Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Проверка властью

В этих условиях зарекомендовали себя механизмы привлечения средств с активным участием иностранных инвесторов. По словам главы уральского регионального представительства Европейского банка реконструкции и развития Татьяны Ембулаевой, «с одной стороны, зарубежным банкам становятся интересны не только крупные, но и среднекрупные кредиты по 30 - 60 млн евро, и они начинают движение в российские регионы. С другой - изменилась политика машиностроительных предприятий. Они совершенствуют систему корпоративного управления, структура их активов становится более простой и прозрачной. В итоге иностранные банки проявляют готовность работать с ними. Сегодня портфель наших кредитов по УрФО в целом составляет 700 млн долларов».

На машиностроение и металлообработку приходится только 18% общего объема промышленного производства Свердловской области. За последние 15 лет доля отрасли сократилась почти вдвое. Машиностроительные предприятия Урала сталкиваются с острым дефицитом средств. Проблема длинных и дешевых денег общеизвестна. Кредиты, предлагаемые российскими банками максимум на год и минимум под 15% годовых для такой фондоемкой отрасли, как машиностроение, неприемлемы.

Успешную деятельность в организации долгосрочного финансирования поставок импортного оборудования для машиностроительных предприятий Урала уже несколько лет ведут Arinstein (Германия) и торговый дом ALTA a.s. (Чехия). По информации генерального директора ALTA a.s. Бронислава Шимека, при посредничестве его компании уральские машиностроители могут получать связанные кредиты в евро и долларах (минимум 60% суммы должно использоваться на закупку чешского оборудования) сроком до пяти лет в среднем под 4,5 - 6% годовых. По такой схеме проводится модернизация чешских станков Skoda на на ОАО «Уралмаш» (стоимость проекта - 2,1 млн долларов). В мае ALTA a.s. и ФГУП ПО «Уралвагонзавод» (УВЗ) подписали рамочный контракт на модернизацию мощностей для производства грузовых вагонов на 300 млн евро (заключение уточняющих контрактов и реализация поставок оборудования планируются на 2005 - 2008 годы). Ввиду большой суммы сделки доля обязательной закупки чешского оборудования снижена до 40%.

Одной из важнейших проблем, тормозящих приход в отрасль иностранных инвесторов, директор французской научно-проектной компании Groupe MPH Тьерри Савэн называет слабую прогнозируемость исполнения долгосрочных проектов. По его мнению, необходимо элементарное управление проектом - «способность гарантировать инвестору сроки, стоимость, качество работ. Это привлечет иностранных инвесторов». Причем стоимость управления проектом (6 - 8% от общей суммы) всегда ниже, чем результат неуправляемости. Groupe MPH намерена в сентябре открыть в Екатеринбурге центр сопровождения инжиниринговых проектов. Французы готовы обучить группу уральских инженеров для работы в открывающемся центре и ведут переговоры о сопровождении первого инвестиционного проекта - строительства завода в системе нефтегазовой отрасли (подробности пока не сообщаются).

Для внутреннего употребления - Алексей Александрович, каким вы видите место регионального машиностроения в международной кооперации: это производство комплектующих, отверточная сборка или что-то другое?

Arinstein и ALTA a.s. вышли на машиностроительный рынок Урала при содействии Фонда поддержки инвестиций при губернаторе Свердловской области. Уральские предприятия, просчитавшие стабильные источники гашения кредитов, могут заимствовать средства под льготные проценты, уверен заместитель директора Фонда Алексей Родин.



Словом, деньги - кредиты и прямые портфельные инвестиции - пойдут туда, где есть развивающийся внутренний рынок и платежеспособный спрос. Например, норвежские фирмы, с которыми мы проводили переговоры год тому назад, проявили большой интерес к производству на наших предприятиях оборудования для нефтедобывающей отрасли. В прошлом году при нашем участии заключено соглашение между чешской компанией МНД и администрациями Свердловской и Курганской областей о разведке и освоении небольших нефтяных месторождений в этих регионах. Одним из пунктов соглашений стало обязательство МНД реинвестировать всю прибыль, полученную в ходе реализации проектов, на территории этих же областей, поскольку потребуется и буровое оборудование, и техника для создания инфраструктуры.

- С функцией сборочного производства лучше справится Китай: там более дешевая, но менее квалифицированная рабочая сила. Стратегия развития нашего машиностроения будет привязана к потребностям внутреннего рынка и останется разнонаправленной. Если мы говорим, что Свердловская область должна стать транспортным узлом, значит, машиностроение получит соответствующую специализацию. Это может быть развитие инфраструктуры, обеспечивающей логистику и транспортные потоки; автопрома; малой механизации; дорожного строительства. По верному пути, с моей точки зрения, идет один из участников нашего Фонда - новоуральский завод «АМУР», который начал выпуск грузовых автомобилей для локальных перевозок ТАТА (совместное производство с индийской компанией ТАТА Motors. - Ред.), причем здесь от отверточной сборки постепенно переходят к производству отдельных узлов и агрегатов. Металлурги продолжают вкладываться в обновление собственного производства, и это так или иначе повлечет рост заказов региональным предприятиям тяжелого машиностроения. Можно планировать производство несложных чипов и узлов программного обеспечения: на Урале есть соответствующий потенциал и, главное, потребители - любое машиностроительное оборудование сегодня напичкано электроникой.

- Привлекает еще сохранившийся кадровый потенциал, производственные мощности: парк устарел, но при небольших вложениях на нем можно производить конкурентоспособную продукцию. Плюс относительная дешевизна рабочей силы, энергоресурсов и земли, хотя они постоянно дорожают. Большие сомнения, однако, в том, что иностранцев устроят наши производственные площадки, требующие колоссальных затрат на приведение их к современным стандартам. Во всем мире инвестор предпочитает строить новые предприятия. На Западе эти вопросы решаются структурами, подобными нашему Фонду, созданными на бюджетные средства для подготовки условий под потребности конкретного инвестора. Несмотря на то, что в Свердловской области экономика растет и наблюдается профицит бюджета, такие вопросы на уровне бюджетной политики, к сожалению, не ставятся.

- Что привлекает и что отталкивает иностранных инвесторов в уральском машиностроении?

- Единой схемы нет. Поначалу руководители предприятий обращались за советом к директору Фонда, и Фонд включался в работу их финансовых и технических служб с зарубежным поставщиком оборудования. Сегодня у нас есть интересные готовые решения. В любом случае подход, как и проблемы, всегда индивидуальны.

Принимайте сватов- Каким образом вы сводите предприятия и инвесторов?

- Это способны делать и сами руководители предприятий. В чем заслуга Фонда?

