Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Дорога к дому

Нефтегаз: пошли на снижение
Тенденция последних лет - падение динамики объемов добычи: в 2004 году прирост превысил 11%, в 2005-м - не достиг 8%. 2006-й стал худшим: результат, по данным Минэкономразвития РФ, - 480,4 млн тонн (плюс 2,2%), пять из 11 холдингов сократили добычу. Прогноз на 2007-й - 490 млн тонн, ближайшая перспектива - прирост не более 1,5% в год.

Предприятия топливно-энергетического комплекса по-прежнему составляют основную долю в рейтинге крупнейших компаний Урала и Западной Сибири. По итогам 2006 года в совокупной выручке на нефтегазовый сегмент пришлось 46%, на химию и нефтехимию - 6%. Однако безудержных темпов нефтегаз уже не демонстрирует: прирост за 2006 год - 26,5% против 44,5% по итогам 2005-го. В итоге доля сектора в топ-400 снизилась с 50,5 до 46,5%.

Причин несколько. Суровая зима 2005/06 годов заставила остановить работы на нефтепромыслах. Падение добычи ТНК-ВР связано с продажей Саратовнефтегаза в конце 2005 года и Удмуртнефти в 2006-м. Но самая главная проблема всех нефтяных компаний - после развала СССР в регионах не проводились широкомасштабные геологоразведочные работы, новые месторождения не были подготовлены к разработке. Так, в ХМАО, основном российском нефтедобывающем регионе, добыча по итогам 2006 года превысила показатель 2005-го всего на 7,7 млн тонн (275 602 млн тонн или 57% от общероссийского объема). Как заявил директор департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО Вениамин Панов, правительство округа беспокоит, что пополнение запасов минерально-сырьевой базы отстает от потребностей: «Из всех нефтяных компаний лишь Сургутнефтегаз восполняет то, что извлекает из югорских недр. Предприятие и в нынешнем году намерено наращивать темпы добычи нефти и геологоразведочных работ. Остальные компании планируют приращение запасов на уровне 20 - 25% от добычи».


Нефтесервис: не было бы счастья
До 2002 года объем российского рынка нефтепромысловых сервисов неуклонно падал, после - только рос, причем резко. Сегодня это 10 - 12 млрд долларов. Прогноз до 2010 года - динамика не ниже 10% в стоимостном выражении, по мнению аналитика ИК «БрокерКредитСервис» Екатерины Кравченко, может быть и 25%.

По прогнозу, ХМАО в 2007 году должен выйти на уровень добычи в 300 млн тонн. «Наиболее вероятная цифра, по нашему мнению, - 281 - 282 млн тонн», - заявил Панов. Но в общероссийском разрезе этот прирост уже не сделает погоды. По мнению аналитиков ИК «Тройки Диалог», низкие темпы роста добычи сохранятся и в 2008 году, а затем начнут расти на 3 - 4% за счет разработки Ванкорского, Талаканского и Верхнечонского месторождений в Восточной Сибири.
«Застой на российском нефтегазовом рынке давно ни для кого не секрет: нефтегазовые компании уже не демонстрируют прежних темпов увеличения добычи. Самое время для бурного развития сервисных услуг», - констатирует аналитик ИГ «КапиталЪ» Михаил Пак.

Основное потребление услуг нефтесервиса приходится на старые регионы добычи - ХМАО и Волго-Уральский (по данным консультационной компании RPI, 76 - 88%). Но там оно будет сокращаться со средней скоростью 1,7 и 1,9% в год соответственно, а в Восточной Сибири - прирастать примерно на 30% в год (сейчас 8%, к 2011 году будет 25%). Причина - ввод в регионе к этому периоду в эксплуатацию крупных месторождений.

