Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Отодвигаем рамки

На телеэкране (канал ТВЦ) прошел с повтором фильм «Дело было в Гавриловке» Свердловской киностудии. Сериалы стали эстетическим маркером нашего времени, и их научились делать на Урале. Не вдаваясь в аналитические подробности, укажу на одну черту, которая для меня стала бесспорным плюсом детектива местного производства. В нем есть, намеренно или случайно, внутренняя ирония. На самом деле, не странно ли пускать мыльные кинопузыри на полном серьезе?

В начале лета мы рассказывали о состоянии уральского кино и в основном о планах (см. «Невидимое кино», «Э-У» № 26 от 09.07.07). В начале осени проводим обзор урожая.

Другая картина екатеринбургского производства - «Железная дорога» Алексея Федорченко (студия «29 февраля») - успела стать знаменитой, хотя ее почти никто не видел. Сейчас готовятся копии, и в середине осени планируется показ на «малой родине».

А здесь создается стойкое ощущение, что и постановщики, и артисты (среди которых радостно видеть, например, характерную фигуру директора Екатеринбургского театра музыкальной комедии Михаила Сафронова, по исходной профессии именно актера) «подмигивают» зрителям: мол, мы же понимаем, и вы понимаете, и мы понимаем, что вы понимаете, - все мы просто играем в сериале, играем в сериал.

Вопрос рядового жителя Большого Урала, не разъезжающего по фестивалям, но любящего качественное кино: где это можно увидеть? Ответ директора студии «Афильм» Валентины Хижняковой: «Работаем с телевидением, но каналы не часто приобретают наши мультфильмы - не попадаем в их формат. Иногда ленты выкладываются в интернете, как та же “Девочкадура”. Увидеть в кинотеатре? Практически невозможно. Только у нас на студии». Пора кинокомпании организовать минизал для фанатов уральской мультшколы.

А уральские мультфильмы, как обычно, собирают урожай наград. Вот только названия нескольких призов и премий, которые получила «Девочкадура» режиссера Зои Киреевой «за большое маленькое кино», «за яркое и самобытное вхождение в кинематограф». География наград и фестивалей, помимо России, - Франция, Германия, Португалия. Особенно ценен приз фестиваля «Орленок», где победителя определяет детское жюри. Гранпри получил компьютерный мультик формата 3D Григория Малышева «Солнце, Месяц, ВоронВоронович», сделанный на студии «Афильм».


- Кирилл Евгеньевич, совсем недавно сдан пассажирский терминал для внутренних авиалиний. Как будет дальше развиваться аэропорт?

Кирилл Шубин
Екатеринбургский аэропорт Кольцово намерен перехватить у Москвы часть транзитных пассажиров, следующих в страны Азии. Только такой путь наряду с развитием инфраструктуры позволит аэропорту в несколько раз увеличить пассажиропоток и превратиться в полноценный авиахаб, считает генеральный директор Кольцово Кирилл Шубин

Также планируется к марту-апрелю 2009 года построить новую гостиницу на 230 номеров стоимостью 500 млн рублей. Она будет примыкать к галерее внутреннего и международного терминалов: пассажиры могут регистрироваться прямо на ресепшен, там же сдать багаж и перейти в здание аэровокзала.

- Этот терминал пропускной способностью 1 тыс. пассажиров в час мы не просто сдали: 5 октября он уже заработал в полном объеме. Утвержден план-график строительства третьего терминала площадью 40 - 45 тыс. кв. метров, сдача намечена на март 2009 года, инвестиции - около 2,8 млрд рублей. Он расположится на месте старого терминала внутренних воздушных линий: 1 декабря начнется снос этого здания. Третий терминал будет предназначен для внутренних линий, а первые два (нынешние международный и внутренний) мы объединим и обеспечим там международные вылеты.

Далее с помощью средств федерального бюджета мы планируем реконструкцию первой взлетно-посадочной полосы. Она существует с 1963 года и покрыта асфальтобетоном. Мы намерены удлинить ее на 500 метров (до 3 тыс. метров), усилить покрытие, обеспечить новым радиотехническим, метеорологическим и светосигнальным оборудованием. Цель - прием на первой полосе таких судов, как Ил-86 и Боинг-76 На это требуется 3,1 млрд рублей. До конца этого года должен быть подготовлен проект реконструкции: на проектирование уже выделено 93 млн рублей.