Сначала Фонд вступил в стратегическое партнерство с Уралвагонзаводом, у которого уже была программа технического перевооружения под потребность обеспечить многократный рост производства вагонов (редкий по тем временам случай для наших предприятий). Партнерство позволило выработать основные принципы и схемы работы, а также увеличить круг предприятий-участников (за счет отношений с УВЗ проектантов, поставщиков оборудования и комплектующих). Ныне больше половины участников Фонда на УВЗ уже не ориентированы. Вместе с Уралвагонзаводом мы перестроили отношения с поставщиками оборудования: сегодня их позиции рассматриваются только при наличии предложений по финансированию поставок предлагаемого оборудования. Так мы не только организуем реальный тендер по критерию цена - качество оборудования, но и выбираем лучшие предложения по денежному обеспечению. А зная лучшее, можем добиваться аналогичных предложений почти в любой ситуации.

К сожалению, мы пока почти не работаем с малым бизнесом, поскольку иностранным банкам интересно предоставлять кредиты от 1 млн долларов. Но контракт с малым предприятием реально встроить в схему более крупного проекта, и несколько подобных вариантов уже прорабатываются.

- Во-первых, он выступает как внешний эксперт. Мы в состоянии оценить качество финансовой службы предприятия, поскольку в нашем Фонде работают люди с богатым банковским опытом. Ряд преимуществ несет статус Фонда при губернаторе: наше участие создает взаимное ощущение надежности у иностранных инвесторов и их российских партнеров. Еще момент: как правило, сфера межбанковских соглашений закрыта для предприятий, а наше участие позволяет раскрыть информацию по ценообразованию на финансовом рынке, поскольку Фонд ищет российский банк-оператор для реализации схемы. Более того, в силу ряда соглашений Фонд может оказать содействие российскому банку в получении длинных и относительно дешевых денег от иностранных кредитных учреждений для финансирования проектов, осуществляемых при нашем участии. Понимая, как образуется цена ресурсов для российского банка, мы имеет основания вести развернутый диалог в направлении улучшения условий финансирования. Если предприятию необходимо снизить стоимость ресурсов по контракту, мы можем этого добиться.

- Готового крупного оборудования, которое заказывают уральские предприятия, в Европе нет. Оно производится индивидуально, под конкретный договор. Скорее, речь можно вести о том, что в Германии, Чехии, других странах есть потребность в получении заказов, иначе им придется сворачивать объемы производства, увольнять работников, распродавать имущество. В этом смысле мы для них действительно палочка-выручалочка. И ради этого европейские компании согласны идти на определенные уступки. Мы это отлично понимаем и пользуемся. Но европейцы готовы уступать далеко не всем российским предприятиям, они не будут набирать пустые, ничем не обеспеченные заказы, рискуя произвести продукцию и не получить за нее деньги. Поэтому участие Фонда в таких соглашениях - определенная гарантия иностранным компаниям, что они не будут работать впустую.

- В основном вы содействуете заключению контрактов, по которым уральские предприятия получают связанные кредиты. Может быть, сговорчивость инвесторов объясняется затовариванием европейского рынка? В таком случае, кто кого кредитует?

- По электронной почте мы ежемесячно получаем свыше десятка предложений, но большая часть из них - мусор. Предлагают очень дешевые и, на первый взгляд, очень большие деньги, до 2 млрд долларов, под гарантии, например, правительства или российских банков первой десятки. В этих сомнительных предложениях подозрителен даже источник: они чаще всего идут из офшорных зон - Гибралтара, Сингапура. В них, как правило, указывается очень высокая комиссия для посредника, причем оплатить ее нужно единовременно и до получения кредита.

К обоюдному удовольствию - С какими потенциальными кредиторами вы имеете дело?

- Вы на них вышли или они на вас?

Поэтому в основном источники финансирования мы ищем сами, устанавливаем обширные контакты с ведущими банками Германии, Швейцарии, Италии, США, Японии. Но чтобы между нами возникло полное доверие, чтобы упростить схему предоставления банковских кредитов, необходимо продолжительное время. Сегодня реально опробованы схемы финансового сотрудничества с европейскими компаниями Arinstein ALTA a.s.

- Чем вас привлекли чешские компании?

- Они на нас. Вернее, их вывели предприятия, которым они желали продать оборудование. Сначала они вышли со стандартными предложениями, мало чем отличающимися от других. Но в процессе переговоров нам удалось снизить процентные ставки и добиться приемлемых условий по структуре финансирования.

- Существует мнение, что низкие процентные ставки по кредитам компенсируются завышенной ценой оборудования.

- В Европе установлены единые правила для кредитных учреждений, участвующих в финансировании экспортных поставок. Правила очень жесткие, например, запрещено кредитовать налоговые платежи, соответственно, сложно финансировать такие расходы по контрактам, как НДС и таможенные пошлины. В наших схемах чехи превалируют потому, что им удалось построить систему, которая позволяет предоставлять кредиты на финансирование этих расходов. Второй момент - жесткая связанность кредитов. В Германии есть требование закупать 90% немецкого оборудования, а в Чехии - только 60%, к тому же мы можем способствовать ряду участников Фонда в снижении доли до 40%.

Фонд добивается наилучших условий финансирования исходя не из цены оборудования, а из стоимости финансовых ресурсов на международных рынках. Низкие процентные ставки - отражение реальной стоимости ресурсов (на международном, а не внутрироссийском рынке) для надежных предприятий, имеющих источники гашения кредитов. Важен и фактор объема заимствования. Когда вы занимаете десятки и сотни миллионов долларов под заказ конкретного оборудования, вы тем самым гарантируете существование многим зарубежным компаниям и кредитным учреждениям. Ради собственного стабильного будущего они вполне в состоянии подвинуться.

- Такая постановка вопроса вполне оправдана. В экономике, где понятие «откат» характерно для всех уровней принятия экономических решений, подозревать нечестную игру можно в любой сделке. Наш Фонд не занимается вопросами ценообразования на поставляемую продукцию, поэтому данный момент целиком на совести специалистов предприятий. А если говорить конкретно об Уралвагонзаводе, вы же понимаете: это стратегически важное государственное оборонное предприятие, и внимание Счетной платы РФ, других контролирующих органов к заключенным им сделкам очень велико. Если бы руководство предприятия вело себя неподобающим образом, переназначение генерального директора (Николая Малых. - Ред.) на очередную пятилетку просто не состоялось бы.

Бинокль для заказчика

Дополнительные материалы:

Валерий Руденко

Для привлечения потенциальных инвесторов и покупателей продукции уральского машиностроения в Нижнем Тагиле (Свердловская область) седьмой год на базе ФГУП «Нижнетагильский институт испытания металлов» проводятся показы военной и гражданской техники. В этом году «мирная„выставка „Оборона и защита“ пройдет с 5 по 9 июля. Ожидается участие не менее 300 предприятий, 100 иностранных представителей из 30 государств. Будет показано 160 единиц крупногабаритной техники, в том числе 58 - от Уралвагонзавода.

