Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Искусство голое и голимое

В послании Федеральному собранию президент декларировал развитие «свободной, демократической» России в качестве «главной политико-идеологической задачи». Его резкая критика «неэффективной, коррумпированной» бюрократии - «замкнутой и подчас просто надменной касты, понимающей государственную службу как разновидность бизнеса», определение незыблемости права частной собственности как «основы основ ведения всякого бизнеса» свидетельствуют о модернизации задач, стоящих перед высшим политическим руководством страны. Вслед за укреплением государства приходит очередь создания условий для реализации гражданского, предпринимательского (в широком значении) капитала. Сподвижником президента на этом пути способен стать неолигархический бизнес, считает Андрей Яковлев, проректор по научной работе Государственного университета - Высшей школы экономики (Москва). Будущая элита - в регионах- Андрей Александрович, какова предыстория сегодняшней элиты?

Андрей Яковлев

В этом смысле показательным стал кризис 98-го года. Он дал понять людям, обладающим реальной политической и экономической властью, что они могут ее потерять. Кризис привел к удлинению горизонта интересов, к подвижкам в элите. Некоторые крупные компании, например олигархические банки, в значительной степени существовавшие благодаря рынку ГКО и большой дружбе с правительством, лопнули. Возникла возможность продвижения в первый эшелон компаний второго уровня, не имеющих доступа к бюджетным кормушкам, в силу этого вынужденных вкладываться в собственное развитие и поэтому оказавшихся более эффективными. Аналогичным образом в политике на первые позиции выдвинулись такие люди, как Гер-ман Греф, Алексей Кудрин, Сергей Игнатьев, тот же Владимир Путин, которые в 90-е уже работали заместителями министров или вице-губернаторами. Они входили в состав новой политической и административной элиты, но представляли ее второй эшелон. Сейчас состав федеральной элиты вновь стабилизировался, и при сохранении неконкурентной политической среды ее представители заинтересованы скорее в сохранении своих нынешних позиций. Им не хватает стимулов для того, чтобы двигать страну вперед.

- Младшему поколению советской элиты и интеллигенции, выдвинувшемуся в период перестройки, была свойственна высокая степень цинизма и прагматизма, прикрытого декларациями о демократических и рыночных реформах. В результате в 90-е годы в обществе произошло девальвирование ценностей демократии и свободной конкуренции. Ориентация на реализацию частных интересов выражалась в том числе в коротком горизонте ценностей и целей. Как правило, люди думали о перспективе в несколько месяцев, что послужило значимым фактором для вывода активов из страны. И правительство за все 90-е годы не выдало ни одной программы, превышающей по горизонту полтора года. Классический пример - «500 дней» Явлинского, остальные программы были еще короче.

- Предпосылки для формирования новой элиты есть. Во-первых, сохраняется второй эшелон в бизнесе, политике, в бюрократической системе - это более молодые и амбициозные люди. Во-вторых, существует сильное внешнее давление глобального рынка. Оно вынуждает игроков (особенно тех, кто не имеет доступа, например, к нефтяным ресурсам) нащупывать способы повышения конкурентоспособности, более эффективного взаимодействия с государством в целях создания условий для ведения бизнеса в стране. В-третьих, идет процесс обновления региональной элиты.

- И это значит, что настала очередь нового поколения элиты? Откуда оно возьмется?

На федеральном уровне мало что будет происходить, олигархи, ориентированные на власть, думаю, тоже будут очень пассивны. Реальные перемены произойдут в регионах, на стыке интересов новых региональных лидеров и национальных бизнес-групп второго уровня, которые ищут себя на локальных рынках, стараются позиционироваться в глобальном пространстве и понимают, что без партнерских отношений с государством это крайне сложно сделать. Имеется в виду не финансовая, а организационная поддержка. Пока к этому больше готовы региональные власти некоторых субъектов. Но они могут подтолкнуть остальных, особенно на фоне снижающейся эффективности взаимодействия региональных властей с федеральным центром.

На федеральном уровне обновление произошло уже в 90-е годы, прежней советской верхушки практически не осталось. В регионах представители старой партийно-хозяйственной элиты во многих случаях смогли удержаться и пересесть в кресла губернаторов. Но сейчас они уходят по возрасту - это необратимый процесс. На их место придут новые люди. Сохранение федеративного устройства неизбежно порождает конкуренцию между регионами, прежде всего за федеральные трансферты. Но опыт некоторых из них показывает: возможна альтернативная модель конкуренции - за привлечение инвестиций, капиталов, более благоприятные условия для ведения бизнеса. Самые продвинутые и прагматические региональные лидеры, особенно приходящие из бизнеса, будут мыслить и действовать в этом направлении.

- Безусловно, то, что я изложил - скорее гипотеза. Но мне хочется верить, что она жизнеспособна. Вы же сами приводите пример Перми и Челябинска. Другой пример - губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. Этот вариант даже более интересен, чем вариант Александра Хлопонина, потому что Хлопонин - представитель классического олигархического бизнеса. Зеленин не связан с такими вещами, как залоговые аукционы, и более свободен. То, что он пытается делать в Твери, используя возможности транспортной магистрали между Москвой и Петербургом, это как раз попытка создать благоприятный климат для капитала и инвестиций. Произошло явное обновление состава чиновников на уровне муниципалитетов: пришли люди с университетским образованием, многие поездили по заграницам и готовы к проектному управлению - было бы оно предложено. В бизнес-элите подвижки происходят раньше, и когда люди такого типа оказываются в политической элите, это уже событие.

Первые ласточки- На Урале и в Западной Сибири особенной смены региональных элит не происходит: все прежние губернаторы сохранили посты. За исключением главы Пермской области Олега Чиркунова и его предшественника Юрия Трутнева они не имеют предпринимательского опыта. Вы не идеализируете ситуацию?