Уже готова площадка для строительства грузового терминала общей площадью 55 тыс. кв. метров. На это потребуется порядка 962 млн рублей. В настоящее время идут переговоры по выбору оператора, круг кандидатов нами уже определен. Срок окончания строительства - также март-апрель 2009 года. То есть к саммиту ШОС мы должны все эти объекты сдать. Общая сумма инвестиций с учетом уже вложенных средств должна составить 7 млрд рублей. Стратегическим инвестором является группа компаний «Ренова».

- Каковы сроки окончания реконструкции полос?

Далее планируется реконструкция второй взлетно-посадочной полосы, стоимость работ - 2,6 млрд рублей. Она также удлинится на 500 метров. Цель - прием воздушных судов типа Боинг-747 и Ил-96Т. Там тоже планируется установка радиотехнического, метеорологического и светосигнального оборудования. Благодаря этому аэродром повысит категорию посадки с первой до второй, снизит число задержек рейсов и уходов на посадку на запасные аэродромы (Кольцово находится в низине, здесь часто бывают туманы).

- У аэропорта есть инвесторы или партнеры помимо группы компаний «Ренова» и федерального правительства?

- Первая полоса - 2009 год, к саммиту ШОС. Но подчеркну: реконструкция будет проводиться на федеральные средства, для соблюдения запланированных сроков необходимо начать финансирование этих работ уже в следующем году. Завершение реконструкции второй полосы намечено на 2010 год. К этому стремятся все заинтересованные стороны - губернатор Свердловской области, Росавиация, министерство транспорта России.

- На какой пассажиропоток рассчитывает аэропорт Кольцово в среднесрочной перспективе?

- Безусловно, к партнерам можно и нужно отнести правительство Свердловской области, Росавиацию, Минтранс.
В части строительства гостиницы и грузового терминала возможно появление новых инвесторов. Конкретные компании пока назвать не могу, но переговоры с ними ведутся и будут завершены в ближайшее время.

- Не секрет, что еще в прошлом году основная часть прибыли аэропорта формировалась за счет продажи авиакомпаниям керосина по высокой цене. Как изменилась с этого времени структура прибыли?

- Согласно нашей стратегии, мы должны получить к 2015 году ежегодный пассажиропоток в 6 млн человек (по итогам 2006 года - 1,765 млн пассажиров. - Ред.).

- Насколько необходимо аэропорту иметь базовые авиакомпании и сколько их должно быть?

- Сегодня финансовый результат от продажи керосина и от авиационной деятельности практически сравнялись. Если объемы продаж керосина почти не изменились по сравнению с прошлым годом (выросли всего 2 - 3% в абсолютных показателях), то рост пассажиропотока в Кольцово по этому году - 35%. Поэтому доходы увеличились за счет собственно авиационной деятельности.

- А лично вы какими авиакомпаниями предпочитаете летать?

- Аэропорт не может развиваться без базового перевозчика, это очевидный факт. У нас две базовые авиакомпании - «Уральские авиалинии» и «Авиапрад». Основное условие динамики - новые маршруты. За девять месяцев этого года их открыто свыше десяти. То есть наша работа с базовым перевозчиком дает результаты. Думаю, два базовых перевозчика - оптимальный вариант для Кольцово.

- Как аэропорт намерен влиять на деятельность авиакомпаний в части поддержания региональных направлений, большинство которых убыточны?

- Особых предпочтений нет, я ориентируюсь на время вылета.

- Некоторые субъекты федерации дотируют функционирование региональных маршрутов из бюджета. Вы готовы обратиться в правительство Свердловской области с подобным предложением?

- Ряд маршрутов требует определенного времени на обкатку, в течение которого они не приносят прибыли. Работу над открытием региональных маршрутов ведут обе базовые авиакомпании, но хотелось бы, чтобы она шла более активно.

- Каковы сегодня ваши приоритеты как генерального директора аэропорта?

- Если бы областное правительство нашло возможность частично покрывать возникающие убытки, действительно, нашим авиакомпаниям было бы проще развивать маршрутную сеть.