Потенциальные партнеры должны видеть продукцию уральских машиностроителей со всех сторон и в упор

- Валерий Лукич, какие новые объекты инфраструктуры появятся к открытию выставки?

Запланировано, что выставку посетят около 50 тыс. человек. С генеральным директором Института испытания металлов Валерием Руденко мы говорили прежде всего об уровне сервиса.

- Как обстоят дела с размещением гостей?

- Будет еще одна трибуна на 400 мест, таким образом, их общее количество увеличится на 20%. На демонстрационной площадке строится здание для испытания сил МЧС и гражданской обороны. У нас появился телевизионный комплекс, и теперь каждый участник выставки может прорекламировать продукцию по мониторам непосредственно со стенда в прямом эфире. Введена единая система автоматизированного учета на двух проходных.

- На выставке, как всегда, ожидается большая демонстрационная программа. Планируется ли выдача средств визуального наблюдения?

- Нижний Тагил готов принять в гостиницах до двух тысяч человек, в этом году в санатории „Руш“ (это 10 минут езды от выставочного комплекса) открыт VIP-корпус на 80 мест в дополнение к 120-ти, обустроенным в прошлом году.

- В прошлом году в павильонах было очень жарко…

- У нас есть штук пятьдесят биноклей. У меня вот тут два лежат, дома еще один… Надо будет организовать прокат. (Пресс-секретарю: „Запиши пожелание в протокольчик“.) Любую интересную картинку будем показывать на мониторах и экранах, зрители смогут увидеть даже результаты стрельбы системы СМЕРЧ на 30 км.

- А для участников выставки?

- Ну, в конференц-залах и пресс-центре у нас кондиционеры есть.

- Но как все-таки быть участникам?

- В губернаторском зале настолько тонкие стены, что там прохладно и не надо ничего ставить. Как и в рубке, где заседает наш штаб.

- Какова судьба выставки вооружений-2006?

- Знаете, в павильонах во Франции (а это обычные летние ангары) - никаких кондиционеров. А там температура 30 - 35 градусов. У нас же круглый год холодно, давайте хоть во время выставки согреемся.


Фонд поддержки инвестиций при губернаторе Свердловской области


- Против нашей выставки вооружений у Москвы возражений нет, только нам советуют перейти на нечетный год, поскольку в следующем году планируется военная выставка в подмосковном Красноармейске. Это нас не устраивает: придется ломать весь график - либо проводить выставку два года подряд, либо замереть на три года. Вопрос до сих пор не решен. В Москве, конечно, есть хорошие павильоны для закрытых экспозиций. Но ведь главное - показать технику в действии. Мы убедились в этом, когда готовились индийские контракты для УВЗ (в апреле 2004 года Уралвагонзавод завершил исполнение трехлетнего контракта на поставку в Индию танков Т-90С на сумму 800 млн долларов. - Ред.). Индийцы не просто на картинку смотрели, они приехали и прокатились на танке, постреляли днем и ночью, видели производство. Вот так покупается техника. И для этого у нас созданы все условия.

На сегодня изучено бизнес-проектов на общую сумму около 3 млрд долларов. Положительное заключение выдано по 71 проекту на сумму 1,16 млрд долларов. Фонд принимает участие в проработке и заключении контрактов. На начало 2005 года заключено 16 контрактов на общую сумму свыше 64 млн долларов. Участники контрактов - ФГУП ПО «Уралвагонзавод», Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, Уральский оптико-механический завод и другие.

Начал работу в апреле 2002 года на основании указа губернатора как специализированная организация, координирующая усилия исполнительной власти, банковских и предпринимательских структур в реализации областной инвестиционной политики. Рассматривает бизнес-проекты, поступающие от предприятий и областных министерств.


РИЦзадуман в форме областного государственного учреждения на базе ОГУП«Уралпатент». Его роль - коммутация с российской и мировой научнойэлитой, поиск и экспертиза разработок, выдача патентов и лицензий,финансирование перспективных проектов и вывод их на рынок, возможно,с привлечением иностранных венчурных инвесторов. Фактически речь идето создании «магазина бизнесов», в котором можно купить дело на любойстадии развития: от проекта до готового предприятия с производственнойплощадкой, оборудованием, развитой системой менеджмента и отработанныммаркетингом. Есть где развернуться и начинающим бизнесменам,выпускникам вузов.

Инновационная система будет включать региональный инновационный центр (РИЦ), бизнес-инкубатор, технопарк, а также созданный в прошлом году Южно-Уральский инновационный венчурный фонд «Инновации. Технологии. Развитие».

По словам президента «ПромАсса» Валерия Панова, областное правительство в ближайшее время утвердит соответствующую программу на три-четырегода. Уже в этом году из средств регионального бюджета, возможно, будетвыделено до 50 млн рублей. По прогнозу заместителя председателяобластного Законодательного собрания Семена Мительмана, федеральныйцентр может поддержать программу инвестициями на паритетных началах.Для этого региону необходимо доказать инновационную состоятельностьи выиграть конкурс. Гранты российского правительства составляют 600 млнрублей. Размер правительственного гранта соразмерен объему средств,которые инвестируются в развитие инновационной системы в самом регионе.Как отмечает Мительман, в области осуществляются инновационные проектына сумму 80 - 90 млн рублей, таким образом, регион может рассчитыватьна федеральный грант до 100 млн рублей.

Деятельность РИЦобеспечивается остальными звеньями системы. Самым крупным, какпо структуре, так и по объему финансирования, обещает быть технопарк.Его планируется разместить неподалеку от Южно-Уральскогогосуниверситета (ЮУрГУ) в парковой зоне Челябинска. На компактнойтерритории сосредоточится интеллектуальная, научная, производственнаябаза. Бизнес-инкубатор будет отвечатьза трансфер коммерциализованных научных идей. Экспертиза инновационныхпроектов - сфера ответственности авторитетных ученых и бизнесменов.Финансирование одобренных проектов - специализация Южно-Уральского инновационно-венчурного фонда, созданного в прошлом году при участии «ПромАсса» и ЮУрГУ.

Дополнительные материалы:

По оценкамспециалистов «ПромАсса», бюджетная эффективность инвестицийв инновационные разработки составит от 150 до 200% на каждый вложенныйрубль за счет увеличения налоговых поступлений и до 300% - за счеткапитализации акций и долей инновационных предприятий.





Борис Мильграм


Не известно, что надеялся отыскать на Урале шотландский баронет Роберт Мурчисон в серединеXIX века, но известно, что нашел. Останки ископаемых животныхи растений, геологические пласты, которые принадлежали особой, ещене установленной эпохе в жизни Земли. Ученый назвал этот периодпермским, в честь места его обнаружения - Пермской губернии. Пермскийпериод длился 45 миллионов лет. Первые динозавры - из тех времен.До сих пор в районе деревни Ежово полосой проходит «месторождение»древних ящеров: можно копать и доставать кости. Впрочем, табличкипредупреждают: копать нельзя.

