Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Вбивая золотые гвозди

Важных персон на открытии терминала хватало: помимо представителей региональной власти, на церемонию специально прилетели министр транспорта России Игорь Левитин и глава Росавиации Евгений Бачурин. Чиновники в голос заявляли: Кольцово - один из десяти ключевых транспортных узлов, входящих в концепцию развития аэродромной сети страны. Рассчитывают прежде всего на частного инвестора - по словам Левитина, в России на 1 рубль государственных инвестиций в аэропорты приходится 5 рублей частных. Поделили и Кольцово: «Мы будем вкладывать средства в имущество, которое принадлежит федеральному центру - взлетно-посадочные полосы, перроны, рулежные дорожки. А инвестор построит современный терминал», - сообщил министр.

В екатеринбургском аэропорту Кольцово открылся новый пассажирский терминал внутрироссийских линий. Он станет первым шагом на пути к созданию на Урале авиационного хаба федерального значения и позволит реализовать одно из ключевых конкурентных преимуществ региона - его транзитное положение.

Еще недавно региональные перевозки не окупали себя, а Кольцово не имело технической возможности воспользоваться своим транзитным положением. Сегодня пассажиропоток через Кольцово прирастает: за восемь месяцев этого года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, он увеличился на 34,6%. Всего в 2007 году аэропорт планирует обслужить около 2,1 - 2,3 млн пассажиров. Половину пассажиропотока обеспечивает базовая компания аэропорта - «Уральские авиалинии» (УАЛ). По словам заместителя коммерческого директора авиакомпании Дмитрия Львова, УАЛ в связи с открытием нового терминала планирует в 2007 году увеличить объемы перевозок на 20% и перевезти около 1,2 млн пассажиров, в следующем году - уже 1,5 миллиона.

Что им стоитПрограмма модернизации Кольцово, основным инвестором которой выступила группа компаний «Ренова», стартовала еще в 2004 году. Всего в развитие аэропорта планируется вложить не менее 18 млрд рублей, в том числе 7 миллиардов - бюджетных.

Выиграет не только базовая авиакомпания. «У “Аэрофлота” есть политика продвижения на восток. Терминал открывает новые возможности для полетов в Юго-Восточную Азию», - объясняет заместитель начальника пресс-службы компании «Аэрофлот - Российские авиалинии» Виктор Соколов.

Терминал внутренних линий обошелся аэропорту в 1,4 млрд рублей и действительно получился современным. Его общая площадь превышает 25 тыс. кв. метров, в час он способен обслужить около 1 тыс. пассажиров: это в полтора раза больше, чем в старом. Из новинок: три телескопических трапа, системы продажи электронных билетов, общая зона ожидания. Ключевая особенность - ярко выраженная транзитная функция: предусмотрен отдельный зал, в котором пассажиры, следующие через Кольцово, смогут ожидать своего рейса, не получая багаж и не проходя повторный досмотр. По словам Дмитрия Львова, транзитное положение аэропорта позволит ему принимать пассажиров из северных и восточных регионов страны - Владивостока, Сургута - и отправлять их в другие российские регионы и за рубеж с минимальными сложностями.

Модернизацию Кольцово планируют закончить к 2015 году. Впрочем, основной ориентир - саммит ШОС 2009 года. Уже до конца 2007-го старое здание аэровокзала снесут, и начнется строительство третьей и четвертой очередей аэровокзального комплекса. Их общая площадь - 45 тыс. кв. метров, предварительная стоимость проекта - 2,8 млрд рублей. Кроме того, к саммиту в Кольцово построят гостиницу, прилегающую к зданию аэровокзала, и транспортно-логистический центр.

На дорожкуЗа свою собственность - две взлетно-посадочные полосы (ВПП) - власти возьмутся уже в этом году. В начале октября правительство Свердловской области утвердило проект их реконструкции. Его стоимость оценивается в 5,6 млрд рублей, окончание намечено на 2011 год. На первом этапе предполагается реконструировать первую ВПП: ее увеличат на 500 м и оснастят новым светосигнальным и радиотехническим оборудованием. На следующем этапе удлинят вторую полосу. Кроме того, к 2009 году правительство собирается построить третью ВПП, она увеличит пропускную способность аэропорта на 50%. Предварительная стоимость проекта - 20 млрд рублей. Основная цель реконструкции - сокращение числа задержек рейсов, в том числе из-за плохой погоды (см. «Задержка реакции», «Э-У» № 32 от 03.09.07).

Авиаперевозчики не скрывают оптимизма, но находят и повод для сомнений. «Многое зависит от того, насколько аэропорт будет использовать свои возможности. А это связано с экономическим ростом региона», - говорит Виктор Соколов из «Аэрофлота». Транзитное положение во многом обусловило функциональную стратегию аэропорта. Но именно экономический потенциал Свердловской области определит развитие Кольцово в ближайшие годы - и в перспективе позволит аэропорту стать одним из крупнейших транспортных центров страны

Планируется, что к 2010 году обновленный аэропорт будет перевозить около 4 млн пассажиров ежегодно. По словам гендиректора Кольцово Кирилла Шубина, качественного увеличения пассажиропотока аэропорт планирует добиться путем расширения транзита, открытия новых маршрутов, привлечения иностранных авиакомпаний. За счет транзитного пассажиропотока крупные западные авиахабы делают до половины перевозок - Кольцово пока только около 10%. «Обеспечение технологии обслуживания трансферных и транзитных пассажиров - одна из главных целей строительства данного терминала», - объясняет Дмитрий Львов.