- Вопрос о критической массе очень важен, но она возникнет, только когда будет серия позитивных прецедентов, историй успеха на поле взаимодействия бизнеса и власти, когда на примере этих историй удастся убедить действующих игроков в том, что возможно что-то сделать здесь и сейчас.

- С вашей точки зрения, эти отдельные личности смогут вызвать волну обновления элиты? Или должна накопиться какая-то критическая масса?

- В основном это скорее младшее поколение советской бюрократической элиты, советской интеллигенции: те, кто не ушел в бизнес, а остался на госслужбе.

Соперники и единомышленники президента- Путин и его немонолитная команда - это, по-вашему, «старая» или «новая» элита?

- Я согласен, что Путину и его ближайшему окружению новая элита не очень нужна, они ее в какой-то мере боятся. И процедура назначения губернаторов - это явный барьер для появления новых непредсказуемых людей, попытка управлять процессом.

- Значит, путинская элита может быть не заинтересована в усилении следующего поколения элиты, а инструментов, чтобы подавить этот процесс на первоначальной стадии, у нее достаточно.

Проблема Путина, как мне видится, в том, что он сделал ставку на определенные элитные группы, на силовую и бюрократическую элиту. Поэтому неслучайно укрепление армии, ФСБ, МВД, прокуратуры, правительства и ведомств. И вначале бюрократия его серьезно поддерживала, потому что она чувствует себя нормально только в сильном государстве. Но дальше началось расхождение.

Но вот что принципиально. На мой взгляд, всесилие, всевластие Путина - миф. Звучат слова о диктатуре закона, об укреплении государственности. По факту в 90-е - начале 2000-х годов в большей степени укрепилось не государство, а федеральная бюрократия. У этой сильной самостоятельной группы, которая не совпадает с путинским окружением и с бизнес-элитой, есть собственные мощные интересы, к сожалению, в целом не имеющие ничего общего с интересами развития страны. Путин сталкивается с довольно сильным противодействием федеральной бюрократии. Есть много примеров, когда на федеральном уровне его прямые указания просто не исполняются. Наивно думать, что Путин и его окружение все контролируют. И прошлогодняя административная реформа (на деле оказавшаяся неудачной) неслучайна, потому что на высшем политическом уровне есть понимание того, что без изменения системы госуправления, без повышения эффективности госаппарата мы не сможем развиваться.

Бюрократии достаточно просто обладать властью, остальное ее не сильно волнует. А Путину важно обеспечить темпы экономического развития, потому что помимо двух элитных групп (силовиков и бюрократии), другим, причем самым главным его ресурсом является рейтинг, базирующийся на довольно высоких темпах роста жизненного уровня в последние годы. На самом деле они не связаны с политикой Путина, это результат девальвации рубля, расширения экспортных возможностей и так далее. Но избиратель связывает их с приходом к власти Путина. Так что тезисы об ускорении экономического развития, об удвоении ВВП в какой-то мере неизбежны. Иначе рано или поздно рейтинг упадет и инструмента воздействия на административно-бюрократическую элиту не станет. Здесь есть варианты стыковки интересов путинской суперэлиты и новых региональных элит.

Путин и его окружение - это политическая суперэлита (термин введен политологом Алексеем Зудиным ). Суперэлита отличается от других типов элит (военной, бюрократической и так далее) тем, что у нее есть глобальные интересы, которые ставят ее над группой, из которой она вышла, подавляют интересы этой группы ради достижения общенациональных целей.

- Концентрацию я объясняю тем, что в головах людей типа Дмитрия Козака (он, впрочем, сделал немало разумного) доминирует схема, под которую надо всех построить, и тогда все будет замечательно. Это опасно для такой страны, как Россия, с разнообразной региональной спецификой.

- Но продолжается концентрация ресурсов и полномочий в федеральном центре, президент не пользуется возможностью смены региональных элит. Может, ему просто не на кого положиться?

- Путин или «следующий Путин» должен прийти к выборам с обновленными элитами или будущие парламентские и президентские выборы станут только отправной точкой обновления элит?

К сожалению, приходится говорить об отсутствии четкой региональной политики. Пока вместо продуманной стратегии идет конъюнктурный выбор из существующих кандидатур в конкретном месте в конкретное время. Если бы была заявлена политика, сознательно стимулирующая конкуренцию между регионами за создание наиболее благоприятного инвестиционного климата в виде выделения федеральных трансфертов или грантов тем, кто что-то делает, а не всем подряд, это послужило бы более явным сигналом региональным властям (старым и новым) и бизнесу. Тем более что, на мой взгляд, перспективы развития страны в ближайшее время будут сильно зависеть от регионов: возможности развития за счет Москвы, Питера и Тюмени (на территории Тюменской области добывается 90% российского газа и 65% нефти. - Ред .) исчерпаны.

- Пример: связка Чиркунов - Трутнев?

- У меня есть ощущение, что до того времени реально ничего не произойдет. Парламентские выборы мало что будут значить, поскольку роль партий пока невелика и, думаю, останется таковой еще долго. Какие-то подвижки, возможно, возникнут после 2008 года, в зависимости от того, кто будет преемником Путина (есть, например, вариант того же Козака). Развитие событий зависит и от взаимодействия региональных лидеров с конкретными представителями федеральной элиты, которые могут влиять на процесс.

Плотней ряды- Вы говорили о предательстве прежними и нынешними элитами общенациональных интересов. Есть ли уверенность, что нарождающаяся элита справится с этим пороком?

- Не исключено. Может, связки будут возникать по линии Грефа.

Ну и, конечно, если новые представители элиты не станут сознательно заново отстраивать демократические, конкурентные механизмы в политической сфере, не будет и гарантий, о которых вы говорите. Поэтому и в бизнесе, и во власти очень важна кооперация между игроками, которые уже сейчас способны что-то предпринимать и отличаются более длинным горизонтом интересов.

