сырьевой базой стала неотложной, появилась необходимость диверсификации экономики северных округов. А федеральные ведомства получили возможность не только высказывать благие пожелания, но и финансировать детальное изучение проекта.

- Почему интересы участников совпали только сейчас, ведь проект освоения Полярного и Приполярного Урала обсуждался еще в советский период?

- Лично я крайнего скептицизма со стороны Трутнева не почувствовал. Он говорил о разведанных запасах, а наше обоснование опиралось на запасы плюс ресурсы. Когда Трутнев касался ресурсов, он исходил из оценок, сделанных государственной комиссией по запасам. Мы же помимо этого применяли еще и авторские оценки: какой-либо институт провел на определенном участке геологоразведку, сделал оценку по принятым методикам и нормативам, но в государственном комитете по запасам ее не провел. То есть государственного подтверждения оценка не получила. Такое расхождение вызывает определенные риски. Поэтому в числе приоритетов - дальнейшее осуществление геологоразведки, сведение данных изыскательских организаций (их около 30, причем некоторые уже прекратили деятельность) и проведение через государственные органы до конца 2006 года переоценки запасов. Тогда все участники проекта будут оперировать одними и теми же цифрами, которые лягут в основу его ТЭО.

- Но на майском совещании в Челябинске, когда полпред и губернаторы представляли президенту проект «Урал промышленный - Урал Полярный», бросился в глаза скепсис министра природных ресурсов Юрия Трутнева и замминистра экономического развития Андрея Шаронова. Первый указал на скудость рудной базы, второй - на слабую проработанность проекта.

Шаронов говорил о том, что проект будет претендовать на средства федерального инвестиционного фонда на общих основаниях. Необходимым критериям он соответствует: инфраструктурный, межрегиональный, объемы финансирования - не менее 5 млрд рублей. До октября 2006 года на основе данных геологоразведки мы разработаем ТЭО, до конца 2006-го внесем проект на рассмотрение в Минэкономразвития, чтобы участвовать в конкурсе на федеральные средства. Если все будет хорошо, в середине 2007 года приступим к реализации.

Трутнев всегда утверждал, что поддерживает проект. И все действия министерства природных ресурсов и федерального агентства по недропользованию это подтверждают. При министерстве создана комиссия по Северному Уралу с включением аппарата полпреда президента, администраций субъектов. В программе воспроизводства минерально-сырьевой базы на 2006 год эта тема выделена в особый раздел по геологоразведочным работам. Отдельный раздел будет в аналогичной программе на среднесрочную перспективу - до 2010 года. Сумма, которая дополнительно пойдет в следующем году из федерального бюджета на изучение недр Полярного и Приполярного Урала, - 1 млрд рублей: 700 миллионов на углеводороды и 300 на твердые полезные ископаемые.

- Нет. Один из членов Совета УрФО - Сергей Мирошников, директор департамента федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления Минрегиона. У него есть все документы по этому проекту. Кроме того, уже на самых ранних стадиях подготовки проекта полпред президента Петр Латышев ознакомил с ним министра регионального развития Владимира Яковлева. Проект включен в программы министерства. Мы работаем в унисон.

- В вашем докладе на окружном совете 10 августа не было упомянуто министерство регионального развития. А оно между тем разрабатывает Стратегию социально-экономического развития регионов РФ, которая вскоре будет защищаться на правительстве. Не значит ли это, что вы упустили один из влиятельных лоббистских каналов?

- Все губернаторы выступают консолидированно. Конечно, у каждого свое мнение о приоритетах. Но мы постарались учесть все особенности. Проект включает строительство дорог по Восточному склону Уральских гор со стороны Салехарда, в сторону Уральского хребта от Ханты-Мансийска, то есть создание мощной транспортной инфраструктуры на границе ЯНАО и Республики Коми, ХМАО и Свердловской области, а также создание железной дороги от Надыма до Салехарда (закончено ее ТЭО), автодороги от Тюмени через Урай на Салехард. Все три «северных» губернатора договорились о совместном финансировании проекта. В следующем году ЯНАО выделит на геологоразведочные работы 100 млн рублей, ХМАО - около 25 Критерий приоритетности в развитии транспортной инфраструктуры - высокая степень разведанности месторождений, причем тех полезных ископаемых, которые обеспечат значительный грузооборот: железных и медных руд, фосфоритов, хромитов, бурого угля. Учитывается задача использования в развитии энергетики ямальского низконапорного газа.

