Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Блоками по энергодефициту


19 ноября во время визита на Чусовской металлургический завод (ЧМЗ, входит в ОМК) председатель совета директоров ОМК Анатолий Седых озвучил планы модернизации ЧМЗ. По его словам, в 2008 году на предприятии стартует полная реконструкция доменного производства, направленная на увеличение выпуска чугуна втрое (результат 2006 года - 653,1 тыс. тонн).

Объединенная металлургическая компания (ОМК) инвестирует в реконструкцию Чусовского метзавода (Пермский край) около 1 млрд долларов. Цель - создание полного цикла производства труб большого диаметра (ТБД) в рамках одной компании

По итогам 2006 года ОМК обеспечила до 20% российского потребления труб, в том числе 41% ТБД. Пока заготовку для ТБД компания покупает за границей, в частности в Австрии и Германии. «Из российских компаний широкий лист производит только Северсталь, но качество не устраивает наших заказчиков - Газпром и Роснефть», - пояснили в пресс-службе ОМК. Предполагается, что построенное с нуля производство будет выпускать сляб, не уступающий по качеству импортным аналогам.

К 2011 году в Чусовом будут построены новый кислородно-конвертерный цех мощностью 1,5 млн тонн и машина непрерывной разливки стали для производства сляба (трубной заготовки). Сляб будет поставляться на стан-5000 Выксунского металлургического завода (Нижегородская область, входит в ОМК) для производства широкого листа. «Тем самым мы сможем замкнуть полный цикл производства труб большого диаметра», - резюмировал Анатолий Седых.

Пермский край

Аналитик ИК «Антанта-капитал» Евгений Рябков: в результате импортозамещения рентабельность Выксунского метзавода вырастет с 20 до 25%. Кроме того, ОМК получит дополнительные преимущества в конкурентной борьбе с мировыми производителями ТБД, поставляющими продукцию на российский рынок - Europipe (Германия), Sumimoto и JFE (Япония).


По словам президента «Роснефти» Сергея Богданчикова, новая станция - часть комплекса утилизации попутного газа: в него войдут еще одна компрессорная станция и газотурбинная электростанция (семь блоков на 315 МВт с расширением до 500 МВт). Комплекс позволит перерабатывать 95% попутного газа, около 3 млрд кубометров в год. Ввод его в эксплуатацию намечен на второй квартал 2010 года, стоимость компания оценивает в 5,8 млрд рублей.

«Роснефть-Юганскнефтегаз» на Приобском месторождении (ХМАО) запустила компрессорную станцию переработки попутного нефтяного газа мощностью 1,84 млрд кубометров в год

Однако пока, по данным Минприроды, ежегодно в факелах сжигается 25 - 28% попутного газа: 15 - 17 млрд кубометров из добываемых 60 млрд (95% газа утилизирует только «Сургутнефтегаз»). Из оставшегося объема перерабатывается около трети, прочее либо списывается на технологические потери, либо используется как сырье в энергетике. Поэтому Минприроды хочет уже в 2008 году повысить платежи за сжигание попутного нефтяного газа впятеро. Сегодня общая сумма штрафных санкций нефтяных компаний составляет 1,7 - 3 млрд рублей.

Этот проект - третий в сфере утилизации попутного газа за полгода в Урало-Западносибирском регионе. ОАО «Южуралнефтегаз» ввело подобный комплекс на Капитоновском месторождении Оренбургнефти (ТНК-ВР) в Оренбургской области: установка мощностью 124 млн кубометров газа в год позволяет сжигать до 92% попутного газа. А «Лукойл» запустил установку мощностью 500 млн кубометров газа в год на Североданиловском месторождении (ХМАО).
Активность нефтяных компаний понятна. Лицензионные соглашения по освоению месторождений предусматривают, как правило, сжигание в факелах не более 5% попутного газа. Остальные 95% должны быть утилизированы. За сжигание 1 тыс. кубометров газа в рамках лимита компания платит 6 рублей, сверх лимита - около 140.



Из послания президента России Федеральному собранию (апрель 2005 года): «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению…»

Дмитрий Головин

Очевидно: чтобы существенно поменять принципы работы, требуется взгляд со стороны. Это касается абсолютно любой структуры. Например, для оценки финансовой деятельности компании приглашают сторонних аудиторов, для нормализации работы предприятия-банкрота -; внешнего управляющего. Административная реформа пойдет только тогда, когда появятся общественные механизмы оценки работы чиновников, а сама оценка станет настолько весома, что сможет на практике влиять на кадровую политику учреждения, а в идеале - на объемы его финансирования. В развитых странах такая система успешно работает.

Административная реформа в стране буксует, и это признают все - от главы государства до владельца сельского магазина. Буксует прежде всего потому, что ключевая ставка в ее проведении сделана на сознательность самих чиновников, а им выгоден status qvo: решения о расходовании средств налогоплательщиков принимаются в тиши кабинетов, и за малейшей надобностью сюда ходят с поклонами и подарками.