- Почему выбрано именно азиатское направление?

- Я уже рассказал о планах реконструкции Кольцово. Также одной из важнейших задач является привлечение авиаперевозчиков, с помощью которых мы смогли бы обеспечить транзит пассажиров через Кольцово в страны Азии. В настоящее время у нас работают шесть иностранных перевозчиков, и мы ведем активный диалог на эту тему с более чем десятью авиакомпаниями из Объединенных Арабских Эмиратов, Китая, Финляндии, Украины. Наша цель - соединить маршрут через Кольцово в Эмираты и далее, во все страны Юго-Восточной Азии и Австралию. То есть транспортный узел, авиахаб, о чем мы много говорили и писали, должен создаваться не только инфраструктурой (аэровокзалом, гостиницей, взлетно-посадочными полосами и т.д.), но и новыми направлениями и возможностью в первую очередь роста транзитных перевозок. Население Свердловской области стабильно, а нам, чтобы увеличивать пассажиропоток, необходимо привлекать клиентов из других территорий. У нас уже намечается рост транзитных перевозок, опережающими темпами растут и международные.



От пробок - в поле
Правила хорошего тона требуют, перед тем как перейти к делу, пару минут поговорить «о погоде». В современных реалиях «о погоде» - означает «о пробках». Казалось бы, какая связь между ИТ и проб-
ками? Константин Тряпицын утверждает, что прямая:


Константин Тряпицын
Последний финансовый год (не совпадает с календарным и исчисляется с 1 июля по 30 июня. - Ред.) стал для Microsoft самым успешным за 15 лет работы в России. Объем продаж вырос на 107% (в среднем по миру - на 15%. Здесь и далее динамика приведена по отношению к предыдущему финансовому году). При этом, как отметил в докладе, посвященном итогам года, генеральный директор Microsoft в России Биргер Стен, оборот компании в нашей стране превосходит развивающиеся рынки и приближается к развитым. Сочетание высокой динамики и больших объемов продаж делает рынок России для ИТ-гиганта едва ли не самым перспективным.
Выделим три основные причины резкого роста бизнеса Microsoft в России. Первая - действия государства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности стали носить системный характер. По данным корпорации, в 2007 финансовом году более половины проданных в России ПК имели лицензионную копию операционной системы Windows. Вторая - подавляющее большинство отечественных предприятий перешло или стремительно переходит от первой стадии ИТ-готовности (технологии приобретаются по остаточному принципу для решения насущных локальных задач) ко второй (формированию комплексной ИТ-инфраструктуры). Именно в сегменте комплексных решений Microsoft с его широчайшей продуктовой линейкой чувствует себя наиболее уверенно. Третий фактор - собственная стратегия компании. О ней, а также о том, как в ближайшем будущем будет развиваться ИТ-рынок в России и на Урале и каким образом политика Microsoft впишется в эти тренды, мы беседуем с региональным директором компании по Уралу (по определению Microsoft, это УрФО и Пермский край) Константином Тряпицыным.

Будет появляться все больше компаний, часть сотрудников которых работают на дому. У них нет офиса как такового, а есть мобильные менеджеры «в поле» и склад. К слову, через два месяца мы будем презентовать бизнес-решение Mobile Sales - мобильные продажи. Мы уверены, что за мобильными решениями будущее. Так, согласно аналитике Gartner Group, к 2010 году SMS-сообщения стремительно утратят долю рынка - их вытеснит мобильная электронная почта, которая гораздо больше подходит для бизнес-коммуникаций.

- Пройдет еще немного времени, и дорога в офис станет отнимать два часа, после чего возможности мобильной работы будут серьезно переосмыслены. Сейчас этот сегмент рынка только развивается (и развивается неплохо: динамика продаж, например, операционной системы Windows-Mobile в среднем по РФ за 2007 финансовый год составила 198% против 81% для ОС Windows для десктопов. - Ред).

- Думаю, они будут активнее пользоваться услугами хостинга ИТ-решений. Допустим, у компании отсутствует офис как таковой. Но ей все равно необходимо управлять работой сотрудника, хранить и обрабатывать данные. В таких случаях хостинг незаменим. Поясню: некое ИТ-решение установлено на нашем сервере. Любая компания может за умеренную плату получить персональный или конфиденциальный доступ (те, кто пользуются, например, «живым журналом» прекрасно знают этот механизм) и работать через web-сайт в этом приложении, обрабатывать данные и хранить их опять же на сервере Microsoft.