Однако продажа нефтесервисных подразделений или вывод их на аутсорсинг, по мнению аналитика, неизбежны: приходится тратиться на хранение оборудования, а оно устаревает, не успев амортизироваться. Примеры уже есть. Как сообщили в ТНК-ВР, в структуре компании вместо 83 нефтесервисных предприятий в конечном итоге останется 15 - 2 За последние два года ТНК-ВР уже продала ряд непрофильных активов, на их базе начала формироваться группа «Интегра», одна из крупнейших сегодня независимых сервисных компаний. Лукойл в 2001 - 2002 годах выделил сервисные подразделения в отдельную структуру «Лукойл-Бурение», которая после продажи была трансформирована в самостоятельную буровую компанию «Евразия». В итоге если в 2006 году, по оценкам ИГ «КапиталЪ», объем работ независимых подрядчиков составил порядка 6,2 млрд долларов, то к 2011 году этот объем вырастет до 14 млрд долларов.

Сегодня половину всех работ нефтесервиса выполняют подразделения вертикально интегрированных нефтяных компаний.
К примеру, доля независимых поставщиков нефтесервисных услуг в заказах Сургутнефтегаза, Татнефти и Башнефти не превышает 30%. Оставшуюся часть работ выполняют «дочки» нефтяных компаний. «Причин много: нефтяные компании не хотят ставить себя в зависимость от сторонних организаций, да и сам рынок нефтесервиса не развит», - говорит Михаил Пак.

В 2007 году калийщики начали отыгрываться. «Уралкалий», успевший заключить контракты с азиатскими потребителями (через Белорусскую калийную компанию, акционером которой является) и нарастивший добычу сырья на втором и четвертом рудниках, увеличил выпуск хлоркалия на 30%. Согласно отчетности компании по МСФО за первое полугодие 2007 года, выручка составила 13,3 млрд рублей - на 49% больше, чем годом ранее. Чистая прибыль выросла в 1,8 раза до 3,8 млрд рублей. Главная причина - рост объема продаж на 43% (до 2,4 млн тонн) по сравнению с первым полугодием-2006.

Химия: дорога к публичности
Для химических компаний Урала 2006 год оказался не слишком удачным (см. «Мускулы на химии», «Э-У» № 20 от 28.05.07). Прибыль ОАО «Сильвинит» упала с 5,3 до 4,8 млрд рублей, причем на фоне роста выпуска хлористого калия на 7,1% до 5,289 млн тонн. В компании объясняют это увеличением затрат на капремонты. По мнению аналитика ИК «Открытие» Кирилла Таченникова, подлинная причина - рост себестоимости, не компенсирующийся подъемом цен на продукцию.
Еще хуже закончил год «Уралкалий»: план производства недовыполнен на 1,4 млн тонн (выпущено 4,2 миллиона). В первом полугодии объемы упали из-за отсутствия контрактов с Китаем и Индией. В октябре 2006 года компания отказалась от проведения IPO, считая, что рынок ее недооценил. А вскоре оценка «Уралкалия» еще снизилась: прорвавшиеся подземные воды затопили рудник первого рудоуправления, в итоге добывающие мощности уменьшились на 20%.

В составе крупных компаний пермским производителям минеральных удобрений выживать будет легче.

В результате вторая попытка «Уралкалия» провести IPO закончилась в октябре этого года удачно. Основной владелец компании Дмитрий Рыболовлев продал на Лондонской фондовой бирже и в России 12,75% акций, объем размещения составил 947,97 млн долларов. Сделка закрыта по верхней границе ценового диапазона в 2,8 -3,5 доллара за акцию или 14 - 17,5 доллара за GDR (по пять акций в расписке). А вся компания оценена в итоге инвесторами в 7,4 млрд долларов.
Положение производителей минеральных удобрений Пермского края по-прежнему осложняется зависимостью от растущих цен на газ (он составляет до 80% в издержках предприятий) и конкуренцией на мировом рынке азотных удобрений, где цены могут пойти вниз. Основные собственники ОАО «Азот» (бизнесмены Сергей Макаров и Владимир Нелюбин) и ОАО «Минеральные удобрения» (топ-менеджмент во главе с генеральным директором Геннадием Шиловым) весь прошлый год вели переговоры по продаже контрольных пакетов акций предприятий. В этом году сделки были завершены. До 87,36% акций увеличил свою долю в «Азоте» экс-президент «Сибура», глава химического холдинга «Конструктивное бюро» Дмитрий Мазепин. А контрольный пакет «Минудобрений» продан трем фирмам, оставшимся неизвестными (по данным рыночных аналитиков, аффилированным с компанией «Сибур - Минеральные удобрения»).


