Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Челябэнерго взялось за прошлое

«Был на Волчихе: махровый совок! А ведь считается одним из лучших горнолыжных курортов Свердловской области. На сайте цены одни - в реале другие, причем в 2 - 2,5 раза выше, чем в самой дешевой альпийской стране - Австрии. А за что? В Альпах вы получаете 200 - 500 км трасс с перепадом 400 - 2000 метров, солнце, классную погоду, кафе и рестораны в горах, пиво и глинтвейн. Праздник!!! А у нас: стояние в очередях на купленный тобой подъемник (то есть оплаченное тобою время). Это, мягко говоря, себя не уважать»… Подобных отзывов на интернет-форумах любителей и профессионалов-горнолыжников (например, www.ski.ru и www.snow.uspanavel.ru) не счесть. Основные претензии - высокие цены, отсутствие необходимой для комфортного катания инфраструктуры и низкий уровень обслуживания. Камни на трассе
Всего, по данным специализированного портала «Уральский туристический сервер», на территории Урало-Западносибирского региона функционирует около 60 горнолыжных комплексов (ГЛК) с общей протяженностью трасс более 200 км. Большинство - в Пермском крае, Свердловской и Челябинской областях. Крупнейшие по протяженности трасс (свыше 10 км) - Абзаково (Башкирия), Завьялиха и Аджигардак (оба - Челябинская область); по перепаду высот (более 300 метров) - прибавьте к ним башкирские Белорецк-Мраткино и Банное, челябинскую Егозу, свердловскую Ежовую и пермскую Губаху.

: Константин Зубов

При этом спрос на уральском рынке ГЛК в разы превышает предложение. По словам директора ГЛК «Металлург - Магнитогорск (Банное)» (Башкирия) Рашита Минмухаметова, в течение последних двух лет число клиентов курорта увеличивается на 5 - 10% в год. «Ежегодно количество катающихся растет на 15 - 20%, а пропускная способность комплексов - на 2 - 3%», - рассказывает директор ГЛК «Солнечная долина» (Миасс, Челябинская область) Олег Сиротин. По данным министерства по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области, всего за прошлый сезон ГЛК области посетили около 60 тыс. человек. В будни на свердловских склонах катаются человек 200, а в выходные - тысячи полторы.

По уровню развития и качеству услуг ГЛК Большого Урала можно грубо разделить на две группы. Первые принимают большие потоки туристов, работают с ноября по апрель за счет использования искусственного снега, оборудованы трассами разных уровней, местами размещения туристов, несколькими подъемниками. Таких не больше 30%. На остальных мало подъемников (что создает очереди), нет снежных пушек и освещения. Но самое главное, они не рассчитаны на туристов, приезжающих из других регионов, - на их территории нет гостиниц.

Стоимость часа катания в выходные на менее развитых в плане инфраструктуры и сервиса ГЛК в прошлом сезоне оказалась немногим ниже: подъемник - 130 рублей, прокат лыж - 200 рублей, час инструктажа - 200 рублей. Итого с все той же семьи - 2,1 тыс. рублей. Однако на курортах этого типа, за редким исключением, нет дополнительных услуг, вроде детской комнаты, катка, тира, бани. Даже инструкторы есть не везде. Это значительно сужает круг потенциальных клиентов: родители с маленькими детьми сюда вряд ли поедут.

Золотые горы
Превышающий предложение спрос до сих пор обеспечивал курорты постоянной клиентурой и позволял удерживать высокие цены. Средняя стоимость часа катания на курортах первой группы в прошлом сезоне составляла в выходные 200 - 250 рублей, стоимость часа проката лыжного инвентаря - от 200 до 350 рублей, часовое занятие с инструктором - 350 - 500 рублей. Таким образом, час катания на ГЛК первого типа семье из четырех человек (предположим, все новички) обошелся бы от 3 до 4,4 тыс. рублей. Это самые грубые подсчеты: сюда не внесены затраты на питание, дорогу и дополнительные услуги.

Получается, десятидневный отдых в расчете на одного человека на уральском горнолыжном курорте (проживание - от 800 до 2,5 тыс. рублей за ночь, питание, катание, переезд) обойдется примерно в 30 - 40 тыс. рублей. И действительно, забронировать путевку в Абзаково с 30 декабря по 8 января можно за 26 тыс. рублей (включено проживание, трансферт, трехразовое питание). Еще 15 - 20 тыс. нужно взять собой.