Аэропорт Салехарда встретил пронизывающим арктическим ветром, карликовыми деревьями и хмурыми физиономиями милиционеров. Недружелюбность сотрудников силовых ведомств - единственный показатель того, что вы, ступив с трапа самолета на территорию ямальской столицы, пересекли государственную границу. Никаких столбов, предупреждающих знаков и пограничников с собаками.

Вместе с группой рабочих из Уфы, прилетевших на заработки, бросаюсь на штурм местных отелей. Тщетно: только что освободившиеся номера после отъезда команды санкт-петербургского губернатора Валентины Матвиенко успели занять юные шахматисты - в городе начался международный турнир.

«Цель поездки?» - спрашивает человек в погонах. Решаюсь на правду: «Границу хочу пересечь». У стража порядка начинает дергаться лицо: «Шутки шутите, а мы тут работаем между прочим». Ну ладно, совру: «Хотел местные достопримечательности посмотреть: на оленях покататься, строганины поесть, в чуме чаю попить». «Ну вот, другое дело», - успокаивается милиционер. Соврал я наполовину: чум и олени в мои планы действительно входят. Только бы вот гостиницу найти.

«Народ так и едет: то симпозиумы, то заседания Госсовета, ученые недавно приезжали из Канады, - делится впечатлениями салехардский таксист, бывший житель Челябинска, погнавшийся за длинным рублем. - Оно и понятно, скоро к нам без спецпропуска ФСБ не проедешь, а представляешь, как долго его оформлять. Вот все и любуются землей ямальской, пока это возможно». Вчерашний южноуралец прав: виды широченной Оби, убегающей в бесконечность тундры, ненцы и ханты в национальных одеждах и «летящие» над асфальтом дома заставляют забыть обо всем. Здания в условиях вечной мерзлоты ставят на сваи, которые позже прикрывают плитами, но небольшая пустота остается, а сваи не видно. Отсюда и впечатление, что жилища парят в воздухе. Самые высокие сооружения состоят всего из шести-семи этажей.

Не хватает мигрантов
Далеко до столицы от края Земли

Может, поэтому я не встретил в городе с населением в 37 тыс. человек ни одного представителя стран СНГ. Исключение составила группа азербайджанцев, по всей видимости, без разрешительных документов на проживание. Они скрывались от милиции на речном вокзале, и мое появление с аппаратом в руках привело их в полное замешательство: двое попытались выпрыгнуть через окно, остальные сбились в кучу. После рассказа о моих попытках найти границу, мигранты успокоились и заявили, что ее не видели, но о ней слышали - и хотят обойти. Через аэропорт выехать побоялись, решили паромом переправиться в Лабытнанги, а там поездом. Собственно, вариантов других нет. Салехард отрезан от Большой Земли. Если не поторопиться, Обь замерзнет, и переправы не будет. Понадобится еще два месяца, чтобы по окрепшему льду пошли машины. На время распутицы жизнь в Салехарде замирает - население живет запасами. Кстати, по этой причине в столице ЯНАО нет ни одного киоска со свежими газетами: пока их доставят - новости устареют.

Собеседник за рулем утверждает, что с введением приграничной зоны на Ямале, в которую попал и Салехард, его заработки сократились вдвое: основные клиенты - мигранты из ближнего зарубежья без регистрации - спешно покинули северные земли. Кстати, только в этом году из ЯНАО выдворено больше 20 иностранцев.

Напросился с мигрантами на паром: Лабытнанги на другой стороне Оби. Город победнее и помоложе своего 412-летнего соседа и живет во многом благодаря крупному железнодорожному узлу, связывающему Ямал с европейской частью России. Лабытнанги тоже входят в приграничную зону. Паром движется с полчаса, за это время обдуваемые всеми ветрами безавтомобильные пассажиры превращаются в «говорящие сосульки». На той стороне прощаюсь с попутчиками и иду искать полосатые столбы ну или хотя бы предупредительные знаки «Стой! Государственная граница!». Ничего похожего. Зато нахожу подработку: предложили поучаствовать в разгрузке корабля, привезшего комплекты мебели. По словам хозяина небольшой фирмы, торгующей кухнями и спальнями, надо торопиться переправить товар в Салехард. Обычно в это время Обь покрывалась тоненькой корочкой льда, в этом году теплее. Комплекты тащат в склады, которыми Лабытнанги усеяны как лесная поляна ягодами, затем паромом доставляют в окружной центр. Однако быстрым процесс не получается: с введением пограничной зоны количество грузчиков сократилось вдвое. Ситуацию значительно упростил бы мост через Обь, но когда он будет построен, достоверно не известно: еще только разработана проектная документация. Да и салехардские предприниматели опасаются, что с появлением капитальной переправы в столицу Ямала кинется бизнес из других регионов. Сейчас тоже есть конкуренция, но между собой владельцы небольших компаний научились договариваться. Более того, у мебельщиков, например, существует план слияния в случае экспансии конкурентов с Большой Земли.

: Артем Коваленко

На границе
Памятник комару: летом от этих насекомых на Ямале не скрыться


Кстати, недалеко от города расположен поселок Харп, где в заключении содержится Платон Лебедев, бывший глава компании МЕНАТЕП. По словам жителей Лабытнангов, периодически заезжие туристы просят показать им Харп и ставшую знаменитой колонию № 4.

