Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Вспомним революционера

Основные инвестиции принадлежат компании «Евразия логистик».

Под Екатеринбургом открылся крупнейший на Урале логопарк класса А «Пышма». Площадь первой очереди составила 85 тыс. кв. метров. Комплекс будет вводиться в эксплуатацию в три очереди, всего по проекту складские помещения займут почти 280 тыс. кв. метров. Площадь земельного участка - более 50 гектаров. В общей сложности в проект вложено 4 млрд рублей, заявленный срок окупаемости - восемь лет.

- Екатеринбург - важный логистический узел для Урала, поэтому логопарк будет центральным складом для организации дистрибуции по региону. Кроме того, в Уральском регионе мы планируем построить еще два логистических центра, в южной части Екатеринбурга и в Челябинске. Ведутся переговоры по приобретению земельных участков под эти комплексы. По функциям они будут схожи с «Пышмой», - рассказала специалист по связям с общественностью «Евразии логистик» Алена Загоруйко.

Разгрузка и загрузка на складах будет осуществляться как большегрузным, так и малотоннажным автотранспортом. Логопарк также имеет железнодорожную ветку, поэтому грузы будут доставляться и по железной дороге.

Свердловская область

Строительство логистических комплексов и терминалов класса А планируется также в Уфе, Перми, Тюмени. Екатеринбург, судя по планам девелоперов, для них наиболее привлекателен: здесь также реализуется проект Евроазиатского международного транспортно­логистического центра (140 тыс. кв. метров), планируется возведение терминала «Чкаловский» (250 тыс. кв. метров) и транспортно­логистического центра компании AVS Group (200 тыс. кв. метров).

Компания «Евразия логистик»

Дополнительные материалы:

Девелопер сети логистических комплексов класса А. Создана в 2006 году инвестиционно­промышленной группой «Евразия» (с 2003 года работает на рынках России, Казахстана, Украины и Грузии). До 2010 года компания планирует создать сеть из 20 комплексов класса А, которые соединят основные торговые узлы России и стран ближнего зарубежья в единую систему распределительных центров.


24 января на 5-м километре автодороги Четкарино - Камышлов Пышминского района (Свердловская область) водитель школьного автобуса не предоставил право преимущественного проезда автомашине ВАЗ-219 Девятка врезалась в автобус, он перевернулся, в нем разбились стекла. 17-летний подросток вылетел через окно из автобуса и оказался им придавлен. В аварии погибла и пассажирка машины. Еще 15 человек (в том числе водители транспортных средств) получили различные травмы. Водителю школьного автобуса Александру Теплоухову грозит до семи лет лишения свободы.

Две подряд аварии с участием школьных автобусов выявили проблемы в организации транспортировки детей. Перевозку школьников надо передавать в руки специализированных компаний, а сами автобусы делать более безопасными

Рассвет по инструкции
Ежедневно в Свердловской области школьные автобусы перевозят 14 тысяч детей. Это примерно столько же, сколько пассажиров отправляется в день с обоих автовокзалов Екатеринбурга - Северного и Южного, крупнейших, кстати, на Среднем Урале. Но там работает целый штат водителей, диспетчеров, специалистов службы движения и эксплуатации. «По правилам министерства транспорта РФ, организацией пассажирских перевозок должны заниматься люди с профильным образованием, которые раз в пять лет проходят переподготовку и аттестацию на соответствие занимаемой должности. Кроме этого, водители должны проходить предрейсовый медосмотр - тоже в специальных клиниках. Автобус, и школьный, и любой другой, должен поддерживаться в исправном техническом состоянии», - рассказывает Надежда Квашнина, и. о. начальника Уральского управления госавтодорнадзора. При организации перевозок детей эти правила выполняются, мягко скажем, не всегда.