- Если компания думает о том, что она станет делать в этой стране через 20 лет, она неизбежно вынуждена учитывать интересы населения, регионов, где работает, просчитывать социальные последствия своих инвестиционных проектов. Такие вопросы не возникают, если речь идет о горизонте в три-пять лет, когда можно снять сливки и уйти. На политическом поле - то же. Когда человек планирует длинную карьеру, он вынужден учитывать возможную реакцию избирателей.

- Вопрос защиты собственности - это вопрос коллективного интереса бизнеса. В течение 90-х годов и последних пяти лет бизнес, особенно крупный, полагал, что может обеспечить себе защиту на уровне индивидуальных контактов и договоренностей с властью. Но дело ЮКОСа показало, что это не так. Власть, устанавливающая правила, сильней. И если не будет консолидации на основе осознания коллективных интересов бизнеса, не будет ни адекватной защиты прав собственности, ни гарантий соблюдения общественных интересов.

- Но пока не решен принципиальный вопрос о неприкосновенности собственности, о каком удлинении горизонтов можно вообще говорить?

- В опубликованной полтора года назад статье «Обыкновенная страна» известные американские эксперты Андрей Шляйфер и Дениэл Трейсман доказывают: по всем объективным показателям Россия была и остается в группе стран со средним уровнем доходов, таких как Турции, Бразилия, Боливия. Для этих стран характерны все наши проблемы - инфляция и коррупция, неэффективный рынок и несовершенные государственные институты. На этой основе Шляйфер и Трейсман делают вывод, что ничего страшного у нас в 90-е годы не случилось, но ничего другого ждать тоже не следует. Нефть от нас никуда не денется, цены на нее глобально не упадут, какие-то ресурсы останутся. Значит, будем потихоньку существовать. Короче - обыкновенная страна. Но это не соответствует общим настроениям в России (которая пока еще отличается от Турции и Боливии более высоким качеством человеческого капитала), а также настроениям амбициозных представителей элиты, которые желают чего-то большего.

- А если верх возьмут силовые и бюрократические элиты?


Как поделить пирог, чтобы все члены семьи признали это справедливым? Как разрешить спор о зарплате между спортивным клубом и профсоюзом игроков? Как предотвратить ценовые войны при проведении аукционов? Это не вопросы нового теста и не кейсы для слушателей MBA-программы. Это всего лишь три примера задач, которыми занимается одно из главных направлений экономической науки - теория игр.



Роберт Ауманн, который сегодня работает в Центре изучения рациональности при Университете Иерусалима, консультировал правительство США по вопросам разоружения, изучал талмудические споры и арабо-израильский конфликт.

Занимаясь простыми и даже наивными вопросами, теоретики игр полагаются на изощренные математические модели и приходят к парадоксальным выводам: например, чтобы достичь компромисса в споре, нужно вначале отказаться от установки на компромисс. Многие из их идей уже завоевали высшее научное признание - Нобелевскую награду. В 1990-х премии памяти Нобеля получили, например, автор новой модели аукционов Уильям Викри и создатель теории стратегического равновесия Джон Нэш (о нем снят фильм, в российском прокате - «Игры разума»). А в 2005 году премия присуждена Томасу Шеллингу и Роберту Ауманну, которые провели математический анализ холодной войны и других долговременных конфликтов.

Математика стимулов


Летом 2007 года он выступил в петербургской Высшей школе менеджмента с лекцией о прикладной теории игр и об институциональной инженерии, позволяющей управлять играми в бизнесе, политике и общественной жизни. О том, куда движется теория игр сегодня и как она помогает решать практические задачи, рассказывает профессор Ауманн.

- Я вначале приведу пример из другой области. Представьте, что вам понадобилось составить пары из мужчин и женщин. В западном мире браки по расчету уже не распространены так, как, скажем, в Индии. Но для этой идеи есть множество других применений. Так вот, допустим, что у вас есть 20 мужчин и 20 женщин и вы хотите подобрать каждому пару. Причем ситуация должна быть стабильной: среди этих 40 человек не должно быть мужчины и женщины, которые предпочитают друг друга своим супругам. Понятно, что эта ситуация создает проблему. Но всегда ли можно ее избежать? Теория игр отвечает: да. Всегда, при любом первоначальном раскладе можно найти стабильное решение, которое исключает такой исход. Это пример кооперативной игры.

- Обычно игры - это соревнование. А что теория игр может сказать о взаимодействии внутри компаний, которое предполагает кооперацию, а не конкуренцию?

- Вы приводите пример неправильного управления дорожным движением, когда строительство новой, более короткой дороги привело не к сокращению времени пути, а к увеличению пробок. Как теория игр помогает предотвратить такие управленческие ошибки?

Но интересно, что этот подход можно применить во множестве других случаев, не связанных с заключением брака. Таких ситуаций много и в бизнесе, и за его пределами, например подбор людей на определенные вакансии, распределение судебных дел между юристами или выбор колледжей для студентов. Или еще один пример: теория игр используется при поиске подходящей пары донора и реципиента почки. Один человек хочет отдать почку другому, но оказывается, что их группы крови несовместимы. И что следует сделать в этом случае? Прежде всего - расширить список доноров и реципиентов, а потом применить методы подбора, которые дает теория игр. Это очень похоже на брак по расчету. Вернее, на брак это совсем не похоже, но математическая модель этих ситуаций одинакова, применяются те же методы и расчеты. Сейчас на идеях таких теоретиков, как Дэвид Гейл, Ллойд Шапли и другие, выросла настоящая индустрия - практические применения теории в кооперативных играх.

- Теоретики игр предложили новую модель аукциона - аукцион второй цены. В нем победитель платит не ту цену, которую заявил, а ту, которую объявил его ближайший соперник. По идее, такие правила уменьшают затраты для участников, предотвращают бессмысленную ценовую войну. Но в то же время они подталкивают к сговорам. Теория игр просчитывает такие последствия?