Расходы существенно увеличиваются, если поездка «на гору» длится дольше одного дня. «Подъемник, прокат инвентаря, час занятия с инструктором на наших ГЛК, по сравнению с европейскими, стоят не так уж дорого, - говорит Рашит Минмухаметов. - А вот стоимость проживания в гостиницах, расположенных на курортах, действительно сравнима с европейскими ценами, а иногда и выше». По его словам, оплата гостиницы составляет порядка 2/3 затрат на отдых.
Высокие цены определяют основной поток клиентов: потратить 10 - 20 тыс. рублей за день (берем в расчет пять часов катания) могут далеко не все. Руководитель отдела маркетинга ГЛК «Ашатли» Юлия Симакина подтверждает: основные клиенты комплекса - люди с доходом выше среднего. Развивается курорт также в расчете на обеспеченную клиентуру: недавно открылся испанский ресторан, строятся коттеджи и гостиница с номерами класса люкс.
















Уровень обслуживания на курортах Европы выше, а деньги - те же. Это главная причина постепенного оттока платежеспособной аудитории местных ГЛК на европейские курорты. Так, туристический сайт www.tourdom.ru ежегодно проводит опрос четырех сотен топ-менеджеров российских турфирм, выясняя, какое направление за прошедший горнолыжный сезон стало самым популярным. За 100% принимается общее количество упоминаний всех направлений. По результатам последних трех лет в десятку стабильно входят Австрия, Италия, Франция, Андорра, Болгария, Турция, Швейцария, Словакия, Финляндия и Россия. При этом отечественные курорты в сезоны с 2004 по 2006 год занимали седьмое место, а по итогам 2006/07 спустились на девятое: их популярность увеличилась всего на 0,2%, в то время как Болгарии - на 3%, Франции - на 2%, Андорры и Словакии - на 1%.

Европейские курорты предлагают тот же перечень услуг по ценам, соотносимым с уральскими. «Путевка в Австрию на одного человека с 26 декабря на 11 ночей будет стоить от 1100 евро (около 40 тыс. рублей: проживание, завтраки, трансферт, страховка). С собой, чтобы оплатить подъемник и прокат инвентаря, нужно взять еще как минимум 10 - 15 тыс. рублей, - рассказала корреспонденту “Э-У” менеджер одной из турфирм. - Хотя если вам не принципиальны даты вылета, то в феврале, после праздников, за 800 евро на 11 ночей можно слетать и в Болгарию, и в Турцию. В прошлом году были даже новогодние туры в Турцию на 11 ночей за 800 долларов».

Кроме того, в следующем году в Свердловской области откроется ГЛК «Ильинка», в Пермском крае - «Усьва». Оба проекта реализует пермский холдинг «Ашатли», в состав которого уже входят два ГЛК. По словам руководителя проекта Артема Старкова, на Ильинке к сезону 2008/09 построят подъемники, гостиницу на 40 мест, три трассы. На Усьве к 2016 году будет 12 подъемников, несколько гостиниц и трассы различной сложности. Общий объем инвестиций в проекты в течение 10 лет - около 0,5 млрд рублей.

Лыж и палок хватит на всех
Усиливается не только внешняя, но и внутренняя конкуренция. На уральском рынке появляются новые игроки, а уже работающие активно модернизируют инфраструктуру и расширяются. По данным министерства по физической культуре, спорту и туризму Башкирии, с 2005 года в республике открылось три небольших комплекса. В Свердловской области реализуется проект ГЛК «Гора Белая»: к этому сезону здесь откроются сноу-тюбинг (катание на «бубликах») и гостиница на 50 мест. В 2008 году начнется строительство горнолыжной деревни, физкультурно-оздоровительного комплекса, специальной трассы для сноубордистов. Инвестиции в проект - 400 млн рублей.

Модернизацией и расширением курортов занимаются в основном крупные комплексы. На свердловской Волчихе к новому сезону расширена и удлинена детская трасса, на Ежовой появились четыре новых подъемника. В Абзаково на одной из трасс установлено освещение, построена дополнительная трасса для сноубордов, вдвое увеличены мощности оснежения. По словам директора ООО «Абзаково» Ольги Новиковой, в развитие курорта в ближайшие два года будет вложено порядка 70 млн рублей.

В Челябинской области, по данным главного управления по физической культуре, спорту и туризму, в ближайшее время начнется строительство ГЦ «Евразия» на горе Колонец в районе города Кусы. Параллельно разрабатывается проект строительства ГЛК «Две долины» в пригороде Аши.