Вторая авария с участием школьного автобуса произошла 28 января в Екатеринбурге. Приехавший из Белоярского района школьный автобус столкнулся с маршруткой: «Газель» врезалась в колонну, которая в сопровождении патрульных автомобилей двигалась по улице Малышева. После удара об автобус маршрутка отлетела на тротуар, где сбила пешехода. Две аварии с одинаковой причиной (несоблюдение прав приоритета) вряд ли можно объяснить только законом парных случаев или началом високосного года. К мистике совпадений привели системные ошибки в организации перевозки школьников.

Но самая главная ошибка в организации перевозок - в том, что она сброшена на людей, которые в принципе не могут этим заниматься. По существующим правилам, автобус - собственность поселковой школы, приписывать его к какому-либо автохозяйству запрещено областным министерством образования. Выполнять функции менеджмента автотранспортных предприятий обязаны директора школ, но у них не всегда хватает знаний, чтобы организовать процесс. Однако если кто-то из детей не будет учиться в школе из-за того, что не сможет до нее добраться, - «прилетит» все тому же директору школы.

Что такое современный школьный автобус? Большинство таких возит детей на занятия из нескольких деревень в одну побольше. Однако в деревнях нет механиков, и водители «починяют примус» кувалдой. Беда с предрейсовым медосмотром. Факт: четкаринская медсестра ушла в отгул, и водитель Теплоухов 24 января осмотр не прошел. Да и вообще чудо, что он соответствовал следующему требованию инструкции по перевозке детей - имел стаж работы именно на пассажирских перевозках более трех лет. Обычно все, у кого есть в руках дефицитные нынче права категории D, не идут на зарплаты в 3 - 4 тыс. рублей.

Именно несоблюдение устаревших инструкций дает право силовым и контролирующим органам закрывать школьные маршруты. Так было, например, осенью 2006 года, когда под Сухим Логом в желтый автобус на железнодорожном переезде врезался поезд. Вот и сейчас все городские и районные прокуроры проверяют исполнение учреждениями образования, за которыми закреплен автотранспорт, законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации школьного транспорта. Нарушения найдут: их невозможно не найти. Но что изменится? Невозможно усилием воли отменить поздний рассвет. Автобусы все равно будут возить детей - не по инструкции, по жизни. Все останется как было - до следующей аварии, после которой более или менее здравомыслящие люди опять будут говорить: необходимо не просто следовать инструкциям, а менять принципы организации перевозки детей. Очевидно, что два ЧП подряд - это повод наконец-то создать специализированные организации, которые могли бы перевозить между селами не только школьников, но и инвалидов, пенсионеров.
И деньги найдутся: просто надо аккумулировать в одном месте те, что сейчас выделяют на содержание автобусов в конкретную школу.

Но одна инструкция Минобраза прописывает возить детей в школу, другая - Минтранса - по сути, запрещает это делать. Например, по регламентирующей перевозку детей инструкции Минтранса, выпущенной еще в 1995 году, желтым автобусом можно перевозить исключительно детей. «Но иногда школьный автобус служит единственным транспортным средством, которое связывает несколько деревень. Например, рядом со школой находится детский сад. Вот и садятся в школьный автобус взрослые с маленькими детьми, которых надо отвезти в дошкольное учреждение», - рассказывает Надежда Квашнина. Или такое положение инструкции: нельзя перевозить детей в темное время суток. Однако на Урале осенью-зимой начало занятий первой смены и конец второй в аккурат на него и приходятся. «Скорее всего, законодатель просто перестраховался. Когда издавали такую инструкцию, массовые перевозки детей автобусами между деревнями еще не были такими масштабными. Скорее всего, имелась в виду перевозка школьников, например, в оздоровительные лагеря в дни школьных каникул», - отмечает Квашнина.