- Прежде чем строить дорогу, нужно делать анализ, который покажет менеджерам, что произойдет. Конечно, необходимо рассчитать длину дороги, толщину покрытия, затраты на строительство и тому подобное. Но мы должны смотреть не только на физические характеристики трассы, но и на стимулы, которые создает для людей новая ситуация. Следует задаться вопросом: а как люди отреагируют на это? У нас есть инструменты, чтобы проанализировать реакцию водителей и предсказать, какой путь предпочтут люди, как изменится структура трафика.

- Можно ли тогда заключить, что эффективность тех или иных правил игры зависит от предпринимательской культуры, от обычаев делового оборота?

- Теория игр изучает аукционы уже много десятилетий, и у нас есть масса идей о том, как их проводить и какими будут результаты в каждом случае. Мы можем дать совет организатору аукциона, но не можем за него решить, какие правила использовать. То же самое в случае со спортивным арбитражем, где теоретики предложили новый способ разрешения споров между клубами и игроками. Это типичный конфликт между работником и работодателем: работник хочет получать больше, работодатель хочет платить меньше. И они вместе должны определить, по каким правилам будет разрешаться их спор. Идея о том, что арбитр должен выбрать компромиссный вариант, часто приводит к неоправданно высоким запросам обеих сторон. Но арбитр может действовать по иной схеме - выбрать лишь один из двух вариантов, то есть либо сторону игроков, либо сторону клуба, без права изменять условия. Такие правила игры приводят к тому, что ни игрокам, ни клубу уже неинтересно завышать или занижать требования. Напротив, в интересах обеих сторон - предложить более приемлемый вариант, чтобы продемонстрировать свою разумность, готовность к договоренностям. Но это лишь теоретическая идея. Воспользоваться ли ею, решают сами спорящие или арбитр.

- Но согласитесь, что в разных культурных контекстах одна и та же стратегия может сработать по-разному.

- Нет, это не имеет никакого отношения к культуре. Теория игр говорит не о культуре, а о стратегиях. Играя в шахматы, вы можете сделать первый ход королевской или ферзевой пешкой. Можно ли сказать, что это вопрос культуры, с какой пешки пойти? Нет, потому что люди могут выбрать и тот и другой вариант, если он кажется выгодным. Или, допустим, люди привыкли начинать с пешки, а вы вдруг сделали ход конем. Безумие, правда? Нет, это не безумие, ведь вы играете так, как хотите. Теория игр говорит о том, как люди выбирают путь к наилучшему результату при заданных обстоятельствах. Какое значение имеет культура в шахматах? Вы или выигрываете, или проигрываете, вот и все! И если вы сделали в игре нечто необычное, нечто отклоняющееся от культурных канонов, вы можете оказаться на голову впереди других.

Это не захват


- Люди могут неправильно понять то, что вы хотите сделать. Во время разговора вы посылаете сигналы, и эти сигналы могут быть по-разному интерпретированы в разных культурах. И конечно, многие игры в реальной жизни сильно отличаются от шахмат. Шахматы - это предельный случай, поскольку все, что вы делаете, направлено исключительно на вашу победу и вам не нужно заботиться о том, как на это отреагирует партнер. Достаточно убедиться, что он не сможет отреагировать эффективно. То есть это игра с нулевой суммой. И конечно, в других играх культура может иметь определенное значение. Но мне кажется, что это все-таки не главное. Теория игр всегда имеет дело с особым типом мышления, стратегическим.

- Очень важное направление - это попытки применить теорию игр в биологии и понять, как сама эволюция строит оптимальные стратегии. Здесь, в сущности, тот же подход, который помогает нам объяснить человеческое поведение. Ведь теория игр не говорит, что люди всегда действуют осознанно, стратегически, рационально. Скорее речь идет об эволюции определенных правил, которые дают более полезный результат, если их придерживаться. То есть люди зачастую не просчитывают свою стратегию, она постепенно формируется сама по мере накопления опыта. Эта идея воспринята теперь и в биологии.

- Как развиваются сегодня прикладные исследования по теории игр?

- Сегодня много говорят об «экономическом империализме». Экономисты анализируют не только выборы, супружескую жизнь, воспитание детей, но и, как вы говорите, развитие жизни на Земле. Есть ли предел этой научной экспансии?

Еще больше востребованы исследования в сфере компьютерных технологий, например анализ аукционов, которые проводятся компьютерами в автоматическом режиме. Кроме того, теория игр сегодня позволяет еще раз задуматься над тем, как функционируют компьютеры, каким образом строится кооперация между ними. Скажем, серверы в сети можно рассматривать как игроков, которые пытаются скоординировать свои действия.



Кто есть Путин? По прошествии двух сроков президентства мы можем дать ответ на этот вопрос лишь отчасти: объективное суждение вынесет история. Однако воспользоваться одним из инструментов такой оценки - проанализировать риторику восьми посланий президента к Федеральному собранию РФ - материал уже позволяет.Оговоримся: предложенный анализ - не более чем авторская реконструкция и интерпретация идейного пространства обращений Владимира Путина. В структуралистской терминологии нас будут интересовать только смыслы и символы посланий президента. Мы не претендуем на установление истинности/ложности этих значений, нашим методом станет выделение и описание их семантической динамики.

Анализ риторики президентских посланий Федеральному собранию РФ показывает: Путин как эффективный популист выступает в качестве зеркала, которое лишь отражает актуальный запрос общества, принимая любые формы

Риторическое пространство посланий - это «лоскутное одеяло», ряд почти не связанных между собой проблемных тем и задач. Президент лишь расставляет контекстуальные смысловые акценты в наиболее актуальных и приоритетных областях российской политики и общества. При этом послания скорее следуют проблематике сложившейся информационной повестки дня, нежели претендуют на ее формирование. Тем не менее некоторые темы стали своего рода сквозными кодами: их смысловую трансформацию можно проследить на протяжении всех восьми посланий.