Эффективным методом стимулирования притока дополнительных клиентов станет ориентация на групповой отдых. (По данным туроператоров, европейские курорты интересуют в основном частных лиц. Группы на эти направления из России собираются редко.) Проведение корпоративных семинаров, тренингов, обучений и праздников, продажа турпакета на несколько человек сократит затраты на оформление документов, поможет заполнить курорт в рабочие дни и повысить доходность за счет дополнительных услуг. Однако работать с этой группой смогут только курорты, в состав которых входят гостиницы, деловые центры или конференц-залы.

Накатать лыжню
Учитывая заявленные для реализации проекты строительства и модернизации ГЛК и отток части туристов за границу, заполнять курорты со временем будет все сложнее. Курортам уже сегодня нужно уходить от ориентации исключительно на обеспеченных туристов, работать с разными целевыми аудиториями, четче позиционироваться, искать яркие, неординарные способы привлечения внимания горнолыжников не только региона, но и всей России.

Еще одна группа, пока недооцененная местными ГЛК, - бизнес-туристы, приезжающие в регион более чем на сутки. Они вряд ли будут проявлять инициативу: узнавать, где поблизости есть горнолыжные курорты, как до них добраться, какие услуги и по каким ценам там предоставляют. Поэтому реклама курортов и турагентств, занимающихся организацией трансфертов на них, должна «отлавливать» бизнес-клиентов сама: по дороге из аэропорта, в номерах отелей, в ресторанах и офисных зданиях. При этом ГЛК, ориентированный на этот сегмент туристов, обязан соответствовать европейскому уровню: здесь как минимум должны быть удобные номера, хорошие трассы и высокий класс обслуживания. Но самое главное: курорт должен иметь хорошую телефонную связь, интернет и дорожное сообщение с крупными городами и аэропортом. Тогда информация о нем быстро распространится по «сарафанному радио».

Уральские курорты пока слабо ориентированы на начинающих горнолыжников, хотя доля новичков в общем объеме катающихся, по разным оценкам, составляет 50 - 70%. Делать ставку на привлечение этой группы очень выгодно: во-первых, «чайники» будут всегда, а значит, и постоянный приток клиентов обеспечен. Во-вторых, четкая ориентация позволит курорту заметно выделиться на общем фоне игроков. Но самое главное: привлечение и удержание этой группы туристов не требует слишком больших затрат - нужны трасса низкой сложности, услуги инструктора и прокат. «Мы проанализировали рынок, и оказалось, что три четверти всех катающихся - начинающие, у которых еще есть и дети. Поэтому мы целенаправленно занимаемся именно этим сегментом. Создали инструкторскую школу, детский клуб, специальный комплекс для занятия детей, трассы для новичков», - делится опытом Олег Сиротин.

В подготовке материала принимала участие Валентина Глотова

Наконец, чтобы приобщить к горнолыжному спорту тех, кто до сих пор не мог себе этого позволить, местным курортам необходимо разрабатывать системы скидок, бонусов и дополнительных программ для отдыхающих. Такие акции нелогично проводить в пиковые периоды: в праздничные, выходные дни, однако с понедельника по четверг или в самом начале (конце) сезона они могут обеспечить наполняемость гостиниц и принести дополнительную прибыль.

Дополнительные материалы:














Заурядное событие - продажа промпредприятием непрофильного актива - вызвало негативную реакцию властей Перми. Мэр Аркадий Каменев вспомнил, что ДК, расположенный в самом старом промышленном районе города, «памятник культуры регионального значения». «Я поручил проверить, насколько законно социально значимое учреждение включено в уставный капитал АО. Если срок исковой давности не истек, мы обратимся в арбитраж с иском о признании сделки недействительной», - заявил Аркадий Каменев.

Руководство холдинга «Мотовилихинские заводы» продало дом культуры предприятия религиозной организации «Пермское Епархиальное управление Христиан веры евангельской». По сообщению пресс-службы машиностроительного холдинга, продажа состоялась в рамках программы реструктуризации активов. Сумма сделки - 50 млн рублей. В 2004 году холдинг потратил на содержание дома культуры более 3 млн рублей, здание в запущенном состоянии. По утверждению стороны покупателя, на его восстановление требуется немалая сумма (она уточняется), а потом ДК будут использовать для представительских нужд епархии, размещения служб соцподдержки и реабилитации, уже действующих в рамках церкви.