Новые, но при этом уже устаревшие. «Модель автобуса на конвейере с 1973 года. С этого года ее сняли с производства», - рассказывает директор по развитию КАВЗа Сергей Бельков.
Государственный стандарт, которым руководствовались при производстве этих автобусов, тщательно прописывает массу вещей: ремни безопасности, кнопку громкой связи, расстояния между сидениями. Наши автобусы оборудованы устройствами ограничения скорости (не более 60 км/час), дополнительными тормозными системами. Регламенты настолько строги, что указывают даже величину форточки в окнах. Но при этом требования по травмобезопасности такие же, как для обычных автобусов: это вам не США (см. справку). Никаких дополнительных рам жесткости или остекления триплекс. А именно бьющиеся стекла (вкупе с несоблюдением требования быть пристегнутым ремнем безопасности) и стали причиной гибели 17-летнего подростка… Да и при движении на дорогах наши желтые автобусы, в отличие от американских, не пользуются особым приоритетом: иначе не случилось бы аварий в Четкарино и Екатеринбурге.

Это вам не США
Вторая проблема, которую выявили свердловские аварии, связана с тем, что российские школьные автобусы опасны. Как сказал первый вице-премьер правительства России Дмитрий Медведев, прокатившись в августе прошлого года в Калининградской области на подобном, «это просто дрянь!». И хотя он имел в виду 11-местные школьные автобусы, а у нас в аварии попадают в основном 22-местные курганские КАВЗы, такая характеристика - не слишком большая натяжка. Оставим в стороне тот факт, что во многих местах детей перевозят автобусы, вообще технически к этому не приспособленные: их просто переоборудуют таким образом, чтобы не срывать школьный процесс, например, ставят ремни безопасности. Но наши КАВЗы, что попадают в аварии с завидной регулярностью, - совершенно новые, то есть сделаны по правилам.

Дополнительные материалы:

Об изменениях стандартов в производстве автобусов, разумеется, никаких известий нет. Пока (надеемся, что это так) у государства другие задачи - просто дать автобусы школам. В 2008 году за счет федеральных средств (а это 1,2 млрд рублей) в российские регионы будут направлены 1650 автобусов в дополнение к полученным в 2007 году 139 31 января в Нижнем Новгороде заместитель руководителя федерального агентства по образованию Александр Рождественский заявил, что за 2008 - 2009 годы Рособразование планирует полностью обеспечить сельские школы России автобусами. Но если одновременно не улучшить этот автобус, не отдать организацию перевозки детей профессионалам, не изменить в пользу школьных автобусов правила дорожного движения, то увеличение их числа, к несчастью, будет означать лишь увеличение числа аварий с их участием.

Они ежегодно проходят 4,1 млрд миль (6,56 млрд км). Принадлежат частным компаниям, заключившим контракт с округом на обслуживание определенного количества школьных маршрутов. Фирмы коммерческие (к тому же, платят очень высокую страховку), поэтому они, естественно, заинтересованы в том, чтобы парк работал как можно больше.Технические требования к школьному автобусу строже, чем у нас. Это не только продублированный тормоз, дополнительный аккумулятор, буксирная штанга, наличие запасного выхода, внешняя световая сигнализация и маркировка (катафоты), открываемый на остановках откидной освещаемый знак STOP, трап для инвалидного кресла, ремни безопасности, система видеонаблюдения. Это дополнительные рамы жесткости, не позволяющие автобусу сминаться даже при очень сильном ударе, остекление типа триплекс.

Безусловный приоритет
Автобус для перевозки детей в образовательные учреждения - чисто американское изобретение. Даже желтый цвет, ставший обязательным для школьных автобусов всего мира, он получил именно в 1939 году в США. Поэтому его вполне логично использовать для положительного примера.Общий парк школьных автобусов в США - около 480 тыс. машин.

По американской статистике, школьные автобусы - самый безопасный вид транспорта. ДТП с их участием, повлекшие жертвы, случаются в сто раз реже, чем с обычным автотранспортом: 1 пострадавший на 10 млрд пассажиро-миль

Когда автобус едет по школьному маршруту, на его крыше работает специальное устройство, похожее одновременно и на проблесковый маячок, и на стробоскоп. На дороге автобус с таким сигналом имеет наивысший приоритет. ПДД строги. Например, водителям других машин необходимо остановиться не менее чем за 6 метров до ведущего погрузку/выгрузку детей автобуса при движении в попутном направлении и не менее чем за 15 метров - при движении навстречу. Нарушивший эти правила почти не имеет шансов оправдаться. Водитель школьного автобуса в данном случае приравнен в правах к полицейскому: его показаний достаточно, чтобы зафиксировать нарушение ПДД. Если найдется хотя бы один совершеннолетний свидетель, подтвердивший его показания (а он найдется: в автобусах всегда есть воспитатели), в суде у нарушителя шансов не будет вовсе.