По грунтовой дороге, построенной в середине 90-х, до поселка добираться минут 4 Местные жители, немалую часть которых составляют ханты, в основном промышляют рыбной ловлей и охотой. Бьют утку, лося. В Аксарку часто приходят оленеводы, которые рядом с поселком разбивают чумы. Когда я спросил, куда они гонят оленей, меня мягко поправили: «не гонят, а каслают». Каслают по разным районам Ямала, в основном Приуральскому и Тазовскому. Это, кстати, проблема: оленеводы периодически пересекают пограничную зону. Поэтому в закон о введении особого режима на Ямале вносятся поправки - оленеводы смогут беспрепятственно мигрировать из района в район.

В Салехард возвращаюсь с заядлыми рыбаками: на другой стороне реки мы ловим щуку на рыбьи кишки. 20 минут - и полное ведро. Но горожане моего восторга не разделяют: «Это баловство, вот белорыбица - нельма, муксун - другое дело. За ней в Аксарку надо ехать». С моими планами такая поездка совпадает: пограничники в приватной беседе рассказали, что через Аксарку проходит та самая граница, на которую я так мечтал посмотреть.


Мамонтенок сохранился только благодаря суровому арктическому климату


Чтобы зайти в чум, стучаться не нужно, просто приподнимаешь шкуру - и вперед. Для коренного населения ты гость номер один. Тебе будут предложены строганина и чай. Отказываться нельзя - обидишь людей. Оленеводы разительно отличаются от оседлого населения - розовощекие, просто пышут здоровьем. Кроме того, они, по мнению салехардцев, самая сознательная часть населения округа.

Всего в округе, по данным администрации ЯНАО, кочевой образ жизни ведут около 14 тыс. человек. В Аксарке оленеводов не всегда можно застать, поэтому для любителей экзотики недалеко от Салехарда действует Горно-Князевск. Туристический объект создан в 2001 году на месте старинного ненецкого поселка, образованного еще в XVII веке. Здесь проживали представители княжеских родов. Все экскурсии начинаются с традиционного обряда очищения огнем, туристов встречает сам обдорский князь Тайшин: его скульптура установлена в родовом доме при въезде в комплекс.

Чего стоит случай с обнаружением в этом году в излучине реки Юрибей мамонтенка: его нашел оленевод Юрий Худи. Ради того, чтобы сообщить об этом, он проехал более 170 км по тундре на «Буране» до поселка Новый Порт, затем на вертолете до поселка Яр-Сале, где передал информацию музейщикам и национальной общине. Благодаря оленеводу была быстро подготовлена и проведена экспедиция. Сейчас мамонтенок весом 50 кг находится в Салехарде в Ямало-Ненецком музейно-выставочном комплексе имени Шемановского. По словам директора комплекса Сергея Гришина, находка уникальна тем, что на теле нет никаких повреждений, отлично сохранился хобот, глаза и даже частично волосяной покров. Останки мамонтов на севере Евразийского континента находят часто. Но в основном это фрагменты скелетов. Аборигены называют мамонтов «подземными оленями». По ненецкой легенде, мамонты в далекие времена вместе с племенем сихиртя ушли под землю, где и живут до сих пор. Только в безлунные ночи они выходят на поверхность, но если свет луны или солнца застигнет их во время этой печальной прогулки, они умирают.

Охранять - не сохранять - Почему в ЯНАО введена пограничная зона?

В Аксарке один из старых рыбаков согласился показать границу. Привел в тундру и говорит: «Здесь граница, столб потом поставят». Потоптался я по границе, потоптался, но острых ощущений от пересечения заветного рубежа не почувствовал. Наверное, все-таки из-за отсутствия опознавательных знаков. С вопросом о том, когда они появятся, направился к заместителю губернатора ЯНАО Станиславу Казарезу.

- В ХМАО нефти добывают больше всех в России, но там же особый режим не вводят?

- Ямал и в советские годы был закрытой территорией, особый режим отменили в 90-х. Это стратегический район, здесь добывают 91% всего природного газа России - это 23,7% мировой добычи. А указатели, плакаты с правилами поведения на приграничной территории, пропускные пункты в аэропорту, на железнодорожных вокзалах мы сделаем в ближайшие месяцы.

- А как население отреагировало на эти нововведения?

- Потому, что на территории ХМАО, в отличие от ЯНАО, не проходит госграница. На Ямале ее общая протяженность составляет около 970 км. Граница прилегает к Северному морскому пути. Вопрос о расширении пограничной зоны вглубь ЯНАО с охватом пунктов добычи и транспортировки газа поднимался последние десять лет. Сначала было принято постановление правительства РФ, которое касалось въезда иностранцев на территорию ЯНАО, затем подготовлен приказ начальника ФСБ РФ и определена территория, подпадающая под пограничный режим. Речь идет об энергетической безопасности страны.

Понятно, что такой регион нуждается в особом внимании. Любой недосмотр - и половина Европы останется без газа. Но при этом надо отдавать отчет, что особый пропускной режим, особенно с появлением погранпунктов, должен быть максимально лояльным к привычному укладу жизни аборигенов и не мешать развитию туризма в регионе.