Пермская область

Впрочем, городским властям не нравится не столько вероятная незаконность продажи ДК, сколько усиление влияния евангелистской церкви в регионе. Покупка ДК делает пермское управление евангелистов одним из самых сильных в стране. Нигде, даже в Московской области, не действует столько приходов этой церкви: здесь их 25



12 ноября по 30 июня 2008 года в России вводится ограничительная пошлина на вывоз зерна в размере 10%*. Экспортные возможности зернотрейдеров ограничили - 12 млн тонн (всего в стране зерна собрано в этом году 80 млн тонн). Высокие сборы зерновых при низких урожаях в других странах сделали экспорт из страны необычайно привлекательным: стоимость зерна на мировом рынке превышает внутреннюю на 50 - 60%. Оживившиеся экспортеры способствовали росту внутренних цен за полугодие вдвое. В ожидании задолго до ноября обещанных обеспокоенным правительством ограничений зернотрейдеры еще более активизировали вывоз зерна.
В сентябре Россия побила рекорд, отгрузив на внешний рынок 2,4 млн тонн (октябрь еще не посчитан). Доходы зернотрейдеров существенно превысили прошлогодние.

Российские аграрии будут наращивать производство зерна благодаря растущим ценам на него в стране и в мире.
В ближайшие годы объем инвестиций в этот сектор увеличится.
: Андрей Порубов

В офисе у Татьяны на стене ее крупный портрет в стиле боди-арт: амазонка Гудошникова стоит спиной вполоборота к зрителю, держа под уздцы породистого скакуна. Что сразу сообщает не только о любви к верховой езде, но и о склонности хозяйки бизнеса к креативным решениям.

Единственный экспортер зерна с 2002 года в Уральском регионе - компания челябинского предпринимателя Татьяны Гудошниковой «Южуралхлебторг» - сейчас находится на пике конъюнктуры. С этого пика Татьяне виден надвигающийся на всю зерновую отрасль ливень инвестиций. За первый год развития компания выросла в десять раз, за второй год - в пять, потом в три, следом в два. Сегодня шквалообразный рост прекратился, сложилась бизнес-модель небольшой мобильной компании, позволяющая успешно действовать на рынке.

- Это произошло не полгода назад, гораздо раньше. Пока мы в стране только сокрушались, мол, нужно поддерживать сельхоз-производителя, но ничего для того не делали, изменилась мировая конъюнктура. Ситуация с ценами на зерно аналогична ситуации с ценами на нефть. Мы стали успешной страной, когда мировой рынок нефти очень сильно вырос. То же происходит сегодня с зерном. Мировые цены резко поднялись не только из-за неурожая в Европе, Канаде, Австралии. Мировая конъюнктура все последнее десятилетие двигалась в эту сторону: природных ресурсов все меньше, каждый год количество плодородных земель в мире сокращается, а потребление продуктов растет.

В колхозе - утром деньги
- Татьяна, когда вы почувствовали, что ситуация на рынке изменилась и цены поползли вверх?

- Основной рост потребления там. Но еще одна существенная тенденция в принципе изменила стоимость ресурса как такового: растет использование зерновых в качестве биотоплива - биоэтанола. Земли раньше производили пищу, теперь - топливо. Сбор зерновых как продукта питания несколько упал. В этом году на фоне неурожая в Европе возникла паника, это вызвало резкий скачок цен - зерновые рынки очень чувствительны. Зерно моментально стало дорогим. Но в этом нет ничего трагичного.

- Более всего, конечно, виноваты китайцы и прочие южноазиаты, которые стали богаче, лучше питаются, им надо много молока, зерна и мяса?

- Это просто манна небесная для нашей страны и ее развития. Последние 15 лет цены на молоко, мясо, зерно не оставляли сельхозпроизводителю перспектив для развития, приобретения современной техники и технологий. Речь шла только о выживании. Высокая цена на зерно, которая сложилась сегодня и вряд ли будет ниже в ближайшие годы, позволит селу вылезть из долгов, сделает отрасль инвестиционно привлекательной.

- Для зернотрейдеров эта осень в буквальном смысле золотая?

- Они уже дошли. В колхозе - утром деньги, вечером стулья. Там на слово давно не верят. Даже наоборот, утром можно отдать деньги, а вечером ничего не получить. В Челябинской области на региональном рынке 19 октября цена за тонну пшеницы составляла 5 - 6 тыс. рублей. Заметьте, это не цена в порту доставки, до того с ней еще много чего произойдет. Точно так же нет одномоментной связи между стоимостью зерна на рынке и булки хлеба в магазине. Как правило, разница два-три месяца в реагировании цен рынка муки на цены рынка зерна. Себестоимость хлеба состоит не только из муки. Сказывается давление администраций, сетей, жесткая конкуренция между хлебозаводами. Если я, допустим, будучи хозяйкой хлебозавода, захочу поднять цену, то узнавшие об этом сеть или магазин тут же позвонят другому хлебозаводу, и тот продаст им муку по старой цене: представляете, какой соблазн у хлебозавода с недозагруженным производством пойти в минус, в ноль, лишь бы переманить клиента к себе? А сети не нужна высокая цена поставщика продукции.