На последней премьере «Коляда-театра» по пьесе Гоголя «Женитьба» актеры рефреном выкрикивали признаки русской национальной идентичности: «Самовар, лапти, матрешка!». Русский национальный набор для квасного патриотизма давно стал притчей во языцех. Возможны варианты: ушанка, медведь, мороз, мат. Недавно довелось услышать, как молодую итальянку, несколько лет проведшую в России, спрашивали, с какими понятиями ассоциируются у нее русские. Ответ, поначалу заурядный - водка, икра, завершился неожиданно и приятно - ум.

Культурная политика и политика культуры стали темой заинтересованного диалога между послом Австрии и уральскими деятелями искусства. Неожиданное противоречие: дипломат «проголосовал» против политизации культуры, а наши деятели искусства - за нее


Эмиль Брикс


В соседнем с «Коляда-театром» особняке австрийского консульства незадолго до Нового года речь шла о том же.

Встреча вызвала неожиданный даже для организаторов (Уральское бюро Фонда Фридриха Науманна) интерес: зал был полон. Разговор получился горячим и в полной мере отразил национальные черты характера. Австрийская сторона была любезна, сдержана, тонко сглаживала противоречия. Российская - смело ставила глобальные вопросы и демонстрировала мощное желание высказаться, не всегда слыша других.

Прибывший с деловым визитом в Екатеринбург посол Австрийской республики Эмиль Брикс пригласил местных представителей общественности на разговор «Австрия и Россия: культурная самоидентификация в меняющемся мире». Кстати, что для нас Австрия? Небольшой опрос не дал расхождения: горнолыжные курорты, тирольские луга, Альпы и вальсы Штрауса.

Евгений Касимов, писатель, член городской думы Екатеринбурга:
- Хочу обозначить проблему, характерную именно для либерального общества. Тотальная безвкусица, вседозволенность, рожденная невиданной прежде свободой, способствуют развитию не собственно культуры, а массовой культуры. Управляют же культурой в основном, как у нас, люди некомпетентные: инженеры, химики, сотрудники сферы образования. Когда с ними заходит речь о культуре, они имеют в виду здания, недвижимость, а не их «начинку». Свободное развитие культуры ведет к ее деградации, и нынешние управляющие органы - туда же.
Делаю парадоксальный вывод. России как никогда нужна иная парадигма: имперская культура, своеобразный «большой стиль», декларируемый с самого верха.

Русская логика: чем хуже - тем лучше
У кого что болит, тот о том и говорит: уральцы взяли инициативу в свои руки и повели дискуссию о состоянии культуры. Возможен ли ее расцвет в благополучном мире или для творчества полезны голод и давление?

Андрей Санников, поэт:
- Пафос Евгения Касимова мне понятен. В нем говорит голос шестидесятников, некоей особой породы русской советской интеллигенции, которая искренне считала, что качество художественного произведения связано с политической системой. Это принципиальная ошибка. На мой взгляд, такой тип истолкования отношений художника и государства надо положить в архив. Государство не может заставить меня рифмовать плохо или хорошо, это происходит вне него.

