Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Инвестора меняют

18 млрд рублей запустят за два года. Владеть им будет специально созданное ЗАО «Учалинский известковоцементный комбинат» (100-процентная дочка «Матминералс»).

Инвестиционное соглашение подписано президентом Башкортостана Муртазой Рахимовым, руководством государственного Чешского экспортного банка и чешской компании «Матминералс», специализирующейся на производстве стройматериалов. Комбинат общей стоимостью

Проект при участии Чешского экспортного банка будет реализован инвесторами Чехии. Как заявил на церемонии закладки первого камня чрезвычайный и полномочный посол Республики Чехия в РФ Мирослав Костелка, «это самый крупный инвестиционный проект нашего бизнеса в России».

Комбинат построят в Учалинском районе республики на базе Северо-Суяргуловского месторождения известняков. Эксперт Чешского экспортного банка Ивана Банджакова пояснила: «На наш выбор повлияла высокая инвестиционная привлекательность Башкортостана, наличие необходимого сырья, развитая транспортная и производственная инфраструктура, удобное расположение с точки зрения логистики».

Проект предусматривает безотходную технологию: все первичные отходы будут перерабатываться для выпуска сопутствующих материалов.

Запланировано три этапа. На первом начнется добыча известняка, будет организовано строительство известкового, асфальтного, щебеночного и бетонного заводов, а также производство сухих строительных смесей и газобетона. На втором - построят цементный завод, на третьем - железнодорожные пути на участке Белорецк - Учалы. Годовая производительность на первом этапе - не менее 500 тыс. кубометров стройматериалов с последующим увеличением до 1 млн кубов.

Цель соглашения - повышение надежности энергоснабжения и недопущение дефицита мощности. По прогнозу РАО, с 2006 по 2015 годы электропотребление в области должно увеличиться до 5,5 млрд кВтlч - на 20%. Однако итоги 2006 года уже принесли 5,4%. Рост обусловлен повышением активности региональной экономики. Развитие предприятий транспорта и связи, машиностроения и металлообработки, реализация проектов строительства жилья и социальной инфраструктуры, возросшее коммунально-бытовое потребление привели к усилению нагрузки на Курганскую энергосистему. Между тем ее генерирующее и сетевое оборудование нуждается в обновлении.

Анатолий Чубайс

Объем финансирования энергопроектов составит 19,1 млрд рублей (источники - собственные средства компаний РАО, федерального бюджета, частные инвестиции): из них 12 миллиардов пойдет на развитие генерации, остальное - в электросетевое хозяйство.

Соглашение предусматривает комплексное развитие генерации, объектов электросетевой и диспетчерской инфраструктуры в регионе. Планируются строительство и реконструкция генерирующих мощностей на 450 МВт, подстанций суммарной трансформаторной мощностью 980 МВА в магистральном сетевом комплексе.

Подобные соглашения РАО «ЕЭС России» заключило в 2006 году с администрациями Тюменской, Свердловской и Челябинской областей. В августе 2007 года запланировано подписание соглашения с правительством Пермского края.

В ближайшее время Курганская генерирующая компания, входящая в ТГК10, проведет реконструкцию Курганской ТЭЦ с установкой нового блока мощностью 230 МВт. Частный инвестор «Интертехэлектро - Новая генерация» построит в Кургане новую ТЭЦ мощностью 220 МВт.



Шумиха поднялась в конце ноября после заявления гендиректора торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (Москва) Евгения Островского: цены на авиационное топливо с середины октября выросли примерно на 30%, рынок испытывает серьезный дефицит авиакеросина. Российские участники рынка называют более оптимистичные цифры, но в целом с оценкой тенденции соглашаются. Многие эксперты указывают: подобного скачка не было со времен топливного кризиса 2004 - 2005 годов. Впрочем, по словам аналитика Альфа-Банка Андрея Федорова, рост был вполне ожидаем, просто долго откладывался: цены на авиатопливо не так подвержены колебаниям, как цены на нефть.