Балет «Пермскийбалет» - брэнд еще с тех времен, когда и слово почти не употреблялось.С конца 60-х юные ученицы Пермского хореографического училища регулярнопобеждали на международных балетных состязаниях, а имя НадеждыПавловой, воспитанницы знаменитого педагога Людмилы Сахаровой, былоне менее популярным, чем фамилии космонавтов. Пермских выпускникови сейчас расхватывают столичные театры. Миф о замечательном пермскомбалете поддержан творчеством хореографов, работавших в театре оперыи балета, и блестящим реноме труппы, востребованной на Западе.А в 1990 году Пермь обзавелась фирменным конкурсом «Арабеск»,собирающим каждые два года по весне немало балетных знаменитостей. Всеэто принесло городу репутацию третьей хореографической столицы России.

«Копать» решили не вглубь, а вширь. Брать лежащие на поверхностиприметы края и активно их раскручивать. Если воспринимать нынешнеесостояние общественного сознания Перми на вербальном уровне,то наиболее часто повторяющиеся слова: «имидж», «брэнды», а еще -«стагнация» как констатация самочувствия культуры. Как они связанымежду собой? В правительстве области всерьез озаботились созданиемяркого положительного образа края. Уникальный для уральского регионафакт: у губернатора появился заместитель, ответственный за имидж.Городское руководство также подкрепило себя опытным имиджмейкером.В ход пошло проверенное средство создания образа - брэнды: как ужесуществующие, безусловные, «пермский балет» например, так и подзабытые.Заботы об имидже грозят всколыхнуть небедную на таланты, но несколько«заболоченную» культурную среду. Тут вспомнили и геологическое открытиеиностранца, что вписало корень «пермь» в историю планеты, - пораи из него извлекать дивиденды: заговорили о создании Парка пермскогоящера. Происходит второе открытие «пермского периода». Сколькоон продлится, войдет ли в историю хотя бы своего края, зависитво многом от действий власти, которая это открытие сегодня и намеренаосуществить.

Однако правильно ли ассоциироватьПермский театр (кстати, старейший из всех российских периферийных, емуболее 130 лет) только с балетом? Наверное, нет. Пермская опера никогдав творческом плане не существовала по остаточному принципу. Нежеланиежить по законам провинции - вероятно, девиз и нынешнего лидера театраГеоргия Исаакяна. В свое время он стал самым молодым в стране главнымрежиссером театра, а затем и худруком; по мнению «Музыкальногообозрения», прочно входит в пятерку наиболее востребованных оперныхпостановщиков страны. Намного раньше балета Пермская опера получила«Золотую маску» за актерские номинации в спектакле Исаакяна «ДонПаскуале». А Георгий пополняет репертуар эксклюзивом, изумляя смелостьюнепровинциальных амбиций: «Клеопатра», «Лолита», «Альцина». При этомотнюдь не замыкает все на себе, приветствуются эксперименты с участиемдругих мастеров. Совсем недавно модный балетмейстер Раду Поклитарупоставил балет с пением Брехта - Вайля «Семь смертных грехов», а лидеротечественного contemporaty dance Татьяна Баганова осуществиламинималистскую интерпретацию оперы Стравинского «Соловей». Высокийпрестиж Пермского театра в целом подтвердили его оперно-балетные гастроли на сцене прославленной Мариинки, проведенные в январе этого года по личному приглашению Валерия Гергиева.

В последниегоды на этот имидж сработала связь с американским Фондом ДжорджаБаланчина, позволившая иметь в репертуаре его постановки. И если ранеевсе «войны» в балете велись на поле классики, то теперь Пермский театрвключился в негласное соревнование с Большим и Мариинским по масштабуи скорости освоения наследия великого хореографа ХХ века. Одиниз раундов схватки трех театров в прошлом году закончился победойспектакля «Ballet Imperial» на «Золотой маске» и блистательнымвыступлением на летнем фестивале в Санкт-Петербурге,когда переполненный зал Мариинского театра стоя аплодировал мастерствупермской труппы. В критике, в том числе западной, возникло и получилолегитимность понятие «пермский Баланчин»: его сочинения предстаютв трактовке уральских танцовщиков не в виде холодно-отточенноймузейной редкости, а живыми, исполненными драйва и тайны. Всех волнуетпродолжение дуэли на предстоящем весеннем фестивале «Золотая маска»,куда поедет и пермская «Серенада». А в планах театра - сотрудничествос еще одной звездой: «Лебединое озеро» в постановке давно живущейна Западе балерины Натальи Макаровой должно украсить репертуар в маеэтого года.

Между темсловосочетание «балет в Перми» до недавнего времени имело еще одинсмысл. Здесь жил и создал свою империю танца Евгений Панфилов,хореограф с мировым именем и репутацией первопроходца современноготанца. 15 лет существования театра «Балет Евгения Панфилова» - этоистория борьбы за выживание первой в России частной балетной труппы,всевозможные призы и награды и еженедельный переполненный зал Пермскогодраматического (как немой упрек хозяевам). Сейчас панфиловскаякомпания, ставшая незадолго до гибели создателя государственной,переживает смену художественных приоритетов и типичную драму авторскоготеатра, потерявшего лидера. Останется ли брэндом имя, принесшее Пермистолько популярности и славы, - большой вопрос. Больной вопрос.

Однаковнимание властей, как и солидная финансовая поддержка (прежде всегофонда «Жемчужина Урала»), отданы лишь балету. Он - брэнд, опера таковойвластными структурами не воспринимается. Проблему можно было бы считатьвнутренней, если бы она не отражала общую ситуацию в культуре Перми:имиджевые виды искусства, в которые вкладываются средства, процветают,другие развиваются недостаточно.

Драма Полторадесятилетия назад авторский театр Сергея Федотова был назван«У моста» - по находящемуся недалеко мосту, соединяющему два берегаКамы. Если следовать архитектурно-ландшафтнойтрадиции, его можно было бы назвать «На горке», а с учетом сезоннойинтерпретации - «На ледяной горке». Из машин сюда вскарабкиваются лишьсмелые джипы да «шестерки», которым нечего терять. Впрочем, трудноститолько подчеркивают всенародную любовь к театру «У моста»: зална 160 мест ежедневно заполняется мест на 180.

Вероятно, как-топримирить «конфликт жанров» призван мультикультурный фестиваль«Дягилевские сезоны: Пермь - Петербург - Париж». Хотя осваивать идеии наследие Сергея Дягилева в Перми начали давно, только в 2003-м городполучил «долгоиграющий» проект с достойной концепцией. В орбитуфестиваля попадает все новое во всех видах деятельности великогоимпресарио и первого русского продюсера: от художественных выставоки концертов до мировых театральных премьер. Благодаря такой моделии мощно раскрученному имени Пермь сможет стать в полном смысле «ДомомДягилева».