А также институт экспертов, обладающих высоким вкусом, понимающих интересы всей нации. Хорошо ли это для художников? Казалось бы, плохо: цензура. Но эта «плохость» породит хорошие, а может, и замечательные произведения искусства. История доказывает, что именно в периоды жесткого диктата рождаются великие произведения, а в период стабильности господствует попса. Трудности, продуцируемые имперским строем, благотворно сказываются на творчестве художника, который сопротивляется и создает шедевры. Чем сильнее сопротивление материала, тем лучше результат...
В зале шум: «Мы уже знаем, что из этого получается», «Обуяла ностальгия по прошлому», «Ну будем творить в подполье, а кто эти шедевры увидит?»…

В странах Евросоюза сейчас тоже просматривается ситуация, когда государственный контроль грозит оказаться на переднем плане, оттеснив гражданский. Я считаю эту тенденцию опасной. Все, что должно сделать государство, это обеспечить рынок сбыта тому, что мы считаем «хорошей литературой», «хорошим театром».
Реплика из зала: «Наше государство никогда не будет организовывать рынок сбыта хорошим вещам, оно их безошибочно отбраковывает».

Эмиль Брикс:
- Неожиданно обнаружить столь противоположные позиции, когда Россия переживает стадию реформ. Я бы предостерег от заблуждения, что империя может быть умной. Разговор о том, что хорошо и что плохо, всегда возникает при тоталитарной системе, которая пытается решить дилемму властным путем, выдвигая свою политическую версию - просвещенный абсолютизм. Что это такое, история уже показала. Если в условиях перестройки в какой-то период начинает преобладать дурной вкус (хотя кто его оценил?), значит, так и должно быть в это время. Понятия качества определяют только сами художники и потребители, а их уровень восприятия зависит прежде всего от уровня образования. Вот о чем нужно заботиться, а не о возвращении «великой империи». Такова моя собственная позиция, и она не самая популярная.

И вечный поиск своего пути, что уже можно считать укоренившимся национальным признаком.
Сергей Матюхин, журналист:
- В контексте самоидентификации: Россия добровольно старалась идентифицировать себя с цивилизованным Западом. Сначала пыталась следовать американской модели, трансформировать унитарное государство в некие Соединенные Штаты России (этого хотел Ельцин). С приходом Путина пыталась реализовать европейскую модель, наблюдался повышенный интерес к опыту Германии. А сейчас власть пребывает в поисках третьей модели. «Русский путь» - это поиск собственного пути. Заметен поворот на Восток, рассматриваются китайская, индийская модели. Видимо, на их базе плюс западный вариант будет синтезироваться новая система с азиатским уклоном, колониального типа, когда метрополия в лице столицы держит и «развивает» остальную территорию.
Голос из зала: «А не пора ли нам снова звать Рюриков...».

Русский путь: как всегда, третий
Политические параллели между двумя странами обнаруживаются, но с большим временным лагом. Австрия - наследница великой и трагической истории Священной Римской империи. Россия сейчас в том же положении, что Австрия несколько веков назад, когда империя распалась. Но она отказывается перестать считать себя империей, у нее изодранное, не успокоившееся еще сознание бывшей империи.

Ильдар Зиганшин, художник:
- Я внимательно слежу за тем, что происходит в европейском искусстве, и могу сказать: наиболее выдающиеся произведения и их авторы - абсолютно политизированы в своем послании обществу. Политизированность может быть закодирована и не ясна простому обывателю, но она есть. Определенный дискомфорт, который порождают эти посылы, заставляет общество на него реагировать и прорабатывать. На самом деле, политизированные произведения - максималистская честность художника по отношению к своей стране. А «большой стиль», о котором здесь говорили, у нас уже задан - попса, тюремный шансон и криминал. Именно это поддерживается и предписывается.
Реальная культура ни в каком обществе не нуждается, чтобы ею управляли. Она нуждается совершенно в другом - в выстраивании инфраструктуры: чтобы было удобно ее потреблять, а самому художнику производить. Хотя и принято считать, что художник должен быть голодным.

Эмиль Брикс:
- Европейский союз сейчас тоже находится в сложном положении. Каждый его член хочет быть полноценной частичкой империи, но без центра, из которого бы им управляли. Своеобразная империя без императора, а также без единой культуры и идеологии. Не ясно, что из этого получится, но попытка интересная.
В отношении России. Я и в истории, и в сегодняшнем дне вашей страны вижу много следов подчеркнутого национализма.
В русском языке заметно, что народ, на нем говорящий, считает себя «избранным». Для русской культуры характерна тесная связь с политикой, идеологией, гражданственностью. Это было и есть сейчас. Это ваша отличительная черта.