Сверхидея
Послание - это одновременно и слово и политическое действие. Послание создает социальную реальность, конструирует важнейшие идеологические различия между субъектами российской политики, цели и идеалы для элит и основных социальных групп, непосредственно влияющие на жизнь всех граждан российского общества.

В обобщенном виде смысловую динамику сверхидеи можно выразить так: «Добившись соблюдения российской властью собственных законов, сохраняя статус-кво распределения собственности, мы придем к стабильности, которая позволит создавать продукцию мирового уровня, что в свою очередь стимулирует экономическое развитие страны, а оно в качестве побочного, но неизбежного следствия приведет к торжеству демократии, свободы и справедливости».

В каждом послании Путина в сухом историческом остатке содержится сверхидея (месседж). На наш субъективный взгляд, по остаточной семантической значимости это:
2000 - диктатура закона;
2001 - я против передела собственности;
2002 - создавать мировые образцы;
2003 - удвоение ВВП за 10 лет;
2004 - базис демократии построен;
2005 - свобода и справедливость;
2006 - рожать и вооружаться;
2007 - план Путина будет продолжен.

Здравый смысл послания предстает как ситуативный прагматизм, лишенный идеологичности. На уровне самоочевидности он объединяет все политические лагери, поскольку политические баталии начинаются только там, где есть разногласия в ценностных суждениях. Путин не призывает ни к мировому торжеству демократии (в отличие, например, от Буша), ни к свободе, ни к справедливости.

Код идеологии

Код идеологии представляет собой язык описания политики как набора универсальных взаимосвязанных ценностей, идей, императивов, реализуемых при обозначении президентом принципиальных позиций.
Искать в политическом курсе Путина классические идеологии (либерализм, консерватизм, социализм) бессмысленно: в массово-потребительском обществе, отказавшемся от классовых самоопределений, в чистом виде они работать перестают. Отсутствие в посланиях какой-либо идеологии - либеральной или консервативной, левой или патриотической - лишает идеологическую оппозицию серьезных «зацепок» и возможностей для принципиальной критики и идеологических дебатов. Послания Путина - не идеологическая схоластика, а в первую очередь «апология здравого смысла».

Вместо понятий идеологического ряда в посланиях используются эвфемизмы идеологических терминов - «комфорт, прагматизм, безопасность, стабильность, консолидация, цивилизованность». Вопреки заверениям президента о реформах, эти понятия определенно указывают на удовлетворенность и консервацию политического статус-кво. Частота употреблений классических идеологических терминов в тексте посланий гораздо ниже, чем идеологических эвфемизмов.

Из года в год беспроигрышная риторика здравого смысла совершенствуется. Так, из текстов посланий максимально исключаются пафосные и идеологические политические высказывания. Но подобное самоограничение может позволить себе только политик с рейтингом Путина, возглавляющий страну с таким профицитом бюджета и размером Стабфонда, как у России. Отсюда «смелая» финансовая и временная оцифровка президентских инициатив по программам «доступного жилья», росту пенсий, пособий на детей и т.д. Здесь Путин отказывается от роли идеологического субъекта. Напротив, как эффективный популист он выступает в качестве зеркала, которое лишь отражает массовые ожидания, актуальный запрос общества. Таким образом, президент скорее не определяет актуальную повестку дня, а следует ей. Идеология посланий Путина - это зеркальный лабиринт, в котором все время путаются его критики, стремящиеся найти неизменную идеологическую соль и суть. Но президент лишь отражает то, что от него ждут, принимая любые формы как «жидкий терминатор» нового поколения.

Код тревоги
В этот смысловой код нами отнесены наиболее характерные высказывания президента, связанные с описанием проблем, вызывающих наибольшие тревоги и угрозы для сегодняшней России.


Недостаток идеологии интуитивно восполняется в том числе через апелляцию к авторитетам конца XIX - начала XX века: Петра Столыпина, Ивана Ильина, Сергея Витте и Льва Петражицкого. Странно, что в посланиях президента «вешатель» Столыпин упоминается в контексте «гражданских вольностей», гегельянец Ильин и государственник Витте выступают как сторонники ограничения государственного вмешательства в частные дела, а мнение юриста Петражицкого призвано обосновать капиталистическую этику труда, которая (кто бы мог подумать!) состоит в том, чтобы «аккуратно» платить зарплату и помогать нуждающимся. Симптоматично, что современная российская элита подчеркивает символическую историческую преемственность, черпает позитивные образцы для сравнения именно во временах распада Российской империи накануне Октябрьской революции. Вообще выбор цитат в посланиях указывает на то, что постсоветская политическая элита в силу очевидных причин испытывает острый дефицит современных ей отечественных моральных авторитетов.

2002
Бедность хотя и отступила - только немножко отступила, но продолжает мучить еще 40 миллионов наших граждан.


2000
Численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек… уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек… дряхлеющая нация.
Экономическая слабость России… толкает нас в страны третьего мира… в условиях прогрессирующего экономического отставания.

2004
Сейчас около 30 миллионов наших граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума… причем большинство бедных в стране - это трудоспособные люди.


2003
Вокруг нас - страны с высокоразвитой экономикой. Надо прямо сказать: они оттесняют там, где могут, Россию с перспективных мировых рынков. А их видимые экономические преимущества дают повод для роста геополитических амбиций.
Политическая система развита недостаточно. Государственный аппарат малоэффективен. Большинство отраслей экономики неконкурентоспособны. При этом
численность населения продолжает падать. Бедность отступает крайне медленно.
К числу …угроз мы относим международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные, территориальные конфликты, наркоугрозу.

