Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Не возите меня в гималаи

Затраты дилеров впечатляют. Инвестиции в салон Peugeot составили около 2,8 млн долларов: это офисный центр, магазин и сервис-центр в одном месте. «Автоцентр» строит второй по значимости в России трехэтажный комплекс стоимостью около 4 млн долларов и площадью около 6 тыс. кв. метров для продажи и обслуживания машин трех премиум-марок - Jaguar, Land Rover, Volvo. «Порше Центр Екатеринбург» сумму инвестиций не разглашает.

Вконце апреля на автомобильном рынке Екатеринбурга произошло событие, косвенно свидетельствующее о росте платежеспособного спроса жителей города, области, региона: сразу три компании заявили об официальном открытии или обновлении салонов продажи и сервисного обслуживания автомобилей высшей категории - как в классе, так и в цене. Во-первых, ЗАО «Автоцентр» (официальный дилер Land Rover) получил статус официального представителя Jaguar: «Это расширит возможности в предложении и качественном обслуживании этих эксклюзивных автомобилей в Екатеринбурге», - отмечает специалист по маркетингу и рекламе ЗАО «Автоцентр» Наталья Драницына. Во-вторых, открылся новый салон Peugeot площадью около 4 тыс. кв. метров, что в 20 раз больше прежнего. В-третьих, компания «Оками-Моторс» представила в Екатеринбурге авторизованный дилерский центр одной из самых дорогих марок в мире - Porsche.

Отметим, что попытка организовать продажи этой легендарной машины на Урале уже была. В середине 2004 года в Верхней Пышме (Свердловская область) открылся салон в статусе субдилера московского дилера Porsche в России. Но в ноябре Porsche сменил импортера, а он не стал заключать дилерское соглашение с компанией из Верхней Пышмы.

Сроки окупаемости проектов амбициозны, как сами авто: салон Peugeot, по планам, начнет приносить прибыль через 5,5 года, Porsche - через четыре года. Как отметил директор автоцентра «Порше Центр Екатеринбург» Альберт Арутюнян, «для этого нам необходимо продать примерно 50 машин, и одна уже продана». Всего в планах продаж Porsche по России на год 400 авто (в 2004-м продано 280).

Екатеринбург

«Порше Центр Екатеринбург» стал, таким образом, первым на Урале и третьим в России (после Москвы и Санкт-Петербурга) авторизованным дилером. Как ожидается, он будет продавать и обслуживать машины на всей территории УрФО, а также в Пермской области и Башкирии. Представители производителя надеются на сбыт на Урале в первую очередь Porsche Cayenne - внедорожников стоимостью около 80 тыс. долларов: в 2004 году 85% продаж в России приходилось на них.


Из крупнейших российских продовольственников в городе обосновались только «Магнит» (Краснодар), «Пятерочка» (челябинский франчайзи компания «Урал-Агро-Торг») и «Ариант» - сеть магазинов, реализующих исключительно мясную продукцию одноименного челябинского холдинга. На рынке бытовой техники и электроники работает лишь одна из четырех лидирующих компаний - «Эльдорадо». Остальные («Мир», «М.Видео» и «Техносила»), несмотря на интерес к городам с населением более 100 тыс. жителей, открывать магазины не торопятся. Не освоен город и представителями третьего основного сегмента ритейла - автодилерами. В Миассе всего один официальный дилер автомобилей иностранного производства: автоцентр «Сатурн» представляет марку Renault. Удивительно, учитывая, что бюджетные иномарки активно идут и в меньшие по масштабам города. К примеру, в начале ноября в Октябрьском (Башкирия, население - 108 тыс. человек) начал работу дилер Ford.

«Подскажите, где поблизости продовольственный магазин?» - спрашиваю у прохожего в 9 часов вечера почти в самом центре Миасса. «Да что вы, вряд ли удастся что-то найти в это время. После того, как у “Незабудки” начались проблемы, и днем-то пойти за продуктами некуда…». В июле этого года челябинская сеть, известная активной региональной экспансией (только в 2006 году открыто 56 магазинов), объявила о слиянии с московским «Гроссмартом» (см. «Забыть “Незабудку”», «Э-У» № 27 от 16.07.07). В крупных городах ребрендинг уже проведен, в малых до сих пор стоят пустующие здания с полузатертыми вывесками. И без того низкоконкурентный рынок Миасса остался ни с чем.