«У моста»возник на волне альтернативности в конце 80-х. Он поразил и привлекнеобычной тогда темой - мистической. На первых представлениях зрителииспытали эстетический шок. Его основными авторами стали Гогольи Булгаков. Однажды провели опыт: девять вечеров подряд в афишезаявлялась «Панночка» (по «Вию») - девять вечеров подряд у входаспрашивали лишний билетик. «У моста» - театр атмосферы. По мнениюзаместителя художественного руководителя коллектива Дмитрия Хомякова,атмосфера - вещь объективная. Актеры перед каждым спектаклем проходяттренинги, «разогревают» сцену и себя. Здесь считают: артист долженпребывать в экстремальной психологической ситуации, тогда высекаетсяэнергия, которая завоевывает зал.

Этопермский «Малый театр». А почти рядом, вдоль одной из центральных улицобластного центра, огромные, как реклама гипермаркета, плакатыготовящихся премьер «Большого драматического театра». Основной сюжеттеатральной жизни крупных городов обычно и развивается на стыке такихтеатров: большого, академического и малого - инновационного. Провинцияв этом отражает общероссийские тенденции, но с местным колоритом.

Однакотеатру малому, даже находясь на пике развития, трудно стать брэндом.В свое время «У моста» подхватил муниципалитет, облегчил театруфинансовое существование. Но ставку принято делать на крупное.

Но театр - какжизнь: имеет периоды роста и кульминации. «У моста», по оценке многих,перевалил за вершину. Пессимисты говорят, что театр «кончился». СергейФедотов за границей работает не меньше, чем дома. Ходят слухи, чтоновые постановки он готовит заочно: присылает кассету с видеозаписьюи дает указание: «делайте так же». В результате в театре разгорелсяконфликт, группа актеров его покинула, часть перетекла в академическуюдраму, часть создала другой коллектив с тенденциозным названием «Новыйтеатр» и уже представила две премьеры. Вообще-то,обычный творческий процесс. От культурного древа отпочковалась ветвь,молодая и свежая. Дух экспериментаторства переместился в иныепространства, на прежней площадке обосновалась зрелость. Лишьбы не старость и затухание. Пока же зрители, как и раньше, карабкаютсяв гору, кляня дорогу и благословляя театр.

Мильгрампришел с концепцией, придуманной им раньше с другим известнымрежиссером Владимиром Мирзоевым, - театр альтернативной режиссуры.До конца сезона предполагается шесть новых спектаклей: «Владимирскаяплощадь» (мюзикл на сюжет Достоевского написал Александр Журбин,режиссура Владимира Пази из театра Ленсовета); «Чайка» (поставил самМильграм); за роман Фейхтвангера готов взяться Игорь Лысов из Москвы;дело найдется и для Сергея Федотова («Мелкий бес») и даже для оперногоИсаакяна («Гамлет»). Классическое основание не должно вводитьв заблуждение: предполагается современное наполнение. Цель БорисМильграм формулирует так: привлечением лучших российских, а потоми зарубежных режиссеров создать на Урале зону исключительнойтеатральной привлекательности.

Судьбапровинциальных «БДТ» - один из самых больных вопросов культуры. Общаяситуация: есть здание - большое и красивое, труппа - сильная, но естьи неповоротливость больших кораблей. Где-то активно эксплуатируют здание, где-тозанимаются производством «конфеток» массового спроса и смутногокачества. Мало пока примеров успешного возрождения провинциальныхрепертуарных театров. В Перми, в русле наметившегося имиджевого потока,замыслили из академического театра сделать брэнд, в идеале не менеезначимый, чем балет. Рассудили здраво: успех определяет личность.На должность художественного руководителя и не оскорбительную дляуважающего себя человека зарплату был приглашен Борис Мильграм. Когда-тоего творческая судьба начиналась в Перми, а известность он завоевалстоличными постановками: «Овечка», «Персидская сирень». Сейчас егомиссия - спасти «титаник». Он считает эту миссию выполнимой.

-Высокая цель - прежде всего дорога. Может быть, такая цель в принципенедостижима. Но это не значит, что по дороге не надо идти. У меняже продуманы пути реализации цели.

- Борис Леонидович, насколько реальны столь высокие заявки?

-Деньги на то, чтобы сделать достойный театр, можно найти в любомбюджете. Это вполне мыслимые средства. Важно попасть в приоритеты. Меняже пригласили не просто место занять, а перестроить театр.

- Не случится так, что путь преградят финансовые барьеры?

-Сейчас в чиновничьи круги приходит бизнес и вносит в действия властикоррективы. Вы хотите получить средства на проекты? А область хочетполучить идеологические, имиджевые дивиденды. Возможно пересечениеинтересов. Если представители власти при этом не требуют, чтобыя впрямую их обслуживал, то есть ставил спектакли про их замечательнуюполитику, а решал глобальные задачи: привлечение такой-то публики, выход на внешний культурный рынок, - я готов вести диалог.

- То есть ваш диалог с властью внушает надежды?

-В провинции больше страхов перед движением вперед, якобыневозможностей. Но они разрушаются в одну секунду, оказывается,их просто забыли отменить. А столица жестока, там все подчинено идееденег. Часть своей жизни я посвятил коммерческому театру. На зареантрепризы пытался ставить спектакли, которые зарабатывали деньгии являлись при этом качественной, серьезной работой. Но со временемантреприза пошла по малозатратному пути, люди стали ходить на лица,а не на спектакли. Мы сами отучили публику от театра. Моя цель в Перми:преодолеть архаику, сохранив некий наив и чистоту, чтобы коммерческаясторона не стала самоцелью, а только механизмом.

- Вы знакомы со столичными реалиями. Насколько процессы в центре отличны от того, что «на местах»?

Боги В историческойчасти города, в бывшем соборе на берегу Камы разместилась Пермскаягалерея. Благодаря трудолюбию русских художников, практически каждыйобластной музей изо имеет картины или эскизы Айвазовского, Брюллова,Шишкина. Так что и в провинции можно отследить основные этапыхудожественного развития страны. А в чем-топровинциальные экспозиции смотрятся более выигрышно, чем столичные: онисоразмерны человеку, не подавляют количеством великих имен на единицуплощади. Пермская экспозиция выстроена профессионально и с чувствоммеры. По словам заведующей отделом галереи Тамары Шматенок, из фондовотбирались произведения программные, выразительно представляющие каждуюэпоху. Проходя по залам, видишь не только смену художественных стилей,но и то, как менялось человечество и его ощущение себя в этом мире:от гармонии с природой и космосом к отделению себя и дистанцированиюот прочего мира.