Давайте их «посчитаем»Осенью прошлого года руководитель общественной организации «Комитет 101» Дмитрий Головин выступил с инициативой провести в Екатеринбурге «рейтинг качества» работы чиновников и чиновничьих структур. Идея возникла во время поездки в США в феврале - марте 2004 года: он познакомился с руководством общественной организации «За прозрачный суд», которая уже пятнадцать лет ранжирует судей. Интерес к этой работе постоянно растет, причем не только со стороны истцов и ответчиков, но и со стороны самого судейского сообщества.

Если исходить из банальной мысли, что чиновники служат народу, то есть оказывают услуги и получают за это деньги в виде налогов, то самым объективным критерием становится мнение потребителей этих услуг. Это в первую очередь малое и среднее предпринимательство с его особой чувствительностью к качеству институциональной среды: чем меньше компания, тем в большей степени на нее влияют функциональность институтов и стоимость их услуг. Предприниматели ежедневно сталкиваются с работой конкретных чиновников и государственных структур и вправе ее оценивать. До сих пор их мнение оставалось невостребованным.

Редакция нашего журнала инициативу Дмитрия Головина поддержала. В России много судачат об административных барьерах, всеми признано: они должны быть снижены. Но барьеры не обезличены: каждый имеет должность, фамилию, круг служебных обязанностей. Чтобы начать преодолевать эти барьеры, их надо выявить и четко обозначить. 25 ноября 2004 года стартовал сбор анкет, к марту 2005-го их набралось достаточно, чтобы начать обработку информации и добиться репрезентативной выборки.

- Мы хотели сделать отношения предпринимателей и государства более прозрачными, - говорит Дмитрий Головин. - Поставить перед физиономией государства зеркало и сказать: смотрите, такими вас представляют предприниматели - потребители ваших услуг. Тем самым погрузить чиновника в конкурентную среду. С таких позиций его никто до сих пор не оценивал. Анкетирование позволило непредвзято определить, кто среди служб, с которыми мы, предприниматели, в силу деятельности постоянно сотрудничаем, работает лучше, а кто хуже. Сложившаяся ситуация такова: есть глухой ропот недовольства работой чиновников. Но какими чиновниками мы недовольны? И чем именно в их работе? Ранее на эти вопросы ответов не было, теперь мы их получили.

К слову, именно засилье личных контактов не позволило собрать репрезентативную выборку для оценки работы конкретных чиновников. Например, на вице-мэра Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка Виктора Контеева заполнено 20 анкет, что теоретически обеспечивает репрезентативность. Но анкеты делятся в соотношении примерно 50 на 50: очень положительные (количество баллов близко к 100%) и резко отрицательные (стремится к нулю). Скорее всего, это говорит о том, что чиновник работает неровно: одним предпринимателям удается добиться «высочайшего внимания» и они всем довольны (вариант: боятся репрессий и заполняют анкету положительно от греха подальше), другим - нет, поэтому стена равнодушия к их проблемам вызывает раздражение.

Меньше личного Кроме прогнозируемой в среднем невысокой оценки деятельности муниципальных и государственных организаций, исследование дало и куда более интересные результаты. Так, анализ анкет, заполненных предпринимателями, указал тенденцию: эффективность работы той или иной службы тем выше, чем меньше в ней «личных контактов» с предпринимателем. Бюро технической инвентаризации, где работа хорошо автоматизирована и предприниматели с чиновниками даже не встречаются (сдал запрос в окошко, из него же получил нужный документ), стоит в рейтинге на первом месте. А вот центр подготовки документации для строительства и земельный комитет мэрии, где вопросы решаются индивидуально, - в последних строчках рейтинга. Вывод прост: работа всех без исключения служб должна быть обезличена и построена по принципу «одно окно». Подобно тому, как принимают в вузы: на экзаменационном листе только шифр, фамилия абитуриента экзаменатору не известна.

Цель, которой не было Проведенное исследование позволило не только объективно оценить эффективность работы учреждений. Оно добавило несколько ярких штрихов к социальному портрету уральского предпринимательства. Оказалось: имидж чиновничества как некой «правящей касты» активно поддерживается самим бизнесом. С позицией «да вы понимаете, кого вы собрались анкетировать, мы же с ними работаем!?» приходилось сталкиваться довольно часто. «Есть просто клинические случаи, - рассказывает Дмитрий Головин, - когда у распространителя забирают анкеты через решетку, в полумраке, испуганно белея лицом, и шепотом говорят, что вышлют заполненные анкеты по почте, не записывая почтового адреса».