Барьеры

Решающий фактор для операторов рынков B-to-C - невысокие потребительские возможности населения. Средняя по городу заработная плата в 2006 году составила 7,7 тыс. рублей. Розничный товарооборот на душу населения почти вдвое меньше, чем, к примеру, в Нефтекамске (118 тыс. жителей), на 20% - чем в Первоуральске (132 тыс. жителей).
Второй барьер на пути сетевиков - дефицит коммерческой недвижимости. В городе восемь небольших торговых центров общей площадью не более 20 тыс. кв. метров и одно деловое здание, еще один объект офисной недвижимости строится. По данным администрации Миасского городского округа, в следующем году начнется строительство крупного торгового центра, но подробности пока не известны.

Сейчас в сфере розничной торговли и общественного питания в Миассе работают всего 12 сетевых компаний, местных и иногородних. Почему в город не заходят сети?

Кроме того, все приходящие игроки подчеркивают важную географическую особенность: «Миасс - это три района, разделенные обширными лесными массивами и промзонами», - отмечает управляющий миасским отделением филиала банка «УралСиб» (Челябинск) Татьяна Майорова. «Это город “одной улицы”, где сосредоточена вся деловая активность. Шаг вправо-влево никого не интересует. А все подходящие объекты в центре уже заняты», - добавляет управляющий филиалом Челиндбанка «Золотая долина» (Миасс) Анатолий Жуков.

По словам коммерческого директора компании «Визави» Ирины Заводниковой, спрос на коммерческую недвижимость очень велик. В центре почти не осталось квартир, пригодных для перевода в нежилое помещение: большинство первых этажей и цоколей на главной улице города и ее близлежащих ответвлениях уже выкуплены под магазины и офисы. Если достойные предложения появляются, то цены, как правило, существенно завышены. За прошлый год стоимость коммерческих помещений выросла почти в полтора раза. Да и компаний, которые могли бы помочь инвесторам с поиском подходящего объекта, не так много: всего риэлторских фирм более 20, из них - пара-тройка крупных.

Потенциал
Тем не менее город может быть интересен сетевым компаниям. Индикатором служит активная экспансия банков и рост конкуренции в этом сегменте.


Резюмирует представитель сетевой компании: «В целом рынок малых городов очень перспективен для продовольственных сетевиков и представителей другого бизнеса: там конкуренции - ноль. Выбирают не столько по уровню развития инфраструктуры города, сколько по субъективным факторам: подружишься ли с администрацией и местными подрядчиками, будет ли место с хорошей проходимостью. А в каком городе это место найдется - Миассе, Златоусте или где еще - почти неважно. Если появится хороший вариант в меньшем по размеру городе, будем его разрабатывать».

В другом городе «раскачать» местное население гораздо сложнее.
В городе четыре вуза: молодежь в меньшей степени стремится уехать в областные центры. Удержать будущую рабочую силу позволяют также высокие темпы строительства жилья в последние два года: за 2006-й введено более 50 тыс. кв. метров. Из известных планируемых проектов - застройка квартала общей площадью 30 - 35 тыс. кв. метров. В городе активно работают челябинские девелоперы и строительные компании. Хотя соотношение стоимости квадратного метра и заработной платы пока неутешительное.

Миасс - один из немногих малых городов, где относительно выгодная ситуация на рынке труда. Приходящие компании отмечают высокий уровень образованности населения: его задают миасские градообразующие предприятия, ориентированные на инновации. Как отмечает управляющая Миасским отделением Сбербанка России Элла Каширникова, «жители Миасса более восприимчивы к появлению на рынке новых технологий и реагируют положительно (например, на услуги интернет-банка)».

Многие показатели социально-экономического развития территории имеют хорошую динамику. К примеру, выпуск товаров и услуг вырос за 2006 год на 44% по сравнению с предыдущим годом, заработная плата - на 25%, розничный товарооборот и оборот общественного питания - на 40% и 25% соответственно.

Активно развиваются малые предприятия - будущие клиенты для приходящих игроков рынка B-to-B. «В Миассе высокая деловая активность по сравнению с тем же Златоустом. Специфика в том, что в городе есть перспективно работающий завод “УралАЗ”: он “нарастил” множество фирм, видов бизнеса, которые так или иначе связаны с автомобильной отраслью. Много активных инновационных компаний, которые занимаются не просто бизнесом “купи-продай”, а работают в реальном секторе экономики», - отмечает директор челябинского филиала УРСА Банка Андрей Рочев.