Получается, «третий путь» российского искусства - ориентация на политику. Но вопрос в том, как оно отражает эту политику. Если оно также не дифференцировано, как и господствующая идеология, не содержит анализа и критики, оно перестает быть интересным. И это моя основная претензия к искусству, которое вы называете политическим: в нем мало дифференцированности. Оно монолитно и отражает интересы правящей верхушки. Мне кажется, не такому искусству принадлежит будущее.

Эмиль Брикс:
- Конечно, искусство реагирует на современность, и если сейчас политические проблемы актуальны, они отражаются и в искусстве. Но в целом, мне кажется, художественное произведение не обязательно должно иметь политическую окраску. Между свободным высказыванием в Австрии и в России есть большая разница. Вспоминаю недавнюю ситуацию с плакатом «Целующиеся милиционеры» группы «Синие носы», который был запрещен к экспонированию. Не важно, как я отношусь к данному творчеству, но я всегда на стороне художников и убежден, что государство не вправе выносить запретительные вердикты, каким бы воплощением «дурного вкуса» произведения ни представлялись. Диктатура «хорошего вкуса» оказывается опаснее для состояния культуры и всего общества, чем сам по себе «дурной вкус».
(Напомим, что при открытии выставки в Париже «Соц-арт: политическое искусство в России» цензуре со стороны Роскульта подверглись 17 произведений, которые были названы «позором для России». Инициатор экспозиции Антуан де Жильбер выразил сожаление: «Нам сложно понять такое решение». Один из основателей группы «Синие носы» - бывший екатеринбуржец Александр Шабуров. - Ред.).

Эмилю Бриксу преподнесли подарок от уральских керамистов: глиняную фигурку Герасима, объяснив, кто это, и неосторожно посоветовали прочитать «Му-Му». Но господин Брикс рассказ Тургенева уже читал. Он широко образованный человек и прекрасно знаком с русским искусством, классическим и современным. По образованию - филолог, историк, дипломат. Несколько лет работал директором Австрийского института культуры в Лондоне. С 1982 года находится на дипломатической должности. Представляет одновременно и государственные, и общественные структуры. «Я принадлежу к тому кругу лиц, которые работают и на правительство, и на его оппозицию». Сегодня его больше всего волнуют проблемы гражданского общества и отношения национальностей.

Дополнительные материалы:


И «ползучая реабилитация» виновна в этом не меньше, чем хулители вроде Хрущева и либеральных деятелей перестроечной эпохи.

5марта исполнится 55 лет со дня смерти Иосифа Сталина. Говорят, Сталин незадолго до своей смерти бросил фразу: «Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора, но ветер истории безжалостно развеет его». Ветер истории действительно развеял часть этого мусора, но нанес и новые кучи.

Такая точка зрения отвечает потребности вырвать Сталина из конкретного исторического контекста, а именно из контекста Октябрьской революции. Конечно, если забыть эту «маловажную» деталь, Сталин превращается в довольно банального государственника и властолюбца, отличающегося от наших современников только некоторыми личностными качествами и масштабами стоявших перед ним задач. Что, в общем, неудивительно. Сталин-социалист, Сталин-революционер нынешней власти совсем не нужен; его деятельность ей вовсе не хотелось бы расценивать как деятельность вождя не просто великой страны, а вождя революции, вождя народа, искавшего в революционной переделке общества воплощение своих чаяний.

Сталина переосмысливают в соответствии с нуждами тех или иных политических сил. То, что не подтверждает чаяний сегодняшнего дня, считается третьестепенным. Сегодня в Сталине чаще всего видят великого русского патриота, державника, строителя могучей империи и т.д. - правда, не во всем последовательного, но шедшего именно в этом, «правильном» направлении.