- Высокая цена будет благом для страны, если деньги за продукт, пройдя по цепочке, дойдут до производителя.

- Мера абсолютно смешная. Мы же в рынке, почему вдруг хлеб нужно превращать из продукта производства в предмет политики? Когда я, зернотрейдер, несу две тысячи рублей убытка на одной тонне зерна или когда колхозник в минус работает, это почему-то никого не волнует. Мы платим налоги, так почему мы в ущерб своему бизнесу должны обеспечивать и дополнительные социальные гарантии за государство, у которого до сих пор есть категория так называемых социальных продуктов? Я считаю, в конечном итоге эти гарантии понадобятся потом не гражданам, а целой отрасли. Так произошло на Украине, которая три года подряд запрещала вывоз зерна. В итоге ее сельское хозяйство оказалось в депрессии, никто ничего не сеет и не жнет, урожайность упала: смысла нет, если сельхозпроизводители не могут продать то, что вырастили. Да, на Украине хлеб дешевый, но она скоро будет его в России покупать.

- Правительство решило сдерживать рост цен в розничной торговле. Как это отразится на зерновом рынке, на вашем бизнесе?

- Мы пытаемся вывезти как можно больше зерна по тем контрактам, которые заключались без учета пошлины. Может быть, еще и запретительную пошлину введут до января. Вот если до Нового года - то это для зернотрейдеров было бы очень неприятно и опасно. При достижении экспортного объема зерна в 12 млн тонн поставки за рубеж могут запретить вообще. Это черта отсечения, то, что сверх нашего внутреннего потребления при урожае 80 млн тонн. Вывезли - все, крышка закрылась. Это легко считается: каждая вывезенная тонна зерна на таможне оформляется в онлайновом режиме. Правда, я не очень себе представляю, как это технически возможно. Твое зерно еще едет где-нибудь по железной дороге, по 67 тонн в вагоне, как вдруг ты попал - тебе звонят: извините, у вас в таком-то вагоне уже двенадцать миллионов первая тонна едет - нельзя, высыпайте ее. Это при том, что сколько в огромной стране действительно зерна точно подсчитают только к маю.

- Как вы относитесь к тому, что 12 ноября вводится ограничительная экспортная пошлина на зерно?

- Вы говорите, могут ввести еще одну - запретительную - пошлину на экспорт зерна с 15 января по 1 мая, до 25%?

Но все трейдеры знают: любой запрет правомочен по прошествии месяца с момента ввода. Соответственно, еще месяц нужно не подавать сертификаты, чтобы экспорта у тебя физически не было - и нет проблем. А там и год закончится.

- Зернотрейдеры с правительством дружат?

- На самом деле для России это правильная сезонная мера, чтобы страна в одночасье не осталась без зерна. Чтобы не получилось так, что мы сначала, условно говоря, по триста долларов зерно продавали, а потом по тысяче покупали. Как правило, с января по май устанавливается баланс зерна, сколько какого в стране остается: у нас проблема со статистикой, до этого периода выяснить, урожай каких культур и какого качества собран, сложно. А к маю сельскохозяйственный год закончен, прошла посевная, правительство видит, что страна в продовольственной безопасности, запретительные пошлины можно снять, излишки зерна на рынке могут быть экспортированы. Потому что зерно - это не только хлеб, но и комбикорма, а значит, производство мяса и молока.

- Вы сможете отыграть экспортную пошлину, если цены на пшеницу продолжат расти?

- Конечно, «дружат»: правительство может сказать - с завтрашнего дня Госхлебинспекция не работает. Вместо нее будет Россельхознадзор. По таможенному законодательству, у трейдера должен быть сертификат Россельхознадзора. А его еще не создали, не успели якобы. Миллионы тонн зерна на экспорт зависли. Пока зернотрейдеры судились, чиновники создали вместо упраздненной инспекции несколько разных сельхознадзоров - функция та же. И цены выросли: потому что раньше был ГХИшник на каждой железнодорожной станции, а теперь надо каждую партию зерна везти за тридевять земель для получения сертификата. Условия работы на рынке от того становятся хуже.