В подготовке материала принимали участие Евгения Савина, Павел Зубакин

В целом эксперты высоко оценивают потенциал Миасса как одного из направлений территориальной экспансии сетевиков, в первую очередь - регионалов. Стимулируя строительство коммерческой недвижимости, Миасс также сможет привлечь серьезные инвестиции со стороны компаний федерального масштаба.

Таблица Рейтинг Миасса среди вторых городов Большого Урала

Дополнительные материалы:

Таблица Цены и арендные ставки на рынке недвижимости Миасса

Таблица Показатели социально-экономического развития Миасса



Все члены новоиспеченного холдинга рассматривают его как безусловное благо. По словам гендиректора ГРЦ Владимира Дегтяря, холдинг получит дополнительные свободы: при проведении крупных сделок, решении вопросов по земельным отношениям и вопросов собственности. А гендиректор Златоустовского машиностроительного завода Сергей Лемешевский еще в августе объяснял «Э-У»: акционерному обществу намного проще привлечь внебюджетные средства, нежели ФГУП (см. «Ракетная вертикаль», «Э-У» № 29 от 13.08.07).

К декабрю 2007 года на базе государственного ракетного центра «КБ им. В.П. Макеева» (ГРЦ) будет создан ракетный холдинг: указ президент РФ подписал еще в апреле 2007 года. Помимо ГРЦ в него войдут Златоустовский, Миасский и Красноярский машиностроительные заводы и НИИ «Гермес» (Златоуст) - постоянные партнеры КБ по производственной кооперации. Все предприятия холдинга акционируют, 100% акций останутся в собственности государства. При этом 74,5% акций каждого участника получит ГРЦ: фактически он станет управляющей компанией холдинга. Основная задача новой структуры - обеспечение выполнения госзаказа на производство баллистических ракет стратегического назначения.

Под ядерным щитом
Ракеты и ракетные комплексы, размещаемые на подводных лодках, - основной хлеб ГРЦ. Во многом оборонные успехи конструкторского бюро - заслуга легендарного Виктора Макеева, ученика одного из «отцов русской космонавтики» Сергея Королева. В 1947 году Королев создал в Златоусте специальное конструкторское бюро по ракетам дальнего действия - СКБ-385, позже перенесенное в Миасс. В 1955 году СКБ возглавил Макеев, а с 1956 года здесь стали самостоятельно разрабатывать баллистические ракеты для подводных лодок: фактически Макеев создал школу российского морского ракетостроения. Результат 30-летней деятельности КБ - три поколения ракетных комплексов и восемь базовых типов морских ракет, ставших основой подводных ядерных сил страны.

Но есть и ложка дегтя: в холдинг не вошло НПО автоматики (Екатеринбург) - основной российский разработчик электронных систем управления ракетами. НПО предпочло присоединиться к фактическому конкуренту ГРЦ - Московскому институту теплотехники (МИТ), в 1999 году перехватившему у миассцев разработку нового поколения баллистических ракет морского базирования.

В 1997 году Борис Ельцин лично распорядился приостановить работу. Тогдашний генеральный конструктор ГРЦ Игорь Величко отчаянно протестовал: для проекта такого масштаба требуется не менее 30 неудачных запусков. Но его доводам власти не внемли, и Величко подал в отставку.

С 1982 года ГРЦ создавал ракетный комплекс нового поколения РСМ-52 «Барк». Его планировали устанавливать на атомные подлодки 941-го проекта «Тайфун» (сейчас в строю осталась только одна такая лодка - «Дмитрий Донской»). Проект разрабатывался 15 лет и был закончен на 70 - 75%, но три неудачных запуска на полигоне Ненакс (Белое море) поставили на нем крест.

Впрочем, правительство подстраховалось: еще в 1999 году оно поручило ГРЦ возобновить производство ракеты РСМ-54, прекращенное в 1996 году. В 2005 - 2006 годах истекал срок эксплуатации этих ракет, принятых на вооружение в 1987 году, а заменить их было нечем. ГРЦ модернизировал РСМ-54: новый комплекс, получивший название «Синева», успешно испытали в 2004 году. В КБ установили на ракету десять ядерных блоков индивидуального наведения, систему преодоления противоракетной обороны, новую систему спутниковой навигации и вычислительный комплекс, предназначавшийся для «Барка». В 2007 году «Синеву» принял на вооружение ВМФ России: планируется, что до 2030 года она будет устанавливаться на лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» (сейчас у ВМФ шесть таких субмарин). Именно с «Синевой» в КБ связывают главные надежды на оборонный заказ. Кроме того, на подлодках ВМФ уже установлены два комплекса от ГРЦ, и нужно увеличивать срок их эксплуатации. Сейчас в рамках госзаказа ГРЦ ведет около 70 проектов. Но надежду на получение главного - создания морских ракет нового поколения - в КБ не теряют.