Чтож, планы поверяются исполнением. Посмотрим, удастся ли создать брэнд«пермская драма». А пока можно констатировать новый поворот сюжетав пермской театральной жизни. Площадки, которые традиционно считалисьинновационными, становятся более академическими, а центр предполагаемыхперемен перемещается в большой театр, который обычно олицетворяетнеизменность.

Сегодняактивно востребуются и другие «пермские боги» - все культовые фигуры,связанные с краем. Конечно, это Чайковский, родившийся в бывшейПермской губернии. Конечно, это Дягилев, также пермяк по происхождению.А еще - Борис Пастернак. В 1915 - 1916 годах он переживал личностныйкризис. Здесь, в доме управляющего пермского завода, писал стихии прозу. Наверное, каждый житель Перми, который читал «Доктора Живаго»,испытал чувство узнавания. Вот дом, где жила Лариса в городе Юрятине.Вот библиотека, где Живаго встретил героиню. В Перми говорят о созданиимузейного комплекса писателя.

Особое место в галерее занимают«Пермские боги». Это коллекция деревянной скульптуры на христианскиетемы, выполненной во многом в языческих традициях. В XVII -XIX столетиях объемные иконы с изображением Христа и святых, ангелови распятия вырезали мастера по всей России. Однако пермская коллекциястала первой, самой представительной (370 экспонатов) и теперь ужевсемирно известной. Заглянуть в лики уральских святых приезжаютхудожники и любители культовой пластики отовсюду.

Других экспозиционных площадок в городе между тем немного. Доброй традицией стал ежегодный январский арт-салон,где художники не только представляют произведения, но и продают их.Из постоянно действующих галерей современного искусства заметна лишьодна - «Марис»: с комфортным для картин и посетителей помещениемв центре города, с собственной выставочной концепцией. Авангардныежанры изобразительного искусства (видеоарт, медиаарт) в Перми такжепредставлены. Сергей Тетерин составил манифест актуального искусствапод девизом «Все медиахудожники попадают в рай», действует своеобразныйцентр альтернативного искусства - Объединение «Мыр». Но перформансы,по мнению игроков культурного поля, остаются явлением случайным,андеграундным. На них косо смотрят как власть предержащие, таки коллеги по цеху. «Пермь крепка традицией», констатирует директоргалереи «Марис» Татьяна Пермякова. «Стагнация, по-настоящему новых художественных идей и направлений нет», - убеждена Тамара Шматенок.

Однако современное человечество и его художественное самочувствование в музее-галереепочти не представлены. На XX - XXI века работает пока лишь зал сменнойэкспозиции, где выставляются в основном признанные мастера, как,например, Константин Собакин. Пермская картинная галерея отражаеттенденцию: основное внимание - истории. Тому, что уже создано и требуетсохранения. Курс взят на поддержание - не на развитие. Современникампредоставлена почетная возможность выплывать самостоятельно.

Брэнды - «из другой оперы». Онипринципиально делают ставку на уже существующее. Но прогрессв искусстве, да и в других сферах, идет за счет отрицания. Новое всегдаотрицает старое.

Почва Есть такая шутка: «Почему-товсегда сообщают о смерти великих людей, и никогда - об их рождении».Кто знает, что получится из ростка, цветок или сорняк. Чтобы новогобыло больше и оно было качественным, требуется удобренная вниманиеми вложениями почва.

Для нормального, не искаженноговременными интересами развития культуры требуются вложения, какфинансовые, так и организационные, не только в брэнды - но и в почву.Чтобы само по себе свободно произрастало новое. Чтобы развивалось то,что пока не грозит стать брэндом, но со временем, возможно, превратитсяв такой же символ Перми, как балет, пермские боги, пермский период.Например, пермский рок. Благодаря Олегу Новоселову, Пермский крайпрославился не только собственными рок-группами, но и фестивальным движением: «Рок-лайн» в Кунгуре, молодежный рок-марафон. Общественная организация «Авторский дом» задумала благотворительный проект (включает выпуск дисков рок-музыкии бардовской песни), средства от которого пойдут на благоустройствогородского сквера; он получит имя недавно ушедшего из жизни Новоселова.Другой пример - пермская школа кинодокументалистики. Павел Печенкинне только создал киностудию «Новый курс» и снимает первоклассныедокументальные фильмы (а кино в жанре «.doc» становится все болеепопулярным и в мире, и в России), но и проводит фестиваль, на которыйприезжают и зарубежные гости. Однако возможность ставить фильмыон получает лишь тогда, когда удается раздобыть средства.

Нынешний пермский вектор -направленность на имидж - вещь для культуры во многом полезная. Брэнд -тот паровоз, который способен вытащить за собой вагон искусства.Он подчеркивает востребованность искусства, придает ему практический,а не только сакральный смысл в глазах масс. Но ориентация властиисключительно на брэнды может стать опасной для культуры и в итогевсего общества. По оценке эксперта в сфере искусства Юлии Баталиной,«сейчас в Перми развиваются определенные традиционные направления,которые считаются выигрышными для имиджа, прежде всего внешнего. Все,что не имеет официальной поддержки, выражено слабо. Нет перспективы дляновых форм».

Председатель городского комитетапо культуре администрации Алексей Родин не отрицает: главная цель -поддержать то, что уже есть. На развитие порой средств не хватает. Лишь2% городского бюджета идет на культуру (государством провозглашенанорма - 6%), примерно четвертую часть необходимых для жизни средствучреждения культуры зарабатывают самостоятельно. Чтобы новациине сковывались намертво рамками бюджета, с 1998 года в Перми проводитсяконкурс грантов, участвовать в котором, по задумке, может любойгражданин города, любой коллектив. На грантовую поддержку изданы книгиместных писателей, поставлены спектакли учебных театров и студий.Но сегодня этого явно недостаточно. Наиболее передовым, ещене получившим массового признания направлениям искусства гранты «негрозят». Авангардное искусство всегда спорно. Оно непривычно,провокационно, но именно оно - на острие. Чтобы мощная поступь брэндовне раздавила слабые и легкие ростки нового, необходима постояннаяподдержка галерейного движения, авторских проектов в том числеи альтернативной направленности. Даже если пока не ясно, что из нихполучится.

Финансированиекультуры строится по сетевому принципу: на существующие учрежденияи проекты. Попасть в давно утвержденный список официально признаных,непросто. Сегодня громко звучит театр «Новая драма». Он стал известенза пределами Урала: столицы его оценили и уже успели «увести» самогояркого актера. Новая драма - понятие архиактуальное, на спектакляхэтого направления разгораются споры вплоть до драк. Однако театр есть -и театра нет: он существует на правах студии и даже не может продаватьбилеты.