- А на внутреннем рынке или внешнем?

- Да, если она не более 10%.

Зерно - это нефть № 2
- Кто выиграл и кто проиграл от повышения цен на хлеб, если по цепочке посмотреть от производителя до потребителя?


- Этого вам никто никогда не скажет, потому что цена зерна как любого сырьевого продукта очень зависит не только от абсолютных величин, зернового баланса, но и от любого публичного заявления. Допустим, скажет министр по телевизору, что в стране огромный урожай, 100 млн тонн, - цены тут же обвалятся, на другой день уточнит, что зерна на самом деле недобор - 50 млн тонн - и цены взлетят.

Пока это самая недоинвестированная отрасль. В этом году многие сельхозпредприятия, мукомольные, хлебопекарные хотя бы смогут покрыть убытки предыдущих лет. Все - от производства зерна до булки хлеба - в этих деньгах колоссально нуждается. Земля становится впервые источником не бесконечных убытков, а прибыли. Надо использовать этот шанс.

- Если все выиграли в онлайновом режиме, то потребитель, думаю, выиграл в длительной перспективе. Потому что если ситуация с высокими ценами будет сохраняться достаточно долго, отрасль станет интересной, в нее придут значительные инвестиции. Вырастут реальные объемы производства не только зерна, но и всей сельхозпродукции, ее качество, ассортимент.

- Несколько месяцев идет максимальный экспорт: с августа по декабрь. В январе будет спад, внутренние цены вырастут, сделаются неинтересными для мировых рынков. В мае - июне цены снизятся и опять откроется экспорт. То есть мы сезонно зависим от внутренних цен, позволяют они торговать на внешнем рынке или нет.

- Как отражается рост цен на вашей компании, объемах бизнеса?

- Около 200 тысяч тонн всех видов зерна: ячменя, ржи. Доминирует как экспортная культура пшеница.

- Сколько планируете в этом году вывезти?

- Думаю, нет.

- Ниже цены уже не будут?

- Шесть или семь - это в принципе один коридор цены, сказывается только транспортная разница, качество зерна, условия хранения. Всерьез стоит рассматривать рост цен, когда он больше 10 - 15%. Обычно каждый месяц экспортируем в среднем по 10 тыс. тонн, этой осенью - ежемесячно в два с половиной раза больше: пик цен. Все хотят успеть вывезти зерно по максимуму до введения пошлин. Идет борьба за рельсы, за корабли, за место в порту, за все.

- Говорят, к весне будет даже 7 тыс. рублей за тонну.

- Вариантов много. Допустим, я с утра хочу зерно побыстрее вывезти. После обеда понимаю, что не смогу и начинаю радоваться: продам в январе дороже. Когда я веду переговоры, говорю: спасибо, что вы у меня утром не купили за пять, после обеда продам за десять. А вечером утренний переговорщик просит меня продать по одиннадцать, потому что там, где он хотел купить за пять, у него обломилось. Участь зернотрейдера: не подстраивать мир под себя. Мы сами подстраиваемся под изменчивый мир: под погоду хорошую и плохую, под большое количество вагонов или малое, под мировые цены и внутренние, под постановления правительства и их отсутствие. То есть наша задача - приспособиться, быстро отреагировать и вместо того, чтоб ругать правительство, радоваться его работе.

- Как не проиграть?

- Берем на Урале: в Оренбургской и Челябинской областях, в Башкирии. А страны продажи - через украинские порты: Одессу, Николаев в Грузию, Северную Африку, Италию, Саудовскую Аравию и прочие.

- Где вы в этом году закупаете зерно и где реализуете?

- Везде моя цена! Брать лучше без денег, а отдавать со сто-процентными гарантиями. И дорого. И еще по ходу налоги все заплатить. Это задача изначально для того, чтобы быть успешным, всем кругом нравиться и чтобы тебе за это ничего не было. То, что происходит на самом деле внутри этой задачи - сплошной компромисс. Брать приходится по рыночной цене, для чего я провожу первый раунд переговоров с десятью или пятнадцатью известными продавцами. Если их устраивает уровень цен, который я предлагаю, мы подписываем сделку. Вернее, я еще ничего не подписываю, но они мне отвечают: да, это, скорее всего, возможно. Далее я добавляю расходы по транспортировке, банку, сертификации, свою маржу. У меня получается моя «мировая цена». Никому ее не говорю: вдруг она очень низкая? Это мои расчеты, моя себестоимость.
Выясняю мировую цену. Я понимаю, что не могу зарабатывать одна, должна поделиться с трейдерами, которые фрахтуют судна и везут зерно до арабов, ведут переговоры с этими жуткими торговцами, до которых мне не дорасти ни уловками, ни хитростью. Чтобы не иметь дела с арабами, я готова доплатить долларов эдак пятнадцать на тонну... Итак, у меня все неплохо сложилось. После этого предлагаю зерно по своей цене. Покупатели говорят: мы бы взяли, но все риски - ваши. Я говорю: нет, так дело не пойдет, и ухожу на неделю.