Проект ракетного комплекса четвертого поколения передали Московскому институту теплотехники - создателю ракет наземного базирования «Тополь». Новая морская ракета получила название «Булава»: предполагалось, что она будет унифицирована с наземной продукцией МИТ. ГРЦ, впрочем, поручили в меру сил помогать коллегам. Но и с «Булавой» все пошло не так: сказался малый опыт МИТ в области разработки морских ракет. Четыре из пяти первых пробных запусков «Булавы» прошли неудачно. По мнению экспертов, на завершение испытаний потребуется еще от двух до четырех лет. Это задержит ввод в строй новейших лодок 955-го проекта «Борей»: первая, «Юрий Долгорукий», уже спущена на воду в апреле 2007 года, строительство еще двух началось.

В 1991 - 1992 годах стартовал проект «Зыбь» (на базе ракеты РСМ-25). ГРЦ провел по заказу нескольких компаний ряд космических экспериментов в области полупроводников и биологических препаратов. В 1995 году пошла «Волна» (РСМ-50) - вместо боевой части на ракетах установили исследовательский модуль Бременского университета (Германия). В 1998 году трехступенчатая ракета «Штиль-1» (РСМ-54) вывела на орбиту два спутника Берлинского технического университета - впервые в мире из подводного положения. Сейчас ГРЦ выпускает только «Волну» и «Штиль» - остальные проекты закрылись из-за нехватки средств. Впрочем, «Волну» преследуют неудачи. В 2001 году при запуске у ракеты отказала система управления, в 2005 году преждевременно остановились двигатели первой ступени, в результате груз - модуль «Солнечный парус» - не вышел на расчетную орбиту.

Берут в космонавты
На базе оборонки ГРЦ активно развивает второе профильное направление - космические проекты. На основе боевых ракет здесь создали конверсионные. Вместо боевой части на такую ракету устанавливается полезный груз - и запускается по баллистической траектории или на орбиту. В 90-х ГРЦ разработал сразу целую серию: «Зыбь», «Штиль», «Волна», «Прибой» и «Риф-МА».

Но самая перспективная космическая разработка ГРЦ - «Воздушный старт» для вывода на низкие орбиты легких космических аппаратов (см. «Дешевый и воздушный», «Э-У» № 31 от 27.08.07). С обычного аэродрома стартует транспортный самолет Ан-124 «Руслан» с ракетой и разгонным блоком на борту. На высоте 11 км ракета сбрасывается на парашюте и запускается на орбиту прямо с воздуха. У проекта множество преимуществ: во-первых, стоимость выведения 1 кг груза на 20 - 30% ниже, чем у конкурентов (обычно она составляет 30 - 40 тыс. долларов). Во-вторых, для запуска не требуется специальная инфраструктура, поэтому он может производиться в любой стране, даже не имеющей собственного космодрома. Наконец, «Воздушный старт» не наносит столь значительного вреда экологии, как обычный наземный запуск.

Создали в ГРЦ и собственный космический аппарат - «Компас-2». Разработанный по заданию Роскосмоса, микроспутник предназначен для мониторинга природных и техногенных катастроф и отработки методики предупреждения землетрясений с помощью космических средств. В 2006 году «Космос-2» успешно вывели на орбиту, в 2007 году - официально приняли в эксплуатацию.

На гражданке
Ракеты и космос - не единственный источник дохода ГРЦ. В беспокойные 90-е пришлось освоить около десятка гражданских направлений: оборудование для нефтехимической промышленности и энергетики, агропромышленного комплекса и медицины, строительные машины и механизмы, пожарную технику, городской общественный транспорт. Конверсионные программы, с одной стороны, позволили не остаться без средств, с другой - обеспечили смежные машиностроительные заводы загрузкой.