- Как строится ИТ-инфраструктура подобных мобильных компаний?

- Их много. Наиболее популярны серверное решение, предназначенное для организации электронной почты, коммуникаций и контактов, и портальные решения. Среди делового программного обеспечения - это Microsoft Dynamics CRM.

- Какими продуктами можно воспользоваться по хостингу?

- Насколько доступны хостинг и аренда лицензии? К примеру, за какое время месячными платежами я выплачу полную стоимость лицензий?

С выходом новой версии корпорация сама планирует предоставлять услуги хостинга клиентам, а пока это можно сделать через ее сертифицированных партнеров.

- Каковы они?

- Я бы не ставил вопрос таким образом. Простое сложение месячных платежей и сравнение их со стоимостью покупки лицензии реальной картины не даст. Если уж сравнивать, то с полной стоимостью владения ИТ-инфраструктурой, то есть учитывать затраты на ИТ-персонал, ремонт «железа», налоги, кондиционирование, электричество наконец. Кроме того, нужно брать во внимание стратегические преимущества, которые дают аренда и хостинг, особенно актуальные для малого и среднего бизнеса.

- А хостинг?

- Аренда позволяет клиентам попробовать различные решения и более точно сконфигурировать пакет программ, который им действительно необходим. Затем можно купить лицензии или же остаться на аренде: для ряда компаний, в первую очередь растущих, это выгодно, поскольку не требует больших разовых вложений.

В итоге малые и средние компании могут очень быстро получить в свое распоряжение те же мощные ИТ-инструменты, что и крупные. При этом они по-прежнему остаются гибкими и шустрыми. Уверен, когда эти технологии распространятся, мы придем к совершенно иному уровню конкуренции.

- Преимущества аренды можно в равной степени отнести и к нему. Но он предоставляет еще больше возможностей. Например, компания открывает филиал в другом городе. Сколько времени она затратит на развертывании ИТ-инфраструктуры с нуля? В хостинге - никаких проблем: подключил компьютер к интернету и пользуйся всем имеющимся у компании ИТ-инструментарием.

Дополнительные материалы:

Более того, существует ряд предприятий, работающих по принципу Home Office: это аутсорсеры, компании, занимающиеся поставкой бытовых услуг населению, и им подобные. Таким в принципе не нужен ИТ-отдел, серверы и прочая инфраструктура - им нужен мобильный, согласованный доступ к информации о клиентах. Для таких компаний хостинговые решения - возможность реальной экономии средств на аренде офисов, покупки «железа» и зарплате системным администраторам.

Неплохо растет на Урале и потребление продуктов линейки Microsoft Dynamics - решений для управления бизнесом, ERP и CRM-систем. Традиционно неплохую динамику потребления демонстрируют химическая промышленность, сфера услуг и дистрибуция промышленной продукции. Гораздо быстрее спрос растет в отраслях строительства и проектирования: высокие темпы объясняются резким ужесточением конкуренции на этих рынках в 2006 - 2007 годах. Наконец, пояснения требует скачок в 4406% потребления продуктов Microsoft в нефтегазовой отрасли в 2006-м: до недавнего времени бизнес-решения Microsoft в этой отрасли практически не использовались, так что прирост считается едва ли не от нуля. Тем не менее для Microsoft это безусловный прорыв: компания зашла в сегмент, где практически монопольное положение занимал SAP. Судя по тому, что в 2007-м положительная динамика сохранилась, успех развивается.

Итоги работы Microsoft на Урале в 2007 финансовом году
В региональном разрезе первое место по вкладу в бизнес Microsoft занимает Москва, второе - Поволжье. А вот за третье место Урал потенциально способен побороться (сейчас он находится на пятом).
Абсолютных цифр по объемам продаж в регионах компания не раскрывает. Однако динамика продаж на Урале серьезно опережает среднероссийскую. Так, продажи в целом по России Windows, серверных операционных систем и офисных приложений выросли в течение года на 81, 103, 100% соответственно. На Урале динамика существенно выше (см. график). Если посмотреть на потребление основных продуктов в разрезе отраслей, увидим: средневысокий рост обеспечивают традиционные потребители лицензионных ИТ-решений (см. нижнюю часть таблицы 1), высочайшую (верхняя часть таблицы) - отрасли, которые только в последнее время массово стали переходить на лицензию не без стимуляции со стороны государства.