2006
Их (США. - Ред.) военный бюджет в абсолютных величинах почти в 25 раз больше, чем у России. Вот это и называется в оборонной сфере «Их дом - их крепость». И молодцы. Молодцы!
Как говорится, «товарищ волк знает, кого кушать»…


2005
Глубоко убежден, что успех нашей политики во всех сферах жизни тесно связан с решением острейших демографических проблем. Мы не можем мириться с тем, что российские женщины живут почти на десять, а мужчины - на 16 лет меньше, чем в странах Западной Европы.

В посланиях прослеживается четкий разрыв, своего рода раздвоение сознания между констатируемыми проблемами страны, имеющими обычно «внутренний» характер (бедность, демографический и экономический спад), и угрозами, которые, как оказывается, не вытекают из запущенных проблем, а являются чем-то «внешним» для России (распространение оружия массового уничтожения, наркоугроза, международный терроризм).

Итак, Россия вымирает, продолжительность жизни падает, количество бедных не сокращается, страну оттесняют с мирового рынка высокотехнологичной продукции, разрыв с ведущими экономическими странами не сокращается, Россия все более превращается в энергосырьевой придаток глобальной экономики.

Признавая невозможность тягаться с военным бюджетом США, который больше российского бюджета в целом, Путин уповает на некие «асимметричные ответы» на внешние угрозы. Стратегия ответа сводится к тому, что Россия должна, не распыляя сил и средств, сделать главное - укрепить обветшавший «ядерный зонтик».

Враги России стабильны и неизменны. Извне нас традиционно держат в тонусе «международный терроризм» и «товарищ волк», метафорически олицетворяющий США. Изнутри не менее привычным козлом отпущения остаются коррумпированные чиновники.

2001
Период «расползания» государственности позади... Более трех с половиной тысяч нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали Конституции России и федеральным законам. Четыре пятых из них уже приведены в соответствие.


Код успеха

В этом коде мы объединили наиболее характерные места посланий президента, в которых указываются важнейшие достижения за отчетный период.

Таким образом, главные успехи проводимого курса состоят, по сути, в формальных вещах: укреплении вертикали власти, централизации федеративной модели, приведении в соответствие региональных законодательств Конституции РФ. Оптимизация государства превращается в эрзац успехов общества в целом. Как достижение описывается факт, что Россия превратилась не только в крупнейшего экспортера топливно-энергетических ресурсов в мире, но и в экспортера зерна. Видимо, экспорт - неважно чего и куда - имеет устойчивую позитивную смысловую коннотацию в российской политике, а импорт - отрицательную. Симптоматично, что примеры конкретных улучшений в жизни общества и «простых россиян» остались за кадром посланий. Президент упоминает, что официальных безработных стало на четверть миллиона меньше, а забастовочная активность населения упала, правда, цифры эти озвучены на момент до монетизации льгот, реформ науки и образования и прочих реформаторских «загогулин».

2003
Впервые за полвека Россия превратилась из импортера зерна в его экспортера. С 1999 года продажи наших продоволь-
ственных товаров на зарубежных рынках выросли в три раза. Сегодня Россия является крупнейшим экспортером топливно-энергетических ресурсов в мире.
Благодаря именно экономическому росту, за эти годы почти четыре миллиона человек покинули ряды безработных. Возможность трудиться и зарабатывать серьезно сократила и масштабы забастовочной активности: с почти 900 тысяч человек в 1997 году до менее чем 5 тысяч в 2002 году.

2000
Надо признать: диктату теневой экономики и «серых» схем, разгулу коррупции и массовому оттоку капитала за рубеж во многом способствовало само государство.
Корни многих наших неудач - в неразвитости гражданского общества и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать.
Мы стали заложниками экономической модели, основанной на популистской политике… Мы знаем, что в некоторых центральных ведомствах есть прямое совмещение хозяйственных и административных функций.

Самокритика-самооправдание

Здесь мы попытались выделить собственную позицию государственной элиты, персонифицированной в лице президента, то, как власть оценивает сама себя, будь то критика или оправдание.

2002
Сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом.


2001
Законов принято даже слишком много, многие из них дублируют друг друга, но в целом ряде случаев так и не решают поставленных задач, поскольку приняты под давлением узких групповых или ведомственных интересов.

2006
Вы знаете, что в среднем число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тысяч человек. Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету - мало что сделали.


2003
Суммарный годовой объем социальных обязательств государства составляет сегодня 6,5 триллиона рублей… Мало того, под популистскими лозунгами … невыполнимые обещания наращиваются… Власть не может, не должна, не имеет права обманывать граждан своей собственной страны. Уж если мы с вами людям что-то и пообещали, то нужно обязательно выполнять. Или лучше не обещать тогда, не делать этого.

Интересна в посланиях временная динамика такой красноречивой оппозиции, как «я - мы». Можно наблюдать, как из года в год самостоятельное и отдельное «я» президента все более отождествляется с широким «мы» российской власти в целом. Путин фактически перестает дистанцироваться от системы государственной власти. Из независимой инстанции власти в обществе он превращается в неотделимую главу государственного аппарата. Соответственно персонификация президентом самого себя как отдельного субъекта, который может противостоять «мы» власти и способен производить какие-то фундаментальные перемены во власти и обществе, все менее обнадеживает. Президент становится квинтэссенцией и камертоном политического режима, системы государственной власти в целом.