Синхронизируясь с губернаторами
- Насколько я знаю, губернаторы тюменского региона Сергей Собянин, Юрий Неелов, Александр Филипенко создали в рамках проекта каждый свою рабочую группу. Как в этом свете вы оцениваете уровень координации действий региональных администраций?

- Личная инициатива не ограничивается. Но вопросы, которые поднимаются главами регионов на встречах с президентом, председателем правительства, руководителями министерств и ведомств, - из круга тех, что обсуждаются нами совместно. То же можно сказать о действиях аппарата полпреда президента.

- Кроме окружного Совета, губернаторы участвуют в работе еще одного лоббистского института - Госсовета, где они непосредственно общаются с главой государства. Согласовывают ли они с полпредством инициативы, с которыми выходят на Госсовет?

- Да. Мы-то, однажды выбрав его, никогда и не отклонялись.

- То есть политика полпредства как подразделения администрации президента и губернаторов согласована? Вы двигаетесь в одном направлении?

- Все участники проекта, к какому уровню власти они бы ни относились, - единомышленники. Благодаря достигнутым между ними взаимопониманию и взаимодействию сегодня главное - не то, у кого находятся полномочия, а как они реализуются каждым из участников проекта.

- Как повлияет на темпы и качество реализации проекта «Урал промышленный - Урал Полярный» передача из центра главам регионов 129 полномочий?

- Строительство транспортной инфраструктуры по Восточному склону Уральских гор обойдется в 60 - 90 млрд рублей. Окупаемость в зависимости от грузооборота - около 10 лет. Главное, обеспечить не менее 5 млн тонн грузов в год. По нашим расчетам, объем грузопотоков составит 8 - 12 млн тонн. Самая оптимистичная оценка - более 23 млн тонн.

В диалоге с инвесторами
- Каковы прогнозы по стоимости проекта «Урал промышленный - Урал Полярный», грузопотокам, окупаемости?

- Самое большое, что может выделить федеральный инвестиционный фонд, - процентов 3 Региональные бюджеты не так богаты, хотя какую-то часть они, безусловно, профинансируют. Так что основная составляющая - это средства инвесторов. Поэтому нами и взят за основу многолучевой принцип строительства дорог - чтобы обеспечить скорейший доступ инвесторов к месторождениям, максимально приблизить сроки окупаемости вложений.

- Источники финансирования?

- Первое, что их заботит, - возможность получения сквозной лицензии на геологоразведку и добычу. Чтобы не вышло так, что недропользователь открыл месторождение, а назавтра оказался всего лишь одним из участников конкурса на его освоение. Наши прогнозы по этому вопросу благоприятны. Второе - получение перечня лицензионных участков, где будет проводиться геологоразведка, и ее результатов. Инвесторы должны без прикрас видеть всю геологическую картину: чем мы располагаем, каковы прогнозы по месторождениям. А главное, чтоб наши обещания, например, капитализировать привлеченные ресурсы, компенсировать затраты на выработку энергии, были выполнимы в долгосрочном режиме.

- На каких условиях инвесторы готовы всерьез рассматривать проект «Урал промышленный - Урал Полярный»?

- Это должна быть рыночная структура. К концу этого года предстоит создать управляющую компанию. Учредителями скорее всего выступят региональные администрации и инвесторы.

- Как видится оперативное управление проектом? Кто его будет осуществлять - управляющая компания или какой-нибудь государственный орган?

- Уральская горно-металлургическая компания. Возможно, подключится кто-то из предприятий угольной отрасли, энергетики, Газпром. Ведутся переговоры с «Российскими железными дорогами»: они могут участвовать в проекте непосредственно или через представителя.

- На майском совещании с президентом председатель совета директоров Магнитогорского металлургического комбината Виктор Рашников пообещал инвестировать в проект до 1 млрд долларов: в тот период Магнитка драматически переживала сырьевую блокаду. Какие еще промышленные группы вызвались участвовать в проекте?



Главная страница / Тенденции