- Как это происходит?

- В никуда. Тайм-аут. Общаюсь в это время с другими покупателями и продавцами. А те нервничают. Потому что таких сладких предложений, как мое, не так уж много. И вообще предложений мало, к тому же у меня вагоны есть, а у них нет, ну и так далее. Потом я появляюсь, и мы договариваемся об их и моих рисках, о цене. Находим компромиссы. Дальше начинается просто очень сложная работа по отгрузке зерна. Думать уже поздно, учел ты все свои риски или не учел. Потом подсчитаешь, когда сделка завершится. Сколько тебе простоев насчитает дорога, сколько пошлины. Лучше всего знать, что правительство предпримет до того, как это напечатают газеты. Если я вдруг узнаю, что конъюнктура благоволит в каком-то регионе раньше, чем остальные трейдеры, я завтра же буду там и все скуплю. Это очень легко - покупать, когда деньги есть, нет ничего сложного. В том числе не выходя из кабинета.

- Куда?

- В каждом случае по-разному. Экспорт зерна кредитуют иностранные банки, сделки на внутреннем рынке - местные. Использую самые различные схемы, но в основном spanade finance - торгового финансирования. Берем кредиты везде, кто только не дает, по ситуации.

Иного рода риски
- Зерновой рынок - сырьевой, финансово емкий. Как финансируются ваши сделки?

- На то, чтобы закупить зерно, вывезти, получить за него деньги, уходит 45 - 60 дней. Сейчас кругом ажиотаж, очереди: на железной дороге, на элеваторе. Представьте, что значит 12 млн тонн зерна, которые хотят спешно из страны вывезти. Это 180 тысяч вагонов. Здесь не 60 дней, здесь полгода нужно.

- Сколько проходит времени с того момента, как вы взяли деньги и вернули их банку?

- Есть большие игроки, мировые компании, интегрированные с землей, с переработкой, они выращивают свое зерно, имеют огромные пакеты акций в портах. Есть и в России компании, выросшие в мировых экспортеров, мы с ними не тягаемся. Они раз в пять-десять больше нас: «Агрика», Росинтерагросервис». Доминант на российском рынке Glencore - международная зерновая компания с московским офисом. Но таких немного. Потому что у России очень низкие портовые возможности. У меня 5% внутреннего рынка. В Челябинске среди зернотрейдеров мы одни занимаемся экспортом зерна. Всех российских и мировых игроков вы увидите в списке участников ежегодного зернового раунда в Сочи.

- Что представляет собой игровое поле зернотрейда? Какой вы игрок по параметрам?

- Я ощущаю, что меня скоро уничтожат мировые деньги, если я что-то не предприму. Идет концентрация средних и малых компаний, трейдеров делается все меньше в силу того, что рынок финансово емкий и трудно конкурировать с компаниями мирового масштаба, способными использовать огромный финансовый ресурс.

- Вы ощущаете жесткую конкуренцию?

- Мы небольшая мобильная компания, имеем другое конкурентное преимущество. Используем ниши, в которых, например, Glencore не интересно, где меньше миллиона тонн в год. И таких ниш предостаточно. Также находим регионы, предлагающие редкие, но необходимые рынку культуры зерновых, которые нужны небольшими партиями, не интересными акулам капитализма: рожь, рапс и прочие. То есть наши ниши те, в которых мы не испытываем конкурентного давления.

- И что предпримете?

- Мы туда не лезем, делаем отгрузку до порта. В силу того, что там совершенно другие риски. Я отдаю часть прибыли тому, кто это делает.

- А в порту вы с этими акулами сталкиваетесь, на железной дороге? На предмет дележа кораблей, вагонов?

- Да с чего он серый? Здесь одни работяги, уже все седые. Это очень тяжелый рынок, потому что постоянно меняется ситуация.

- Почему говорят, что зерновой - серый рынок?