- Соцопрос показал, что 90% жителей Ямала с пониманием отнеслись к введению особого режима. На предприятиях, использующих иностранную рабочую силу, производственный процесс не остановился. Компании оформляют пропуска, сегодня их выдано около 50 тысяч.

…Улетая, я внимательно всматриваюсь в маленькие озерца, переплетения рек, коричневую тундру. Кто знает, может быть, через полгода доступ сюда будет открыт только тем, кто будет осваивать Полярный Урал. А уникальная культура коренных народов и природные красоты отойдут на второй план.

Вот пример. Пошел я смотреть на восстановленный деревянный Обдорский острог на берегу Оби. Тот самый, который был построен во время русской колонизации на крайнем севере Западной Сибири с приходом Ермака. Тогда ненцев звали самоедами и заставляли сдавать пушнину. И что вы думаете? Охрана исторического объекта замучила вопросами о целях поездки и советами получить разрешение на осмотр сооружения. Я туда все равно пролез, но туристы-то плюнут и пойдут в другую сторону. А жаль, посмотреть есть на что.

Карта Ямала

Дополнительные материалы:

Территория региона - 750,3 тыс. кв. км при плотности населения - 0,7 человек на 1 кв. км. По данным на 1 января 2007 года, в автономном округе постоянно проживало 527 тыс. человек, из которых 15% - сельчане. В автономном округе - самое крупное поголовье оленей в России, более 600 тыс. голов.

Что такое Ямал?С ненецкого языка переводится как «край земли». Ямало-Ненецкий АО образован 10 декабря 1930 года. Расположен в северной части Западно-Сибирской равнины и граничит: на западе - с Ненецким автономным округом и Республикой Коми, на юге - с Ханты-Мансийским АО, на востоке - с Красноярским краем. На севере омывается водами Карского моря, где проходит более 900 км государственной границы России.

Административный центр автономного округа - Салехард (бывший Обдорск, основанный казаками в 1595 году). Это единственный в мире город, расположенный на Полярном круге. Расстояние от Салехарда до Москвы - 2436 км.

По объему валового регионального продукта на душу населения ЯНАО занимает первое место среди субъектов РФ. Ямал держит четвертое место в России по уровню рождаемости.

Согласно новым правилам, жителям других регионов России, желающим посетить Ямал, необходимо получить в погрануправлении пропуск. Для этого нужно направить по почте (в том числе электронной) или факсу заявление от физического лица либо ходатайство от организации. Однако пока эти правила не действуют, и в ЯНАО можно приехать без особых документов.

Приросли границами Пограничный режим на территории Ямала действует с 1 января 2007 года. По приказу ФСБ РФ, в погранзону округа вошли Салехард, Лабытнанги, поселок Харп и Аксарковское сельское поселение Приуральского района, автомобильная дорога Салехард - Надым, Полуйский заказник, Надым, Правохеттинское сельское поселение и поселок Пангоды Надымского района, железная дорога Правохеттинский - Пангоды и Пангоды - Новый Уренгой, Новый Уренгой, поселок Уренгой Пуровского района, автомобильная дорога Уренгой - Тазовский. Кроме того, в состав приграничной зоны войдут острова, находящиеся во внутренних морских водах России и входящие в состав территории Приуральского, Ямальского, Надымского, Пуровского, Тазовского районов.



В ноябре сеть ноутбук-салонов «Буква» стала членом Ассоциации компаний сферы информационных технологий (Екатеринбург). Событие не слишком масштабное (ассоциация пополняется периодически), но новичок интересный. Во-первых, «Буква» - типичное малое предприятие (работает как ИП, в штате 38 человек, включая водителей и техничек). В последние годы малые предприятия активно выдавливаются с ИТ-рынка, здесь их практически не осталось, а «Буква» растет на 20% в год. Во-вторых, на цивилизованный компьютерный рынок компания вышла очень поздно: первый салон (сейчас их три) открыт в 2003 году. При этом ей удалось подвинуть компании с десятилетним стажем и отвоевать около 10% розничных и 15% оптовых продаж ноутбуков в Екатеринбурге. В-третьих, «Буква» единственный в полуторамиллионном городе игрок, специализирующийся только на мобильной компьютерной технике: десктоп здесь не купить, их просто нет.



Вячеслав Созинов


Нишевые преимущества
Бизнес «Буквы» начался вполне стандартно. 1998-й: Вячеслав Созинов, тогда студент третьего курса медицинской академии, вместе с бывшим одноклассником студентом УГТУ-УПИ Алексеем Слобцовым пробует себя на поприще продажи компьютеров. Схема бизнеса проста и для тех времен массова: купить в фирмах комплектующие, собрать машину, продать. В 2001-м занялись ноутбуками, после приняли решение полностью переориентироваться на них. Академию Созинов закончил, но по специальности проработал несколько месяцев: выбор был окончательно сделан в пользу бизнеса.

Именно специализацию создатель и совладелец «Буквы» Вячеслав Созинов считает основным конкурентным преимуществом.

- Во-первых, они постепенно стали переходить из разряда эксклюзива в разряд массовых вещей. Рынок начал активно расширяться (примерно на 100% в год и, в отличие от западного, пока не остановится: будет расти теми же темпами еще минимум пару лет). Ноутбуки сейчас стали доступны, их покупают не только специалисты узкого профиля, например программисты, но и домохозяйки. Бюджетный ноутбук мировых брендов, таких как Toshiba, стоит 21 - 22 тыс. рублей, бренда второго уровня - 16 - 20 тысяч. Это сопоставимо по стоимости с обычным компьютером. Конечно, при равной стоимости ноутбук будет уступать по техническим характеристикам десктопу, но если раньше разница была 50%, сейчас - не больше 10 - 20%.