Итак, безличное «мы» - госаппарат, чиновничество, бюрократия, государство в целом - от лица президента:
- признает, что продолжает расти, становясь еще более громоздкими и неповоротливыми;
- блокирует возможности развития гражданского общества (с которым к тому же не умеет вести диалог), иначе оно само поставит «нас» в нежелательные и неудобные рамки;
- является тормозом в развитии российской экономики и бременем для налогоплательщиков;
- способствовало криминальной экономике и в итоге стало ее заложником;
- приняло много бесполезных, дублирующих друг друга и неработающих законов;
- лоббирует и работает только на собственные групповые интересы;
- больше ничего обещать не будет, а ранее обещанные социальные гарантии предлагает подвергнуть честной критике и считать результатом популизма предшественников;
- полагает, что честный отказ от социальной политики нравственно более оправдан, чем попытки проводить ее далее, так как честнее отказаться от обязательств перед народом, чем пытаться их выполнять;
- путает удобное и прибыльное для себя бездействие, проедание национальных ресурсов со стабильностью;
- проявляет в своей работе чуткость к нуждам не работодателя-народа, а к проблемам истеблишмента (олигархов, политиков, бизнесменов), испытывая при этом профессиональную болезнь - комплекс материальной неполноценности;
- поэтому к множеству своих привилегий постоянно добавляет новые, что лечит комплексы и поднимает престиж государственной службы в его собственных глазах;
- российских чиновников (госслужащих) не надо обобщать как в развитых странах с неэффективными бюджетниками (врачами, учителями, учеными), которые, видимо, в силу некоего недоразумения, тоже нанимаются обществом (государством) для «общего блага».

2000

Код цели
Речь идет об «идеальном российском обществе», к которому Россия приблизится в результате реализации целей, приоритетов и задач актуальной государственной политики. При этом через код цели дополнительно раскрывается образ желаемого будущего России.

2001

Их (людей. - Ред.) благополучие и достойная жизнь - главная задача власти. Любой! России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие.России необходимы партии, которые пользуются массовой поддержкой и устойчивым авторитетом.Обеспечить защиту прав собственности… обеспечение равенства условий конкуренции… освобождение предпринимателей от административного гнета… снижение налогового бремени… сегодня мы прежде всего ставим задачу наведения порядка в органах власти.

2002

Первая задача - это определение конкретных, четких полномочий центра и субъектов Федерации в рамках их совместной компетенции… порядок в системе территориальных структур федеральных органов исполнительной власти… наведение порядка в межбюджетных отношениях.

2003

Наши цели неизменны: демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. И самое главное - повышение уровня жизни нашего народа.

2004
Наши цели абсолютно ясны. Это - высокий уровень жизни в стране, жизни безопасной, свободной и комфортной. Это - зрелая демократия и развитое гражданское общество.
Считаю, что создание в России свободного общества свободных людей - это самая главная наша задача.
Для раскрытия … потенциала мы должны общими усилиями создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране… Необходимо улучшить состояние здоровья российской нации, остановить рост наркомании, избавиться от детской беспризорности. Мы должны снизить уровень смертности, увеличить продолжительность жизни людей, преодолеть демографический спад.

За десятилетие мы должны как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны.

2006
Современной России нужен беспрепятственный выход со всей своей продукцией на международные рынки. Для нас это - вопрос более рационального участия в международном разделении труда, вопрос получения полноценных выгод от интеграции в мировую экономику.


2005
Считаю необходимым в течение трех лет добиться повышения доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза. То есть в ближайшие годы зарплаты бюджетников должны расти как минимум в полтора раза быстрее, чем цены на потребительские товары.
Следующая по значимости крупная задача в сфере государственного строительства - это укрепление федерации. При этом главный результат, которого мы добиваемся, - это построение эффективного государства в существующих границах.

Призыв и просто апелляция к трансцендентным утопическим горизонтам будущего и возможного в текстах посланий принципиально отсутствует. Президент призывает к «реалистичной» социальной политике. Ее суть - политика всеобщего государственного патернализма сегодня экономически невозможна и политически нецелесообразна. «Реализм» выражается в том, что текущая политика в текстах посланий максимально «приземляется» и количественно «оцифровывается», отождествляется с администрированием и управлением. Цели и задачи, заявленные в посланиях, также предельно «земны»: комфорт, благополучие, достаток, благосостояние, рост доходов и т.п.

Первое, что бросается в глаза: любые реформы (под ними понимаются изменения, инициируемые политической элитой) рассматриваются в тексте посланий как самоцель и самоценность. «Реформы» за постсоветский период превратились в российской политике в безусловное высшее благо, summum bonum, а их отсутствие автоматически начинает ассоциироваться с застоем и имеет негативные смысловые коннотации. Стоит убрать слово «реформа» из постсоветского политического лексикона - и код цели станет проблемой.

Содержание целей и задач посланий во многом определяется их адресатом, которым является политико-экономическая элита как единственный реальный политический субъект. Хотя «от населения многое зависит», его главная добродетель - это законопослушание, что характерно для подданнического, а не для гражданского типа участия в политике.

Основной целью государственной политики становится «оптимизация» сложившегося статус-кво, когда все наличные политические конфликты выводятся за пределы «политического», трактуясь как абстрактные «конфликты бюджетов», «народа и нерадивой бюрократии», «чиновника и предпринимателя», а не реальных социальных групп.

Универсальный рецепт от президента
Гармонизировать, оптимизировать, модернизировать, адаптировать, упростить, вывести на самоокупаемость, стабилизировать, нормализовать, сократить ненужные (избыточные) функции, сделать прозрачным и эффективным, мобильным и компактным, конкурентоспособным и гибким - таков универсальный алгоритм реформ, предлагаемый в текстах посланий для всех институтов российского общества: армии, здравоохранения, сферы ЖКХ, науки, образования, экономики, госаппарата и т.д.



Таким образом, в посланиях доминирует тактический прагматизм, лишенный жесткого идеологического каркаса. Отсюда популярность идеологически нейтральных, «технических» терминов оптимизации, эффективности, толерантности и т.п. Послания демонстрируют желание властвующей элиты встать над идеологической схваткой, а не выиграть ее. При положительных смысловых коннотациях понятия «реформа», сами реальные изменения в обществе или даже возможность таковых трактуются в посланиях как нечто отрицательное: реформы нужны лишь для того, чтобы укрепить контроль элит над настоящим. Поэтому единственным субъектом «реформ» выступает правящая элита. Тексты обращений президента указывают и на то, что элиты до сих пор не создали новых интегральных символов нации. Такие символы, как свобода, демократия, рынок, конкуренция, оказались слишком абстрактны для массового адресата, чтобы стать одной из легитимирующих опор проводимого политического курса.