Проект быстро обрел инвесторов и партнеров. Совместно с АК «Полет» и АЦЭУ «Аэрокосмос» миасское КБ учредило корпорацию «Воздушный старт» - главного оператора проекта. Инвесторами выступили индонезийская и швейцарская компании, названия которых пока не разглашаются. Разработка нашла поддержку и на государственном уровне: Владимир Путин в ходе визита в Индонезию договорился о строительстве на местном острове Биак нового международного космодрома для проекта. Джакарта вложит в проект более 25 млн долларов, затраты российской стороны составят 150 - 170 млн долларов. Планируется, что комплекс будет создан в ближайшие несколько лет. ГРЦ сделает ракету-носитель легкого класса, разгонный блок и наземный комплекс управления полетом, НПО автоматики - систему управления ракетой, а АНК им. Антонова (Киев) поставит самолеты «Руслан». Один запуск обойдется в 23 млн долларов: при прогнозируемых 10 - 14 пусках в год «Воздушный старт» должен окупиться за пять-шесть лет.

Но КБ не закрыли. Более того, неудачные пуски «Булавы» и успех «Синевы» позволили говорить о недооценке потенциала миасских конструкторов: такую концентрацию инженерной мысли в российском ракето-строении найдешь не во всяком НИИ. Создание холдинга «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева» стало лишним тому подтверждением. Пожалуй, впервые за последние 15 лет государство задумалось о восстановлении оборонной системы страны. По условиям договора ОСВ-2 (1979 год) СССР разрешалось иметь 62 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Сейчас их осталось только 12, но и их вооружать скоро будет нечем: если, конечно, московская «Булава» и дальше будет показывать себя не лучшим образом. Пока миасские ракеты де юре остаются для ВМФ запасным вариантом. Но де факто - основным. Поэтому создание холдинга и акционирование ГРЦ позволят решить две важные задачи. С одной стороны, укрепится связь между КБ и заводами, что позволит эффективнее обеспечивать оборонный заказ. С другой - большая финансовая независимость положительно скажется на реализации конверсионных проектов: как космических, так и «земных»

КБ участвует в самых разных проектах - от разработки новых технологий для железной дороги и восстановления малых ГЭС на реках Челябинской области до создания установок стерилизации донорской крови. В рамках конверсионной программы ГРЦ организовал Южно-Уральский специализированный центр утилизации вооружения и военной техники. По заказу департамента энергетики США спроектировали и готовят к серийному производству ветроэнергетические установки мощностью 1, 3 и 30 кВт, подумывают и о создании ветроводородных станций. Словом, научный и технологический потенциал стараются использовать по полной программе. Тем более если это вопрос выживания: после свертывания проекта «Барк» стали ходить слухи о закрытии ГРЦ.


Миасский предприниматель Олег Сиротин с нуля создал несколько объектов туриндустрии, затем основал Национальный парк спорта, туризма и активного отдыха. Сегодня парк показывает пример эффективного сотрудничества региональной власти и социально ориентированного бизнеса.

Олег Сиротин

К 2001 году, когда Сиротин появился на берегу, примыкающем к Миассу, здесь царило запустение: здравница советского образца была разграблена и заброшена, дорога, ведущая через лес, заросла. Предприниматель выкупил бывший соцобъект, занялся обустройством пляжа. Примерно в это же время он получил в долгосрочную аренду расположенную неподалеку гору Известную. Так на берегу Тургояка появился клуб-отель «Золотой пляж», а чуть выше в горах - горнолыжный курорт «Солнечная долина».

Новая асфальтированная дорога к клубу-отелю «Золотой пляж», входящему в Национальный парк спорта, туризма и активного отдыха (НП СТО), на грунтовку срывается неожиданно. «Никак руки не доходят до этого участка, все время появляется что-то более важное», - объясняет подпрыгивающий вместе с нами на ямах собственник клуба-отеля, основатель и президент Национального парка Олег Сиротин. Пара минут, и мы выезжаем на берег озера Тургояк. Слева остался отель «ФонГрад» с яркими детскими горками на площадке во дворе, а впереди - кованые ворота, за которыми стоят виллы «Золотого пляжа» и беседки, засыпанные желтой листвой. На волнах качаются лодки.