- Вячеслав, почему только ноутбуки?

- Какова структура ваших продаж и торговые наценки в сегментах?

Во-вторых, заниматься на высоком уровне всем очень сложно. Если салон продает мотоциклы, он вряд ли полезет в сегмент машин бизнес-класса. То же правило выполняется и здесь. Когда мы занимались и настольными компьютерами, и ноутбуками, приходилось распыляться. Сосредоточившись на узкой нише, мы создали себе конкурентные преимущества.

- Как часто наценки пересматриваются?

- Как и в любом компьютерном магазине, структура следующая: 50 - 60% - опт (корпоративные клиенты и перекупщики), 40 - 50% - розница. Наценка сильно зависит от конкретного ноутбука. В рознице на ширпотреб она может быть очень низкой, 3 - 5%, на уникальную машину - 30 и даже 50% (но это редкость), в среднем 10 - 20%. В опте - от 1,5 до 10%. Конечно, основа основ бизнеса - корпоративные клиенты: 80% прибыли приносят 20% корпоративщиков.

Фронт- и бэк-офисы

Мы беседуем с Вячеславом в его офисе. Если при слове «офис» вам представилось помещение с евроремонтом в современном здании из стекла и бетона, вы ошиблись: это обычная «трешка» в пятиэтажке, выходящей фасадом на одну из крупных городских магистралей. Единственные детали интерьера, которые не выглядят «родом из 80-х» - мощная сейф-дверь на входе, да все те же ноутбуки и прочая оргтехника на столах. Пространство захламлено. Это удивляет (за последние годы мы привыкли к «парадным» офисам) и умиляет одновременно: в 90-х именно в таких «берлогах», зачастую собственной единственной недвижимости, начинали ИТ-бизнес многие мои знакомые. Я даже шучу по этому поводу. Кажется, собеседника это смущает, и он считает нужным объясниться: «Это моя территория, здесь со мной работают только заместители. Зачем тратиться на ремонт? Лучше сотрудникам на эти деньги на отдых съездить».

- В рознице цены приходится снижать быстрее и чаще: розничный клиент реагирует чувствительнее. В корпоративном сегменте наценка всегда ниже в абсолютном выражении: люди разбираются в технике, требуют более выгодных условий, но снижать наценку можно не так часто, одна и та же цена держится дольше.

- А средств на развитие хватает?

Нашу беседу прерывает домофонный звонок: подъехал редакционный граф. В отличие от нас, его интерьеры не устраивают совсем, поэтому принимаем приглашение Вячеслава спуститься «на натуру» в салон (он находится в этом же доме, со стороны улицы на первом этаже).

...Заходим в салон. Я воочию убеждаюсь в преимуществе специализации: ноутбуков в витринах штук 50 (в универсальном компьютерном магазине редко увидишь больше десятка). Всего в ассортименте 80 моделей различных брендов, в наличии - 250 штук. Дорогих эксклюзивных моделей по одной-две, ходовых - до десятка. «Если в какой-то из точек нет необходимой модели, а на нее находится покупатель, мы можем быстро перебросить ноутбук из салона в салон, для этого у нас есть два водителя», - добавляет Вячеслав.

- Жить можно. Всю чистую прибыль мы реинвестируем: около 70% в развитие ассортимента, 30% - в сервис (покупку оборудования, программного обеспечения, обучения специалистов техподдержки). Для открытия новых точек прибегаем к банковскому кредитованию под залог товара в обороте, недвижимости, транспорта (иногда личного).

- Стараемся, чтобы у нас присутствовало много новинок. Но не бездумно. Сначала изучаем целесообразность включения модели в ассортимент, смотрим информацию о ней в интернете, как распространяемую производителем, так и отзывы тех, кто ее уже продавал и покупал. Бывает, специально не берем модель, хотя у конкурентов она стоит.

- Как строится ассортиментная политика?

- Как обстоят дела с кадрами?

Закончив с сессией, мы снова поднимаемся в офис. По дороге владелец оглядывается на фасад собственного салона и рассказывает: «Скоро переделаем весь этот “десигн” (по тону чувствуется, что “десигн” не устраивает давно. - Ред.). Купили соседнее помещение, будем расширять салон, делать ремонт. Но тут очень сложно этим заниматься: дом старый, стоит включить дрель или ударить молотком - бабушки возмущаются»... А я задаю вопрос, который давно вертится на языке, но озвучивать его при продавцах-консультантах было неловко:

- Как удерживаете персонал? Высокими зарплатами?

- В ИТ-секторе кадровая проблема вообще сильно выражена. ИТ-специалисты могут в любой момент сменить профиль деятельности, вплоть до того, что вообще уйти из ИТ, например в банковский сектор. Большая текучка. Очень сложно найти продавцов-консультантов, сведущих в ноутбуках: это направление молодое в России, специалистов никто не готовит. Приходится выращивать самостоятельно. Поэтому при подборе персонала я в первую очередь оцениваю обучаемость кандидата. С техническими специалистами еще сложнее. Их вообще мало, по ноутбукам того меньше.
И новые люди появляются крайне редко: одни и те же спецы кочуют из фирмы в фирму. У нас есть два ключевых технических специалиста, на которых все держится, а остальных обучают они.