Профессор Уральскогогосуниверситета Сергей Кропотов, изучающий региональную идентичностьи ее формирование, целенаправленный брэндинг считает реальныминструментом конкуренции территорий. Пермь в этом плане выглядит болеепродвинутой, чем Екатеринбург или Челябинск. «Брэндинг сегодня -попытка регионов привлечь дополнительные инвестиции. Но грамотныйбрэндинг подразумевает развитие пространства, а не отдельных „башен“в этом пространстве. Культура - есть среда. Если не развивать среду,желаемый результат вряд ли будет достигнут. Пример из Свердловскойобласти - Верхотурье. Оно не поднялось за счет отдельных храмов, какбыло, так и осталось депрессивной экономической территорией. Территориялишь тогда хорошо „продается“ через брэнды, когда сама среда достойнаэтих брэндов».

В искусстве далеко не все определяют деньги, но почти все - поддержка. Если какое-тонаправление ощущает тотальную незаинтересованность властей, оно врядли найдет в себе силы пробиться наверх. Ведь и то, что сегодня беретсяна щит, когда-тотребовало тщательного ухода. Пермский балет стал брэндом, потому чтосоздана школа. Потому что в свое время была хорошо удобрена почва,на которой он вырос.

Пермь на экспорт
Средиучреждений культуры Перми самый «выездной» - театр оперы и балета.Только в минувшем году он совершил несколько масштабных гастрольныхтуров по Европе (Швейцария, Германия, Голландия, Ирландия), плюсучастие в мировой премьере в Локкуме и показ на Мюнхенскомвидеофестивале. Театр «Балет Евгения Панфилова» при жизни создателяежегодно не по разу представлял Пермь за рубежом, сейчасвостребованность труппы несколько снизилась.

Дополнительные материалы:

Не уезжай - этот посыл к бизнесу намерен сделать одним из принципов работы новый вице-губернатор Пермской области Олег Ощепков.Кроме курирования вопросов культуры, спорта, молодежной политикион будет отвечать за формирование положительного имиджа Пермскойобласти.


Активно осваиваютевропейский культурный рынок музыкальные коллективы, особеннофольклорного направления. Ансамбль народной музыки и танца участвовалв форуме «Европейская столица», дал 25 концертов в разных городахВеликобритании, его видели в Швейцарии и Франции. Квартет «Каравай»выступал в Чехии. С Чехией у Пермского края вообще крепкие связи, тамнеоднократно проходили гастроли театра «У моста», а его главныйрежиссер признан в этой стране лучшим режиссером года. Пермскиехудожники и скульпторы принимали участие в саммите городов-побратимов, который проходил осенью в США.

- Мы будем ориентироваться на два круга - внешнийи внутренний. Внутренний - это различные группы жителей области:молодежь, бизнесмены, работающее население, пенсионеры. Ему адресованадоктрина «Территория успеха». Понятно, если мы будем просто кричать«Пермь - это территория успеха», нам никто не поверит. Мы должнысформировать в числе прочих событийные программы по каждому из моихнаправлений работы - в молодежной политике, спорте и культуре. Вседолжны знать: в Пермском крае происходит масса знаковых мероприятий,с привлечением большого числа людей - не только здешних жителей,но и тех, кто сюда приезжает.

- Олег Евгеньевич, каким будет образ Прикамья?

Вместе с этим мы понимаем, что надо создавать новыеточки роста Прикамья. Необходимо инициировать процессы, которыемы затем отдадим на аутсорсинг коммерческим структурам. Если говоритьо культуре и театре, мы не должны думать только о некоем количественовых театральных постановок. Необходим, к примеру, Дом актера, которыйдолжен стать местом паломничества бизнеса, актеров и режиссеров, местомреализации новых театральных проектов. Нам нужно новое здание дляхудожественной галереи - не просто большая коробка, а проект, значимыйдля перемещения уникальных коллекций, объект архитектуры, новая точкароста.



Олег Ощепков


Доктрину, рассчитанную на внешний круг, то естьна российский и западный бизнес, можно назвать «Пермский период».Я имею в виду не столько геологический период, сколько доминированиеПермского края в различных отраслях. Необходимо, чтобы люди осознали:Пермский край реально вкладывает в умы, в знаковые мероприятия,становится местом рождения многих интересных проектов.

Задача моя и администрации в целом - принципиальноизменить культурный фон в понимании экспертов, молодежи, бизнеса.Мы хотим сделать так, чтобы люди не проклинали то место, где вродебы нормально делать бизнес, но во всем остальном - тоска. Мы должныиметь такой посыл к бизнесу: «Не уезжай, ты можешь быть здесьреализован и успешен».

- Читаем, например, в Wall Sspaneet Journal заметку:в российском городе Пермь жители выходят на улицы, недовольныемонетизацией. О городе говорится как о некоем сонном населенном пункте.Этот стереотип жив, к сожалению! Его хочется выкорчевать из сознаниялюдей, которые нам потенциально интересны. Чтобы они читали, например,о том, как триумфально прошли гастроли пермского балета (он, кстати,планирует огромное турне по Америке - от побережья до побережья). Такимобразом, через отдельные проекты нужно выстраивать информационное поле,влиять на умы: да, в Пермском крае теперь другие времена и другие люди.

- Какие сложившиеся черты Перми нуждаются в первоочередном моделировании?

- Положение с аэропортом вопиющее, это понимают все.Аэропорт должен быть другим. Гостиницы должны быть другими, их должнобыть больше. Мы будем решать вопросы улучшения имиджа и развитияинфраструктуры как минимум параллельно.

- Имиджевые проекты -безусловно, хорошо и грамотно для улучшения образа региона. Но светлыйобраз может разрушиться, когда гости увидят, что аэропорт плох,а дорога от него разбита. Ваша деятельность будет синхронизированас деятельностью других вице-губернаторов, с тем же Олегом Ждановым, отвечающим за развитие инфраструктуры?

- Возьмем, например, театры. Мы понимаем, чтосуществующая система продажи билетов неэффективна с точки зренияэкономики театров. Нам интересны единые электронные системы продажибилетов. Это могут быть две-три конкурирующие между собойсистемы, чтобы через них продавались билеты с как можно меньшей маржой,чтобы маржа была на объеме продаж.

- О месте бизнеса в реализации имиджевых проектов, пожалуйста, поподробнее.

Я рассматриваю свою деятельность как работу проектногоменеджера: я должен запустить большие, маленькие, средние программыи сделать так, чтобы они вырастали в знаковые.

Или такой вариант. Представители бизнеса вылетаютв столицу, чтобы поддержать наших артистов, выступающих в Большом.У меня есть желание сделать подобные вещи системными. Это повлияети на имидж самого бизнеса.