Свою долю в капитале титановых предприятий «Ренова» приобрела в 2003 году в результате кампании массовой скупки акций ВСМПО, «Ависмы» и предприятия «Союз Верхняя Салда», владевшего тогда контрольным пакетом акций ВСМПО. Появление «Реновы» среди акционеров и претензии на управление предприятием заставили собственников провести реструктуризацию акционерного капитала, сделавшую дальнейшую скупку бессмысленной. Осенью 2003 года стороны подписали мировое соглашение, по которому «Ренова» отказывалась от наращивания пакета взамен на участие в совете директоров. А с начала апреля 2005-го начало действовать соглашение о приоритетном выкупе партнерами акций друг друга.

В конце апреля ЗАО «Ренова» объявило о выходе из титанового бизнеса, предложив выкупить принадлежащие ему пакеты акций ОАО «Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение» (ВСМПО) и ОАО «Ависма» основным акционерам корпорации «ВСМПО-Ависма» - генеральным директорам предприятий Вячеславу Брешту (ВСМПО) и Владиславу Тетюхину («Ависма»). Запрашиваемая цена, 140 млн долларов, существенно ниже рыночной. Это объясняется особенностями сделки: при отказе топ-менеджеров от покупки, «Ренове» придется по той же цене выкупать пакеты других основных акционеров. Сейчас в распоряжении «Реновы» находится 13,4% акций корпорации «ВСМПО-Ависма». У Вячеслава Брешта и Владислава Тетюхина - по 30-процентному пакету, остальные акции торгуются на свободном рынке.

Первой воспользоваться «рулеткой» решила «Ренова», объясняя шаг расхождениями с командой топ-менеджеров во взглядах на развитие компании. Дело в том, что в январе 2005 года генеральный директор ВСМПО Владислав Тетюхин предложил ввести в состав акционеров компании государство, аргументируя это стратегической важностью предприятия для страны, и даже вроде был готов передать в казну часть своих акций. Вячеслав Брешт и «Ренова» воспротивились, так как партнерство с государством могло помешать проведению IPO компании на зарубежных биржах или ухудшить перспективы размещения. За прошедшие месяцы ясности со временем проведения IPO не появилось.

По соглашению, получившему название «Русская рулетка», один из партнеров, приняв решение о выходе из бизнеса, предлагает двум другим выкупить свой пакет по произвольной цене. Отказ от покупки означает согласие продать собственный пакет остальным акционерам.




За год уральские ритейлеры выросли на 44%. Розница по-прежнему лидирует в отраслевой динамике (средний прирост по крупнейшим компаниям рейтинга - 28%). Однако темпы могут вскоре существенно замедлиться - скажется общероссийская ситуация: по данным рейтинга «Эксперт-400», рост сектора сократился с 52% в 2005 году до 40% в 2006-м.

По итогам 2006 года ритейл занимает второе место среди непромышленных отраслей, уступая только транспорту: оборот достиг 190 млрд рублей, это 3,8% совокупного оборота компаний рейтинга. Cредний размер компаний, участниц рейтинга, - около 6 млрд рублей. Шесть из них вошли в сотню крупнейших.