- Очень высокие риски. На всех этапах все может произойти. На море шторм, и вы не получите корабль к часу Ч. Простой в порту, на железной дороге - все за твой счет. И так далее. Элеватор должен отгрузить тебе 10 числа, а ему накануне десять дней не давали вагонов, и там дикая очередь из тех, кто должен был до вас отгрузиться. А претензии предъявлять некому. Чтобы мир был открыт к тебе лицом и все хотели только дать тебе заработать денег - так не бывает. На всех этапах все пытаются снизить свои риски. За счет твоих.

- Самое тяжелое - что?

- Он не самый доходный. Где-то 4 - 7% остается трейдерам. Ставку определяет не сам зернотрейдер, ее формирует рынок. Есть, конечно, какие-то спекулятивные операции, когда ты просчитал рынок, вложил деньги раньше всех или, наоборот, подержал зерно подольше, несколько месяцев. Ты можешь как получить 50% прибыли, так и потерять, не угадав с конъюнктурой, но это уже другого рода риски, связанные не с торговым финансированием, а со среднесрочным инвестированием. Возможность привлечь финансы способствует развитию нашего бизнеса.

- Какова средняя рентабельность на рынке?

- В банке никогда на 100% не профинансируют никакую операцию, они хотят вперед на пять лет гарантию. То есть запас 500%. А свои риски я обеспечиваю за счет безналогового финансирования, на то и появилась вексельная программа. В январе этого года состоялось размещение первого выпуска векселей ООО «Юж­уралхлебторг» общей номинальной стоимостью 20 млн рублей, в июле - второго, вдвое больше. Организатором выпуска стал Расчетно-фондовый центр. Векселя приобретали местные банки и инвестиционные фонды. Еще одной целью нашей вексельной программы является создание публичной кредитной истории.

- Для этого вам, зерновому трейдеру, понадобилась вексельная программа?

- Когда дорастем до облигационных займов, мы там будем. Но утро, когда мы в один день сможем стать в десять раз больше, еще не настало. Пока не приходит добрый инвестор, который посмотрел бы мне в глаза и сказал: «Хочешь быть как Glencore ? Я тебе верю, на тебе денег».

- На рынок корпоративных облигаций не собираетесь выходить?


Арбитражный суд Челябинской области отказал в удовлетворении иска ОАО «Челябэнерго» (входит в ОАО «МРСК Урала»). Ответчиками выступали два предприятияпреемника легендарного Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) - ООО «ЧТЗУралтрак» и ООО Технопарк «Тракторозаводский». Челябинские энергетики требовали 258,5 млн рублей непогашенной кредиторской задолженности либо взыскания имущества, которое эти ООО, по его мнению, незаконно получили в процессе банкротства ЧТЗ.

Став самостоятельной бизнес-структурой в ходе энергореформ, Челябэнерго решило собрать долги прошлых лет


Челябэнерго входило в реестр кредиторов ЧТЗ пятой очереди, с которыми заводдолжник так и не расплатился. Официальных комментариев на ООО «ЧТЗУралтрак» не дают. Но, как заявил «ЭУ» один из юристов предприятия, ОАО «Челябинский тракторный завод» ликвидировано, а новые ООО «ЧТЗУралтрак» и Технопарк «Тракторозаводский» «не являются его правопреемниками и не обязаны расплачиваться по долгам». По его словам, с Челябэнерго не расплатились, так как выручка от продажи имущества ЧТЗ оказалась меньше, чем кредиторская задолженность предприятия.

Напомним, ЧТЗ признан банкротом в феврале 1998 года, но процедура банкротства завершилась только в октябре 2006 года. К этому времени на базе предприятия появилось новое ООО «ЧТЗУралтрак», доли в котором получили правительство Челябинской области, ФГУП «Уралвагонзавод», Уральский бронетанковый холдинг и ряд дочерних предприятий «ЧТЗУралтрака». В марте прошлого года создано еще одно ООО - технопарк «Тракторозаводский», в которое переданы основные фонды «ЧТЗУралтрака»: здания, сооружения, оборудование, инженерные коммуникации и железнодорожные пути.

Юристы Челябэнерго намерены обжаловать решение челябинского суда в Федеральном Арбитражном суде Уральского округа.

Однако, по данным Челябэнерго, имущество ЧТЗ оценено в 3 млрд рублей, кредиторка предприятия составляла 2 млрд рублей, а долгов кредиторам выплачено всего порядка 400 миллионов. Основное имущество ЧТЗ перешло в два новых ООО, именно поэтому Челябэнерго требовало в суде (в случае непогашения долга) взыскания имущества. В перечне объектов - 16 цехов бывшего ЧТЗ.



Главная страница / Промышленное строительство