Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Амур приглашает в технопарк

Рост поставок продукции Ижевского машиностроительного завода на экспорт обеспечил это предприятие значительными

Ижмаш приступил к масштабной модернизации, призванной увеличить производительность труда минимум в пять раз. Использование современных технологий позволяет делать производства компактными, чтобы освободить площади под освоение новых видов продукции.

средствами для закупки нового оборудования. Желательно, чтобы государство отменило таможенные льготы на ввозимые станки, не производимые в России, и облегчило плату за использование банковских кредитов, считает генеральный директор Ижмаша Владимир Гродецкий.


Владимир Гродецкий

Сказать, что мы этого не понимали - будет неправильно. Мы следили за прогрессом, но в 90-е годы приступить к масштабной модернизации нам мешала нехватка финансов: гособоронзаказ был сокращен, не было хороших контрактов. Замена одного-двух старых станков на новый проблемы не решала. Только в последние два года у Ижмаша появились значительные средства, позволяющие приобретать оборудование на миллионы долларов.

- Владимир Павлович, насколько остра проблема модернизации производства на Ижмаше? Как она решается?- Мы мало чем отличаемся от других машиностроительных предприятий страны: уровень физического износа и морального старения оборудования 70 - 80%. Сегодня в машиностроении мы отстаем от передовых стран на одно-два поколения. Там каждые пять-семь лет совершенствуются характеристики, повышающие производительность оборудования, а каждые 15 - 20 происходит смена его поколений, когда внедряются принципиально новые технологии.

- В частности, на оружейном заводе ведется переоборудование цеха изготовления командных деталей для стрелкового оружия, которое нам уже обошлось в 11 млн евро. Там размещено около 20 обрабатывающих центров. При этом мы приобретаем весь комплекс: помимо самих центров это еще и программное обеспечение, оборудование для изготовления инструмента для них. Сегодня ситуация такая: закрой границу - мы не остановимся.

- Что конкретно предусматривает заводская программа модернизации?

- Работа на принципиально новом оборудовании требует изменения системы подготовки рабочих. Как вы ее выстраиваете?

Второй заводской корпус пока занят техникой 20 - 30-летней давности. Она также будет заменяться на прогрессивные обрабатывающие центры, а все механическое производство стрелкового оружия из двух корпусов будет сведено в один на одном этаже. На высвобожденных площадях мы намерены освоить производство новых видов вооружений: пулеметов, ручных, подствольных и станковых гранатометов. Будем выпускать и новую гражданскую продукцию, в частности собираемся работать с РЖД.

Поэтому тех специалистов, которые работают на обрабатывающих центрах, приходится обучать либо за границей, либо с приглашением на завод иностранных консультантов. Вот сейчас идет наладка станка австрийцами, рядом стоят наши наладчики, учатся. Хотя они имеют высшее образование, работали на нашем предприятии, но таких станков просто не видели.

- Кадры мы получаем всеми традиционными путями: из машиностроительных лицеев, уральских технических вузов. В принципе специалисты неплохие, но сугубо в своей профессии и по той морально устаревшей технике, которая на 80 - 90% присутствует на машиностроительных предприятиях. Они не подготовлены к работе на оборудовании нового технологического уклада, на которое мы ориентируемся, проводя модернизацию.

- Какой должна быть роль государства в модернизации машиностроительных предприятий, когда в условиях вступления России в ВТО запрещена любая прямая поддержка отрасли?

Для подготовки специалистов не по классическим, а по специальным программам, нужных нам, мы разработали проект создания инновационного образовательного центра в машиностроительной отрасли. Такой центр позволит гибко реагировать на изменения кадрового рынка, на наши потребности, заниматься вопросами подготовки и переподготовки. Это должен быть общерегиональный центр, готовящий работников для машиностроения как Удмуртии, так и соседних субъектов федерации.