Самую высокую динамику роста площадей и количества торговых точек за прошлый год показали ГК «Незабудка» (Челябинск) и екатеринбургская сеть «Монетка». «Монетка» демонстрирует пример успешной реализации стратегии территориальной экспансии: у нее самая широкая география присутствия - Свердловская, Челябинская, Тюменская, Курганская области, Пермский край и республика Башкортостан, а также Москва. А вот быстрое региональное развитие «Незабудки» привело к снижению рентабельности (по данным МДМ-банка, в 2006 году она оказалась практически на нуле при средней по отрасли 5 - 10%) и росту долговой нагрузки (около 30 млн долларов при выручке около 100 миллионов). В результате уже в июле этого года компания объявила о слиянии с московской сетью «Гроссмарт». Это прецедент: другие переговоры из анонсированных на Урале с участием крупнейших региональных и федеральных компаний успехом не увенчались.

По мелочи
Последние четыре-пять лет высокий темп роста в продовольственной рознице обеспечивало экстенсивное развитие компаний на емких низкоконкурентных рынках областных центров. Сейчас компании продолжают активно осваивать регионы, однако фокус смещается на все менее богатые территории, во вторые города.

Пока уральские игроки скупают небольшие сети и одиночные магазины. Основная цель - быстро решить проблему дефицита торговой недвижимости. Сделки слияний и поглощений выступают инструментом для того, чтобы набрать вес и конкурировать с инорегиональными компаниями на равных. «Мы планируем приобретать мелких региональных игроков. Каких - зависит от качества их бизнеса», - подтверждает генеральный директор «Матрица Финанс» Олег Блиндяев. «Большинство независимых магазинов и маленьких сетей в течение трех-пяти лет скорее всего исчезнут с рынка - их поглотят крупные ритейлеры, как местные, так и федеральные», - уверен исполнительный директор НП «Альянс» Алексей Подоляко.

В ближайшее время крупных сделок слияний и поглощений на региональном рынке не ожидается. Во-первых, из-за амбиций собственников: цена неоправданно завышена. Во-вторых, бизнес лидеров не всегда прозрачен. В-третьих, все крупнейшие продовольственные сети развивают несколько форматов и границы их зачастую размыты, что приводит к снижению управляемости сети и необходимости реорганизации.

Основная тенденция минувшего года - автодилеры региона, освоив мультибрендовую стратегию, строят сети одной марки. Примеров масса (см. «Правила масштабирования», «Э-У» № 18 от 14.05.07). Самой широкой сетью обладает пермский автохолдинг «Машинный двор», активно использующий инструмент слияний и поглощений. В июле 2006 года он приобрел «Автоленд Лтд» - официального дилера Opel и Chevrolet в Перми. В январе 2007-го пришел на рынок Челябинска, купив официального дилера KIA и Skoda «Аспект-Моторс», а в октябре - дилера Chevrolet в Ноябрьске компанию «Автобюро». «Выход в регионы за счет покупки местных компаний оправдан. Мы экономим время и деньги. Сумма инвестиций в готовый бизнес (автосалон с инфраструктурой и клиентской базой) может оказаться меньше, нежели в открытие автоцентра с нуля», - комментирует директор по маркетингу автохолдинга Алексей Разорвин. В планах компании - открыть в декабре автоцентры в Стерлитамаке и Челябинске.

Куплю готовый бизнес
Вдвое быстрее, чем продовольственные ритейлеры, росли уральские автомобильные дилеры. Результат 2006 года - 84% против 38% в 2005-м. Объемы продаж иномарок в количественном выражении расширились на 80%. Рынок на подъеме. Такой рост автопарка благоприятно сказывается и на розничной торговле нефтепродуктами: обороты сетей АЗС увеличились на 36%.