Отрасль2006 ф.г.2007 ф.г. Легкая промышленность2012%996% Металургия и добывающая промышленность129%852% Высшее образование268%634% Дистрибуция промышленной продукции529%528% Проектирование и строительство165%541% Сервисные услуги232%494% Химическая промышленность117%492% Начальное и среднее образование164%469% Транспорт773%362% Органы власти118%344% Нефтегаз124%306% Дистрибуция потребительских товаров718%295% Энергетика162%260% Машиностроение и автопром200%238% Банки128%234% Коммуникации190%172% Общественные организации170%126% Источник: Microsoft

Таблица Динамика продаж основных продуктов Microsoft в наиболее значимые (в совокупности дающие 80% выручки) отрасли, в % к предыдущему году

Отрасль2006 ф.г.2007 ф.г. Проектирование и строительство18%1175% Дистрибуция потребительских товаров125%329% Нефтегаз4406%165% Химическая промышленность154%111% Сервисные услуги367%74% Дистрибуция промышленной продукции97%33% Источник: Microsoft

Таблица Динамика продаж MS Dynamics в наиболее значимые (в совокупности дающие 80% выручки) отрасли, в % к предыдущему году


Группа предприятий «АСПЭК» (Ижевск) - крупная независимая диверсифицированная компания (51 место в топ-400). В 2006 году ее доход вырос на 51% и достиг 19,4 млрд рублей, в 2005-м прирост составил 116%. О создании и особенностях функционирования подобного холдинга рассказывает генеральный директор ООО Управляющая компания «АСПЭК» Денис Станкевич.

Денис Станкевич

- Три четверти выручки в холдинге «АСПЭК» составляли доходы от оптовой и мелкооптовой торговли нефтепродуктами. В 2005 и 2006 годах наблюдался значительный рост цен на них. В этом году цены упали в среднем на 10 - 15%. Это снизило наши доходы, несмотря на увеличение объемов продаж. В целом по группе предприятий «АСПЭК» в 2007 году мы ожидаем прирост выручки на 10 - 15% за счет других направлений бизнеса.

- Денис Александрович, два года подряд выручка холдинга растет высокими темпами, с чем это связано?

- Первое - реализации недвижимости. В этом году компания «АСПЭК-Домстрой» ввела в эксплуатацию жилой комплекс «Ниагара», состоящий из пяти секций (288 квартир). Второе - продажа автомобилей. Третье - розничная реализация нефтепродуктов через сеть из 41 АЗС.

- Каких?

- Группа предприятий «АСПЭК» ведет историю с 1992 года. Сначала компания была известна жителям Ижевска как сеть продуктовых и обувных магазинов. В 1994-м предприятие вышло на нефтяной рынок: повело переработку на мощностях уфимских НПЗ. В 2001 году появилась «АСПЭК-Авто», которая занималась обслуживанием внутреннего парка автомобилей компании.
В 2004 году родилось еще несколько бизнесов - строительство и продажа недвижимости, деревообработка.

- С чего начинался холдинг?

- Как такового решения не было. Так начали вести дело акционеры. Со временем они разделили бизнес, и у «АСПЭКа» осталась нефть. Несмотря на то, что в 90-е годы добыча нефти в Удмуртии снизилась, многие компании этого сегмента не проявили интереса к нефтепереработке, где добавленная стоимость продукции выше. А мы посчитали, что в ближайшем будущем рынок станет бурно развиваться, у него большие перспективы. Но, став одним из ведущих предприятий региона в переработке нефти, мы столкнулись с давлением со стороны крупных отраслевых компаний, вынуждены были продать этот бизнес и сосредоточиться на реализации нефтепродуктов.

- С чем связано решение о диверсификации? Почему с ритейла вы перешли на нефть?