Иначе говоря, низы шли в революцию, чтобы овладеть всем тем, чем раньше овладеть не могли. Как бы ни относиться к Сталину, он был воплощением и вершителем этой человеческой правды, и именно при нем осуществилась на практике та великая революция, которой в октябре 1917-го лишь было положено начало.Октябрьская революция явилась радикальным вариантом проекта модерна, суть которого заключалась в стремлении к такому состоянию общества, где человек полностью распоряжался бы собственной судьбой и социальными и индивидуальными условиями своей жизни. Человек не должен был более зависеть от своей судьбы. Ему надлежало взять в собственные руки естественные и социальные обстоятельства своей жизни и распоряжаться ими, чтобы обрести возможность поступать, как ему представляется наилучшим, а не как сложились обстоятельства.

Объективно оценить Сталина можно, только учитывая, что он был выдвинут великой революцией. Социальные низы, к которым принадлежало в России 1917 года большинство населения, хотели от этой революции решения своих проблем, исполнения своих надежд. Но на что рассчитывают низы в любой революции? На предоставление новых, гораздо более широких возможностей. Это и скрывается под лозунгами свободы, равенства, справедливости. Реальная свобода - это возможность стать большим, нежели тем, чем ты был раньше. Справедливость - это когда люди, доросшие умственно и морально до уровня, позволяющего пользоваться расширенными возможностями, получают к ним доступ. Равенство - это когда доступ к новым возможностям обеспечен всем не только формально, но и реально. И эти новые возможности вовсе не обязательно, не в первую очередь касаются политики, участия во власти. Человек - не «политическое животное», он не рождается с предназначением ходить на выборы. Есть масса не менее и даже более увлекательных сфер деятельности, в которых большинство людей хотело бы себя реализовать.

Грамотное население увеличилось с 58,8% в 1928 году до 90% в 1932 году. Тираж газет за четыре года поднялся с 9,4 до 35,5 миллиона, число киноустановок выросло с 7,3 до 27,1 тысячи, клубов и домов культуры - с 34,5 до 53,2 тысячи. Быстро увеличивалось количество учебных заведений. В стране создавался новый слой людей умственного труда, который составляли выходцы из рабочих и крестьян. Сталин видел в этом слое мощную социальную и интеллектуальную опору проводимой им политики общественных преобразований. Система массовой подготовки специалистов позволила сформировать новый тип руководителей производства и силовых ведомств.

Прежде всего этот путь подразумевал овладение образованием и культурой. Предоставление всем членам общества возможностей получения образования было призвано расширить социальную базу управленческого корпуса до границ всего общества и тем самым предотвратить образование всякой клановости и «элитарности».

Очевидно, в силу большей гуманности и человечности послесталинских поколений при нашей жизни совершилась другая революция, которая в отличие от сталинской не столько открывала, сколько закрывала возможности и ограничивала их.
Поэтому в 55-ю годовщину смерти Сталина не просто вспомним, что многое из того, чем мы сейчас пользуемся, было построено в его эпоху. В конце концов, и греческие тираны возводили инженерные сооружения, пережившие века. Смысл возглавляемой им революции заключался в том, чтобы не было тех, кто может все, и тех, кто не может ничего, и чтобы человек на самом деле стал хозяином своей судьбы. Разве и мы не хотели бы этого?

Построение социализма подразумевало прежде всего воспитание нового человека, которого либеральная пресса считала не более чем безликим «винтиком» тоталитарной системы. Но советский коллективизм как раз и ставил целью выработку в человеке личностного начала, научения самой важной практике для индивидуума, стремящегося овладеть собственной судьбой, - практике овладения собой. Эти практики - от обличения себя делами, покаяния перед коллективом до самосовершенствования, культивирования сознательности, подражания герою и т.д. - были весьма противоречивы, но они работали именно в этом направлении. Эти же практики невольно привели и к раскручиванию маховика большого террора 1937 - 1938 годов. Так или иначе, но в СССР насаждался культ личности вовсе не только одного Сталина, но личности вообще.



Главная страница / Промышленное строительство