Итак, лидеры регионального рынка наращивают объемы бизнеса за счет покупки небольших компаний и выхода в другие области. О полноценном участии уральского потребительского ритейла в процессе слияний и поглощений говорить пока не приходится: переговоры ведутся, но крупномасштабных сделок нет. Опыт мирового ритейла пророчит: концентрация бизнеса неизбежна. Крупнейшие федеральные и зарубежные игроки, пытаясь сохранить высокие темпы роста, будут проявлять повышенный интерес к местным лидерам. Если региональным компаниям удастся договориться, это придаст мощный импульс развитию: на Урале в перспективе появится игрок, чьи объемы будут сопоставимы с игроками второй десятки российского розничного рынка/

Стратегию слияний и поглощений в автомобильном бизнесе оценивает исполнительный директор ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский:
- Такие примеры известны в основном по московским компаниям. Покупка уже действующей компании позволяет зашедшей фирме решить много вопросов, связанных с оформлением земельного участка. Земля - проблема любого крупного города. К тому же так проще заходить на уже сложившийся рынок с жесткой конкуренцией, как, к примеру, в Екатеринбурге. Правда, вопрос покупки здесь касается не только дилеров, но и автопроизводителя. Необходимо получить его согласие, иначе это грозит разрывом дилерского контракта: в любом регионе на каждую марку много своих кандидатов.


В 2006-м их выручка выросла на 31% против 21% в 2005-м. Серьезно увеличилось представительство отрасли в рейтинге: 54 компании против 42 годом раньше, причем увеличение числа участников связано именно с ростом их бизнеса (доля всего сектора в рейтинге крупнейших составила 3%). Большинство предприятий списка показывают положительную динамику, порой очень значительную, и по выручке, и по прибыли.

Строительный бум в России, похоже, - дело решенное. Во всяком случае, итоги работы предприятий строительного сектора, вошедших в топ-400, это показывают.

Подводя итоги 2005 года (см. «По-взрослому», «Э-У» № 41 от 06.11.06), мы сделали прогноз: подъем отрасли продолжится, темпы будут нарастать. И не ошиблись: строительство инертно (один относительно небольшой объект возводится два-три года, а крупные, комплексные или промышленные проекты - минимум 5 - 10 лет), так что тренды здесь работают долго и меняются плавно. Сегодня увеличение числа компаний, вошедших в рейтинг, и динамика их бизнеса, опережающая рост рынка строительства и стройиндустрии в целом, свидетельствуют: увеличение доли крупных компаний в отрасли продолжается.

Противоречие объясняется просто: в условиях сокращения финансирования часть менее стабильных и относительно небольших игроков ушла с рынка, а доли перераспределились в пользу крупнейших. В итоге в топ-400 вошли восемь новых (не представленных ранее) предприятий, занимающихся дорожным строительством. Кроме того, многие компании смогли стать более эффективными, что и отразилось на росте прибыли.

Сыграли на падении
Наглядно это видно на примере дорожного строительства. По данным Федерального дорожного агентства Минтранспорта РФ, доля расходов на финансирование дорог в ВВП стабильно сокращается с 2000 года: тогда она составляла 2,9%, в 2005-м - 1,1%, в 2006-м - 1,01%. При этом крупнейшие компании чувствуют себя неплохо. В этом году дорстрой обеспечил 40% общей выручки строительных компаний рейтинга и даже обогнал прежнего бессменного лидера - промышленное строительство. При этом самих дорожно-строительных компаний в нынешнем топ-400 значительно больше, чем в предыдущем, их выручка в среднем увеличилась на 33,5%, а прибыль на 155,8%.

Прогноз развития дорожного строительства оптимистичный. По отзывам игроков, в 2007 году финансирование дорог наконец-то стало расти после многолетнего падения. Еще одна положительная тенденция - увеличение частных заказов. Значительным этот вклад пока не назвать, но динамика налицо. Так, по словам заместителя генерального директора по экономике ФГУП «Свердловскавтодор» Андрея Важенина, доля частных заказов в компании составляет 15%, иногда доходит до 20%. Еще несколько лет назад она не превышала 5 - 10%.