Мы уже давно, лет двадцать назад, перестали просить у государства деньги. Мы просим о другом: если вы хотите, чтобы мы побеждали в конкурентной борьбе, создайте нам равные конкурентные условия. Климат нам не поменять, здесь мы всегда будем в проигрыше: иностранным конкурентам дешевле обходится строительство, отопление и пр. Но создайте хотя бы одинаковые условия получения финансовых ресурсов. Европейские и американские компании берут в своих странах банковские кредиты под 4 - 5% годовых на пять-семь лет, а наши - под 12 - 15%, причем на год-два. Но за такой срок эти деньги не отработать. В итоге многие российские предприятия берут заемные средства на Западе, потому что они дешевле и на больший срок. Хотя денег сегодня в России более чем достаточно, чтобы часть их предоставить машиностроителям. Если у тебя доступ к ресурсам за 12 - 15% плюс примерно такая же инфляция, значит, надо иметь рентабельность производства 30 - 40%, а такой продукции в машиностроении мало.

- Страны-члены ВТО оказывают очень серьезную поддержку машиностроительной отрасли, причем не только косвенную. Когда речь заходит об угрозе массовой безработицы или о том, что необходимо опередить на рынке иностранных конкурентов, они предпринимают все усилия для решения поставленных задач, не очень оглядываясь на требования этой организации. Может, это и неправильно, но таковы реалии.

- Тогда наше станкостроение никогда не поднимется.

Выручает то, что нас сегодня с удовольствием кредитуют западные компании-изготовители станочного оборудования. Вы, говорят, только у нас купите, а мы за вас возьмем кредит. Далее. Надо решить вопрос с таможенными пошлинами. Если какое-то оборудование в стране не производится, его надо завозить без этих пошлин. К примеру, нам необходимо станочное оборудование.

Также для нас очень важен вопрос, касающийся политики укрепления рубля. Возможность модернизации производства для нас открылась тогда, когда мы начали выполнять крупные экспортные контракты. Это касается многих российских машиностроительных предприятий, работающих в оборонке. Но из-за постоянного укрепления рубля мы несем очень большие финансовые потери, в прошлом году - около 300 млн рублей, на эти деньги могли бы модернизировать еще один производственный участок.

- Надо внимательно следить за этим льготным перечнем. Если появилось в России такое производство, надо этот вид продукции из перечня убирать.

- 80% - заемные или лизинговые, 20% - собственные. Мы вынуждены занимать, поскольку не можем себе позволить покупать по одному станку. Иначе на модернизацию уйдет вся жизнь. Когда купим последний, надо будет первый уже снова менять.

- Какое у вас соотношение собственных и заемных средств, направляемых на реализацию инвестпроектов?


Сегодня власть заинтересована в опережающем развитии производства средств производства, поэтому сама толкает машиностроителей к проведению масштабной модернизации предприятий. Новые формы сотрудничества государства и бизнеса в этой отрасли на днях обозначены в Ижевске.

Михаил Калашников в ожидании открытия съезда

Металл грызем и будем грызть
Стоминутное опоздание на встречу с машиностроителями высокого представителя власти во многом символично. Государство в силу острой необходимости наконец-то решилось активно поддержать отечественный машиностроительный комплекс - но с большой задержкой. Объявленная президентом Владимиром Путиным задача перевода экономики страны на инновационную модель и повышения к 2020 году общей производительности труда в четыре раза потребовала развития производства средств производства опережающими темпами. По оценкам машиностроителей, для реализации этой задачи они должны поднять производительность труда в отрасли минимум в семь раз.

На час сорок минут опоздал на открытие Второго съезда Союза машиностроителей России первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Забавно было наблюдать, как почти 250 участников форума (помимо собственно руководителей машзаводов представители администрации президента, правительства РФ, Госдумы и Совета Федерации, ученые РАН), собравшихся в Ижевске 19 февраля, не решались открыть мероприятие без главного приглашенного лица. И не зря: как оказалось, все доклады выступающих были обращены именно к нему. Терпеливо ждал и 88-летний великий конструктор-оружейник дважды Герой социалистического труда Михаил Калашников.