Авиатопливо в уральских аэропортах дорожает рекордными темпами: сказывается рост отпускных цен нефтяных компаний и дефицит керосина на российском рынке. В свою очередь поднять цены на билеты планируют авиакомпании

Почему оно дорожает
Аэропорты и операторы топливозаправочных комплексов, объясняя причины роста, кивали на нефтяников: те подняли отпускные цены. Представители нефтяных компаний от комментариев поначалу отказывались или утверждали, что цены не повышают. Пресс-секретарь Роснефти Николай Манвелов подчеркнул, что госкомпания цены на керосин не меняет: «Цены на авиатопливо, которое продает Роснефть, определяются на основе тендеров. Их регулирует рынок в результате столкновения спроса и предложения». В пресс-службе Лукойла позже все-таки признали, что компания увеличивает цены на авиакеросин на 15%. А вот в ТНК-ВР от комментариев отказываются до сих пор.

В Екатеринбургском Кольцово нам подтвердили: с 1 декабря цены на авиатопливо увеличены на 16%. Генеральный директор компании «Аэрофьюэлз Групп» (Москва, владеет сетью заправочных комплексов в десятках российских аэропортов, в том числе в Кургане, Перми и Уфе) Владимир Спиридонов сообщил о повышении на 3 тыс. рублей за тонну (в среднем 10 - 15%). Топливный комплекс аэропорта Баландино (Челябинск, принадлежит компании «Лукойл-Аэро») поднимает цены примерно на 15%.

Один из возможных факторов: нефтяники предпочитают увеличивать объемы производства дизельного топлива в ущерб выпуску авиакеросина. Такую точку зрения высказывают Евгений Островский и Андрей Федоров. «Авиатопливо - незначительная фракция нефти, она составляет менее 7% от общего объема перерабатываемого сырья, - объясняет Федоров. - Благодаря гибкости технологических процессов переработчики могут уменьшить выпуск авиакеросина за счет увеличения выхода смежных фракций, например, дизельного топлива. Последнее пользуется большим спросом: это связано с ростом автопарка. Поэтому производить и продавать его выгоднее». В Лукойле это объяснение опровергают, указывая: компания с каждым годом увеличивает объемы производства авиакеросина. Представитель Роснефти сообщил, что его компания объемы выпуска авиатоплива не меняет.

Виновата в повышении, по мнению представителя Лукойла, неблагоприятная конъюнктура: на рынке дефицит, другие компании поднимают цены, и Лукойл отставать не намерен. О нехватке авиатоплива говорят все участники рынка, но в причинах расходятся.

- Российские НПЗ требуют значительной модернизации, - рассказывает Андрей Федоров. - Они значительно уступают европейским по коэффициенту сложности процессов, имеют устаревшее оборудование и ограниченные мощности. Для модернизации требуются серьезные капиталовложения, но нефтяные компании в них не заинтересованы. Вложив деньги в производство и улучшив качество продукции, они премии за него на российском рынке не получат: наши стандарты значительно ниже европейских. Да, теоретически сейчас загрузить заводы большим количеством нефти можно. Но проблема в том, что, увеличив загрузку первичных мощностей, компании получат избыток мазута. А перспективы у рынка мазута плохие: спрос на него сокращается.

Более серьезная причина - общий дефицит мощностей российских нефтеперерабатывающих заводов. Сейчас НПЗ имеют избыточные мощности первичной переработки сырой нефти: в среднем они загружены на 70 - 90%. А мощностей по производству конечных продуктов, в первую очередь моторных топлив, не хватает: их только порядка 23%, втрое меньше, чем в США.

На заявления авиаперевозчиков уже отреагировали туристические компании. По словам представителей нескольких туроператоров, им придется пересмотреть заказы по некоторым направлениям, чувствительным к цене авиабилета, - в первую очередь международным.