Нетрудно заметить, что сложные социальные феномены и процессы предстают как аналоги технических устройств, которые необходимо наладить так, чтобы они работали сами по себе, никому не мешая и не беспокоя, но в то же время обеспечивая власти и обществу невидимый сервис и комфорт. Политик здесь подобен аварийной службе, которая вмешивается в политический механизм, когда тот ломается. Как только механизм работает автономно, политик самоустраняется.


«В 11 лет я разбил свою свинью и отправился к проституткам»… Школьная учительница, которая привела в театр старшеклассников, услышав первую фразу спектакля, порадовалась, что с ними нет еще и родителей. Но когда спектакль «Момо» закончился, она пошла за кулисы, чтобы поблагодарить артистов. Некоторые из ее подопечных расчувствовались до слез - подобного ей видеть не приходилось.



Афиша театра чрезвычайно разнообразна. То, что любой найдет для себя спектакль, подходящий под настроение, гарантия. Можно посмеяться: «Гарнир по-французски» - одна из самых смешных постановок современности. Можно поплакать, порыться в глубинах собственной души, пуститься в раздумья о том, как неидеально устроен мир, и так далее. «Волхонка» - театр хоть и маленький, камерный, но полноценный репертуарный, с расчетом на разного зрителя.

Миссия дорогого стоит
В сезон три-четыре премьеры - норма для театра «Волхонка». Спектакль «Момо» по повести Эрика-Эммануила Шмита - визитная карточка театра. Пьеса-притча оказалась близка зрителям разного возраста: для молодых стала откровением, для зрелых - квинтэссенцией жизненной мудрости. «Буря», заявленная как «балет на музыку Шекспира», несет важную сегодня идею прощения - и друзей, и врагов. Спектакль по мотивам сказок Пушкина «Там, на неведомых дорожках» доходчиво, с юмором помогает детям освоить правила дорожного движения. А еще планируется традиционная новогодняя премьера.

… и стоит дорого
Год назад театр отметил 20-летие. Во время его рождения новообразования в искусстве плодились и размножались. Сохранились с той поры единицы. В Екатеринбурге из активно работающих и пользующихся популярностью у публики осталось лишь три малых театра, все - частные: «Театрон», «Волхонка», из более молодых «Коляда-театр». Подводя итоги прошлого года (см. «Неестественный отбор» , «Э-У» 48 от 25.12.06), мы радовались, что наряду с потерями, которые понесла тогда культура областного центра, были и победы, и подразумевали при этом долгожительство «Волхонки». Как показало время, радовались рано.

Подобная «разношерстность» - отнюдь не всеядность. Театр четко формулирует собственную миссию. Именно так пафосно - миссию. По словам управляющего некоммерческим партнерством «Волхонка» Александра Фукалова (а также одного из основных артистов, режиссера и во многом идеолога), творческая установка - знакомить уральцев с именами и тенденциями мирового театрального искусства. В афише почти нет проверенной классики, на которую опирается большинство театров. «Волхонка» смело берется за мало известную драматургию, которая составляет львиную долю репертуара. Риск оправдан, так как обеспечен качественной режиссерской и актерской базой и поддержан зрительским интересом. Один из компетентных зрителей как-то обронил: «У вас всегда увидишь что-то новое». Действительно: произведения Юкио Мисима еще никогда не воплощались на уральской сцене, а «Праздник мертвой листвы» Неды Нежданы стал мировой премьерой пьесы.

В какие-то моменты казалось, что театр может исчезнуть с лица города. Но постепенно ситуация просветлилась. Коллектив «развелся» с бывшими учредителями, создав независимое партнерство. Официально получил в аренду здание, из-за которого и был весь сыр-бор, и в феврале предполагает в него, обновленное-отремонтированное, вернуться. Однако на сей раз я поостерегусь хлопать в ладоши. Как сказала творческий директор «Волхонки» Татьяна Савинкова, «петля на шее малых театров продолжает затягиваться, но не резко, а нежно так, постепенно». Имя этой удавки - арендная плата.

Сюжет пьесы под условным названием «Волхонка-2007» развивался неожиданно для зрителей, с резкими поворотами и частой сменой декораций. Поклонники театра следовали за перемещениями артистов, которые покинули привычное, хорошо обустроенное помещение - из-за материально-творческих разногласий с учредителями - и путешествовали по другим сценическим площадкам, обосновавшись, наконец, в актовом зале завода ОЦМ. Где и обитают до сих пор, приспосабливая свои камерные постановки под другой формат.

Основные доходы - от продажи билетов. Зал - 35 мест, стоимость билетов - 250 рублей. Поднимать некуда - «за нами средний класс». Советы по выживанию звучат так: работайте больше, крутитесь. Что и делают: за год около 600 представлений, иногда по четыре спектакля в день. Дополнительные доходы - презентации, праздники, дни рождения, деятельность кафе, наконец. Среди расходов арендная плата и коммунальные услуги на первом месте - более 100 тыс. рублей в месяц. Содержание здания в чистоте и красоте. Подготовка новых спектаклей. Дело в том, что за пьесы Островского, например, платить не надо, а вот за современную драматургию - обязательно, в том числе и иностранным авторам, да еще переводчикам. Режиссеры приглашенные, гонорары должны быть достойными. Заработная плата сотрудников валом составляет немалую сумму, хотя, как грустно признаются руководители «Волхонки», сегодня она одна из самых низких среди театров Екатеринбурга. Вот такой «нулевой баланс». Словом, миссия стоит дорого.

Да, все должны вносить арендную плату: магазины, рестораны. Чем театр хуже (или лучше)? Не хуже, не лучше - это просто другое дело (busyness). Познакомлю вкратце с финансовой стороной существования малого театра.



Главная страница / Промышленное строительство