Пока сотрудник не поймет, что главная ценность это все-таки он, а не деньги, он не начнет их приносить. Если человек зациклен на продажах и на деньгах, он не сможет качественно продавать. Клиенту нужно давать только то, что он хочет, тогда он будет с удовольствием покупать. Наши люди не любят, когда им продают, но очень любят покупать. Задача продавца объяснить, а не навязывать.

- Этим ИТ-специалиста не удержать: всегда где-то найдется зарплата выше. Удержать можно только отношением работодателя к работнику. Отношение к персоналу как к основному капиталу компании я считаю нашим конкурентным преимуществом. На первом месте стоит персонал, и только на втором - покупатель. Мы никогда не ставили покупателя на первое место. Парадокс? Но отсюда рождается конкурентное преимущество в сфере обслуживания: от того, как относится работодатель к своим работникам, будет зависеть, как работник относится к клиентам.

- Кто ваши основные конкуренты?

Дорастем до ВИПов

- Вы поздно вышли на рынок, но быстро наращиваете долю и объем продаж. Благодаря чему вам удается теснить конкурентов?

- Во-первых, крупные игроки компьютерного сегмента, чей объем продаж ноутбуков больше нашего, такие как «Белый Ветер», «Трилайн». Во-вторых, федеральные бытовые сети вроде «Эльдорадо» и «М-Видео»: они все активнее торгуют компьютерной техникой. В-третьих, универсальные ритейлеры вроде Mespano и Aushan.

- В чем конкретно выражается качество сервиса?

- Сервис. Конечно, массовый сегмент у нас сокращается за счет активности сетей. Его потребитель не привязан к продавцу и очень подвержен влиянию цен: с легкостью уходит туда, где дешевле. В среднем и бизнес-сегментах, напротив, покупатели ориентируются в первую очередь на сервис, который федеральные сети и крупные компьютерные салоны никогда не смогут предоставить в полном объеме.

- Но ведь гарантийный ремонт предоставляется в авторизованных сервисных центрах?

- Это сейчас есть другие сервисные центры, но мы были первым игроком, начавшим ремонтировать ноутбуки в Екатеринбурге. Сегодня наш центр один из лучших по УрФО: сужу об этом по тому, насколько часто нам приходится заниматься ремонтом после других. Мы выполняем ремонты, которые до нас делались только в Москве, например, заменяем BGA-микросхему путем инфракрасной пайки (размер места пайки 0,4 мм), что в большинстве случаев гораздо дешевле замены материнской платы.

- Если я правильно вас понял, ключевой клиент для вас - средний класс и выше, ему главное не деньги, а сервис. Не планируете усилить эту компетенцию, например, открыть отдельный VIP-салон?

- Бывает, у человека нет времени ждать, пока сделают бесплатный гарантийный ремонт. Мы можем сделать его платно в нашем центре (производители предоставляют нам это право) за несколько часов. Люди идут на это, например, когда машина полетела, а завтра она нужна в важной командировке. Но это редко, конечно. В основном мы занимаемся постгарантийным ремонтом или ремонтом в течение гарантийного срока, но не по гарантийным случаям: ну кофе пролили.

А что до VIP-салона - в принципе одна из наших точек является чем-то подобным. Мы заметили, что туда приходит больше «дорогих» клиентов, и эксклюзивные модели, например, чаще всего выставляем там. Но делать полноценный VIP-салон сегодня нерентабельно. Мы, конечно, продаем эксклюзивные модели: с кожаным покрытием, аэрографией и стразами, с поворотными дисплеями, бронезащитные и просто очень мощные. Но объем продаж не настолько велик, чтобы окупить специализированную VIP-точку. Я думаю, наш рынок будет готов к этому года через два.

- Мы никогда не позиционировались как место, где можно купить дешево. Наоборот: у нас, может, и дороже, чем в магазине бытовой электроники, но за эти деньги вы получите максимум сопутствующих услуг.
И сервисную составляющую бизнеса развивать, конечно, будем. Так, недавно мы стали третьей в городе компанией, предоставляющей услуги восстановления поврежденных данных на жестких дисках. Еще пример: по закону «О защите прав потребителей» мы обязаны предоставить ноутбук взамен отданного в ремонт. Но там не сказано, что такой же. Мы постоянно повышаем качество выдаваемых на время ремонта машин. Цель - довести их до уровня, аналогичного тем, что мы забираем в ремонт.

- Хотим увеличить нашу долю в сегменте коммуникаторов. Мы и сейчас по ним находимся в неплохом положении, но хотим выбиться в лидеры. Это реально. Для федеральных сетей коммуникаторы слишком технологически сложный продукт. Люди, которые их продают и настраивают, должны быть высокопрофессиональны. У сетей таких порой нет, а у нас - есть. Наценки на коммуникаторы не очень большие, но клиент благодарный: если ты ему один раз что-то настроил, он обязательно придет к тебе снова.

- Какие стратегические цели ставите на ближайшее время?