Кто за это заплатит
Рост цен на авиатопливо в первую очередь отразится на цене пассажирских билетов: расходы на керосин составляют от 25 до 50% (в зависимости от типов самолетов) всех затрат авиакомпаний. Подъем перевозчики обещают уже в ближайшие месяцы, хотя оценить его в цифрах пока не готовы. Определенную роль сыграет сезонное уменьшение пассажиропотока зимой: снижение прибыли авиакомпаниям придется возмещать за счет увеличения стоимости билетов.
Наиболее значительное повышение ждет международные направления: на них расходы на топливо составляют наибольшую долю затрат.В пресс-службе компании «Аэрофлот - Российские авиалинии» (Москва) указывают, что вырастет топливный сбор: сейчас он составляет 10 - 30 долларов. Повышение цен пообещали и в компании UTair (Сургут): «Безусловно, мы будем реагировать на вызовы рынка. Конечно, повышение будет - мы не можем работать себе в убыток». Приблизительный размер повышения наш собеседник назвать затруднился, объяснив, что он зависит от условий конкретного рейса. Осторожную позицию заняли компании «Авиапрад» (Челябинск) и «Уральские авиалинии» (Екатеринбург). Пресс-секретарь «Авиапрада» Ольга Хлебодарова заявила, что повышение цен на авиабилеты будет незначительным, а в пресс-службе «Уральских авиалиний» пообещали, что цены поднимать не будут.

Решить проблему нехватки перерабатывающих мощностей на государственном уровне пытаются давно. В августе глава министерства природных ресурсов РФ Юрий Трутнев предложил выдавать лицензии на нефтяные месторождения только тем компаниям, которые будут готовы строить дополнительные перерабатывающие мощности (см. «Фракционный смотритель» , «Э-У» № 34 от 17.09.07). Инициатива пока не одобрена: сомнения в ее перспективах высказывали и аналитики, и представители нефтяных компаний. Строительство крупных НПЗ нефтяникам пока не по карману: Лукойл и Сургутнефтегаз от подобных проектов отказались, Роснефть «рассматривает возможность» создания завода в Находке. Мини-НПЗ проблему не решат: они не смогут обеспечить достаточную глубину переработки нефти. Поэтому прогноз очевиден: нынешний дефицит авиакеросина может перерасти в системный топливный кризис

Как отмечает Андрей Федоров, рост авиаперевозок в России - один из самых высоких в мире (в среднем 9,3% в год). Поэтому вполне возможно, что повышение цен на топливо не будет последним. Аналитики прогнозируют: в среднесрочной перспективе мы столкнемся с дефицитом всех видов моторных топлив, в том числе авиакеросина.


Макси-непостоянство

Для «Макси-Групп», чьи долги перед банками составляют более 1,3 млрд долларов, сделка с Алишером Усмановым была выходом из положения. Кризис в компании усугубили многочисленные иски от поставщиков к основному предприятию группы ЗАО «Нижнесергинский метизно-металлургический завод» (НСМЗ), поступающие в арбитражный суд Свердловской области. Их общая сумма - около 120 млн рублей. Среди требующих взыскания задолженности - «Энергопром Менеджмент» (17,5 млн рублей), «Мостинжстрой» (21,5 млн рублей), Уральский филиал банка «Кредитный Агропромбанк» (68,1 млн рублей). Однако все обернулось иначе.

Две недели назад ситуация с «Макси-Групп», вставшей на грань дефолта после того, как банки отказались рефинансировать выданные ей кредиты, казалось, уладилась: компания нашла стратегического инвестора в лице владельца холдинга «Газметалл» Алишера Усманова («Полцарства за помощь» , «Э-У» № 43 от 19.11.07). Предполагалось, что ему достанется половина бизнеса основателя и владельца «Макси-Групп» Николая Максимова. Соглашение предусматривало инвестиции акционеров «Газметалла» в оборотные средства, а также предоставление кредитных ресурсов для развития бизнеса.

«По всей видимости, стороны не смогли прийти к единому мнению по поводу размера пакета: Усманов рассчитывал получить полный контроль над “Макси-Групп”, Максимов в свою очередь не хотел отказаться от управления компанией», - полагает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов.