- Я бесконечно влюблен в уральскую природу: когда был маленьким, отец брал меня с собой в походы, мы поднимались в горы, плавали на челябинских озерах. Поэтому туризм и туристический бизнес всегда привлекали меня особо. А когда в 2001 году появилась возможность купить разрушенное здание на берегу Тургояка, я это сделал не задумываясь. Правда, тогда это была скорее авантюра, чем четкий бизнес-план: я потратил большую часть своего капитала. Чтобы превратить совковое учреждение здравоохранения в «Золотой пляж», требовалось переделать все до мелочей. В проект вложено порядка 5 млн долларов, в «Солнечную долину» - около 8 млн долларов. Правда, сегодня объем инвестиций, необходимый для их развития, десятикратно превышает эти суммы. Если бы я в 2001 году знал, каких вложений они потребуют, мог бы и не решиться на их покупку.

- Олег Юрьевич, почему вы решили ввязаться в туристический бизнес и во сколько обошлась покупка активов?

- В первую очередь бизнес: он растет в цене, приносит прибыль. Другой вопрос, что вкладывается эта прибыль в него же.

- Так туризм для вас - хобби или бизнес?

Парк несоветского периода
- Откуда появилась идея парка? Масштаб нездешний...


...Мы сидим с хозяином в ресторанчике на берегу озера. Сиротин смотрит на горы напротив - под последним осенним солнцем лес на них кажется золотым. Честно говоря, в его предпринимательскую нерешительность верится с трудом. Нынешний «Золотой пляж» - это отели с номерами от эконом- до премиум-класса, центр традиционной китайской медицины, яхт- и дайвинг-клубы. А пару лет назад Сиротин стал инициатором объединения туробъектов, расположенных на берегу озера, и создания Национального парка спорта, туризма и активного отдыха. Сегодня парк - это кроме «Золотого пляжа» еще и курорт «Солнечная долина», санаторий «Жемчужина Урала», отель «ФонГрад» и социальный фонд «Республика Спорт» (Москва).

Смысл объединения в том, что мы сразу стали интереснее как для туроператоров - за счет единой информационной системы и большого номерного фонда (на три отеля приходится более 300 номеров), так и для туристов - за счет широкого спектра услуг. Например, в «ФонГраде» вы найдете spa-салон, тайский массаж и парк детских развлечений, в «Пляже» есть центр китайской медицины и ночной клуб на 200 человек, а в «Жемчужине Урала» - конференц-зал на 300 мест.

- Ее на одной из «Русских недель» (организованные поездки на отечественные и зарубежные горнолыжные курорты любителей и профессионалов. - Ред.) мне подбросил многократный чемпион СССР по горнолыжному спорту Таллий Монастырев. В Испании когда-то был госпиталь для травмированных, и бывший президент олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч предложил сделать его местом реабилитации спортсменов национальной команды. Постепенно проект перерос в национальный парк спорта, туризма и активного отдыха. Мы решили создать нечто подобное. Начали объединять отдельные комплексы в единую систему, услуги которой были бы ориентированы как на туристов, так и на подготовку спортсменов. За эти два года нас посетили десятка два космонавтов (в том числе Муса Манаров, Геннадий Стрекалов, Сергей Крикалев, Юрий Усачев), бывали известные спортсмены - от Ирины Родниной до Николая Валуева. Знаменитый путешественник Федор Конюхов впервые встал на горные лыжи именно у нас.

- Приезжают в основном уральцы?

...В четверг с утра, когда мы приехали поговорить с Сиротиным, отель был занят процентов на 4 Клиенты - в основном пары, ни детей, ни шумных компаний. При этом курорт был готов к приему гостей на все 100: по этажам сновали бесшумные горничные, столики ресторана были сервированы по высшему разряду, шведский стол удивил русским размахом...

- Сейчас модно говорить о развитии въездного туризма…

- Расположение парка позволяет нам ориентироваться в первую очередь на региональный туризм: из Челябинска на машине до «Долины» полтора часа, из Екатеринбурга - около трех. Но приезжают из всех соседних областей. Летом соотношение туристов из Челябинской, Свердловской, Тюменской областей, Башкирии примерно одинаковое, зимой около 60% - челябинцы, 30% - екатеринбуржцы, остальные - из Тюмени, Уфы, с севера.

Лыжи всех размеров
- На официальном сайте НП СТО сказано: одна из его основных задач - «увеличение доли жителей региона, регулярно
занимающихся спортом, с сегодняшних 1 - 2% до 50% в течение ближайших 10 - 12 лет». Это уже какая-то социальная декларация…

- Развивать въездной туризм на Урале крайне сложно. Наша территория у многих ассоциируется с экологическими бедствиями в Карабаше, выбросами на «Маяке», негативную информацию постоянно поднимают и внутри страны, и за ее пределами. Развитие туриндустрии Урала будет обеспечивать именно внутренний туризм: нужно ориентироваться на местных жителей, тем более что их несколько миллионов.