«Радикальное изменение технологии в машиностроении может нам дать очень многое, - поясняет гендиректор Ижевского машиностроительного завода Владимир Гродецкий. - Так, у нас работают талантливые конструкторы, но каждый раз мы их загоняем в прокрустово ложе имеющихся технологий. Конструктор нарисовал сложную деталь, а технологи ему говорят: где мы ее тебе сделаем? Вот фрезерные, токарные, шлифовальные станки - думай. В результате вместо одной сложной детали делается узел, состоящий из нескольких простых. Или инженер предлагает использовать такой-то материал. Но у нас сегодня нет инструмента, обрабатывающего его в нужных режимах. Поэтому мы инженеру отвечаем, мол, не фантазируй. А новая технология позволяет его не ограничивать».

Но пока от машиностроения чудес ждать не приходится: конкурентоспособную на мировых рынках продукцию на тридцатилетнем оборудовании сделать сложно; износ основных фондов на большинстве машзаводов составляет 70 - 80%. Единственная «дорога жизни» - проведение масштабной модернизации. Такая модель не имеет ничего общего с поэтапной заменой старых станков на новые. Она предусматривает переход на принципиально новые технологии, во-первых, в разы сокращающие число занятых работников, количество операций и используемые площади, во-вторых, значительно повышающие качество продукции и увеличивающие возможности для создания новых образцов.

Ижнефтемаш реализует сегодня несколько инвестиционных проектов освоения производства оборудования для добычи трудноизвлекаемой нефти: приводных трубных ключей, цементировочных агрегатов, буровых насосов и др. Но их стоимость ограничена несколькими десятками миллионов рублей, а срок окупаемости рассчитан максимум на три года.
Крупные и долгосрочные проекты развития большинству машзаводов недоступны.

Масштабная модернизация машиностроительных производств в нашем регионе проводится лишь в единичных случаях. В основном это крупные предприятия ОПК, занятые выполнением экспортных контрактов и серьезных заказов со стороны госхолдингов: Уралвагонзавод, Ижмаш. Даже машиностроителям, ориентированным на обслуживание сверхприбыльного ТЭК, денег на серьезную модернизацию не хватает. «Наше предприятие стало направлять полученную прибыль на закупку станочного оборудования, ввод в эксплуатацию новых зданий и сооружений с 2000 года, когда поднялся спрос на нашу продукцию, - рассказывает заместитель гендиректора по экономике Ижнефтемаша Игорь Преображенский. - Но полностью сменить технологию производства - серьезная проблема. Грубо говоря, мы металл грызем и будем грызть: срок годности нашего оборудования достаточно велик, это позволит эксплуатировать его еще долго. Но в технологическом плане мы отстаем. Наше предприятие не прибегает к банковским кредитам из-за очень высоких процентов. Иначе нам пришлось бы закладывать эти кредиты в цену продукции: не из прибыли же их гасить. В итоге мы начали бы проигрывать на тендерах компаниям-конкурентам».

Машиностроители уже не просят от государства прямых дотаций. Они добиваются косвенной поддержки при проведении модернизации в виде налоговых льгот, отмены таможенных пошлин на ввозимое оборудование, компенсации части процентной ставки и лизинговых платежей. Отчасти это нашло понимание у Дмитрия Медведева: «Задача сегодняшнего дня заключается в том, чтобы сформировать окончательный план работы на ближайшие 10 - 12 лет. План, поддержанный государством, будет неукоснительно реализовываться. Замена технологий должна проводиться на рыночных принципах, но и при наличии внушительного государственного заказа, на который мы сегодня способны.
И на основе ряда мер поддержки, таких как субсидирование кредитной ставки на конкурсных условиях».

Выступивший на съезде президент группы АвтоВАЗ, первый заместитель председателя Союза машиностроителей России Борис Алешин заявил: предприятиям необходим программный документ, определяющий промышленную политику страны на средне- и долгосрочную перспективу. По его словам, «он призван заложить основной тренд - инновационное развитие промышленности с четко заданными экономическими параметрами, установить ответственность государства и бизнеса за определенные направления, описать правила их взаимодействия, обозначить меры государственной поддержки машиностроительных компаний. При этом он не должен превратиться в очередную федеральную целевую программу с запросными финансовыми позициями».