28 июня исполнилось 100 дней, как челябинцы избрали главой города создателя агропромышленного объединения « Макфа» Михаила Юревича. Наш журнал всегда стоял на том, что предприниматели как наиболее экономически активная и просвещенная часть общества должны набраться духу прийти во власть на смену партийно-хозяйственной номенклатуре, сохранившей позиции с советских времен. Отважившихся - единицы. Поэтому избрание предпринимателя Юревича главой мегаполиса мы рассматриваем как неординарное событие в масштабах не только Урала, но и всей страны. Главная проблема, которую мы обозначили с избранием Юревича (см. «Прецедент или инцидент», «Э-У» 12 от 28.03.05): справится ли он с искушением властью, дающей исключительные возможности для расправы не только с политическими, но и с экономическими конкурентами? Не возьмет ли на вооружение приемы дряхлеющей элиты? Не похоронит ли таким образом надежды на переход от варварского принципа подчинения бизнеса властью к партнерским отношениям?

От управления компанией к управлению городом. Михаил Юревич с главами крупнейших городов России. Слева направо: Михаил Юревич, Евгений Ищенко (Волгоград), Аркадий Чернецкий (Екатеринбург), Вадим Булавинов (Нижний Новгород).

За разъяснениями мы обратились к самому Михаилу Юревичу , а также к местным политикам, бизнесменам и его бывшим соратникам.

Вынуждены констатировать: новый градоначальник Челябинска уже успел нажить недоброжелателей из числа предпринимателей, жалующихся на административную волокиту. Публично многие предпочитают не высказываться: то ли опасаются возмездия со стороны городской администрации, то ли рассчитывают договориться со свежеиспеченным «хозяином города».

- Первая - кадры. Состав, доставшийся нам от прежнего главы, надо менять. Вторая проблема: очень маленький бюджет города, я бы сказал, просто нищенский. На текущий год - всего 5,5 млрд рублей. Для города-миллионника такой бюджет недопустим. Возникли проблемы с предпринимателями, близкими друзьями прежнего мэра, которые в свое время получили множество преференций. С этим надо бороться.

- Михаил Валериевич, с какими основными проблемами вы столкнулись в первые месяцы работы на посту главы Челябинска?

- С пополнением бюджета нам помогает губернатор. Кроме того, наш источник - местные налоги: подоходный, на землю. В первом случае собираемся бороться с зарплатами «в конвертах»: у нас многие официально получают 1 - 2 тысячи, понятно, что реально больше, не менее 4 тыс. рублей. Будем совместно с налоговой инспекцией заставлять работодателей выплачивать всю зарплату официально. Хотя муниципалитет не должен этим заниматься. Еще один источник увеличения доходной части бюджета - продажа земли под застройки. Многие предприниматели хотели бы построить торговые и развлекательные центры в Челябинске.

- Как вы собираетесь увеличивать доходную часть бюджета?

- Предприниматель (Артур Никитин. - Ред.) построил торговый комплекс рядом с Южным автовокзалом. В здании комплекса расположены билетные кассы, и он берет с продажи билетов 17- 18%. По сути, присваивает себе всю рентабельность муниципального перевозчика. При таком раскладе междугородние перевозки не приносят никакой прибыли, а ведь они дотируют убыточные внутригородские. В результате МУП «Челябгортранс» несет одни убытки (при том что до сих пор за свой счет обслуживает автостоянку, которая расположена на муниципальной земле), а городской бюджет недофинансируется. Поэтому, во-первых, мы решили брать с частных перевозчиков плату за пользование платформой. А во-вторых, -; разместить билетные кассы рядом с автовокзалом. Возможно, вообще перенесем автовокзал в другое место.

- А в чем суть конфликта с предпринимателями, близкими к бывшему мэру Вячеславу Тарасову?

- Этот конфликт - лишний повод для предпринимателя (Артура Никитина. - Ред.) привлечь внимание к своей персоне. Комплекс был закрыт по инициативе собственника. Ссылки на аттестат несерьезны. Любой глава района это подтвердит. И мэрия к этому скандалу непричастна.


- Что происходит с фирмой «КС»? Почему закрыт торговый комплекс? Так ли уж нужен аттестат на право ведения торговли?

- Никакой подоплеки нет. Некоторые предприниматели, будучи близкими друзьями прежнего главы города, получали разные преференции. Еще неизвестно, по какой цене муниципальные власти продали предпринимателю землю под застройку торгового центра рядом с автовокзалом. С этим надо разбираться. Само собой напрашивается определение «коррупция». Если бы на нашем месте был частник, он решил бы эту проблему немедленно. А мы, муниципальная власть, еще тянем, пытаемся решить вопрос по-хорошему, законным путем.

- Поскольку Никитин - союзник бывшего мэра, закономерен вопрос: есть ли в противостоянии политическая подоплека?

- В нашем журнале точно не появятся.

В принципе, никакого особого противостояния с предпринимателями нет, за исключением двух (Артура Никитина и Олега Колесникова. - Ред.). Они не хотят расставаться с прежними привилегиями. Таких людей и предпринимателями в полном смысле слова нельзя назвать: свою деятельность они вели за счет бюджета города. Сейчас они целенаправленно дискредитируют меня и мою команду, мешают работать. Заказывают соответствующие статьи в СМИ. Возможно, и в вашем журнале появятся дискредитирующие меня материалы.

- Этот скандал у всех на слуху.

- Но вы пришли и сразу заговорили про автовокзал.


- В предвыборной программе вы утверждали, что ответы на обращения предпринимателей в муниципалитет будут выдаваться в течение двух дней. Получается?

- А у нас в Челябинске другая история на слуху. Предприниматель (Олег Колесников. - Ред.) ведет строительство торгового комплекса недалеко от центра города, прямо посередине двора нескольких домов. Теперь нужно либо расселять три дома, либо демонтировать здание. На это понадобится миллиард рублей из бюджета города. Строительство началось при прежних городских властях, и я думаю, они должны нести за это ответственность.

- Есть ли у вас специальная программа стимулирования инвестиций в городское хозяйство?

- Во многих городах происходят поборы с предпринимателей. Мы же максимально упрощаем для них процедуру оформления документов. Выдаем временные разрешения.

- Конфликты, ограничения - не повлияют ли они на инвестиционный климат в городе?

- Специальной программы нет. Но мы стремимся привлечь как можно больше предпринимателей. Бесплатно выделяем землю под предприятия - промышленные, а не торговые. Другое дело, что мало предложений от самих предпринимателей. Немногие хотят заниматься производством. Все хотят торговать, строить торговые комплексы в центре города. Но это уже недопустимо, уплотнение в центре Челябинска превысило все лимиты. Поэтому мы можем выделить землю только на окраине.





- На мой взгляд, инвесторы боялись идти в город при прежнем мэре. Потому что прежняя власть мешала развитию конкуренции, делала ставку на бизнесменов, которые, ничего не производя, только перепродают и сдают в аренду огромные площади. Мы, наоборот, наводим порядок, разрушаем клановые связи, чтобы все бизнесмены имели равные возможности. Так что, по-моему, сегодня инвестиционный климат более привлекателен, чем прежде.



Главная страница / Тенденции