Дополнительные материалы:



По данным агентства DISCOVERY Research Group, структура рынка ПК в 2006 году выглядела следующим образом: 76,4% - настольные компьютеры, 21,4% - ноутбуки, 2,2% - серверы стандартной архитектуры. Доля ноутбуков увеличивается очень динамично. По разным оценкам, ежегодный рост их продаж в России составляет 80 - 100% в год, в то время как стационарных ПК - не более 25%.Так, по данным Gartner, объем российского рынка ПК вырос за 2006-й почти 22%, составив 6,88 млн штук, из которых 1,9 млн приходится на ноутбуки. IDC дает несколько иную оценку: рост продаж ПК в 2006-м - 19% (7,3 млн), из них 1,9 млн - ноутбуки.

Российский рынок ноутбуков

Падение цен в значительной мере подстегивает рост продаж. Ноутбуки становятся доступны все большему количеству потребителей. В 2006-м году соотношение продаж между стационарными компьютерами и ноутбуками в России, по данным IDC, составило 3,6 к Эксперты считают, что уже в следующем году объемы продаж в России сравняются, затем ноутбуки опередят настольные ПК. По более пессимистичным прогнозам, доля ноутбуков начнет доминировать в 2010-м.

Ноутбуки активно мигрируют в сегмент потребительской электроники, как в мире, так и в России. Еще одна тенденция 2006-го, получившая продолжение в 2007-м, - закрепление «девайсов» низких ценовых категорий: в прошлом году преодолена отметка в 900 долларов, в этом - 600 долларов. Причем в общем объеме продаж ноутбуков постоянно растет доля машин низшего ценового сегмента. Крупные производители обратили пристальное внимание на сегмент бюджетных ноутбуков. Не случайно лидерами по итогам 2006 года на российском рынке стали тайваньские производители Acer и Asus, предлагающие серию машин эконом-класса (доля продаж в общем объеме рынка, по данным Gartner, 26 и 16% соответственно).

Размер дисплея, максимальное расширение изображения увеличатся. Начнут исчезать DVD-приводы, замещаясь оптическими приводами для дисков большей емкости - HD-DVD и Blue-Ray.

Какими станут ноутбуки в следующем году. Еще более мобильными: максимально компактными и легкими. Субкомпактные модели с экранами 11 - 13 дюймов, по предварительным анонсам производителей, будут весить не более 800 - 1000 г, бизнес-класс - не более 1,5 - 2 кг. Толщина не превысит 20 - 25 мм благодаря снижению энергопотребления всех компонентов, уменьшению их размеров и снижению требований к охлаждению. Сегодня аккумуляторы в среднем позволяют автономно работать около 5 - 6 часов, часто при этом требуется подключать батарею повышенной емкости. В следующем году средний ноутбук будет работать 7 - 8 часов. Отчасти этому должны помочь новые технологии, которые в сумме снизят энергопотребление ноутбуков на 40 - 45%.

Подготовил Юрий Немытых по материалам www.cnews.ru и www.businessman.su

Производительность машин, безусловно, вырастет. Без особых проблем будут доступны многоядерные платформы с производительностью в несколько раз выше, чем сегодня.


Ученые Института геологии и геохимии УрО РАН заканчивают исследование пермского периода жизни Земли. Знания о климате и изменениях на планете 300 - 250 млн лет назад дают дополнительный инструмент для определения расположения месторождений полезных ископаемых без затрат на геологоразведку



Борис Чувашов


- Взгляните, - Борис Иванович раскладывает схему перед нами. - Ярусы, напротив которых нарисованы золотые гвоздики, полностью исследованы: прилагается список найденных организмов, по которым эти слои пород можно отличить от других, определен их возраст. Если гвоздика нет, обоснование этого рубежа еще впереди. Вот только что из таможни звонили: мы отправили коллегам из Международного института изучения пермской системы (город Бойсе, штат Айдахо, США) образцы пород. Они готовят последнюю часть работы: определяют абсолютный возраст нижних границ ярусов.

На столе перед заведующим лабораторией стратиграфии и палеонтологии Института геологии и геохимии УрО РАН Борисом Чувашовым лежит вся история жизни нашей планеты - Международная стратиграфическая схема. Летом этого года уральские геологи продемонстрировали итоги биостратиграфического обоснования (строится на основе эволюции ископаемых организмов) ярусов нижнего отдела пермской системы на западном склоне Урала. Границы слоев, составляющих нижний западноуральский отдел системы, распознаны в глобальном масштабе - определено расположение этих слоев на всей планете. Полученные сведения позволяют уточнить лик планеты 300 - 270 млн лет назад.

Было теплее
- Борис Иванович, почему исследования пермской системы особенно активны на Урале? Геологические образования того времени можно найти и в других странах.


Как только придут данные из-за океана, в нижний ярус пермской системы будут «вбиты» последние гвоздики.

- Исследования пермской системы проводились и раньше, чем вам удалось дополнить результаты коллег?

- Обнажения ярусов пермской системы (перми) наиболее полно представлены на западном склоне Уральского хребта. Именно здесь в 1841 году этот период жизни Земли выделен английским геологом Родериком Мурчисоном. Разрез пермской системы на Урале привлекает внимание исследователей из США, Китая и других стран: там породы, образовавшиеся в ранней перми, не могут служить справочным эталоном из-за глубокого залегания, кроме того, они не содержат достаточного биологического материала для определения границ ярусов.

- Мы создали модель развития Восточно-Европейского бассейна, нынешней Русской равнины. Еще до нас было известно, что на этой территории располагалось море. Мы определили границы суши в разные века пермского периода. В ранний ассельский век морской бассейн простирался от гор Палеоурала (древнего Уральского хребта) почти до меридиана Москвы, в следующий, сакмарский, век западная граница моря стала ближе к Уралу почти вдвое. А к началу поздней перми (270 млн лет) море покинуло европейскую часть современной России.