А пропускная способность парка в ближайшие пять лет должна увеличиться за счет реализации масштабного проекта застройки курорта и прилегающих к нему территорий. До 2012 года на 200 га земли построим поселок на тысячу жителей, таун-хаусы, гостиницы, спортивные сооружения, магазины. Проект стал возможен благодаря участию в его разработке компании Dolomiti Superski и частно-государственному партнерству на стадии реализации.

- Почти. Долю активных туристов можно приумножить, увеличивая пропускную способность курортов и приобщая к спорту детей. С 2006 года мы совместно с администрацией Миасса проводим для школьников города «Третий урок физкультуры»: ежедневно собираем по нескольку автобусов, везем детей в «Долину». Специально для занятий горнолыжного детского клуба здесь построен корпус с классами, площадками, инвентарем. За прошлый год в рамках «Третьего урока» поставили на лыжи более 5 тысяч школьников, в этом году планируем еще около 10 тысяч. Занятия бесплатные: половину расходов, 2 - 3 млн рублей ежегодно, покрывает город, примерно столько же - мы.

- Бизнес, даже туристический, начинают замечать только тогда, когда у него появляются реализованные проекты. Власти впервые обратили на нас внимание, когда открылся «Золотой пляж», а в «Солнечной долине» мы провели крупный всероссийский турнир по горным лыжам. Сейчас как местные, так и региональные чиновники активно поддерживают проекты НП СТО, помогают создавать на курорте инженерную инфраструктуру. Например, в этом году заканчиваем строительство энергоподстанции, канализационных, очистных сооружений, и работы проводятся в режиме софинансирования: 50% вкладывает бизнес, 50% - областные власти. Кроме того, из бюджета области частично покрываются проценты по кредитам в рамках программы поддержки малого бизнеса. Все это дает новые точки роста для бизнеса. А сотрудничество с компанией Dolomiti Superski позволяет нам строить конкурентоспособные объекты европейского уровня. Привлекли бы отечественных архитекторов, получили тот же «совок»: институты, которые проектируют металлургические цеха и доменные печи, не могут заниматься разработкой горнолыжных курортов.

Кто пойдет в связке
- А когда восстанавливали здравницу, с нуля создавали горнолыжный курорт, власти не помогали?

- Слияний в ближайшее время, вероятнее всего, не будет. Планы НП СТО в основном направлены на качественное расширение объектов, увеличение числа предоставляемых парком услуг, разработку программ привлечения новых групп туристов.

- Дальше укрупняться будете?

К уровню сервиса объектов, желающих войти в НП СТО, мы предъявляем серьезные требования. Теперь, когда у меня есть опыт организации туристического бизнеса, могу с уверенностью сказать: развитие любого объекта нужно начинать с подготовки персонала. Когда в 2003 году мы запускали «Золотой пляж», не было людей, которые могли бы работать в сфере обслуживания: никто не умел быть хорошим официантом, хорошей горничной, улыбаться, создавать атмосферу гостеприимства, работать для того, чтобы другим было комфортно отдыхать. Нам пришлось потратить несколько лет: найти, собрать, обучить. Сегодня на двух объектах работает около 200 человек. Каждый год проводим несколько курсов, приглашаем российских и иностранных специалистов, посылаем лучших работников на семинары и тренинги, в том числе за границу.

Большинство туристических объектов Урала до сих пор похожи на советские, с ужасной инфраструктурой и слабой культурой обслуживания. Принципиально новые единицы турбизнеса легко пересчитать по пальцам. Высокую культуру обслуживания может обеспечить только бизнес, который развивается самостоятельно. А уральский рынок туризма пока характеризует содержание части курортов крупными промышленными предприятиями, что существенно снижает их конкурентоспособность.

Дополнительные материалы:

...Когда мы уезжали из Миасса, солнца уже не было. За окнами тянулся типичный серо-черный уральский промпейзаж.
- Олег, вы могли перебраться из Миасса в Челябинск или Екатеринбург. Почему живете здесь?
- Люблю этот город. Да и развивать здесь бизнес - не менее перспективно, но гораздо интереснее.



Главная страница / Промышленное строительство