Еще одна черта, выявленная рейтингом: бизнес хорошо угнездился в рамках действующих коррупционных схем, подстроился под правила игры, диктуемые чиновниками. Дмитрий Головин: «Если чиновник работает хорошо, предприниматели зачастую его просто не знают. Допустим, я прихожу в учреждение, где мне должны дать бинарный ответ: да/нет. „Да“ - и я ухожу, зачастую просто не запоминая того, кто поставил подпись. А если „нет“, тогда начинается поиск вариантов. Кто поможет решить вопрос? Иван Иванович. Иду к Ивану Ивановичу - вопрос решается. Но его я уже запомнил. А самое прискорбное, что многие предприниматели в следующий раз пойдут сразу к нему, чтобы не терять время попусту. Коррупция становится традицией».

В целом предприниматели серьезно недооценивают важность влияния общественных механизмов на работу чиновников. Начиная исследование, «Комитет101» рассчитывал от предприятия, согласившегося принять участие в исследовании, получить минимум десяток анкет. Логика проста: в среднем примерно с таким количеством учреждений фирме приходится регулярно поддерживать отношения. Но урожай оказался скромнее: две-три анкеты. Встречалась и такая позиция: вы знаете, сколько стоит мое время? Скажите спасибо, что на две анкеты его потратил. Между тем, по подсчетам все той же «Опоры России», в крупных городах сотрудник малых и средних предприятий тратит в среднем до 50 часов рабочего времени ежегодно на взаимодействие с государственными и муниципальными учреждениями. Может быть, стоит потратить и час на анкеты? Тем более что практикой, пусть пока немассовой, доказано: подобные опросы могут приносить реальные результаты. Так, в городе Березовский Свердловской области, где новый мэр Вячеслав Брозовский, выходец из предпринимательской среды, инициировал аналогичный опрос среди населения, в итоге двое руководителей муниципальных учреждений лишились должности. С уютных кресел слетели главный городской архитектор и главврач центральной городской больницы Березовского, деятельность которых горожане оценили ниже всего.

Выпуклая черта портрета предпринимателя - всеобъемлющий пессимизм, разбавленный страхом. Мол, ничего вы с нерадивыми чиновниками не сделаете, поэтому и заполнять анкеты незачем. Кстати, это подтверждается и другими исследованиями. Так, последний опрос предпринимателей, проведенный «Опорой России» в марте - апреле этого года показал: только 0,7% из них уверены, что в России в принципе существует возможность отстоять законные права и интересы бизнеса вопреки воле местных властей, в то время как 68,8% полагают, что эти шансы микроскопические или их нет вовсе. Еще одна распространенная позиция: «Да, проблем много, но мы нашли подходы к Иван Иванычу, поэтому ничего заполнять не будем, чтобы не испортить отношения». Бизнес, увы, не доверяет общественным организациям, не верит в то, что подобные акции проводятся для его блага. По словам Дмитрия Головина, порой никакие рассуждения о «зеркале перед лицом государства» не убеждали: «Люди начинают просчитывать: какое зеркало, кто его оплатил, чьим интересам оно будет служить, кто будет снимать изображение, куда оно пойдет. А когда просчитать не получается, на всякий случай отказываются. Некоторые напрямую обвиняли комитет в политическом пиаре». По этим причинам доля отказов в заполнении анкет - более 50%.


Заместитель гендиректора ОГК-2 по производству Анатолий Чегодаев сообщил, что на реализацию всего проекта планируется направить 54 млрд рублей. Блок № 10 планируется запустить в эксплуатацию в 2011 году, а № 11 - в 2012-м. Они должны улучшить технико-экономические и экологические показатели электростанции, сведя к минимуму воздействие ГРЭС на окружающую среду благодаря использованию новых технологий при производстве электроэнергии, рассказывает Чегодаев.

ОАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ОГК-2) приступила к строительству двух новых угольных энергоблоков мощностью 660 МВт каждый на Троицкой ГРЭС

ОАО «ОГК-2» зарегистрировано 9 марта 2005 года в инспекции ФНС поселка Солнечнодольск (Ставропольский край). Общая установленная мощность компании - 8,7 ГВт. В ее состав входят Сургутская ГРЭС-1, Ставропольская, Троицкая, Псковская и Серовская ГРЭС. Занимает второе место по объему выработки электроэнергии среди российских теплогенерирующих компаний оптового рынка. Акционеры ОГК-2 приняли решение о выходе из состава РАО ЕЭС. Контроль над компанией после расформирования РАО 1 июля 2008 года получит Газпром

Увеличение мощности Троицкой ГРЭС также позволит повысить надежность работы энергосистемы Челябинской области. Здесь наблюдается стремительный рост электропотребления: по итогам 2006 года - на 7%, за десять месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - более чем на 3%.
Инвестиционная программа ОГК-2 до 2010 года составляет 75 млрд рублей и предполагает увеличение установленной мощности компании на 2,1 ГВт



Главная страница / Промышленное строительство