Карта современной Русской равнины 300 - 280 млн лет назад (ассельский век). Красным показана суша, синим и черным глубоководные впадины. Белая и желтая штриховка - мелководное море с различными отложениями

- Как менялась современная Русская равнина в пермский период?

Исследуя фауну того периода, мы установили, что среднегодовая температура на юге Русской равнины и западном склоне Уральских гор 300 млн лет назад достигала 28 градусов по Цельсию. В северной части было на два-три градуса холоднее, точных измерений пока нет. Это температура субтропиков, значит, положение материков относительно оси Земли и полюсов было другим.

В итоге к началу кунгурского века Русская равнина превратилась в огромную лагуну: вся ее территория была занята теплым морем. К началу поздней перми здесь уже была пустыня, море стояло у ее северных и южных границ. Уральские горы до середины артинского века были достаточно высокими, как, например, на Кавказе, а в конце перми превратились в холмы.

- Она поднималась из-за преобразований в мантии. В кунгурский век (276 - 270 млн лет назад) из-за высокой температуры вода постепенно выпаривалась, становилась все более соленой. Так появились месторождения гипса и солей. Крупнейшее из них, Верхнекамское калийное, находится в нынешнем Пермском крае, там расположены города Соликамск и Березники.

- Главный фактор - вертикальные движения Русской и Западно-Сибирской равнин. Так, Западная Сибирь в пермский и триасовый периоды (250 - 203 млн лет назад) была приподнята, но в среднеюрскую эпоху (175 млн лет назад) началось ее погружение: с этого момента и до настоящего времени на севере Западной Сибири накопилась толща осадков порядка 10 километров. Учеными установлено, что 10 - 15 тыс. лет назад Обь впадала в Северный Ледовитый океан на широте нынешнего Южного острова Новой Земли. Сейчас устье расположено намного южнее, на уровне Северного полярного круга. И погружение продолжается.

- Почему они уменьшились?

- Основной метод - изучение распределения ископаемых остатков многочисленных раковинных организмов в различных слоях платформы. Есть еще очень маленькие и быстро меняющиеся организмы - конодонты. Их изучение помогло повысить точность границ ярусов. Мы отбирали образцы породы через каждые 20 - 30 сантиметров, дробили до размеров четверти спичечного коробка и растворяли в уксусной кислоте. Рубежи существенного изменения морфологии конодонтов - основание для проведения границы ярусов. Эта работа выполнена моим коллегой, главным научным сотрудником нашей лаборатории доктором наук Владимиром Черных.

Места надо знать
- С помощью каких методов вы определяете границы и возраст ярусов?


Абсолютный (в годах) возраст породы можно определить, зная скорость превращения урана в свинец. Чем меньше содержание свинца по отношению к урану (ниже степень распада урана), тем моложе порода. Специальный прибор по соотношению этих элементов с точностью до 0,1% определит возраст яруса.

Корреляционный потенциал (возможность прослеживания) такой границы затем проверяется на серии разрезов в разных частях планеты. Метод расчленения осадочных толщ по ископаемым организмам или их частям называется биостратиграфией. Это относительный метод определения возраста по соотношению в пространстве слоев с определенной фауной.

- Изучение на различных территориях отдельных слоев и определение ярусов позволяет нам, если мы нашли какое-то месторождение, точно сказать, где и на каком уровне нужно искать другое месторождение этого же ископаемого. Так, в ходе исследования мы обосновали месторождения фосфоритов на территории Башкирии с прогнозными запасами в 17 млрд тонн.

- Как геологоразведчики пользуются плодами вашей работы?

Дополнительные материалы:

В наши цели это не входит, но иногда мы открываем новые месторождения. Вот где-то пробурили скважину, нашли нефть на определенной глубине. Мы можем рассчитать возраст этого нефтеносного слоя и целенаправленно пробурить скважину на том же стратиграфическом уровне. С высокой вероятностью там можно обнаружить еще одно нефтяное месторождение. Такие выводы можно сделать для любых осадочных полезных ископаемых.

Пермская система - последняя (шестая) система палеозойской группы палеозойской эры. Она начала формироваться примерно 300 млн лет назад, ее продолжительность - 55 млн лет. Система следует за каменноугольным периодом палеозойской эры и предшествует триасовому периоду мезозойской эры.

О пермской системе
Земля покрыта комплексом осадочных отложений, которые по международной шкале ранжируются по возрасту. Выделяют:
- архейскую эру (4,6 - 2,7 млрд лет назад, возникновение бактерий и одноклеточных водорослей);
- протерозойскую эру (2,7 млрд - 550 млн лет назад, зарождение многоклеточных);
- палеозойскую эру (550 - 230 млн лет назад, появление первых пресмыкающихся);
- мезозойскую эру (230 - 70 млн лет назад, возникновение млекопитающих и птиц);
- кайнозойскую эру (началась 70 млн лет назад, появление человека).

Подготовил Роман Быков

Пермская система делится на верхний и нижний отделы. Нижний составляют (по хронологии) ассельский, артинский, сакмарский, кунгурский ярусы; верхний - уфимский, казанский и татарский ярусы



Главная страница / Промышленное строительство