Требуется тройной спец
Как показывает первый опыт, проведение масштабной модернизации машзаводов заставляет параллельно решать ряд других вопросов. Прежде всего куда трудоустраивать высвобождающихся работников (например, на Ижмаше 402 станка заменили семь обрабатывающих центров, помимо станочников значительно сократилась потребность и в транспортных рабочих) и где готовить специалистов для обслуживания нового оборудования. «Человеку надо дать возможность повысить квалификацию или получить другую специальность. Но сегодня такой возможности нет. То есть даже если он снова пойдет в лицей или университет, он все равно не сможет вернуться и работать на новом оборудовании», - отмечает Владимир Гродецкий.

Для проведения модернизации машиностроительных производств, по мнению первого вице-премьера, необходимо использовать в полном объеме институты развития. Представитель одного из них, председатель госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» Владимир Дмитриев заявил: «Наш банк прошел этап организационного становления и в полной мере приступил к реализации приоритетных для нас направлений. В их числе - машиностроение. В целом по российской банковской системе доля кредитов, выданных на срок свыше трех лет, составляет порядка 20%. У нашего банка этот показатель близок к 70%. Мы уже кредитуем длинные по срокам окупаемости проекты таких передовых предприятий машиностроения, как КамАЗ, АвтоВАЗ, ГАЗ, компания
“Сухой”, Объединенная судостроительная и Объединенная авиационная корпорации. Мы также готовы вкладываться на начальных этапах формирования наукоградов и научно-производственных кластеров. Это жилищная, коммунальная, образовательная инфраструктура - все, что создает условия для привлечения частных инвестиций в приоритетные отрасли, связанные с машиностроением».Не потеряла актуальности и такая форма господдержки, как особые экономические зоны. В частности, ижевские оружейники и лично президент Удмуртии Александр Волков активно лоббируют идею создания особой экономической зоны по разработке и производству стрелкового оружия. Предложение Медведев поддержал: «Если вы считаете, что у таких зон есть экономический потенциал, и система преференций, которые будут даваться, в этом случае сработает, то эту идею мы можем рассмотреть на правительстве».

Одним из вариантов решения кадрового вопроса на съезде названо создание сети региональных учебных центров, ориентированных на подготовку рабочих в новом формате и имеющих в своем распоряжении современную методическую и практическую базу. В частности, на базе того же Ижмаша совместно с Ижевским государственным техническим университетом и госкорпорацией «Ростехнологии» предполагается организовать Инновационный образовательный центр в сфере машиностроительных технологий на 1 тыс. обучающихся (стоимость проекта 1 - 1,5 млрд рублей). «ПТУ и техникумы выпускают специалистов не под условия конкретного предприятия, а на основе государственных образовательных стандартов. Машзаводы, в частности Ижмаш, хотел бы готовить специалистов для себя, - отмечает проректор по инновационной работе ИжГТУ Юрий Михайлов. - Кадры без привязки к конкретному предприятию могут готовить вузы федерального значения, а региональные вузы должны ориентироваться на запросы конкретных заводов. Без контактов с предприятиями нам не выжить».

«Я и мои товарищи пришли на Ижмаш именно на участок с новым оборудованием, - рассказывает наладчик станков с числовым программным управлением Сергей Астраханцев. - Но чтобы работать на нем с полной отдачей, использовать весь его громадный потенциал, необходимо иметь квалификацию, соответствующую сегодняшнему высшему техническому образованию. И это не все. Я получил диплом технического университета по специальности роботы и робототехнические системы, но работа на нашем оборудовании требует глубоких знаний не только программиста высокого уровня, но и специалиста в области металлообработки, а также сервисного обслуживания станков. Но кадры, одновременно владеющие двумя-тремя такими профессиями, не готовит ни один вуз. Поэтому наш завод и другие предприятия вынуждены тратить ресурсы и время на дополнительную подготовку персонала, в том числе за рубежом».

За последние полтора-два десятилетия представители государственной власти неоднократно обещали решить насущные проблемы машиностроителей. Принимались даже соответствующие федеральные законы и целевые программы, в большинстве своем не реализованные.