Николай Максимов в очередной раз всех удивил. Не прошло пары недель после того, как губернатор Эдуард Россель рассказал журналистам, как уговорил Усманова купить половину «Макси-Групп», представители владельца «Газметалла» сообщили об аннулировании достигнутых ранее договоренностей. «Акционер “Макси-Групп” не обеспечил исполнения своих обязательств и продолжил переговоры с третьими сторонами о продаже активов», - поясняет официальное сообщение.

Стратегия развития группы не ставится под сомнение. С приходом НЛМК «Макси-Групп» может быть уверена, что от нее не отвернутся иностранные поставщики оборудования. «Для ведущих компаний, как, например, SMS Demag (Германия), НЛМК - проверенный клиент и можно ожидать, что проекты техвооружения новых мини-заводов не будут свернуты», - полагает Дмитрий Парфенов.

Зачем это Лисину
Расстаться с контрольным пакетом своей компании Николаю Максимову все-таки придется. Как сообщил представитель «Макси-Групп» Александр Попов, теперь достигнута принципиальная договоренность о продаже 51% акций в пользу НЛМК. Как сообщила пресс-служба Альфа-Банка, выступившего организатором сделки, ее «условия предусматривают немедленное предоставление займа от НЛМК в размере около 400 млн долларов, последующее рефинансирование задолженности дочерних компаний “Макси-Групп”, а также рефинансирование инвестиционной программы строительства в России сети сталеплавильных и прокатных производств общей мощностью 10 млн тонн продукции в год». Сделка, по данным Альфа-Банка, будет закрыта до конца 2007 года

В условиях, когда металлопотребление в строительном сегменте растет примерно на 15 -20% ежегодно, вложения в такие активы перспективны, уверен аналитик ИК «Финам» Денис Горев. Оценить, какую долю рынка строительного сортамента занимает сегодня «Макси-Групп», сложно: рынок разрознен. «По самым грубым оценкам доля компании может составить до 10%», - считает Дмитрий Парфенов. Затрудняются аналитики оценить и сумму сделки: метания Николая Максимова запутали всех.

Владимиру Лисину интересен бизнес «Макси-Групп»: НЛМК производит только плоский прокат, а в сегменте сортового, востребованного в строительстве, собственных мощностей не имеет. «Привлекательность активов “Макси-Групп” объясняется тем, что компания занимает серьезную нишу в динамично развивающемся строительном сегменте в нескольких регионах России и имеет хорошие перспективы роста», - сообщили в пресс-службе НЛМК.

Дополнительные материалы:

Не исключено, что и договоренности с НЛМК - не последнее слово владельца «Макси-Групп». На рынке упорно появляются слухи о том, что Максимов продолжает переговоры с заинтересованными в его активе крупными меткомпаниями. Официального подтверждения они пока не находят, однако поспешность, с которой компания меняет стратегических инвесторов, настораживает. В конечном итоге это играет против «Макси-Групп»: каждый следующий потенциальный покупатель будет сбивать цену.

Середина 2010 года - 2012 год:
- строительство ЭСПЦ мощностью 1,5 млн тонн в Нижних Сергах; второго трубопрокатного цеха мощностью 1 млн тонн в Ревде и дополнительных мощностей по производству стали и сортового проката в Калуге мощностью 1,8 млн тонн;
- строительство новых мини-заводов в Воронеже (1,7 млн тонн сортового проката) и Тольятти (2 млн тонн листового проката)

Большая стройка «Макси-Групп»
2008 год - середина 2010 года:
- ввод мощностей по производству 0,5 млн тонн трубного проката на площадке в Ревде и строительство электросталеплавильного цеха (ЭСПЦ) мощностью 1,5 млн тонн на площадке в Березовском;
- строительство нового мини-завода сортового проката в Центральном регионе (Калужская область) - регионе с наибольшим дефицитом сортового металлопроката - мощностью 1,6 млн тонн.



Главная страница / Промышленное строительство