- С определенного момента в развитии того или иного направления затраты достигают такого уровня, что вложения в него становятся нецелесообразны. Необходимо все время «держать руку на пульсе», чтобы не пропустить этот момент. Лучше инвестировать в новый перспективный бизнес, нежели в нерентабельный.

- Почему диверсификация стала вашей стратегией?

- Как и у любой компании, организующей бизнес с нуля, основные трудности пришлись на период становления: необходимо было собрать команду профессионалов, грамотно составить бизнес-план и оценить финансовую часть проекта, обеспечить его финансовыми ресурсами. Сегодня большинство предприятий ведет бизнес, используя заемные средства. Мы не исключение.

- С какими трудностями вы столкнулись, выстраивая холдинг?

Кроме этого, при выходе на новые рынки всегда существуют большие риски. Так, мы были пионерами девелопмента в Ижевске. Только после того, как «АСПЭК-Домстрой» начал сдавать первые объекты, на рынке появились первые серьезные конкуренты. Период становления предприятия сложен еще из-за внутренней психологической напряженности. Тратятся огромные деньги на организацию бизнеса, но пока не понятно, что будет в финале.

В среднем доля собственных средств при инвестировании нового проекта превышает 50%. Остальное обеспечивают наши стратегические партнеры - крупные банки.

- Да. В конце 2007 года запускаем два новых направления. Первое - деревообработка: открываем «Соломенский лесозавод» (Петрозаводск, Карелия). Инвестиции в проект - 1,5 млрд рублей, мощность - 115 тыс. кубометров пиломатериалов в год, срок окупаемости - девять лет. Продукцию будем поставлять в Японию, США, Европу, на внутренний рынок РФ. Второе - производство облицовочного кирпича: открываем завод «Павловская керамика» (Павловский Посад, Московская область). Инвестиции в проект - 2 млрд рублей, мощность - 75 млн штук кирпича в год, срок окупаемости - шесть лет. Продукция будет реализовываться в Москве и Московской области.

- Планируете ли вы дальше диверсифицировать бизнес?

Кроме того, компания «АСПЭК-Авто» активно ведет строительство «автодеревни» - современного мультибрендового автомобильного комплекса. В нее войдет несколько дилерских центров (Nissan, Ford, Toyota, Honda, ведутся переговоры с другими популярными брендами) и торгово-развлекательный комплекс. Строительство закончится в 2009 году, инвестиции составят не менее 800 млн рублей. После запуска всех салонов планируем продавать по 4 тыс. машин в год.
В планах компании «АСПЭК-Домстрой» - освоение целых микрорайонов Ижевска, строительство современных многофункциональных жилых комплексов, торгово-развлекательного и торгово-бытового комплексов, бизнес-центров, коттеджных поселков и многоуровневых гаражей-стоянок.

Действующие направления бизнеса мы также намерены активно развивать. Планируем развернуть филиальную сеть торговли нефтепродуктами по всей России. Филиалы будут заниматься оптом, мелким оптом и розницей. Если появится возможность приобретения сети АЗС или нефтебазы, мы это сделаем. Уже открыто шесть филиалов: в Казани, Твери, Волгограде, Новосибирске, Челябинске и Уфе. До конца года запустим еще два. Всего к концу 2009 года в планах компании иметь сеть из 20 региональных представительств торговли нефтепродуктами.

Группа предприятий «АСПЭК»
ООО «Управляющая компания «АСПЭК» - управление холдингом, разработка новых перспективных направлений, реализация общехолдинговых проектов.
ЗАО «АСПЭК», ООО «АСПЭК-Нефтепродукт» (оптовая, мелкооптовая и розничная торговля нефтепродуктами).
ООО «АСПЭК-Домстрой» и его дочерние компании (проектирование, строительство, продажа и обслуживание жилой и коммерческой недвижимости, архитектурное и ландшафтное проектирование).
ООО «АСПЭК-Авто» и его дочерние компании (торговля, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и мототехники иностранного производства).
ЗАО «Соломенский лесозавод» и его дочерние компании (лесозаготовка, деревообработка, производство и продажа деревянных изделий).
ЗАО «Павловская керамика» (производство облицовочного кирпича).

Дополнительные материалы:



Главная страница / Промышленное строительство