«По поводу создания региональных учебных центров и выпуска специалистов, которые обнимают своими знаниями несколько сфер: абсолютно позитивная вещь, я это всецело поддерживаю», - заявил с трибуны съезда Дмитрий Медведев. Профессиональное техническое образование первый вице-премьер назвал «в чистом виде сферой государственно-частного партнерства». По его словам, «государство должно создать правила игры, привлечь сюда бизнес, а предприятия могли бы участвовать в восстановлении потенциалов начального и среднего профессионального технического образования».



Реализацией проекта займется челябинская строительная корпорация «Монолит». Она выиграла аукцион на право комплексного освоения участка площадью 34 га. Начало строительства запланировано на весну
2009-го, окончание - на 2015 год.


Новый микрорайон в Орске (Оренбургская область) общей площадью около 400 тыс. кв. метров построят челябинцы. Ориентировочная стоимость проекта - 8 млрд рублей. В Оренбуржье не оказалось застройщиков, способных выполнить такой объем работ.

На Урале сегодня реализуются больше десятка подобных проектов, площадь жилья в каждом - не менее 300 тыс. кв. метров. Идут и более масштабные стройки, где запланировано не менее 1 млн кв. метров жилья. Два самых крупных проекта реализует компания «Ренова-СтройГруп»: районы Академический в Екатеринбурге и «Солнечная долина» в Челябинске (9 и 3,5 млн кв. метров жилья соответственно).

По словам заместителя генерального директора компании «Монолит-Развитие» Александра Хоменко, 320 тыс. кв. метров в новом районе займет жилая недвижимость, кроме того будут возведены две школы, три детских сада, 50 тыс. кв. метров коммерческой недвижимости. Примерная стоимость квадратного метра жилья составит около 25 тыс. рублей. «На нас взвалили большую дополнительную нагрузку: полностью провести водопровод, реконструировать теплопровод и электрические сети, - сетует Александр Хоменко, - окончательная стоимость строительства и соответственно жилья будет зависеть от того, как мы договоримся с местными властями, сколько нам придется потратить на коммуникации».
Сегодня крупные проекты комплексного освоения территории считаются в России приоритетными. Правительство страны заявило, что к 2010 году необходимо строить по 1 кв. метру на человека в год (сейчас около 0,6 кв. метра). Точечной застройкой таких результатов не добиться. Поэтому государство активно помогает компаниям, занимающимся крупными проектами, предоставляя субсидии, гарантии по кредитам и прочие преференции (см. «Комплексный обет» , «Э-У» № 19 от 21.05.07).


Как сообщил президент АМУРа Павел Чернавин, под технопарк будет выделен один из пустующих цехов завода. После ремонта его площади будут сдаваться предприятиям, занимающимся разработкой и выпуском автомобильных комплектующих. Заказами компании обеспечит завод. Планируется в частности, что здесь начнется производство пластиковых кабин, фургонов, навесного оборудования. Технопарк будет создан в рамках программы организации на Урале автомобильного кластера и официально зарегистрирован в этом статусе. По словам Павла Чернавина, сотрудничеством с АМУРом уже заинтересовались «Уралхимпласт», Каменск-Уральский литейный завод и несколько предприятий Новоуральска.

На базе завода «Автомобили и моторы Урала» (АМУР; Новоуральск, Свердловская область) появится технопарк. Проект - очередной шаг в создании уральского автомобильного кластера.

По идее, кластер должен заложить предпосылки для выпуска автомобилей собственной марки, но для этого необходима организация масштабного серийного производства недорогих комплектующих. Очевидно, что технопарк для этой цели не подходит: основная его задача - разработка новых технологичных и экономичных деталей. Льготы малым предприятиям пока предоставляться не будут, привлекать их планируется за счет размещения АМУРом заказов на производство продукции.

Необходимость создания технопарка президент АМУРа объясняет мировыми тенденциями: при любом крупном автомобильном концерне существуют малые компании, производящие часть компонентов. В настоящее время более 90% комплектующих предприятие импортирует. По расчетам специалистов завода, создание кластера с участием более 30 промышленных предприятий Свердловской области позволит локализовать производство компонентов на 60 - 70%.



Главная страница / Промышленное строительство