В итоге по распоряжению правительства РФ на строительство первой очереди дороги, которая свяжет новый район с городом, выделено 90 млн рублей из федерального бюджета, еще 60 млн рублей добавит областной. Этих денег хватит на первый участок магистрали протяженностью 1,5 км. Инициатор проекта «РеноваСтрой-груп» намерена и в дальнейшем участвовать в конкурсах на субсидии. Всего только первая очередь Академического потребует строительства 8,3 км магистральных и 23,5 км внутрирайонных дорог.

Еще один факт, позволяющий прогнозировать быстрый рост сектора, - развитие проектов комплексного освоения территорий. В 2007 году состоялся конкурс на предоставление субсидий на строительство дорог к новым районам массовой малоэтажной и многоквартирной застройки. Среди победителей только один проект, реализуемый в УрФО, - район Академический.

Повысили эффективность
Доли в структуре рейтинга по выручке перераспределились: промышленное строительство (в том числе строительство трубопроводов и объектов энергетики) составляет в общем объеме 38% против 49% в топ-400 за 2005 год. Большинство компаний этого сегмента также демонстрирует значительный рост выручки (в среднем - 33,7%). Прирост прибыли по сравнению с рейтингом 2005-го сумасшедший, почти 900%. Правда, росли почти от нуля.
В 2005-м средняя рентабельность компаний - участников рейтинга, специализирующихся на промышленном строительстве, составляла 0,6% (в 2006-м - около 5%).

Учитывая, что Академический - не единственный проект комплексного освоения территорий на Урале, а конкурсы на выделение субсидий будут проводиться и впредь, строительство новых жилых массивов может стать значимым фактором развития бизнеса дорожных строителей.

При этом объемы ввода у многих компаний практически не росли, а у некоторых снизились. Это связано с переходом на новые правила распределения земельных участков и другими нормативно-законодательными инновациями национального проекта «Доступное жилье». В итоге выручка компаний-участниц топ-400, занимающихся гражданским строительством, в среднем выросла не столь значительно, на 17%. Зато подъем цен положительно сказался на прибыли: она увеличилась по сравнению с 2005-м годом на 275,8%. В рейтинг впервые вошла компания «Атомстройкомплекс», занимающаяся строительством жилья в Екатеринбурге. А в общем объеме выручки компаний рейтинга доля гражданских строителей выросла с 8% до 10%.

Еще более удачным с точки зрения роста прибыли 2006-й стал для крупных компаний, занимающихся гражданским строительством. Самой яркой тенденцией года стала фантастическая эскалация цен на жилье. Совокупный рост за год составил от 26,9% в Курганской области до 100,7% в Пермском крае. Еще показательнее динамика цен в областных центрах, на которые приходится больше половины регионального рынка жилья. Так, в Екатеринбурге цены поднялись на 96,8%, в Уфе - на 82,11%.

Будущее строительства и стройиндустрии в среднесрочной перспективе прозрачно. Компании в промышленном и дорожном строительстве в 2007 году как минимум сохранят динамику 2006-го. Темпы роста гражданских строителей окажутся выше: трудности, связанные с введением многочисленных законодательных новаций, миновали. Но настоящим золотым временем ближайшие два-три года станут для производителей стройматериалов, в частности цемента. Потребность в нем постоянно растет, а новые мощности не появляются (проектов много, но все они на ранних стадиях, поэтому существенного увеличения производства можно ждать не раньше 2009 - 2010 годов). Дефицит приводит к спекулятивному росту цен: с начала года цемент уже подорожал вдвое. Так что в следующем рейтинге топ-400 производство цемента вполне может выйти на первое место по рентабельности.

Список производителей стройматериалов в топ-400 остался прежним. Общее оживление строительства не могло на них не сказаться: заводы работали с максимальной нагрузкой, цены в течение года, например, на цемент, поднялись минимум в полтора раза. В итоге средний прирост выручки составил 33,7%, положительную динамику по прибыли (причем значительную, от 45 до 254%) демонстрируют все без исключения производители стройматериалов. В 2006-м их рентабельность, и без того самая высокая в строительном секторе, выросла с 14,7 до 19,7%.



Главная страница / Промышленное строительство